Развитие цнс и признаки патологии. Нарушения цнс у детей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Перинатальное поражение ЦНС - патология, включающая в себя группу различных состояний, которые под воздействием негативных факторов пагубно влияют на спинной или головной мозг новорожденного.

На сегодняшний день нет четкой терминологии, описывающей ППЦНС у новорожденных. Вплоть до 1990-х годов пользовались классификацией, предложенной Якуниным Ю. Я., где употреблялись термины, не совсем уместные с точки зрения современной медицины.

Так, термин (дословно означает «мозговую слабость») указывал на стойкие практически необратимые изменения нервной системы. Но многие перинатальные нарушения обратимы. На начальном периоде жизни мозг имеет колоссальные компенсаторные возможности и способен полностью восстановиться даже при патологии средней степени тяжести.

А термин «нарушение мозгового кровообращения» ассоциировался у неврологов с инсультами и не имел четких признаков. Со временем его стали называть ». Отдельный разговор о гипертензионно-гидроцефальном синдроме. Внутричерепную гипертензию диагностируют сплошь и рядом, тогда как измерить давление ликвора довольно непросто, а диагноз зачастую ставится на основании симптомов, вполне обычных для младенцев первых недель жизни: дрожание подбородка, повышенная возбудимость, вздрагивания, поверхностный сон, беспокойство и крик. В итоге дети необоснованно принимают с раннего возраста серьезные препараты.

Тем не менее, перинатальные поражения существуют и их нельзя оставлять без внимания. Патология в тяжелой форме реально опасна для жизни малыша. По некоторым оценкам, диагноз ППЦНС ставят от 5 до 55% новорожденным. Такая разница объясняется включением сюда и легких форм нарушений в этом периоде. В основном это проблема недоношенных деток, так как масса тела при рождении напрямую влияет на формирование и работу нервной системы.

Диагноз актуален только для малышей первого года жизни (он потому и называется «перинатальный»; слово указывает на время, близкое к рождению). К достижению малышом 12-ти месяцев ставится другой диагноз, исходя из совокупности имеющихся симптомов.

Как развивается болезнь

Отмечают три фазы (периода) перинатального поражения:

  • острый - с рождения или еще с внутриутробного периода до 1-го месяца жизни;
  • восстановительный; его делят на ранний (2-3-й месяц) и поздний (4-12 мес., у недоношенных до 24 мес.);
  • исход болезни.

Каждый промежуток имеет свою клиническую картину и проявляется в виде определенных синдромов. От того, насколько они выражены, судят о степени тяжести заболевания. Рассмотрим их особенности.

Острый период

  1. Гипертензионно-гидроцефальный синдром . Спинномозговая жидкость скапливается в желудочках мозга вследствие нарушения ее оттока - таким образом повышается внутричерепное давление. Родители или врачи могут заметить стремительный рост окружности головы, а также выпячивание родничка. Косвенно на развитие гидроцефалии указывают частые срыгивания, похожие больше на рвоту, нистагм глаз, плохой поверхностный сон.
  2. Судорожный синдром . Редко возникает в виде подергивания рук, ног и головы, эпизодического вздрагивания.
  3. Вегетативно-висцеральный синдром . Проявляется мраморным оттенком кожи (так как тонус периферических сосудов нарушен), проблемами со стороны ЖКТ и сердечно-сосудистой системы.
  4. Синдром апатии . Жизненно важные рефлексы сосания и глотания ослабляются, снижена и двигательная активность наряду с пониженным тонусом мышц.
  5. Повышенная нервно-рефлекторная возбудимость . Характеризуется мышечной дистонией: тонус может быть как повышенным, так и пониженным; рефлексы угасают дольше обычного, у детей дрожит подбородок, особенно при плаче, который то и дело возникает без видимой причины.Спит младенец поверхностно. Синдром сопровождает легкую степень тяжести заболевания.
  6. Коматозный синдром . Возникает в результате сильного угнетения ЦНС и свидетельствует о тяжелейшем положении новорожденного. Впавшего в кому младенеца помещают в реанимацию в бессознательном состоянии, поскольку отсутствуют признаки координирующей деятельности мозга.

Мышечная слабость - тревожный признак

Восстановительный период

Ранний восстановительный период обманчив, поскольку кажется, что неврологические расстройства становятся не такими выраженными, мышечный тонус приходит в норму, восстанавливаются рефлексы. Но через время клиническая картина вновь обостряется. Следует отметить, что подобная ситуация возникает лишь тогда, когда было диагностировано поражение ЦНС у новорожденных средней и тяжелой формы.

Вполне логично, что ребенок, перенесший данную патологию, будет развиваться с опозданием. Он позже своих сверстников станет удерживать голову, сидеть и ходить. Позже появится и первая улыбка, интерес к окружающему миру. Все задержки моторного и психического развития должны побудить родителей лишний раз показать грудничка неврологу, хотя с таким диагнозом дети итак стоят у него на учете.

Также, если во время острого периода используется интенсивная медикаментозная терапия, то в восстановительной фазе упор делают на физиопроцедуры, курсы массажа, психокоррекцию.

Исход болезни

Итоги проведенной терапии подводят ближе к годовалому возрасту. При благоприятном прогнозе могут сохраниться такие последствия:

  • задержка развития речевых навыков, моторного и психического состояния;
  • гиперактивность и дефицит внимания - ребенок не может долго сосредоточиться на изучаемом предмете, с трудом запоминает новое, склонен проявлять агрессию и импульсивность;
  • цереброастенический синдром (выражен в чувстве тревоги, поверхностном сне, проявлении истерии, метеозависимости).

Тяжелое течение заболевания приводит к развитию:

  • эпилепсии;
  • детскому церебральному параличу;
  • гидроцефалии.


ДЦП - следствие тяжелого поражения ЦНС

В цифрах варианты развития исхода болезни можно выразить таким образом: 30% – полное выздоровление, 40% – функциональные нарушения, около 30% приходится на расстройства органические, в редких случаях наступает смерть.

Причины возникновения

Говоря о причинах возникновения угнетения нервной системы, можно выделить 4 основные фактора, способствующих развитию заболевания:


Наши привычки влияют на будущее наших детей

  1. Острая гипоксия . Кислородное голодание может начаться еще во время внутриутробного развития из-за хронических болезней матери (сахарный диабет, нефропатия), фетоплацентарной недостаточности или инфекции. Развитие гипоксии вполне возможно и во время родов, если они стремительные или затяжные, положение плода не головное, произошла отслойка плаценты и т. д.
  2. Травматизация . Происходит во время родоразрешения из-за непрофессиональных действий персонала или вследствие других обстоятельств (узкий таз, большие размеры головы, обвитие пуповиной, тазовое предлежание).
  3. Токсико-метаболическое поражение . Развивается, если в организме младенца нарушен обмен веществ или мать во время вынашивания плода употребляла токсические продукты (наркотики, никотин, некоторые лекарства, алкоголь).
  4. Вирусное или бактериальное инфицирование .

Степени тяжести

  • Легкая. Мышечный тонус умеренно повышен или снижен. Косоглазие, симптом Грефе, небольшая рефлекторная возбудимость. Подбородок дрожит. Признаки угнетения могут чередоваться с возбуждением.
  • Средняя. Угнетение рефлексов, редкие судорожные припадки, беспокойное поведение, расстройства со стороны сердечной системы, желудочно-кишечного тракта и работы почек. Сипмтомы угнетения преобладают над симптомами возбуждения.
  • Тяжелая. Нарушения дыхательной и сердечной деятельности, низкая оценка по шкале Апгар, состояние требует реанимационных мер.

Диагностика

Врач невролог может отправить ребенка на консультацию к офтальмологу и на дополнительные обследования. В чем их преимущества и недостатки?

Нейросонография

Доступный, безопасный и широко практикующийся метод исследования структур черепномозговой коробки с помощью ультразвука. Процедура выполняется специальным аппаратом через открытый родничок. Исследование возможно сделать глубоко недоношенным детям, находящимся в отделении реанимации, даже если они подключены к искусственной вентиляции легких.

Нейросонография позволяет увидеть степень наполнения желудочков мозга и предположить, по каким причинам страдает мозговая деятельность. Минус исследования - любая зона с измененной эхогенностью может быть принята за патологию. Также на точность исследования влияет состояние грудничка (он спокоен или плачет) и даже то, как прикреплены датчики.

Компьютерная томография и МРТ

Бывает так, что нейросонография не выявила тяжелых патологий, а симптомы угнетения ЦНС налицо. Тогда назначается проведение исследования с помощью магнитно-резонансной или компьютерной томографии. Данный метод более информативен, он позволяет «заглянуть» в самые удаленные уголки мозга, оценить его мельчайшие структуры.


МРТ - современный метод диагностики

Важное правило: во время исследования ребенок не должен двигаться. Поэтому перед процедурой ему могут ввести специальные лекарственные препараты.

ЭЭГ и доплерография

Электроэнцефалография помогает увидеть биоэлектрическую мозговую активность, оценить пульсацию сосудов. Вот только мозг в перинатальный период незрелый, и исследование нужно проводить не один раз, сравнивая показатели. С помощью доплерографии оценивается кровоток в сосудах.

Лечение

Задача медперсонала - как можно скорее установить факт нарушений деятельности ЦНС и начать лечение еще в роддоме. Напомним, что первый месяц жизни самый определяющий, когда возможно дозревание нервных клеток и полноценная замена погибших после кислородного голодания.

ППЦНС в остром периоде лечится в палате интенсивной терапии. Младенца помещают в специальный кювез и направляют все усилия на поддержание сердца, почек и легких, устранение судорог, мозгового отека. В данный период показано лечение медикаментами, улучшающими мозговое кровообращение, нормализующими отток ликвора. В то же время врачи ответственно подходят к выбору дозировки лекарственных препаратов, особенно если речь идет о недоношенных детках с маленькой массой. Ведется круглосуточное наблюдение врачами неонатологами. На консультацию могут пригласить невролога прямо в отделение реанимации.

Когда состояние нормализуется, младенца переводят в отделение патологии новорожденных или в неврологическое отделение для дальнейшего лечения. Рефлексы постепенно приходят в норму, стабилизируется работа сердечной мышцы, органов ЖКТ, улучшается вентиляция легких. Выбор терапевтических препаратов направлен на устранение имеющихся синдромов.

Восстановительный период

Реабилитационные мероприятия в период восстановления включают в себя проведение курса массажа, электрофореза, лечебной гимнастики. Очень полезно плаванье. Оно, с одной стороны, расслабляет мышечный тонус, с другой, укрепляет мышечный корсет. Массажные элементы будут отличаться в зависимости от типа двигательных нарушений. При гипертонусе показан расслабляющий массаж. А при мышечной гипотонии массирования призваны расслабить конечности и активизировать работу мышц спины, живота, рук и ног.

Теплые ванны благотворно воздействуют на нервную систему. А если в воду добавить отвар пустырника или хвои, получится бальнеопроцедура с седативным эффектом. Целебное действие тепла используют в лечении парафином и озокеритом, накладывая аппликации на пораженные участки.

Врачи настоятельно рекомендуют попытаться сохранить лактацию в это непростое время. Почему? Да потому что молоко содержит все необходимое для защиты малыша от инфекций и позволяет ему быстрее укрепить иммунитет. Молоко и материнская ласка способствуют уменьшению стресса и улучшению эмоционального состояния. Когда новорожденного помещают в реанимационное отделение, его кормят из бутылочки или через зонд. Чтобы сберечь молоко, регулярно сцеживайтесь. Приложите малютку к груди, как только представится такая возможность.

Ребенка, перенесшего перинатальное поражение ЦНС, нужно оберегать от громких звуков, перегрева или чрезмерного охлаждения, источников инфекции (впускайте в дом только здоровых родственников и друзей). В общем, ему должно быть максимально комфортно приспосабливаться к окружающей среде. Для психокоррекции используют музыкотерапию, тактильную стимуляцию, родителей учат взаимодействовать с малышом, оценивать его реакции. Все действия направлены на максимальное улучшение качества жизни ребенка и его социальную адаптацию.

Каждая будущая мать боится патологий беременности и родов и хочет их предотвратить.

Одна из таких патологий – гипоксия плода и гипоксия в родах, которая может привести к нарушениям в работе многих органов и тканей, в том числе головного мозга.

Последствия подобных повреждений могут сказываться длительное время, иногда всю жизнь.

Причины гипоксического повреждения ЦНС у новорожденного

Центральная нервная система первой страдает от недостатка кислорода, привести к которому могут различные факторы во время беременности и родов. Это могут быть:

Во время беременности:

Гестозы на поздних сроках;

Преждевременная отслойка плаценты, угроза прерывания беременности;

Пороки сердца у матери и плода;

Анемия у матери;

Недостаток или избыток околоплодных вод;

Интоксикации матери (лекарственная, профессиональная, курение);

Резус-конфликт матери и плода;

Инфекционные заболевания матери;

Во время родов:

Обвитие пуповиной шеи плода;

Слабость родовой деятельности;

Затянувшиеся роды;

Кровотечение у матери;

Родовые травмы шеи.

Как можно заметить, большинство опасных факторов влияют на здоровье малыша еще до рождения, и только некоторые – во время родов.

Усугубить течение патологий беременности, приводящих к гипоксическому повреждению ЦНС у новорожденного, могут избыточный вес, хронические заболевания матери или её слишком юный или слишком зрелый возраст (младше 18 или старше 35). И при любом из видов гипоксий головной мозг поражается в первую очередь.

Симптомы повреждения головного мозга

В первые часы и дни после рождения на первый план выходят признаки нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы, а симптомы гипоксического поражения ЦНС начинают проявлять себя позже.

Если повреждение мозга вызвано патологией беременности, то ребёнок может быть вялым, у него ослаблены или полностью отсутствуют рефлексы, которые должны быть у здорового новорожденного. При патологии, возникшей во время родов, ребёнок не сразу начинает дышать после рождения, кожа имеет синеватый оттенок, частота дыхательных движений ниже, чем в норме. И точно также будут снижены физиологические рефлексы – по этим признакам можно заподозрить кислородное голодание.

В более старшем возрасте гипоксия мозга, если она не была вылечена вовремя, проявляет себя замедлением психоэмоционального развития вплоть до тяжёлых форм слабоумия, двигательными нарушениями. При этом возможно наличие органической патологии – кист головного мозга, гидроцефалии (особенно часто возникает при внутриутробно перенесённых инфекциях). Тяжёлая гипоксия мозга может привести к летальному исходу.

Диагностика гипоксического повреждения ЦНС у новорожденного

Первая диагностическая процедура, которая проводится для всех новорожденных сразу после рождения – это оценка его состояния по шкале Апгар, которая учитывает такие жизненно важные показатели как дыхание сердцебиение, состояние кожных покровов, тонус мышц и рефлексы. Здоровый ребёнок набирает 9-10 баллов по шкале Апгар, признаки гипоксического повреждения ЦНС могут значительно снизить этот показатель, что должно стать поводом для более точных обследований.

Ультразвуковая допплерография позволяет оценить состояние кровеносных сосудов головного мозга и выявить их врождённые аномалии, которые могут стать одной из причин гипоксии плода и новорожденного.

УЗИ, КТ и МРТ головного мозга позволяют выявить различные органические патологии нервной системы – кисты, гидроцефалию, участки ишемии, недоразвитие определённых отделов, опухоли. Различие в принципах действия этих методов позволяет видеть наиболее полную картину повреждений мозга.

Для оценки повреждений функций нервной системы применяется нейрография и миография – это методы, основанные на воздействии на мышечную и нервную ткань электрическим током, и позволяющие проследить, как реагируют на него разные участки нервов и мышц. В случае врождённого гипоксического повреждения ЦНС у новорожденного этот метод позволяет понять, насколько пострадала периферическая нервная система, и насколько в этом случае велики шансы ребёнка на полноценное физическое развитие.

Дополнительно назначаются биохимический анализ крови, анализ мочи, позволяющие выявить биохимические нарушения, связанные с гипоксией мозга.

Лечение гипоксии у новорождёных

Лечение гипоксического повреждения головного мозга зависит от его причин и степени тяжести. Если гипоксия возникла в родах, и не сопровождается органической патологией мозга, кровеносных сосудов, сердца, лёгких или позвоночника, то в зависимости от степени она может либо пройти самостоятельно в течение нескольких часов (лёгкая форма, 7-8 по Апгар), либо потребовать лечения в кислородной камере с нормальным или повышенным давлением (гипербарическая оксигенация).

Органическая патология, которая является причиной постоянной гипоксии мозга (пороки сердца, дыхательной системы, травмы шеи) лечится, как правило, хирургическим путём. Вопрос о возможности операции и её сроках зависит от состояния ребёнка. То же касается и органической патологии головного мозга (кисты, гидроцефалия), возникающей как следствие внутриутробной гипоксии плода. В большинстве случаев, чем раньше проведена операция, тем больше у ребёнка шансов на полноценное развитие.

Профилактика гипоксического повреждения головного мозга

Поскольку последствия внутриутробной гипоксии плода крайне разрушительны для головного мозга ребёнка в будущем, то беременной женщине необходимо очень внимательно относиться к своему здоровью. Следует минимизировать воздействие факторов, способных нарушить нормальное течение беременности – избегать стрессов, полноценно питаться, в меру заниматься спортом, отказаться от алкоголя и курения, вовремя посещать женскую консультацию.

При тяжёлых гестозах, а также при появлении признаков преждевременной отслойки плаценты и угрозы прерывания беременности – боль в животе, кровянистые выделения из половых путей, резкое снижение артериального давления, внезапная тошнота и рвота без причины – необходимо сразу же обратиться к врачу. Возможно, будет рекомендовано лечь на сохранение – этой рекомендацией пренебрегать не следует. Комплекс лечебных мер, проведённых в больнице, позволит избежать тяжёлой гипоксии плода и её последствий в виде врождённых патологий головного мозга.

УЗИ, которое делают на последних неделях беременности, позволяет выявить такие потенциально опасные состояния как обвитие пуповиной, которая во время родов может помешать малышу сделать первый вдох, тазовое или боковой предлежание, которое также опасно тем, что в родах разовьётся гипоксия новорожденного. Для исправления опасного предлежания существуют комплексы упражнений, а если они оказались неэффективными, рекомендуется кесарево сечение. Оно же рекомендуется и при обвитии пуповиной.

Измерения размеров плода и таза женщины позволяет определить анатомически и клинически узкий таз – несоответствие размеров таза размерам головки ребёнка. В этом случае роды естественным путём очень приведут к травмам как у матери, так и у ребёнка, или могут оказаться полностью невозможными. Самым безопасным методом родоразрешения в этом случае является кесарево сечение.

Во время родов необходимо обязательно следить за интенсивностью схваток – если она становится недостаточной для быстрого родоразрешения, проводится стимуляция родов. Длительное пребывание плода в родовых путях может привести к развитию гипоксии головного мозга, поскольку плацента уже не снабжает его организм кислородом, а первый вдох возможен только после рождения. Избежать такого состояния позволяют физические упражнения для подготовки к родам.

В современное время огромное количество детей (более 85%) появляется на свет с таким недугом как перинатальная энцефалопатия, который представляет собой собирательное понятие, объединяющее различные синдромы и заболевания, характеризующиеся поражением головного мозга. Одним из последствий поражения центральной нервной системы в период внутриутробного развития младенца и первые дни его жизни выступает синдром угнетения у новорожденных.

Синдром угнетения у детей, проявляющийся в первые дни жизни младенца, может возникнуть в силу различных причин, самыми распространенными из которых являются следующие:

гипоксия плода;

родовые травмы;

внутриутробные инфекции (герпес, сифилис, цитомегаловирусная инфекция);

асфиксия новорожденного;

употребление алкоголя, наркотических средств и курение табака беременной;

иммунологический сбой в системе сообщения мать - плацента – плод.

Детки, появившиеся на свет с диагнозом «синдром угнетения» имеют ослабленный мышечный тонус, в связи с этим их двигательная активность в значительной мере снижена. Такие малыши постоянно выглядят усталыми, слабыми и рассеянными, их плач или крик настолько тихий, что слышен только вблизи и практически неуловим с более дальних расстояний. Для того, чтобы покушать грудное молоко ребенку, больному синдромом угнетения приходится прилагать большие усилия, а в тяжелых случаях у малыша вовсе отсутствует сосательный рефлекс, поэтому кормление осуществляется через зонд или соску. Синдром угнетения ЦНС очень часто является причиной длительного нахождения ребенка, нуждающегося в профессиональном уходе, в родильном доме с последующей его госпитализацией в специализированное лечебное учреждение для новорожденных.

Одним из явных признаков этого недуга является мышечная гопотония, свидетельствующая о наличии у ребенка серьезного заболевания, которое важно достоверно установить в кратчайшие сроки с тем, чтобы своевременно начать лечение.

Последующее развитие малыша очень часто происходит с задержкой: малыш позднее чем его здоровые сверстники начинает самостоятельно держать головку, переворачиваться, ползать, сидеть, ходить и разговаривать. В некоторых случаях синдром угнетения имеет такие проявления, как снижение реакции на болевые ощущения, развитие судорог, косоглазия, снижение эмоционального тонуса, а в исключительных, запущенных случаях не исключено впадение крохи в комовое состояние.

Только своевременное и правильное лечение, строгое соблюдение рекомендаций специалиста помогут побороть синдром угнетения, избавить ребенка от всех его неприятных проявлений, добиться полного выздоровления и подарить малышу здоровую и полноценную жизнь.

Родителям детей, страдающих синдромом угнетения необходимо, прежде всего, обратиться за помощью к врачу-неврологу и получить у него профессиональную консультацию. Причины, вызвавшие развитие данного состояния, в большинстве своем связаны с патологиями внутриутробного развития, в связи с чем их устранение в процессе лечения невозможно. Главные усилия должны быть направлены на коррекцию заболевания, основными методами проведения которой наряду с медикаментозной терапией являются комплексные физиотерапевтические процедуры.

Исходя из степени выраженности синдрома угнетения и общей картины заболевания, невролог выписывает ребенку прием лекарственных средств, как правило, это стимулирующие препараты. Стоит отметить, что множество медикаментов, применяемых для лечения этой патологи центральной нервной системы, не имеют возрастных ограничений, и могут использоваться как для взрослых, так и для детей. По этой причине заниматься самолечением и давать ребенку лекарства без соответствующих назначений запрещено, ведь добиться положительного эффекта в отсутствии негативных реакций можно только путем приема препарата в оптимальной дозировке, которую способен определить врач.

Курсы лечебного массажа и специальные гимнастические упражнения помогут улучшить тонус тела, способствуют развитию моторики рук, а также укрепляют здоровье ребенка в целом. Полезно в этот период времени закаливать организм, проводить больше времени на свежем воздухе, плавать, после чего принимать воздушные ванны. Важно, чтобы малыш получал все необходимые питательные вещества, поэтому кормящей маме следует внести коррективы в рацион своего питания с тем, чтобы сделать его максимально полезным и сбалансированным. Родители должны создать в доме спокойную, уравновешенную атмосферу, в которой нет места ссорам, скандалам и выяснению отношений в присутствии маленького пациента, который, как известно, очень чутко перенимает на себя настроение взрослых.

Доказано, что грудное молоко помогает ребенку, появившемуся на свет с синдромом угнетения центральной нервной системы, быстрее побороть данный недуг, в связи с этим заботливым мамам необходимо постараться продлить естественное вскармливание на максимально возможный период времени.

Синдром угнетения ЦНС у новорожденных – это не приговор, своевременно начатое лечение имеет все шансы закончиться полным выздоровлением ребенка. Родителям при этом следует не только выполнять все предписания врача, но и окружить маленького пациента повышенным вниманием, любовью и заботой.

Нервная система – является ведущей физиологической системой организма.

Нервно-психическое развитие (НПР) — это совершенствование, качественное изменение интеллектуальных и двигательных умений ребенка.На момент рождения нервная система детей имеет данную характеристику:

К моменту рождения у здорового доношенного новорожденного ребенка достаточно хорошо развиты спинной, продолговатый мозг, ствол, гипоталамус. С этими образованиями связаны центры жизнеобеспечения. Они обеспечивают жизнедеятельность, выживаемость новорожденного, процессы адаптации к окружающей среде.

К рождению головной мозг является наиболее развитым органом. У новорожденного масса мозга составляет 1/8-1/9 массы тела, к концу первого года жизни она увеличивается в 2 раза и равна 1/11 и 1/12 массы тела, в 5 лет составляет 1/13-1/14, в 18-20 лет – 1/40 массы тела. Крупные борозды и извилины выражены очень хорошо, но имеют малую глубину. Мелких борозд мало, они появляются только в первые годы жизни. Размеры лобной доли относительно меньше, а затылочной больше, чем у взрослого. Боковые желудочки относительно велики, растянуты. Длина спинного мозга увеличивается несколько медленнее, чем рост позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Шейное и спинное утолщения начинают контурироваться после 3 лет жизни.

Для мозговой ткани ребенка характерна значительная васкуляризация, особенно серого вещества. Одновременно отток крови из мозговой ткани слабый, поэтому в нем чаще накапливаются токсические вещества. Мозговая ткань более богата белковыми веществами. С возрастом количество белка снижается с 46% до 27%. К рождению количество зрелых нейроцитов, которые потом войдут в состав коры головного мозга, составляет 25% от общего количества клеток. Одновременно имеется гистологическая незрелость нервных клеток к рождению ребенка: они овальной формы, с одним аксоном, в ядрах есть зернистость, нет дендритов.

К моменту рождения относительно незрелы кора головного мозга, в разной степени дифференцированы подкорковые двигательные центры (при достаточно зрелой таламо-паллидарной системе слабо развито полосатое ядро), не закончена миелинизация пирамидных путей. Мозжечок развит слабо, характеризуется малой толщиной, малыми размерами полушарий и поверхностными бороздами.

Недоразвитие коры и превалирующее влияние подкорки сказывается на поведении ребенка. Недоразвитие коры, полосатого ядра, пирамидных путей делает невозможными произвольные движения, слуховое, зрительное сосредоточение. Доминирующее влияние таламо-паллидарной системы объясняет характер движений новорожденного. У новорожденного непроизвольные медленные движения носят массовый генерализованный характер при общей ригидности мускулатуры, которая проявляется физиологической гипертонией сгибателей конечностей. Движения новорожденного ограниченные, хаотичные, беспорядочные, атетозоподобные. Тремор и физиологический мышечный гипертонус постепенно угасают после первого месяца жизни.

Превалирующая активность подкорковых центров при слабом влиянии коры проявляется комплексом врожденных безусловных рефлексов (ВБР) новорожденного, в основе которых лежат три: пищевой, оборонительный, ориентировочный. Эти рефлексы орального и спинального автоматизма отражают зрелость нервной системы новорожденного ребенка.

Формирование условных рефлексов идет после рождения и связано с пищевой доминантой.

Развитие нервной системы продолжается после рождения вплоть до пубертатного периода. Наиболее интенсивные рост и развитие головного мозга наблюдаются в первые два года жизни.
В первом полугодии заканчивается дифференцировка полосатого ядра, пирамидных путей. В связи с этим исчезает ригидность мышц, спонтанные движения заменяются произвольными. Мозжечок интенсивно растет и развивается во втором полугодии, его развитие заканчивается к двум годам. С развитием мозжечка формируется координация движений.

Первым критерием НПР ребенка является развитие произвольных координированных движений.

Уровни организации движений по Н.А. Бернштейну.

    Спинальный уровень – на 7 неделе внутриутробного развития начинается формирование рефлекторных дуг на уровне 1 сегмента спинного мозга. Проявляется сокращением мышц в ответ на раздражение кожи.

    Руброспинальный уровень – в рефлекторные дуги включается красное ядро, благодаря чему обеспечивается регуляция мышечного тонуса и моторики туловища.

    Таламопаллидарный уровень – со второй половины беременности происходит образование ряда подкорковых структур двигательного анализатора, интегрирующих деятельность экстрапирамидной системы. Этот уровень характеризует двигательный арсенал ребенка первых 3-5 месяцев жизни. Он включает рудиментарные рефлексы, формирующиеся позотонические рефлексы и хаотические движения новорожденного ребенка.

    Пирамидностриарный уровень – определяется включением в регуляцию полосатого тела с его разнообразными связями, в том числе и с корой головного мозга. Движения этого уровня — основные крупные произвольные движения, формирующиеся на 1–2 годах жизни.

    Кортикальный, теменно – премоторный уровень – развитие тонких движений с 10–11 месяцев, совершенствование двигательных навыков в течение всей жизни человека.

Рост коры осуществляется, в основном, за счет развития лобной, теменной, височной областей. Пролиферация нейронов продолжается до года. Наиболее интенсивное развитие нейронов отмечается на 2-3 месяце. Это определяет психоэмоциональное, сенсорное развитие ребенка (улыбка, смех, плач со слезами, комплекс оживления, гуление, узнавание своих и чужих).

Второй критерий НПР – психоэмоциональное и сенсорное развитие.

Различные области и поля коры заканчивают развитие в разные сроки. Центры движения, слуха, зрения созревают к 4-7 годам. Лобная и теменная области окончательно созревают к 12 годам. Завершение миелинизации проводящих путей достигается только к 3-5 годам постнатального развития. Незавершенность процесса миелинизации нервных волокон определяет относительно низкую скорость проведения возбуждения по ним. Окончательное созревание проводимости достигается в 10-12 лет.

Развитие сенсорной сферы. Болевая чувствительность – рецепторы болевой чувствительности появляются на 3 месяце внутриутробной жизни, однако болевой порог чувствительности у новорожденных значительно выше, чем у взрослых и детей старшего возраста. Реакции ребенка на болевой раздражитель носят сначала общий генерализованный характер, и только через несколько месяцев возникают местные реакции.

Тактильная чувствительность – возникает на 5–6 неделе внутриутробного развития исключительно в периоральной области и к 11–12 неделям распространяется на всю поверхность кожи плода.

Терморецепция новорожденного ребенка морфологически и функционально зрелая. Холодовых рецепторов почти в 10 раз больше, чем тепловых. Расположены рецепторы неравномерно. Чувствительность ребенка к охлаждению существенно выше, чем к перегреванию.

Глаза новорожденного ребенка относительно большие, их соотношение к массе тела у новорожденного в 3,5 раза больше, чем у взрослого. С ростом глаза происходит изменение рефракции. В первые дни после рождения ребёнок открывает глаза на короткое время, но у него к моменту рождения не сформирована система синхронного открывания обоих глаз. Рефлекторное смыкание век при приближении к глазу какого-либо предмета отсутствует. Асимметрия движения глаз исчезает на третьей неделе жизни ребёнка.

В первые часы и дни жизни детям свойственна гиперметропия (дальнозоркость), с годами ее степень уменьшается. Также для новорожденного ребенка характерна умеренная фотофобия, физиологический нистагм.Зрачковая реакция у новорожденного наблюдается как прямая, так и содружественная, то есть при освещении одного глаза суживаются зрачки обоих глаз. С 2 недель появляется секреция слезных желез, а с 12 недель слезный аппарат участвует в эмоциональной реакции. В 2 недели возникает преходящая фиксация взора, обычно монокулярная, постепенно она развивается и в 3 месяца ребенок устойчиво бинокулярно фиксирует взглядом неподвижные предметы и прослеживает движущиеся. К 6 месяцам повышается острота зрения, ребенок хорошо видит не только крупные, но и мелкие предметы.

На восьмой неделе постнатального развития появляется мигательная реакция на приближение предмета и на звуковое раздражение, что свидетельствует о формировании защитных условных рефлексов. Формирование периферических полей зрения завершается только к 5 месяцу жизни.С 6 до 9 месяцев устанавливается способность стереоскопического восприятия пространства.

Когда ребёнок появляется на свет, он воспринимает окружающие предметы как множество цветовых пятен, а звуки, как шум. На то, чтобы научиться распознавать образы, или связывать звуки во что-то осмысленное, уходят два первых года его жизни. Реакция младенца на яркий свет и звук носит оборонительный характер. Для того, чтобы младенец научился из отражающихся у него в глазах туманных пятен выделять лицо матери (в первую очередь) а затем и других ему близких людей, в затылочной коре его головного мозга должны выработаться условные связи, а затем стереотипы, представляющие из себя сложные системы таких связей. Так, например, восприятие ребёнком пространства складывается из содружественной работы многих анализаторов и в первую очередь зрительного, слухового и кожного. Более того, связи в коре головного мозга, отвечающие за сложные структуры, обеспечивающие представление о нахождении самого ребёнка в замкнутом пространстве, формируются довольно поздно. Поэтому ребенок первых лет жизни, находясь в замкнутом пространстве, не фиксирует свой взор на отдельных предметах и часто их просто не замечает.

Представленные факты во многом объясняются сравнительно поздним развитием у ребёнка макулярной области глаза. Так развитие макулы в значительной степени завершается через 16 -18 недель после рождения ребёнка. Дифференцированный подход к ощущению цвета у ребёнка начинается лишь в 5 – 6 месячном возрасте. Лишь к 2 – 3 годам дети могут правильно оценить цвет предмета. Но к этому сроку морфологическое «созревание» сетчатки не заканчивается. Расширение всех её слоёв продолжается до 10 – 12 лет, а следовательно, только к этому возрасту окончательно формируется цветоощущение.

Формирование слуховой системы начинается во внутриутробном периоде на 4 неделе. Уже к 7 неделе образуется первый виток улитки. На 9 – 10 неделе внутриутробного развития улитка имеет 2,5 витка, т.е строение её приближается к таковому у взрослого человека. Формы, характерной для взрослого, улитка достигает на 5 месяце развития плода.

Способность реагировать на звук появлется у плода в пренатальном возрасте. Новорожденный ребенок слышит, но способен дифференцировать силу звука только около 12 децибел (различает звуки по высоте на одну октаву), к 7 месяцам он начинает различать звуки, отличающиеся между собой всего на 0,5 тона.

В возрасте от 1 года до 2 лет формируется слуховое поле коры (41 поле по Бродману) головного мозга. Однако окончательное его «созревание» происходит приблизительно к 7 годам. Следовательно, даже в указанном возрасте слуховая система ребёнка не является функционально зрелой. Чувствительность к звуку достигает максимума лишь к юношескому возрасту.

С развитием коры постепенно угасает большинство врожденных безусловных рефлексов в течение первого года. Под влиянием внешних раздражителей формируются условные рефлексы.

На базе условных рефлексов развивается речь – третий критерий НПР. До 6 месяцев проходит подготовительный этап речи — ребенок общается с окружающими только с помощью эмоций: улыбкой, комплексом оживления при обращении к нему, гулением, дифференцировкой интонации. Гуление – произношение первых звуков (а, гу-у, э-э-э и т.д.).

Непосредственно речь развивается после 6 месяцев: способность понимать слово (речь сенсорная) и говорить (речь моторная). Лепет – произношение отдельных слогов (ба-ба-ба, ма-ма-ма и т.д.).

К концу 1 года жизни в лексиконе ребенка имеется уже 8-12 слов, смысл которых он понимает (дай, мама, папа, и др.). Среди них имеются звукоподражатели (ам-ам – кушать, ав-ав – собачка, тик — так – часы и др.). В 2 года запас слов доходит до 300, появляются короткие предложения.

Благодаря тому, что у новорожденного ребёнка активно функционируют сенсорные системы, у него развивается наиболее простой вид памяти – кратковременный сенсорный отпечаток. Этот вид памяти базируется на свойстве сенсорной системы сохранять и удлинять действие стимула (предмета нет, а человек его видит, звук прекратился, но мы его слышим). У взрослого эта реакция длится около 500 мск, у ребёнка из-за недостаточной миелинизации нервных волокон и меньшей скоростью проведения нервного импульса – несколько дольше.

У новорожденного ребёнка функции кратковременной и долговременной памяти, прежде всего, связаны с деятельностью слуховых и сенсорных систем, а в более поздние сроки – с локомоторной функцией. Со второго месяца жизни ребёнка в формирование памяти включаются и другие отделы коры. При этом скорость образования временной связи индивидуальна и уже в этом возрасте зависит от типа высшей нервной деятельности.

У новорожденного из-за незрелости коры головного мозга внимание осуществляется благодаря простым формам ориентировочных реакций (на звук, свет). Более сложные (интегрированные) механизмы процесса внимания появляются в возрасте 3 – 4 месяцев. В этот период на электроэнцефалограмме периодически начинает формироваться затылочный -ритм, но в проекционных зонах коры он непостоянен, что свидетельствует об отсутствии у ребёнка осознанных реакций в сфере сенсорных модальностей.

НПР ребенка зависит от факторов внешней среды, воспитания, которые могут либо стимулировать развитие определенных навыков, либо тормозить.

В связи с особенностями нервной системы ребенок не может быстро переключиться с одного вида деятельности на другой, быстро утомляется. Ребенка от взрослого отличает высокая эмоциональность, подражательная деятельность.

Оценка НПР проводится в декретированные (эпикризные) сроки по соответствующим возрасту критериям

Безусловные рефлексы новорожденного

Основной формой деятельности нервной системы является рефлекторная. Все рефлексы принято делить на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы - это врожденные, генетически запрограммированные реакции организма, свойственные всем животным и человеку.

Условные рефлексы - индивидуальные, приобретенные реакции высших животных и человека, выработавшиеся в результате научения (опыта).

Для новорожденного ребенка характерны безусловные рефлексы: пищевой,оборонительный и ориентировочный.

Условные рефлексы формируется после рождения.

Основные безусловные рефлексы новорождённогои грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы).

ВБР новорожденного ребенка

    Рефлексы в положении ребенка на спине: поисковый рефлекс Куссмауля-Генцлера, сосательный рефлекс, ладонно-ротовой Бабкина, рефлекс обхватывания или объятия (Моро), шейно-тонический асимметричный рефлекс, хватательный рефлекс (Робинсона), подошвенный рефлекс, рефлекс Бабинского.

    Рефлексы в вертикальном положении: ребенка берут со стороны спины за подмышечные впадины, большие пальцы врача поддерживают голову. Рефлекс опоры или выпрямления; автоматическая походка или шаговый рефлекс.

    Рефлексы в положении на животе: защитный рефлекс, лабиринтный тонический рефлекс, рефлекс ползания (Бауэра), рефлекс Галанта, Переса.

Оральные сегментарные автоматизмы

Сосательный рефлекс

При введении указательного пальца в рот на 3-4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс отсутствует при парезелицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

Хоботковый рефлекс

Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2-3 мес.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезеруки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает

Спинальные двигательные автоматизмы

Защитный рефлекс новорождённого

Если новорождённого положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону.

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых

У новорождённого нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребёнка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребёнок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорождённого слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорождённых). Иногда при ходьбе новорождённые перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание

Новорождённого укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения - спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3 - 4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6 - 12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

Хватательный рефлекс

Появляется у новорождённого при надавливании на его ладони. Иногда новорождённый так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона ). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорождённые обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезахрук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей - реакция ослаблена, у возбудимых - усилена. Рефлекс физиологичен до 3 - 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4 - 5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопывызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологическийрефлекс Бабинского ).

Рефлекс Галанта

При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 - 6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3 - 4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

Рефлекс Переса

Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3 - 4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

Рефлекс Моро

Вызывается различными и не различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки - 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение - II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерскомпарезеруки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.

Оценка степени зрелости нервной системы новорожденного ребенка

Критериями оценки НПР являются:

    моторика(это целенаправленная, манипулятивная деятельность ребенка.);

    статика(это фиксация и удерживание определенных частей туловища в необходимом положении.);

    условно-рефлекторная деятельность(1 сигнальная система);

    речь (2 сигнальная система);

    высшая нервная деятельность.

Нервно-психическое развитие ребенка зависит от биологических и социальных факторов, условий режима жизни, воспитания и ухода, а также состояния здоровья ребенка.

Задержка темпов психического развития может быть обусловлена неблагоприятным течением внутриутробного периода, т.к. при этом часто отмечаются поражения мозга, связанные с гипоксией, нарушаются темпы созревания отдельных сложных структур. Незрелость определенных отделов мозга в постнатальный период часто приводит к различным нарушениям нервно-психического развития. К неблагоприятным биологическим факторам относятся токсикозы беременности, угроза выкидыша, асфиксия, заболевания матери во время беременности, недоношенность и др. Имеют значение вредные привычки родителей (курение, злоупотребление алкоголем).

Среди неблагоприятных социальных факторов выделяются неблагополучный семейный климат, неполная семья, низкий образовательный уровень родителей.

Темп развития ребенка снижается в связи с частыми острыми заболеваниями. Важную роль в развитии ребенка раннего возраста играет правильное его воспитание. Необходимо частое систематическое общение с ним, постепенное формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие речи.

Ребенок развивается гетерохронно, т.е. неравномерно. Врач при оценке НПР смотрит в эпикризный срок те линии (показатели), которые к этому моменту развиваются наиболее интенсивно, т.е. ведущие линии.

Ведущие линии НПР ребенка в различные эпикризные сроки

ЗА - зрительный анализатор

СА - слуховой анализатор

Э, СП - эмоции и социальное поведение

ДО - движения общие

ДП - движения с предметами

ПР - понимаемая речь

АР - активная речь

Н - навыки

ДР - движения руки

СР - сенсорное развитие

ИЗО - изобразительная деятельность

Г - грамматика

В - вопросы

НПР для детей первого года



Выделяют 4 основные группы НПР:

I группа включает 4 подгруппы:

— нормальное развитие, когда все показатели соответствуют возрасту;

— ускоренное, когда имеется опережение на 1 э.с.;

— высокое, когда имеется опережение на 2 э.с.;

— верхнегармоничное, когда часть показателей имеет опережение на 1 э.с., а часть на 2 и выше.

II группа — это дети, имеющие задержку в НПР на 1 э.с. Она включает 2 подгруппы с равномерной задержкой на 1 э.с. по одной или нескольким линиям:

а) 1–2 линии - 1 степень

б) 3–4 линии - 2 степень

негармоничное - с неравномерным развитием, когда часть показателей имеет задержку на 1 э.с., а часть опережает.

III группа — это дети, имеющие задержку в НПР на 2 э.с. Она включает 2 подгруппы с равномерной задержкой на 2 э.с. по одной или нескольким линиям:

а) 1–2 линии - 1 степень

б) 3–4 линии - 2 степень

в) 5 и более линий - 3 степень

нижнегармоничное - с неравномерным развитием, когда часть показателей отстает (или опережает) на 2 э.с., а часть на 1 э.с.

IV группа — это дети, имеющие задержку в НПР на 3 э.с. Она включает 2 подгруппы с равномерной задержкой на 3 э.с. по одной или нескольким линиям:

а) 1–2 линии - 1 степень

б) 3–4 линии - 2 степень

в) 5 и более линий - 3 степень

нижнегармоничное - с неравномерным развитием, когда часть показателей отстает (или опережает) на 3 э.с., а часть на 1 или 2 э.с.

Отставание на 3 и более эпикризных срока свидетельствует о наличии пограничного состояния или патологии. Эти дети нуждаются в консультации и лечении врачей специалистов.

Гипоксически-ишемическое поражение ЦНС в той или иной степени тяжести диагностируют практически у 10% новорожденных. Оно проявляется в виде различных патологий мозговой деятельности, вызванных кислородным голоданием тканей головного мозга во время внутриутробного развития.

На сегодняшний день 100% эффективной методики профилактики и терапии гипоксически-ишемических поражений ЦНС у новорожденных не существует. Но при обладании определенными знаниями можно снизить риск развития патологии, а также купировать ее основные проявления на ранних стадиях.

Причины возникновения ишемической гипоксии

Перинатальное поражение головного мозга (ППЦНС гипоксически-ишемического генеза) возникает тогда, когда мозг при внутриутробном развитии, при родах или сразу после них не получает достаточного количества кислорода. Поскольку в это время ребенок еще неспособен к полноценному самостоятельному дыханию, его организм обладает повышенной чувствительностью к уровню кислорода в крови матери.

Причины развития гипоксически-ишемической энцефалопатии у плода или новорожденного могут быть разными. Для каждого временного периода (от 22 недель беременности до недели после родов) они отличаются.

Гипоксически-ишемическое поражение ЦНС у новорожденных представляет значимую проблему современной неонатологии

Внутриутробные

При внутриутробном развитии ишемическая энцефалопатия может развиваться в результате:

  • токсичных воздействий на организм матери (алкоголизм, курение, вредное производство);
  • интоксикации матери при приеме медикаментов;
  • гестоза;
  • нарушений циркуляции крови в матке (может возникать при тромбозе или других патологиях).

В результате концентрация кислорода в крови снижается, что приводит к гибели нейронов.

Важно! Тяжесть перинатального поражения ЦНС гипоксически-ишемического генеза усугубляется гипотонией, ацидозом, отеком мозга и другими патологиями.

Родовые

При родах кислородное голодание мозга ребенка может быть спровоцировано:

  • отслоением плаценты;
  • слишком рано отошедшими водами;
  • обвитием пуповины;
  • травмами;
  • недостаточной интенсивностью родовой деятельности и т. д.

В целом же и затянутые и излишне быстрые роды могут привести к тому, что у младенца разовьются или усугубятся гипоксически-ишемические изменения головного мозга.

Несмотря на довольно большую частоту патологии, до сих пор не разработаны эффективные меры борьбы с ней

Послеродовые

Патология может развиться и после появления на свет. Для новорождённых факторами риска считаются:

  • ДВС-синдром;
  • гипотония;
  • проблемы с дыханием;
  • пороки сердца и т. д.

В любом случае предельно важно, чтобы ЦНС ребенка в первую неделю получала кислород в нужном объеме, иначе вероятность гипоксически-ишемических изменений головного мозга у новорожденного будет сохраняться.

Симптомы гипоксически-ишемической энцефалопатии

Основные синдромы

Гипоксически-ишемическое поражение ЦНС у новорожденных проявляется в виде комплекса синдромов. Их соотношение и выраженность определяют степень тяжести патологии.

У растущего плода и новорожденного ребенка незрелые структуры мозга нуждаются в питании еще больше, нежели у взрослого

К основным синдромам относят:

  • нервную возбудимость: тремор, плохой сон, бурную реакцию на прикосновения, беспричинный крик, резкие движения конечностей;
  • гипертензионно-гидроцефальный синдром: нарушение тонуса мышц, нарушения сна, повышенную возбудимость, увеличение головы;
  • судороги; угнетение: низкую активность, вялость, плохие рефлексы;
  • коматозный синдром: системное нарушение либо отсутствие большинства рефлексов, нарушения дыхания.

Степени поражения

В зависимости от того, насколько интенсивным и длительным было отрицательное воздействие, ишемическая гипоксия может приводить к последствиям разной степени тяжести:

  • I степень (легкое протекание энцефалопатии). При рождении оценка ребёнка по Апгар может достигать 7 баллов, из патологий отмечается синюшность кожных покровов и слабый мышечный тонус. Неврологические нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, нарушениях сна, проблемах с рефлексами (возможно как ослабление, так и усиление). При этом все описанные патологии проходят в течение первой недели жизни, и в дальнейшем не становятся причиной развития серьезных нервных расстройств;

Гипоксия может быть выраженной или легкой, она длится продолжительное время или несколько минут во время родов, но всегда провоцирует расстройства функции мозга

  • II степень (средней тяжести). Часто возникает, когда патологии внутриутробного развития усугубляются при родах. Оценка новорожденного по шкале Апгар – не более 5, тоны сердца глухие, может отмечаться аритмия. Внутричерепное давление увеличивается, тонус мышц нарушается (как в сторону ослабления, так и в сторону усиления), отсутствует самостоятельная двигательная активность. При отсутствии адекватной терапии патологии усугубляются, что может привести к угнетению деятельности ЦНС и впадению в кому;
  • III степень (тяжелая). Обычно возникает при патологиях в последней трети беременности – гестозе, гипертензии, дисфункции почек, отеках и т. д. Состояние младенца может усугубляться патологическим протеканием родов. Признаками гипоксически-ишемической энцефалопатии (ГИЭ) III степени у младенца являются отсутствие дыхания, выраженный цианоз, снижение мышечного тонуса и рефлексов. Для выживания в большинстве случаев требуется сердечно-легочная реанимация с последующей интенсивной терапией. В дальнейшем развиваются отек мозга (приводящий к судорогам и остановке дыхания), полиорганная недостаточность и кома.

Прогноз развития

В зависимости от тяжести протекания ишемическая энцефалопатия у новорожденного может развиваться по таким сценариям:

  1. Быстрая положительная динамика с благоприятным прогнозом.
  2. Быстрый регресс неврологического дефицита, с полным или почти полным устранением всех патологических изменений.
  3. Прогресс неврологических патологий с неблагоприятным прогнозом.
  4. Ранняя инвалидизация.

Возможно также скрытое протекание патологии. При этом последствия (расстройства двигательной функции и патологии мозговой деятельности) нарастают и появляются в течение полугода после родов и даже позднее.

Поражение ЦНС у новорожденных диагностируется на первых минутах жизни младенца, при этом симптоматика зависит от выраженности и глубины патологии

Диагностика и терапия ГИЭ

Диагностические процедуры и основные признаки патологии

Для диагностики этой патологии проводят нейросонографические исследования, УЗИ, МРТ и доплерографию.

К признакам, которые могут свидетельствовать о разувающейся патологии, относят:

  • повышенную плотность мозгового вещества при УЗИ;
  • нечёткость анатомических структур мозга;
  • слабая или отсутствующая пульсация сосудов мозга;
  • морфологические изменения (расширение рогов боковых желудочков, изменение структуры сосудистых сплетений и т. д.).

По отдельности эти признаки не являются 100% подтверждением того, что в мозгу происходят гипоксически-ишемические изменения. Но при выявлении нескольких признаков, а также при актуальности факторов риска болезнь можно диагностировать с высокой вероятностью.

Терапия ишемических поражений головного мозга

Если сразу не начать лечить гипоксически-ишемическое поражение ЦНС у новорожденных, последствия могут быть самыми тяжелыми. Схема терапевтических мероприятий зависит в первую очередь от степени выраженности ГИЭ:

Если заболевания протекает довольно легко, то назначают:

  • диуретики;
  • ноотропы;
  • противосудорожные препараты;
  • успокаивающие средства (желательно растительного происхождения).

При энцефалопатии средней тяжести могут применяться препараты, сочетающие успокаивающий и ноотропный эффекты («Фенибут» и его аналоги). Для уменьшения отечности мозга применяют мочегонные - «Диакарб», «Фуросемид».

Нарушения тонуса мышц снимают с помощью «Мидокалма» (гипертонус) или «Дибазола» (гипотонус).

В дальнейшем нарушения в работе ЦНС компенсируются приемом ноотропов и витаминов. Показаны занятия с педагогами для корректировки отставания в развитии.

При тяжёлой энцефалопатии проводится интенсивная терапия с длительным восстановительным периодом. Дальнейшая схема лечения зависит от состояния ребенка и тяжести необратимых нарушений ЦНС.

Заключение

Перинатальное гипоксически-ишемическое поражение ЦНС может стать причиной серьезных нарушений в работе нервной системы новорожденного. Патология развивается по целому ряду причин, а эффективность ее лечения зависит от времени диагностики и от тяжести проявления основных симптомов. В любом случае для обеспечения благоприятного исхода требуется квалифицированная медицинская помощь – только в этом случае можно рассчитывать на успешное восстановление мозговой деятельности ребенка в максимально полном объёме.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии