Половые признаки человека. Первичные и вторичные половые признаки

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

По большому счету к вторичным половым признакам можно отнести все особенности организма, которые зависят от пола. Проявляться вторичные половые признаки начинают еще в предпубертатном периоде. Если до 6-7 лет девочек и мальчиков могут перепутать, особенно если они одеты в одежду, которая не указывает на пол, то уже 7-8 лет облик девочек и мальчиков заметно отличается.

Первые изменения

Первые изменения касаются кожи. У девочек она остается нежной, тонкой и мягкой, а у мальчиков начинает утолщаться, становиться более плотной. Подкожно-жировой слой уже в этом возрасте тоже имеет свои особенности. У девочек начинают сглаживаться формы тела, тогда как мальчики становятся более угловатыми. Становится все заметнее в физической силе: мальчики уже с 7-8 лет более сильные, выносливые, тогда как мышечная система девочек более слабая и не готова к перегрузкам.

Ближе к 11-13 годам у лиц обоих полов начинают расти лобковые волосы. Если у девочек это характерный треугольник с вершиной, направленно книзу, то у мальчиков волосы растут более интенсивно, нет четкой границы, нередко имеется «дорожка» из волос от лобка к пупку. Кроме того, у мальчиков начинается интенсивный рост волос на ногах, в подмышечных впадинах, в 16-18 лет у некоторых юношей волосы появляются и на груди.

Готовность к рождению детей

Следующим этапом, на котором вторичные половые признаки проявляются еще более интенсивно, является 13-15-летний возраст. У девочек наступает первая менструация и начинает увеличиваться грудь, а у мальчиков заметно увеличивается в размерах половой член. Фактически представители обоих полов уже готовы к продолжению рода, но общая зрелость организма наступает гораздо позже полового созревания.

Примерно в этот же период у юношей появляется первая пушковая растительность на лице – и усы, хотя у некоторых волосы на лице начинают расти только в 17-18 лет. Одним из характерных половых признаков, присущих мужскому полу, является изменение гортани, увеличивается в размерах «адамово яблоко» или , меняется тембр голоса, голос становится более грубым. Обычно говорят, что голос «ломается».

Строение скелета у мужчин и женщин тоже существенно отличается, особенно это заметно таза. Эти различия хорошо различимы даже у младенцев, но наиболее отчетливыми они становятся к 13-15 годам. У девушек менее глубокий, но более широкий. Это связано с функцией деторождения. А у юношей таз более узкий и глубокий.

Отсутствие вторичных половых признаков говорит о заболеваниях эндокринной системы или о других нарушениях.

Вторичные половые признаки, признаки, характеризующие изменения в строении и функции различных органов, определяющих как половую зрелость, так и половую принадлежность. Следует отличать от первичных половых признаков, идентифицирующих половые органы. Вторичные половые признаки зависят от первичных, развиваются под воздействием половых гормонов и появляются в период полового созревания. К ним относятся особенности развития костно-мышечной системы, пропорций тела, подкожно-жировой клетчатки и волосяного покрова, степень развития молочных желёз, тембр голоса, особенности поведения и многие другие.

Под влиянием женских половых гормонов у девочек быстро увеличиваются рост и масса тела, причём конечности растут быстрее, чем туловище; изменяется форма скелета, особенно таза, а также фигура за счёт отложения жира, преимущественно в области ягодиц, живота и бёдер; формы тела округляются, кожа становится тоньше и нежнее. Начинается рост молочных желёз, выпячивается околососковый кружок. В последующем грудные железы увеличиваются, в них откладывается жировая ткань, они приобретают форму зрелой молочной железы. Появляются волосы на лобке, затем в подмышечных впадинах, усиливается рост их на голове. Рост волос на лобке у девочек начинается раньше, чем у мальчиков, и отличается характерным для женщин распределением в виде треугольника с вершиной, направленной книзу, и резко очерченной верхней границей над лобком. Потовые железы, особенно железы подмышечных впадин, начинают выделять пот с запахом, присущим женскому полу. Усиливается секреция сальных желёз, в результате чего во второй половине периода полового созревания иногда происходит образование юношеских угрей. У большинства девочек спустя 2 - 3 года от начала появления вторичных половых признаков, в возрасте 12 - 13 лет, начинаются менструации (см. Менархе) - главный признак полового созревания, указывающий на способность организма к беременности. Однако общая зрелость организма наступает через несколько лет, в течение которых происходит дальнейшее развитие вторичных половых признаков и становление репродуктивной функции, подготавливающие организм девушки к выполнению функции материнства.

У мальчиков появление вторичных половых признаков характеризуется более интенсивным ростом тела, увеличением мышечной массы, усилением роста полового члена и яичек (что иногда сопровождается небольшой болезненностью). Изменяется форма гортани, голос становится более грубым, низким, появляются пигментация кожи мошонки, растительность на лобке и в подмышечных впадинах, начинают пробиваться усы и борода, появляется кадык ("адамово яблоко"). У многих юношей в этот период отмечается набухание грудных желёз и повышенная чувствительность сосков. В 14 - 15 лет у юношей нередко возникает половое возбуждение, а по ночам - самопроизвольное извержение семени (поллюции). Семенные канальцы у неполовозрелых мальчиков заполнены сперматогониями, и только с началом функционирования половых желёз, способных вырабатывать зрелые сперматозоиды, организм юноши вступает в пору полового созревания, дальнейшего развитая вторичных половых признаков и зрелости, которая наступает к 23 - 25 годам.

Первичные и вторичные половые признаки

Признаки пола подразделяются на две группы: первичные и вторичные.

Первичные половые признаки представлены органами, при­нимающими непосредственное участие в процессах воспро­изведения, т. е. в гаметогенезе и оплодотворении. Это наруж­ные и внутренние половые органы. Они закладываются в эм­бриогенезе и к моменту появления организма на свет уже более или менее сформированы.

Вторичные половые признаки не принимают непосредст­венного участия в репродукции, но способствуют привлече­нию особей потивоположного пола. Они зависят от первичных половых признаков, развиваются под воздействием половых гормонов и появляются у организмов в период полового со­зревания (у человека в 12-15 лет). К таким признакам отно­сятся особенности развития костно-мышечной системы, сте­пень развития подкожной жировой клетчатки и волосяного покрова, тембр голоса и особенности поведения человека, особые пахучие железы у животных, пение и окраска опере­ния у птиц и др.

Соматические признаки особей, обусловленные полом, подразделяются на 3 категории: ограниченные полом, контролируемые полом и сцепленные с половыми хромосо­мами.

Развитие ограниченных полом признаков обусловлено гена­ми, расположенными в аутосомах обоего пола, но проявляют­ся они только у особей одного пола. Например, гены яйценос­кости имеются у кур и петухов, но проявляются только у кур. Аналогично наследуются гены молочности у крупного рога­того скота и лактации у женщин и некоторые болезни (например, ген подагры проявляется только у мужчин и ленетрантность его составляет 20%, а у женщин, как правило, он не про­является). Такое явление обусловлено воздействием соответ­ствующих половых гормонов.

Развитие контролируемых полом признаков обусловлено генами, также расположенными в аутосомах обоего пола, но степень и частота их проявления (экспрессивность и пенетрантность) различная у особей разного пола. Это особенно за­метно у гетерозигот, у которых происходит сдвиг доминант­ности. Так наследуются у человека нормальный рост волос и облысение. При вступлении в брак двух гетерозиготных осо­бей получаем.

Половые признаки разделяются на первичные, вторичные (биологические) и третичные (гендерные).

Первичные половые признаки

Первичные и вторичные признаки обусловлены генетически, их структура заложена уже в оплодотворенной яйцеклетке задолго до рождения ребёнка. Дальнейшее развитие половых признаков происходит при участии гормонов . К первичным половым признакам относятся те признаки, которые связаны с репродуктивной системой и относятся к строению половых органов .

Вторичные половые признаки

Вторичные половые признаки формируются в течение роста и полового созревания организма. У мужчин они проявляются в росте бороды, усов, появлении низкого тембра голоса и другом, у женщин - в развитии молочных желез, в появлении определённых особенностей телосложения и других признаков. У человека и позвоночных животных вторичные половые признаки являются функцией деятельности половых желез. Интенсивность полового созревания людей зависит от социально-бытовых условий, наследственности и других причин.

Третичные половые признаки

Третичными половыми признаками у высших живых существ являются психологические и социально-культурные различия в поведении полов. Особенно в человеческом обществе третичные половые признаки сильно подвержены влияниям различных культур. Так, например, традиционным мужским одеянием в Шотландии является килт , в то время как во многих странах юбка считается предметом исключительно женского гардероба.

Аномалии

Половые признаки у человека

  • Рост молочных желез
  • Появление гладких лобковых волос
  • Период наиболее быстрого роста
  • Лобковые волосы меняют структуру
  • Появление подмышечных волос
  • Первая менструация (менархе)

Половые признаки полностью формируются через 4-6 лет после первой менструации

Мужские половые признаки

  • Первичные
    • Мужской половой член значительно большего размера, чем клитор , и заметно выступает вперёд, свисая с нижней вершины лобка
    • Находящаяся под ним

Таблица 2

В период полового созревания происходит окончательное развитие половых органов и их репродуктивных функций. Тогда же начинают проявляться вторичные половые признаки (морфологические). Этот период называется пубертатный. Пубертатный период, или период полового созревания, - это время, когда в физическом состоянии подростка происходят резкие изменения, в частности рывок роста. В осуществлении ростового скачка участвуют в первую очередь половые гормоны и гормон роста, которые вызывают многие важные сдвиги в развитии человека. В этот период перестраиваются основные физиологические системы, происходит интенсивный рост костной ткани. У мальчиков увеличиваются плечевой диаметр и мускульная компонента, повышается количество эритроцитов и гемоглобина. У девочек увеличивается тазовый диаметр и усиливается жироотложение, что необходимо для благополучного изгнания плода при родах. В топографии подкожного жироотложения намечается тенденция к отложению его в области плеч у мальчиков и в области бёдер у девочек. Важным фактором этого периода является появление менструации у девочек, у мальчиков – способность к эякуляции.

Процесс полового созревания длится от полутора до шести лет. Физические изменения, которые происходят в течение пубертатного периода, закладываются ещё до рождения, когда будущая функция гипоталамуса и гипофиза программируется гормонами, чтобы «пробудиться» через много лет. Подростковый рывок роста происходит благодаря усилению продукции половых гормонов. У девочек этот рывок наблюдается обычно двумя годами раньше (~ в 12 лет), чем у мальчиков (~ в 14 лет). В результате девочки 11-14 лет, как правило, гораздо выше мальчиков того же возраста.

Первым признаком полового созревания у девочек служит развитие молочных желёз, которое может начаться в период от восьми лет. Рост молочных желёз контролируется уровнем эстрогенов и наследственными факторами. Менструации обычно начинаются к моменту завершения формирования молочных желёз и почти всегда – после максимального рывка роста. Возраст начала менструаций сильно варьирует. В течение первого года менструации зачастую носят нерегулярный характер, а овуляция обычно отсутствует.

Внешние признаки начала полового созревания у мальчиков, которое также находится под гормональным контролем, обычно проявляются на год или два позднее, чем у девочек. Развитие гениталий начинается приблизительно с одиннадцати лет, а их размер и форма соответствуют таковым у взрослых мужчин в возрасте ~ пятнадцати лет. Спустя год или два начинается рост волос на лице и на теле. Рост волос на груди может продолжаться в течение ещё десяти лет и более. Степень «оволосения» лица и тела у обоих полов контролируется генетическими факторами и гормонами. Этим объясняется, почему у одних людей волос больше, а у других меньше. Другими изменениями в процессе полового созревания у мальчиков является понижение тембра голоса, которое вызвано стимулирующим действием тестостерона на ткани гортани. В это же время формируется окончательная половая и сексуальная идентичность составляющая суть психологического и психосексуального компонентов пола. Таким образом, пубертатный период включает в себя морфологические, физиологические и психологические изменения организма. Адекватное прохождении этого периода завершается осознанием половой идентичности.

Психологические аспекты

Биологический пол индивида является только предпосылкой становления психологического и социального пола человека. Становление гендерной или половой идентичности (то есть сознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу у конкретного индивида) – одно из направлений социализации человека. Процесс такой социализации заключается в том, что многие базовые различия между мужчинами и женщинами закладываются в семье и дети узнают о них из множества источников. Социализация осуществляется как сознательно, так и бессознательно, причём в процессе активного взаимодействия с личностью, так как личность формируется благодаря самым первым социальным отношениям, в которые вступают дети. Процесс половой идентификации определяется и направляется с помощью социальных и культурных средств. Для этого в каждом обществе существуют определённые половые роли. Понятие половой роли обозначает способ поведения людей в системе межличностных отношений, зависящих от их позиции в обществе и отвечающий принятому в данном обществе набору норм, предписаний и ожиданий. Под половой ролью понимают систему социальных стандартов, предписаний, стереотипов, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину). Но становление половой идентичности индивида не обусловлено прямо и непосредственно наличием социальных стереотипов, представлений, ожиданий. Они должны стать средствами осознания собственной половой принадлежности. Такое направление процесса социализации и его результат – половая идентичность – требует освоения половых ролей и обучения полоролевому поведению. Очевидно, что психосексуальное развитие - сложный биосоциальный процесс, в котором "природные" и "социальные" факторы переплетаются, их нельзя понять друг без друга. Любое нарушение последовательности или сроков критических периодов половой дифференцировки может роковым образом отразиться на будущем сексуальном поведении и самосознании человека. Выделяют несколько этапов формирования у ребёнка половой идентичности.

Первый этап – к 1,5 годам в ходе общения со взрослыми формируется знание первичной половой идентичности. Уже к этому времени дети могут знать о своей половой принадлежности. При этом особенно ранимым, потенциально слабым партнером является не женщина, а мужчина. Обычно в первые годы жизни дети очень привязаны к матери. В это время они сталкиваются с проблемами отделения и индивидуализации. Это подразумевает ослабление первоначальной идентификации с матерью, Уменьшение оральной зависимости от неё. У мальчиков и девочек этот процесс оставляет разные впечатления. Ранние впечатления девочек включают в себя двойную идентификацию: не только они идентифицируют себя с матерью (как и мальчики того же возраста), но и сами матери, как большие дочери, очень сильно идентифицируют себя со своими дочерями. Такое чувство особой привязанности делает последующее разделение матерей и дочерей более трудным. В то же время в отношениях с мальчиками матерям свойственно поощрять их оппозицию по отношению к себе и вообще всё, что усиливают их мужское самосознание. Кроме того, игрушки, которые предлагают ребёнку, игры и развлечения, вкусы, которые ему стараются привить, требования, которые к нему предъявляют, - всё пропускается через призму его пола: «Ты не должен плакать, ведь ты не девочка»; «Почему ты дерёшься, разве ты мальчик?». Первичное сознание своей половой принадлежности формируется у ребенка именно в этот период, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объём и содержание гендерной идентичности меняются, включая широкий набор маскулинных и фемининных черт.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии