Развитие связной речи с помощью театральной деятельности. Опыт работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности. Консультация «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.

К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:

Односложная, состоящая из простых предложений;

Бедность речи, недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами;

Бедная диалогическая речь;

Неспособность построить монолог;

Отсутствие навыков культуры речи.

Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель – развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. В основу моей работы легли методики А.М. Бородич «Методика развития речи», М.М. Алексеевой, Б.И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку», В.И. Логиновой «Развитие связной речи». Опираюсь на новинки методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание».

В процессе игровой деятельности детей я определила уровень развития речи каждого ребёнка. Полученные результаты зафиксировала в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями. Оформили уголок «Костюмерная», в который поместили яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев.

Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, подбирают элементы костюмов, распределяют роли, но есть такие дети, которые волнуются, испытывают чувство страха перед выходом на импровизированную сцену. Эту проблему я решила, оборудовав в группе «Уголок уединения», в котором ребёнок может побыть один, вспомнить содержание своей роли.

Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделали подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, составили картотеку дидактических игр по следующим направлениям:

– Для формирования грамматического строя речи "У кого похожая картинка?", "Подбираем рифму", "Загадки-описание" и т.д.

– На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается? «Что происходит в природе?».

– В работе над звуковой стороной речи «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т.д.

Добиться систематичности в моей работе помогают технологические карты, которые включают в себя игры, направленные на развитие речи. Данные игры включаю во все режимные моменты. Также добиться положительных результатов позволил реализованный мною проект «Сказка как источник творчества детей», цель которого направленна на развитие речи детей дошкольного возраста. Работу в рамках данного проекта строила в системе, последовательно, направляя деятельность детей и взрослых на достижение положительного результата. Проектная деятельность позволяет мне успешно решать задачи, направленные на своевременное развитие речи через театрализованную деятельность.

Воспитательные возможности по театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребёнка. Занятия театрализованной деятельностью развивают сферу чувств, будят в ребёнке сострадание, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Поэтому одним из этапов в развитии речи через театрализованную деятельность является работа над выразительностью речи. В процессе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Работу на данном этапе строю в следующей последовательности: сначала сама проигрываю предполагаемый сюжет в ролях, затем предлагаю детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, предлагаю игру на этот сюжет. Примерами таких игр могут быть игры «Отгадай загадку», «Сказка наизнанку», «Так бывает или нет?» и т.д.

Следующий этап моей работы – творческие задания. Например, в игре «Подарок на всех» даю детям задание: «Если ты был бы волшебником и мог творить чудеса, что бы ты нам подарил?» или «Какое желание ты бы загадал?». Эти игры развивают у детей умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Также провожу игры на повышение значимости каждого ребёнка, например в играх «Комплимент» и «Зеркало», предлагаю детям сказать фразу, которая начинается словами: «Мне нравится в тебе…», в подобных играх помогаю ребёнку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что его принимают партнёры по игре.

Используя в своей работе метод сказкотерапия, развиваю у детей творческую инициативу, умение преодолевать детские страхи, чувство тревожности. Рассказываю сказки, в которых показаны способы разрешения конфликтных ситуаций, считаю, что они формируют у детей позицию здравого смысла и здравого чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о семейных хитростях. Примером таких сказок могут быть «Гадкий утёнок», «Волшебное слово», «Кто заговорил первым?».

Своеобразная школа элементарных основ актёрского мастерства – театральные этюды. Репетиции над этюдами не менее важны, чем постановка самого спектакля: идёт последовательное знакомство, артистические навыки дошкольников. В игре «Вот так поза», дети учатся наблюдать, развивают логическое мышление, обыгрывая этюд, передают выразительные движения, выражение радости. После драматизации сказок провожу обсуждение, задаю вопросы: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чьё поведение, чьи поступки тебе понравились? И т.д. Отражение эмоционального отношения к произошедшим событиям дети передают через рисование, составление рассказов.

Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности включаю: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение. В работе над формированием звуковой культуры речи широко использую речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т.д.

Считаю, что при правильном и умелом подборе они способствуют не только правильному формированию звукопроизношения, но и обобщают знания детей об окружающей действительности. На занятиях по развитию связной речи большое внимание уделяю рассматриванию иллюстраций и картин, дети описывают предметы и явления, используют различные речевые обороты. В совместной деятельности с детьми провожу логопедические пятиминутки, а в пятницу во второй половине дня «час театра». Практика показала, что работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого мною был проведён семинар-практикум «Роль театра в развитии речи детей», который состоял из трёх занятий:

«Театр кукол и игрушек в детском саду» – лекция-дисскусия;

«Театрализованные игры – путь к детскому творчеству» – мастер- класс;

«Сказки, сказки, сказки…» – занятие-практикум.


Данная работа с родителями эффективна, так как позволяет дать им не только теоретические знания, но и закрепить их на практике. В ходе работы с родителями были предложены беседы:

«Роль родителей в развитии речи ребёнка»;

«Я маленький актёр»;

«Кукольные театры для дошкольников своими руками».

Познакомиться с положительным опытом семейного воспитания по развитию речи, получить рекомендации по работе с детьми в данном направлении, родители могли на родительском собрании «Театр в жизни ребёнка», а также на страницах газеты «Вести из родничка».

В результате проведённой работы её необходимость отметили 70% (на начало года 35%). Родители стали более компетентны в этом вопросе, они предлагают мне свою помощь в подготовке к спектаклям, некоторые родители отметили, что дети дома разыгрывают небольшие сценки на семейных праздниках, при этом очень выразительно передают характеры персонажей. Данную работу проводила в тесном контакте с узкими специалистами. Вместе с музыкальным руководителем подобрали музыку к различным образам сказочных героев, провели театрализованные представления по сказкам «Репка», «Теремок». Инструктор по физической культуре отработал различные движения, помог в организации досугов, праздников, предоставляя детям возможность проявить активность, самостоятельность, творчество. Проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:

1. У детей повысился уровень развития речи.

2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.

3. Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.


Из опыта работы

«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»

Чекунова Елена Александровна,

воспитатель МБДОУ № 61,

г. Апатиты Мурманской обл.

«… Не только интеллектуальное развитие ребенка,

но и формирование его характера,

эмоций у личности в целом,

находится в непосредственной зависимости от речи»

(Лев Семенович Выготский)

Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка, и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его речевое становление. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает большую услугу в познании мира, в котором мы живем.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.

Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Полноценное овладение речью в среднем дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.

Исследования психологов, педагогов (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. Развитие речи осуществляется в различных видах деятельности детей: ознакомлении с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, а также в игровой (игра-драматизация) и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Проанализировав литературу и требования программ по данной теме, сделала вывод, что действенным средством для развития связной речи детей является творческая театрализованная деятельность.Мои наблюдения показывают, что театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя.Театрализованные игры пользуются у детей неизменной лю­бовью.Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Театрализованная деятельность развивает речевую сферу дошкольников, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил коррекции черт детей.

Работу над темой «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи » осуществляю в соответствии с основной образовательной Программой дошкольного образования МБДОУ № 61 г. Апатиты, которая разработана на основе содержания общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нарушениями связной речи и недостатком словарного запаса. Среди родителей воспитанников группы было проведено анкетирование, в результате которого отмечены социально-педагогические проблемы воспитания и развития. Также в группе детей проводилось обследование в области «Социально-коммуникативного развития» и «Речевого развития», в результате которого выявлены проблемы в улаживании конфликтов с помощью убеждений и объяснений; дети не всегда берут ответственность и самостоятельность в выполнении поручений; редко умеют договариваться о теме игры и вести ролевой диалог. Наблюдения за детьми показали, что дети испытывали трудности при выполнении разных заданий:

  • в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова;
  • умении вслушиваться в текст;
  • улавливать интонации;
  • особенности речевых оборотов;
  • четко, последовательно излагать мысль;
  • самостоятельно пересказать текст;
  • в исполнении роли ребенок не владел разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью).

Задачами работы по театрализованной деятельности являются:

формировать умение детей излагать свои мысли связно, последовательно;

— формировать грамматический, лексический строй речи;

— развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

— продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

— продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;

— продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи.

Для решения поставленных задач в группе создана развивающая предметно пространственная среда , обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого в группефункционируютцентры, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка. Их оснащение периодически пополняется.

Наполняемость среды (центров) в рамках данной темы:

«Центр игры»

В данном центре находятся: сюжетные игрушки; игрушки транспорт разного вида; игрушки, изображающие предметы труда и быта; ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отражающим простые жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», Больница», «Мастерская», «Гараж», «Почта», «Путешествия», «Ателье»); игрушки-животные; куклы; наборы разных видов посуды; разграниченные зоны (кукольный уголок, салон красоты, магазин, больница, почта и т.д.).

«Центр театра»

В группе функционирует театрализованный уголок с разными видами театра (настольный, би-ба-бо, плоскостной, теневой, дисковый, пальчиковый); маски, шапочки, парики, элементы костюмов, бутафория (носы, очки, усы и т.д.); театральный грим; картинки и иллюстрации к сказкам; фланелеграф, ширма; атрибуты для ярмарки (платки, ленты, шапки, венки и др.); наглядно-дидактические игры и пособия («Герои сказок», «Какая это сказка?» и т.д.). Разработан перспективный план работы по теме, создана картотека театрализованных и сюжетно-ролевых игр.

«Центр речевого развития»

В данном центре имеются: дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др.; книги по тематикам, развивающие журналы по развитию речевых навыков; «Чудесный мешочек» с различными предметами; наглядно-дидактические пособия и игры: «Рассказы по картинкам», «Что было сначала, а что потом», «Добавь словечко», «Последовательности», «Расскажи почему?»; картотеки коммуникативных и речевых игр.

Для реализации поставленных задач использовала основные направления работы:

  1. Работа с детьми, которая включала в себя:

— диагностику эмоционально-личностного развития (2 раза в год);

— практико-ориентированную направленность в реализации задач.

Осуществляла данную работу посредством следующих форм работы:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации (подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок);
  • речевые игры и упражнения (на развитие монологической и диалогической речи);
  • упражнение «Интервью из сказки» (развитие умения отвечать на вопросы);
  • придумывание сказок и рассказов по детским рисункам;
  • составление рассказов по картинкам из сказок и по схемам;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • игры-превращения, образные упражнения;
  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
  • знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации- жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.;
  • показ театрализованных представлений, спектаклей.

Детское художественное творчество носит поэтапный характер

На первом этапе — обогащается восприятие за счёт жизненного опыта детей и ознакомления с литературными произведениями.

Знакомлю детей с произведениями разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), с их содержанием, художественной формой, с выразительным, мудрым языком народных сказок.

Осуществляю знакомство с окружающим миром в соответствии с содержанием литературного произведения. У детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность и активность.

Второй этап — собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, поисками художественных средств, освоением интонации слова, мимики, походки. Развивается речь со всех сторон: обогащается словарь образной лексикой, совершенствуется звуковая сторона речи (интонационная выразительность, дикция, сила голоса), дети обучаются навыкам диалогической речи (умение спросить, ответить, подать реплику, выслушать).

С воспитанниками провожу работу по развитию сценических навыков для воссоздания образов сказочных персонажей средствами интонации, мимики, жестов, движений; пластических этюдов.

Третий этап — характеризуется появлением новой продукции.

С детьми разыгрываю игры-драматизации и спектакли по мотивам прочитанных литературных произведений.

Таким образом, важное условие успешности драматизации – глубокое понимание литературного произведения на уровне эмоциональных переживаний и чувств. Именно в процессе восприятия произведений разных жанров у детей развиваются творческие способности, меняется их поведение.

Они узнают из сказок особенности поведения тех или иных персонажей, представляют их действия и у них возникает потребность самим показать те или иные движения. На первых порах далеко не у всех детей появляется способность соединить слово и движение. Для такого понимания необходимо шире использовать упражнения и пластические этюды.

Когда дети начинают выполнять пластические этюды, их действия сопровождаю словами, характеризующими повадки зверей. Затем усложняю задачу. Уже начиная со среднего возраста дошкольники умеют проводить этюды без речевого сопровождения.

У детей 5-6 лет характеризуется формированием контекстной (связной) речи. Ребенка привлекает повествование-импровизация, у него проявляется интерес к творческому рассказыванию, сочинению разных типов фраз.

При этом стараюсь использовать игры на словообразование. Перед детьми ставлю цель — оформить свои мысли в виде рассказа, затем оказываю им необходимую помощь, подсказываю сюжетные ходы, логические связи, а иногда и начало предложения.

В своей работе использую метод составления рассказа «Размытое письмо». Это грамматическое упражнение. При составлении рассказов совершенствуются связная речь, понимание смысловой стороны слова и особенно-синтаксической структуры предложений.

Организую театрализованные игры через такие виды деятельности как театрализованная игра в организации образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

  1. Организация театрализованной игры.

1) В ходе непрерывно образовательной деятельности. Стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки).

Например: в гости приходит Лисичка, которая путает цвета, и дети ей рассказывают о них.

2) Совместная деятельность воспитателя с детьми. В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на

свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

3) Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей . Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.

Также включаю игры и речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Правильно формулирую вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуем из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.

После ответа на вопросы предлагаю детям «показать» сказку в игре-драматизации. Особенно важна игра-драматизация для детей среднего дошкольного возраста, т.е. пятого года жизни. При повторном рассказывании сказки использую настольный театр. Затем дети прослушивают аудиозапись сказки, смотрят презентацию. Каждое новое прочтение сказки вызывает у детей новые чувства, у них появляется желание снова слушать и видеть хорошо знакомую сказку в новых формах.

Наблюдение за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться с волнением участвуя в игре-драматизации.

  1. Работа с родителями

Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, использую различные формы взаимодействия:

— Родительские собрания (традиционные и нетрадиционные формы).

— Анкетирование: «Ваше отношение к театрализованной деятельности».

— Оформление папки — передвижки: «Как играть с детьми в театр дома?», «Какие игрушки нужно приобрести ребенку?».

— «Трудовой десант»- изготовление и подбор атрибутов к праздникам.

— Консультации: «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника», «Развитие связной речи детей в театрализованной деятельности».

— «Родительские посиделки».

— Разработки памяток «Домашний театр», «Развиваем речь детей через театрализованные игры».

— Дни открытых дверей «Мы всегда вам рады!»

— Участие в психолого-педагогическом проекте по сказкотерапии с детьми и родителями «Вместе лучше» (совместно с педагогом-психологом).

  1. Работа с педагогами

Достижение планируемых результатов предполагает совместное взаимодействие воспитателя с другими педагогами ДОУ.

В процессе работы были проведены:

— показ ОД: «Интеллектуальное кафе «Дикие животные» для детей старшей группы (ОО «Речевое развитие»).

— показ театрализованных игр, сказок: «Репка на новый лад», «Английские песенки», «Карусель сказок».

— показ сюжетно-ролевой игры «Поезд» для детей средней группы.

— Консультации для воспитателей: «Кукольный театр», «Праздник для всех».

Свой педагогический опыт обобщила и распространила на разных уровнях:

— Участие в городском Фестивале экологических театров г. Апатиты «Солнечный лучик» с экологической сказкой «Лесной спецназ».

— Выступление с опытом работы по теме самообразования на педсовете МБДОУ №61.

— Международный конкурс «Педагог по призванию». Номинация: «Творческие работы и методические разработки педагогов». Работа: конспект ОД «Хрустальная зима»для детей старшей группы (ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

— Международный конкурс «Ты-гений». Номинация: «Лучший открытый урок». Название работы: конспект ОД «В поисках Бурёнки» (ОО «Речевое развитие»).

— Выступление на региональном семинаре-практикуме:«Создание условий для развития социальных возможностей ребёнка в рамках педагогической деятельности» на базе ГОБУЗ г. Апатиты с сообщением из опыта работы на тему: «Организация коммуникативных игр в социально-личностном развитии воспитанников».

— Показ ООД по ОО «Речевое развитие» на тему: «Потерянные письма» с детьми старшей группы (уровень ДОУ).

— Выступление с опытом работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи» на педсовете №3 МБДОУ №61.

При проведении данной работы я наблюдала положительную динамику развития речевых навыков в освоении детьми средней группы образовательной программы по образовательной области «Речевое развитие». Высокий уровень по данной области имеют 10 детей (47,7%); средний уровень – 11 детей (52,3%). Низкий уровень не выявлен. Общая динамика по сравнению с началом года составила рост показателей на 20%.

На начало 2016-2017 учебного года анализ диагностики ОО «Речевое развитие» в старшей группе показал средний уровень сформированности навыков и умений воспитанников. Высокий уровень по данной области имеют 10 детей (50%); средний уровень – 10 детей (50%). Низкий уровень не выявлен. Прогноз положительный.

По результатам учебного года наблюдения показали, что у детей повысился интерес к театрально — игровой деятельности, обогатился и активизировался словарь, усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

Видны результаты: дети умеют проводить этюды с речевым сопровождением, повысилось исполнительское умение в создании художественных образов, могут показать небольшую знакомую сказку, умеют оценивать поступки героев

Таким образом, овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей, посредством театра, рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

юлия артюшенко
Формирование связной речи посредством театрализованной деятельности

Сила воздействия иносказательного искусства кукол,

сила метафоры очень велика, и мы обязаны не только

знать эту силу, но и быть осторожными, чтобы вместо

пользы не причинить вреда.

Детские сердца прекрасны, как венецианское стекло,

но и обращаться с ними надо также осторожно.

С. В. Образцов

Театрализованные игры выступают эффективным средством социально – эмоционального, речевого и художественно – эстетического развития дошкольника, всесторонне обогащают его опыт, активизирует интерес к искусству, способствуют раскрытию и развитию творческих способностей. Использование театральных приёмов на занятиях по развитию речи рассматривается как метод разностороннего развития дошкольника. Эффективность этого метода подчёркивается путём сопоставления возрастных психологических особенностей восприятия речи и речевого творчества детей. Главный принцип организации работы по данному направлению – интегративность, в соответствии с которым театрализованная деятельность включается в целостный педагогический процесс.

Театрализованные игры требуют от детей компетентности в различных сферах художественной деятельности (литературной, театрализованной , изобразительной, музыкальной, поэтому реализация данного направления предполагает преемственность в работе воспитателя и специалистов ДОУ. Фрагменты театрализованных игр включаются в занятия по физической культуре и музыкальные.

Особые требования предъявляются к речевому материалу, который используется в процессе театрализованных игр . Он должен быть доступен детям не только в смысловом, но в произносительном и эмоциональном плане. Вне занятий ведётся индивидуальная работа по совершенствованию эмоциональной выразительности речи и звукопроизношения .

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры , в которой он производит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценивать роль родного языка, который помогает, прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, невозможно. С. Я. Рубинштейн писал : «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам.» Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи . Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъяснятся. Уже в возрасте 3-6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества личности, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель дошкольного образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей. В театрализованной игре ребёнок может занимать и осваивать различные игровые позиции, исходя из индивидуальных возможностей и способностей : «ребёнок-режиссёр» , «ребёнок-актёр» , «ребёнок-зритель» , «ребёнок-декоратор» .

Особенность периода дошкольного возраста – обеспечение уровня общего психического развития, что в дальнейшем служит основой для приобретения знаний в различных областях. С качественным изменением контингента детей дошкольных учреждений меняется и педагогическая ситуация, что в свою очередь стимулирует на поиск новых идей, позволяет трансформировать и модифицировать привычные формы профилактической и коррекционно – развивающей работы, её методы и содержание. Учитывая исключительное значение речи в развитии ребёнка , понимая и принимая во внимание специфические особенности развития детей, мы пришли к выводу о необходимости использования в воспитательно-образовательном процессе системы игр и упражнений, в частности театрализованных .

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением , движением под музыку и т. д., необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

Цель : развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность .

Задачи и методы :

Последовательное знакомство детей с видами театра ;

Поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;

Совершенствование артистических навыков детей;

Раскрепощение ребёнка;

Работа над речью, интонациями;

Коллективные действия, взаимодействия;

Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

Знакомство детей с театральной куклой – бибабо – и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели – это создаёт радостную атмосферу.

Начиная со второй младшей группы детей, последовательно знакомят с видами театров , основами актёрского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; привить навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой . Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр , так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребёнок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актёры драматического театра . При этом они наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев.

Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности .

Из многообразия средств выразительности можно рекомендовать :

Во второй младшей группе – формировать простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных животных) ;

В средней группе – обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме) ;

В старшей группе – совершенствовать образные исполнительские умения;

В подготовительной группе – развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры-драматизации;

Упражнения для социально-эмоционального развития детей;

Коррекционно-развивающие игры;

Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;

Задания для развития речевой интонационной выразительности;

Игры-превращения («учись владеть своим телом» , образные упражнения;

Упражнения на развитие детской пластики;

Ритмические минутки (логоритмика) ;

Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

Театральные этюды ;

Отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорацией и т. д.

В работе театральной студии участвуют не только дети и воспитатели, но и родители.

Творческие упражнения

Развитие интонационной выразительности

1. Исполнить песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят» : сначала голосом Козы, потом - Волка.

Козлятушки, ребятушки,

Отомкнитеся, отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молочка принесла…

2. Предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михайло Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л. Н. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает и как они относятся к тому, о чём спрашивают.

Развитие пластической выразительности при создании образа

1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа, по выбору детей.

2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку.)

3. Ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.

Развитие выразительности и воображения

1. «Лисичка подслушивает» . Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чём они говорят.

2. «После дождя» . Жаркое лето. Только прошёл дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников

Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Как общаются наши дети? Рубленые фразы, обиходный словарь. Что говорить о детях, если часто молодые люди не могут пересказать красочно сюжет фильма или историю, услышанную от кого-либо. Качество пересказа желает быть лучше. Одно дело пересказать текст сухо - т.е. изложить цепочку событий, а другое дело дар рассказчика, который включает в себя художественно-образное оформление речи.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

Речь считается связной, если для нее характерны:

Точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

Логичность (последовательное изложение мыслей);

Ясность (понятность для окружающих);

Правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем егомногообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли, чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.

Театрализованная игра – универсальное средство, которое отражается в каждой образовательной области, однако в контексте рассматриваемой проблемы необходимо особо обратить внимание на интеграцию театрализованной игры в такие образовательные области как «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы».

«Чтение художественной литературы»: развивается интерес к художественной литературе, навык слушания, формируется эмоциональное отношение к поступкам героев, умение высказывать его, умение описать характер героев; формируется и закрепляется умение выразительно читать стихи. Обращается внимание детей на композицию произведения: как начинается, о чем рассказ или сказка, чем заканчивается, на его языковые особенности. Для закрепления прочитанного произведения, можно использовать пальчиковый театр, в котором действия и содержание производят сами дети. В случае затруднения, воспитатель оказывает необходимую помощь.

«Коммуникация»: формирование и развитие речи как средства общения. Развитие умения поддерживать беседу, совершенствовать диалогические формы речи, умение высказывать свою точку зрения. Развитие умения составлять рассказ о событиях из личного опыта. Придумывание своих концовок сказок, сочинение сказок на тему, предложенную воспитателем, а так же на свободную тему, разучивание диалогов.

Развитие связной речи формируется у детей постепенно, по мере их развития мышления, взросления, а так же индивидуальных особенностей. В соответствии с возрастом детей подбираются театрализованные игры, виды театров, доступные детям и способствующие развитию связной речи.

Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. Рекомендуется с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.

Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

У детей среднего дошкольного возраста продолжается формирование импрессивного и экспрессивного словаря. Продолжается работа над накоплением пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, глаголов. Развивается связная речь и речевое общение. Дети учатся вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание. Развивается реакция на интонацию и мимику. Ведется работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов. Развивается умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. Формируется умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2 -3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ с помощью взрослого. Формируется навык пересказа знакомых сказок или небольших текстов с помощью взрослого и со зрительной опорой. В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе». С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий (потешка «Кисонька-мурысенька»).

У детей старшего дошкольного возраста расширяется и активизируется в речи словарный запас. Совершенствуется умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалоги, выслушивать друг друга до конца. Формируется умение составлять рассказы-описания, загадки-описания по образцу, по плану, выразительно читать стихи. В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка - все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.

У детей подготовительного к школе возраста расширяется и активизируется словарь на основе систематизации и обобщения полученных знаний. Экспрессивная речь обогащается сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами, словами-синонимами. Развивается умение обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Формируется навык познавательного общения. Формируется навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. Формируется умение высказывать суждения, оценку прочитанного произведения, поступков героев. Развивается чувство языка, прививается чуткость к поэтическому слову, к образным средствам, любовь к родному языку. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи - куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.

Как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.

Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).

Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.

Рекомендуемые формы работы с родителями: проведение досугов, тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают в себя стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.

Таким образом, театрализованная игра один из самых эффективных способов развития связной речи дошкольников. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление и воображение.

Список литературы:

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада М., КНОРУС", 2003.

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. - СПб: Питер, 2001.

3. "Детский сад: теория и практика" № 3/2012 "Развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста".

4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001


Наши дети растут в мощном потоке информации, живое общение заменяют современныепланшеты, компьютеры, и эта тенденция все время увеличивается, в результате чего развитие связной речи является все более актуальной задачей нашего общества.

Одной из неотъемлемых частей коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, является развитие связной речи. Связная речь развивается вместе с мышлением постепенно. Первоначально, речь формируется в результате непосредственно-эмоционального общения со взрослыми, закладывая фундамент будущей связной речи. По мере роста ребенка усложняется деятельность, меняются формы общения с близкими людьми. Постепенно круг контактов расширяется, и отдельные монологические слова, фразы, предложения сводятся к диалогической речи. К концу второго года жизни слова начинают грамматически оформляться. В трехлетнем возрасте быстрыми темпами развивается активная речь, обогащается словарный запас, усложняется структура предложений и происходит понимание речи. Понимание речи имеет главное значение в развитии ребенка, являясь первоначальным этапом в развитии функции общения.

Со временем у ребенка развивается способность описывать, объяснять пересказывать все то, что он осознает по возрасту. Так развивается связная речь, которая показывает все достигнутые на этом этапе успехи в овладении особенностями родного языка. Общение выступает тем инструментом культуры, который воспитывает, развивает личность и участвует в ее становлении. Формирует мировосприятия и мироощущение, гуманное отношение к окружающему природному, предметному и социальному миру.

В процессе общения происходит налаживание социальных контактов, обмена эмоциями, налаживание практического и речевого взаимодействия. В поисках эффективных средств, для решения комплекса задач я обращаю большое внимание на использование в коррекционной работе разных видов искусств.

Опыт моей работы показал , что использование традиционных методов и приемов в коррекционной работе недостаточно для развития связной речи. Одним из важнейших условий, способствующих полноценному развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями, является театрализованная деятельность. Эта распространенная форма детского творчества, которая близка и понятна, умеет доставить радость и эмоциональное удовлетворение, способствует развитию творческого потенциала, воображения, фантазии, помогает ребенку формировать и реализовать свое речевое развитие.

Целью моей коррекционной работы является развитие связной речи у детей, имеющих речевые нарушения и создание условий для развития речевых и творческих способностей, посредством театрализованной деятельности

Работая по этой теме, решаю следующие задачи:

обогащение словаря, овладение грамматическими формами, грамматическим строем;

развитие фонематического восприятия, слуха и навыков произношения звуков;

упражнение в использовании вербальных и невербальных выразительных средств общения

совершенствование диалогической и монологической речи посредством театрализованной деятельности;

развитие познавательных процессов, мелкой и общей моторики;

воспитание культуры речевого общения, на основе сюжетов сказок;

закрепление правильного произношения отдельных звуков (скороговорки);

применение здоровьесберегающих технологий, для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

У детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

При обучении связной речи детей, вполне обоснованно использование творческих методик. В своей работе я использую схемы составления рассказа, на основе знания содержания литературного произведения. Первоначально предлагается готовый план-схема, а по мере обучения дети самостоятельно подключаются к созданию мнемотаблицы. Особенностью данной методики состоит в применении не изображения предметов, а использование символов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних животных используется дом, а для изображения диких животных - елка.

Содержание таблицы включает в себя графическое или частичное изображение персонажей сказки, явлений природы и многое другое, выделяя главные смысловые звенья сюжета рассказа. Самое трудное - сделать условно-наглядную схему понятной для детей. Суть в том, что слова, фразы должны соответствовать какой-то картинке, изображению. Таким образом, произведение зарисовывается схематически, а ребенок по памяти воспроизводит содержание целиком.

Какие задачи решают мнемотаблицы:

Развитие связной речи;

Обогащение словарного запаса;

Обучение составлению рассказов;

Пересказ произведений художественной литературы,

Отгадывание и загадывание загадок;

Разучивание и заучивание чистоговорок, стихов;

Автоматизации и дифференциации звуков;

Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления;

Увеличение объема памяти путём образования дополнительных ассоциаций;

Сокращение продолжительности времени обучения;

Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

Процесс развития связной речи требует постоянного педагогического внимания, поэтому овладение связной речью необходимо для дальнейшего развития и образования ребенка.

Работая в системе взаимосвязей всех специалистов, воспитателей, мы имеем возможность учитывать индивидуальные речевые особенности каждого воспитанника. Изобразительная, музыкальная, конструктивная деятельность являются составляющими компонентами театрализованных игр. Они задействуют эмоции дошкольников: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, что облегчает процесс развития связной речи. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Развитие связной речи и формирование навыков общения, является одной из ведущих задач дошкольного учреждения.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии