Праздник николая проходить целых три раза в году. Праздник Николая Чудотворца: дата, история и традиции

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Православные христиане с почтением и уважением относятся к Николаю Чудотворцу и чтят его память два раза в году – зимой и весной. О дате Зимнего Николая (19 декабря) знают даже маленькие дети, а вот вопрос о том, какого числа Никола Летний в 2018 году, интересует многих людей. Обычаи празднования этого дня передаются на протяжении многих поколений от стариков к молодым, поскольку вера в чудодейственную силу святого живет в сердцах людей.

День Николы Летнего ежегодно припадает на один и тот же день. Поминовение его памяти в теплый период происходит 22 мая. По юлианскому календарю этот праздник выпадает на 9 мая. Несмотря на то, что празднование проводят в весенний период, Николу называют Летним.

Считается, что в этот день весна встречается с летом и после этого дня уже не будет заморозков по ночам, а солнце будет греть жарко по-летнему. В связи с этим нередко праздник так же называют Николой Вешним или Николаем Теплым. В церкви этот день называют Перенесение мощей святителя и Чудотворца Николая.

Как возник праздник?

Православные христиане поминают Николая Чудотворца дважды в году:

  1. 19 декабря – в день его смерти.
  2. 22 мая – в день перемещения его мощей в город Бар.

Святой Николая считается Божьим угодником. Несмотря на любовь к нему со стороны людей, он всегда оставался простым и служил Господу. Умер он в середине IV столетия и был похоронен в Ликийском кафедральном храме.

Мощи святого хранились на территории Греции несколько столетий. В VIII нападения турков на страну стали регулярными. После разрушительных грабежей они сжигали города, которые попадались на их пути. К тому же во время этих походов происходили осквернения святых мест. Они хотели добраться до останков Николая Чудотворца и уничтожить их безвозвратно.

В 1087 году в город Мира прибыли жители Бара, чтобы забрать Николаевы мощи. На их пути стали монахи, которые охраняли останки, но их связали, а ценный груз погрузили на судно. 8 мая они вернулись в родной город. На следующий день святые мощи были торжественно занесены в храм Стефана, где они находятся и ныне.

День перенесения мощей стали чтить православные христиане. У католиков этого праздника нет, да и некоторые православные страны, например, Греция, до сих пор его не признают. Больше всего Летнего Николая празднуют славянские народы. С этим святым и праздником связано немало традиций и обычаев.

Николай Чудотворец является единственным святым, поминовение памяти которого происходит дважды в году. Верующие утверждают, что он был угодником Бога. Даже существует легенда, почему два праздника посвящены ему. Однажды Николай Чудотворец и святой Касьян шли по дороге. Они увидели, как воз крестьянина застрял в грязи, и тот безрезультатно пытался его вытащить. Святой Касьян только посмотрел и пошел далее, а Николай стал помогать мужчине, не боясь перепачкаться в грязи. За этот благородный поступок и наградил его Господь.

Все любили и чтили Николая еще при жизни. Сейчас практически в каждом городе можно найти храм, назван в его честь. Христиане верят, что святой обладает огромнейшей силой и всегда помогает тем, что обращается к нему с молитвой.

Традиции и обычаи праздника

Зная, какого числа в 2018 году Никола Летний, люди заранее готовятся к этому празднику. В этот день люди совершают такие поступки:

  1. Идут в церковь и молятся Господу, обращаются с просьбами о помощи к Николаю Чудотворцу. Девушки просят о замужестве, селяне – о хорошем урожае, родители – здоровья своим детям.
  2. Устраивают народные гуляния. Гостей угощают выпечкой с изюмом и повидлом и другими вкусностями. Разрешено пить пиво и вино. Наши предки готовились к этому дню заранее и в начале мая ставили бродить хмельной напиток.
  3. С утра взрослые и дети умываются росой, чтобы отогнать от себя все болезни и недуги.

В давние времена в этот день впервые оставляли коней на ночь в поле, так как святой считается покровителем этих животных. Их охраняли молодые парни, которые всю ночь не спали. Обычно это действие сопровождалось гуляньями, песнями и танцами.

Согласно народному поверью, если на Летнего Николая идет дождь, то урожай будет хорошим. Если дождя нет, то люди собирались у колодцев и других источников воды и молились святому, а после водой опрыскивали друг друга, огороды и скотину.

В молитвах в день Святителя Николая Чудотворца православные верующие обращаются за помощью в исцелении от болезней, укреплении семьи, защите детей, избавлении от нищеты и бедности, благополучном путешествии и возвращении на родину, устранении силы магических ритуалов и дурных сглазов, освобождении из плена.

22 мая православный мир почитает память святителя Николая Чудотворца, архиепископа Ликийского, который более известен как Николай Чудотворец или Николай Угодник. На Руси 22 мая Никола Вешний, также его именовали Николой весенним, Николиным днем, Николой травным. Вешний на древнеславянском означало весенний, тепло окончательно устанавливалось на земле.

В молитвах в день Святителя Николая Чудотворца православные верующие обращаются за помощью в исцелении от болезней, укреплении семьи, защите детей, избавлении от нищеты и бедности, благополучном путешествии и возвращении на родину, устранении силы магических ритуалов и дурных сглазов, освобождении из плена.

Молились ему как православные крестьяне, так и служивый люд, так как покровительствовал Николай Угодник всем без исключения. Особое значение 22 мая Никола Вешний имел для тех, чья жизнь была связана с обработкой земли, так как они внимательно прислушивались к тем приметам, что были накоплены на долгие тысячелетия с момента праведной жизни и кончины святого Николая Угодника.

Этот день особенно почитаем у православных, при том, что сам Николай Чудотворец не относится к числу апостолов Божьих. Расположение простого народа он заслужил благими делами, о которых вспоминают в день Святителя Николая.

Народные традиции

На Руси Николая Угодника считали «старшим» среди святых. Его называли «милостивым», в честь него строили храмы и называли детей.
На Николу Зимнего люди устраивали праздничные трапезы - пекли пироги с рыбой, варили брагу и пиво, а на Николу Летнего, или Вешнего крестьяне устраивали крестные ходы - с иконами и хоругвями шли в поля, совершали молебны у колодцев - просили о дожде.
22 мая Никола Вешний благословлял росу, потому существовала традиция умывания ею. Считалось, что утренняя роса придаст человеку здоровье и счастье, а земля одарит богатым урожаем.
22 мая Никола Вешний также был известен тем, что оберегал скот от нечистой силы. Было выгонять табуны лошадей в ночные. В качестве пастухов выбирались только холостяки. Пастухи перед выгоном лошадей обязательно молились. Пастухи не слезали с седел, ибо существовало поверье, что в этот день нечистая сила может заездить лошадь до смерти. Если в табуне лошади начинали вздрагивать, что определенными криками отгоняли нечистого.
На Николу Вешнего старались рассчитаться со всеми долгами, помириться с давнишними врагами. Полагалось также быть щедрыми на подаяния и угощения нищих и обездоленных, дабы не разделить их печальной участи.
Крестьяне сажали картошку и гречиху, стригли овец. Распродавали остатки прошлогоднего зерна, так как сев уже был осуществлен, а по традиции вовремя проданные остатки должны были привлечь богатый урожай.

Народные приметы 22 мая (Никола Вешний)
Внимательно наблюдали за погодными условиями:
Если 22 мая Никола Вешний дает дождь, значит урожай уродится знатно.
Квакающая поутру лягушка предвещала урожай овса.
Если поутру пели соловьи, значит, зерновые также уродятся.
Именины на 22 мая Николу Вешнего у Ираклия. Василия, Гавриила, Иосифа, Николая.
На Николая нельзя отказывать никому, кто попросит вас о помощи, иначе за отказ помочь нуждающимся, 7 лет семья будет терпеть нищету и бедствия.
В этот день приветствуется любой труд: по дому, по хозяйству, в саду и огороде.

Хозяйки в этот день старались навести и порядок в доме, с самого утра принимались за генеральную уборку, так как святой не любит беспорядка.

Ко дню святого Николая старались отдать все долги, иначе считалось, что не будет финансовой удачи весь год.
Хорошая примета, если на Николая идет дождь. Утренняя роса на Николая считается целебной, ею стараются умыться для красоты и здоровья, походить по траве босиком.
Издавна считается, что святой Николай покровительствует влюбленным,поэтому молодожены и те, кто собирался играть свадьбу просили защиты и помощи у святого.
В этот день был запрет брать в руки ножницы, и сейчас существует примета не стричься на Николая.

Молитва Николаю Угоднику
О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!
Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Из года в год этот праздник отмечается в один день – 22 мая по новому стилю (9 мая согласно юлианскому календарю). Название «Никола Летний» является наиболее распространенным. Однако торжество имеет и множество других названий: Никола Вешний, Никола Святитель, Летний день, Святой Николай, Никола с теплом, Травный день, Николай Чудотворец, Теплый день.

Также читайте: 19 декабря - день Зимнего Николая

Праздник Николы Летнего в Христианстве

В чем смысл праздника Летнего Николы?

С давних времен считалось, что в Травный день весна, окончательно сдавая свои позиции, встречается с летом. Солнышко уже не греет ласково, его лучики становятся по-настоящему жгучими. После Николина дня обычно наступала жаркая пора. На Руси данный праздник очень ждали, он имел огромное значение для православных. Святой Николай был приближен к Богу и считался одним из его любимцев.

В некоторых селениях люди даже создавали специальные молитвы в честь Николая. В своих молитвах они напрямую обращались к Святителю, прося у него защиты и покровительства. По большому счету, молитвы, обращенные Николе Летнему, практически ни чем не отличались от молитв, которые произносили в честь Господа. Однако эти молитвы так и не были одобрены церковным каноном.

Истоки праздника

Чтить память Николы Летнего начали в начале XI столетия, буквально через несколько десятилетий после возникновения православной религии. Греки не придавали большого значения этому празднику. Для них он являлся напоминанием о негативных событиях, так как их страна утратила святые мощи Николы.

Вначале память Николая Чудотворца чтилась только жителями Италии. Это связано с перенесением мощей Святителя в конце XI века из Ликии в храм святого Стефания, расположенного в итальянском городе Бари. Приверженцами христианской веры, проживающими в других странах, Никола Летний не был принят и не рассматривался в качестве грандиозного торжества по причине, что все внимание и почтение народа было обращено к местным Святыням.

История праздника

Детство Святителя Николая. В одной из колоний Ликии (ныне территория Турции) в состоятельной крестьянской семье родился мальчик, которого нарекли Николаем. Это событие датируется примерно 270 годом н.э. С самого раннего детства родители приучали Николая к православной вере. Мальчик посещал каждую литургию, часто молился, изучал Божественные книги и Священные писания.

Юность и молодость Николая Чудотворца. Родной дядя Николая служил епископом. Он-то и поспособствовал тому, что юноша получил сан священника, в обязанности которого входило общение с паствой. Николай прекрасно справлялся со своими обязанностями, поучал и наставлял верующих людей, учил молиться, давал советы. За короткий период времени Николай снискал любовь и уважение прихожан. Юный Святитель обладал такими качествами, как милосердие, открытость, доброта, щедрость, умение искренне сочувствовать людям.

Спустя несколько лет бренный мир покинули родители Николая. После этого Никола, вступив в наследство, все ценности раздал нуждающимся людям: нищим, малоимущим, больным, инвалидам. Святой Николай обладал скромностью и кротостью, поэтому свои благие дела не афишировал, не пытался поведать о них окружающим. Однако молва о благодеяниях Святителя распространилась быстро. Николая стали еще больше любить и уважать.

Зрелые годы Николая Угодника. Святителя Будучи священником, Николай стал и паломником. За несколько лет он смог посетить практически все места, где ступала нога Спасителя. Когда Святитель вернулся в родную Ликию, руководство церкви и прихожане единогласно избрали его Епископом. Приняв архиерейский сан, Николай Угодник не изменил своих внутренних убеждений, оставаясь таким же подвижником, кротким, щедрым и добрым. Несмотря на свою скромность, Николай являлся ярым противником ереси и язычества, он вел нещадную борьбу за христианскую религию.

На протяжении всей своей жизни Николаю удалось совершить немало чудес, свидетелями которых были прихожане. Николай всегда протягивал руку помощи нуждающимся людям, исцелял болезных (болеющих), спасал тех, кто находится в беде, выявлял несправедливость и даже воскрешал отошедших в мир иной. За такие благодеяния люди и прозвали Святителя великим Чудотворцем.

Почтенный возраст Николая. До самой глубокой старости Николай проповедовал христианство, наставлял мирян на путь истинный, помогал всем, кто к нему обращался. Простился с миром живых Угодник, достигнув преклонных лет. Историки называют такие даты смерти Святителя: 342, 346, 351 года. Нетленные мощи Чудотворца в течение длительного срока сохранялись в местном кафедральном храме до того момента, пока их не перенесли в город Бари. С тех давних времен и по сей день считается, что прах Николая источает целебное миро, которое излечивает от всех недугов.

Приметы и обряды в день Николы Летнего

Народные приметы на Николу Летнего

  • Если в период предлетья (22.05-10.06) стояла сырая и ветреная погода с ливнями и грозами, значит, Никола Летний благосклонен, и в конце лета можно будет собрать богатейший урожай. Особенно благоприятным знаком такая погода являлась для урожая пшеницы.
  • Если на Николу Вешнего было слышно кваканье лягушек, значит, Земля-матушка принесет щедрые дары людям. Хорошо уродятся злаковые и овощные культуры, фрукты и ягоды.
  • «Милость Божья» и «Небо на землю дождь проливает, богатые хлеба поднимает» – так говорили, если на Николу Вешнего идет дождь. А еще такая погода сулила счастливую жизнь в текущем году.
  • Считалось, что стрижка овец, высадка картофеля и гречихи в день Николы Летнего принесет удачу во всех делах, богатый урожай, избавление от неприятностей.
  • Согласно одной из старинных примет, молитвы, обращенные к Господу и Святым 22 мая, обладают великой силой. Люди могут просить об исцелении от недугов, прибавлении в семействе, встрече со второй половинкой, прощении грехов. Святитель Никола, который был приближен к Богу, обязательно поможет!
  • Чтобы весь год не болеть, поутру на Николу Летнего люди всеми семьями выходили в поле и умывались росой. Тогда здоровье будет крепким и никакой недуг не прицепится. Некоторые раздевались до исподнего и катались по траве, на которой была роса. Таким образом, все тело омывалось благодатной влагой.
  • Если 22 мая начинает цвести Ольха, значит, жди скорого финансового благополучия. Считалось, что семья, во дворе которой распустились бутоны на этом дереве, весь год не будет знать трудностей в материальном плане. Известны случаи, когда люди после этого находили клады, неожиданно получали наследство, выигрывали крупную сумму денег.

Традиции в праздник Николы Летнего

Так как Николай Чудотворец является покровителем и защитником влюбленных пар, молодые девушки на заре 22 мая молились Святителю о том, чтобы он даровал им встречу со второй половинкой. Незамужние девчата просили, чтобы Николай послал им хорошего мужа, щедрого, красивого, работящего, смелого, доброго.

Святой Николай покровительствует и животным, в том числе овцам и лошадям. Ко дню Николы Летнего свежая травка в полях уже достаточно выросла. Поэтому в ночь на 22 мая все владельцы лошадей и овец выгоняли свою скотину в поля. Животные всю ночь резвились, бегали, щипали травку. На Руси этот обряд превращали в настоящее зрелищное шоу. Да и сегодня в некоторых деревнях можно наблюдать такое действо. Чтобы лошади и овцы не разбежались, к ним приставляли пастухов – молодых и физически крепких мужчин.

С вечера, перед началом выгона животных, для пастухов готовили специальный ужин, состоящий их каши и пирогов. Затем по периметру большого поля разжигались костры. Мало кто из селян ложился спать рано, ведь все желали понаблюдать за выгоном животных. Даже малым детишкам родители разрешали в этот день гулять до полуночи. Немного позже, когда селяне расходились по своим избам, к пастухам присоединялись девушки – незамужние жительницы села. Затем начиналось настоящее гулянье с плясками, песнями и веселыми играми. Считалось, что в эту ночь юноши и девушки вступали во взрослую жизнь, поэтому старшие родственники особо не контролировали «горячие молодые сердца».

Чтобы урожай был богатым, а земля – плодородной, на заре люди выходили в поля и огороды, становились лицом к восходящему солнышку и проводили специальный обряд. Они читали молитвы, обращенные к Николаю Чудотворцу, прося его о защите своих угодий, о щедрых дарах, о сытом существовании.

Как себя правильно вести и что делать в праздник Николы Летнего?

Чтобы счастья улыбалось в течение всего года, 22 мая необходимо провести в молитвах и заботах о семье, доме, скотине. Желательно, чтобы все домочадцы, от мала до велика, были заняты полезными делами.

Утром и вечером желательно помолиться Николаю Вешнему и Господу. Просить Бога и Святителя можно обо всем, в чем вы нуждаетесь. Если ваши мольбы искренни, и вы действительно заслуживаете того, о чем просите, вам обязательно воздастся.

В этот день нужно начинать сеять некоторые культуры. Как правило, сажали гречиху и картофель. Считалось, что после дня Николы Летнего заниматься их высадкой бессмысленно. Во-первых, не будет достойного урожая, во-вторых, культуры не успеют уродить.

Поутру, после похода в церковь и молитв, желательно сходить в баню, хорошо выкупаться и переодеться в чистое или даже новое нижнее белье. Верхняя одежда также должна быть выстиранной и выглаженной. В процессе купания можно читать молитву.

Хозяйки с самого утра принимались за генеральную уборку дома, приусадебной территории, нежилых надворных построек, где содержалась скотина. Животных усиленно кормили различными лакомствами. Парнокопытных и жвачных выпасали, остальных питомцев – выгуливали.

Незамужние девушки и неженатые парни после бани переодевались в красивые наряды. Парни надевали расшитые золотом рубахи, широкие льняные штаны светлого цвета, подвязывались атласными поясами. Девицы наряжались в длинные сарафаны, а на голову повязывали разноцветные платки или надевали венки с лентами.

После работы в поле и увеселительных мероприятий все члены семьи должны были собраться за столом, чтобы отведать праздничный ужин. Особых рекомендации по поводу блюд, выставленных на стол, нет. Кушали все, что Бог послал. Обычно это была непритязательная снедь: молоко, блины, куриные яйца, сыр, каша, картофель вареный, сало и всевозможные блюда, приготовленные из перечисленных продуктов.

Что нельзя делать на Николу Летнего?

22 мая негоже было грустить, предаваться воспоминаниям о прошлых негативных событиях, лениться. Единственное, от чего стоит отказаться касательно работ по хозяйству – это вязание и шитье.

Нежелательно пользоваться ножницами и другими колюще-режущими предметами (кухонная утварь и садовый инвентарь не в счет).

Считалось, что если человек откажет в помощи тому, кто к нему обратился, он сам и его семья будут испытывать нужду и терпеть неудачи в течение 7-ми лет кряду. Помните, помощь нищим, сиротам и всем просящим – это одно из жизненных правил, которого всегда придерживался при жизни Святитель Никола.

В Теплый день также нежелательно ни в чем отказывать (конечно, в разумных рамках) детям. Николай Угодник является их покровителем, поэтому всем ребятишкам нужно сделать подарки. Необязательно покупать что-то дорогостоящее, пусть это будут простые презенты, например, сувениры, игрушки или их любимые лакомства. По традиции подарки всегда клали детям под подушку или прятали в носочки, которые потом развешивали на веревке над печкой (камином).

В Травный день неуместно предаваться буйному разгулью. Неприемлемы танцы до упада, сильное алкогольное опьянение и громкие песнопения. Также не приветствуется выяснение личных отношений и тем более ссоры, скандалы, драки. Ругаться 22 мая, значит, навлечь на себя неудачи.

Никола Летний – праздник, который любят многие, особенно детишки. Это торжество, посвященное концу весны и началу летнего сезона. Важно провести этот праздник правильно, чтобы Николай Святитель исполнил все ваши желания, стал для вас и вашей семьи покровителем и надежным защитником!

День Святого Николая Чудотворца (весенний) 22 мая 2017: Праздник Николая проходить целых три раза в году. Даты фиксированы, в отличии от некоторых других церковных праздников . Итак, 11 августа принято праздновать день рождение Николая Чудотворца, 19 декабря день его смерти, а 22 мая – перенесение мощей из Мир Ликийских в Барии. Это событие произошло в далеком 1087 году.

День Святого Николая Чудотворца (весенний) 22 мая 2017: история праздника, значение для православных

Местом рождения Николая Чудотворца стал город Патары, который находился в области Ликии и Малой Азии. Тогда он был греческой колонией. Родители Николая были состоятельными людьми, однако они верили во Христа и не забывали помогать бедным людям.

Святитель с самого детства много времени проводил в храме и полностью посвятил себя вере. Когда родители Николая умерли, он раздал наследство бедным и продолжил церковное служение. Позже святитель взошел на епископский престол в Мире. В наше время этот город называется Демре и находится он в провинции Анталии, В Турции.

Новоиспеченный архиепископ понравился народу, его полюбили. Ведь он был добрым, справедливым и отзывчивым. Кроме того, Николай прославился также чудесами. Так, он спас город Миры от голода, молился и помогал также морякам, выводил из тюрем несправедливо заточенных.

Точная дата смерти Николая Угодника не известна, между 345 и 351 годов, доживши до глубокой старости. Мощи его были нетленными и сначала покоились в кафедральной церкви Миры. Они мироточили, а миро исцеляло верующих.

Позже, в 1087 году, часть мощей Николая Чудотворца была перенесена в итальянский город Бари. Через несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию, а в Мирах по сей день хранится лишь небольшая частица.

Для многих День святого Николая – это зимний праздник, на который принято дарить детям подарки. Но этого святого для почитания сразу три дня в году.

День святого Николая отмечается не только 19 декабря (день смерти Николая), но еще и 22 мая (день прибытия его мощей в Бари, в Италии), то есть уже в этот понедельник. 11 августа отмечается его рождение. Все эти праздники непереходящие, то есть даты их фиксированы.

В народе эти дни называют, соответственно, Никола Зимний, Никола Осенний и Никола Вешний (то есть весенний), или Никола Летний.

Еще святого вевличают \»Николой Мокрым\». Этот святой во все века считался покровителем моряков и всех путешествующих в целом. Поэтому когда храм во имя Николая Угодника строили мореходы (часто - в благодарность за чудесное спасение на водах), в народе его называли \»Никола Мокрый\».

И декабрь, и май крайне важны для хлеборобов (\»Два Николая: один с травой, другой с морозом\»).

День Святого Николая Чудотворца (весенний) 22 мая 2017: традиции, что можно и нельзя делать
Считается, что в этот церковный праздник нельзя ничего делать для себя, а только помогать тем, кто в этом нуждается. Раньше люди верили, что если в этот день не позаботиться о сиротах или бедных, то в течение семи будущих лет можно потерпеть убытки.

Поста в этот день придерживаться не нужно, однако раньше православные устраивали крестные ходы: с иконами шли в поля и совершали молебны у колодцев, просили у Бога дождя.

По традиции, на Николу Вешнего не принято дарить подарки, это делают лишь на Зимнего Николая, но если очень хочется, можно поздравить близких людей на словах или отправить открытку с пожеланиями мира, добра, здоровья, избавления от горестей и конфликтов, и настоящего чуда в жизни.

Когда празднуется память святителя Николая Чудотворца

В чем помогает Николай Чудотворец

Святителя Николая называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Житие (биография) Николая Чудотворца

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.

Мощи святителя Николая

Святитель Николай Чудотворец отошел ко Господу в 345-351 годах - точная дата неизвестна. Его мощи были нетленными. Первое время они покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

Почитание святителя Николая на Руси

Николаю Угоднику на Руси посвящено немало храмов и монастырей. Во имя него святой Патриарх Фотий крестил в 866 году Киевского князя Аскольда - самого первого русского князя-христианина. Над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга построила первый на русской земле храм святителя Николая.

Во многих русских городах именем архиепископа Мир Ликийских называли главные соборы. Новгород Великий, Зарайск, Киев, Смоленске, Пскове, Галич, Архангельск, Тобольск и многие другие. В Московской губернии было построено три Никольских монастыря - Николо-Греческий (Старый) - в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Кроме того Никольской названа одна из главных башен столичного Кремля.

Иконография святителя Николая

Иконография святителя Николая сложилась в Х-XI веках. При этом самая древняя икона, а именно фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме, относится к VIII веку.

Есть два основных иконографических типа святителя Николая - ростовой и поясной. Один из классических примеров ростовой иконы - фреска из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, написанная в начале XII века. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее. На этой фреске святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке.

Иконы поясного иконографического типа изображают святителя с закрытым Евангелием на левой руке. Древнейшая икона такого типа в монастыре святой Екатерины на Синае относится к XI веку. На Руси самый ранний из сохранившихся подобный образ относится к концу XII века. Иван Грозный привез его из Новгорода Великого и положил в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Сейчас эту икону можно увидеть в Третьяковской галерее.

Иконописцы создавали и житийные иконы Николая Угодника, то есть изображающие разные сценки из жизни святителя - порой до двадцати разных сюжетов. Самая древние из таких икон на Руси - это новгородская из погоста Любони (XIV век) и коломенская (сейчас хранится в Третьяковской галерее).

Тропарь святителю Николаю Чудотворцу

глас 4

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Перевод:

Правилом веры, образцом кротости, воздержания учителем показала тебя жизнь твоя пастве твоей. И потому смирением ты приобрел величие, нищетой – богатство: отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак святителю Николаю Чудотворцу

глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Перевод:

В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий: евангельское учение Христа исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных избавил от смерти. Потому и освятился, как великий служитель таинств Божией благодати.

Молитва первая Николаю Угоднику

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!

Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.

Что можно есть в день памяти Николая Чудотворца

19 декабря по новому стилю приходится на Рождественский, или Филиппов, как его еще называют, пост. В этот день можно есть рыбу, но нельзя есть мясо, яйца и другие продукты животного происхождения.

Чудеса святителя Николая

Николай Чудотворец считается покровителем, заступником и молитвенником о плавающих и, вообще, всех, кто путешествует. Например, как говорит житие святителя, в юные годы, путешествуя из Миры в Александрию, он воскресил моряка, который во время жестокой бури сорвался с мачты корабля и, упав на палубу, разбился насмерть.

Митрополит Сурожский Антоний. Слово, произнесенное на всенощной под праздник святителя Николая, 18 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва)

Мы празднуем сегодня день смерти святителя Николая Чудотворца. Какое это странное совмещение слов: праздник о смерти… Обычно, когда кого-нибудь застигнет смерть, мы тоскуем и плачем об этом; а когда умрет святой - мы об этом ликуем. Как же это возможно?

Возможно это только потому, что когда умирает грешник, у остающихся тяжело лежит на сердце чувство, что настало время разлуки, хотя бы временной. Как бы ни была крепка наша вера, как бы надежда нас ни окрыляла, как бы мы ни были уверены в том, что Бог любви никогда окончательно не отделит друг от друга тех, которые любят друг друга хоть несовершенной, земной любовью - все-таки остается грусть и тоска о том, что мы не увидим в течение долгих лет лица, выражения глаз, светящихся на нас лаской, не прикоснемся к дорогому человеку благоговейной рукой, не услышим его голоса, доводящего до нашего сердца его ласку и любовь…

Но наше отношение к святому не совсем таково. Даже те, кто был современником святых, уже при их жизни успели осознать, что, живя полнотой небесной жизни, святой не отделился от земли при жизни, и что когда он телом почиет, он все равно останется в этой тайне Церкви, соединяющей живых и усопших в едино тело, в един дух, в едину тайну вечной, Божественной, победившей все жизни.

Умирая, святые могли сказать, как Павел говорил: я подвигом добрым подвизался, веру сохранил; теперь готовится мне награда вечная, теперь я делаюсь сам жертвоприношением…

И вот это сознание - не головное, а сознание сердца, живое чувство сердца о том, что святой не может от нас отлучиться (так же как от нас не отлучается ставший для нас невидимым Христос воскресший, так же как не отсутствует невидимый нам Бог), вот это сознание позволяет нам радоваться в день, когда, как говорили древние христиане, человек родился в вечную жизнь. Он не умер - а родился, вошел в вечность, во весь простор, во всю полноту жизни. Он - в ожидании новой победы жизни, которой мы все чаем: воскресения мертвых в последний день, когда уже все преграды разделения падут, и когда мы возликуем не только о победе вечности, но о том, что Бог и временное вернул к жизни - но во славе, новой сияющей славе.

Один из древних отцов Церкви, святой Ириней Лионский говорит: слава Божия - это человек, до конца ставший Человеком… Святые являются такой славой для Бога; глядя на них, мы изумляемся тому, что Бог может совершить над человеком.

И вот, мы радуемся в день смерти того, кто на земле был небесным человеком, а войдя в вечность, стал для нас предстателем и молитвенником, не отлучившись от нас, оставаясь не только таким же близким, становясь еще более близким, потому что мы делаемся близкими друг другу по мере того, как делаемся близкими, родными, своими Живому Богу, Богу любви. Радость наша сегодня так глубока! Господь на земле пожал, словно зрелый колос, святителя Николая. Теперь он торжествует с Богом, на небесах; и как он любил землю и людей, умел жалеть, сострадать, умел окружить всех и встретить каждого изумительной ласковой, вдумчивой заботой, так и теперь он молится о нас всех, заботливо, вдумчиво.

Когда читаешь его жизнь, поражаешься, что он не только о духовном заботился; он заботился окаждой человеческой нужде, о самых скромных человеческих нуждах. Он умел радоваться с радующимися, он умел плакать с плачущими, он умел утешить и поддержать тех, кому нужно было утешение и поддержка. И вот почему народ, мирликийская паства его так полюбила, и почему весь христианский народ так его чтит: ничего нет слишком ничтожного, на что он не обратил бы внимание своей творческой любви. Нет ничего на земле, что казалось бы недостойно его молитв и недостойно его трудов: и болезнь, и беднота, и обездоленность, и опозоренность, и страх, и грех, и радость, и надежда, и любовь - все нашло живой отклик в его глубоком человеческом сердце. И он нам оставил образ человека, который является сиянием Божией красоты, он нам в себе оставил как бы живую, действующую икону подлинного человека.

Но оставил он нам ее не только для того, чтобы мы ликовали, восхищались, изумлялись; он нам оставил свой образ для того, чтобы мы от него научились, как жить, какой любовью любить, как забывать себя и помнить бесстрашно, жертвенно, радостно всякую нужду другого человека.

Он нам оставил образ и того, как умирать, как созреть, как встать перед Богом в последний час, отдав Ему душу радостно, словно возвращаясь в отчий дом. Когда я был юношей, мой отец мне раз сказал: научись в течение твоей жизни так ожидать смерть, как юноша трепетно ожидает прихода своей невесты… Вот так ждал и святитель Николай часа смертного, когда раскроются смертные врата, когда падут все узы, когда вспорхнет душа его на свободу, когда ему дано будет лицезреть Того Бога, Которому он поклонялся верой и любовью. Так и нам дано ждать - ждать творчески, не ждать оцепенело, в страхе смерти, а ждать с радостью того времени, той встречи с Богом, которая нас сроднит не только с Живым Богом нашим, со Христом, ставшим человеком, но и с каждым человеком, потому что только в Боге мы делаемся едины…

Отцы Церкви нас призывают жить страхом смертным. Из столетия в столетие мы эти слова слышим, и из столетия в столетие мы их превратно понимаем. Сколько людей живет страхом того, что вот-вот наступит смерть, и за смертью - суд, а за судом - что? Неизвестно. Ад? Прощение?.. Но не об этом страхе смертном говорили отцы. Отцы говорили о том, что если бы мы помнили, что через мгновение можем умереть, как бы мы спешили делать все добро, которое мы еще можем успеть сделать! Если бы мы думали постоянно, трепетно о том, что стоящий рядом с нами человек, которому мы сейчас можем сделать доброе или злое, может умереть - как бы мы спешили о нем позаботиться! Не было бы тогда никакой нужды, ни большой, ни малой, которая превосходила бы нашу способность жизнь посвятить человеку, который вот-вот умрет.

Я уже сказал нечто о своем отце; простите - я скажу еще одно личное. Моя мать три года умирала; она это знала, потому что я это сказал ей. И когда смерть вошла в нашу жизнь, она жизнь преобразила тем, что каждое мгновение, каждое слово, каждое действие - потому что оно могло быть последним - должно было быть совершенным выражением всей любви, всей ласки, всего благоговения, которые между нами были. И вот три года не было мелочи и не было крупных вещей, а было только торжество трепетной, благоговейной любви, где все сливалось в великое, потому что и в одном слове можно заключить всю любовь, и в одном движении можно выразить всю любовь; и это должно быть так.

Святые это понимали не только по отношению к одному человеку, кого они любили особенно ласково и на протяжении каких-то малых лет, на которые у них хватало духа. Святые умели так жить в течение целой жизни, изо дня в день, из часа в час, по отношению к каждому человеку, потому что в каждом они видели образ Божий, живую икону, но - Боже! - порой такую оскверненную, икону такую изуродованную, которую они созерцали с особенной болью и с особенной любовью, как мы созерцали бы икону, затоптанную в грязь перед нашими глазами. А каждый из нас грехом своим затаптывает в грязь образ Божий в себе.

Подумайте над этим. Подумайте над тем, как славна, как дивна может быть смерть, если только мы проживем жизнь, как святые. Они - подобные нам люди, отличающиеся от нас только смелостью и горением духа. Если бы мы подобно им жили! И как богата могла бы быть для нас память смертная, если вместо того, чтобы называться, на нашем языке, страхом перед смертью, она была бы постоянным напоминанием, что каждое мгновение есть и может стать дверью в вечную жизнь. Каждое мгновение, исполненное всей любовью, всем смирением, всем восторгом и крепостью души, может распахнуть время к вечности и нашу землю сделать уже местом, где явлен рай, местом, где живет Бог, местом, где мы едины в любви, местом, где все дурное, мертвое, темное, грязное побеждено, преображено, стало светом, стало чистотой, стало Божественным.

Дай нам Господь вдуматься в эти образы святых, и не друг друга, даже не себя спрашивать о том, что же делать, а обратиться прямо к ним, к этим святым, из которых некоторые были поначалу разбойниками, грешниками, людьми страшными для других, но которые сумели величием души воспринять Бога и вырасти в меру возраста Христова. Станем их спрашивать… Что с тобой случилось, отче Николае? Что ты сделал, как ты раскрылся силе Божественной любви и благодати?.. И он нам ответит; он своей жизнью и своей молитвой сделает для нас возможным то, что нам кажется невозможным, потому что сила Божия в немощи совершается, и все нам доступно, все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе.

Митрополит Сурожский Антоний. О призвании христианина.

Слово, произнесенное на литургии в день памяти святителя Николая 19 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Поздравляю вас с праздником!

Когда мы празднуем день такого святого, как Николай Чудотворец, которого не только русское сердце, но вселенское Православие восприняло как один из самых совершенных образов священства, делается особенно трепетно и служить Божественную литургию и предстоять ей; потому что прежде чем он стал сотаинником апостолов, святитель Николай был подлинным, истинным мирянином. Сам Господь открыл, что именно его надо было поставить священником - за чистоту его жизни, за подвиг его любви, за его любовь к богослужению и храму, за чистоту его веры, за его кротость и смирение.

Все это было в нем не словом, а было плотью. В тропаре ему мы поем, что он был правило веры, образ кротости, учитель воздержания ; все это его пастве явилось самим делом, сиянием его жизни, а не только словесной проповедью. И таким он был еще мирянином. И таким подвигом, такой любовью, такой чистотой, такой кротостью он стяжал себе высшее призвание Церкви - быть поставленным архиереем, епископом своего града; быть перед глазами верующего народа (который сам является телом Христовым, местом пребывания Святого Духа, божественным уделом), среди православного народа стоять, как живая икона; чтобы можно было, взирая на него, в его глазах видеть свет Христовой любви, в его действиях видеть, воочию пережить Христово божественное милосердие.

Мы все призваны следовать одним путем. Нет двух путей для человека: есть путь святости; другой путь - путь отречения от своего христианского призвания. Не все достигают той высоты, которая нам явлена во святых; но все мы призваны быть настолько чистыми своим сердцем, своим помышлением, своей жизнью, своей плотью, чтобы мы могли быть как бы воплощенным присутствием в мире, из столетия в столетие, из тысячелетия в тысячелетие, Самого Христа.

Мы призваны быть так совершенно, так полно отданными Богу, чтобы каждый из нас стал как бы храмом, где живет и действует - и в нас и через нас - Святой Дух.

Мы призваны быть дочерьми и сынами нашего Небесного Отца; но не иносказательно только, не потому только, что Он с нами обращается, как отец обращается с детьми. Во Христе и силой Святого Духа мы призваны подлинно стать Его детьми, подобными Христу, приобщившись Его сыновству, получив Духа сыновства, Духа Божия, так, чтобы наша жизнь была сокрыта со Христом в Боге.

Этого мы не можем достигнуть без труда. Отцы Церкви нам говорят: пролей кровь и получишь Дух… Мы не можем просить Бога о том, чтобы Он вселился в нас, когда сами мы не трудимся над тем, чтобы приготовить Ему святой, очищенный, богопосвященный храм. Мы не можем Его звать в глубину нашего греха вновь и вновь, если не имеем твердого, пламенного намерения, если мы не готовы, когда Он к нам снизойдет, когда Он нас взыщет, как заблудшую овцу, и захочет понести обратно в отчий дом, быть взятыми и унесенными навсегда в Его Божественных объятиях.

Быть христианином - это быть подвижником; быть христианином - это бороться за то, чтобы преодолеть в себе все, что является смертью, грехом, неправдой, нечистотой; одним словом - преодолеть, победить все то, из-за чего Христос был распят, убит на Кресте. Грех человеческий Его убил - мой, и ваш, и наш общий; и если мы не избываем и не изживаем греха, то мы приобщаемся либо тем, которые небрежением, холодностью, безразличием, легкомыслием отдали Христа на распятие, либо тем, которые злобно Его хотели уничтожить, стереть с лица земли, потому что Его облик, Его проповедь, Его личность были их осуждением.

Быть христианином - это быть подвижником; и однако самим нам спастись невозможно. Наше призвание настолько высоко, настолько велико, что человек своими силами не может осуществить его. Я уже говорил, что мы призваны быть как бы привитыми к человечеству Христа, как веточка прививается к животворному дереву - с тем, чтобы жизнь Христова била ключом в нас, чтобы мы были Его телом, чтобы мы были Его присутствием, чтобы наше слово было Его словом, наша любовь - Его любовью, и наше действие - Его действием.

Я сказал, что мы должны стать храмом Святого Духа, но больше чем вещественным храмом. Вещественный храм содержит в себе присутствие Божие, но не пронизывается им; а человек призван так соединиться с Богом, как, по слову святого Максима Исповедника, огонь пронизывает, проникает железо, делается с ним одно, и можно (говорит Максим) резать огнем и жечь железом, потому что больше нельзя различить - где горение и где горючее, где человек и где Бог.

Этого мы не можем достичь. Мы не можем стать сынами и дочерьми Божиими только потому, что мы сами этого хотим или об этом просим и молим; мы должны быть приняты Отцом, усыновлены, должны стать, по любви Божией ко Христу, тем, чем Христос является для Отца: сынами, дочерьми. Как же нам этого достичь? Ответ на это нам дает Евангелие. Петр спрашивает: Кто же может спастись? - И Христос отвечает: Невозможное человеку возможно Богу. ..

Подвигом мы можем открыть свое сердце; охранить от нечистоты свой ум и душу; мы можем направить свои действия так, чтобы они были достойны нашего призвания и нашего Бога; мы можем плоть нашу сохранить чистой для приобщения Тела и Крови Христовых; мы можем открыться Богу и сказать: Прииди, и вселися в ны … И мы можем знать, что если мы искренним сердцем этого просим, этого хотим, то Бог, Который хочет нам спасения больше, чем мы умеем сами себе его хотеть, нам егодаст. Он же Сам в Евангелии нам говорит: Если вы, будучи злыми, умеете добрые подарки давать своим детям, насколько больше Отец ваш Небесный даст Духа Святого просящим у Него…

Поэтому будем всей силой нашей человеческой немощи, всем горением нашего тусклого духа, всей надеждой нашего сердца, тоскующего по полноте, всей нашей верой, которая вопиет к Богу: Господи, верую, - однако помоги моему неверию! , всем голодом, всей жаждой нашей души и тела будем просить Бога о том, чтобы Он пришел. Но вместе с тем, всеми силами нашей души, всеми силами нашего тела будем приготовлять Ему храм, достойный Его прихода: очищенный, посвященный Ему, охраненный от всякой неправды, злобы и нечистоты. И тогда - придет Господь; и совершит, как Он обещал нам, с Отцом и Духом, Тайную вечерю в наших сердцах, в нашей жизни, в нашем храме, в нашем обществе, и воцарится Господь во век, Бог наш в род и род.

Санта-Клаус

В западном христианстве образ святителя Николая Чудотворца соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на день святителя Николая, но чаще - на Рождество Христово.

У истоков традиции дарить подарки от имени Санта-Клауса - история о чуде, которое совершил Николая Угодник. Как говорит житие святителя, он спас от греха семью бедного человека, который жил в Патарах.

У бедняка было три прелестных дочери, и нужда заставила его задумать страшное - он хотел отправить девушек заниматься проституцией. Местный архиепископ, а им как раз служил Николай Чудотворец, получил откровение от Господа о том, что в отчаянии задумал его прихожанин. И решил спасти семью, причем тайно ото всех. Однажды ночью он завязал в узелок золотые монеты, которые достались ему в наследство от родителей, и бросил мешок бедняку в окошко. Отец дочерей обнаружил дар только утром и подумал, что это сам Христос послал ему подарок. На эти средства он выдал замуж за хорошего человека свою старшую дочь.

Святитель Николай возрадовался, что его помощь принесла добрый плод, и так же, тайком, закинул второй мешочек с золотом в окно бедняку. На эти средства тот сыграл свадьбу средней дочери.

Бедняку не терпелось узнать, кто же его благодетель. Он не спал ночами и ждал, не придет ли тот, чтобы помочь третьей дочери? Святитель Николай не заставил себя долго ждать. Услышав звон узелка с монетами, бедняк догнал архиепископа и узнал в нем святителя. Упал к его ногам и горячо благодарил его за то, что тот уберег семью от страшного греха.

Никола Зимний, Никола Осенний, Никола Вешний, «Никола Мокрый»

19 декабря и 11 августа по новому стилю православные христиане вспоминают, соответственно, смерть и рождество святителя Николая Чудотворца. По времени года эти праздники получили народные названия - Никола Зимний и Никола Осенний.

Народные традиции празднования дня памяти Николая Угодника

На Руси Николая Угодника почитали «старшим» среди святых. Николу называли «милостивым»; в честь него строили храмы и называли детей - с древности и вплоть до начала XX века имя Коля было самым популярным среди русских мальчиков.

Про Николу Зимнего (19 декабря) в избах в честь праздника устраивали праздничные трапезы - пекли пироги с рыбой, варили брагу и пиво. Праздник считался «стариковским», самые уважаемые люди села собирали в складчину богатый стол и вели долгие беседы. А молодежь предавалась зимним развлечениям - каталась на санках, водила хороводы, пела песни, готовилась к святочным посиделкам.

На Николу Летнего, или Вешнего (22 мая), крестьяне устраивали крестные ходы - с иконами и хоругвями шли в поля, совершали молебны у колодцев - просили о дожде.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии