Природные мегалиты или останки древних цивилизаций? Мегалиты

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

По всему миру можно увидеть невероятные каменные глыбы, которые стоят на Земле уже на протяжении тысячелетий. Они были установлены задолго до того, когда люди начали делать хоть какие-то исторические записи, а поэтому кто их построил и зачем остаётся пока неизвестным. Считается, что некоторые дольмены использовались как места захоронения, другие – для наблюдения за звёздами. В нашем обзоре самые интересные мегалитические сооружения и связанные с ними истории.

1. Каменный круг Белтани


Найденный на северо-западе Ирландии, недалеко от города Рафо, каменный круг Белтани состоит из 64 камней, расположенных по кругу диаметром 45 метров вокруг насыпи. Считается, что камни (высота которых в основном составляет 2 метра) были установлены примерно в 1400 - 800 годах до н.э.

По-видимому, в начале 20 века проводилось предварительное исследование этого места, когда некий Оливер Дэвис заявил, что "на месте каменного круга недавно проводились ненаучные раскопки, после которых все было оставлено в ужасной путанице". Несмотря на раскопки, о Белтани почти ничего не известно. Слово "Beltany", возможно, происходит от слова "Beltane", которое было названием языческого праздника.

"Beltane" же, в свою очередь, происходит от "Baal Tinne", что означает "огонь Ваала". Во время этого фестиваля на вершине горы зажигали костры, чтобы "восстановить силу Солнца". Другие теории утверждают, что круг Белтани похож на круги на Карроуморском кладбище, намекая на то, что это место использовалось во время процедур захоронения.

2. Мегалиты долины Бада


В долине Бада в Индонезии можно найти хорошо сохранившиеся скульптурные памятники, высеченные из цельных каменных блоков. Благодаря их необычной примечательной внешности и мастерству неизвестных создателей, можно было бы подумать, что довольно легко определить, когда и почему эти мегалиты были созданы. Тем не менее, историки даже затрудняются ответить сколько им лет, не говоря уже о том, для чего они были сделаны. При попытках расспросить местных жителей об их цели, всегда следует неизменный ответ, что камни "всегда находились там". \

Хотя археологические доказательства относительно цели этих мегалитов до сих пор не были найдены, местные жители имеют свои собственные легенды. Некоторые считают, что мегалиты относятся к временам человеческих жертвоприношений, другие говорят, что они существуют, чтобы отогнать злых духов.

Наиболее интересными теории гласят, что это преступники, которые превратились в камень или, что камни способны двигаться самостоятельно. Особой интриги добавляет тот факт, что мегалиты сделаны из камня, который нигде не встречается в этом районе.

3. Колесо духов


Также известное как "Колесо гигантов", Колесо духов является большой круглой мегалитической структурой возле Галилейского моря. Оно выглядит как гигантское каменное колесо с внутренними кольцами и "спицами", которые соединяют их. Прямо в середине внутреннего кольца находится место для захоронения. Мало того, что археологи не уверены, что это место захоронения было сделано в то же время, что и колесо, дальнейшее изучение Колеса духов показало, что на самом деле в этом месте не было никаких погребений.

Считается, что когда-то в данном месте находились ценные артефакты, поскольку есть доказательство того, что место раскопок было разграблено. Что касается предлагаемых функций, археологи не считают, что это было место построено для проживания или обороны. Некоторые считают, что это был календарь, учитывая то, как восход солнца во время солнцестояний совмещается со "спицами" колеса.

4. Радстонский монолит


Радстонский монолит - самый высокий менгир во всей Великобритании, который находится в деревне Радстон на церковном кладбище. Этот впечатляющий камень высотой 7,6 метров, вероятно, был воздвигнут примерно в 1600 г. до н.э. Учитывая возраст и известность менгира в деревне, неудивительно, что о его происхождении ходит масса легенд среди местных жителей.

Одна из легенд утверждает, что монолит был копьем, созданным дьяволом для нападения на церковь. К счастью для него, он якобы промахнулся и копье попало в кладбище вместо церкви. Что касается археологических свидетельств его происхождения, сэр Уильям Стрикленд провел раскопки и обнаружил, что монолит наполовину уходит под землю, т. е. он как минимум в 2 раза выше, чем это видно снаружи. Он также обнаружил огромное количество черепов, что потенциально намекает на жертвенное или религиозное назначение монолита.

5. Пайперс и Веселые девы


Расположенные в Корнуолле, "Пайперс" и "Веселые девы" являются отдельными мегалитическими памятниками. "Пайперс" состоит из двух стоящих камней, в то время как находящиеся на небольшом расстоянии от них "Веселые Девы" образуют каменный круг. Круг является полностью завершенным, а на его восточной стороне находится вход во всю структуру, что может намекать на астрономическое цели мегалитов.

Территория вокруг этих каменных образований изобилует местами захоронения, что может быть связано с тем, что камни имели какое-то отношение с духовным или погребальным процедурам. Местная легенда утверждает, что два волынщика как-то играли для танцующих девиц в воскресенье, что было запрещено. В итоге они окаменели на месте.

6. Камень Туруа

Красивый скульптурный камень в раннем кельтском стиле можно найти в графстве Голуэй, Ирландия. Камень Туруа когда-то находился в пределах кольцевого форта железного века, который назывался Rath of Feerwore. Верхняя половина камня покрыта традиционными кельтскими абстрактными узорами, выполненными в технике Ла Тене.

При этом, принимая во внимание, что камень имеет слегка фаллическую форму, некоторые источники утверждают, что он, возможно, использовался в обрядах плодородия. Тем не менее, название "Turoe" происходит от "Cloch an Tuair Rua" ("Камень Красного пастбища"), в результате чего некоторые считают, что красная символика свидетельствует о жертвоприношениях, проводимых перед Камнем Туруа. Другие полагают, что изначально камень происходит из Франции и лишь затем был перевезен в Ирландию.

7. Быки Гисандо


Найденные в испанской провинции Авила, Испания, "Быки Гисандо" - странная группа из четырех статуй быков, вырезанных из камня. Они являются частью группы из 400 вырезанных подобным образом животных, названных веррако, которые датируются примерно четвертым веком до нашей эры.

Несмотря на то, что "веррако" означает "кабаны", статуи бывают разных видов, таких как эти быки. Четыре быки сделаны в разных позах, поэтому выглядят как группа быков, пасущихся в поле. Считается, что они когда-то были рогатыми, но под воздействием атмосферных явлений рога с веками исчезли.

Археологи не знают, почему были сделаны веррако, но предполагают (поскольку обычно такие скульптуры находятся в местах, где они могут быть легко обнаружены), что они имели религиозный элемент и могли служить для защиты городов и ферм от злых духов.

8. Серые бараны


"Серые бараны" в английском Дартмуре - редкий случай среди мегалитов, поскольку это не одно, а два каменных кольца, находящихся прямо рядом друг с другом. Оба круга сделаны из 30 камней, а их диаметр составляет примерно 33 метра. Во время раскопки кругов был обнаружен тонкий слой древесного угля, из которого следует, что в данном месте когда-то часто горел огонь. Зачем это делали в каменных кругах - загадка.

Одни утверждают, что круги использовались для общения с миром духов - в одном из них находились живые, в другой был предназначен для духов. Другие обращают меньше внимания на духовный элемент, заявляя, что эти два круга служили для ритуала, в ходе которого в одном круге находились мужчины, а в другом женщины. Третьи считают, что круги могли бы быть использованы в качестве места встречи для двух соседних племен.

Как и с многими другими загадочными сооружениями, с "Серыми баранами" связаны свои мифы. Один из них гласит, что когда-то фермер, который переехал в Дартмур, раскритиковал выбор овец на местном рынке. После распития эля в таверне местные жители убедили его, что у них есть прекрасные овцы на продажу. Они привели его в туманную лощину, где фермер якобы увидел силуэты стада. Он купил овец, а на следующее утро, когда он проснулся, то обнаружил, что на самом деле купил "Серых баранов".

9. Дромберг


Также известный как "Алтарь Друидов" среди местных жителей, Дромберг является каменным кругом из 17 менгиров. В то время как его точное происхождение относительно неизвестно, есть некоторые доказательства того, почему он был построен. Один из камней ориентирован таким образом, что он совпадает с закатом во время зимнего солнцестояния.

Во время раскопок в районе Дромберга обнаружилось нечто еще более интересное: остатки кремированного человека в разбитом горшке. Возраст этого захоронения был определен от 1100 г. до н.э. до 800 г. до н.э. Никто не знает, почему человека похоронили таким своеобразным способом, но это намекает на ритуальные цели. Кроме того, есть доказательство того, что рядом с Дромбергом жили люди.

10. Оленные камни


Оленные камни, которые встречаются по всей Северной Монголии, представляют собой удивительные резные мегалиты, которые чаще всегда находятся вокруг курганов. Высота этих мегалитов (которых на данный момент было найдено около 1200) как правило составляет от 1 метра до 5 метров. Считается, что они были сделаны около 1000 г. до н.э.

Эти камни особенно интересным делает то, что на них изображены олени. На самых древних камнях изображены олени в "обычных позах". Но шли годы и на камнях стали изображать оленей, парящих в небе. Далее начали изображаться олени, взаимодействующие с Солнцем, например, держащие его на своих рогах. Что интересно, в Северной Монголии были также найдены останки воинов с татуировками оленей.

В каменном кругу древнего кладбища, в пульсирующем древней магией и мощью месте культа старых, забытых и вечных богов Стенолаз поднял руки и окровавленный нож. И закричал. Ликующе. Дико. Нечеловечески.
Всё вокруг замерло в ужасе.

Анджей Сапковский «Божьи воины»

Среди ветреных пустошей, над вереском, под низким неспокойным небом - иероглифы на сером камне. Истёртые временем, потерянные, чуждые нашему миру, заброшенные в него из другой, неизвестной реальности, отделённой бездной веков. Несущие печать вечности обломки забытых эпох, пережившие не одно поколение легенд, в которых уже нет ни капли правды. Но по-прежнему исполненные странной силы и непобедимого величия. Вызывающие трепет даже сейчас. Мегалиты.

Мегалитами («большими камнями») обычно именуются доисторические сооружения из огромных каменных блоков, соединённых без применения раствора. Но это определение очень неточно. Значительная часть археологических памятников, относимых к мегалитам, в строгом смысле не являются сооружениями вообще, так как состоят из единственного монолита или нескольких не соединённых друг с другом плит.

Кроме того, камни мегалитических построек не всегда велики. Наконец, к мегалитам зачастую относят и некоторые здания, построенные уже в историческое время, но либо с использованием циклопических глыб (храм Юпитера в Баальбеке), либо без применения раствора (Мачу-Пикчу в Перу, XVI век).

Что же тогда объединяет мегалиты? Пожалуй, монументальность и ореол тайны. Мегалит - творение ушедшего, часто уже безымянного народа. Это послание из невообразимо далёкого «долегендарного» прошлого. Памятник неизвестному строителю.

ВЕЧНЫЕ КАМНИ

Чуждый, сюрреалистический, противоречащий всем известным принципам архитектуры облик мегалитов подпитывает обширнейшую «современную мифологию», полную атлантов, гиперборейцев и прочих представителей канувших в Лету высокоразвитых цивилизаций. Но есть минимум две причины не принимать всерьёз подобные спекуляции. Во-первых, вразумительного объяснения появлению мегалитов они всё равно не дают. Во-вторых, действительные тайны истории интереснее мнимых.

К простейшим мегалитам, тем самым, которые не могут ещё считаться сооружениями, относятся священные камни сейды и менгиры - вертикально воткнутые в землю продолговатые, грубо обработанные блоки, отколотые от скалы. Чуть позже они сменяются ортостатами, отличающимися плоской формой и наличием как минимум одной тщательно сглаженной грани, на которой чертились или высекались магические знаки.

Одиночные менгиры и сейды, как правило, служили предметами поклонения. Возле крупнейшего в Англии Радстонского монолита высотой 7,6 метра, украшенного окаменевшими следами динозавра, приносились жертвы. На равнинах ледниковые глыбы всегда привлекали внимание и, вполне вероятно, могли считаться домом духа либо оружием первопредка. Менгиры помельче обычно служили надгробиями вождей. Во всяком случае, именно с этой целью последний из них под камеру был установлен в начале прошлого века в Индонезии. Крупнейшее скопление из 3000 ортостатов - Карнакские камни в Бретани - доисторическое кладбище.

В некоторых случаях менигиры размещались группой, образуя обозначающий границы культового места - круг кромлех. Нередко в центре декоративной ограды обнаруживалась выложенная камнем платформа, на которой сжигались тела умерших либо приносились в жертву животные и пленники. Здесь же могли проводиться церемонии, собрания, празднества и прочие общественные мероприятия. Культы менялись. Кромлехи долговечнее религий.

Не исключено и использование мегалитических сооружений в качестве обсерваторий. Для точного определения положения Луны и Солнца (по тени) требовались незыблемые ориентиры. Расставленные по кругу менгиры выполняли эту роль. Нужно отметить, что и в Средние века у обсерваторий было сходное устройство.

Уже в древности люди стремились к разнообразию и не боялись экспериментов. Эпохальным шагом вперёд, настоящим прорывом в каменной архитектуре стали таулы - конструкции из большого камня, водружённого на маленький. Затем появились трилиты - арки из трёх камней - краса и гордость Стоунхенджа. Устойчивость и долговечность этих сооружений навела первобытных строителей на мысль о сооружении дольменов - первых каменных зданий в истории человечества.

С дольменами, как, впрочем, и с остальными простейшими мегалитами связана масса загадок. Например, их никогда не удаётся связать с какой-то определённой археологической культурой - то есть с древним народом, миграции которого отслеживаются учёными по характерной керамике, наконечникам и другим находкам. Камень не выдаёт возраста постройки, ничего не сообщает о создателях. Определить дату появления дольмена, как правило, можно лишь с точностью до нескольких веков. А за такой срок население страны сменялось не раз. Артефакты же, обнаруженные в сооружении и вокруг него, ни о чём не говорят, так как известно, что мегалиты, переходя из рук в руки, оставались «в эксплуатации» тысячелетиями.

Изрядно озадачить может и то обстоятельство, что похожие, почти идентичные мегалиты разбросаны по огромной площади - от Кавказа до Португалии и от Оркнейских островов до Сенегала. В связи с этим выдвигалась даже версия о некой «культуре дольменов», представители которой некогда населяли все эти территории. Но гипотеза не подтвердилась. Следов такого народа найдено не было. Более того, обнаружилось, что возраст двух одинаковых, расположенных рядом дольменов может различаться на пару тысяч лет.

На самом деле сходство дольменов разных стран объясняется тем, что лежащая на поверхности идея закономерно приходила в голову многим людям. Любой ребёнок мог сделать «домик», поставив на ребро четыре плоских камня и положив на них пятый. Либо накрыть ямку в камне плоским блоком (корытообразный дольмен). Восхитившись своим творением, юный архитектор вырастал, становился вождём и подвигал соплеменников на строительство сооружения уже в натуральную величину.

С определённостью можно сказать одно: появление первых мегалитов связано с переходом населения к осёдлому образу жизни. У бродячих охотников не имелось желания ворочать встреченные во время миграций глыбы. Да и группы людей были слишком малочисленными для осуществления масштабных работ. У первых же земледельцев возможность заняться капитальным строительством появилась. Отсутствовал только опыт. И ничего лучшего, нежели вкопать в землю два камня и водрузить на них третий, им долго не приходило в голову.

Судя по всему, дольмены были склепами. В некоторых из них найдены останки сотен людей. Истлевшие кости образовывали слой за слоем, и новые могилы выкапывались прямо в образовавшейся массе. Другие дольмены совершенно пусты. Вероятно, за прошедшие тысячелетия кто-то взял на себя труд вычистить их.

Путь в лабиринте

Особую категорию мегалитов составляют плоские каирны - выложенные из небольших камней линии или рисунки. К ней относятся многочисленные «каменные ладьи» - захоронения викингов, выполненные в форме обозначенного валунами контура корабля, и уникальный «каменный орёл» - изображение птицы с распростёртыми крыльями, созданное неизвестным племенем североамериканских индейцев.

Но самые знаменитые плоские каирны - «лабиринты», встречающиеся в Скандинавии, Финляндии, Англии, на севере России и даже на Новой Земле. Ряды камней образуют запутанную, свивающуюся спиралью тропу. Это наименее заметные и, одновременно, чрезвычайно эффектные мегалиты. Ибо лабиринт - мощный символ, сплетающий реальность. Путь в страну духов извилист.

Кто оставил эти каменные печати, неразгаданные знаки на северной, скудной земле? Как и большинство мегалитов, лабиринты анонимны. Иногда их связывают с племенами протосаамов, но сами саамы ничего не знают о спиралях. Кроме того, лабиринты распространены далеко за пределами границ расселения предков этого народа. Отдельное мнение по данному вопросу у ненцев, считающих плоские каирны делом рук сиртя - низкорослого коренастого народа кузнецов, давно ушедшего под землю.

Но рано или поздно строительство простых каменных коробок переставало приносить удовлетворение. Дольмен достаточно эффектен для прославления отдельного клана, но маловат, чтобы стать гордостью и культовым центром целого племенного союза. Люди уже хотели большего. Хотя бы просто по размеру.

Отдельные дольмены начали выстраиваться в длинный коридор, часто с боковыми ответвлениями. Иногда строились два соединённых переходами коридора. Естественные плиты трудно было подобрать по форме, и для строительства «стен» стала применяться кладка, как в составных дольменах, либо цельные шлифованные блоки, как в плиточных.

Но и в таком случае строение не казалось достаточно величественным. Поэтому поверх «многосерийных» дольменов насыпался колоссальный каирн - искусственное сооружение в виде груды камней. Для того же чтобы пирамида не оседала, по периметру её «подпирали» кольцом ортостатов. Если пояс был не один, получалось что-то подобное зиккурату. О масшта бах неолитической гигантомании можно судить уже по тому, что подобные сооружения, давно принявшие вид покатых холмов, в новое время десятилетиями эксплуатировались как каменоломни, прежде чем рабочие обнаруживали внутренние камеры.

Самые внушительные из памятников неолита именуются ныне «коридорными гробницами» либо «мегалитическими храмами». Но одно и то же сооружение могло совмещать функции или изменить их со временем. В любом случае курганы плохо подходили для совершения ритуалов. Внутри было слишком тесно. Поэтому каирны продолжали сосуществовать с кромлехами до тех пор, пока люди не научились строить настоящие храмы, под сводами которых могли бы поместиться не только жрецы, но и верующие.

Эра мегалитов, начавшаяся в доисторические времена, не имеет чётких границ. Она не завершилась, а лишь, по мере того как совершенствовались технологии строительства, постепенно сходила на нет. Даже в сравнительно поздние эпохи, когда способы возведения арки стали известны, а здания строились из тёсаного камня и кирпича, спрос на гигантские блоки не исчез. Их продолжали использовать, но уже скорее как декоративный элемент. И даже умея скреплять камни раствором, зодчие не всегда находили нужным это делать. Ведь шлифованные камни, пригнанные друг к другу, снабжённые выступами и пазами, смотрелись лучше. Наконец, даже необработанная глыба иногда оказывалась к месту. Валун, служащий основанием для конной статуи Петра I в Санкт-Петербурге, - типичный мегалит.

Башни титанов

Шотландские борхи и средиземноморские нураги - мегалиты относительно поздние, относящиеся уже к веку бронзы. Представляют они собой башни, сложенные из небольших необработанных камней без применения раствора. И то, что многие их этих сооружений, скреплённых лишь весом материала, стоят до сих пор, вызывает огромное уважение к строителям.

Создание борхов приписывается пиктам, а нурагов - шарденам. Но обе версии не бесспорны. Кроме того, от самих этих народов остались лишь имена, данные им иностранными летописцами. Происхождение и обычаи пиктов и шарденов неизвестны. И это ещё более затрудняет разгадку назначения многочисленных (лишь на одной Сардинии было построено больше 30 000 нурагов), но нефункциональных сооружений.

Брохи напоминают укрепления, но едва ли использовались для обороны, потому что не имели бойниц и не могли вместить достаточное количество защитников. В них не разводили огонь, не жили, не хоронили усопших и не хранили припасы. Найденные же в башнях предметы принадлежат почти исключительно кельтам, столетия спустя заселившим Шотландию и пытавшимся придумать башням какое-то применение. Однако преуспели они не больше археологов.

ТАЙНЫ БОЛЬШОГО КАМНЯ

Остается вопрос «как». Как без тяжёлой техники люди доставляли огромные камни, как поднимали их, как обтёсывали? Именно эти загадки вдохновляют авторов альтернативных гипотез. В основе которых, впрочем, лежит банальное отсутствие воображения. Неподготовленному человеку трудно представить, как варвары каменными орудиями обтёсывают гигантский блок и вручную устанавливают его на место. Представить же, как всё это неизвестно зачем неизвестным способом проделывают неизвестно куда подевавшиеся атланты, по силам любому.

Но альтернативные рассуждения содержат фундаментальную ошибку. Располагая подъёмными кранами и алмазными пилами, мы не используем огромные каменные монолиты. Это же нерационально. Сейчас доступны более удобные материалы. Мегалиты сооружались людьми, просто не способными ещё строить иначе.

Камень действительно трудно обрабатывать другим камнем или медью. Поэтому лишь в век железа строить начали из сравнительно компактных тёсаных «кирпичей». Ведь чем меньше блок, тем больше его относительная поверхность. Так что египтяне вовсе не стремились осложнить себе работу, используя для возведения пирамид полутора- и двухтонные глыбы, которые, конечно же, нелегко было перевозить и поднимать. Напротив, они облегчали её, насколько возможно. Ведь с уменьшением блоков затраты на их изготовление резко возросли бы, транспортные же расходы сократились бы незначительно.

Переправлять-то пришлось бы прежний вес. Так же рассуждали и создатели мегалитов.

Оценка сложности задачи «на глаз» часто приводит к ошибкам. Кажется, что труд строителей Стоунхенджа был огромен, но, очевидно, затраты на сооружение самых малых из египетских и месоамериканских пирамид были несравненно выше. В свою очередь, на все пирамиды Египта, вместе взятые, ушло вчетверо меньше труда, чем на один только канал - 700-километровый «дублёр» русла Нила. Вот это действительно был масштабный проект! Пирамиды же египтяне возводили в свободное время. Для души.

Трудно ли было обтесать и отшлифовать 20-тонную плиту? Да. Но каждый крестьянин или охотник в каменном веке за свою жизнь между делом, вечерами изготовляя необходимые инструменты, доводил почти до зеркального блеска около 40 квадратных метров камня, по возможности выбирая самые твёрдые из горных пород: обработке откалыванием и шлифовкой о мокрый песок не поддаётся только алмаз.

Сложной представляется доставка огромных камней не только без техники, но и без лошадей, даже без колеса. Между тем, при Петре I фрегаты именно так переправлялись по маршруту будущего Беломорканала. Крестьяне и солдаты тянули корабли по деревянным рельсам, подкладывая деревянные же катки. Причём груз не раз приходилось втаскивать на многометровые утёсы. В таких случаях приходилось сооружать намёт, а иногда и использовать противовесы в виде клетей с камнями. Но, отдавая приказ, царь, вероятно, думал недолго, так как речь шла об операции вполне заурядной. Испанцам тоже казалось и быстрее, и безопаснее перетаскивать галеоны из Карибского моря в Тихий океан через Панамский перешеек, чем перегонять их вокруг мыса Горн.

Ценную информацию дало исследование мальтийских мегалитических храмов, один из которых был внезапно заброшен в процессе строительства. Всё, что рабочие обычно забирали с собой, - каменные катки и салазки - осталось на месте. Сохранились даже чертежи, имевшие вид миниатюрного макета сооружения (именно так - по модели, а не по бумаге, - строили до XVIII века). Кроме того, на Мальте, а позже и в других богатых мегалитами регионах, были обнаружены «каменные рельсы» - параллельные борозды, оставленные многократным прокатыванием круглых камней под тяжёлыми салазками.

Хоббичьи норы

Мегалитические сооружения Скара-Брей уникальны в первую очередь тем, что они - жилые. Обычно люди неолита строили из вечного камня дома только для мёртвых. Но Шотландия в ту пору была северным форпостом земледелия. Так что удивительно низкорослому, меньше пигмеев, народу, решившему обосноваться на этой суровой земле, пришлось окапываться на совесть. Сказывалась и нехватка дерева. «Хоббиты» могли рассчитывать лишь на брёвна, принесённые морскими волнами.

Другая интересная особенность данных мегалитов - в их кладке немного того, что заслуживало бы эпитета «мега». Камни, в большинстве, невелики. Дома явно строились силами одной семьи, не способной доставить на место и водрузить на сооружение монолитную плиту дольмена. Крыши «хоббиты» сооружали из дерева и дёрна. Зато в каждой комнате было несколько мегалитов в миниатюре - каменных табуретов и этажерок.

Но всё-таки - не слишком ли велик был труд? Так ли уж нужно было безвестным варварам осложнять свою и без того нелёгкую жизнь доставкой и подъёмом 50-тонных глыб Стоунхенджа? Причём не выгоды ради, а для красоты, для славы. Понимая, что арки культового центра вполне можно сделать и из дерева.

Жители неолитической Англии думали, что не слишком. Точно так же полагали и римляне, используя в Баальбеке рекордные, немыслимые 800-тонные блоки, хотя вполне могли обойтись и обычными. С ними были согласны инки, вырезая из камня прихотливые пазлы, чтобы собрать из них стены Мачу-Пикчу. Мегалитические постройки поражают воображение даже сейчас. Поражали они его и тогда. Намного сильнее поражали. Своим трудом строители прославляли божество, и немного - самих себя. А учитывая, что цели они достигли, - хотя имена их забыты, слава, пережив рождение и конец многих цивилизаций, гремит сквозь тысячелетия, - можно ли говорить, что труд был слишком велик?

Напротив, это было очень экономичное решение.

Во что поиграть?
  • Rise of Nations (2003)
  • Age of Empires 3 (2005)
  • Civilization 4 (2005)

На поверхности земного шара, за исключением Австралии, находится множество загадочных и древних построек.

Современные исследования показали, что возведены они были в эпоху неолита, энеолита и бронзового века. Ранее считалось, что все они представляют одну общую культуру, но сегодня все больше ученых подвергают эту теорию сомнению. Итак, кем и зачем были созданы подобные мегалитические сооружения? Почему они имеют ту или иную форму и что означают? Где можно увидеть эти памятники древней культуры?

Что такое мегалиты? Прежде чем рассматривать и изучать мегалитические сооружения, нужно понять, из каких элементов они могут состоять. Сегодня принято считать самой малой единицей конструкций подобного типа мегалит. Этот термин был официально введен в научную терминологию в 1867 году, с подачи английского специалиста А. Херберта. Слово «мегалит» греческое, в переводе на русский язык значит «большой камень».

Точного и исчерпывающего определения, что же такое мегалиты, пока не существует. Сегодня под этим понятием подразумеваются древние сооружения, выполненные из каменных блоков, плит или простых глыб различной величины без использования каких-либо цементирующих или связывающих составов и растворов. Простейший вид мегалитических сооружений, состоящих всего из одного блока, – это менгиры.

Основные особенности мегалитических конструкций В разные эпохи различные народы возводили огромные сооружения из больших камней, блоков и плит. Храм в Баальбеке и египетские пирамиды тоже являются мегалитами, просто их не принято так называть. Таким образом, мегалитические сооружения – это различные конструкции, созданные разными древними цивилизациями и состоящие из больших камней или плит.

Однако, у всех сооружений, считающихся мегалитами, есть ряд особенностей, их объединяющих: 1. Все они сложены из камней, блоков и плит гигантских размеров, вес которых может составлять от нескольких десятков килограммов до сотен тонн. 2. Древние мегалитические сооружения возводились из крепких и устойчивых к разрушению горных пород: известняков, андезитов, базальтов, диоритов и других. 3. При строительстве не использовался цемент — ни в растворе для крепления, ни для изготовления блоков. 4. В большинстве построек поверхность блоков, из которых они сложены, тщательно обработана, а сами глыбы плотно подогнаны друг к другу. Точность такова, что между двумя мегалитическими блоками из вулканических пород нельзя просунуть лезвие ножа. 5. Довольно часто сохранившиеся фрагменты мегалитических строений более поздние цивилизации использовали в качестве фундамента для собственных построек, что хорошо видно в зданиях на Храмовой горе в Иерусалиме.

Когда были созданы?Большинство мегалитических объектов, расположенных в Великобритании, Ирландии и других странах Западной Европы, датируются V–IV тысячелетиями до н. э. Расположенные на территории нашей страны самые древние мегалитические сооружения относятся к IV –II тысячелетиям до Р. Х. Типы мегалитических сооружений Все многообразие мегалитических построек условно может быть разделено на две большие группы: погребальные; не погребальные: профанные; сакральные. Если с погребальными мегалитами все более-менее понятно, то вот о назначении профанных сооружений, таких как различные гигантские выкладки стен и дорог, боевые и жилые башни, ученые строят гипотезы.

Нет точных и достоверных сведений о том, как использовали древние люди сакральные мегалитические сооружения: менгиры, кромлехи и другие. Какими они бывают? Наиболее распространенными видами мегалитов являются: менгиры – одиночные, вертикально установленные камни-стелы высотой до 20 метров; кромлех – объединение нескольких менгиров вокруг наиболее крупного, образующее полукруг или круг; дольмены – наиболее распространенный вид мегалитов в Европе, представляют собой одну или несколько больших каменных плит, уложенных на другие глыбы или валуны; крытая галерея – одна из разновидностей дольменов, соединенных между собой; трилит – каменное сооружение, состоящее из двух или более вертикальных и одного, уложенного на них сверху горизонтально, камней; таула – конструкция из камня в виде русской буквы «Т»; каирн, также известный как «гурий» или «тур» - сооружение подземное или наземное, выложенное в виде конуса из множества камней; каменные ряды – это вертикально и параллельно установленные блоки из камня; сейд – каменный валун или глыба, установленный тем или иным народом в особом месте, как правило, на возвышенности, для проведения различных мистических церемоний. Здесь перечислены только наиболее известные виды мегалитических сооружений. Остановимся более подробно на некоторых из них.

Дольмен В переводе с бретонского на русский язык означает «каменный стол».Как правило, состоит из трех камней, один из которых лежит на двух вертикально установленных, в виде буквы «П». Древние люди при сооружении таких конструкций не придерживались какой-то единой схемы, поэтому вариантов дольменов, несущих различные функции, — множество. Самые известные мегалитические сооружения этого типа находятся на Средиземноморском и Атлантическом побережьях Африки и Европы, в Индии, Скандинавии, на Кавказе. Трилит Одним из подвидов дольмена, состоящего из трех камней, ученые считают трилит. Как правило, такой термин применяется не к отдельно расположенным мегалитам, а к памятникам, являющимся составными частями более сложных конструкций. Например, в таком известнейшем мегалитическом комплексе, как Стоунхендж, центральная часть состоит из пяти трилитов.

Каирн. Еще одной разновидностью мегалитических построек является каирн, или тур. Это конусообразная насыпь из камней, хотя в Ирландии под этим наименованием понимают конструкцию только из пяти камней. Располагаться они могут как на поверхности земли, так и под нею. В научных кругах под каирном чаще всего подразумевают мегалитические сооружения, находящиеся под землей: лабиринты, галереи и погребальные камеры. Менгиры.

Древнейший и простейший вид мегалитических сооружений – менгиры. Это одиночные, установленные вертикально массивные валуны или камни. От обычных, природных каменных глыб менгиры отличаются поверхностью со следами обработки и тем, что их вертикальный размер всегда больше горизонтального. Они могут быть как отдельно стоящими, так и входить в состав сложных мегалитических комплексов. На Кавказе менгирам придавали форму рыб и называли вишап. На Пиренейском полуострове, на территории современной Франции, в Крыму и Причерноморье сохранилось довольно много антропоморфных магалитов – каменных баб. Постмегалитическими менгирами являются и созданные значительно позднее рунические камни и каменные кресты. Кромлех Несколько менгиров, установленных в виде полукруга или окружности и накрытых сверху каменными плитами, называют кромлехами. Наиболее известный пример – Стоунхендж.

Однако, кроме круглых, встречаются кромлехи и прямоугольные, как, например, в Морбиане или Хакасии. На острове Мальта храмовые комплексы-кромлехи выстроены в форме «лепестков». Для создания таких мегалитических сооружений использовался не только камень, но и дерево, что подтвердили находки, полученные во время археологических работ в английском графстве Норфолк. «Летучие камни Лапландии» Наиболее распространенные мегалитические сооружения России, как это ни странно звучит, – сейды – огромные валуны, установленные на небольшие подставки. Иногда основную глыбу украшает один или несколько небольших камней, сложенных в «пирамиду». Этот вид мегалитов широко распространен от берегов Онежского и Ладожского озер вплоть до побережья Баренцева моря, то есть по всему северу европейской части России.На Кольском полуострове и в Карелии встречаются сейды размером от нескольких десятков сантиметров до шести метров и весом от десятка килограммов до нескольких тонн, в зависимости от горной породы, из которой они изготавливались. Кроме российского Севера, довольно много мегалитов этого вида встречается в таежных районах Финляндии, северной и центральной Норвегии, горах Швеции. Сейды могут быть одиночными, групповыми и массовыми, включающими в себя от десятка до нескольких сотен мегалитов.

Мегалитические сооружения появились и широко распространились в эпоху бронзы. К мегалитам можно отнести такие сооружения:

  • менгиры;
  • дольмены;
  • алиньеманы;
  • кромлехи;
  • крытые проходы;
  • и другие постройки из крупных каменных глыб и плит.

Мегалитические сооружения можно встретить в любом уголке земного шара: на Кавказе, в Крыму, в Западной и Северной Европе (Англия, Франция, Дания, Голландия), в Индии, Иране, на Балканском полуострове, в Северной Африке и других странах.

Рисунок 1. Мегалитические сооружения. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

История появления мегалитических сооружений и виды

Появление различных видов мегалитических сооружений зачастую связывают с культами почитания предков, солнца или огня, тотема. Масштабная работа по обработке и перемещению каменных глыб производилась при помощи огромного количества людей при первобытной общине организации труда. Самыми распространенными памятниками такого типа являются дольмены.

Определение 1

Дольмены – это погребальные сооружения, которые состоят из нескольких плит, расположенных вертикально, и накрытых горизонтальной плитой.

В весе плиты достигали нескольких десятков тонн. Изначально дольмены достигали в длину двух метров, высота их не превышала 150 сантиметров. Однако со временем им размер их становился больше, подход к ним был устроен в виде каменной галереи. Протяженность таких галерей могла достигать 20 метров. Другим видом мегалитических сооружений являются менгиры.

Определение 2

Менгиры – это вертикально установленные каменные столбы, которые имеют округлое сечение, высоту до 20 метров, вес порядка 300 тонн.

Менгиры находятся вблизи дольменов, поэтому существует предположение, что связывают их погребальные обряды. Менгиры часто можно встретить в виде небольших групп, которые расположены параллельными рядами. Бывает, что протяженность таких рядов достигает 30 километров.

В качестве примера можно привести Карнак в Бретани, где количество менгиров достигает 3000. Считается, что каждый менгир – это памятник усопшему человеку.

Замечание 1

Менгиры возникли не из-за жизненной необходимости, когда человеку нужно было строить жилище или склады. В создание менгиров была заложена идея, которая не связана с борьбой за существование. Но, несмотря на это, были приложены немалые усилия для того, чтобы добыть, доставить и водрузить эти глыбы, которые достигали внушительных размеров и немалого веса.

Факт столь стремительного распространения данного вида мегалитических сооружений указывает на то, что менгиры были неким выражением идей, которые были одинаковыми для людей той эпохи, независимо от них фактического местонахождения.

Эти камни не случайно имели огромные размеры и вес. Если учитывать их историческую взаимосвязь с последующими сооружениями, которые обладали архитектурными чертами, то менгир – это надгробный монумент или памятник, что подобен по своей мемориальной колонне, а вот дольмен – это склеп, гробница или саркофаг. Кромлех в Стоунхендже – это уже, своего рода, храм, пусть и весьма примитивный.

Определение 3

Кромлехи – это крупные группы менгиров, которые располагаются замкнутыми кругами. Иногда круги состоят из нескольких рядов вертикально расположенных камней.

В качестве примера сложного мегалитического сооружения можно привести Стоунхендж. Это круг диаметром 30 метров, который состоит из вертикально поставленных камней. Сверху они перекрыты горизонтальными плитами. В средине сооружения размещены два кольца невысоких камней, а между ними располагается третье кольцо из попарно составленных высоких глыб. В центре расположен одиночный камень, который предположительно считается алтарем. Стоунхендж – это известное мегалитическое сооружение, в котором уже имеются такие архитектурные элементы, как центр, ритм, симметрия.

В этом типе можно увидеть сооружение, в котором техническая задача отыскала не только определенный вид решения, но и получила эстетическое воплощение, что свидетельствует об овладении архитектором чувством ритма, пространства, формы, масштаба и пропорций. Другие мегалиты такими качествами не обладают, поскольку по всем вышеуказанным признаками все они ближе к аморфным природным созданиям, нежели к произведению человеческих рук.

Несмотря на это, кромлех, что расположен в Стоунхендже, также нельзя назвать архитектурным сооружением. Он излишне массивен, по отношению к горизонталям, его вертикали слишком тяжелые. Техничность облика в данном случае преобладает над его художественной композицией. Точно так же, как и во всех других сооружениях, что предшествовали формированию кромлеха:

  • землянки;
  • полуземлянки;
  • шалаши;
  • наземные глинобитные сооружения, что имели утилитарное назначение.

Художественная форма возникла лишь тогда, когда утилитарная форма достигла совершенства. Так же была на завершительном этапе бронзового периода, когда активно возникают ремесла и художественная промышленность.

Огромное количество мегалитических сооружений собрано на Кавказе. Тут широкое распространение получили каменные аллеи, которые в Армении получили название каменное войско. Также встречаются каменные изображения рыб, что были олицетворением божества плодородия.

Волшебная архитектура мегалитических сооружений

Истоки архитектуры свое начало берут еще со времен позднего неолита. Тогда камень уже использовался для создания монументальных сооружений. Все мегалиты древности можно разделить на две большие группы:

  • Древние архитектурные сооружения доисторических обществ: кромлехи, менгиры, дольмена, храмы Мальты. Для постройки таких сооружений использовались практически необработанные камни. Культуры, которые применяли такие сооружения, называются мегалитические. К данной культуре также можно отнести лабиринты из небольших камней, а также отдельные каменные глыбы с петроглифами. Также к мегалитической архитектуре можно отнести дольмены корейской знати и гробницы японских императоров.
  • Мегалитические сооружения более развитой архитектуры. Это сооружения из крупных каменных глыб, которые имеют правильную геометрическую форму. Подобная мегалитическая архитектура характерна для ранних держав, которые не строились в поздние времена. Сюда можно отнести памятники Средиземноморья: мегалитические сооружения микенской цивилизации, пирамиды в Египте, храмовая гора, что расположена в Иерусалиме.

Самые красивые мегалитические сооружения в мире

Гёбекли-Тепе, Турция. Комплекс, что расположена на Армянском нагорье. Данное мегалитическое сооружение считается самым древним в мире. По историческим данным, оно было сформировано в X–IX тысячелетием до нашей эры. Люди в то время занимались собирательством и охотой. Форма этого мегалитического храма напоминает окружности, которых насчитывается более 20 штук. По словам специалистов, этот архитектурный комплекс намеренно был засыпан песком. Его высота достигала 15 метров, а диаметр – 300 метров.

Мегалиты в Карнаке (Бретань) Франция. Многие мегалитические сооружения были представлены в виде церемониальных центров, в которых проводились культу по захоронению мертвых. Сюда можно отнести комплекс мегалитов в Карнаке (Бретань), что расположен во Франции. Он насчитывает около 3000 камней. Мегалиты достигали высоты 4 метров, они были расставлены в виде аллеи, ряды шли параллельно друг другу. Этот архитектурный комплекс можно датировать V–IV тысячелетием до нашей эры. Ходили легенды, что Мерлин приказал, чтобы шеренги римских легионеров окаменели.

Рисунок 8. Мегалиты в Карнаке (Бретань), Франция. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Обсерватория Набты, Нубия , что расположена в Сахаре. Некоторые мегалитические сооружения использовались ранее для определения астрономических событий (равноденствие и солнцестояние). В то время в нубийской пустыне в районе Набта-Плайя было найдено мегалитическое сооружение, которое использовалось для астрономических целей. Благодаря специальному расположению мегалитов можно было определить день летнего солнцестояния. Археологи полагают, что люди тогда жили сезонно, только лишь, когда была вода в озере. Именно поэтому они нуждались в календаре.

Стоунхендж, Великобритания, Солсбери . Стоунхендж – это мегалитическое сооружение, которое представлено в виде 82 колонн, 30 каменных блоков и пяти огромных трилитов. Вес колонн достигает 5 тонн, каменные блоки – 25 тонн, а огромные камни имеют вес 50 тонн. Сложенные блоки формируют арки, которые ранее указывали на стороны света. По мнению ученых, это сооружение было возведено в 3100 году до нашей эры. Древний монолит был не только лунным и солнечным календарем, но и был точной копией солнечной системы в поперечном разрезе.

Рисунок 9. Стоунхендж, Великобритания, Солсбери. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Сравнивая математические параметры геометрических фигур кромлеха, удалось установить, что все они отражают параметры различных планет солнечной системы, а также моделируют орбиты их вращения. Удивительно то, что Стоунхендж – это отображение 12 планет солнечной системы, хотя на сегодняшний день считается, что их всего 9. Астрономы уже давно считают, что существует еще две планеты за внешней орбитой Плутона, а пояс астероидов – это останки ранее существовавшей 12-ой планеты. Как же об этом могли знать древние строители кромлеха?

Существует еще одна интересная версия о предназначении Стоунхенджа. Во время раскопки тропы, по которой производились ритуальные процессии, в очередной раз подтверждают гипотезу о том, что кромлех был выстроен вдоль рельефа ледникового периода. Это место было особенным: природный ландшафт был расположен вдоль оси солнцестояния, соединяя небо и землю.

Кромлех Броугар или Храм Солнца, Оркнейские острова . Изначально это сооружение имело 60 элементов, но на сегодняшний день сохранились лишь 27 скал. Место, где расположен кромлех, ритуальное. Она «нашпигована» различными курганами и захоронениями. Все памятники тут объединены в единый архитектурный комплекс, который сохранен ЮНЕСКО. На сегодняшний день на островах проводятся археологические раскопки.

Храмы Джгантия в Шаре . Он расположен в центральной части острова Гозо и является одной из важнейших мировых достопримечательностей. Мегалитическое сооружение представлено в виде двух отдельных храмов, каждый из которых имеет вогнутый фасад. Перед входом расположена платформа из каменных блоков. Самый древний храм архитектурного комплекса состоит из нескольких полукруглых комнат, что расположены в форме трилистника.

Рисунок 10. Храмы Джгантия в Шаре. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Ученые полагают, что такая троичность – это символ прошлого, настоящего и будущего. По версии историков, храмовый комплекс – это святилище для поклонников богини плодородия. Однако существует версия, что храм Джгантия – это гробница, ведь население мегалитической эпохи соблюдали традиции. Они почитали предков и возводили гробницы, а уже позже эти места становились святилищами, на которых поклонялись богам.

Термин «мегалиты» (англ - megaliths) происходит от греческих слов μέγας - большой, λίθος - камень. Мегалиты - это сооружения из каменных глыб или блоков, из разных пород, различной модификации, размеров и форм, совмещённых и установленных в таком порядке, что эти глыбы/блоки представляют собой единую монументальную конструкцию.

Каменные блоки в мегалитических сооружениях имеют вес от нескольких килограммов до сотен и даже тысяч тонн. Отдельные сооружения, настолько огромны и уникальны, что вообще не понятно каким образом они сооружались. Также в учёном мире нет единого мнения относительно технологий древних строителей.

Некоторые мегалиты как буд-то высекались (обрабатывались) какими-то инструментами, некоторые объекты как буд-то отливались из жидких материалов, а отдельные объекты имеют следы явно искусственной обработки неизвестных технологий.

Мегалитическая культура представлена абсолютно во всех странах мира, на земле и под водой (и…вероятно, не только на нашей планете..). Возраст мегалитов разный, основной период мегалитостроения определяется с 8 по 1 тысячелетия до н.э., хотя некоторые объекты имеют гораздо более древнее происхождение, что, зачастую отрицает официальная наука. Широко представлены мегалитические памятники и более позднего периода - 1-2 тысячелетия н.э.

Классификация и виды мегалитов

По своей классификации мегалиты разделяются на отдельные категории:

  • мегалитические комплексы (древние города, поселения, храмы, крепости-форты, древние
  • обсерватории, дворцы, башни, стены, и тд);
  • пирамиды и пирамидальные горные комплексы;
  • курганы, зиккураты, кофуны, каирны, тумулусы, гробницы, галереи, камеры и тд;
  • дольмены, трилиты и тд;
  • менгиры (стоячие камни, каменные аллеи, статуи и тд);
  • сейды, Синь-камни, камни-следовики, камни-чашечники, камни-алтари, и тд;
  • камни/скальные породы с древними изображениями - петроглифами;
  • скальные, пещерные и подземные сооружения;
  • каменные лабиринты (сурады);
  • геоглифы;
  • и др.

Гипотез о назначении мегалитов существует немало, однако есть некоторые особенности, которые характерны многим мегалитам мира, независимо от их классификации, модификации, размеров и тп - это их внешнее сходство, места расположений (геолокация), геофизические характеристики и принадлежность к неким высокоразвитым цивилизациям. Изучение (мест) мегалитов методами геофизики и биолокации началось в 20 веке. За время изучений было совершенно точно установлено, что места для сооружения мегалитов выбирались не случайно, очень часто мегалиты располагаются на местах (близ) биолокационных аномалий (в разночастотных геопатогенных зонах - рядом или на тектоническом разломе земной коры).

Таким образом можно предположить, что генератором этих волн разной частоты, являются тектонические разломы, а каменные сооружения в таком случае выполняют роль многофункциональных акустических приборов, резонирующих с этой частотой.

Получается, что мегалиты могут влиять на биоэнергетику человека! Это позволяет эффективно проводить коррекцию биополя человека путём воздействия, как на его энергетические точки тела, так и на отдельные системы.

В древности подобными практиками занимались посвещённые жрецы, и практиковалось это с помощью различных обрядов и ритуалов.

С помощью камней древние жрецы, шаманы, знахари общались с духами ушедших предков, с богами, получали интересующие их ответы, лечили болезни и тд, а также совершали подношения-требы (не жертвоприношения, которые появились позднее и скорей всего не создателями мегалитов). Знания об этом сначала искажались, затем и вовсе стирались.

Практически везде близ мегалитов была или есть вода (какой-либо водоём, ручей, родник, и тд)! Зачастую ориентация мегалитов как раз направлена в сторону воды, это особенно отчётливо прослеживается на примере большей части дольменов Краснодарского края, которые в свою очередь, не без основания, являются эталоном в дольменном строении.

Стоит также упомянуть и ориентировку многих мегалитов по сторонам света, с учётом некоторых астрономических особенностей.

Зачастую, при изучении мегалитов, складывается впечатление, что со временем строители буд-то утрачивали способности возведения каменных построек и со временем мегалиты становились похожи лишь на отдалённые копии изначальных сооружений.

Возможно, по каким-то причинам, древние утратили те знания и технологии, а главное со временем была утрачена и необходимость в мегалитостроении.

Однако, не смотря на время, мегалитостроение в мире продолжает существовать. Даже в наши дни в Суматре (Индонезия) люди продолжают создавать погребальные каменные памятники внешне схожие с древними мегалитами, сохраняя таким образом память и обычаи своих предков.

Во многих местах мира, сохранились предания, легенды и истории о том, что многие мегалиты связаны с реинкарнациями умерших людей.

Очень многие мегалиты тесно связаны с астрологией, в связи с этим, возникло новое направление исследователей древностей - археоастрономия. Именно археоастрономы занимаются изучением астрономического аспекта в мегалитостроении. Именно археоастрономами были доказаны многие гипотезы,относительно назначения многих древних каменных сооружений.

Некоторые мегалитические сооружения были созданы для определения основных солнечных и лунных циклов года. Эти объекты выполняли роль календарей и обсерваторий для наблюдения за небесными светилами.

Мегалиты - наследие древних цивилизаций

К сожалению, в наше время, во всех уголках мира, по разным причинам сохраняется тенденция уничтожения древних памятников, однако во всём мире также продолжают открывать и новые находки древних сооружений.

Многие исследования и сами объекты упорно замалчиваются официальными ведомствами, либо умышленно неверно определяются датировки и фальсифицируются отчёты и выводы учёных, т.к. многие объекты попросту не вписываются в общепринятую хронологию нашей цивилизации.

Мегалиты - это те самые объекты, которые связывают нас с далёким прошлым, с глубоким прошлым, и совершенно определённо можно утверждать, что они ещё не открыли людям все свои тайны…



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии