Романтическая баллада в музыке: Гёте и Шуберт (Лесной царь). Жанр баллады в русской литературе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Наверное, вы читали это стихотворение Лермонтова:

Длинна и сложна история жанра баллады. Самое это слово произошло от итальянского ballare - плясать . Когда-то очень давно балладами назывались плясовые песни. В средние века баллады превратились в песни повествовательного склада. Их исполняли под аккомпанемент какого-нибудь инструмента. Рассказывалось в них о разных исторических событиях, о народной жизни, о рыцарских подвигах, о разбойничьих набегах...

А в XIX веке баллада родилась заново в профессиональном искусстве. Она стала литературно-поэтическим жанром. К ней обращались поэты разных стран - Гете и Гюго, Гейне и Мицкевич, Пушкин и Лермонтов...

Баллада - это повествование. Но повествование не простое. Непременно должны в нем присутствовать элементы фантастики. За внешне спокойной формой всегда скрыт большой внутренний драматизм. Прочитайте "Воздушный корабль" и вы почувствуете это.

А потом баллада снова обрела музыку. Вслед за поэтами к ней стали обращаться композиторы. "Лесной царь" Шуберта, "Ночной смотр" Глинки, "Забытый" Мусоргского - большие вокальные произведения, использующие тексты стихотворных баллад и сохраняющие их основные особенности.

М. Глинка, слова В. Жуковского. Ночной смотр.
Исполняет Дмитрий Хворостовский

Композиторы стремились передать в музыке развитие сюжета баллады и нередко наделяли ее чертами изобразительности. Например, в аккомпанементе баллады Шуберта "Лесной царь" явственно слышен ритм стремительной скачки.

Ф. Шуберт. Лесной царь
Исполняют: Борис Гмыря (бас), Лев Острин (фортепиано)

А далее появились и инструментальные, не связанные со словом, баллады. Первым стал сочинять такие баллады польский композитор Фридерик Шопен. Современники считали, что две из его четырех фортепианных баллад навеяны стихотворными балладами Адама Мицкевича - "Конрадом Валленродом" - повествованием о героическом подвиге и гибели за отчизну, и "Свитезянкой" - преданием о русалках, живущих на берегу озера Свитязи.

Ф. Шопен. Баллада соль минор op. 23 No.1
Исполняет Андрей Гаврилов

Замечательную балладу для фортепиано написал и норвежский композитор Эдвард Григ. Он никогда не объяснял ее содержания, но самый склад музыки говорит о том, что его баллада - рассказ о Норвегии, о ее прошлом, о временах легендарных походов викингов, о ее природе...

Ф. Шопен. Баллада №1 соль минор
Исполняет Артур Рубинштейн (фортепиано)

Современные зарубежные и советские композиторы также часто пишут баллады для голоса, хора или различных инструментов. Многие из вас, наверное, слышали "Балладу Витязя" из симфонической кантаты Ю. А. Шапорина "На поле Куликовом", "Балладу о солдате" В. П. Соловьева-Седого, а некоторые, может быть, играли очень красивые, драматичные баллады Н. П. Ракова для фортепиано.

Судьба музыкальных жанров может делать неожиданные повороты, особенно если их история насчитывает не одно столетие. Именно таков путь баллады, соприкасающейся не только с музыкой, но и с литературой, и даже с танцем… Точнее, с танца и началась ее жизнь. Само название «баллада» не случайно созвучно со словом «балет» – и то, и другое происходит от латинского слова ballo – что означает «танцую». И хотя сейчас понятие баллады менее всего ассоциируется с искусством танца, в Средние века в Окситании – территории, соответствующей югу современной Франции – балладами именовали танцевальные хороводные песни. Они сопровождали народные праздники, посвященные весеннему пробуждению природы – и в XII столетии никто уже не вспоминал, из какой седой языческой древности пришел мифологический сюжет, обыгрываемый в балладах: прекрасная женщина, ее молодой возлюбленный и старый муж-ревнивец… Этот излюбленный сюжет унаследовало от народных песен благородное искусство трубадуров – «певцов любви», которого отнюдь не чуждались аристократы. Пришел в него и жанр баллады – впрочем, применительно к тем балладам нельзя говорить о каких-то определенных «законах жанра».

Искусство трубадуров погибло вместе со старой Окситанией в огне Альбигойских войн, но художественные принципы были унаследованы поэтами и певцами Франции – труверами. Продолжал жить и жанр баллады, утративший связь с танцем. Первые баллады, автор которых известен, появились на рубеже XIII-XIV столетий, создал их трувер Жанно де Люкерель. К этому времени уже можно говорить об определенной форме баллады – и поэтической, и музыкальной: три строфы с одинаковыми рифмами, каждая из которых завершается рефреном. Строфа состоит из трех разделов: второй повторяет первый, третий – иной. Немало баллад создал французский композитор Гийом де Машо, живший и творивший в XIV столетии – все они развивают любовно-лирическую тему. Существовали в те времена и многоголосные баллады, причем в некоторых из них поется одновременно несколько текстов – воспринимать подобные произведения нелегко, однако, люди эпохи Возрождения прекрасно с этой задачей справлялись. В это же время в области баллады расходятся пути поэзии и музыки – появляются баллады чисто стихотворные, для пения не предназначенные. Один из сборников таких баллад принадлежит перу Кристины Пизанской – одной из первых профессиональных писательниц.

В дальнейшем баллада поэтическая пойдет своим путем, в ее историю впишут свои имена и Карл Орлеанский, и Франсуа Вийон, и Лафонтен, но нас интересует путь баллады музыкальной. Её история направляет нас в Великобританию, где наименование «баллада» закрепилось за повествовательными, лирико-эпическими народными песнями. Сюжеты английских и шотландских баллад разнообразны – тут и любовь, и кровная вражда, и встреча с потусторонними силами – как правило, заканчивающаяся трагически для человека… Нельзя не вспомнить знаменитые баллады о Робин Гуде. Не следует думать, что они являют собой чисто английское явление – например, в русской фольклорной традиции тоже существовали повествовательные песни о Кудеяре-атамане и других благородных разбойниках, которые грабили богатых и отдавали награбленное бедным (примечательно, что в Новейшее время некоторые исследователи именовали такие фольклорные образцы балладами, хотя, разумеется, носители традиции этого термина не знали).

Так уж случилось, что в эпоху Просвещения, а затем и романтизма литераторы заинтересовались народными балладами раньше, чем музыканты, и успели застать в живых больше носителей традиции, поэтому текстов народных баллад – английских, шотландских, немецких французских – сохранилось больше, чем музыки. Появились и авторские баллады, созданные по образу и подобию народных – такова, например, баллада немецкого поэта Клеменса Брентано о Лорелее, которую он довольно долго и успешно выдавал за народную. И, разумеется, баллады поэтов эпохи романтизма служили источником вдохновения для композиторов-романтиков. Так состоялось новое рождение баллады музыкальной. И здесь, прежде всего, нужно вспомнить о Франце Шуберте. Конечно, и до него композиторы создавали баллады, но именно в его творчестве вокальная баллада приобрела те черты, которые были подхвачены другими творцами баллад – контрастность эпизодов и сквозное развитие, органично сочетающиеся друг с другом (одним из классических образцов вокальной баллады стал его «Лесной царь»). Позднее вокальные баллады создавали и Роберт Шуман, и Иоганнес Брамс, и Ференц Лист, и многие другие.

В XIX столетии этот жанр пережил еще одно интересное превращение – родилась баллада инструментальная. Сочинения такого рода сочетают черты повествовательности и драматического действия, имея относительно свободные формы. Фортепианные баллады создавали , Эдвард Григ. В последующие времена композиторы именовали балладами произведения в других жанрах, желая подчеркнуть их определенные черты, ассоциирующиеся с балладой – например, назвал свою Симфонию № 22 «Симфонической балладой о Великой Отечественной войне», и хотя композитор в конечном итоге отказался от программного заголовка, ее нередко именуют Симфонией-балладой.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Литературное или музыкальное произведение в жанре баллады и рассказать о нем. 6 класс. Спасибо

Ответы:

Баллада появилась в русской литературе в начале XIX века, когда отжившие свой век традиции старого псевдоклассицизма стали быстро падать под влиянием немецкой романтической поэзии. Первая русская баллада, и притом - оригинальная и по содержанию, и по форме - «Громвал» Г. П. Каменева(1772-1803). Но главнейшим представителем этого рода поэзии в русской литературе был В. А. Жуковский (1783-1852), которому современники дали прозвище «балладника» (Батюшков), и который сам в шутку называл себя «родителем на Руси немецкого романтизма и поэтическим дядькой чертей и ведьм немецких и английских». Первая его баллада «Людмила» (1808) переделана из Бюргера («Lenore»). Она произвела сильное впечатление на современников. «Было время, - говорит Белинский, - когда эта баллада доставляла нам какое-то сладостно-страшное удовольствие, и чем более ужасала нас, тем с большей страстью мы её читали. Она коротка казалась нам во время оно, несмотря на свои 252 стиха». Жуковский перевёл лучшие баллады Шиллера, Гёте,Уланда, Цедлица, Соути, Мура, В. Скотта. Оригинальная его баллада «Светлана» (1813) была признана лучшим его произведением, так что критики и словесники того времени называли его «певцом Светланы».Баллада как сюжетное стихотворное произведение представлено такими образцами, как «Песнь о вещем Олеге» Пушкина. Ему принадлежат также баллады «Бесы» и «Утопленник», Лермонтову - «Воздушный корабль» (из Зейдлица); Полонскому - «Солнце и месяц», «Лес» и др. Целые отделы баллад находим в стихотворениях графа А. К. Толстого (преимущественно - на древнерусские темы) и А. А. Фета.

Интегрированный урок (литература + музыка)

по теме "Баллада как жанр в литературе и музыке"

Демченко Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы

Тип урока: интегрированный урок.

Цели и задачи урока:

Образовательные : Формирование у учащихся целостного восприятия литературно-музыкального произведения - баллады. Ознакомление учащихся с жанровыми особенностями баллады с точки зрения литературы и музыки. Совершенствование навыков выразительного чтения поэтического текста. Закрепление понятия «литературный образ», «музыкальный образ», на примере баллады “Лесной царь”, подчеркнуть значение гениев (И. В.Гёте, В.А. Жуковский, Ф.Шуберт).

Развивающие : Развитие познавательного интереса, творческих способностей детей, формирование их духовных потребностей, литературных и музыкальных вкусов через организацию творческой учебной деятельности. Расширить кругозор, повысить интеллектуальный уровень учащихся.

Воспитательные : Воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные и литературные образы, воспитание любви к литературе и иностранному языку, как к искусству слова и к великому искусству – музыке.

«В балладе... главное не событие, а ощущение,

которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя...»

В.Г. Белинский

Ход урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией. ( 1 )

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

    Проверка домашнего задания.

Учитель : На предыдущих уроках литературы мы говорили о чудесном воздействии на человека произведений устного народного творчества, о зарождении русской письменности, познакомились с жанрами древнерусской литературы, окунулись в прошлое России, в жизнь Древней Руси.
А то, насколько вы усвоили этот материал, мы сейчас проверим: выполним небольшое тестовое задание. (Приложение 1)

2) А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу напарника

(Взаимопроверка) - Слайд № 1-4

    Запись темы, определение целей и задач урока.

Учитель ( Слайд № 5):

Тема сегодняшнего урока - «Баллада как жанр в литературе и музыке». Как вы думаете, о чем мы будем говорить, в связи с этой темой? (ребята предлагают вопросы для обсуждения:

Что такое баллада?

О чем рассказывается в балладах?

Попробуем ответить на эти вопросы в течение урока. Работать мы будем в группах и все вместе.

А эпиграфом к уроку будут слова известного русского писателя, критика и публициста Виссариона Григорьевича Белинского: «В балладе... главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя...». В конце урока мы с вами и попытаемся ответить на вопрос: что же главное в балладе: событие, или ощущение?

Учитель : Обратимся к ключевому слову урока - баллада .

Что такое баллада ? Давайте разберемся откуда пришло к нам это слово.

Слово «баллада» В переводе с итальянского языка означает (ballare) - плясать. Так в старину назывались танцевальные песни. Изначально это были, наверно, авторские песни, но со временем они становились народными.

Баллады писались в стихотворной форме, куплетов было много, и исполняли их под какой-нибудь, инструмент. Со временем, когда под балладу перестали плясать, она стала носить серьезный, эпический смысл.

Слайд № 6

Баллада – это музыкальная пьеса для голоса с сопровождением. В них рассказывалось о необычных драматических событиях, о подвигах народных героев.

Учитель :

А вот определение баллады как литературного жанра:

Слайд № 6

Баллада – небольшое стихотворение с напряженным сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие. Реальное в балладе сочетается с фантастическим, описываемое событие часто носит драматический характер.

Главные жанровые особенности баллады: (составить кластер)

    Баллада имеет сюжет , который построен на узнавании некой тайны, она держит слушателя в напряжении, заставляет его волноваться, переживать за героев.

    Важную роль в раскрытии идеи играет диалог, который заставляет развиваться сюжет.

    Особая роль в балладе отводится повествователю , который дает лирическую оценку происходящему, выражая свои чувства и эмоции по отношению к разворачиваемым действиям.

    Баллада имеет зачин и концовку, как любое эпическое произведение.

    баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приемов, что сближает ее с лирическими произведениями.

    в балладе всегда остается тайна, загадка, раскрытие которой – задача слушателей либо читателей.

Сравните характеристики определения баллады . Отметили вы какие-либо закономерности этих двух определений? (Круги ВИЕТА)

Слайд № 7
И снова вы правы. Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими происшествиями, с героическими поступками.

    Физкультминутка.

Учитель ( Слайд № 8) : Как мы уже говорили, слово «баллада» пришло к нам с итальянского языка (ballare) - плясать. На юге Франции издавна с наступлением мая существовал обычай встречать приход весны. Это был настоящий праздник. В этот день парни уходили в лес и возвращались с громадными охапками зеленых ветвей. Ими украшали окна и двери домов. А среди самых красивых девушек выбирали «майскую королеву» - хозяйку праздника. Все плясали и водили хороводы. Песни, под которые танцевали, прославляя весну, назывались балладами, что означало «танцевальные песни».
Со временем баллады утратили свой плясовой характер, и название «баллада» закрепилось за поэтическим произведением повествовательного характера, исполнение которого часто сопровождалось игрой на каком-либо инструменте.
Баллады создавал народ, они передавались их поколения в поколение. Много баллад было создано странствующими поэтами и музыкантами – жонглерами, трубадурами, менестрелями. Одни баллады повествовали о битвах, сражениях с вражеским нашествием, другие – прославляли храбрость и ум простых людей. Нередко встречались баллады, наполненные фантастикой, шуткой, юмором.

Учитель :

Песня - баллада есть и в русском устном народном творчестве. Слайд № 9

Но сегодня речь пойдёт о балладе немецкого поэта И.В. Гёте, которую на русский язык перевёл поэт В.А. Жуковский, а известный австрийский композитор Франц Шуберт положил музыку. Называется эта баллада «Лесной царь».

Вы спросите, а кто такой Гете? Шуберт? Жуковский?

Давайте обратимся к учебникам за справкой (работа учащихся с учебником).

1 группа: прочитает статью о Гете. (Гёте был многосторонне образованным человеком. Поистине универсальный гений – поэт, драматург, романист, переводчик, литературный критик, мемуарист, живописец, искусствовед, режиссёр, актёр, учёный, ботаник, оптик, зоолог, минераловед, государственный деятель… Вот где образец для подражания!

2 группа: прочитает статью учебника «Литература» о Жуковском и выделит самые важные моменты, связанные с творчеством Василия Андреевича.

Ребята из 3 группы подготовили сообщение о творчестве Шуберта.

Слайд № 10-11

Презентация детей о Шуберте.

Итак, теперь мы знаем немного и о немецком поэте и о его переводчике, и о композиторе, всех их объединяет произведение «Лесной царь».

    Слушание музыки. Шуберт баллада «Лесной царь».

Учитель : Познакомимся с самой балладой.

Я предлагаю вам послушать балладу Франца Шуберта. Уверена, что музыка не оставит вас равнодушными.

(слушаем музыку)

Ребята, какие ассоциации вызвала у вас музыка Шуберта? Выразите их одним прилагательным (Таинственная, особенная…….)

    таинственная,

    особенная,

    необыкновенная,

    яркая,

    волшебная;

    экзотическая,

    исключительная,

    необычная,

    страшная

    загадочная.

Мелодия захватывает своей глубокой правдивостью, характеризуя внутреннее содержание действия, смену переживаний отца, ребёнка и Лесного царя.

Учитель: Поработаем в группах.

Докажите, что в этом произведении встретились известные вам три рода литературы: эпос, лирика, драма

Поработаем в группах

I

( в балладе повествуется о событиях, Жуковский использует линейную композицию , мы видим :

В 1четверостишие – холодная ночь, в пути запоздалый ездок с сыном, сын испуганный. Продрогший приникший к отцу-старику.

2 – малютке кажется, что лесной царь в тёмной короне, с густой бородой глянул, сверкнул ему в глаза.

3 - лесной царь, обращаясь к младенцу, обещает ему чертоги (дворцы) из золота. Цветы и струи из бирюзы и жемчуга.

4 - сын рассказывает отцу об обещании царя, на что старик отвечает, что мальчик увидел колыхнувшиеся от ветра листы.

5 - лесной царь рисует весёлые картины жизни в его дубраве, когда его дочери будут играть с младенцем, летать.

6 - испуганный младенец сообщает отцу, что дочери царя кивают ему из тёмных ветвей, отец же успокаивает его, говоря, что это тёмные ветлы.

7 - пленённый красотой младенца, лесной царь убеждён, что он будет его.

8 - отец оробел, он не скачет – летит; но младенец уже мёртв. )

II

( во-первых баллада написана в стихотворной форме, состоит из 8 четверостиший с параллельным способом рифмовки:

мглой?

молодой.

приник;

старик.

Во-вторых, мы видим переживания героев и чувства автора.

Лирическое начало создается всем строем стихотворения, всем его содержанием. Как и в музыке с первых строк создает тревожное настроение. Тревога сменяется гнетущим страхом за судьбу ребенка, которого невозможно спасти. Таков неумолимый рок.

III

(В балладе есть диалог, который, как и в драматическом произведении является основным средством создания художественного мира.

Диалог отца с сыном принимает вид спора, в котором мы увидеть характеры героев, их взгляды и убеждения.

I

II

III

    Видит ли Лесного царя отец?

(Нет, взрослые менее доверчивы; они слепы)

3.

(

Он рассказывает о себе : Весёлого много в моей стороне:

Он очень таинственный, загадочный и волшебный, он говорит: в дуброве моей

Играя, летая, тебя усыплять )

2 (Тайный мир невидимого грозит в первую очередь детской невинной душе; Дети невинны, чисты и доверчивы)

8. Как меняются ощущения ездока? Проследить смену чувств отца. (Ездок запоздалый

Обняв, … держит и греет (сына) старик.

Ласковый, спокойный,

не верит сыну на видения отвечает:

- О нет, то белеет туман над водой. - О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы.

- О нет, всё спокойно в ночной глубине: То вётлы седые стоят в стороне.

В конце баллады уже не так спокоен: Ездок оробелый не скачет, летит;).

4. (Это один из главных героев; он погубил мальчика).

5. Какое трагическое событие положено в основу сюжета? Смерть мальчика).

6. (Между отцом и Лесным царём, человеком и видением).

«дитя» «дитя»

«мой младенец» «мой младенец»

--------- «неволей иль волей, а будешь ты мой!»

7. (Отец не верит сыну, не вникает в его страхи… И Лесной царь завладевает душой ребёнка).

9 .Почему в последней строфе баллады настоящее время глаголов заменяется прошедшим? (Смерть. Многоточие, глаголы – смена действия порождает тайну, неопределённость, неясность, а значит, и неоднозначность толкования баллады, даёт простор читательской фантазии).

Что можно сказать о музыкальной характеристике героев?

(рассказчик очень взволнован, отец встревожен, сын испуган и напряжен, интонации лесного царя напротив привлекательны и сладки).

10. Почему ребёнок назван сначала «сын молодой», затем – «дитя», «малютка», «младенец»? (Мысль о вечном обновлении души: чтобы родиться, надо умереть; ребёнок идёт на убыль)

    Подведение итогов. Слайд № 13

Учитель литературы:

Баллада прочитана, прослушана музыка, наступил момент, когда можно оглянуться назад и подвести итог.

1) О каком новом литературном жанре вы сегодня узнали?

2) Благодаря кому этот жанр пришёл в русскую литературу и получил достойное развитие?

3) Какие образы баллады «Лесной царь» отложились в вашей памяти?

4) Могут ли взаимодействовать между собой слово и музыка?

5) Давайте вернемся к эпиграфу урока, к словам Белинского, что же главное в балладе: событие, или всё - таки ощущение? (Конечно же, в балладе «главное всё-таки не событие, а ощущение, которое оно вызывает» . )

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (дифференцированное)

1) Иллюстрирование героев или эпизодов баллады (по желанию).

    Выразительное чтение по ролям – для работы в классе на следующем уроке (обязательно для всех).

    Термины «баллада» выучить (обязательно для всех).

    Написать отзыв о балладе «Лесной царь» В.А.Жуковского или Шуберта (по желанию).

    Рефлексия.

Продолжить предложение:

    На уроке самым интересным было…

    На этом уроке я научился…

    На этом уроке самым неинтересным было…

    Я буду вспоминать о…

    Теперь я хотел бы узнать о ….

Приложение 1

Тест, 6 класс

Древнерусская литература

а) IX XIII веков

б) XI XVIII веков

в) XI - XVII веков

а) роман

б) жития

в) слово

г) былины

д) стихотворения

е) летописи

    Назовите наиболее известный (из ранних летописных сводов) памятник древнерусской литературы:
    А) «Сказание о белгородском киселе»

б) «Повесть временных лет»
В) « «Повести о разорении Рязани Батыем» ».

а) князем Владимиром

б) Нестором

в) Александром Невским

5. Какова основная мысль «Сказания о Кожемяке»?

а) превосходство человека мирного труда над воином,

б) величие русского человека,

в) прославление находчивости русского человека.

6. В каком произведении древнерусской литературы автор прославляет мудрость и находчивость народа (простой русский человек, своей личной инициативой освобождающий русскую землю от врагов).

а) Повесть временных лет

б) Повесть о разорении Рязани Батыем

в) Сказание о белгородском киселе

а) анафора

б) гипербола

в) олицетворение

а) князь Владимир

б) Нестор

в) Кирилл

г) Мефодий

8 правильных ответов – оценка «5»

7-6 правильных ответов – оценка «4»

5-4 правильных ответов – оценка «3»

3 и меньше правильных ответов – оценка «2»

Ответы:

    Древнерусская литература относится к периоду:

в) XI - XVII веков

    Основными жанрами древнерусской литературы были:

б) жития

в) слово

е) летописи

    Назовите первый памятник древнерусской литературы: б) «Повесть временных лет»

4. Сборник летописей «Повесть временных лет» был составлен

б) Нестором

5. Какова основная мысль «Сказания о Кожемяке»?

а) превосходство человека мирного труда над воином,

6. В каком произведении древнерусской литературы автор прославляет мудрость и находчивость народа

в) Сказание о белгородском киселе

7. Какой прием использован автором "Повести о разорении Рязани Батыем" в сточке: «..один рязанец бьется с тысячей, а два с десятью тысячами…»

б) гипербола

8. Назовите имена создателей славянской азбуки

в) Кирилл

г) Мефодий

Приложение 2

Баллада В.А.Жуковского «Лесной царь» (Перевод баллады Гёте, 1818)

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

Обняв, его держит и греет старик.

- Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?

- Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:

Он в тёмной короне, с густой бородой.

- О нет, то белеет туман над водой.

«Дитя, оглянися: младенец, ко мне;

Весёлого много в моей стороне:

Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

Из золота слиты чертоги мои».

- Родимый, лесной царь со мной говорит:

Он золото, перлы и радость сулит.

- О нет, мой младенец, ослышался ты:

То ветер, проснувшись, колыхнул листы.

«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять».

- Родимый, лесной царь созвал дочерей:

Мне, вижу, кивают из тёмных ветвей.

- О нет, всё спокойно в ночной глубине:

То вётлы седые стоят в стороне.

«Дитя, я пленился твоей красотой:

Неволей иль волей, а будешь ты мой».

- Родимый, лесной царь нас хочет догнать:

Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.

Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок погоняет, ездок доскакал…

В руках его мёртвый младенец лежал.

Примечания:

Бирюз о вый – зеленовато-голубой цвет.

Жемч у жный – белый, как жемчуг.

Черт о ги – пышное, великолепное помещение или здание, дворец.

П е рлы – жемчуг а .

Сул и ть – обещать.

Дубр о ва (дубр а ва) – лес.

В ё тлы – ивы.

Плен и ться – очаров а ться, увл е чься.

«свет» - это лучистая энергия, которая делает мир видимым.

«тьма» - это отсутствие света, мрак. И эта ночь, и туман, и мгла – это символы враждебных человеку сил.

Слово «тёмный» в XIX веке имело ещё одно значение, кроме привычного для нас, - «слепой, заблуждающийся».

Приложение 3

Работа в группах

1)Докажите, что в этом произведении встретились известные вам три рода литературы: эпос, лирика, драма

I группа – приведет доводы в пользу эпоса

II группа – представит примеры, указывающие на лирику, как род литературы

III группа – укажет основные средства драматического произведения, использованного в балладе

2) Давайте проследим за главными образами баллады

I группа – Проследит за образом отца

II группа - Проследит за образом Лесного царя

III группа - Проследит за образом Ребёнка

1) Видит ли Лесного царя отец?

2) Как меняются ощущения ездока? Проследить смену чувств отца.

    Каким нам представляется Лесной царь?

    Почему баллада названа именем Лесного царя?

1) . Почему видение является только сыну?

2) Какое трагическое событие положено в основу сюжета?

    Между кем идёт борьба за душу малютки?

    Почему побеждает Лесной царь и что это означает для ребёнка?

Приложение 4

Информационная карта урока.

Учитель литературы: Демченко С.И

Дата : 10.10.13

Класс 6

Предмет: Литература+ музыка

Тема: "Баллада как жанр в литературе и музыке"

Целеполагание для ученика

(ЗУН-что надо знать, что уметь после 45 минут урока)

Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т.д.

    Знать:

А) баллада - лиро-эпический жанр поэзии, обязательным становится сюжет, который часто заменяется диалогом.

Б) баллада - это музыкальная пьеса для голоса с сопровождением, в которой рассказывалось о необычных драматических событиях, о подвигах народных героев.

    Уметь (делать)

    1. Работать с текстом, извлекать информацию из текста.

      Выводы по предложенным вопросам для работы с текстом (сделать выводы, подтвердить словами из текста)

      Различать интонации действующих лиц баллады.

      Сравнить язык двух художественных произведений (литературного, музыкального), представлять, как средства выразительности каждого

составляют единый драматический образ.

1. Предметные цели:

Познакомить обучающихся с жанровыми особенностями баллады; Закрепить знание понятий «литературный образ», «музыкальный образ», подчеркнуть значение гениев И.В.Гёте, В.А.Жуковский, Ф.Шуберт.

2. Цели, отражающие ОУУН:

Организовать работу в парах, в группах и научить:

2.1 Методологическим умениям :

    формулирование выводов на основе имеющихся знаний;

2.2 Логическим умениям :

    работа с терминами и понятиями;

    поиск и выделение главного;

2.3 ИКД

    извлечение из текста информации, заданной в неявном виде;

    формулирование выводов;

    перефразирование мысли;

    решение практических задач, на основе имеющихся знаний;

2.4 Работа с информацией:

    работа с текстом, поиск информации в тексте;

3. Цели, развивающие личностную мотивацию:

Развивать творческие способности учащихся, формировать их духовные потребности, литературного и музыкального вкуса через организацию творческой учебной деятельности.

Опорные понятия: баллада; музыкальный образ; литературный образ;

Учебные действия: работа с текстом учебника, работа с дополнительной литературой, прослушивание музыки.

Диагностические задания:

    Тест в начале урока

Жанр баллады в русской литературе

Баллада - один из любимых лирико-эпических жанров русских романтиков, который позволял полностью отойти от реальности, создать собственный фантастический мир, противопоставленный миру реальности. К этому жанру обращались такие великие поэти, как Жуковский, Пушкин и Лермонтов.

В. А. Жуковский, которого по праву считают основоположником русского созерцательного романтизма, первым обратился к балладе. Развитие этого жанра было очень важным для самоопределения русского романтизма. Большинство баллад поэта переводные («Людмила», «Лесной царь», «Ивиковы журавли» и другие), но они производят впечатление оригинальных.

Для многих баллад Жуковского характерна поэтика ужасного, атмосфера тайны. В связи с этим возникают постоянные образы: луна, вороны, совы, гробы, саваны, мертвецы.

Тускло светится луна В сумраке тумана...

«Светлана»
Дом твой - гроб; жених - мертвец.

«Людмила»
Ворон каркает: печаль!
«Светлана»

Действие баллад часто разворачивается с полночь. Герои постоянно находятся в состоянии ужаса и страха.

Мир баллад строится на антитезе: добро - зло.

Ак, в «Светлане» добро одерживает победу над силами зла, все ужасы и кошмары оказываются лишь сном. А героиня другой баллады, Людмила, наказывается за роптание на судьбу. Здесь необходимо отметить, что в балладах Жуковского присутствует некоторый моралистический элемент, но дидактизм не уменьшает их романтический пафос.

Важным является мотив рока, проходящий через все творчество, поэта. Так, в балладах жизнь показана как постоянное противопоставление судьбе, как поединок человека и обстоятельств, мы видим неизбежность возмездия. Основой балладного сюжета является преодоление преграды между реальным и потусторонним миром.

Жуковский часто обращался к образам феодального Средневековья и античности, Они позволяли ему подняться над окружающей действительностью и перенестись в мир фантастики, таким способом он бежал от реальности, как и все романтики.

Переводя Баллады , Жуковский сохранял многие черты подлинника, но сосредоточивал свое внимание на важнейших этапах сюжета. Так, в балладе «Людмила» Жуковский передает большую степень задумчивости, усиливает моралистический элемент, утверждает идею смирения перед судьбой. А в «Светлане» он еще дальше, уходит от оригинала («Леноры» Бюргера), усиливается национальный колорит, который создается деталями быта, картинами русской природы. В балладе «Лесной царь» перед нами предстает иной, чем у Гете, образ царя: «Он в темной короне, с густой бородой».

Характерной особенностью переводных Баллад Жуковского является то, что они русифицированы. Например, «Людмила» - это перевод «Леноры» Бюргера, но действие перенесено в Московское царство XVI-XVII веков, а главной героиней стала Людмила, русская девушка. В балладе «Светлана» мы видим еще больше русских черт: описание гадания «в крещенский вечерок», примет и обычаев, встречаются элементы фольклора («ворота тесовые», «кони борзые»). Позднее (в 1831 г.) Жуковский вновь обратится к этой балладе и напишет одноименную («Ленора»), но на этот раз достаточно близкую к оригиналу.

Итак, для балладного творчества Жуковского характерным является то, что большинство его произведений этого жанра являются переводными. Но он привносит в них национальные русские особенности. В балладах Жуковского важен не сюжет, а настроение, которое вызывают события.

Пушкин на определенном этапе своего творчества так же, как и Жуковский, был романтиком. Именно в этот период он пишет балладу «Песнь о вещем Олеге» (1822 г.). Материалом для произведения послужило событие, взятое из средневековой истории, так же как и многие сюжеты Баллад Жуковского. Сходен и главный мотив - мотив предопределенности судьбы. Но существуют и важные различия между балладами Пушкина и Жуковского. Прежде всего, стихотворения Александра Сергеевича написаны на русский исторический сюжет, в то время как материалом Баллад Жуковского является, как правило, европейское Средневековье. Важную роль играет то, что в основе сюжета «Песни о вещем Олеге» лежит летописный рассказ, и Пушкин старается быть исторически достоверным. Для этого он вводит исторические реалии:

Твой щит на вратах Цареграда...

Поэт показывает древние обычаи и традиции, что придает пушкинской балладе вид подлинности. По сравнению с историческими Балладами Жуковского «Песнь о вещем Олеге» кажется более национальной и более народной.

В связи с темой неизбежного рока возникают такие образы, как череп, кости, гробовая змея:
Из мертвой главы гробовая змея, Шипя, между тем выползала...

Итак, Баллада Пушкина исторически достоверна, то есть можно сказать, что по сравнению с балладами Жуковского она наиболее приближена к реальности. Главным в этом произведении является то, что человек не способен изменить того, что ему предначертано.

Продолжая традиции Жуковского, Лермонтов Также обращается к Жанр баллады («Воздушный корабль», «Перчатка» и другие). Лермонтов редко обращается к сюжетам Средневековья. Баллада «Воздуш-
Ный корабль» посвящена Наполеону. Главным мотивом является мотив одиночества:
Но в цвете надежды и силы Угас его царственный сын, И долго, его поджидая, Стоит император один...

Так же как и в балладах Жуковского, мы видим мистический пейзаж: ночь, звезды, скалы - возникают романтические образы, любимые обоими поэтами (могила, гроб, мертвец), мы оказываемся в фантастическом мире, далеком от реальности.

Как и большинство Баллад Жуковского , «Воздушный корабль» является переводом (из Зейдлида).

Баллады в основном написаны на сюжеты, взятые из прошлого, и, чтобы передать соответствующее настроение, используются различные средства. Этому подчинен и язык баллад. Поэты используют различные эпитеты и метафоры, а в Балладах Жуковского и Пушкина встречаются архаизмы, фольклорные, сказочные элементы.

Таким образом, большинство баллад русской литературы начала XIX века являлись переводами баллад западноевропейских романтиков, но на русской почве они приобретали ряд особенностей. Жанр баллады играет важную роль в развитии русского романтизма и занимает значительное место в творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии