Подъязычный нерв. Обследование подъязычного нерва. Неврогенные страдания языка

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


Иногда его изменения появляются раньше всех других признаков заболевания.

Отечественный опыт диагностики по языку впервые был обобщен в труде «Распознавание болезней по языку» штаб-лекаря Михаила Нечаева еще в 1835 г.

Язык - орган вкуса и речи. У языка много задач: это и перемешивание пищи во время жевания, и определение вкуса, и, конечно, речь. Язык состоит из мышц, покрытых сверху слизистой оболочкой. Он подразделяется на два отдела, между которыми, впрочем, нет четкой границы. Задняя часть языка, которая одной своей сторо ной срастается со слизистой оболочкой рта, — это корень.

Передняя часть, которая свободно двигается в разные стороны, называется телом языка. Верхняя же поверхность языка называется его спинкой. Вы наверняка обращали внимание на то, что язык внешне кажется бархатистым, не таким гладким и блестящим, как слизистая оболочка полости рта.
Вся его поверхность покрыта сосочками, главная задача которых — различать вкус пищи. Именно эти сосочки и придают языку бархатистый вид. Различают 4 вида сосочков. Самые мелкие из них — нитевидные — покрывают всю поверхность языка и внешне напоминают ворс ковра. Сосочки покрупнее - грибовидные - располагаются на спинке языка между нитевидными.
Листовидные сосочки чем-то напоминают жабры рыб. Они находятся на боковых поверхностях языка, и у взрослых людей видны хуже, чем у детей. Самые большие сосочки - желобовидные. Их не очень много — от 7 до 11. Они располагаются на задней части спинки и фактически служат границей между телом и корнем.

Язык здоровых и детей, и взрослых имеет бледно-розовый цвет, ровную поверхность, на кончике составленную из мелких сосочков, в средней трети - из крупных, а на корне языка - из массивных скоплений сосочков. Эти сосочки представляют собой примерно десять тысяч вкусовых, тепловых и биохимических анализаторов, которые напрямую, самым что ни на есть простым способом (через нервные проводники) связаны с различными отделами кишечника, печени, желчного пузыря, селезенки и центральной нервной системы.

Мы так устроены, что на отдельные участки поверхности нашего языка спроецированы многие органы пищеварительной системы. Например, желудок - на всей средней части языка, печень - на уровне малых коренных зубов, а на кончике языка - сигмовидная и прямая кишка. Поэтому воспалительные и невоспалительные заболевания этих органов обязательно проявляются изменениями внешнего вида языка.
В медицине очень мало правил без исключений, но среди них есть одно такое правило: симптомы заболеваний проявляются на языке примерно за сутки-двое до того, как начинают болеть пораженные органы. Почаще осматривайте свой язык!

Пищевые продукты по-разному действуют на внутренние органы человека. Мы воспринимаем вкус языком, когда язык влажный. Сухой язык не может воспринимать вкус. Если человек перестает ощущать сладкое, кислое, соленое или горькое , вероятны заболевания нервной, эндокринной системы.

Кислые и горькие соки, образующиеся при хорошем измельчении пищи зубами, или применяемые в виде овощных, фруктовых или искусственных соков-растворов, снижают кровообращение в кишечнике, но при этом усиливают кровообращение головного мозга («лимон прочищает мозги»), понижают температуру кожи (недаром, например, клюквенный морс рекомендуют больным с лихорадкой) и повышают артериальное давление.
Сладкие растворы усиливают кровообращение в кишечнике (поэтому после приема сладостей голодный человек ощущает прилив тепла), но снижают уровень кровообращения головного мозга («от сладкого в сон клонит»).

Как уже говорилось, язык у здорового человека имеет гладкую поверхность розового цвета и покрыт небольшим беловатым налетом, какой образуется и на зубах. Его немного, а потому розовый цвет языка сохраняется, и сосочки на его поверхности хорошо заметны.


Диагностика заболеваний по языку

Диагностика заболеваний по языку является важным этапом осмотра больного в Тибете, Китае и Индии. Согласно теории «Пяти элементов» кончик языка связан с состоянием сердца и легких, боковые отделы языка - печени и желчного пузыря, спинка языка - желудка и селезенки, корень языка - с состоянием почек.

Проводя диагностику состояния здоровья по языку, следует обратить внимание на его размер, форму, цвет, величину, наличие налета, морщин, трещин, язв и звездочек, а так же чувствительность.

Посмотрите на свой язык в зеркале. Наблюдайте его размер, поверхность и очертание.

При осмотре языка отметьте:

2. Характер налета на разных зонах языка.

3. Форму и характер поверхности. Поверхность может быть: плотной, гладкой, рыхлой, исчерченной и т. д.

4. Различные образования на языке - папилломы, пузыри, афты. Место их локализации указывает на больной орган.

5.Подвижность языка.

Эта позволяет судить о функциональном состоянии различных систем организма. Изменения поверхностных покровов языка чаще всего наблюдаются при заболеваниях, не связанных непосредственно с патологией полости рта.

Сухость слизистой оболочки языка может быть признаком большого количества заболеваний. Иногда причина кроется в выработке недостаточного количества слюны или жажде.
Сухим язык может становиться при повышении температуры тела, а также при некоторых тяжелых заболеваниях (например, при коме, возникающей из-за сахарного диабета), при непроходимости кишечника, перитоните (воспалении брюшины).

Часто сухость языка сочетается с коричневым налетом на нем. Иногда слизистая оболочка теряет настолько много влаги, что на ней даже появляются трещины.

Общие характерные изменения языка при некоторых заболеваниях:


Изменение цвета, влажности или формы языка языка

При обследовании языка зачастую отмечаются следующие признаки:




Схема расположения «зон ответственности» внутренних органов на языке

Каждому из внутренних органов на языке отводится свое место. В китайской медицине язык делят на три части, корень языка соответствует нижней части тела, тело языка соответствует средней части тела, и соответственно кончик верхней части тела. Но есть другое мнение, при котором каждому органу отводят свое место, и она является более точной.

Передняя часть языка является зеркальным отображением печени, сердца и легких, середина показывает желудок, поджелудочную железу и селезенку. Отделы кишечника можно диагностировать по корню языка, а вот почки по боковым участкам языка. Различные изменения язвы, покраснения налет в этих проекциях, указывает на ту или иную патологию соответствующего органа. Необходимо своевременно заметить признаки заболевания и своевременно принять меры.

Язык здорового человека

Язык здорового человека бледно-розового цвета с ровной складкой, которая проходит вдоль языка. Язык мягкий, и не приносит никаких неприятных ощущений при движении.

Сосочки на языке хорошо различимы, и не сглажены. В зависимости от времени года на здоровом языке может быть немного белого налета, летом налет немного толще, и сквозь него все равно просматриваются сосочки слизистой оболочки. Зимой налет может принимать желтоватый оттенок, а осенью налет становится светлее и суше. К тому же наличие тонкого налета на языке может говорить о незначительной патологии, которая развивается местно в полости рта, например гингивит десен, кандидоз полости рта и даже кариес. Уплотнение налета, при котором уже трудно отличить спинку языка, является сигналом к действиям, и может указывать на некоторые заболевания, в том числе и даже хронические.


О чем говорит цвет языка?

По цвету языка можно определить множество заболеваний, и каждому из них соответствует свой характерный цвет.

  • Увеличенный, равномерно красный , но не малиновый лакированный язык чаще всего является признаком нарушения обмена веществ.
  • При тяжелых почечных, токсических нарушениях язык имеет темно-красный цвет .
  • При инфекционных заболеваниях, например, кори или гриппе, цвет языка становится бардовым, к тому же, такой цвет языка говорит о наличии жара.
  • Малиновый цвет языка сигнализирует о тяжелых инфекциях, отравлениях с высокой температурой, пневмонии
  • Покраснение средней части языка и его краев с обеих сторон - на серьезное заболевание легких (раньше в первую очередь имели в виду Туберкулез, теперь - хронические воспаления легких и онкологические заболевания).
  • Покраснение и легкая болезненность кончика языка (конечно, не связанное с его ожогом) определенно указывают на какое-то заболевание тазовых органов: сигмовидной или прямой кишки, мочевого пузыря, матки.
  • Бледный язык говорит о недостаточном питании, патологии крови - анемии, или о сердечной недостаточности. Если при этом на фоне нормального розового цвета появляются ярко-красные пятна , значит, исчезновение сосочков является признаком анемии (малокровия). Бледный, бескровный язык свидетельствует о резком истощении организма.
  • Бледная окраска нижней стороны языка указывает на патологию печени и желчного пузыря.
  • Белый язык говорит непосредственно о грибковой инфекции или обезвоживании организма.
  • При скарлатине язык напоминает клубнику со сметаной - чередование белых и красных пятен .
  • Желтый или серый язык бывает у курильщиков, при желтухе или указывает на проблемы с желудочно-кишечным трактом.
    Если цвет желтоватый, есть избыток желчи в желчном пузыре или нарушении в печени. Желтый налет увеличивается при сезонных обострениях печени и желчного пузыря.
    Одним из признаков развивающейся желтухи служит желтизна в нижней части языка, которая обнаруживается при поднятии его к небу.
  • Желто-зеленый или красный цвет языка говорит об обострении язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки (может становиться чересчур красным,но влажным).
  • О заболеваниях почек говорит синий цвет языка .
  • Голубоватый оттенок языка встречается при плохой циркуляции крови, цинге и при отравлениях тяжелыми металлами, особенно ртутью.
  • Синюшный оттенок верхней и особенно нижней поверхности языка задолго до появления «тяжести» на сердце, болей и внезапной слабости подскажет о сердечно-сосудистой недостаточности у людей среднего возраста, которые, как правило, не готовы встретить внезапный сердечный приступ, и поможет принять профилактические меры пожилым людям, страдающим хронической сердечной недостаточностью.
    При этом резко синюшный язык является грозным признаком близкой смерти.
  • Фиолетовый язык сигнализирует не только о заболеваниях крови, но и указывает на заболевания дыхательной системы.
  • О проблемах в полости рта можно судить при наличии темно-коричневого язык а, что указывает на кровотечения в полости рта и в частности при пародонтите и гингивите.
  • Черный язык, который так пугает родителей, и кстати не зря, говорит о слабости печени и селезенки, дизентерии, о серьезных вирусных инфекциях и даже об абсцессах.
  • Язык с черным налетом есть грозное указание на нарушение пищеварительной системы, особенно желчного пузыря и поджелудочной железы. Черный налет свидетельствует также о нарушении РН крови в сторону ацидоза (кислотно-щелочного баланса), вследствие обезвоживания организма.
    Другое дело, когда такая окраска вызвана заболеванием — болезнью Крона. При этом в организме снижается количество гормонов надпочечников, в результате чего в коже и слизистых оболочках вырабатывается повышенное количество меланина (того самого пигмента, который образуется при загаре). В результате язык покрывается иссиня-черными пятнами различной формы и размеров, а то и вовсе становится черным. При этом цвет не бледнеет после чистки и с течением времени до тех пор, пока не будет проведено лечение заболевания.
  • Когда язык покрыт иссиня-черными пятнами различной формы и размеров или становится весь черным, это свидетельствуует о сокращении выработки гормонов надпочечниками. Цвет языка станет нормальным только после излечения болезни.
  • Чёрный язык может указывать и на холерную инфекцию.

Причины налета на языке

Главной причиной, конечно, является плохая гигиена полости рта. Ухаживать надо не только за зубами, но и за языком. По этим причинам выпущены специальный щетки, которые подходят для чистки зубов (щетинки) и для языка, обратная сторона такой зубной щетки имеет ребристую поверхность. Но не всем деткам в силу возраста можно пользоваться зубной щеткой, для таких целей отлично подойдет и зубные щетки - напальчники с ребристой рабочей поверхностью.

  • Но не только плохая гигиена провоцирует образование налета, различные проблемы в полости рта стоматологического характера могут провоцировать образование налета. При первых подозрениях и появлении налета на языке, необходимо изначально обратится к стоматологу для исключения стоматологической патологии.
  • Нарушение работы желудка или всего желудочно-кишечного тракта в целом так же является провокатором в образовании налета.
    Если язык покрыт интенсивным белым налетом , распухший и влажный, то это говорит об отравлении, аппендиците, холецистите, язвенной болезни желудка или двенадцатиперстной кишки, гастрите
  • Налет, покрывающий язык , указывает на токсины в желудке, тонкой или толстой кишке. Если налетом покрыта только задняя часть языка, токсины есть в толстой кишке, если налет в середине языка - токсины присутствуют в желудке, двенадцатиперстной кишке и тонкой кишке.
  • При налете на средней части языка и светло-красной окраске его кончика и краев можно думать о нарушении кислотообразующей функции желудка.

Скопление налета на языке у детей происходит по различным причинам. Самой распространенной причиной налета на языке у грудных детей является кандидоз полости рта. У детей пубертатного возраста налет может образовываться из-за гормонально скачка, и воспалительных заболеваний слизистой оболочки полости рта, так называемого юношеского гингивита.


О чем говорит цвет налета на языке?

Цвет налета может сказать о том или ином заболевании, о той или иной проблеме с определенным органом и даже группой органов. Но, для полного понимания процесса, еще необходимо учитывать места расположения налета, только сложив эти два компонента, можно говорить практически со 100% вероятностью, что это именно данная патология.

При некоторых заболеваниях, например при гастрите, язвенной болезни желудка или двенадцати перстной кишки, при недостаточной работе почек, аппендиците, холецистите, при инфекционных заболеваниях (например, кори), а также при отравлениях недоброкачественной пищей или некоторыми лекарственными препаратами язык меняет свой цвет из-за избытка налета.
Такой язык выглядит слегка распухшим и влажным. Чаще всего он покрывается мощным белым налетом, из-за которого сосочков практически не видно. Налет снимается с помощью зубной щетки, однако через некоторое время его снова покрывается налетом.

Налет на языке в большинстве случаев отличается от цвета языка. Чем толще налет, тем серьезнее патологический процесс . Налет - это первый признак снижения иммунитета, по толщине налета на языке можно сделать вывод о нарушении какого иммунитета идет речь (общий или местный).

Форма, размер так же важны при диагностике, как и цвет самого языка и цвет налета. Необходимо помнить, что язык относят к органам желудочно-кишечного тракта, и он является практически началом пищеварения.

  • Часто кончик или боковые края языка попадают между зубами, и человек его постоянно прикусывает. В результате можно увидеть не только явно увеличенный язык, но и следы зубов по его краям . Такие признаки могут свидетельствовать о снижении количества гормонов щитовидной железы в крови - гипотиреозе.
  • Толстый или широкий язык указывает на недостаток кальция и витамина D, или нарушение обменных процессов, заболевания лимфатической системы. При таком состоянии так же можно говорить о воспалении самого языка, заболеваниях гипофиза.
  • При постепенном уменьшении размеров или внезапном его сжатии можно заподозрить заболевания центральной нервной системы, общее истощение организма, в том числе и обезвоживание.
  • Отек и покраснение правой половины языка от кончика до его середины указывают на воспалительное заболевание печени. Те же самые изменения слева - заболевание селезенки.
    Появление язв на этих участках означает серьезность и хронический характер заболевания.
  • Если есть обесцвечивание языка, его вялость или поднятие его сферы - значит этот важный орган имеет дефект. Например, если вы видите отпечаток зубов по краям языка, это указывает на недостаточную усваиваемость кишечника.

Внешний вид языка

  • Лакированный язык имеет блестящую, гладкую, ярко-красную поверхность вследствие атрофии вкусовых сосочков. При некоторых заболеваниях число сосочков уменьшается, они становятся практически незаметными, а иногда и вовсе отсутствуют. Из-за этого язык выглядит гладким и блестящим, как и вся слизистая оболочка рта. Встречается при раке желудка, хронических колитах.
  • Сглаженность всей поверхности языка свидетельствует о пониженной секреции желудочного сока (гипоцидный гастрит), которая может возникать как сама по себе из-за болезни желудка, но может быть следствием других заболеваний (например, болезней печени и желчного пузыря).
  • Грубые воспаленные или невоспаленные сосочки на всей поверхности языка чаще наблюдаются при повышенной секреции желудочного сока (гиперацидный гастрит).

  • Белые или серовато-белые пятна на языке и на слизистой оболочке щек появляются чаще всего возникают при постоянном раздражении слизистой оболочки (например, при курении). Сами по себе такие пятна неопасны, однако впоследствии они могут стать причиной развития злокачественной опухоли.
  • Язык с глубокими бороздками различного размера и цвета называют географическим . характеризуется наличием на его поверхности различных по цвету и величине участков с глубокими бороздами и рельефами. Географический язык встречается при хроническом поражении желудочно-кишечного тракта, а также при некоторых формах психических расстройств. По такому языку можно практически сразу поставить диагноз аллергического состояния отдельных органов.
    «Географический» язык у детей всегда является признаком пищевой аллергии, причем месторасположение воспаленных и невоспаленных участков слизистой («континентов» и «морей») очень точно указывает на вовлеченность в аллергическое заболевание того или иного органа пищеварительной системы.
  • Полоски пены с обеих сторон языка указывают на наличие ревматизма.
  • Если нарушена функция мозжечка, мозгового кровообращения, язык может искривляться или отклоняться в сторону . По некоторым данным, искривление языка может быть связано с соматическими нарушениями организма. При нарушении функции органов левой или правой половины тела соответствующая сторона языка незначительно увеличивается в размере, и кончик меняет положение - отклоняется. При патологии подъязычного нерва или при парезах язык так же может менять свое положение.
  • Четко видная серединная линия языка напрямую связана с позвоночником и может указывать на его проблемы. Изогнутая линия у корня языка указывает на проблемы в поясничном отделе позвоночника, если изогнута посередине - средняя часть спины, и соответственно если изгиб у кончика языка, то проблема кроется в шейном отделе позвоночника.
  • Глубокие отпечатки зубов на боковой поверхности и передней части языка характеризуют стрессовое состояние, скрытые неврозы, причем, чем более выражен невроз, тем четче отпечатки.


Трещины или изъязвленья

  • Язвы на поверхности языка это ранка, которая длительное время не заживает. Язвы на поверхности языка могут возникать по различным причинам. Прежде чем впадать в панику необходимо исключить простую травму языка, например при прикусывании, или при повреждении от полуразрушенных зубов. Последний вариант очень опасен, так как постоянная травма может вызвать глоссит воспаление языка.
  • Язвы при болезни Крона (воспаление желудочно-кишечного тракта) обычно небольшие , появляются сразу по несколько штук и причиняют немало неприятных ощущений.
  • Если же на поверхности языка (чаще всего на спинке) появляется одна язва (она может быть раз личного размера), округлая или овальная, с четкими границами, с ярко-красной, блестящей, твердой поверхностью — это признак первичного периода сифилиса.
    Сифилитическая язва практически никогда не болит. Ее края лишь немного поднимаются над поверхностью языка или же находятся на одном уровне с ней. Иногда ее дно может покрываться серовато-желтой пленкой.
  • Бородавки - разрастания кожи или слизистой оболочки, которые практически никогда не причиняют своему хозяину неприятных ощущений, поскольку не болят. Появление бородавок на коже может быть вызвано вирусом. Такое встречается довольно часто. На слизистых оболочках и уж тем более на языке бородавки возникают редко, а потому их появление должно насторожить. Например, небольшие бородавки, возникающие на боках языка ближе к его корню, могут быть признаком ВИЧ-инфекции.
  • Плоские язвочки , которые расположены на кончике языка, боковых отделах или вдоль срединной линии, указывают на туберкулезный процесс.
  • О предрасположенности к сосудистым нарушениям головного мозга указывает язык с глубокими поперечными трещинками.


Неприятные ощущения в языке

  • Сами неприятные ощущения разнообразны и могут проявляться болью, излишней сухостью, жжением и др. Сухость языка и полости рта называется ксеростомией , и является сигналом к исследованию на сахарный диабет. Сухость может быть связана и с нарушением деятельности слюнных желез, повышенной температурой тела, заболеваниями желудочно-кишечного тракта и обезвоживанием. При длительной ксеростомии цвет налета на языке становится темным, и появляются трещины.
  • Боль в языке или глоссалгия возникает обычно при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, нарушениях со стороны эндокринной системы или при неврологических расстройствах. Боль при глоссалгии различного характера, локализуется в кончике языка и может меняться в течение всего дня. Провоцировать боль могут острые, горячие и маринованные продукты.
  • При анемии вследствие недостаточности железа в организме отмечается жжение и покалывание в области языка . При некоторых видах анемии наблюдается гладкий, как бы соскобленный язык, лишенный сосочкового слоя.
  • Для диабета характерен сухой язык, поверхность которого имеет многочисленные трещинки. При диабетической коме язык может приобретать и коричневато-бурую окраску, которая развивается у больных сахарным диабетом при отсутствии должного лечения.
  • При появлении зуда и жжении языка первым делом необходимо обследоваться у стоматолога и проверить наличие грибковых поражений языка (молочница). Жжение может быть и признаком анемии или повышенной кислотности желудочного сока.
  • Дрожание языка указывает на заболевание головного мозга либо глубокое невротическое расстройство.
  • Дрожание высунутого языка. Очень ярким признаком некоторых заболеваний (например, гипертиреоза) является дрожание высунутого языка. При тяжелых формах заболевания дрожат также пальцы рук, веки, а иногда и все тело. При некоторых неврологических и психических заболеваниях (например, хорее) высунутый язык отклоняется в сторону.
  • Мелкое дрожание языка отмечается у хронических алкоголиков, средней интенсивности тремор - у больных неврозами, фибриллярные подергивания и атрофия языка - у больных с поражением продолговатого мозга.
    По материалам газеты "Живи" и сайтам www.stranamam.ru, kunpendelek.ru

Многие дети с грубым нарушением звукопроизношения выглядят вполне нормально, как все обычные дети. И страшное слово «дизартрия», кажется, им совсем не подходит. Ведь дизартрия означает нарушение подачи нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего лицо малоподвижно, амимично, губы зажаты или уголки опущены вниз. У некоторых не закрывается рот и вываливается изо рта язык.

В последнее время встречается очень много детей-дизартриков с подвижной мускулатурой лица, эмоциональных, хорошо улыбающихся, у многих даже нет саливации, но, когда просишь высунуть язык, - видишь удручающую картину. Язык толстый, напряженный, при вытягивании сжимается в комок. Сразу становится понятно, что это дизартрия, но поскольку явных внешних признаков и признаков нарушения просодической стороны речи нет - диагностируем стертую форму дизартрии. Ее часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии - в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии - расскажем подробно.

Признаки стертой дизартрии

Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в своей практике за последние два года я наблюдала много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.

Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков. При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п"], вместо [б] - [б" ], вместо [с] - [с"], вместо [з] - [з"] и т.д. Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук [ц]. При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки [л"]. Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля. Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].

У многих детей наблюдается девиация - отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать. Про таких детей говорят: «у него каша во рту».

Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.

Помощь ребенку со стертой формой дизартрии

Диагноз «дизартрия» ставит только врач невролог или терапевт. Если в карточке у ребенка записан такой диагноз, подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно. Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата. На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.

Логопедический массаж


При гипертонусе нужно делать расслабляющий массаж лица, при гипотонусе - укрепляющий. Для нормализации мышечного тонуса щек делаем следующие упражнения:

    Стоя перед ребенком, устанавливаем два пальца, указательный и средний, под мочками, слегка нажав, начинаем спиралеобразные движения по щекам мимо уголков рта к центру подбородка (5-6 раз). Для укрепления мышц щек - движения производятся в обратную сторону от центра подбородка к мочкам ушей.

    Указательным и средним пальцами для достижения эффекта расслабления производим спиралевидные движения с легким нажатием от мочек к крыльям носа. Обратное движение - эффект сжатия.

    Устанавливаем пальцы кисти у висков и плавными скользящими движениями двигаемся к центру лба, где производим легкое нажатие, как точка. Важно, чтобы пальцы были упругие, округлые и пружинили. Достигается эффект расслабления, обратного эффекта в практике не встречается. Это упражнение лучше делать, стоя за спиной ребенка.

    Для достижения эффекта расслабления: пальцы кистей устанавливаются у волосяной зоны на подушечки, (стоя перед ребенком), начинаем скользящие движения по лбу вниз к бровям с сильным нажатием. У бровей пальцы расходятся, стремясь охватить все лицо. Осуществляется резкий бросок кистей рук по лицу к шее, при этом подушечки касаются лица. Возможен захват шеи.

    Большие пальцы устанавливаем у переносицы (стоять перед ребенком), продавливаем и начинаем движения вокруг глаз, сначала двигаясь к нижней части бровей и краям глаз и возвращаясь к переносице, ориентир - кость на переносице. На мягкой части пальцы не должны соскальзывать, нажатия должны быть интенсивными.

Для расслабления губ используем следующие упражнения:

    Указательными пальцами растягиваем уголки губ по направлению к ушам, считаем до пяти - отпускаем (делать лучше за спиной ребенка).

    Стоя за спиной ребенка, устанавливаем указательные и средние пальцы на верхней губе, максимально растягиваем губу и затем максимально сжимаем, чтобы губные складки как бы надулись.

    Большие пальцы устанавливаем по центру на нижней губе, вся остальная кисть располагается под подбородком. Упражнение лучше выполнять перед объектом. Начинаем перетирающие оттягивающие движения по губе с легким перемещением то вправо, то влево.

    Выполняем за спиной ребенка. Указательные пальцы устанавливаем один с левой стороны верхней губы, другой с правой стороны нижней губы, двигаем пальцы в противоположных направлениях, вместе с пальцами перемещая губы. Аналогичное движение выполняется в противоположную сторону - «Арлекино».

Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка. Если напряжена спинка языка, обязательно делать обкол горки корня языка зондом № 1 («Иголочка») в разных направлениях: от одного бокового края к другому, зигзагообразными движениями от корня к кончику языка и обратно. А также обкол с прокачиванием. Зондом № 6 («Топорик) производим похлапывающие движения по центру языка от корня к кончику - эффект расслабления. Зондом № 2 («Восьмерка») производим обкол участков языка с повышенным тонусом, а также зондом № 5 («Малые саночки») прокачиваем проблемную напряженную зону спинки языка по направлению от корня к кончику.

Коррекционно-педагогическая работа

На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.

Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто» : высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.

Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье» : облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.

- «Почистим зубки» - проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.

- «Маляр » - проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.

При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани» : произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.

Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии. Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л"] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так.

Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее. А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом , массажистом и логопедом .

Юлия Савельева

Врач просит пациента высунуть язык и его осматривает. В норме больной легко показывает язык; при высовывании он располагается по средней линии, хотя возможна и легкая девиация. Парез мышц одной половины языка приводит к его отклонению в слабую сторону (поскольку при высовывании языка m. genioglossus здоровой стороны выталкивает язык в сторону паре-тичных мышц).

Язык всегда отклоняется в сторону слабой половины, вне зависимости от того, является ли слабость мышцы языка следствием надъядерного либо ядерного поражения. Следует убедиться, что девиация языка является истинной, а не мнимой. Ложное впечатление о наличии отклонения языка может возникнуть при асимметрии лица, обусловленной односторонней слабостью мимических мышц (для определения положения средней линии лица при помощи своих большого и указательного пальцев отмечаем середину носа и подбородка пациента).
Врач просит пациента выполнить быстрые движения языком из стороны в сторону. Если слабость языка не вполне очевидна, просим пациента надавить языком на внутреннюю поверхность щеки и оцениваем силу языка, противодействуя этому движению. Сила давления языка на внутреннюю поверхность правой щеки отражает силу левой m. genioglossus, и наоборот.
Затем просим пациента произнести переднеязычные звуки например, «ла-ла-ла». При слабости мышцы языка пациент не может отчетливо выговорить их. Для выявления легкой дизартрии (нарушения артикуляции) просим пациента повторить сложные фразы, например, «административный эксперимент», «эпизодический ассистент», «на горе Арарат зреет крупный красный виноград» и др.
Сочетанное поражение ядер, корешков или стволов IX, X, XI, XII черепных нервов приводит к развитию бульварного паралича или пареза (бульбарный - так как продолговатый мозг, содержащий ядра этих нервов, называется «мозговой луковицей», или «bulbus cerebri»). Клиническими проявлениями бульбарного паралича служат: дисфагия (расстройство глотания и поперхивание при приеме пищи из-за пареза мышц глотки и надгортанника); назолалия (гнусавый оттенок голоса, связанный с парезом мышц небной занавески); дисфония (утрата звучности голоса вследствие пареза мышц, участвующих в сужении/расширении голосовой щели и напряжении/расслаблении голосовой связки); дизартрия (парез мышц, обеспечивающих правильную артикуляцию); атрофия и фасцикуляции мышц языка; угасание небного, глоточного и кашлевого рефлексов; дыхательные и сердечно-сосудистые расстройства; иногда вялый парез грудино-ключично-сосцевидной и трапециевидной мышц.
IX, X и XI нервы вместе выходят из полости черепа через яремное отверстие. Поэтому односторонний бульбарный паралич наблюдается обычно при поражении черепных нервов опухолью.
Двустороннее поражение бульбарных нервов вызывается полиомиелитом, другой нейроинфекцией, а также при боковом амио-трофическом склерозе, бульбоспинальной амиотрофии Кеннеди или токсической полиневропатии (дифтерийной, паранеопласти-ческой, при синдроме Гийена-Барре-Штроля и др.). Поражение нервно-мышечных синапсов при миастении или патология мышц при некоторых формах миопатий могут приводить к тем же нарушениям бульбарных двигательных функций, которые наблюдаются и при бульбарном параличе.
От бульбарного паралича, при котором страдает нижний мотонейрон (ядра черепных нервов или их волокна), следует отличать псевдобульбарный паралич, который развивается при двустороннем поражении верхнего мотонейрона корково-ядерных трактов. Псевдобульбарный паралич – это сочетанное нарушение функции IX, X, XII черепных нервов, обусловленное двусторонним поражением идущих к их ядрам корково-ядерных трактов. Клиника напоминает проявления бульбарного синдрома и включает дисфагию, назола-лию, дисфонию и дизартрию.
При псевдобульбарном синдроме, в отличие от бульбарного, повышены глоточный, небный, кашлевой и нижнечелюстной рефлексы; выражены рефлексы орального автоматизма; наблюдаются насильственный плач или смех (неконтролируемые эмоциональные реакции) и отсутствуют гипотрофия и фасцикуляции мышц языка.
При псевдобульбарном параличе пациент не может выполнять быстрые движения языком либо, в тяжелых случаях, - открыть рот и высунуть язык.

По данным Национального НИИ общественного здоровья РАМН среди причин госпитализации взрослого населения по направлению скорой медицинской помощи на первом месте стоят болезни системы кровообращения, в структуре которых цереброваскулярные заболевания занимают второе место после ишемической болезни сердца.

Острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) являются центральной проблемой современной неврологии. Те пациенты, которые при первых признаках инсульта обращаются за медицинской помощью на СМП, имеют реальный шанс получить современное лечение своевременно.

Это положение определяет первостепенную задачу бригады скорой медицинской помощи - правильная диагностика ОНМК на догоспитальном этапе.

Учитывая специфику работы выездных бригад (лимит времени, отсутствие дополнительных методов исследования) единственным доступным способом оценки состояния головного мозга является неврологический осмотр.

Цель неврологического обследования - получение ответа на единственный вопрос: есть ли поражение центральной нервной системы? Фундаментом для постановки правильного диагноза, кроме данных анамнеза, является последовательное изучение неврологического статуса, а единственным способом обосновать его - регистрация всей полученной информации в карте вызова СМП.

В авторитетном международном журнале Stroke предложен простой тест для догоспитальной экспресс диагностики инсульта - FAST . Это аббревиатура расшифровывается как Face-Arm-Speech-Time , или в переводе с английского «лицо - рука - речь - время» по названию оцениваемых критериев. По данным авторов этот тест способен выявить инсульт в 79–83% случаев.

Всё это диктует необходимость разработки и внедрения в повседневную практику работы СМП четкого алгоритма оценки и описания неврологического статуса у пациентов не только с острой цереброваскулярной патологией, но и с поражением ЦНС другой этиологии (черепно-мозговая травма, нейроинфекция, токсические поражения головного мозга).

Для экспресс-оценки неврологического статуса и уверенном суждении о наличии или отсутствии повреждения центральной нервной системы на ДГЭ необходимо и достаточно провести краткий неврологический осмотр по предложенному плану.

Алгоритм оценки неврологического статуса

ОНМК диагностируют при внезапном появлении очаговой, общемозговой и менингеальной неврологической симптоматики.

К общемозговой симптоматике относятся: нарушения сознания, головная боль, тошнота, рвота, головокружение, судороги.

Для количественной оценки сознания наиболее часто используется шкала ком Глазго. Для этого проводится балльная оценка по трем критериям (открывание глаз, спонтанная речь и движения), и по сумме баллов определяется уровень нарушения сознания (15 - ясное сознание, 13–14 - оглушение, 9–12 - сопор, 3–8 - кома).

Головная боль наиболее характерна для геморрагических форм инсульта, как правило, одновременно с ней возникают тошнота, рвота, светобоязнь, очаговая неврологическая симптоматика. Вслед за ней обычно возникают угнетение сознания, рвота, грубые неврологические нарушения.

При субарахноидальном кровоизлиянии головная боль очень интенсивная, необычная по своему характеру, возникает внезапно. Больные характеризуют ее как «ощущение сильного удара в голову» или «растекание горячей жидкости по голове». Через 3–12 часов после начала заболевания у большинства больных появляются менингеальные знаки.

Судороги (тонические, тонико-клонические, генерализованные или фокальные) иногда наблюдаются в начале инсульта (в первую очередь - геморрагического).

Тошнота и рвота относительно частый симптом поражения головного мозга. При любых заболеваниях тошнота и рвота появляются, как правило, не самостоятельно, а в сочетании с другими симптомами, что облегчает дифференциальную диагностику. Характерной особенностью «мозговой» рвоты является отсутствие связи с приемом пищи, рвота не приносит облегчения и может не сопровождаться тошнотой.

Головокружение может проявляться иллюзией движения собственного тела или предметов в пространстве (истинное, системное головокружение) или ощущением «дурноты», легкости в голове (несистемное головокружение).

Очаговые неврологические симптомы

Очаговые неврологические симптомы проявляются возникновением следующих нарушений: двигательных (парезы, параличи); речевых (афазия, дизартрия); чувствительных (гипестезия); координаторных (атаксия, абазия, астазия); зрительных (амавроз, гемианопсии, скотомы); высших психических функций и памяти (фиксационная или транзиторная глобальная амнезия, дезориентированность во времени).

Для выявления очаговой неврологической симптоматики на догоспитальном этапе необходимо, прежде всего, использовать алгоритм FAST-теста , а при невозможности его проведения или получении неубедительных результатов обязательно дополнять оценкой других составляющих неврологического статуса.

FAST-тест состоит из четырех элементов.

  • Face (лицо) - просят пациента улыбнуться или показать зубы. При инсульте происходит заметная асимметрия лица - угол рта с одной стороны опущен.
  • Arm (рука) - просят пациента поднять и удерживать обе руки на 90° в положении сидя и на 45° в положении лежа. При инсульте одна из рук опускается.
  • Speech (речь) - просят пациента сказать простую фразу. При инсульте не получается четко выговорить слова, либо речь отсутствует.
  • Time (время) - чем раньше будет оказана помощь, тем больше шансов на восстановление.

Фундаментом для постановки правильного диагноза ОНМК является последовательное изучение неврологического статуса.

Речевые нарушения : дизартрия - расстройство артикуляции, при котором пациент нечетко произносит слова. При этом у человека возникает ощущение, что у него как бы «каша во рту».

Афазия - нарушение, при котором утрачивается возможность пользоваться словами для общения с окружающими при сохраненной функции артикуляционного аппарата и слуха. Наиболее часто встречаются сенсорная (непонимание обращенной речи), моторная (невозможность говорить при сохраненном понимании обращенной речи) и сенсомоторная афазия (непонимание обращенной речи и невозможность говорить).

Из зрительных нарушений при инсульте возможно появление различных видов гемианопсии. Гемианопсия - это частичное выпадение одной половины поля зрения. Иногда (при поражении затылочной доли) гемианопсия может быть единственным симптомом ОНМК.

Ориентировочно гемианопсию можно подтвердить пробой с делением полотенца. Врач располагается напротив больного и горизонтально натягивает полотенце (бинт) длиной около 80 см двумя руками. Больной фиксирует свой взгляд в одной точке и показывает, где он видит середину полотенца. На стороне гемианопсии остается более длинный конец полотенца.

Зрачки : обращают внимание на ширину и симметричность зрачков, их реакцию на свет. Разная величина зрачков (анизокория) является грозным симптомом, возникающим, как правило, при поражении ствола головного мозга.

Глазодвигательные нарушения : оценивают положение глазных яблок и объем их движений. Просят больного следить глазами, не поворачивая голову, за движущимся в горизонтальной и вертикальной плоскости предметом.

При инсульте могут наблюдаться следующие глазодвигательные нарушения: парез взора - ограничение объема движения глазных яблок в горизонтальной или вертикальной плоскости; девиация глазных яблок - насильственный поворот глазных яблок в сторону; нистагм - непроизвольные ритмичные, колебательные движения глаз; диплопия - двоение видимых предметов.

Симметричность лица : обращают внимание на симметричность лобных складок, глазных щелей, носогубных складок, углов рта. Просят пациента наморщить лоб, нахмурить брови, зажмурить глаза, показать зубы (улыбнуться).

Возможны два варианта пареза мимических мышц - центральный и периферический. При ОНМК развивается центральный парез на стороне, противоположной очагу, при котором поражается только нижняя группа мышц. При этом наблюдается только сглаженность носогубной складки и опущение угла рта (у пациентов с нарушенным сознанием щека «парусит»).

Парез мимических мышц: а - центральный, б - периферический

В случае периферического пареза поражаются верхняя и нижняя группы мышц. При этом кроме сглаженности носогубной складки и опущения угла рта наблюдаются сглаженность складок лба, неполное смыкание век (лагофтальм), глазное яблоко отходит кверху (феномен Белла), возможно слезотечение.

Если у пациента имеется периферический парез мимических мышц и отсутствует другая неврологическая симптоматика (гемипарез), то более вероятен диагноз нейропатия лицевого нерва, а не инсульт.

Девиация языка : просят пациента показать язык. Обращают внимание на отклонения его от средней линии (девиация языка). При инсультах может происходить отклонение языка в сторону противоположную очагу.

Глотание и фонация : при поражении ствола головного мозга может возникнуть так называемый бульбарный синдром, который включает в себя: расстройство глотания (дисфагия); утрату звучности голоса (афония); носовой оттенок голоса (назолалия); нарушение членораздельности произношения звуков (дизартрия).

Двигательные нарушения (парезы): пробы на скрытый парез проводятся при выключении контроля зрения. Верхняя проба Барре - просят больного вытянуть вперед руки ладонями вверх и с закрытыми глазами удерживать их 10 секунд. Конечность на стороне пареза опускается или сгибается в суставах, а кисть начинает поворачиваться ладонью вниз (переходит в положение пронации).

Нижняя проба Барре - пациента, лежащего на спине, просят поднять обе ноги на 30 градусов и удержать их в таком состоянии в течение 5 секунд. Нога на стороне пареза начнет опускаться. Необходимо отличать слабость одной ноги от общей слабости и неспособности удерживать ноги в принципе.

У пациентов с нарушенным сознанием парез можно выявить следующим образом: поднять руки над постелью и одновременно отпустить. Паретичная рука падает резче, чем здоровая.

Необходимо обратить внимание на форму бедер и положение стоп: на стороне пареза бедро кажется более распластанным, а стопа ротирована кнаружи больше, чем на здоровой стороне. Если поднять ноги за стопы, то паретичная нога прогибается в коленном суставе сильнее, чем здоровая.

Патологические рефлексы : для диагностики ОНМК на догоспитальном этапе достаточно проверить наиболее часто встречающийся рефлекс Бабинского. Он проявляется медленным разгибанием большого пальца стопы с веерообразным расхождением остальных пальцев, иногда со сгибанием ноги в голеностопном, коленном, тазобедренном суставах, в ответ на штриховое раздражение наружного края подошвы.

Нарушения чувствительности : на догоспитальном этапе достаточно оценить болевую чувствительность. Для этого наносят уколы на симметричные участки тела справа и слева, выясняя, одинаково или нет их ощущает пациент.

Уколы не должны быть слишком частыми и сильными, нужно стараться наносить их с одинаковой силой. При ОНМК чаще всего встречается гемигипестезия (снижение чувствительности в одной половине тела).

Нарушения координации : расстройство координации произвольных движений при сохраненной мышечной силе носит название атаксия.

Атаксию исследуют с помощью координационных проб (например, пальценосовой), при выполнении которых можно выявить мимопопадание и интенционный тремор (дрожание руки при приближении к цели). Также возможна походка на широком основании (широко расставив ноги), замедленная скандированная (разорванная на слоги) речь.

Менингеальный синдром

Менингеальный синдром - это симптомокомплекс, возникающий при раздражении мозговых оболочек. Он характеризуется интенсивной головной болью, нередко тошнотой, рвотой, общей гиперестезией, менингеальными знаками.

Менингеальные знаки могут появляться одновременно с общемозговой и очаговой неврологической симптоматикой, а при субарахноидальных кровоизлияниях могут выступать в качестве единственного клинического проявления болезни.

К ним относятся следующие симптомы.

Ригидность затылочных мышц. Попытка пассивно пригнуть голову к груди выявляет напряжение затылочных мышц и при этом оказывается невозможным приближение подбородка пациента к грудине.

Симптом Кернига - невозможность полностью разогнуть в коленном суставе ногу, предварительно согнутую под прямым углом в тазобедренном и коленном суставах.

Верхний симптом Брудзинского - при попытке согнуть голову лежащего на спине больного ноги его непроизвольно сгибаются в тазобедренных и коленных суставах, подтягиваясь к животу (проверяется одновременно с ригидностью затылочных мышц).

Нижний симптом Брудзинского - при пассивном сгибании одной ноги в тазобедренном суставе и разгибании её в коленном суставе происходит непроизвольное сгибание другой ноги.

Безусловно, данный алгоритм значительно упрощает истинную картину заболевания за счет потери ряда деталей, однако он практичен и может быть использован для применения бригадами СМП в повседневной практике, поскольку позволяет при экономном расходовании времени провести экспресс-оценку всех неврологических симптомов, появление которых возможно при ОНМК.

В зависимости от основных жалоб пациента наиболее важные данные о наличии или отсутствии тех или иных характерных симптомов должны быть внесены в карту вызова СМП.

Проведение экспресс-оценки неврологического статуса по предложенному алгоритму позволяет с высокой долей уверенности судить о наличии или отсутствии повреждения центральной нервной системы.

М. А. Милосердов, Д. С. Скоротецкий, Н. Н. Маслова

(ЧТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ)

Своевременный осмотр языка у ребенка

Язык — сравнительно небольшой орган человеческого тела, тем не менее, именно в нём могут скрываться причины, связанные не только с проблемами звукопроизношения, но и со здоровьем в целом.

Все родители заинтересованы в том, чтобы их ребёнок рос здоровым, чтобы у него своевременно появились звуки, а речь была свободной и выразительной. Поэтому хирург-стоматолог должен тщательнейшим образом осмотреть ротовую полость ребёнка ещё в роддоме, в крайнем случае – в первый месяц жизни.

В дальнейшем подобные осмотры должны проводиться минимум раз в год, лучше – раз в полгода.

Патологии в строении языка

Что особенного может быть в строении языка? Родителям разобраться в этом сложно. Стоматолог же сразу заметит неполадки. Например, патологически маленький язык (микроглоссия ), или непомерно большой язык (макроглоссия ).

Микроглоссия приводит к трудностям с кормлением: у малыша нарушаются процессы сосания, жевания и глотания, начинаются проблемы с пищеварением, ребёнок недобирает нужный вес и с каждым месяцем всё больше и больше отстаёт в своём психо-физическом развитии от сверстников, часто болеет. Впоследствии такой ребёнок начинает поздно говорить, у него множественные дефекты звукопроизношения. Маленький язычок не способен принять нужную артикуляционную позу: амплитуда его движений слишком мала.

В случае микроглосии, детский хирург-стоматолог делает пластику языка. В каком возрасте? Это решает только врач. После операции – реабилитационный период и занятия с логопедом.

Макроглоссия , или, как говорят логопеды, — массивный язык. Такой язык не умещается в ротовой полости и буквально вываливается изо рта. Для правильного звукопроизношения и приёма пищи это тоже большой минус. На помощь вновь приходит хирург-стоматолог, он делает операцию по уменьшению мышечной массы языка, то есть, пластику.

Некоторые родители долго тянут с проведением подобной операции: им жалко ребёнка. К чему приводит подобная проволочка? Представьте себе семилетнего ребёнка, у которого постоянно открыт рот, из него свисает язык, текут слюни, лицо амимично. Кому это понравится? Даже занятия с логопедом не дают ощутимых результатов: массивный язык не удаётся убрать в ротовую полость, он столь неповоротлив, что не может нормально произнести ни одного звука и двигается, словно неуклюжий медвежонок в берлоге. Ребёнок начинает стесняться своего внешнего вида, своей речи, с возрастом у него появляются комплексы и неврозы.

Да, операция травматична, после неё какое-то время будут проблемы с едой, но все эти явления временные, зато потом – нормальный внешний вид и правильное звукопроизношение, конечно же, при условии дальнейшей логопедической работы.

Бывает, что ребёнок рождается с раздвоенным языком (так называемый «змеиный язык» ). Во времена средневековья участь человека с такой патологией была незавидной: подобный язык считался атрибутом нечистой силы. В наши дни эта ошибка природы уже не вызывает панического страха у окружающих и устраняется с помощью пластической операции. Если же родители не решаются на операцию и оставляют всё как есть, то помимо трудностей с приёмом пищи у ребёнка будут и проблемы со звукопроизношением.

Язык – карта внутренних проблем

К сожалению, проблемы, связанные с языком, не ограничиваются приведёнными выше примерами.

Внимание родителей также должен привлечь слишком бледный, рыхлый и вялый язык ребёнка. В таком языке понижен мышечный тонус (гипотонус ), движения его медленные и нечёткие, принять нужную артикуляционную позу для произнесения того или иного звука ему порой невозможно. Отсюда и ошибки в звукопроизношении: «каша во рту».

Если язык слишком напряжённый, отчего его спинка вздёрнута, словно «горб», а в высунутом положении язык синеет, кончик языка отклоняется в сторону, — налицо гипертонус . И в первом, и во втором случае следует показать ребёнка детскому неврологу, возможно, подобные явления — следствие родовой травмы, энцефалопатии или каких-то других заболеваний.

О чём ещё может «рассказать» язык ребёнка? Последнее время всё чаще встречаются дети с «географическим языком». Поверхность такого языка покрыта разводами белого, бурого и розового цветов, очертаниями напоминающими карту материков, отсюда и название. При этом слизистая языка блестящая, словно отполированная, на ней слабо просматриваются вкусовые сосочки. Это состояние языка говорить о необходимости посетить аллерголога и гастроэнтеролога. Визит к логопеду тоже желателен. Как правило, чувствительность такого языка и подвижность существенно ограничены, поэтому приходится проводить артикуляционную гимнастику и постановку некоторых звуков.

Иногда поверхность языка бывает испещрена глубокими бороздками, словно морщинами. Этакий язычок-старичок. Он болезненно сух и малоподвижен, что отрицательно сказывается на звукопроизношении. Подобная особенность встречается при сбоях в эндокринной системе, так что не стоит откладывать визит к эндокринологу.

Чем раньше родители увидят «языковую проблему» своего ребёнка, тем успешней её можно будет решить, обратившись за помощью к специалистам.

Подъязычная уздечка

Уздечка (связка) под язычком ребёнка недопустимо короткая, или она вовсе отсутствует? В последнем случае язык желеобразный и студенистый, словно лишённый мышечной массы. Такой язык не справляется с правильным произнесением звуков. Операция здесь не поможет, вся надежда на логопеда: с помощью специальных артикуляционных упражнений удаётся добиться многого: увеличить подвижность языка, подготовить его к правильному произнесению звуков.

Разглядеть подъязычную уздечку ребёнка непросто. Хорошо, если эту процедуру проведёт стоматолог. Самим родителям хвататься за язык и приподнимать его не стоит. Во-первых, ребёнок вряд ли потерпит такое обращение, а во-вторых, без достаточных знаний и умений можно серьезно травмировать слизистые оболочки ротовой полости. Продемонстрировать подъязычную уздечку должен сам ребёнок, причем добровольно. Придётся воспользоваться маленькими хитростями.

Хитрость первая: «У меня язык поднимается высоко-высоко!» Взрослый широко открывает свой рот и тянет кончик языка к нёбу. «А у тебя?» — вопрошает он. Начинается состязание, во время которого вы стараетесь рассмотреть подъязычную уздечку ребёнка.

Хитрость вторая: «Кто звонче щёлкнет языком?» Щелчки производятся только при широко открытом рте. Язык верхней поверхностью крепко присасывается к нёбу. Это тот самый короткий миг счастья, когда подъязычная уздечка предстаёт взору родителей во всей красе. Но миг этот быстро проходит, и язык со звонким щелчком отрывается от нёба. Не успели разглядеть связку? Попросите ребёнка повторить упражнение ещё раз или воспользоваться третьей хитростью.

Хитрость третья: «У тебя во рту растёт гриб?» «А у меня – растёт!» — с интригующей интонацией говорит взрослый и демонстрирует чудеса артикуляции: присасывает язык к нёбу и удерживает его в этом положении некоторое время. Ребёнок любуется получившимся «грибком». «Давай и в твоём ротике вырастим грибок», — говорит взрослый. Вместе с ребёнком садитесь перед зеркалом и «лепите» грибок из его языка. Сразу может и не получиться. Зато, когда грибок, наконец, «вырастет», можно будет без спешки и суеты разглядеть его «ножку», — ту самую подъязычную уздечку.

Её строение и размеры — самые разнообразные. Очень редко, но можно встретить раздвоенную уздечку, даже тройную.

Подъязычная уздечка может быть практически незаметной прозрачной плёночкой, совершенно не мешающей работе языка. А может быть плотной, массивной и короткой настолько, что малыш не в состоянии даже на пару миллиметров приподнять язык кверху.

Рассмотрим несколько наиболее распространённых отклонений от нормы в строении подъязычной уздечки:

  • Ø Уздечка тонкая, почти прозрачная, но подъёму языка всё же препятствует.
  • Ø Уздечка тонкая, словно пергаментная бумага. Её передний край прикреплён близко к кончику языка. Из-за этого в высунутом положении язык (его кончик) раздваивается «сердечком».
  • Ø Уздечка представляет собой плотный короткий тяж, состоящий из сухожильных волокон. Он прикреплён близко к кончику языка Подъём языка вверх существенно ограничен. При попытке высунуть язык изо рта, его кончик заворачивается, а спинка языка «выбухает».
  • Ø Плотный короткий тяж уздечки намертво сросся с мышцами языка, он прикреплён практически к кончику языка. Все движения языка резко ограничены.
  • Ø Где уздечка, а где язык, понять трудно, они – единое целое. Создаётся впечатление, что язык сросся с дном ротовой полости. С таким языком не то что говорить, есть невозможно!

Все эти отклонения от нормы в строении подъязычной уздечки на первых порах будут затруднять процесс кормления ребёнка, а впоследствии помешают своевременному появлению не только звуков [Р] — [Р’], но и свистящих [С], [З], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; соноров [Й], [Л], [Л’], заднеязычных [К], [Г], [Х].

Родители в большинстве своём не любят слушать доводы в пользу операции на подъязычной уздечке. Они уповают на упражнения, с помощью которых короткая уздечка якобы растягивается. Подобное заблуждение отмечается и среди логопедов. Хотим разочаровать: уздечка в процессе логопедической работы не растягивается, хотя с помощью специальных артикуляционных упражнений можно существенно увеличить подвижность языка, за счёт чего и создаётся впечатление, что где-то что-то там «растянулось». На самом деле растягивается время постановки звуков, впустую тратятся силы и ребёнка, и логопеда.

Приходится констатировать: во всех пяти рассмотренных выше случаях отклонения от нормы операция необходима. В первом, втором и третьем вариантах предстоит лишь рассечение уздечки под местной анестезией. Возможно, и в два-три приёма. В четвёртом и пятом случае хирургическое вмешательство более сложное. Вероятна даже операция под общим наркозом и пластика языка. Да, родители будут говорить о психотравме, стрессе и так далее. Не станем спорить, перечислим лишь основные последствия отказа от операции:

— формирование неправильного прикуса: прогения (нижняя челюсть выдвинута вперёд), косой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус;

— неправильное формирование нёбно-глоточного кольца: голос ребёнка приобретает гнусавый оттенок;

— нарушение физиологического и речевого дыхания; формирование стойкого ротового дыхания; бесконечные простудные заболевания;

— нарушения осанки: сутулость и искривление позвоночника.

— сложная дислалия (многочисленные нарушения звукопроизношения, или нарушения звукопроизношения по всем фонетическим группам).

Это – далеко не полный перечень проблем.

Ребёнку легче пережить небольшой дискомфорт в процессе операции, чем всю жизнь страдать комплексом неполноценности из-за своей невнятной и малопривлекательной речи.

Конечно же, выбор — за родителями. Если они всё же решатся на операцию, то должны посетить логопеда, педиатра и хирурга-стоматолога. Последний даёт направления на:

— клинический анализ крови с гемосиндромом;

— клинический анализ мочи.

После операции ребёнок ОБЯЗАТЕЛЬНО должен пройти курс реабилитации у логопеда, в него будут включены специальные артикуляционные упражнения. Если их не делать, результат всех мучений будет равен нулю.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии