Роспись по дереву акриловыми красками: виды техник. Роспись по дереву акриловыми красками: техники для начинающих

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

4. Закрепление акриловым лаком.

Материалы для росписи

Основные материалы, которые потребуются для акриловой росписи по дереву, это:

Наждачная бумага для очистки поверхности дерева и для придания небольшой шероховатости. Делается это для того, чтобы рисунок наносился более точно и в дальнейшем был долговечным. Понадобится два вида наждачной бумаги: жёсткая и мягкая. Зачищается дерево вдоль волокон.

Кисти для росписи по дереву

Лучшими кисточками для росписи по дереву считаются мягкие кисти природного происхождения. Особо ценятся беличьи , колонковые , реже – соболиные. Однако, для акриловых красок прекрасно подойдут и синтетические кисти .

Перед процессом важно определиться с подходящими размерами для кисточек, которые обозначаются цифрами. Для новичков советуют брать одну большую, две средние и одну тонкую малую кисть.

Важно помнить, что все старинные промысловые росписи зарождались в крестьянском сословии, в руках людей, которым плуг и молот был гораздо привычнее, чем кисть. А если смогли они, сможете и вы! В традиционных росписях нет нужны прорисовывать лица, фигуры или соблюдать портретное сходство. Самое главное - отточить технику рисования разных элементов, научиться свободно проворачивать в руках кисть и смешивать цвета. Нужно приложить немного терпения, раз за разом рисуя одинаковые элементы и в конце-концов вы научитесь их рисовать в совершенстве! Довольно небольшое количество простых базовых элементов и их сочетания - вот и всё!

И важно понимать, что если признанные мастера разных видов росписи могли наносить её без предварительно рисунка, то нам, простым смертным, наносить рисунок можно не сразу красками, а использовать для начала карандаш, трафарет, копирку или кальку, но не слишком увлекаться. Ведь, если постоянно прибегать к готовым рисункам, способность самостоятельно фантазировать притупляется. Помните, главное – это всегда получать удовольствие от процесса росписи.

Хохлома -

Роспись по дереву, при которой яркими тонами по чёрному лаковому фону наносятся ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, а также иногда птицы, рыбы и звери. Название стиля происходит от одноимённого округа Нижнего Новгорода. Основные предметы, на которые наносится хохлома: посуда, мебель, статуэтки, матрёшки.

Городецкая роспись -

Роспись по дереву, при которой насыщенными цветами на золотистом фоне изображаются жанровые сцены из жизни русского купечества, а также звери и цветы. Название стиля происходит от города Городец в Нижегородской области. Основные предметы, на которые наносится городецкая роспись: сундуки, прялки, детская мебель.

Роспись по керамике, при которой растительные орнаменты разных оттенков синего цвета с завитками рисуются на белом фоне. Название стиля происходит от района «Гжельский куст», его образуют 27 деревень в Раменском районе Московской области. Основные предметы, на которые наносится гжель: посуда, вазы, статуэтки, чайники, разделочные доски, матрёшки.

Федоскинская роспись -

Роспись по дереву, при которой портреты людей изображаются на чёрном лаковом фоне. При этом на основу наносится светоотражающий материал - металлический порошок, сусальное золото, поталь, перламутр, что придаёт работе эффект свечения и глубины. Название стиля происходит от подмосковного села Федоскино. Основные предметы, на которые наносится Федоскинская роспись: ларцы, шкатулки, коробочки, крышки альбомов, очёчники, кошельки, пасхальные яйца.

Роспись Северной Двины -

Роспись по дереву, при которой сказочные персонажи и растения наносятся красными и оранжевыми цветами на жёлтый фон. Название стиля происходит от реки Северная Двина, протекающей в республике Коми, Архангельской и Вологодской областях. Основные предметы, на которые наносится роспись: посуда, сундуки, ларцы, подголовники.

Прикамская роспись -

Роспись по дереву, при которой изображения растений и зверей рисуются красными красками по оранжевому фону. Название стиля происходит от территории, прилегающей к реки Кама в Пермском крае. Основные предметы, на которые наносится роспись: мебель, двери и стены дома.

Жостовская роспись -

Роспись металлических подносов, при которой на чёрном фоне изображаются простые композиции из крупных и мелких цветов. Название стиля происходит от деревни Жостово Московской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: разнообразные подносы.

Мезенская (Палащельская) роспись -

Роспись по дереву, при которой неокрашенный фон покрывается архаичным дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками. Они рисуются в два цвета: чёрным - «сажей» и красным - «земляной краской». Традиционные элементы Мезенской росписи - солнечные диски, ромбы, кресты. Название стиля происходит от реки Мезень, протекающей в Архангельской области и республике Коми. Основные предметы, на которые наносится роспись: прялки, ковши, коробы для хранения, братины*.

Роспись по дереву, при которой на тёмном фоне изображаются темы русских народных сказок или исторических событий. Название стиля происходит от села Палех в Ивановской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: шкатулки, солонки, тарелки, матрёшки, панно, брошки.

*Братина - род ковша, из которого в допетровское время во время пиров пили вино.

30 апреля 2014

Художественная роспись как вид декоративно-прикладного искусства продолжает традиции народного творчества. Это не просто определенный визуальный ряд, ее суть намного больше, ведь она как бы парит вне времени, объединяя творчество десятков поколений мастеров. Она органично связана с Родиной - по месту своего возникновения в сообществе крестьян (скотоводов, земледельцев, охотников).

Взгляд искусствоведов на художественную роспись

Художественная роспись наносится на изделия из легко добываемых традиционных природных «демократических» материалов: натуральные ткани, дерево, глина, кожа, камень, кость.

До XVII века ее ростки существовали в пределах отдельных натуральных крестьянских хозяйств. Умения передавались мастерами по родовой линии, от поколения к поколению. Оттачивались специфические художественные приемы, позволяющие оптимально презентовать изделия. Избирались наиболее выразительные и содержательные способы нанесения орнамента. Роспись в архитектуре декорировала потолок, стены, своды, балки и столбы, а в быту - посуду, предметы труда.

В период с XVII по XVIII век художественная роспись в России уже трансформируется в промысел, создающий товары для рынка. Ею начинают заниматься не отдельные мастера, а отдельные местности, деревни. В XIX веке происходит артельная организация искусства росписи. Например, мастера федоскинской миниатюры таким образом самоорганизовались после разорения частных собственников в 1903 году и сохранили свое искусство. В 1876 году начинается систематизация различных видов росписи профессором Исаевым А.А. в двухтомной монографии «Промыслы Московской губернии».

В 20-30-е годы Советской власти ставка делается на создание кооперативных промысловых артелей там, где исторически сложились центры народного творчества, развивающие самобытные виды росписи. Например, хохломская роспись в Нижегородской области.

Стратегия развития росписи, как и других видов декоративно-прикладного искусства, осмыслена и очерчена ученым и педагогом Василием Сергеевичем Вороновым в монографии «О крестьянском искусстве».

В настоящее время предприятия художественной росписи активно развивают виды росписи с целью удовлетворения спроса как на рынке России, так и за рубежом. Расписные изделия при сохранении своей бытовой функции все больше приобретают черты эстетической и художественной ценности. Для их производства используются современные станки и специальное оборудование - для черновых и подготовительных работ. Основная же творческая работа, как и несколько веков назад, производится вручную мастерами-художниками.

Роспись как искусство

Невозможно не отметить, что национальная роспись изменяет сам образ изделия. Он становится более выразительным на уровне цветовой гаммы, ритмичности линий и пропорциональности. Промышленные «обездушенные» товары становятся усилиями художников теплыми и живыми. Последнее достигается путем нанесения орнамента и элементов изобразительного искусства (графики и живописи). Различные виды росписи создают особый позитивный эмоциональный фон, созвучный местности существования промысла.

Если говорить формально, то художественная роспись выполняется путем нанесения кистью красок на определенную поверхность. Следует отметить существенный момент: в отличие от живописи, моделирующей целостное пространство, роспись всегда фрагментарна.

Специалисты-дизайнеры нередко говорят о феномене русской росписи: она универсально гармонирует практически с любым стилем: минимализмом, модерном, кантри. Техники, созданные древними мастерами, оттачивались многими поколениями мастеров в определенных местностях, создавая особую стилевую выразительность. К счастью, в России XXI века сохранились и развиваются различные виды росписи: гжель, хохлома, борецкая, городецкая, мезенская, онежская, пермогорская, пижемская, полховско-пайданская, пучужская, ракульская. Рассмотрим особенности этих самобытных стилей.

Видео по теме

Возникновение хохломы

Умение расписывать дерево в золотой цвет без использования, собственно говоря, золота было передано хохломским мастерам от иконописцев-раскольников, открывших это ноу-хау еще в XII веке в тайной глуши лесов Заволжья. Кстати, они же были знакомы с ремеслами, обеспечивающими роспись: токарным делом и искусством древнего орнамента. Возможно, им были знакомы также древние виды росписи,

Крупное торговое село Нижегородской области Заволжья - Хохлома, - словно магнит, притягивала к себе искусных мастеров.

Эта, говоря современным языком, региональная ярмарка для группы деревень по берегам реки Узолы работала не только для внутреннего рынка России. Зажиточные купцы скупали на ней крупные партии ходового товара и везли их на экспорт. Таким образом, рынок Хохломы был «под прицелом» как внутреннего, так и внешнего рынков, а значит, на нем преобладала конкуренция качества над конкуренцией цены. Был создан реальный стимул: умение мастеровитого человека приносило ему ощутимый достаток.

Согласно исследованиям специалистов, в период с XII по XVII века произошло эволюционирование хохломского стиля, в который интегрировались древние нижегородские виды росписи по дереву.

В период с XVII по XVIII столетие хохломской стиль в основном сложился. В наше время его очагами являются:

Фабрика «Хохломской художник», на которой работают мастера из сел Ковернинского р-на (Семино и др.). В их росписях преобладают полевые цветы и лесные ягоды;

Объединение «Хохломская роспись», г. Семенов. Мастера объединения традиционно развивают тему фантастических цветов.

Технология хохломы

Монашеское мастерство «тонкой кисти» нашло сферу применения в богатейшем растительном орнаменте. Большую роль играло качество изделий. Искусство хохломы предполагало соблюдение мастерами определенной технологии. Характерно, что она не изменилась до нашего времени. Перечислим по порядку ее стадии:

Вытачивание на токарном станке деревянной заготовки посуды («белья»);

Грунтовка заготовок жидким раствором специально подготовленной глины («вала»). В наше время с этой целью используют искусственные грунтовки;

Лужение оловом или же серебром. Сейчас для этого используют алюминий;

Художественная роспись по дереву и сушка изделия в печи;

Лакировка и горячая сушка.

Интенсивная термическая обработка изделий определила цветовую гамму, предпочитаемую древнерусскими живописцами: сочетание золота и красной киновари с черным цветом. Т.е. температура хохломских печей не влияла на яркость и контрастность таких красок.

Способы росписи хохломы

Старинные виды росписи по дереву, интегрируясь в хохлому, определили две ее системы: «фоновое» и «верховое» письмо. Само название системы содержит в себе способ нанесения основных силуэтных очертаний.

«Верховая» система предполагает нанесение цветного силуэтного очертания непосредственно на золотистый фон. Фоновая формирует золотистую «контурность» непосредственно из фона, путем «зарисовывания» мастером черным и красным цветами пространства, окружающего «золотые завитки».

Каждая из систем использует одни и те же виды хохломской росписи. Их всего четыре: «кудрина», «под ягодку» (или же «под листок»); «под пряник»; «под фон».

«Кудрина» предполагает «травный» узор, написанный очень тонкой кистью. Он чем-то напоминает осоку, впрочем, завитую затейливыми гармоничными динамичными кольцами. Как утверждают специалисты, это наиболее древний орнамент.

«Под ягодку» - рисуется более толстой кистью. Кроме «травяной основы» здесь уже появляются листики и ягодки. Растительная форма стилизуется и комбинируется. На одном и том же «стебле» можно увидеть и ромашку, и листья земляники.

Роспись «под пряник» предполагает обыгрывание определенной геометрической формы (чаще всего ромба). Фигура оживляется «кустиками» по бокам и освещается солнцем в середине.

При способе «под фон» последовательно прорисовывается растительный контур, после чего закрашивается оставшийся свободным фон, причем преимущественно черным.

Благодаря неповторимости кисти каждого мастера неповторима и уникальна хохлома. Виды росписи, рассмотренные нами выше, чередуются на ней, радуя взгляд гармонией золотитого, красного и черного цветов.

Гжель. Поиск глины для фарфора

Гжель как искусство художественной росписи родилась на территории современного Раменского района Московской области. Встарь эти места назывались Гжельской волостью, и на этой местности раскинулись села Бохтеево, Володино, Гжель, Кузяево, Новохаритоново, Турыгино.

Вплоть до XVII века местные крестьяне производили из глины сравнительно примитивную поливную посуду. Ситуация изменилась благодаря промышленной разработке местных глин, пригодных для производства фарфора. Точкой отсчета стало распоряжение царя Алексея Михайловича обнаружить «глины, пригодные» для производства аптекарских сосудов - в 1663 году.

Опыт удался, с 1710 г. аптекарский приказ начал пользоваться здешним сырьем. Аптекари нахваливали качество глин, и настал момент, когда ими заинтересовались промышленники. Их интересовало сырье, пригодное для производства фарфора. По указу царя в 1844 г. создали комиссию, в которую вошли собственник фарфорового завода в Москве Афанасий Гребенщиков и инженер Порцелиновой мануфактуры Дмитрий Иванович Виноградов, получивший горноинженерное образование в Марбургском университете. Пять лет искали нужную глину. В 1849 году после восьми месяцев изысканий были добыты глины, из которых произвели первоклассный фарфор. Об их качестве высоко отозвался сам М. В. Ломоносов, соученик Виноградова.

Гжель. Развитие производства

Промышленник Гребенщиков начал использовать найденное сырье на своем московском заводе. Однако смышленый народ из деревни Гжель и окружающих ее сел, кстати, как мы упоминали, уже имевший навыки гончарного дела, также понял выгоду в использовании более качественных глин.

Дело пошло бойко, поскольку в деревнях жили отменные консультанты - производственники с завода А. Гребенщикова. В период с 1750 по 1820 г. мастера-кустари производили майолику - продолговатые кувшины-квасники, тарелки, кружки, блюда. Орнаментальная роспись выполнялась зеленой, желтой, синей и баклажанной краской на белом фоне. Изображение включало в себя птицу - по центру, а вокруг нее - деревья, кусты, дома. (т.е. демонстрировало примитивные виды росписи посуды). Посуда пользовалась спросом. Возникла конкуренция качества. Лидировали бывшие гончарные заводы, изготавливающие полуфаянс высокого качества, идентичного «заграничной» посуде.

Мастерство за 80 лет отточилось, и с 1820 года уже практически все гжельские умельцы производят полуфаянс. Это время расцвета искусства гжели. Изделия мастеров можно увидеть и в Эрмитаже. Эта посуда стала считаться в России лучшей и наинаряднейшей. Характерные расписные гжельские чайники, пиалы, тарелки наполнили дома купцов и знати, трактиры. Совершенствуются виды росписи. Гжель покупают по всей стране, от Архангельска до Астрахани, экспортируют в Среднюю Азию и на Ближний Восток. Продукцию производят приблизительно тридцать фабрик. Занимаются производством гжели фабриканты: Бармины, Гуслины, Гусятниковы, Киселевы, Тереховы, Сазоновы.

К сожалению, начиная с 1860 г. происходит упадок гжельской росписи. Народное творчество, рожденное конкуренцией сотен мелких производителей и десятков средних, вытесняется прагматичностью крупных монополий. Среди монополистов выделялся М. С. Кузнецов, с его пятью заводами и годовым выпуском продукции в 2,1 млн. руб. Производственные мощности всех остальных составляли 14% от кузнецовского. Собственно говоря, фабрикант Кузнецов и «задавил» творчество. Ушла конкуренция, понизилась мотивация, снизилось качество, настал упадок.

Как художники рисуют гжель

Гжель уникальна тем, что каждый мастер, используя классические для нее виды художественной росписи, создает свою индивидуальную технику.

Это тонкое искусство. Принципиальная роль принадлежит опыту мастера, который проявляется в способе движения кисти. При этом на снежной белизне фарфора получается гармоничное изменение цвета от интенсивно-синего до размыто-голубого. Все это рисуется одной-единственной краской - кобальтом. Рисунок накладывается на поверхность «с первого раза», быстро.

Почему важно мастерство художника? Первоначально реальные цвета рисунка не просматриваются (особенность кобальта). Все изображенное кажется одноцветным, и только когда гжель пройдет обжиг в печи, рисунок проявится в полной мере.

Какова композиция гжели? Центральная роль в ней обычно занимается декорированным цветком. В стороны от него ведут гармонично-извивистый «травяной» сюжет, обогащенный листьями и ягодами. Бывает, что в этот рисунок вплетаются анималистические сюжеты или же связанные с бытом (например, дома).

Как практически получается такой рисунок? Виды художественной росписи для «рисуемой с первого раза» гжели сводятся фактически к способам нанесения мазка. Их всего четыре: мазок кистевой затененный, роспись одной кистью, узор «ситчик», а также дополняющие изображения.

Мазок сетевой затененный характеризуется широким цветовым диапазоном из-за различной интенсивности наложения кобальта посредством особого разворота кисти художником.

Роспись одной кистью характеризуется тем, что каждый последующий мазок по тону отличается от предыдущего. При этом интенсивность мазков постепенно убывает, они «светлеют».

Узор «ситчик» - самый тонкий. Он рисуется одним лишь концом кисти.

Используемые гжелью виды росписи картинки характерны не фотографическим тиражированием природных мотивов, а переосмысливаются и преподносятся в неожиданной конфигурации. Изображенные художником переосмысленные синие листья, лепестки синих тюльпанов, астр, гвоздик, роз повторяют контуры птиц или животных. Порой они очерчивают стилизованные бытовые предметы или объекты (например, крестьянские избы).

Дополняющие изображения «травяного» типа - усики, спиральки, элементы штриховки, различные росчерки, геометрические фрагменты - придают изображению законченность, создают необходимые акценты.

Возникновение полховско-майданской росписи

Многообразна русская народная роспись. Виды ее во всем их многообразии, пожалуй, могут быть описаны в специализированной монографии, но не в статье. Поэтому наша задача более скромная. Мы уже назвали наиболее «раскрученные» виды росписи: хохлому и гжель. Однако есть и другие, все они самобытны и их достаточно много. Назовем некоторые: борецкая, городецкая, мезенская, онежская, пермогорская, пижемская, полховско-майданская, пучужская, ракульская и т.д. Не имея возможности в данной статье предметно рассказать о всех них, представим описание единственной из них - полховско-майданской.

Эта роспись возникла в начале XX века в Вознесенском районе Нижегородской области. Здесь в селах Полховский Майдан и в поселке Вознесенское в конце XVIII века существовал токарный промысел монахов Саровского монастыря. Токарному ремеслу научились и крестьяне, став умелыми мастерами в изготовлении деревянной посуды. Мастера также изготавливали, как они говорили, «тарарушки», т. е. изделия для забавы: свистульки, грибочки, матрешки, пасхальные яйца, детские игрушки.

Толчком к созданию росписи стало приобретение крестьянином Полиным Павлом Никитичем аппарата для вижигания, а с 1926 года пробудившееся творческое начало крестьян привело их к росписи изделий масляными красками, а с 1933 года им на смену пришли анилиновые краски.

После того как творчество полховцев переняли загорцы, мериновцы, семеновцы, были созданы новые виды росписи матрешек (этой темы мы коснемся позже).

Технология полховско-майданского стиля росписи

Вначале поверхность деревянного изделия подвергалась шлифовке и грунтовке крахмальным клейстером. Затем наносился контур рисунка тушью, после чего производилась роспись. Для этого использовались краски четырех цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Затем осуществлялась «наводка», характерный художественнй этап полховско-майданского стиля, заключавшийся в обводке контура рисунка черным цветом. Добавим, что этот вид росписи предполагает такой прием, как наложение цветов.

Данный вид искусства также использует особую технику бесконтурной росписи.

Мы упомянули данный вид росписи не случайно. Он процветал в СССР до 90-х годов включительно. На Вознесенской фабрике трудились полтысячи человек. Из них 40% - художники, осуществляющие роспись, остальные - токари. К работе относились творчески, на фабрике работала творческая лаборатория. Продукция экспортировалась в США и страны Европы. Сегодня заложенные фабрикой традиции развивают предприниматели.

Ее величество матрешка

Не всегда эволюционно развивалась русская роспись. Виды ее порой возникали неожиданно - не из «глубины веков». Они порождались озарением какого-то одного креативного русского мастера. Так произошло с матрешкой. Она - не исконно русское изобретение.

Появилась матрешка на Руси в XIX веке в Сергиевом Посаде. Супруга художника Сергея Васильевича Малютина в 1898 году привезла из Японии фигурку старика Фукуруму, в которую вкладывалось еще четыре фигурки (кстати, согласно японской легенде, первую подобную фигурку сделал русский монах). Сергей Васильевич переосмыслил «по-русски» ее идею. Возник гениальный замысел - смоделировать типовую русскую семью. Имя Матрена тогда была популярным на Руси. Кроме того, как полагал Милютин, оно перекликалось с древнеримским названием матери семейства.

Сергей Васильевич сделал чертеж фигурки с восьмью вложениями. За женщиной следовала ее дочка с черным петухом, потом - сын, потом - опять девочка, восьмой фигуркой был младенец. Из дерева их формы выточил токарь В. П. Звездочкин. Раскрасил фигурку сам Сергей Васильевич.

Производство матрешек. Виды росписи

Всемирная популярность матрешки, ее признание миром относится к 1900 году, когда она «выехала в свет» - на всемирную выставку в Париже.

Могло ли народное творчество пройти мимо матрешки? Уже в 1899 году весь Сергиев Посад производил новых обаятельных кукол: девок и баб, румяных, в кафтанах и передниках или в платках и сарафанах, с корзинками, домашними животными, птицами, цветами. Загорский стиль (как известно, Сергиев Посад был переименован в Загорск) отличался живописностью, вниманием к мелким деталям.

С 1922 года матрешек начали также производить в селе Меринове в Нижегородской области. Здешний токарь Майоров А. Ф., купив сергиевскую матрешку, выточил «свою». Расписала же фигурки его дочь. Мериновцы быстро освоили изготовление этих сложных фигурок. Мериновская матрешка - подчеркнуто яркая, хотя с меньшей детализацией, чем загорская.

Третьим «месторождением матрешек» стало село Полховский Майдан, славящееся и токарями, и росписью. Полховская матрешка имеет свои характерные черты:

Мимолетно, мелкими мазками написанное лицо;

Место очертаний платка и линий сарафана (юбки), со спины на 2/3 матрешка выкрашена алым (красным) или зеленым цветом. Цвет платка контрастирует с ним. В области лба матрешки нарисован цветок розы-дикуши. Обозначен фартук - от шеи и до земли. Роспись фартука сгруппирована «по овалу». В середине - ветка с раскрывшейся розой, листьями, ягодами. Композиция дополнена маргаритками и незабудками.

Наиболее сложной в изготовлении считают матрешку из Вятки, которую местные умельцы инкрустируют соломкой.

Вывод

Русская художественная роспись как вид декоративно-прикладного искусства опирается на глубокую народную традицию, на осознание людьми того, что такое Родина, что такое семья. Оно связанно с вековой жизнью наших предков, поэтому расписные изделия несут в себе заряд тепла, человечности, творческого отношения к жизни. Они действительно украшают быт современного человека, ими вытесняется «обезличенность», вносятся элементы декорирования жилого пространства.

Художественная роспись также вносит некоторые акценты в нашу жизнь, напоминая о преемственности, о Родине, об общечеловеческом долге каждого человека - делать жизнь вокруг себя краше.

Будем расписать кухонную досточку. Рисовать будем розу.

Нам потребуется:

Вот такая куплена кухонная досочка:

Она небольшая, 20х15 см., из какой-то плотной, не смолистой, древесины. Хорошо зашлифованная, поэтому никакой предварительной обработки не требует.

Наносим карандашный рисунок. Старайтесь сильно не давить при рисовании, т.к. стирается плохо. Не волнуйтесь, карандаш будет виден из под краски. Если не уверены в своих способностях, можете перевести понравившуюся картинку, думаю, лучше- надавливанием по контурам.

Начинаем раскрашивать. Кисточку после покраски сразу тщательно промываем, т.к.если краска на кисточке высохнет, кисточку — только выбросить.Каждый слой наносим после полного высыхания предыдущего. Сушить можно феном, но, в принципе, краски сохнут достаточно быстро. Сначала толстой кисточкой наносим общий фон, краску с водой разводим на палитре. (ниже на фото листочки блестят, т.к. краска не высохла)

(Краску водой разводим только для нанесения общего фона рисунка, далее рисуем густой краской, лишь слегка смачивая кончик кисти, чтоб краски не растекались). Потом тонкой кисточкой прорисовываем более тёмные участки цветка. Линии вести по направлению прожилок лепестков, от основания.

Чем ближе к основанию, тем темнее оттенки. В завершение, на изгибы лепестков нанести белую краску. Так цветок станет смотреться более объёмным.

На листьях сначала прорисовать прожилки — от стебелька, от центральной жилки, потом — зубчики на краях, стараясь вести тонкой кисточкой от края, закругляя к прожилкам. В конце — желтой краской нанести там, где (по вашему мнению) падают солнечные блики).

Если есть необходимость, тонкой кистью дополнительно прорисовать контуры лепестков более тёмным оттенком.

Теперь прорисуем маркером орнамент. Если маркера нет, можно нанести его тонкой кистью.

Если есть выжигательный прибор, можно выжечь. Я так и хотела сделать, но не нашла выжигатель (куда-то надёжно спрятала). Вообще, выжженный орнамент мне больше нравится, но… теперь белой краской добавим немного объёма орнаменту. Прокрасим периметр дощечки.

Чтобы надёжнее закрепить рисунок, покроем всё на 2- 3 слоя акриловым лаком или акриловым клеем, что, по-моему, одно и тоже, только в разной концентрации.

Акриловый лак не ядовит (заметьте, не я это сказала).

История которого уходит корнями во II век до н. э., когда люди научились делать железо, а из него различные ножи, скребки, пилы и другие режущие инструменты.

Однако недостаточно было просто вырезать из дерева какое-либо изделие, человеку хотелось, чтобы результат его труда выглядел красиво. Так появились древние росписи по дереву, примитивные и далеко не художественные, но зарождение искусства произошло. В те далекие времена краски уже существовали, оставалось применить их должным образом.

Художественная роспись по дереву

Существующие сегодня народные промыслы по изготовлению предметов быта основаны на разнообразных методиках. Деревянные изделия представлены в нескольких категориях: в первую очередь, это посуда и кухонные принадлежности. Вторым списком проходят предметы, олицетворяющие изобразительное искусство. Это расписные панно, украшения интерьера, разнообразные предметы обихода. И, наконец, третья категория - деревянная мебель винтажного стиля, расписанная особым образом под старину. Художественная роспись по дереву как таковая применяется во всех трех случаях. Ценность изделий несомненна, поскольку над ними работают профессионалы.

Разновидности

Росписи по дереву бывают нескольких видов и различаются по принадлежности к определенному региону, а также по стилю. Рисунок может быть сюжетным или орнаментальным.

Виды росписи по дереву:

  • мезенская;
  • полховская;
  • хохломская;
  • городецкая;
  • палехская;
  • северодвинская;
  • петриковская.

Перечислены основные виды росписи по дереву. Каждая разновидность содержит "фирменные" признаки, которые придают изделию дополнительную привлекательность.

Мезенская роспись

Мезенская роспись (или как ее еще называют - палащельская) - это раскрашивание предметов домашнего обихода: ковшей, коробов, прялок, лавок и кухонных столов. Эти художественные традиции появились в низовьях реки Мезень примерно в 1815 году.

Мезенская роспись состоит премущественно из орнаментированных изображений лесных обитателей: оленей и лосей, росомах, лисиц и медвежат. Все изображения обезличены и несут на себе печать статичности. Фризы, сложенные из многократно повторяющихся фигурок, нарисованных в ярких тонах, производят впечатление праздничности и вызывающей роскоши, поскольку красочные полосы орнаментов никак не вяжутся с убогой обстановкой русского жилища. Примитивная прялка, расписанная в мезенском стиле и сверкающая красками в темном углу, лишь подчеркивала запустенье горницы.

Палех

Палехская роспись - народный художественный промысел, появившийся в допетровские времена. В то время село Палех в Ивановской губернии славилось своими иконописцами. Наибольшего расцвета это искусство достигло в конце 18-го века. Палешане, кроме написания икон, занимались реставрацией соборов и церквей, принимали участие в оформлении приделов Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря.

До начала 20-го века промысел палехской живописи процветал, революционные бури 1905 и 1917 года едва не погубили тонкое народное искусство. Поскольку после 17-го года все церкви были упразднены невежественными представителями коммунистической власти, то расписывать стало нечего, и художники-полешане создали артель, выпускающую художественные изделия из дерева.

Вскоре в московской мастерской была создана первая работа в стиле палех. На деревянной шкатулке, покрытой черным лаком, Иван-царевич, вышедший из царских покоев на волю, знакомится с Жар-птицей. Вся картина была выписана золотом и киноварью - от рисунка невозможно было глаз отвести.

В настоящее время палехская роспись по дереву - это глубоко традиционное искусство, с той лишь разницей, что натуральное дерево заменили на папье-маше. Теперь изделия с палехской росписью не только красивые, но и легкие.

Хохлома

Старинный народный промысел, получивший развитие в селах Нижегородской губернии в 17-м веке. Центром стала деревня Хохлома, в которую съехались старообрядцы, гонимые за веру. Среди переселенцев было немало художников-иконописцев, которые принесли с собой тонкое мастерство живописи, каллиграфическое письмо и множество образцов растительного орнамента.

Местные жители, проживающие в Хохломе и близлежащих селах, владели техникой токарной обработки древесины, а рисовать не умели. Вот и получилось, что деревянную посуду, выточенную на месте, расписывали пришлые художники. Так появилось искусство хохломской росписи, которое превратилось в один из самых известных художественных промыслов России.

Резчики по дереву не только вытачивали блюда и тарелки, они вскоре научились вырезать ложки и ковши, классические "братины". Обычно ковш делался в форме лебедя, а по бокам навешивалась дюжина черпаков. Материалом служила липовая древесина, которая по своей природе не имеет волокон и легко режется во всех направлениях.

Хохломская роспись состоит из четырех основных цветов: черного, золотистого, красного и зеленого. Черный и золотой используются в качестве фона, а красный и зеленый, вместе с их оттенками, составляют непосредственно рисунок. Темой для рисунка в стиле хохлома чаще всего служат ягоды рябины, земляники, различные цветы и травяные растения. Иногда художник использует изображения птиц, рыб и мелких животных.

Резьба и рисунок

Русские народные промыслы (такие, как городец или хохлома) - это изделия из дерева, покрытые узором. Сначала мастера-краснодеревщики делают заготовки из отборной древесины, так называемое "белье", а затем художники покрывают их рисунком. Резьба и роспись по деревув этом случае неотделимы - они дополняют друг друга. Самый распространенный тип раскрашенной заготовки - русская матрешка. Для ее изготовления применяется токарный метод резьбы, когда изделие вытачивается, шлифуется и затем расписывается. Данный сувенир известен во всем мире и пользуется высоким спросом на протяжении многих лет.

Можно ли научиться росписи по дереву?

Народные художественные промыслы относятся к изобразительному искусству и требуют определенной подготовки, но каждый, кто обладает терпением и усидчивостью, может освоить основные принципы раскраски изделий. Существуют специальные методики, которые так и называются "Роспись по дереву для начинающих", куда входят ознакомление с процессом и практическая работа. Первоначально занятия носят обобщенный характер, а после приобретения навыков можно переходить на конкретный художественный стиль, например, городецкий. В любом случае, роспись по дереву - для начинающих это увлекательный творческий процесс.

Методы раскраски

Натуральная древесина - это материал, который требует тщательной предварительной обработки. Поверхность для росписи должна быть гладкой, без отслоений и трещин. Заготовка сначала шлифуется наждачной шкуркой, а затем покрывается специальным грунтом, который заполняет все микроскопические трещинки и выравнивает мелкие неровности. Дефекты покрупнее можно устранить с помощью шпаклевки. После предварительной обработки заготовку необходимо хорошо просушить.

Изделия народных художественных промыслов из дерева отличаются яркими, интенсивными цветами. Рисунки обычно контрастируют с фоном, черным или ярко-красным. Для раскраски изделий применяются темперные или художественные гуашевые краски, которые обладают хорошей укрывистостью. Наиболее стойкие результаты дает акриловая роспись по дереву, особенно если рисунок сверху покрыть прозрачным нитролаком. Изделия после такой обработки становятся стойкими к истиранию и не меняют свой цвет.

Роспись по дереву (фото готовых изделий представлены на странице) - это разновидность изобразительного искусства, которое корнями уходит в далекое прошлое, а живет и процветает в настоящем.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций