Педагогическая целесообразность использования икт в деятельности педагога-психолога. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога доу

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Использование информационно-коммуникационных технологий

в работе педагога-психолога с детьми

XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности и органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми.

Интернет проникает во все сферы педагогической работы. Сегодня из Интернета можно узнать самые скачать материалы для работы (презентации, видео-ролики, музыку, литературу) и многое другое; принять участие в интернет-конкурсах, вебинарах; обмениваться опытом работы со своими коллегами в Сети, активно участвуют в сетевых профессиональных сообществах, пользуются электронной библиотекой и т.п..

Возможности и преимущества использования ИКТ в работе педагога-психолога:

    Повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;

    Повышение мотивации, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;

    Облегчает процесс развития и коррекции, обогащает занятия эмоциональной окрашенностью;

    Широкие мультимедийные возможности (графика, звук, трехмерное изображение);

    Виртуальное общение во многом повторяет реальное, здесь действует принцип переноса, т. к. взаимодействие протекает в системе «человек-человек»;

    Моделирование продуктивных видов деятельности детей (классификация, конструирование, экспериментирование, прогнозирование), необходимых для освоения развивающих и коррекционных задач;

    Выбор индивидуального темпа, объема получаемой информации и времени обучения.

Информационные технологии активно применяются во многих направлениях деятельности педагога-психолога: в психодиагностике, при организации психологического просвещения и психопрофилактики, в психокоррекционном направлении, а также в организационно-методической работе.

Организационно-методическая работа

    Разработка программ, методических разработок занятий, проектов, обработка результатов диагностики, составление отчетов.

Здесь я пользуюсь программой Microsoft Office Word, применение которой позволяет использовать таблицы, графики, диаграммы, вставлять различные рисунки, картинки, фотографии и др.

    Фиксация и хранение результатов .

Очень важной и часто проблемной для педагогов - психологов является фиксация результатов психологической работы в журнале учета видов деятельности. Некоторые педагоги-психологи заводят отдельные тетради на каждый вид деятельности. Благодаря электронному журналу педагог - психолог может заносить данные о проделанной работе, которые автоматически распределяются по разным направлениям. Кроме того, информация подлежит автоматическому подсчету и ее можно быстро распечатать, если это необходимо. Программы Access и Excel могут создавать разной сложности виды отчетов, как графических, так и текстовых. Электронный журнал можно скачать здесь:http://www.itn.ru/comunities.aspx?cat_no=1941&lib_no=2064&tmpl=lib

    Электронная библиотека .

В своей работе я постоянно сталкиваюсь с обилием информации: книги, методики, практические и методические пособия и пр. В этом случае удобно иметь электронную библиотеку. Таким образом, вся информация будет иметь электронный вид и исчезнет проблема с нехваткой места. Здесь возможны самые различные варианты структурирования: в виде папочек с различной информацией на рабочем столе или через создание внутреннего мини-сайта психолога с проектированием системы поиска информации. Для этих целей подходит программа Front page.

Диагностическая работа

    С помощью программы Microsoft Office Word процесс диагностики становится более доступным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д.

    Использование информационных технологий помогает освободить огромное количество времени, затрачиваемое на обработку полученных данных. Так с помощью программы Microsoft Office Excel, я создаю разные виды отчетов как графических, так и текстовых, делаю различные выборки, составляю аналитические справки, которые потом просто заполняются.

    В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые пригодятся в работе со всеми участниками образовательного процесса. За небольшой промежуток времени можно не только исследовать способности учащихся, но и провести консультационную работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы.

    Проведение диагностики на компьютере стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личностному развитию школьников, формированию их учебной, личностной мотивации, развитию рефлексии. В моей копилке собраны тесты на разные темы (готовность к школе, школьная мотивация, адаптация и т.д.). Многие тесты на ниже перечисленных сайтах поддаются автоматизации и переложены на компьютерный вариант. Здесь же содержится информация, как можно приобрести ту или иную методику: psy-files.ru, serendip.ru, mmpi.ru, linkarchive.ru, psihologytest.narod.ru, azps.ru , vsetesti.com.

    Существует еще одна возможность - использование ресурсов MS Excel. Для этого в нем создается шаблон, куда вносятся соответствующие формулы для расчета нужных величин. Можно быстро получить необходимые диаграммы по результатам диагностики, а также можно использовать для работы с массивами данных.

Психологическое просвещение и консультирование.

    Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса помогает использование презентации, созданных с помощью программ Microsoft Office PowerPoint, OpenOffice Impress. Данный метод позволяет делать мне любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так кроме ряда видеослайдов по теме, используются различные диаграммы и графики с результатами диагностирования, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся. В моем банке презентаций накоплено более 40 авторских разработок родительских собраний, выступлений на педсоветах, совещаниях с использованием презентаций, а также занятий с детьми.

    Использование офисной программы Microsoft Publisher помогает мне делать разного вида буклеты, памятки с необходимой информацией по проблеме. На сайте http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&tmpl=com можно найти готовые медиа-презентации семинаров, родительских собраний.

    Часто для оказания психологической помощи мне приходится использовать ресурсы сети Интернет. Возможность использования данных ресурсов позволяет мне иметь самую новую и современную информацию, без которой невозможно квалифицированно оказать помощь в решении трудных и важных вопросов.

    С помощью ряда видеослайдов слушатели смогут не только получить нужную информацию, но и увидеть важный сюжет, посмотреть интересные фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендациями.

    В медиапрезентациях есть еще один существенный положительный момент: нет необходимости распечатывать и ксерокопировать наглядный материал, все важные моменты отражены на экране. Кроме этого, с помощью презентаций материал может быть красочно оформлен.

CD-фильмы

Применение CD-фильмов в просветительской работе педагога-психолога сделает ее более интересной и продуктивной. Эти фильмы можно использовать на родительских собраниях, семинарах для педагогов.

Страничка педагога-психолога на сайте учреждения в сети Интернет

Здесь я размещаю информацию для педагогов, родителей, детей: психологические особенности детей разных возрастов, различные рекомендации, интересные компьютерные игры, тесты, головоломки для детей, а также развивающие программы.

Персональная страничка педагога-психолога на образовательных сайтах и порталах

Здесь я публикую свои методические разработки, делюсь опытом работы с коллегами, участвую в конкурсах.

Коррекционная и развивающая работа

Широкое применение компьютерные технологии получили и в коррекционно - развивающей работе школьного психолога.

    К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.

    Неплохо показали себя и развивающие компьютерные игры, которые в первую очередь направлены на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Данные игры удобнее всего использовать в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как в ходе работы ребенка за компьютером психолог все – таки должен наблюдать за процессом, контролировать правильность выполнения, помогать ребенку, если он испытывает какие – либо затруднения. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.). В коррекционно-развивающей работе чаще всего используются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть педагогу- психологу с ребенком.

Развивающие игры можно скачать на сайтах:

http://gameboss.ru/games/all/; line-height: 100%"> http://www.solnet.ee/games/g1.html

http://logicgame.com.ua/index.php?l=ua

    Развивающие психологические тренажеры

Психологические тренажеры нацелены в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Например, для тренировки внимания, памяти, мышления, восприятия. В основном психологические тренажеры встречаются на сайтах развивающих игр.

    Коррекционно-развивающие занятия

К ним относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые педагог-психолог проводит с детьми в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными, это только повысит его интерес к занятиям и повысит их эффективность.

Для проведения таких занятий психологу необходимо приобрести специальные развивающие компьютерные программы. Чаще всего основным назначением таких программ является развитие комплекса свойств и качеств ребенка. Скачать пример таких программ, а также приобрести их вы можете на сайтах:

http://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml

Саморазвитие и самообразование

Расширить профессионально-педагогический кругозор, представить свой профессиональный опыт, создать условия для самовыражения творческой индивидуальности, педагогической культуры и реализации личностного потенциала позволяет участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах

Открытый класс –

Завуч-инфо-

Школьный психолог http://psy.1september.ru/

Психология счастливой жизни http://psycabi.net

Использование информационно – компьютерных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику позволяет сделать мою работу более продуктивной и эффективной. При этом использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.

Из всего вышесказанного, делаю следующий вывод:

1. Компьютер является надежным помощником психолога на всех этапах образовательного процесса.

2. Применение современных информационных технологий в работе психолога, помимо решения психологических задач, способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов.

3. Тесное сотрудничество психологов-теоретиков, психологов-практиков и программистов могут помочь сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной. А от нашей активности, компетентности и жизненной позиции будет зависеть развитие и закрепление информационных компьютерных технологий в деятельности педагога-психолога.

Литература

    Беспалова Л.В., Болсуновская Н.А. Технологии создания автоматизированных систем обработки результатов диагностики в программе Microsoft Excel. - М.: Владос.- 2006.

    Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. - С-Пб., - 1994.

    Еременко Н. А. Возможности использования ИКТ и Интернет-ресурсов в деятельности педагога-психолога//

    Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога// Школьный психолог-2009.-№24

    Шипунова О.А. Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога//

    Организация деятельности школьного психолога в рамках информатизации системы образования //

Парахина Елена Владимировна

Педагог-психолог, МБДОУ № 215

Использование ИКТ в работе педагога-психолога

Общение с детьми, наблюдения и размышления над воспитательным и образовательным процессами приводят к пониманию того, что использование компьютера в дошкольном учреждении необходимо.

Исследователи отмечают: чем раньше начнется знакомство ребенка с компьютером, тем свободнее он будет себя чувствовать в мире вычислительной техники. Разумеется, компьютер является не более чем инструментом в руках педагога детского сада.

Грамотное использование компьютера в дошкольном учреждении ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя его возможности, ребенок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира.

Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за собой и формирование таких ценных личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, активность, инициативность и в то же время усидчивость, внимательность, сосредоточенность.

Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения какого-либо задания. Но компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Перед нами стояли задачи: -опробировать механизмы использования ИКТ на занятиях по познавательному развитию у старших дошкольников; в том числе выяснить возможность использования на занятиях развивающих заданий и дидактических игр и использованием компьютерных технологий в условиях отсутствия индивидуальных компьютеров для каждого ребенка.

Экспериментально проверить эффективность применения компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников: выяснить, как влияет использование ИКТ на развитие познавательной активности дошкольников, формирование знаний и представлений, уровень развития ребенка.

Использование новых форм работы с применением ИКТ, позволяет повысить эффективность образовательной деятельности педагога –психолога ДОУ.

Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога-психолога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Существующие программы дают огромные возможности для развития мышления детей. Одним из перспективных средств обучения старших дошкольников зрительно-пространственному восприятию, зрительно-моторной координации, умению классифицировать и обобщать, конструировать, проводить простой анализ, является использование информационно-коммуникационных технологий.

Работа по данному направлению проходила в несколько этапов:

I. Организационно – подготовительный этап.

II. Основной этап.

III. Заключительный этап.

Занятия педагога-психолога проводились по авторской программе «формирование когнитивного развития детей 6-7 лет» и были подобраны и структурированы компьютерные игры с привязкой к тематическому планированию по вышеназванной программе.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. В условиях стремительно развивающегося технического прогресса использование компьютерной игровых технологий более чем актуально. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта, повышению мотивации к познанию.

На этапе развития от 3-6 лет, который характеризуется интенсивным развитием мышления, компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.

В рамках международной программы раннего обучения IBM KidSmart наш детский сад получил обучающий компьютер Kidsmart. Программа раннего обучения Kidsmart предназначена для обучения детей дошкольного возраста путем использования информационных и коммуникационных технологий и создания стимулирующей среды обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей. Благодаря системе программы раннего обучения IBM KidSmart становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и не игровых моментов. Ребенок выполняет задание, которое предлагается ему в виде игровых ситуаций, усваивает правила игры, стремиться к достиижению результатов. Таким образом, программа раннего обучения IBM KidSmart помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Учебная программа KidSmart знакомит детей с понятиями пространства и времени, помогает развить творческие способности, учит логически мыслить, помогает развивать мыслительные операции исключения и обобщения и многое другое, создавая прочную основу дальнейшего познавательного интереса детей.

Полагаясь на личный опыт и опыт своих коллег по вопросу использования компьютерных технологий в познавательном развитии дошкольников на занятиях педагога психолога выделю основные преимущества:

Во-первых, влияние нового вида деятельности на развитие самооценки и уверенности в своих силах, как детей, так и их родителей, а также совершенствование коллективных форм деятельности и взаимодействия между детьми;

В-вторых, хорошо подобранные компьютерные упражнения способствуют ориентировочно поисковому характеру обучения, побуждают к обсуждению возможностей выбора и принятия решений, развивают речевую способность у детей;

В- третьих, познавательный процесс ребенка становится более наглядным, интересным, современным;

В-четвёртых, подобранные игры способствует развитию восприятия, памяти, воображения и других важных психических свойств личности ребенка.

Для выявления результатов использования данной методики внедрения элементов ИКТ в занятия по познавательному развитию за учебный год проводилось диагностирование детей, (в сентябре – входная диагностика, в мае – заключительная). Так же для определения эффективности применения занятия проводились в подготовительной группе А(экспериментальная), а подготовительная группа Б являлась контрольной. Диагностический инструментарий подбирался с учётом развития познавательных процессов на формирование которых подобраны и использованы компьютерные игры.

Результаты входящей диагностики были таковы:

Экспериментальная группа: низкий уровень-26%, средний-67%, высокий -7%

Контрольная группа: низкий уровень-17%, средний-75%, высокий -8%

Результаты итоговой диагностики:

Экспериментальная группа: низкий уровень-2%, средний-47%, высокий -51%

Контрольная группа: низкий уровень-8%, средний-75%, высокий -17%

Проведя сравнительный анализ результатов входной и заключительной диагностики можно сделать следующие выводы, что предложенная методика использования компьютерной игры,как элемента включения в основное занятие по познавательному развитию:

    направлена на повышение познавательной активности

    развивает у ребенка творческое мышление, позволяет в занимательной форме знакомить детей с важными явлениями и понятиями.

    повышает уверенность ребенка в собственных возможностях, развивает самостоятельность, побуждает к исследовательской деятельности.

    развивающие и обучающие игры вызывают интерес и стремление детей достичь поставленную цель, помогают им лучше овладеть знаниями в разных видах деятельности, развивают у детей положительные эмоциональные реакции.

    выявляет пробелы в тех или иных видах деятельности.

    обеспечивает достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебной деятельности.

В результате применения в работе компьютерных технологий в познавательном развитии старших дошкольников были достигнуты следующие положительные результаты:

Во-первых, расширение возможностей для использования информационных и коммуникационных технологий в раннем обучении в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Во-вторых, повышение уровня готовности воспитанников дошкольных образовательных учреждений к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе учебной и досуговой деятельности.

В-третьих, повышение уровня когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста, повышение уровня развития логического мышления детей.

В-четвёртых, формирование умения устанавливать элементарные причинно-следственные связи между объектами и явлениями окружающего мира, разнообразные отношения между ними.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды., компьютер может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций., необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

Использование компьютерных технологий и создание стимулирующей среды обучения помогает детям сформировать у детей познавательные и образные представления, творческие способности и многое другое, помогло сформировать прочную основу для дальнейшего освоения школьного курса.

У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; произвольность, умение построить план действий, принять и выполнить задание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Планирование занятий, рекомендации, дидактический материал. Волгоград: Учитель, 2010. С.139 с.

      Дошкольник и компьютер: медико – гигиенические рекомендации/ под. ред. Л. А. Леоновой, А. А.Бирюкович и др. –М.: Воронеж: НПО «МОДЭК». 2004.

      Каралашвили: Е. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". //Дошкольное воспитание. 2002г. № 6

      Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят. М.: ЭКСМО. 2006.

      Леонова, Л. А. Как подготовить ребенка к общению с компьютером / Л. А. Леонова, Л. В. Маркова. – М.: Центр «Вентана_ Граф». 2004.

      Новоселова, С. Л. Компьютеры в подготовительной к школе группе / С.Л. Новоселова, Л. Габдулисламова, М. Каримов //Дошкольное воспитание. – 1989. №10.

      Новоселова, С. Л. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Приемлима ли она? / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку, И. Ю. Пашелите //Дошкольное воспитание. 1989. №9.

      Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. http://standart.edu.ru/.


Цель: проанализировать возможности использования ИКТ в работе педагога- психолога Задача: 1. дать определение понятия ИКТ в образовании. 2. перечислить виды ИКТ, используемые в образовании 3. привести примеры использования ИКТ в работе педагога-психолога


Определение понятия ИКТ в образовании ИКТ в образовании - это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией в образовательной системе. .


Виды ИКТ, используемые в образовании По решаемым педагогическим задачам: средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры); вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия); комплексные средства (дистанционные учебные курсы). .


Примеры использования ИКТ в работе педагога- психолога (средства, обеспечивающие базовую подготовку) Электронные учебники: Сайт педагога-психолога Петровой Елены Викторовны kij_ja_l panko_e_a_igumnov_s_a_psikhicheskoe_razvitie_detej_v_norme_i_patologii/ http://petrova.ucoz.ru/load/ehlektronnye_knigi_i_uchebniki_po_psikhologii/kolomins kij_ja_l panko_e_a_igumnov_s_a_psikhicheskoe_razvitie_detej_v_norme_i_patologii/ . Психическое развитие детей в норме и патологии. Я. Коломинский, Е. Панько Сайт педагога-психолога Петровой Елены Викторовны amoukina_prakticheskij_psikholog_v_shkole/ http://petrova.ucoz.ru/load/ehlektronnye_knigi_i_uchebniki_po_psikhologii/natalja_s amoukina_prakticheskij_psikholog_v_shkole/ . Практический психолог в школе. Н. Самоукина Bookap.info. Психологическая библиотека . Клиническая психология. Под ред. Б. Карвасарского


Примеры использования ИКТ в работе педагога- психолога (средства практической подготовки). Практикумы: Koob.ru . Практикум по психологии здоровья. Г. Никифоров Koob.ru . Тренинг уверенности в себе. М. Смит 5port.ru . Практикум по психологии личности. О. Елисеев


Примеры использования ИКТ в работе педагога- психолога (средства практической подготовки) Энциклопедии: Koob.ru . Энциклопедия глубинной психологии. З. Фрейд 5port.ru . Популярная психологическая энциклопедия. С. Степанов.


Примеры использования ИКТ в работе педагога- психолога (средства практической подготовки) Мультимедийные учебные занятия: Kit-Jobs Японский IQ - Тест при приеме на работу Мир психологии Мультимедиа по психологии. Видео и аудио советы. Дети на куличках Тесты знаний, тесты по разным школьным предметам, на определение IQ, тесты способностей.


Примеры использования ИКТ в работе педагога-психолога Урок с мультимедийной поддержкой- в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» и ученики для защиты проектов; Урок проходит с компьютерной поддержкой- несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди; Урок интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе; Самостоятельное изучение(возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем. .


Вывод: Использование информационно- коммуникационных технологий в сфере образования повышает эффективность образовательного и просветительского процесса; психологически облегчает процесс усвоения материала; органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога. Я в своей будущей педагогической практике всегда буду опираться на различные возможности ИКТ, потому что это очень удобно и эффективно. Создание презентации было для меня далеко не простой работой, занявшей не один месяц накопления материала и работы с ним, но благодаря ей я узнала много того, что может помочь мне в моей дальнейшей педагогической практике.


Ресурсы: 1. Образование: вчера, сегодня, завтра Педсовет.org 3. Сайт педагога-психолога Петровой Елены Викторовны 4. Bookap.info. Психологическая библиотека 5. Koob.ru port.ru

Тема самообразования: «Возможности использования ИКТ в работе

педагога-психолога Солодкой И.Б., МБОУ СОШ №4, г. Покачи

2011-2012 г.г.


Актуальность темы.


За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.

Использование информационно – компьютерных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Работа педагога-психолога не является здесь исключением . Современная ситуация в новом информационном пространстве школы диктует свои требования к педагогам – психологам. Старые формы работы уже не могут в полной мере обеспечить соответствие быстрому изменению общества и технологий. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы в работе школьного психолога, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий я считаю ИКТ, позволяющие сделать работу педагога-психолога более продуктивной. Однако эффективность их использования зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе образования. Необходимость использования компьютерных технологий в обучении очевидна и неоспорима.

Основной насущной проблемой школьного педагога-психолога является оперирование с огромным количеством данных – потоком школьников в разных параллелях; обработке диагностического, коррекционного и творческого продукта, созданного детьми; общение со взрослым контингентом, сопровождающим детей в воспитательно-образовательном процессе. На современном этапе практическая деятельность психолога уже не мыслится без использования компьютерных технологий, позволяет увеличить продуктивность работы школьного психолога.

Непрерывный рост психологических проблем в образовании, повышение требований к качеству и количеству выполняемой педагогом психологом работы приводит к необходимости совершенствования системы психологической службы.
Преимущества использования ИКТ открывают широкие возможности в практической деятельности психолога образования , органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.

Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как педагога-психолога.

Задачи:

  • изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
  • изучить опыт других психологов;
  • овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в психологическую деятельность;
  • обобщить опыт работы по теме самообразования.

За время своей работы постоянно совершенствую уровень психологического мастерства, изучаю методическую литературу, в поиске нового, интересного.
В процессе работы над данной темой мною была изучена научно-методическая литература, я познакомилась с опытом работы различных авторов:

1.Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога // Школьный психолог - 2009.-№24. . 8-10.
2. Горячева А. В. Современные информационные технологии в работе педагога-психолога МОУ СОШ № 31 // http://www.ict.edu.ru
3.Организация деятельности школьного психолога в рамках информатизации системы образования // http://www.it-n.ru
4. Шипунова О.А. Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога // http://www.openclass.ru

5. Никитенко С.Г. Интернет для психологов: ресурсы и технологии // Школьные технологии. – 2002. – № 2.

Ежегодно участвую в работе школьного и городского методического объединения, принимаю участие в работе педагогических семинаров, конференций. 2013-2014 уч. г. выступила с докладами: «Взаимодействие учителя и учащегося, как фактор создания комфортных условий образовательного процесса», «Психологическое сопровождение одаренных детей», «Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников введения ФГОС, «Организация деятельности школьной службы примирения».

Разработала программы: « Программа сохранения и укрепления психологического здоровья школьников и педагогов «гармония» (2011г.), «Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения» (2011г.), Психологическое сопровождение детей группы риска «Путь к успеху»(2012 г.), «П сихологическое сопровождение ФГОС НОО в начальной школе» (2012г.)
С целью развития профессиональной компетентности непрерывно и системно повышаю свою квалификацию через курсы повышения квалификации, вебинары.

Широкое поле деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, разнообразие задач, поставленных перед ним сегодня в условиях достаточно жестких временных рамок, делает невозможным их выполнение без привлечения современных информационных технологий. Причем привлечение ИКТ находит себя во всех направлениях деятельности: психодиагностика, психологическое консультирование и просвещение, коррекционная и развивающая работа, совершенствование профессиональной компетентности психолога.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику позволяет сделать мою работу более продуктивной и эффективной. При этом использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Диагностическая работа занимает большую часть времени психолога, так как требуется в ограниченный промежуток времени обработать и проанализировать результаты тестов, анкет, наблюдений. С помощью программы Microsoft Office Word процесс диагностики становится более доступным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д. В своей работе я использую электронные базы тестовых материалов и заданий, что значительно ускоряет процесс мониторинга групп учащихся. В школе мы используем учебный класс ММЦ, которым мы активно пользуемся, проводя тестирование на компьютерах коллективов детей. Преимущества использования таких технологий - в мгновенном получении анализа проделанного ребенком теста, какой бы огромный и трудозатратный тест ни был. Психологу остается только собрать данные каждого ребенка, систематизировать, проанализировать, сопоставить с целым классом работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы.

В своей работе п рименяю компьютерные версии диагностических методик «Иматон», «Амалтея» и

Использование информационных технологий помогает освободить огромное количество времени, затрачиваемое на обработку полученных данных. Так с помощью программы Microsoft Office Excel, я создаю разные виды отчетов как графических, так и текстовых, делаю различные выборки, составляю аналитические справки, которые потом просто заполняются. С помощью электронного обработчика тестов можно быстро, за 10-15 минут, подсчитать результаты тестирования сразу по нескольким классам. Кроме того, поскольку все данные заносятся в таблицы, при желании их можно распечатать и использовать, например, при составлении отчетов, консультировании, составлении статистической справки.

В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые пригодятся в работе со всеми участниками образовательного процесса.

Проведение диагностики на компьютере стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личной заинтересованности учащихся, формированию их учебной, личностной и профессиональной мотивации, развитию рефлексии. В моей копилке собраны тесты на разные темы (готовность к школе, школьная мотивация, адаптация, профориентация и т.д.)

Психологическое консультирование и просвещение участников образовательного процесса .

К психодиагностике тесно примыкают такие виды работы школьного психолога, как психологическое просвещение и консультирование учителей, учащихся и родителей . При подготовке к выступлениям на родительских собраниях, педагогических советах, методических объединениях, психологических классных часах для учащихся, при проведении элективного курса передо мной встает вопрос: как можно нагляднее, доступнее донести информацию до слушателей? И сегодня надо признать, в данной работе невозможно обойтись без информационных технологий.

Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса помогает использование мультимедийных презентаций, созданных с помощью программы Microsoft Office Power Point. Мультимедийные презентации – тот инструмент, который помогает донести информацию, который помимо видеослайдов по теме позволяет представить табличную информацию, диаграммы и т.д. Данный метод позволяет делать мне любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так кроме ряда видеослайдов по теме, используются различные диаграммы и графики с результатами диагностирования, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся, в него могут быть вставлены музыкальные и видеофрагменты. Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями, рисунками, схемами или анимацией, являются визуально привлекательными, они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, удерживают произвольное внимание детей во время занятий, значительно повышают познавательную мотивацию.

В моем банке презентаций накоплено более 60 авторских разработок родительских собраний, выступлений на педсоветах, совещаниях с использованием презентаций

(См. приложение 1). Наглядно демонстрирую в презентациях и фильмах основные проблемы воспитания, способы их разрешения.

В работе с педагогическим коллективом презентации также применяются при реализации программы: «Гармония», для содействия сохранению психологического здоровья, психопрофилактики эмоционального напряжения всех участников педагогического процесса. Также использую презентации на семинарах, конференциях. Тренингах.

Использование офисной программы Microsoft Publisher помогает мне делать разного вида буклеты, памятки с необходимой информацией по проблеме.

Презентации, созданные мною, помогают овладению учащимися курса элективных занятий «Психология и выбор профессии». В моем банке накоплено более 20 презентаций к элективному курсу.

Коррекционная и развивающая работа
Широкое применение компьютерные технологии получили и в коррекционно - развивающей работе школьного психолога.
В коррекционно - развивающей работе информационные технологии использую в различных ракурсах – в зависимости от поставленных задач. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей. Неплохо показали себя и развивающие компьютерные игры, которые в первую очередь направлены на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Данные игры удобнее всего использовать в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как в ходе работы ребенка за компьютером психолог все – таки должен наблюдать за процессом, контролировать правильность выполнения, помогать ребенку, если он испытывает какие – либо затруднения. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает. Мотивация детей значительно возрастает, едва они слышат слово «компьютер» или «компьютерная игра», стараются тренировать память, внимание, мышление с удвоенными силами. Я активно использую развивающие компьютерные игры для детей.
В тренинговой работе при коррекции эмоционально-волевой сферы, поведенческих нарушений без использования компьютерных технологий также не обойтись. Использую в работе авторские и разработанные презентации. Для создания сказкотерапевтической оболочки и при работе с учениками методами сказкотерапии используются возможности ЦОР. Благодаря этому сказка «оживляется». Вовремя созданный музыкальный аккомпанемент меняет эмоциональный настрой детей, помогает расслабляться, овладевать методами аутотренинга. Также сейчас можно найти множество профессионально записанных релаксационных программ и тренингов. Использование этих программ значительно экономит силы психолога и позволяет шире использовать коррекционные возможности, так как психолог может одновременно с тренинговой программой использовать наблюдение за детьми. Сегодня существует много коррекционных, развивающих компьютерных игр, психологических тренажеров, которые в условиях индивидуального использования способствуют, развитию определенных процессов учащихся. Особо это значимо для начальных классов.

Организационно-методическая работа

В организационно- методическую работу школьного психолога входят: разработка и оформление психологических программ, составление отчетов, предоставление результатов своей работы, и т.п. Использование информационных технологий помогает мне организовать на высоком уровне сбор, хранение, обработку и накопление информации о личностных характеристиках учащихся с целью отслеживания психологического развития личности и отработки коррекционных программ, которые составляются по результатам диагностики. С целью систематизации данных и возможности быстрого поиска информации, применение информационных технологий позволило мне создать электронную библиотеку, которая включает в себя: психологическую литературу, диагностический материал, коррекционно-развивающие программы, нормативно-правовую документацию, информационную базу контактов.

Психологические паспорта детей - это база данных, где содержится вся информация о тех детях, с которыми уже проводилась психологическая работа. Это очень важная часть деятельности школьного психолога, которая относится к психологическому сопровождению учащихся - особенно тех, кто по каким-либо причинам попал в «группу риска». Компьютерная база данных позволяет быстро отыскать информацию на нужного вам учащегося по фамилии и имени.
Кроме того, неотъемлемой частью работы любого педагога-психолога является саморазвитие. Представление психолого-педагогического опыта отражает профессиональную культуру психолога, его мастерство, компетентность. Это проявляется в выборе собственной позиции в образовательном пространстве, соответствующей его возможностям как специалиста и личности. И здесь использование ИТ тоже возможно: это создание электронного портфолио.
Сетевое взаимодействие сегодня пользуется популярностью в основном среди молодежи. Люди общаются на различные темы, обмениваются фотографиями, музыкой, информацией, опытом каждый день, не выходя из дома или не покидая своего рабочего места.

В нашем же случае этот тип общения включает в себя непосредственное взаимодействие психолога с учителями, учениками, с родителями, коллегами из других образовательных учреждений - через сеть Интернет, с помощью электронной почты, а также благодаря локальной сети школы. Воспользовавшись этими системами, мы можем пересылать необходимую информацию, осуществлять просветительскую работу, как говорится, «не сходя с места». Конечно, сетевое взаимодействие никогда не заменит личного общения с коллегами по работе, но нынешняя действительность такова, что с помощью дистанционных средств зачастую можно намного быстрее добиться ответа, решить проблему, донести информацию до представителей целевых групп .


Использование ресурсов сети Интернет

Интернет – как возможность широкого использования информационных ресурсов сегодня незаменим для специалистов образования. Часто для оказания психологической помощи мне приходится использовать ресурсы сети Интернет. Возможность использования данных ресурсов позволяет мне иметь самую новую и современную информацию, без которой невозможно квалифицированно оказать помощь в решении трудных и важных вопросов. Поиск и отбор информации по различным областям психологии (чтение в сети Интернет книг, статей и электронных периодических изданий по психологии; просмотр психологических словарей, энциклопедий; ознакомление с бланковыми и компьютерными методиками изучения различных психических свойств и характеристик личности, взаимоотношений в коллективе и другими диагностическими материалами и т.д).

Используемые Интернет сайты:

Www.psychol.ras.ru- Институт психологии РАН

Www.imaton.spb.su- Институт практической психологии Иматон

Http:// www.planey.ru/- Психологический Образовательный Тренинговый Центр

Www.psycho.all.ru- проект Психология – Вся Россия

Http:// wwwpsychology.net.ru/- Мир психологии

Http: //www.voppsy.ru/news.htm- Вопросы психологии

Http://www.pbi.ru/dic/t/t_12.htm- Психологический словарь «Планея»

Также необходимо отметить значительную роль информационных технологий в самообразовании психолога, повышении его мастерства и качества работы за счет участия в различных дистанционных курсах, конкурсах, форумах. Специалист получает возможность профессионального роста, находясь в родных стенах, ведь, ни для кого не секрет, что психологи – тоже семейные люди и вырваться от каждодневных забот бывает обременительно.

Из всего вышесказанного, делаю следующий вывод:

Итак, применение ИТК в деятельности педагога-психолога образовательных учреждений сегодня уже не прихоть «продвинутого» специалиста, а обыкновенная необходимость, с которой приходится считаться. Умение применять компьютерные технологии - это насущная потребность современной школы.

Компьютер является надежным помощником психолога при подготовке и проведении психодиагностики, коррекционно-развивающих занятий и просветительской работы среди всех участников образовательного процесса.

Применение современных информационных технологий в работе психолога, помимо решения психологических задач, способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов.

Тандем психологов-теоретиков, психологов-практиков и программистов могут помочь сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной. А от нашей активности и жизненной позиции будет зависеть, развитие и закрепление информационных компьютерных технологий в деятельности школьного психолога.

Использование ИКТ способствует подготовке разносторонне развитой личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
Роль информационных технологий в работе педагога-психолога сложно переоценить. Значение ИКТ постоянно растет. Расширяется спектр используемого в работе психолога арсенала. Качество работы творческого психолога, без сомнения возрастает.

На следующем этапе своей психологической деятельности я планирую самообразование по новой теме, связанной с переходом на новый федеральный стандарт.

Закончить свое выступление я бы хотела словами - Наши знания никогда не могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен (Б. Паскаль)

Приложение 1.

Список презентаций

  1. 2011 г. – Презентация к городской конференции для родителей «Активные методы взаимодействия школы с родителями. Психология родителям»
  2. 2011 г. – Презентация ЦОР «Плакат – схемы по теме «Подростковый суицид»
  3. 2011 г. – Презентация семинара для педагогов «Психологический климат в классе»
  4. 2011 г. – Презентация психологического КВН «Психология – это серьезно!?»
  5. 2011 г. – Презентация к анализу работы «Комплексное психологическое сопровождение обучающихся I и II ступени»
  6. 2011 г. – Презентация семинара-практикума для педагогов «Стресс. Встретим его достойно!»
  7. 2011 г. – Презентация семинара для кл. руководителей «Психолого-педагогическая помощь школьникам с проблемами в обучении»
  8. 2011 г.- Презентация семинара для кл. руководителей «Подростковый суицид»
  9. 2011 г. – Презентация программы городского семинара «Психолого- педагогическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки»
  10. 2011 г. – Презентация к родительскому собранию «Как помочь ребенку выбрать профиль».
  11. 2011 г.- Презентация к родительскому собранию «Готовимся к школе».
  12. 2011 г.- Презентация к педагогическому совету «Адаптация первоклассников в рамках введения ФГОС»
  13. 2011 г. Презентация к педсовету «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»
  14. 2012 г.- Презентация к родительскому собранию «Ваш ребенок пятиклассник»
  15. 2012г. - Презентация к родительскому собранию «Трудности адаптации первоклассников»
  16. 2012 г. – Презентация к родительскому собранию «Развиваем у ребенка внимание»
  17. 2012 г. - Презентация родительскому собранию «Как развивать память школьника»
  18. 2012 г. – Презентация семинара Одаренные дети: особенности
  19. психического развития»
  20. 21.2012 г. – Презентация родительскому собранию «Четвероклассники – выпускники начальной школы»
  21. 2012 г. – Презентация семинара для педагогов 5-х классов «Начало пятого класса сложный период»
  22. 23.2012г.- Презентация семинара для кл. руководителей «Психолого-педагогическое сопровождение детей с девиантным поведением»
  23. 2012 г. - Презентация КВН для 5-х классов «Культура психологического общения»
  24. 26.2012г. - Презентация к классному часу «Я – школьник»
  25. 27.2013г.- Презентация к родительскому собранию «Ваш ребенок стал учеником»
  26. 28.2013 г.- Презентация к родительскому собранию «Скоро в школу»
  27. 29.2013г. – Презентация к классному часу «Учимся общаться без предрассудков»
  28. 30.2013г.- Презентация к классному часу «Давайте жить дружно!»
  29. 31.2013г.- Презентация к классному часу «Встречаем Олимпиаду в Сочи!»
  30. 2013г. – Презентация к городскому семинару «Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности»
  31. 2014г. – Взаимодействие учителя и учащегося, как фактор создания комфортных условий образовательного процесса»
  32. 2014г. – Организация деятельности школьной службы примирения»

Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога

21 век называют веком информации. И чем дальше - тем больше: современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Компьютер стал неотъемлемым атрибутом современного специалиста, вне зависимости от сферы, в которой он работает. Все чаще прикладной характер использования современных информационных компьютерных технологий отступает перед его образовательными и развивающими возможностями. Введение современных технологий обучения и развития детей, позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка. Преимущества использования ИКТ открывают широкие возможности в практической деятельности психолога образования.

Считаю, что на современном этапе практической деятельности психолога уже не мыслится без использования компьютерных технологий. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику позволяет сделать мою работу более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса. Общий объем использования ИКТ в работе с различными субъектами образовательного процесса, думаю, возможно, распределить следующим образом:

Система интерпретации информации , составления отчетов. В этом незаменимую помощь мне оказывают офисные программы Access и Excel, которые могут создавать даже сложные виды отчетов как графических, так и текстовых, делать различные выборки, считать аналитику. Эти же программы позволяют создавать простейшие базы данных детей.

Проведение компьютерной психодиагностики позволяет мне высвободить огромное количество времени, затрачиваемое на обработку данных и больше времени уделить, например наблюдению за учащимися. Мне кажется, что проведение диагностики на компьютере стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личностному развитию старшеклассников формированию их учебной, личностной и профессиональной мотивации, развитию рефлексии. В моей копилке собраны тесты на разные темы (здоровье, для семьи, характер, бизнес, для женщин, безопасность, личность и т.д.). В качестве опосредованного психодиагностического инструментария, я использую различные компьютерные игры «Приключения на плане чисел» компания БУКА, «Приключения на воздушном шаре» компания БУКА, «Баба-Яга учиться считать» и тренажеры «Супер внимание», «Интеллект», энциклопедия Кирилла и Мефодия «Развиваем память», «Развиваем внимание», «Учимся экономить время» т.д.

Планируя уроки психологии , классные часы стараюсь включать в план использование презентаций «Темперамент», «Развитие и деградация», «Уроки любви», «Скажи наркотикам нет», «Успех в профессии», «Жизнь дается один раз» и т.д. Копилка постоянно пополняется работами детей и собственными. Отслеживание успешности усвоения программы с помощью тестов. Конструктор тестов помогает создать компьютерный вариант теста, а потом использовать в работе.

Широко применение компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе школьного психолога с учащимися. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Компьютерные программы – это уникальное соединение техники, развлечения, психологии и педагогики. Мной используются некоторые из этих программ. Считаю, что эти программы способствуют развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; повышению эффективности обучения учащихся, повышению их учебной мотивации, развитию их интеллектуальных и творческих возможностей и др. Можно выделить направление использования ИКТ в коррекционно - развивающей работе: использование ИКТ для развития познавательных способностей ребенка (по этому направлению сейчас предлагается большое разнообразие компьютерных тренажеров и комплексов игр, направленных на развитие сенсомоторики, внимания, памяти и мышления). В своей практике я использую следующие игры: «Грибная эра», «За 80 дней вокруг света», «Тайна старого сундука» и т.д.

При организации психологического просвещения и группового консультирования старшеклассников по вопросам профессионального и личностного самоопределения используется широкий спектр возможностей, предлагаемых ИКТ: я использую компьютерную программу «Информационная подготовка» ООО «ГЛОБУС», электронные книги «Тебе родитель», «Подросток и его проблемы», «Вредные привычки» и т.д. В прошлом учебном году с подростками создавали небольшие презентации релаксаций, в которой мы совместно подбирали фотографии цветов, водопадов, пейзажей, соблюдая переход цветовой гаммы, сопровождаемые определенным музыкальным сопровождением, что требовало от учеников предварительного ознакомления с информацией о влиянии цвета и музыки на настроение и физическое состояние человека. Проведя эту огромную, на мой взгляд, работу, ребята получили богатый опыт в области цветов, и они успешно защитили исследовательскую работу «Влияние цвета на состояние человека» на районном уровне.

В настоящий момент компьютер и информационные технологии являются не только инструментом и средством в деятельности школьного психолога, но и выступают в качестве общей основы для организации совместной с педагогами деятельности по решению задачи информатизации образовательного процесса. Многие учителя только начинают осваивать «чудо-технику», иногда побаиваются компьютера, часто отстают в своих знания компьютера от учеников, а большинство не имеют доступа в Интернет или не всегда умеют им пользоваться. Из всего вышесказанного, делаю следующий вывод, что применение в моей работе с педагогами и родителями современных информационных технологий, помимо решения специфически-психологических задач, способствует повышению информационной культуры педагогов и родителей и мотивации использования компьютера в своей педагогической практике.

Для реализации этих идей специально для учителей и родителей была разработана страничка на школьном сайте. Там имеются два раздела: для начальной школы и средней, на которых родители и педагоги смогут получить полезную информацию. Материалы для страничек подбираются с учетом запросов, в сентябре выставляю материал о адаптации, в декадники отказа от курения и СПИДА информацию об этих заболеваниях, помощи и поддержки, в апреле - как подготовиться к экзаменам и т.д.

Уверена, что сайт является своего рода виртуальной психологической службой, призванной помочь предоставить педагогам и родителям, детям широкие возможности для психолого-педагогического самообразования, самопознания, профессионального саморазвития.

Дистанционное обучение – новое понятие в психологии образовании. Дистанционное обучение не претендует на то, чтобы заменить реальную работу психолога с детьми, оно дополняет ее через выстраивание дистанционных форм взаимодействия психолога с целыми группами, позволяет более эффективно решать задачи развития. Актуальная ситуация общественного развития – заказ целевых групп. Не секрет, что сейчас для некоторых подростков проще войти в Интернет, чем прийти на занятие или консультацию, они сами просят выставить развивающие материалы в сеть Интернет, чтобы они могли в любое время получить к ним доступ; поэтому чтобы, не отстать от времени, в этом учебном году мной был разработан дистанционный курс по профориентации «Найди себя» для 8-9 классов. Курс пользуется успехом среди учащихся сельских школ, у которых нет возможности приезжать на каждое занятие в город.

В моей практике случалось и такое, что подростку комфортнее было общаться не напрямую, а опосредованно (заочно). Ведь многие учащиеся ни за что не придут на консультацию, поэтому я задалась вопросом, как им помочь. И нашла выход - можно помогать подросткам через Интернет, используя для этого электронную почту или систему ICQ. У меня есть и то и другое. На данном этапе работы в моих списках много учащихся, которым понадобилась помощь.

Думаю, что дистанционными средствами зачастую можно намного быстрее добиться ответа, решить проблему, донести информацию до большинства школьников.

Нельзя переоценить ресурсы, предоставляемые ИКТ для профессионального саморазвития психолога: я часто использую возможность изучить в Интернете электронные учебники, статьи, познакомиться с новостями психологических исследований, прочитать «Психологические консультации», обменяться с коллегами информацией с помощью электронной почты и т.д. Уверена, очень важна предоставляемая возможность проявить творчество в разработке пусть и простого, но необходимого в работе профессионального компьютерного инструментария.

Надеюсь, что компьютерные технологии и в дальнейшем будут надежными помощниками в моей работе. Горизонты открывают и широкие возможности дальнейшего развития ИКТ в практической психологии, так и определенные риски. От нашей активности и жизненной позиции зависит, какую информацию будут воспринимать наши дети. Тандем психологов-теоретиков, психологов-практиков и программистов могут помочь сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной, а также снизить ее порой негативное влияние на детей и подростков.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Использование страдательных конструкций Использование страдательных конструкций