Последствия для инвалида невыполнения рекомендаций мсэк. Отказ в присвоении инвалидности и обжалование решения МСЭ. Где проводится медико-социальная экспертиза

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Признание гражданина инвалидом осуществляется по результатам проведения медико-социальной экспертизы .

Медико-социальная экспертиза - это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (бюро медико-социальной экспертизы) исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица.

В Российской Федерации создана следующая структура бюро медико-социальной экспертизы:

1. Федеральное бюро медико-социальной экспертизы - общероссийское бюро осуществляющее контроль за деятельностью региональных бюро. Рассматривает и разрешает по существу жалобы граждан на решения региональных бюро. Имеет полномочия отменять решения региональных бюро.

2. Главное бюро медико-социальной экспертизы-бюро медико-социальной экспертизы соответствующего субъекта Российской Федерации. имеет филиалы - бюро городов и районов соответствующего региона. осуществляет контроль за деятельностью филиалов. Рассматривает и разрешает по существу жалобы граждан на решения филиалов. Имеет полномочия отменять решения филиалов.

3. Бюро медико-социальной экспертизы - филиалы главного бюро, расположены в районах и городах соответствующего субъекта. Являются первичным звеном медико-социальной экспертизы.

В соответствии с действующим законодательством на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются следующие функции:

1. установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2. разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3. изучение уровня и причин инвалидности населения;

4. участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

5. определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

6. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Кто направляет на медико-социальную экспертизу?

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу:

1. Медицинской организацией, независимо от ее организационно-правовой формы, после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (приказ Минздравсоцразвития РФ № 77).

2. Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение ().

3. Органом социальной защиты населения (приказ Минздравсоцразвития РФ № 874).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.

В случае если вышеуказанные организации отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка , на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно .

Где проводится медико-социальная экспертиза?

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро медико-социальной экспертизы :

По месту жительства гражданина;

По месту пребывания гражданина;

По месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации;

На дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Порядок проведения медико-социальной экспертизы

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (законного представителя).

Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением:

Направления на медико-социальную экспертизу либо справки об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу;

Медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина, с обязательным ведением протокола (приказ Минтруда 322н).

В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.

Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу, либо законному представителю, в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. (приказ Минздравсоцразвития РФ № 373н).

В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина может составляться программа дополнительного обследования. Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.

После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.

В случае отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте медико-социальной экспертизы гражданина.

Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

Реабилитация инвалидов

Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.

Реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением заболеваний, включенных в вышеуказанный перечень, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, устанавливается);

не позднее 6 лет после первичного установления категории «ребенок-инвалид» в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования.

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории «ребенок-инвалид») при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину, либо в медицинских документах содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных мероприятий.

Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно , но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

Переосвидетельствование гражданина ранее установленного срока, либо гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению медицинской организации, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро медико-социальной экспертизы, Федеральным бюро медико-социальной экспертизы контроля за решениями, принятыми соответственно филиалами главных бюро, главным бюро медико-социальной экспертизы.

Порядок обжалования результатов медико-социальной экспертизы

Решения бюро медико-социальной экспертизы могут быть обжалованы в главное бюро медико-социальной экспертизы соответствующего региона в месячный срок на основании письменного заявления , подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

В случае обжалования решения главного бюро медико-социальной экспертизы гражданину может быть предложено:

1. Проведение повторного освидетельствования другим составом специалистов главного бюро с согласия гражданина.

Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решения бюро медико-социальной экспертизы всех уровней может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.

Нововведение Минтруда России, утвердившее новые классификации и критерии, в первую очередь должно успокоить пациентов бюро МСЭ - людей с ограниченными возможностями. Некоторые из них нередко высказывали недовольство и жаловались по поводу неправильности присвоенных им групп инвалидности, объясняя это субъективностью специалистов.

Ведь инвалидность вообще и ее группа, в частности, для наших людей имеют важное значение, так как дают определенные социальные гарантии государственной поддержки: , которые человек с ограниченными возможностями получает вместо отмененных десять лет назад натуральных льгот, а также возможность пользоваться , проездом и так далее.

Степени инвалидности определяют в процентах

До недавних пор специалисты при проведении медико-социальной экспертизы руководствовались разрозненными рекомендациями и инструкциями. Что в какой-то мере способствовало «разночтению» по поводу присвоения или отказа в установлении инвалидности, «занижения» группы и так далее. Чтобы исключить это, в конце прошлого года Министерство труда России разработало четкие, единые для всех регионов количественные показатели оценки степени выраженности нарушений функций организма человека (дыхания, кровообращения, пищеварения и так далее) . Это дало возможность устранить субъективизм экспертов при освидетельствовании.

При этом нужно отметить, что существенной разницы в подходах при установлении инвалидности тогда и сегодня нет. Как и в предыдущем документе, в новом за основу берется степень выраженности нарушения функции вследствие заболевания, травмы или дефекта. Но только теперь уже - в процентах.

Выделяются 4 степени стойких нарушений функций организма:

I степень - дается при незначительных нарушениях функций организма в диапазоне от 10 до 30%;

II степень - при стойких умеренных нарушениях функций организма в диапазоне от 40 до 60%;

III степень - при выраженных нарушениях функций организма в диапазоне от 70 до 80%;

IV степень - при стойких значительно выраженных нарушениях функций организма в диапазоне от 90 до 100%.

Для того, чтобы опять же избежать субъективизма специалистов при определении количественной оценки в процентах, был издан соответствующий документ (приложение к классификации). В нем в процентах изложены клинико-функциональные характеристики стойких нарушений функций организма человека.

Еще несколько основных положений

Даже если в приложении не окажется какой-то определенной болезни, эксперты будут рассматривать общий подход к классу болезней.

При наличии нескольких стойких нарушений функций организма каждое из них оценят отдельно. А затем выберут максимально выраженное в процентах нарушение.

В случае, если будет установлен факт влияния других нарушений на утяжеление максимально выраженного в процентах нарушения функции организма, тогда его могут увеличить, но не более, чем на 10%.

Третья группа инвалидности назначается по-новому

Бюро МСЭ обратило также внимание на то, что для установления групп инвалидности классификации основных категорий жизнедеятельности и критерии остались прежними, кроме III группы. Если раньше можно было получить III группу инвалидности, имея только одно ограничение жизнедеятельности первой степени, то теперь необходимы - два и более.

В _________________________________ суд

Адрес: _______________________________

Заявитель:____________________________

(фамилия, имя, отчество)

Адрес:_______________________________

Контактный телефон: __________________


по ____________________________ области»

Адрес: _________________________________

Заинтересованное лицо: Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы
по _____________________________ _____области

в лице Филиала № 2 Главного бюро медико-социальной экспертизы

по _______________________ ________ области

Адрес: __________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании незаконным решения об отказе в признании инвалидом и обязании признать инвалидом

4 марта 2010 года Филиалом № 2 Главного бюро медико-социальной экспертизы по ___________________________ области (фамилия, имя, отчество заявителя) было отказано в установлении инвалидности.

Не согласившись с решением указанного бюро, гражданин С. (фамилия, имя, отчество заявителя) 24 марта 2010 года обжаловал его в Федеральном государственном учреждении «Главное бюро медико-социальной экспертизы по _____________________ области» (ФГУ ГБ МСЭ по ___________________ области).

Согласно справке ФГУ ГБ МСЭ по ___________________ области от 24 марта 2010 года, выданной С. после проведения 23 марта 2010 года очной медико-социальной экспертизы специалистами второго экспертного состава главного бюро МСЭ, у С. выявлены незначительные нарушения функции обмена веществ и энергии, внутренней секреции и центральной нервной систем, которые не приводят к ограничению жизнедеятельности, социальной недостаточности и не являются основанием для определения группы инвалидности.

С. считает указанное решение незаконным и необоснованным, а также нарушающим его права.

Обстоятельства дела.

В возрасте 1,5 года С. была диагностирована врожденная дисфункция коры надпочечников, в результате чего он был признан «ребенком-инвалидом». С указанного возраста С. постоянно принимал преднизолон по 0,5 табл/сутки, с возрастом дозировка была увеличена. Около 6-7 лет принимал преднизолон по 1 таблетке 3 раза вдень. Признан инвалидом II группы. В 2004 году в Московском научном эндокринологическом центре данный диагноз был подтвержден. С. прошел детальное обследование в 2009 году, в результате которого был подтвержден уровень 17-альфа-оксипрогестерона более 20 нг/мл при норме 0,5-2,1, подтверждающий указанное заболевание. В период с 14 января 2010 года по 4 февраля 2010 года находился на стационарном лечении в эндокринологическом отделении ГУЗ УОКБ.

Согласно выписке из истории болезни № 1211 С. был подтвержден диагноз: врожденная дисфункция коры надпочечников, вирильная форма. При этом было указано на наличие у С. неврологической симптоматики, на плохое перенесение физических нагрузок, поэтому ему был противопоказан тяжелый физический труд, рекомендовано оформить документы на МСЭК для определения степени утраты трудоспособности. Также сообщалось, что в результате лечения особого улучшения не отмечено, С. был выписан домой для дальнейшего лечения и наблюдения у терапевта, эндокринолога, невролога по месту жительства.

24 марта 2010 года ФГУ ГБ МСЭ по _________________ области решение Филиала № 2 от 4 марта 2010 года о неопределении группы инвалидности подтвердило.

В то же время согласно статье 1 Федерального закона «» «инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». При этом согласно указанной статье «ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».

Пунктом 5 , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации «», определены условия признания гражданина инвалидом, к которым отнесено:

«а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучатся или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию».

У гражданина С. имеются все условия признания его инвалидом, установленные названным постановлением Правительства Российской Федерации, что подтверждается в том числе медицинскими документами С.

Несмотря на это, гражданину С. было отказано в установлении инвалидности.

В то же время согласно пункту 7 «в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».

Согласно представленной выписке из истории болезни в отношении С. было рекомендовано направить документы на МСЭК для определения степени утраты трудоспособности. С. противопоказан тяжелый физический труд. При этом для поддержания жизнедеятельности предписан пожизненный прием преднизолона.

Более того, С. постоянно испытывает головокружение, головные боли, боли в коленных суставах, онемение нижних конечностей, судороги нижних конечностей, ощущение сердцебиения, периодическое повышение артериального давления, периодически возникающие боли в сердце и одышку при физической нагрузке.

Однако несмотря на это, а также на тот факт, что С. является инвалидом с детства, ему была присвоена II группа инвалидности, пожизненно предписан прием лекарств, МСЭК С. было отказано в переосвидетельствовании в установлении инвалидности, что, по его мнению, является незаконным.

Согласно пункту 46 «решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином... в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

На основании изложенного прошу суд:

1. Признать незаконным решение медико-социальной экспертизы Филиала № 2 Главного бюро медико-социальной экспертизы по _____________________ области об отказе (фамилия, имя, отчество заявителя) в установлении инвалидности от 4 марта 2010 года.

2. Признать незаконным решение медико-социальной экспертизы Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы» по _______________ области от 23 марта 2010 года.

3. Обязать признать (фамилия, имя, отчество заявителя) инвалидом.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1. Документ об оплате государственной пошлины.

2. Копия настоящего заявления заинтересованным лицам.

3. Копии документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в настоящем заявлении, на ____ листах в 2 экземплярах.

4. Копия паспорта заявителя.

20 май 2016 Просмотров: 20474

Работник принес документы об инвалидности. Как уволить? Или, что делать, если рекомендации врачей невыполнимы?

Стало известно, что работник получил инвалидность. В такой ситуации сразу возникает множество вопросов, требующих немедленного ответа.

Основные из них:

1. Как уволить работника?

2. Можно ли по группе инвалидности определить, что работник полностью нетрудоспособен?

3. Когда работник не может отказаться от программы реабилитации?

4. Какой документ будет тем медицинским заключением, которое требуется для перевода работника?

Давайте разбираться, как нужно поступить.

Д ля работодателя индивидуальная программа реабилитации инвалида - обязательный документ. Но, работник вправе отказаться от нее.

Часть работников-инвалидов отказывается от программы реабилитации. Но не торопитесь удовлетворять просьбу работника. Его функционал может быть связан с опасным производством или ответственной работой, от которой зависит жизнь других людей. В этих условиях безопаснее строго следовать рекомендациям врачей и изменить условия труда. Если медики предписали сократить объем работы, устанавливайте сокращенное или неполное рабочее время; это зависит от группы инвалидности. Так как вы меняете одно из условий трудового договора, подпишите с работником дополнительное соглашение. А еще может понадобиться перевод работника. Нужен он или нет, вы поймете из программы реабилитации. Сравните рекомендации и фактические условия труда. Увольняйте работника, если он отказывается от перевода или в компании нет подходящей работы. И не забудьте заплатить ему выходное пособие в размере 2-недельного среднего заработка.

Если работник представил только справку об инвалидности, запросите программу реабилитации.

Работники-инвалиды имеют право на льготы. Часть из них указана в законе, как, например, продолжительность ежегодного отпуска в 30 календарных дней. Кроме того, для каждого инвалида медики разрабатывают индивидуальную программу реабилитации. В нее вносят рекомендуемые условия труда (дополнительные перерывы, факторы, которые нужно исключить, и т. п.). Работодатели не всегда правильно исполняют программу, а это ведет к конфликтам с работниками и претензиям контролеров.

Согласно п. 36 Правил (утв. постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 ; далее - Правила № 95 ), когда медики признают гражданина инвалидом, то выдают ему:
- справку, подтверждающую инвалидность с указанием группы. Всего их три: I, II и III. Форма справки утверждена
приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031н ;
- индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА). В ней медики прописывают мероприятия, которые должны помочь гражданину адаптироваться в обычной жизни и на рабочем месте. Форма ИПРА приведена в
приказе Минтруда России от 31.07.2015 № 528н .

Ранее программа называлась ИПР (приказ Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 № 379н ). Она действует в течение срока, на который ее выдали.

Бывает, что работник представляет справку без ИПРА. Запросите программу дополнительно, а иначе к работодателю могут придраться контролеры.

Судебная практика
Инспектор ГИТ установил, что работодатель нарушил
п. 4.2 СП 2.2.9.2510-09 и принял инвалида на работу, которая была ему противопоказана. Когда работодатель получил предписание устранить нарушение, он попытался его оспорить. Работодатель заявил, что работник не предъявил ИПРА, а комиссия при приеме признала его годным для работы. По мнению суда, работодатель знал об инвалидности работника, имел справку об этом и мог проявить должную осмотрительность и запросить ИПРА (апелляционное определение ВС Республики Бурятия от 03.06.2015 № 33-1988/2015 ).

Работодателю важно получить оба документа по следующей причине. Справка и ИПРА в совокупности - это медицинское заключение. На его основании работодатель обязан предложить работнику перевод, сократить время его работы, отстранить от работы или даже уволить (ст. 73 ТК РФ ). Это подтверждают апелляционные определения Кемеровского областного суда от 27.09.2012 № 33-9565 , Иркутского областного суда от 04.10.2012 по делу № 33-8224/2012 , Свердловского областного суда по делу № 33-11529/2014, Кировского областного суда от 15.10.2014 № 33-3652/2014 .

Без справки и ИПРА принять правильное решение невозможно, поскольку не хватит информации о подходящих условиях труда.

Помните! Четыре обязанности, которые нужно выполнить независимо от информации в ИПРА

В ИПРА определены требования к организации рабочего места для конкретного человека. В законе прописаны общие льготы для работников-инвалидов. Последние нужно соблюдать, даже если работник отказался от ИПРА.

Первая. Сокращаем рабочую неделю до 35 часов. Правило действует для работников с I или II группой инвалидности (ч. 1 ст. 92 ТК РФ, ч. 3 ст. 23 Закона № 181-ФЗ).

Вторая. Предоставляем ежегодно 30 календарных дней оплачиваемого отпуска (ч. 2 ст. 115 ТК РФ, ч. 5 ст. 23 Закона № 181-ФЗ).

Третья. Оформляем по желанию работника отпуск за свой счет. Его продолжительность может достигать 60 календарных дней в год (ч. 2 ст. 128 ТК РФ).

Четвертая. Запрашиваем согласие на все переработки и командировки (ч. 5 ст. 96, ч. 5 ст. 99, ч. 7 ст. 113 ТК РФ, ч. 4 ст. 23 Закона № 181- ФЗ).

В указанных нормах нет условия о действующей ИПРА. Поэтому исполняйте их независимо от решения работника о программе реабилитации. Группу инвалидности вы узнаете из больничного листа и (или) справки.

Отказаться от программы реабилитации нельзя, если работа опасна

И мейте ввиду, что работодатель вправе уволить во время отпуска работника-инвалида, который отказался от перевода. Ведь причина - объективные, не зависящие от воли сторон обстоятельства, а не инициатива работодателя (определения Московского областного суда от 22.09.2014 № 33-20507/2014 , Ставропольского краевого суда от 28.11.2014 № 33-7381/2014 ).

Работодатель узнает об инвалидности работника от него самого или из письма учреждения медико-социальной экспертизы. Они обязаны направлять выписки из ИПРА в адрес организаций, включая работодателей, которые будут исполнять программу (ч. 8 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ ; далее - Закон № 181-ФЗ ). Источник поступления ИПРА значения не имеет. После получения программы начинайте исполнять ее независимо от того, попросил работник об этом или нет (ч. 2 ст. 11 Закона № 181-ФЗ , апелляционное определение Самарского областного суда от 15.04.2015 № 33-3934/2015).

Не все работники хотят менять условия работы в соответствии с ИПРА. Да и работодатель не всегда готов терять нужного специалиста из-за запретов медиков. Тогда можно воспользоваться правилом ч. 5 ст. 11 Закона № 181-ФЗ. По нему работник-инвалид вправе отказаться от ИПРА (полностью или частично). Отказ освобождает работодателя от ответственности за несоблюдение ограничений (ч. 7 указанной нормы).

Без заявления об отказе от ИПРА работодатель обязан обеспечить работника подходящими условиями труда (решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 23.05.2011 № 2-207/2011, определения Самарского областного суда от 19.06.2014 № 33-5223/2014 , Кемеровского областного суда № 33-13802).

Форма заявления об отказе от ИПРА в законе не установлена. Поэтому работник может написать его в произвольной форме. Проконтролируйте, чтобы он указал:
- Ф. И. О., должность и подразделение;
- реквизиты ИПРА и наименование медучреждения-составителя;
- ограничение, от которого он отказывается (например, от снижения объема работы в два раза).

Но, как показывает судебная практика, иногда отказываться от ИПРА нельзя. Речь идет о профессиях, от которых зависит жизнь и здоровье не только работника, но и других людей. Например, водители или работники опасных производств. Если работодатель удовлетворит их просьбу и допустит до работы, то подвергнет риску окружающих. Отвечать за последствия придется работодателю. Игнорирование рекомендаций медиков послужит, скорее всего, отягчающим обстоятельством.

Так, в одном деле суд восстановил работника в должности, поскольку посчитал, что он вправе отказаться от реабилитации. Но Верховный суд Республики Карелия отменил решение. Работник управлял транспортным средством - источником повышенной опасности. Врачи выявили у него заболевания, которые могут привести к негативным последствиям. Работодатель был не вправе проигнорировать медзаключение. В данном случае увольнение - правильное решение (апелляционное определение от 27.10.2015 № 33-4166/2015 ).

В подобных ситуациях безопаснее четко следовать рекомендациям медиков. Свое решение объясните работнику так. В части 2 ст. 212 ТК РФ установлены обязанности работодателя в области охраны труда. В случае медицинских противопоказаний работника нельзя допускать к работе (абз. 13 указанной нормы). Такие ограничения установлены в ИПРА. Если он не согласен с оценкой состояния здоровья, то вправе обратиться за переосвидетельствованием (разд. V Правил № 95 ). Как только медики снимут ограничения, работник сможет трудиться в полную меру.

Если формулировки ИПРА расплывчаты, запросите разъяснения у медиков

Цель переписки - добиться максимально подробной информации о запретах и ограничениях для работника-инвалида. так вы снизите риск того, что суд восстановит работника, уволенного из-за отсутствия подходящих вакансий.

В ИПРА встречается фраза «труд в специально созданных условиях». Она общая, а потому на ее основании трудно принять правильное решение. Вы решите проблему, если напишете на имя руководителя бюро МСЭ письмо с просьбой уточнить, что медики имели в виду. При этом перечислите:
- функционал работника;
- вредные и опасные факторы, с которыми ему приходится работать;
- особые условия труда (например, командировки и другие разъезды, работу на высоте и т. п.).

Без разъяснений работник получит шанс оспорить увольнение (апелляционное определение ВС Республики Мордовия от 21.08.2012 № 33-1360/9).

Чтобы уменьшить объем работы, нужно сократить время работы до 35 часов - столько в неделю может работать инвалид I или II группы.

Если по ИПРА работнику запрещено трудиться в фактических условиях, отстраните его от работы (апелляционное определение Тамбовского областного суда от 25.07.2012 № 33-1820). Для этого издайте приказ и ознакомьте с ним работника под роспись. Платить зарплату в период отстранения не нужно (абз. 5 ч. 1 , ч. 3 ст. 76 ТК РФ).

Поступайте аналогично и тогда, когда работник при приеме скрыл инвалидность и предъявил ИПРА уже в процессе работы. Увольнять его из-за нарушения правил заключения трудового договора - ошибка (решение Советского районного суда г. Орла от 08.05.2013 № 2-1139/2013).

Дальше нужно изучить рекомендации врачей. Одна из частых рекомендаций - уменьшить объем работы. Для работников с III группой инвалидности это влечет уменьшение заработка. Поэтому они часто оспаривают переход на меньшую ставку. С инвалидами I и II групп возникают споры об оплате сверхурочных часов.

Условия труда работника-инвалида

I и II группы

III группа

Рабочее время

Не более 35 часов в неделю

Объем работы устанавливают медики

Заработок

Полная оплата, как при 40 часах работы

Пропорциональная оплата

Отпуск

30 календарных дней

Сверхурочная, ночная работа, командировки и т. п.

Только с согласия, дополнительные ограничения - в ИПРА (ИПР)

Переработка у инвалидов I и II групп. Первые две группы инвалидности предполагают, что работник будет трудиться не более 35 часов в неделю. В ИПРА медики прописывают продолжительность рабочего дня и более частые по сравнению с коллегами перерывы. Но работодатели не всегда устанавливают сокращенную неделю; работники трудятся 40 часов. В суде они требуют оплатить сверхурочные часы.

У работодателя есть шанс выиграть дело о переработках. Суды аргументируют свои решения тем, что работники не представили работодателям ИПРА и не заявили о желании реализовать программу. В одном деле работник даже написал заявление об установлении ему 40-часовой рабочей недели. Это стало дополнительным свидетельством отказа от ИПРА (апелляционное определение Московского городского суда от 16.01.2015 № 33-636/15 , решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 24.12.2015 № 2-3556/2015).

Но такие выводы судов неоднозначны. Сомнительна сама возможность отказа работника от сокращенной недели. Эта льгота прописана в законе, а не установлена по соглашению сторон. Не факт, что другой суд займет аналогичную позицию.

Уменьшение объема работы у инвалида III группы. Конфликты с работниками-инвалидами III группы - обычное дело. Работодатели снижают им объем работы путем перевода на 0,75 или 0,5 (и менее) ставки. При этом уменьшается заработок, так как за неполное рабочее время полагается пропорциональная оплата. Те, кого это не устраивает, идут в суд.

Работники выигрывают дела, если:
- работодатель в одностороннем порядке издал приказ об уменьшении рабочего времени;
- работник отказался подписать дополнительное соглашение о переходе на новый режим работы;
- при этом он подал заявление, в котором отказался от ИПРА и продолжил трудиться в прежнем режиме (апелляционное определение Московского городского суда от 10.11.2014 № 33-42779/2014 ).

Аналогичные обстоятельства помогли выиграть работнику и в другом деле. Причем суд отклонил довод работодателя о том, что отказ нужно направлять в медучреждение (апелляционное определение Ростовского областного суда от 05.12.2013 № 33-15549/2013).

Но есть и противоположная судебная практика. В этих делах работники подписывали дополнительные соглашения о новом режиме работы, но затем оспаривали их. При этом работники заявляли об отказе от ИПРА. В обоих случаях суды отклонили этот аргумент. По их мнению, работодатель обязан соблюдать рекомендации из ИПРА. Тем более если работник подписал программу без замечаний (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 17.12.2012 № 33-10905 , решение Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга от 21.07.2015 № 2-3439/2015).

Работнику-мужчине нужно предлагать и типично женские должности.

Если врач запретил работнику трудиться по должности, предложите ему перевод. При этом не важно, что традиционно этой работой занимаются женщины.

Перевод работника по медицинским показаниям - это обязанность работодателя (ч. 1 ст. 73 ТК РФ). Главное условие такого перевода - новая должность соответствует ИПРА и квалификации работника. Если вакансии не отвечают этим критериям или работник не готов к переводу, его увольняют (апелляционное определение Оренбургского областного суда от 10.06.2014 № 33-3325/2014).

Иногда работники оспаривают увольнение только из-за оплошности работодателя. Причина, по которой суд восстановит работника - ему не предложили или предложили не все подходящие вакансии. Включайте в список свободных должностей даже традиционно женские, например, делопроизводителя, билетного кассира (определения Московского городского суда от 05.10.2010 № 33-31025, от 22.12.2014 № 33-41582, ВС Республики Мордовия от 21.08.2012 № 33-1360/9).

Предложите работнику перевод, даже если в ИПРА об этом прямо не сказано

И мейте ввиду, что работник взыщет моральный вред за сверхурочные и ночную работу, если его привлекали к работе без запроса согласия. Суд применит ст. 237 ТК РФ и обяжет работодателя расплатиться за неправомерные действия ( апелляционное определение ВС Республики Коми от 23.10.2014 № 33-5207/2014 ).

Работодатель вправе уволить работника, который отказывается от перевода. Основание - п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Его же применяют, если в компании нет вакансий, подходящих для инвалида. Когда работники оспаривают увольнение, они заявляют, что в ИПРА не сказано о переводе. Программа обязывает работодателя создать специальные условия работы. Но это ошибочное мнение.

В ИПРА есть графа для рекомендуемых условий труда. Медики в ней указывают:
- продолжительность рабочего времени;
- индивидуальную норму выработки;
- дополнительные перерывы в работе;
- противопоказанные производственные факторы и условия труда;
- примерные условия для работы инвалида и т. п.

Иногда медики советуют конкретную должность. Отнеситесь к таким рекомендациям критически. Медики не знают реальных условий работы и только предполагают пользу от подобного перевода. Поэтому ознакомьтесь со всеми противопоказаниями. Они могут противоречить указанной в ИПРА должности. Тогда перевод невозможен.

Так, в одном деле работнице рекомендовали работу лаборантом. Но в компании такая работа была связана с вредными факторами, которые запрещены той же ИПРА. Поэтому работодатель не перевел работницу лаборантом, а уволил ее по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Суд признал это законным (апелляционное определение Челябинского областного суда от 11.08.2014 № 11-8112/2014 ). Аналогично завершилось и другое дело (определение Кемеровского областного суда от 09.11.2011 № 33-12418 ).

В то же время рекомендации к переводу работника встречаются редко. Чаще всего медики указывают в документах неподходящие факторы и желательные условия труда. Работодатель поймет, необходим перевод или нет, сравнив ИПРА и фактические условия труда.

Судебная практика
Работнику-инвалиду медики разрешили трудиться в оптимальных условиях труда (1-й класс). В компании все вакантные рабочие места имели 3-й класс вредности. В данной ситуации переводить работника было некуда, поскольку любая работа противоречила ИПРА. Пришлось работника уволить. Суд признал решение законным (
апелляционное определение Московского областного суда от 14.09.2015 по делу № 33-21873/2015 ).

Законность увольнения докажут должностные инструкции и карты спецоценки (аттестации) условий труда. Они наглядно покажут, что ни одна работа не соответствовала требованиям ИПРА. И не важно, включили медики в ИПРА рекомендацию о переводе или нет (определения Брянского областного суда от 29.07.2014 № 33-2042/2014 , Самарского областного суда от 15.04.2015 № 33-3934/2015, Хабаровского краевого суда от 08.07.2015 № 33-4032/2014 , Кемеровского областного суда от 30.07.2015 № 33-5120 ).

Работнику, с которым вы расстаетесь по п. 8 ч. 1 ст. 77 или п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, полагается выходное пособие. Его размер - двухнедельный средний заработок (абз. 2 , абз. 6 ч. 3 ст. 178 ТК РФ). Выплатите его один раз, при окончательном расчете.

Сохранять средний заработок за второй и третий месяцы после увольнения не нужно. Это правило действует только при ликвидации и сокращении (части 1 , 2 ст. 178 ТК РФ).

Нельзя забывать о том, что 3-я степень ограничения означает полную неспособность к труду.

А еще 3-я степень применительно к способности к труду допускает элементарную трудовую деятельность. Поэтому не увольняйте работника, не изучив остальную информацию в ИПРА.

Учреждение медико-социальной экспертизы признает гражданина инвалидом на основании ряда нормативных актов. Один из них - приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н (далее - Приказ № 1024н). Там классифицированы расстройства здоровья. Ограничения к трудовой деятельности имеют три степени. 3я степень - самая тяжелая (подп. «ж» п. 6).

Некоторые работодатели, когда видят в ИПРА 2-ю или 3-ю степень ограничения, увольняют работников по п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Но это основание можно применять, если трудовая деятельность противопоказана в ИПРА (определение Хабаровского краевого суда от 10.06.2015 № 33-3064).

Если информации о полной нетрудоспособности нет, используйте п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Иначе работник оспорит увольнение. Суды восстанавливают работников и меняют формулировку основания увольнения в зависимости от требований (определения Иркутского областного суда от 15.03.2011 № 33-2029/11, Липецкого областного суда от 23.04.2014 № 33-909/2014, Челябинского областного суда от 18.02.2016 № 11-2364/2016).

02 февраля 2016 года вступил в юридическую силу Приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н (далее - Приказ Минтруда № 1024н), утвердивший новые классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Также напомним, что в июле 2016 года на основании Приказа Минтруда России от 05.07.2016 № 346н были внесены изменения в Приказ № 1024н.

При этом, в связи с изданием Приказа Минтруда № 1024н утратили силу классификации и критерии, которые были утверждены Приказом Минтруда России от 29.09.2014 № 664н (далее - Приказ Минтруда № 664н) и применялись всего чуть более года (с 23.12.2014 по 01.02.2016). А еще ранее, классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, были установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1013н (далее - Приказ Минздравсоцразвития № 1013н), который был признан недействительным на основании Приказа Минтруда № 664н.

Сегодняшняя публикация Факультета Медицинского Права посвящена анализу изменений, которым подверглись классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан с 2009 года и по настоящее время.

Медико-социальная экспертиза представляет собой процедуру по признанию лица инвалидом и определению в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 181-ФЗ)).

Инвалидом, в соответствии со ст. 1 ФЗ № 181-ФЗ признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (порядок и условия признания лица инвалидом установлены Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее - Постановление Правительства № 95)).

Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Медико-социальная экспертиза проводится с целью установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

Согласно абз. 2 ст. 7 ФЗ № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (в настоящее время, названные классификации и критерии утверждены Приказом Минтруда № 1024н).

В соответствии со ст. 8 ФЗ № 181-ФЗ субъектами, осуществляющими медико-социальную экспертизу и устанавливающим гражданину инвалидность, могут являться исключительно федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, включающие в себя:

  • Федеральное бюро медико-социальной экспертизы;
  • Главное бюро медико-социальной экспертизы;
  • Бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (являются филиалами главных бюро).

Обращаем внимание на то, что согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 медико - социальная экспертиза является лицензируемым видом деятельности.

Направление на медико-социальную экспертизу может быть выдано следующими субъектами (п. 15 Постановления Правительства № 95):

  • Медицинской организацией (независимо от ее организационно-правовой формы)
    Направление выдается по форме № 088/у-06, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 № 77;
  • Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение
  • Органом социальной защиты населения
    Направление выдается по форме, утвержденной Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.12.2006 № 874;

Медицинская организация, в частности, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. В направлении на медико-социальную экспертизу указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий. В случае отказа гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, медицинская организация обязана выдать ему справку, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах самостоятельно.

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя) в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы РФ), а в случае обжалования гражданином решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования - в главном бюро медико-социальной экспертизы. Федеральным же бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования. Кроме того, установлено, что медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро (п. 20-24 Постановления Правительства № 95).

В соответствии с п. 25 Постановления Правительства № 95 медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (так же в проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля).

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы (п. 28 Постановления Правительства № 95).

Обязательным является ведение протокола при проведении медико-социальной экспертизы гражданина, а по результатам медико-социальной экспертизы должен быть составлен акт (по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 13.04.2015 № 228н), который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью (п. 26 и 29 Постановления Правительства № 95).

Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро, а выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.

Так же гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации, а гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, необходимы для определения основных видов стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

Критерии же, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).

В настоящее время, согласно Приказу Минтруда № 1024н классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, включают в себя следующие разделы:

  • Критерий для установления инвалидности;

Отметим, что классификации и критерии, утвержденные и Приказом Минздравсоцразвития № 1013н и Приказом Минтруда № 664н, состояли из тех же разделов, за исключением одного - критерий для установления инвалидности в названных актах отсутствовал .

Обращаем внимание на то, что введение критерия для установления инвалидности стало одним из важнейших изменений, вступивших в силу на основании Приказа Минтруда № 1024н.

Следует учитывать, что в п. 8 Приказа Минтруда № 1024н с 09 августа 2016 года критерий для установления инвалидности принят в зависимости от возраста.

Так, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

Ниже будут представлены различия в остальных разделах классификаций и критериев, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, которые действуют сейчас и действовали ранее (на основании Приказа Минздравсоцразвития № 1013н и Приказа Минтруда № 664н).

В данном разделе представлены 2 классификации:

  1. Виды стойких расстройств функций организма человека
  2. Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека

Отметим, что действующие классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека практически идентичны тем, которые были утверждены Приказом Минтруда № 664н, однако имеют некоторые различия с классификациями, установленными Приказом Минздравсоцразвития № 1013н. Информация об этом представлена в .

Действующие нормы, связанные с определением степени выраженности стойких расстройств функций организма человека так же совпадают с нормами Приказа Минтруда № 664н и при этом, значительно отличаются от норм Приказа Минздравсоцразвития № 1013н.

Это связано с тем, что в соответствии с Приказами Минтруда № 1024н и № 664н степень выраженности стойких нарушений функций организма человека оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 % в соответствии с количественной системой оценки (действующая количественная система оценки установлена в Приложении к Приказу Минтруда № 1024н), в то время как по Приказу Минздравсоцразвития № 1013н степень выраженности нарушений функций организма определялась лишь при комплексной оценке различных показателей без установления определенного диапазона, соответствующего количественной системе оценки (поскольку впервые количественная система оценки была введена лишь Приказом Минтруда № 664н). Информация и степени выраженности стойких нарушений функций организма человека представлена в .

Отметим, что в Приказах Минтруда № 1024н и № 664н установлено, что при наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, отдельно оценивается и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10 процентов.

Подобное положение отсутствовало в Приказе Минздравсоцразвития № 1013н.

При этом, обращаем внимание на то, что Приказом Минтруда № 1024н введена новая норма о том, что если Приложением к Приказу № 1024н не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с абзацами 3-6 п. 4 Приказа № 1024н , исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса.

Основные категории жизнедеятельности совпадают как в Приказах Минтруда № 1024н и № 664н, так и в Приказе Минздравсоцразвития № 1013н и являются следующими:

  • Способность к самообслуживанию;
  • Способность к самостоятельному передвижению;
  • Способность к ориентации;
  • Способность к общению;
  • Способность контролировать свое поведение;
  • Способность к обучению;
  • Способность к трудовой деятельности.

В отношении каждой из названных категорий выделяются 3 степени выраженности ограничений, которые так же практически полностью совпадают во всех трех названных приказах (за исключением категории по способности к обучению, отличающейся в Приказе Минздравсоцразвития № 1013н).

Отметим, что степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека .

Существенным изменениям подверглись нормы о критериях для установления групп инвалидности . При этом, отметим, что действующие критерии отличаются от критериев установления групп инвалидности, которые были определены как Приказом Минтруда № 664н, так и Приказом Минздравсоцразвития № 1013н.

Так, в настоящее время, в связи с введением в Приказ Минтруда № 1024н критерия для установления инвалидности, критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с п. 8 Приказа Минтруда № 1024н.

Кроме того, согласно Приказу № 1024н при установлении группы инвалидности степень выраженности стойких нарушений функций организма должна учитываться в процентных значениях (в определенном диапазоне). Сравнительная информация по критериям установления групп инвалидности представлена в .

На основании количественной системы оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами (далее - Количественная система оценки), установленной в Приложении к Приказу Минтруда № 1024н, определяется степень выраженности стойких нарушений функций организма человека.

В соответствии с Приложением к Приказу Минтруда № 1024н Количественна система оценки представляет собой таблицу, в которой установлена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных теми или иными болезнями с учетом клинико-функциональной характеристики стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Таблица по количественной системе оценки включает в себя такие подразделы, как:

  • Классы болезней (по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра (далее -МКБ-10));
  • Блоки болезней (по МКБ-10);
  • Наименования болезней, травм или дефектов и их последствия;
  • Рубрика МКБ-10 (код);
  • Клинико-функциональная характеристика стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  • Количественная оценка (%).

Напомним, что впервые Количественная система оценки была установлена Приказом Минтруда № 664н (в качестве Приложения), однако в настоящее время применению подлежит Количественная система оценки, утвержденная Приказом Минтруда № 1024н.

Следует обратить внимание на то, что некоторые положения новой Количественной системы оценки отличаются от предыдущей, установленной Приказом Минтруда № 664н.

В частности, Приложение к Приказу Минтруда № 1024н было дополнено такими заболеваниями и дефектами, встречающимися у детей, как инсулинзавизимый сахарный диабет, протекающий в детском возрасте, расщелина губы и нёба (заячья губа и волчья пасть), фенилкетонурия, бронхиальная астма, протекающая в детском возрасте. Также более подробно изложены нарушения функций, обусловленные такими заболеваниями, встречающимися у детей как муковисцидоз, врожденные пороки развития, в том числе пороки сердца, костно-мышечной системы (врождённый вывих бедра, косолапость и т.д), ЦНС (в том числе и гидроцефалия), хроническая почечная недостаточность.

Подводя итог проведенного в настоящей статье правового исследования считаем необходимым выделить следующие основные изменения, произошедшие с классификациями и критериями , используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы на основании применяемого в настоящее время Приказа Минтруда № 1024н :

  • впервые введены критерии установления инвалидности (отдельно установлен критерий для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше и отдельно - в возрасте до 18 лет);
  • введена норма о том, что если Приложением к Приказу Минтруда № 1024н не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы самостоятельно (в соответствии с абз. 3-6 п. 4 Приказа Минтруда № 1024н, исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса);
  • изменены критерии для установления групп инвалидности (новые критерии применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с п. 8 Приказа Минтруда № 1024н и предусматривают необходимость учета степени выраженности стойких нарушений функций организма в процентных значениях (в определенном диапазоне) при определении группы инвалидности);
  • количественна система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами скорректирована и дополнена заболеваниями, отсутствующими в Приказе Минтруда № 664н.

При этом, как и в предыдущих нормативных правовых актах, Приказом Минтруда № 1024н сохранено 6 основных групп видов стойких расстройств функций организма человека. Также сохранены 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека и алгоритм оценивания степени выраженности таких нарушений в процентах (в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10%).

В заключение полагаем важным также сообщить о том, что по мнению некоторых экспертов необходимость утверждения новых классификаций и критериев , используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, возникла в связи с тем, что предыдущие критерии , применяемые на основании Приказа Минтруда № 664н вызывали на практике многочисленные жалобы и проблемы . Оказалось, что многие тяжелобольные люди, в первую очередь - дети (например, больные сахарным диабетом), не могли быть признаны инвалидами, и не получали соответствующих возможностей лечения и реабилитации. Также производились массовые «снятия» граждан с инвалидности.

В частности, А. Кушаков и Линь Нгуен (сотрудники Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива») сообщают следующее: «В свое время приказ Минтруда России от 29.09.2014 № 664н внес изменения в концепцию установления инвалидности, обозначив переход от медико-социальной модели установления инвалидности к исключительно медицинской. Этот подход имел свои положительные и отрицательные стороны. Так проведение медико-социальной экспертизы, например, у детей было осложнено серьезным отличием заболеваний у взрослых и детей. Надо понимать, что некоторые заболевания легче переносятся взрослыми, но всерьез влияют на нормальное развитие ребенка, а часть из них вообще у взрослых не встречается. Выяснилось также, что в документе не учтены некоторые виды заболеваний (сахарный диабет, муковисцидоз). К тому же изменение подхода в определении инвалидности привело к тому, что в ходе переосвидетельствования не все люди с инвалидностью остались в этом статусе. Это часто вызывало недовольство.».

Отметим, что мнения относительно того, на сколько новый Приказ Минтруда № 1024 исправил недостатки, существующие в предыдущих нормативных правовых актов, и упростил процедуру получения гражданином инвалидности разнятся.

Так, по мнению М. Топилина (Министра труда и социальной защиты РФ) Приказом Минтруда № 1024н «конкретизированы подходы к оценке степени выраженности нарушенных функций организма и критерии установления инвалидности, в том числе детям, уточнены формулировки, что позволит исключить их неодинаковое толкование в различных регионах».

В пользу позиция о том, что новый приказ Минтруда позволит исключить субъективный фактор при проведении медико-социальной экспертизы и установлении инвалидности и решит проблемы, существовавшие при действии Приказа Минтруда № 664н приводятся также доводы о том, что в Приказ Минтруда № 1024н включено множество отсутствовавших ранее заболеваний (а некоторые заболевания уточнены), а также сделана детальная проработка формулировок клинико-функциональной характеристики стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Однако, несмотря на то, что Приказ Минтруда № 1024 действительно устранил некоторые проблемы, возникшие в период действия Приказа Минтруда № 664н, в профессиональном сообществе существуют опасения, что новый приказ Минтруда будет, к сожалению, способствовать внедрению субъективного подхода при осуществлении медико-социальной экспертизы.

Такие опасения связаны с тем , в первую очередь, что по болезням, травмам или дефектам и их последствиям, в отношении которых не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении должна устанавливаться сотрудником службы медико-социальной экспертизы.

Кроме того, существуют и иные проблемы, связанные с получением инвалидности в соответствии с классификациями и критериями, утвержденными Приказом Минтруда № 1024.

К одной из таких проблем относится то, что в связи с введением общего критерия для установления инвалидности (согласно которому критерием для установления инвалидности лицам в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты) инвалидность не может быть установлена вообще (независимо от болезни), если, например, ограничена одна способность 1 степени .

Таким образом, на основании изложенного выше, полагаем, что введение в действие Приказа Минтруда № 1024н является положительным шагом к развитию нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы, связанные с институтом признания лица инвалидом, но, при этом, новые классификации и критерии используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, содержат ряд недостатков (как и предыдущие), которые приводят к увеличению риска «субъективизма» при решении вопроса о признании лица инвалидом, а также к усложнению процедуры такого признания.

Это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии