Освобождение от физкультуры физкультурные группы. Порядок и правила оформления инвалидности по зрению Спецгруппа по зрению

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Ликбез для родителей

На основании данных о состоянии здоровья и физического развития все учащиеся распределяются на три физкультурные группы:

Основную. Дети без отклонения в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, при достаточном физическом развитии. Т.е. в нее входят здоровые дети и дети с плохим аппетитом, гипертрофией миндалин 1-2 степени, аденоидами 2 степени, близорукостью до 3Д. Физическая нагрузка – занятия по учебным программам, участие в соревнованиях, занятие в секциях.

Подготовительную . Дети с недостатками физического развития и слабо физически подготовленные, с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Сюда относятся часто болеющие дети, дети с близорукостью 3-4Д, аденоидами 3 степени, хроническими тонзиллитами, бронхитами, ожирением, дискинезией желчевыводящих путей, детренированные дети. Физическая нагрузка – занятия по учебным программам с отсрочкой сдачи нормативов и участия в соревнованиях.

Специальную. Учащиеся имеют отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Значительные отклонения в состоянии здоровья. Физическая нагрузка – занятия по специальным учебным программам, освобождение от сдачи норм.

В свою очередь специальная группа делится на подгруппы «А» и «Б». Внутригрупповое распределение на сильную «А» и слабую «Б» подгруппы осуществляет врач.

В подгруппу «А» рекомендуется относить детей с отклонениями, не оказывающими существенного влияния на состояние здоровья, а также временно отнесенных в СМГ до полного восстановления после перенесенного заболевания или травмы.

Для подгруппы «А» физические нагрузки постепенно возрастают. Двигательные занятия рекомендуется проводить при частоте пульса 120-130 в минуту в начале года и довести интенсивность физических нагрузок до пульса 140-150 в минуту в основной части занятия к концу года.

Для подгруппы «Б» двигательные занятия проводятся при частоте пульса не более 120-130 в минуту в течение всего учебного года.

Четко очерченных границ распределения детей на подгруппы не существует, что дает право инструктору физкультуры и врачу решать данный вопрос строго индивидуально, исходя, прежде всего, как из уровня физической подготовленности, так и функционального состояния.

Помните — наличие болезней у вашего ребенка не повод освобождения от занятий физкультурой. Но чтобы занятия действительно приносили пользу ребенок должен попасть в соответствую группу.

Симптомы

Наиболее частые симптомы:

  • ребенок не может направить глаза одновременно в одну точку в пространстве. Если взгляд отклоняется лишь немного, вы можете этого не заметить;
  • глаза двигаются не совместно;
  • один глаз косит или закрывается на ярком солнце;
  • ребенок наклоняет или поворачивает голову, чтобы взглянуть на объект;
  • ребенок натыкается на предметы (косоглазие ухудшает восприятие глубины пространства).
  • Дети постарше могут жаловаться на размытое зрение, усталость глаз, повышенную чувствительность к свету, раздвоение предметов. Симптомы могут появляться и проходить. Обычно они ухудшаются, когда ребенок устал или болен.

    Что касается новорожденных, их взгляд может быть дискоординированным в первое время, но к 3–4 месяцам жизни оба глаза должны выровняться. В некоторых случаях у детей с широкой переносицей косоглазие может быть кажущимся. Но если после 4 месяцев жизни глаза вашего ребенка смотрят не в одну точку большую часть времени, обязательно обратитесь к офтальмологу.

    Причины

    Причин косоглазия много, в каждом конкретном случае надо разбираться индивидуально вместе с детским врачом-офтальмологом. У некоторых детей косоглазие развивается вследствие слабости мышц глаза. Или из-за дальнозоркости и близорукости: малыш плохо видит предметы, расположенные вблизи или вдали, поэтому напрягает глаза, что со временем может привести к болезни. Иногда косоглазие развивается в результате астигматизма — нарушения фокусирования изображения предмета на сетчатке, из-за которого ребенок все видит в искаженном виде.

    К формированию косоглазия могут привести неврологические болезни и отклонения, сильные стрессы и психологические травмы ребенка.

    Существенную роль играет и фактор наследственности: если родители «косят», существует большая вероятность того, что их дети столкнутся с этой проблемой. Причиной врожденного косоглазия могут послужить также заболевания будущей мамы во время беременности.

    Детское здоровье

    Если вы заметили, что глазки вашего ребенка «разбегаются», немедленно отправляйтесь к доктору! Он проведет обследование, установит причину, вид и степень косоглазия, подберет соответствующее лечение.

    Признаки

    Признаками косоглазия у детей являются:

  • У ребенка не получается сконцентрировать глаза одновременно в одной точке. Бывает так, что отклонение одного глаза не велико, поэтому вы не сразу можете это заметить;
  • Движение глаз не совместно;
  • При ярком освещении один глаз косит;
  • Ребенку необходимо наклонять или поворачивать голову, при взгляде на объект;
  • При движении ребенок наталкивается на предметы;
  • Кроме того, косоглазие у детей постарше проявляется следующими жалобами:

  • Усталость глаз;
  • Нечеткое зрение;
  • Сильная чувствительность к свету;
  • Раздвоение предметов при взгляде на них.
  • Как уже указывалось выше, у новорожденных взгляд может быть дискоординирован. Это связано со слабостью глазных мышц. Однако к 3–4 месяцам оба глаза занимают нормальное положение и косоглазие исчезает.

    Виды

    Различают следующие виды косоглазия:

    По времени возникновения:

    • врожденное,
    • приобретенное.
    • По стабильности отклонения:

    • постоянное,
    • периодическое.

    По вовлеченности глаз:

  • одностороннее (монолатеральное),
  • перемежающееся (альтернирующее).
  • По виду отклонения:

  • сходящееся (глаз направлен к переносице),
  • расходящееся (глаз направлен к виску),
  • вертикальное (отклонение глаза кверху или книзу),
  • смешанное.
  • Содружественное косоглазие также делится на:

  • аккомодационное;
  • частично-аккомодационное;
  • неаккомодационное.
  • Аккомодационное косоглазие чаще всего появляется в возрасте 2,5-3 лет, когда ребенок начинает рассматривать предметы, картинки, рисовать. У ослабленных детей возможно проявление косоглазия на первом году жизни. Главная причина- это наличие средних и высоких степеней близорукости, дальнозоркости, астигматизма. Ношение корригирующих очков либо контактных линз, на фоне аппаратного лечения, способствует установлению симметричного положения глаз.

    Частично-аккомодационное и неаккомодационное косоглазие появляются на первом-втором году жизни. Аномалии рефракции у этих детей не являются единственной причиной развития косоглазия.Постоянная оптическая коррекция не приводит к полному восстановлению положения глазных яблок и в комплекс лечения включают хирургическое вмешательство.

    Выделяют отдельно паралитическое косоглазие, основным признаком которого является ограничение или отсутствие движений глаза в сторону действия пораженной мышцы и, как следствие – нарушение бинокулярного зрения, двоение. Причины возникновения этого вида косоглазия могут быть обусловлены поражением соответствующих нервов или нарушением морфологии и функции самих мышц. Эти изменения могут носить врожденный характер или наступить вследствие инфекционных заболеваний, травм.

    Из этой статьи вы узнаете какие бывают симптомы кератоконуса

    Питание при кератоконусе, что можно и нельзя есть ссылка здесь

    Вертикальное

    Вертикальная девиация не является, строго говоря, особым видом косоглазия, поскольку вызывается теми же причинами, что и горизонтальная. Однако вертикальное косоглазие (из-за слабости вертикальной фузии (3,0-4,0 пр. дптр.) очень плохо поддается ортоптическим методам лечения, требуя обычно хирургического вмешательства, и сопровождается у части детей ложным птозом (птоз исчезает, если глаз фиксирует предмет), тортиколлисом, диплопией. Поэтому мы выделяем его в отдельную рубрику.

    Вертикальное косоглазие чаще всего является следствием пареза (или паралича) мышц вертикального действия (верхняя и нижняя прямые, верхняя и нижняя косые), вызванного врожденными, включая аномалии прикрепления этих мышц, и приобретенными факторами. Встречается оно в целом не менее чем у трети детей со страбизмом (в 30-70%), причем при врожденном косоглазии вертикальная девиация регистрируется в 90% наблюдений.

    Возможно и вторичное вертикальное косоглазие, появляющееся после операций по поводу горизонтальной гетеротропии при смещении плоскости прикрепления мышц вверх или вниз от первоначального уровня. Следует однако помнить, что возникновение вертикальной девиации после операций на горизонтальных мышцах может быть связано также с первичным парезом верхней прямой мышцы, когда он не выявляется, если пораженный глаз нефиксирующий, а сходящееся косоглазие значительно. Обусловлено это тем, что поднимающее действие верхней прямой мышцы сильнее проявляется при отведении глаза, тогда как нефиксирующий глаз находится в состоянии сильного приведения. Необходимо установить характер движения глаз при переменной фиксации (Скоби), что позволит установить правильный диагноз.

    Расходящееся

    Почти все причины идут с внутриутробного развития. Очень редко расходящееся косоглазие бывает приобретенным.

    Основные такие:

  • наличие сильных различий в остроте глазного зрения;
  • наличие заболеваний, связанных со зрением и которые приведут рано или поздно непосредственно к слепоте или, например, к сильному снижению зрения за короткий промежуток времени;
  • наличие заболеваний, связанных с центральной нервной системой (ЦНС), а также зрительными нервами или сетчаткой;
  • наличие врождённых различий в строении глаз;
  • опухоли глаз, носовых пазух, ушей, головного мозга.
  • Признаки расходящегося косоглазия на конкретном примере: при взгляде на неподвижный объект один глаз будет направлен в сторону носа, или виска, другого глаза; при этом, глаз не потеряет своей подвижности; не будет двоения перед глазами; не будет бинокулярного зрения; как правило, косящий глаз будет хуже видеть и др.

    Вторая форма косоглазия представляет собой паралитическое косоглазие. Данная форма косоглазия отличается лишь тем, что один глаз будет стабилен, а другой будет косить. При данной форме косоглазия больной глаз не сможет осуществлять движение в сторону тех мышц, которые являются поражёнными. В данном случае также возможно сдвоение картинки, отсутствие бинокулярного зрения; головокружение и многое другое. Также можно встретить еще и вертикальное косоглазие, которое, как правило, будет сопровождаться отсутствием движения глаза в стороны. Другими словами, из-за пораженных мышц, больной сможет осуществлять движения глаза только вверх или вниз.

    Плюс ко всему, еще различают постоянное или непостоянное косоглазие; а также приобретённое и врожденное косоглазие; существуют некоторые формы многостороннего (монолатерального) косоглазия и альтернирующего косоглазия или перемежающегося.

    Скрытое

    Скрытое косоглазие (гетерофория) характеризуется правильным положением глаз при двух открытых глазах и нормальным бинокулярным зрением, но как только один глаз выключается из акта бинокулярного зрения, начинает проявляться скрытое косоглазие. Зрительная линия одного из глаз может отклониться кнутри (эзофория), кнаружи (экзофория), кверху (гиперфория) или книзу (гипофория).

    Идеальное мышечное равновесие обоих глаз называют ортофорией. Ортофория создает оптимальные возможности для бинокулярного слияния изображений рассматриваемого предмета и облегчает зрительную работу. При ортофории центры роговиц соответствуют середине глазной щели, а зрительные оси обоих глаз параллельны и направлены в бесконечность. Значительно чаще, чем ортофория, встречается гетерофория, при которой имеется неодинаковая сила действия глазодвигательных мышц. При гетерофории требуется постоянное, утомительное для ребенка мышечное напряжение, создается мышечная астенопия.

    Выявить гетерофорию можно, наблюдая за установочным движением, при исключении условий для бинокулярного зрения. Если закрыть один глаз больного рукой, то этот глаз отклонится в ту или иную сторону соответственно виду гетерофории, а после отнятия руки сделает установочное движение в сторону, противоположную той, в которую был отклонен, что свидетельствует о наличии косоглазия, исправляемого импульсом к бинокулярному зрению. При ортофории глаз остается в состоянии покоя.

    Скрытое косоглазие, а также ортофорию, можно определить и по способу Меддокса.

    Исследуемого помещают на расстоянии 5 м от шкалы Меддокса, которая состоит из двух планок: горизонтальной — 2 м и вертикальной — 1,5 м. На месте их перекреста светится небольшая электрическая лампочка. От этого места, обозначенного «О», как по горизонтальной, так и по вертикальной планке идут в восходящем порядке цифры, которые соответствуют тангенсам углов в 1, 2, 3° и т.д. при расстоянии 5 м. Исследуемому предлагают смотреть на источник света и перед одним глазом ставят «палочку» Меддокса, которая состоит из ряда цилиндров красного стекла, спаянных вместе. Если смотреть через эту палочку, помещенную таким образом, чтобы цилиндры располагались горизонтально, то светящаяся точка вытягивается в красную линию.

    Бинокулярное зрение при этом расстраивается, и глазом, перед которым стоит палочка, исследуемый увидит длинную вертикальную красную линию, а другим — источник света. Если красная линия проходит через источник света, то имеется ортофория. При гетерофории глаз отклоняется соответственно тонусу мышц, и красная линия смещается от источника света в ту или другую сторону. Цифра, через которую проходит красная линия на шкале, указывает степень отклонения глаза в градусах.

    При гетерофории, сопровождающейся астенопическими жалобами (головная боль, боль в глазах и между надбровными дугами, тошнота), назначают призматические стекла для постоянного ношения. В случае эмметропической рефракции на каждый глаз назначают призмы не сильнее 2-3°, основанием в сторону, противоположную гетерофории (если глаз отклонен кнаружи, то кнутри и наоборот).

    При гиперметропии и миопии для устранения гетерофории иногда достаточным бывает назначение корригирующих стекол, их децентрирование (увеличение или уменьшение расстояния между центрами зрачков). В этих случаях к оптическому действию стекла присоединяется и его призматическое действие. Проводят также ортоптические упражнения на синоптофоре или с помощью призм для восстановления нормальных фузионных резервов. В редких случаях для исправления больших степеней гетерофории применяют оперативное лечение, как и при явном косоглазии.

    Сходящееся

    Приблизительно в возрасте с двух до четырех месяцев у малышей появляется взаимодействие между двумя частями зрительного анализатора, между механизмами движения глаз и восприятия окружающего. Это время образования бинокулярного зрения. Дальнейшее развитие данного механизма происходит от двух до шести лет. В связи с этим можно сказать, что содружественное косоглазие развивается у детей именно в этом возрасте.

    У семнадцати с половиной процентов малышей, страдающих данным нарушением, оно появляется в первые двенадцать месяцев жизни, причем у девяти процентов оно является врожденным.

    Чаще всего сходящееся косоглазие появляется у малышей трех — четырехлетнего возраста, страдающих астигматизмом или дальнозоркостью.

    Обычно дети, страдающие сходящимся косоглазием, не жалуются на раздвоение изображения. Но бинокулярное зрение не наблюдается. Глаз, ось которого смещена, видит хуже. Это осложнение именуют амблиопией, страдают этим явлением около шестидесяти процентов детей, больных косоглазием. Сходящаяся форма составляет восемьдесят процентов всех случаев косоглазия у малышей.

    Вызывается сходящаяся форма косоглазия у детей следующими факторами:

  • всеми недугами органов зрения, которые грозят полной слепотой или сильным ухудшением зрения,
  • нарушениями рефракции, не поддающимися коррекции,
  • нарушениями в развитии глаз,
  • недугами, поражающими головной мозг.
  • Данное заболевание наблюдается в большинстве случаев тогда, когда один глаз видит намного хуже другого.

    Терапевтические меры подбираются с учетом факторов, вызвавших заболевание.

    Приобретенное

    Приобретенное косоглазие может возникнуть у ребенка в любом возрасте на почве травм, нейроинфекций, общих заболеваний и пр. Трудность выявления паралича мышц у маленьких детей общепринятыми способами вынуждают пользоваться и руководствоваться вспомогательными.

    Прибегают к исследованию глаз в положении ПРЯМО и при движениях в 8-ми направлениях: вверх, вниз, вправо, влево, вверх-вправо, вверх-влево, вниз-вправо, вниз-влево. При наличии свежего паралича или пареза обязательно наблюдается изменение движений глаз при поражении любой из глазодвигательных мышц. Помимо того, обнаруживается обыкновенно вынужденное положение головы.

    К сожалению, точно судить о поражении той или иной конкретной мышцы далеко не всегда представляется возможным. Трудности диагностики усугубляются быстро наступающими вторичными изменениями синергистов и антогонистов обоих глаз.

    Свежий паралич глазодвигателен важно дифференцировать с поздним эссенциальным косоглазием (декомпенсированная гетерофория), поскольку их лечение неодинаково.

    Мнимое

    Мнимое косоглазие возникает вследствие особенностей строения глазного яблока: при значительной величине угла между зрительной линией и оптической осью создается ложное впечатление о наличии косоглазия. Такой вид косоглазия обусловлен наличием у большинства людей угла между оптической и зрительной осью. Когда этот угол небольшой (в пределах 3-4°), положение глаз — параллельное. А в случае, когда расхождение между зрительной и оптической осями достигает большей величины (в отдельных случаях до 10°), то и центр роговицы смещается в ту или иную сторону, вследствие чего создается впечатление косоглазия. Но в этом случае сохраняется бинокулярное зрение. Кроме того, впечатление о наличии косоглазия может создаваться при асимметрии лица и орбит. В исправлении мнимое косоглазие не нуждается.

    Врачи-офтальмологи уверены, что не все отклонения от бинокулярного зрения приводят к истинному отклонению глазного яблока от нормального положения. Поэтому патологией принято считать только явное косоглазие, которое нуждается в своевременном лечении.

    Лечение

    Лечение косоглазия у детей начинают после того, как врач - офтальмолог проведет тщательное обследование. Как мы уже указывали выше, лечение косоглазия врачи рекомендуют начинать как можно быстрее.

    Лечение косоглазия у детей требует приложения больших сил, как со стороны родителей, так и со стороны ребенка, а также постоянного систематического наблюдения врача.

    Существует много различных методик лечения косоглазия. Офтальмолог назначает малышу комплекс особых упражнений, при выполнении которых происходит тренировка и укрепление ослабленных мышц. Кроме того, при наличии зрительных нарушений (например, дальнозоркости) лечение необходимо начинать именно с этих патологий.

    При наличии косоглазия у ребенка рекомендуют ношение очков. Носить очки необходимо непрерывно и достаточно длительное время. При развитии амблиопии врач — офтальмолог назначает ношение очков, одно из стекол которых заклеивают. Это необходимо для того, чтобы создать условия постоянной нагрузки для пораженного глаза. В результате такого метода лечения мышцы глаза, который косит, тренируются и со временем нормально функционируют.

    Порой для лечения косоглазия у детей необходимо применять хирургические методы. Такое лечение показано тогда, когда нет другой возможности избавиться от косоглазия. Целью оперативного лечения является изменение пораженных глазных мышц, которые приводят к косоглазию. После оперативного лечения нужно выполнять специальные упражнения, которые будут способствовать укреплению глазных мышц.

    Диагностика

    Для диагностирования косоглазия проводится специальное офтальмологическое обследование, включающее в себя:

  • визуальный осмотр;
  • аппаратные методики для определения остроты зрения, преломляющей способности глаза, подвижности глазного яблока во всех направлениях взора;
  • электрофизиологические исследования (зрительные вызванные потенциалы, электроретинография), которые позволяют выяснить, нет ли у пациента органических или функциональных повреждений зрительной системы.
  • Профилактика

    Поскольку среди всей глазодвигательной патологии чаще всего встречается (с раннего детского возраста) косоглазие и в основном преимущественно содружественное первичное, т. е. с «доброкачественным» течением, и во многом функционально обратимое на базе аметропии, которое возникает, как правило, к 2-3 годам жизни ребенка, то необходимо остановиться на профилактике этого заболевания.

    Профилактика косоглазия стала реальностью и практически принята во всех регионах страны, когда были проведены исследования клинической рефракции у детей «условной» группы профилактики в 2-6-месячном возрасте. В этом возрасте есть возможность выявить у детей дальнозоркость, астигматизм, близорукость или их пограничное состояние и из «условной» группы создать «реальную» и «достоверную» группы.

    Таким детям уже в это время назначается оптимальная возрастная очковая коррекция. К году жизни ребенка осуществляется повторное исследование клинической рефракции и осуществляется дополнительная очковая коррекция аметропии. Ранняя, т. е. к 1-1,5 годам оптическая (очковая, контактная) коррекция аметропии и особенно дальнозоркости позволяет почти в 2 раза сократить заболеваемость содружественным первичным преимущественно аккомодационным косоглазием. Все это требует только совместных действий педиатров, родителей и офтальмологов, их сердечности и ответственности перед детьми и их будущим.

    Косоглазие у детей. Причины и лечение косоглазия

    Косоглазие – это такое положение глаз, при котором зрительные оси не сходятся на рассматриваемом предмете. Внешне это проявляется тем, что глаз отклоняется в ту или иную сторону (вправо или влево, реже вверх или вниз, встречаются и различные сочетанные варианты). Если глаз приведен к носу, косоглазие называют сходящимся (встречается чаще), а если к виску – расходящимся. Косить может один глаз или оба. Чаще всего родители обращаются к детскому офтальмологу, заметив, что глаза ребенка смотрят «неправильно». Косоглазие – это не только проблема внешнего вида. Эффект косоглазия является следствием нарушений восприятий и проведения зрительной информации по всей зрительной системе ребенка.

    При косоглазии у детей снижается острота зрения, нарушаются связи между правым и левым глазом, а также правильный баланс между мышцами, которые двигают глаза в разные стороны. Кроме этого, нарушается способность к объемному зрительному восприятию. Косоглазие может быть врожденным, но чаще оно возникает в раннем детстве. Если патология проявилась до 1 года, то ее называют рано приобретенной.

    Возможно возникновение болезни и в 6 лет. Но чаще косоглазие развивается в возрасте от 1 до 3 лет. При рождении ребенок еще не умеет смотреть «двумя глазами», способность к бинокулярному зрению формируется постепенно до 4 лет. При этом любое отклонение зрительной оси от точки фиксации нужно квалифицировать как косоглазие и ни при каких обстоятельствах не рассматривать как вариант нормы. Это касается даже таких, казалось бы, косметически мало выраженных случаев, как косоглазие с малым углом и непостоянное косоглазие. Наиболее часто косоглазие развивается у детей с дальнозоркостью – когда малыш плохо видит предметы, находящиеся вблизи. Косоглазие также может развиваться у детей с астигматизмом.

    При астигматизме некоторые участки изображения могут фокусироваться на сетчатке, другие – за или перед ней (бывают и более сложные случаи). В результате человек видит искаженное изображение. Представление об этом можно получить, если посмотреть на свое отражение в овальной чайной ложке. Такое же искаженное изображение формируется при астигматизме на сетчатке глаза. Но хотя сама картинка при астигматизме может быть размытой и неотчетливой, человек обычно не осознает этого искажения, так как головной мозг «исправляет» его восприятие. Косоглазие может встречаться и при близорукости – когда ребенок плохо видит предметы, расположенные вдали.

    При косоглазии на постоянно косящем глазу постепенно происходит понижение остроты зрения – амблиопия. Это осложнение связано с тем, что зрительная система, во избежание хаоса, блокирует передачу в мозг изображения предмета, который воспринимает косящий глаз. Такое состояние приводит к еще большему отклонению этого глаза, т.е. косоглазие усиливается.

    Процесс потери зрения зависит от возраста возникновения патологии. Если это произошло в раннем детстве, в первый год жизни, то снижение остроты зрения бывает очень и очень быстрым. Причинами возникновения косоглазия могут быть:

  • наследственная предрасположенность, когда заболевание есть у ближайших родственников (родители, дяди, тети и др.);
  • наличие того или иного оптического дефекта (расфокусировки) органа зрения ребенка, например при дальнозоркости у детей;
  • различные интоксикации (отравления) плода в период беременности;
  • тяжелые инфекционные заболевания ребенка (например скарлатина. дифтерия и др.);
  • неврологические болезни.
  • Кроме того, толчком к возникновению косоглазия у ребенка (на фоне предпосылок) могут послужить высокая температура (свыше 38°С), физическая или психическая травма.

    Лечение косоглазия у детей

    Существует более 20 различных типов косоглазия. Внешне все они проявляются отклонением зрительной оси от точки фиксации, но по своим причинным факторам и механизму развития, а также по глубине нарушений сильно друг от друга отличаются. Каждый тип косоглазия требует индивидуального подхода. К сожалению, даже среди медиков бытует мнение, что до 6-летнего возраста ребенку с косоглазием ничего делать не нужно и все само пройдет. Это величайшее заблуждение. Любое отклонение глаза в любом возрасте следует считать началом болезни. Если не предпринимать никаких мер, может произойти потеря остроты зрения, и тогда лечение потребует гораздо больше сил и времени, а в некоторых случаях изменения становятся необратимыми.

    Иногда косоглазие у ребенка бывает мнимым: из-за широкой переносицы новорожденного родители подозревают наличие этого дефекта зрения, а его на самом деле нет – это всего лишь иллюзия. У новорожденных глаза посажены очень близко, а переносица, в связи с особенностью их лицевого скелета, широкая. По мере формирования лицевого скелета расстояние между глазами увеличивается, а ширина переносицы уменьшается. Вот именно в таком случае все действительно с возрастом проходит и исправлять ничего не нужно, но определить, мнимое это косоглазие или реальное, может только врач. Любое подозрение на отклонение от нормы должно насторожить родителей и подвигнуть к скорейшему посещению детского офтальмолога.

    Сроки профилактического посещения офтальмолога на первом году жизни ребенка. Первый осмотр желателен сразу после родов. Надо сказать, что в роддомах не проводится осмотр офтальмологом всех малышей без исключения. Неонатолог роддома или участковый педиатр могут отнести малыша в группу риска, тогда ему назначат консультацию окулиста уже в роддоме или сразу после выписки. К группе риска относятся дети с отягощенной наследственностью по заболеваниям глаз (если у родителей таковые имеются), недоношенные новорожденные, дети, родившиеся при патологических родах, а также дети, родители которых имеют вредные привычки (алкоголизм, курение).

    Далее осмотр офтальмолога необходим малышу в возрасте двух месяцев, в полгода и в возрасте одного года. В эти сроки к окулисту направляют всех детей. Специалист выявит наличие или отсутствие у ребенка дальнозоркости (близорукости), остроту и характер зрения, угол косоглазия и при необходимости направит на консультацию к другим специалистам, например к невропатологу. Только после тщательного обследования может быть начато комплексное лечение косоглазия, включающее консервативную терапию и хирургическое лечение .

    К консервативной части лечения относят методы, направленные на повышение остроты зрения. При наличии дальнозоркости или близорукости, по показаниям, ребенку необходимы очки. Иногда они полностью исправляют косоглазие. Однако одного ношения очков недостаточно. Очень важно научить ребенка объединять изображения с правого и левого глаза в один образ. Достигается это посредством комплекса лечебных мероприятий, проводимых курсами несколько раз в год.

    Лечение консервативное и проходит в игровой форме. Кроме этого, используется метод окклюзии – закрытие повязкой здорового глаза в течение определенного времени каждый день, для того чтобы ребенок приучался больше полагаться на слабый глаз. Следует особо отметить, что успех лечения косоглазия у детей зависит от правильно подобранной индивидуальной тактики лечения. Комплекс лечения часто предполагает применение как консервативного, так и, в большинстве случаев, хирургического пособия. При этом к операции не нужно относиться как к альтернативе консервативному лечению.

    Хирургия – это один из этапов лечения, место и время которого зависят от типа косоглазия и глубины поражения зрительной системы. До хирургического лечения и после него следует проводить консервативные терапевтические мероприятия, направленные на повышение остроты зрения, для восстановления связи между глазами и стереоскопического объемного зрительного восприятия – это достигается с помощью специальных упражнений.

    Применяют методики, позволяющие повысить функциональное состояние зрительной части коры головного мозга, заставить зрительные клетки коры работать в нормальном режиме и тем самым обеспечивать правильное и четкое зрительное восприятие. Эти методики носят стимулирующий характер. Занятия проводятся на специальных приборах в амбулаторных условиях курсами по 2–3 недели несколько раз в год. В ходе лечения на определенном этапе, при наличии высокой остроты зрения, восстановлении способности к слиянию двух образов с левого и правого глаза в единый зрительный образ, при наличии отклонения глаза, проводится хирургическое вмешательство на мышцах глаза.

    Операция направлена на восстановление правильного баланса между мышцами, приводящими в движение глазные яблоки (глазодвигательные мышцы). Важно понимать, что операция не заменяет терапевтические методики, а решает конкретную задачу, которую невозможно решить консервативно. Для решения вопроса о сроках проведения хирургического вмешательства имеет значение наличие у пациента достаточной остроты зрения. Чем раньше поставить глаза в симметричное положение при прямом взоре, тем лучше. Специальных ограничений по возрасту нет.

    При врожденном косоглазии важно закончить хирургический этап не позже 3 лет, при приобретенном – в зависимости от сроков достижения на консервативном этапе лечения хорошей остроты зрения и восстановления потенциальной способности к слиянию изображений с двух глаз в единый зрительный образ. Тактика хирургического лечения разрабатывается в зависимости от типа косоглазия. С точки зрения хирургии лечение постоянной формы косоглазия с большой величиной угла косоглазия, когда глаз отклонен значительно, не представляет большой трудности.

    Эффект таких операций очевиден для пациента. А для хирургов с определенной квалификацией не составит труда. Трудно оперировать косоглазие с непостоянными и малыми углами. В настоящее время разработаны технологии проведения разреза без применения режущего устройства (ножницы, скальпель, лазерные лучи). Ткани не рассекаются, а как бы раздвигаются высокочастотным потоком радиоволн, обеспечивая бескровное обнажение операционного поля. Техника операций при косоглазии микрохирургическая, применяется общее обезболивание со специфическим наркозом, позволяющим полностью расслабить глазодвигательные мышцы.

    В зависимости от объема операции длительность ее составляет от 20 минут до полутора часов. Ребенок выписывается домой на второй день после операции. При отсутствии вертикального компонента (когда глаз не смещен вверх или вниз), как правило, делается одна или две операции на одном и втором глазе, в зависимости от размеров глазного яблока и типа косоглазия. Чем раньше достигают симметричного положения глаза, тем благоприятнее перспектива излечения.

    К школе ребенок с косоглазием должен быть максимально реабилитирован. Если заниматься проблемой косоглазия комплексно, то излечение происходит в 97% случаев. Благодаря своевременно вылеченному заболеванию ребенок может нормально учиться, избавиться от психологических проблем из-за дефектов зрения, заниматься впоследствии любимым делом.

    Косоглазие и амблиопия у детей

    В статье рассматривается часто встречающаяся зрительная патология у детей, посещающих общеобразовательный детский сад, -косоглазие и амблиопия. Показаны данные неофициальной статистики состояния зрения и здоровья данной категории детей. Рассматриваются психофизические особенности дошкольников с нарушениями зрения. С учетом состояния зрения и здоровья воспитанников предлагаются основные направления в оказании им коррекционной помощи.

    Ключевые слова: дети с косоглазием и амблиопией, коррекционная помощь, клинические виды косоглазия и амблиопии, психофизические особенности развития, состояние зрения, здоровья детей с косоглазием и амблиопией.

    По данным неофициальной статистики, в Челябинске 15% детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией посещают общеобразовательные дошкольные учреждения. Происходит это по разным причинам: некоторые родители не хотят отдавать ребенка в специализированный детский сад; других не устраивает месторасположение такого учреждения; третьи просто не знают о том, что есть специализированные группы и детские сады.

    Для оказания квалифицированной коррекционной помощи педагогам необходимы знания о состоянии зрения, здоровья и особенностях психофизического развития воспитанников, прежде всего о часто встречающейся зрительной патологии -косоглазии и амблиопии.

    Анализируя состояние зрения детей с косоглазием и амблиопией, Э.С. Аветисов, Л.А. Григорян, Е.И. Ковалевский, R. Sachsenweger выделили следующие клинические виды косоглазия: содружественное косоглазие; сходящееся косоглазие и амблиопия различной степени, расходящееся косоглазие с разной структурой дефекта: при нормальной остроте зрения, гиперметропии (дальнозоркость) с дальнозорким астигматизмом, миопии (близорукость), амблиопии различной степени.

    Сходящееся косоглазие развивается в раннем детстве и часто бывает не постоянным, а периодическим. Однако со временем косоглазие может приобрести стойкий характер: зрительная система ребенка перестраивается и приспосабливается к асимметричному положению глаз, нарушается бинокулярное зрение.

    Расходящееся косоглазие возникает в более позднем возрасте и постепенно или усиливается, или остается неизменным. Исследования показывают: у 70% детей со сходящимся косоглазием наблюдается гиперметропия, а у 60% при расходящемся косоглазии — миопия (В.Т. Абрамов).

    В зависимости от состояния аккомодационного аппарата выделены аккомодационное косоглазие, частично-аккомодационное косоглазие и неаккомодационное косоглазие.

    При косоглазии косящий глаз практически бездействует — в зрении участвует только один глаз. Постепенно это приводит к стойкому понижению зрения косящего глаза — амблиопии, т.е. понижения остроты зрения, обусловленного функциональными расстройствами зрительного анализатора, не сопровождающиеся видимыми анатомическими изменениями (Л.А. Григорян, S. Karpowiz).

    Различают следующие виды амблиопии: рефракционная, дисбинокулярная, обскурационная, истерическая.

    Причиной рефракционной амблиопии является длительное и постоянное проецирование на сетчатку глаза неясного изображения предметов внешнего мира при высокой дальнозоркости и астигматизме. Данный вид амблиопии возникает вследствие аномалий рефракции, которые в данный момент не поддаются коррекции, но при ношении правильно подобранных очков острота зрения постепенно может повыситься, даже до нормального уровня.

    Причиной возникновения дисбиноку-лярной амблиопии является расстройство бинокулярного зрения. Понижение центрального зрения ведет к расстройству зрительной фиксации и появлению нецентральной фиксации. Точная оценка местоположения видимого предмета затруднена. Таким образом, дисбинокулярная амб-лиопия подразделяется на две группы: амблиопия с правильной фиксацией и амблиопия с неправильной фиксацией (70-75% случаев). Амблиопия данного вида, как правило, односторонняя и встречается при монолатеральном косоглазии. При центральной фиксации своевременное лечение приводит к повышению остроты зрения; при нецентральной это не всегда удается.

    Причиной абскурационной амблиопии является врожденное или раноприобре-тенное помутнение хрусталика. Понижение зрения обусловлено не только функциональными, но и анатомическими причинами, поэтому на значительное улучшение зрения нельзя рассчитывать.

    Истерическая форма амблиопии встречается редко и может возникнуть после психической травмы. Происходит понижение остроты центрального зрения, сужение поля зрения, наблюдается спазм аккомодации и конвергенции. Ведущая роль в лечении данного вида амблиопии принадлежит психотерапевту.

    Нарушение бинокулярного зрения при косоглазии и амблиопии может быть устранено в ходе интенсивных тренировок и применения специальных методов лечения (Л.И. Плаксина).

    Все дети с монокулярным характером зрения в основном находятся в условиях окклюзионного лечения, когда из акта зрения выключается лучше видящий глаз с помощью окклюзии.

    Результаты комплексного обследования детей с нарушениями зрения разными медицинскими специалистами показало: у 68% детей с косоглазием и амблиопией отмечаются расстройства нервно-психического здоровья — это последствия раннего органического поражения центральной нервной системы с различными синдромами: неврозоподобным, астеническим, невротическим, гиперактивным. В 22% случаев страдает сердечно-сосудистая система (самое распространенное нарушение это вегето-сосудистая дистония); в 72% наблюдаются изменения со стороны желудочно-кишечного тракта (дисбактериоз, дискинезии желчевыводящих путей); в 98% наблюдаются нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие, нарушение осанки).

    Это обуславливает необходимость планирования и проведения коррекционно-развивающей работы с учетом медицинских показаний и введение в распорядок дня детей лечебно-восстановительных процедур.

    Профилактические мероприятия, лечение и оздоровление детей в дошкольном возрасте помогут предотвратить обострение имеющейся болезни или возникновение новых.

    Остановимся на особенностях психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией.

    Дети с косоглазием и амблиопией при некоторой их общности с психофизическим развитием слепых и слабовидящих детей имеют свои специфические особенности в развитии (Л.И. Плаксина).

    Детально анализируя своеобразие монокулярного видения, что характерно для данной категории детей, Л.И. Плаксина уточняет: наличие такого видения приводит к тому, что страдает точность и полнота зрительного восприятия, глаз не способен определить точное местоположение объекта в пространстве и его удаленность, выделить объемные признаки предметов, дифференцировать направления.

    В работах тифлопедагогов (Л.С. Сековец, Е.Н. Подколзиной, Л.И. Плаксиной, И.В. Новичковой, Е.В. Селезневой и др.) представлена общая картина психолого-физического развития детей с косоглазием и амблиопией.

    Изучив практические действия детей с нарушением зрения, Л.И. Плаксина делает вывод: освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ, у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер. Далее автор отмечает затруднения детей с косоглазием и амблиопией, возникающие в работе с объемными материалами, и стремление к непосредственному контактированию с объектами.

    В ряде исследований Л.И. Плаксина отмечает общую обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей за счет неточности, фрагментарности, замедленности зрительно-пространственной ориентировки.

    Детально анализируя особенности ориентировки в пространстве детей 3-4 лет с нарушением зрения, Е.Н. Подколзина отмечает: из-за ограничения их чувственного опыта возникают значительные затруднения в предметно-практической и словесной ориентировке в пространстве.

    За счет монокулярного видения у детей с косоглазием и амблиопией затрудняется ориентация в пространстве на уровне предметно-практических действий, так как многие из признаков зрительно ими не воспринимаются.

    У детей с нарушением зрения отсутствуют четкие представления о своем теле, а также связи между пространственным расположением парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями. Отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о своем теле, а это, в свою очередь, делает невозможным практическую ориентировку «на себе» и перенос действий в конкретные предметно-пространственные ситуации.

    В исследованиях И.В. Новичковой представлены особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией. Их уровень овладения обобщающими словами и выделения общих признаков предметов в сравнении с детьми с нормальным зрением значительно снижен, что затрудняет формирование предметно-практических действий сравнения, классификации и сериации предметов по общим или отдельным признакам.

    Далее автор отмечает, что формирование умения строить описательный рассказ замедляется из-за недостаточности зрительно-сенсорного опыта, трудностей анализа зрительных признаков в изображении и понимания смысла изображений.

    Исследование особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) показало, что у них существуют трудности ориентации в признаках и свойствах предметов окружающего мира, а собственные сенсорные возможности ими не осознаются (Е.В. Селезнева). В результате автором установлено: дети с косоглазием и амблиопией имеют бессистемные и неточные сведения о собственных сенсорно-перцептивных возможностях, о внешних признаках, строении и функциональном назначении органов чувств, что не позволяет им активно включиться в процесс компенсации собственного дефекта. Далее автор уточняет, что в процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амблиопией -без специального обучения — полностью доверяются поступающей зрительной информации. Лишь некоторые из них осознают необходимость использования сохранных органов чувств, отдавая предпочтение осязанию и слуху. У детей почти отсутствуют ориентация на обоняние и вкусовые ощущения; при этом они затрудняются планомерно обследовать предметы как зрением, так и сохранными анализаторами, наблюдается снижение их перцептивной активности.

    Л.С. Сековец, М.А. Мишин показали наличие отклонений в развитии двигательной сферы детей, их мобильности, связанных с монокулярным видением пространства, которое характеризуется невозможностью анализа таких признаков пространства, как протяженность, удаленность, глубина, объемность.

    Косоглазие и амблиопия как сложный зрительный дефект обуславливает появление отклонений в развитии двигательной сферы, приводит к снижению двигательной активности, сложностям ориентировки в пространстве и овладения движениями (Л.С. Сековец). Автор отмечает, что овладение основными движениями (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье) во многом определяется состоянием и характером зрения, уровнем зрительно-пространственной ориентации. Дети с косоглазием и амблиопией за счет снижения остроты зрения и его монокулярного характера испытывают затруднения в видении предметов и объектов в пространстве, в выделении расстояния и глубины пространства. Поэтому во время ходьбы и бега дети затрудняются в сохранении дистанции, наталкиваются друг на друга, руку протягивают вперед при движении в пространстве. Продолжая говорить о недостатках развития детей с косоглазием и амблиопией, Л.С. Сековец установила, что качество прыжков детей характеризуется несогласованностью движений рук и ног, приземлением на одну ногу, отсутствием отталкивания, слабой силой толчка за счет сложности видения глубины, удаленностью объектов при монокулярном зрении.

    При метании у детей наблюдается отсутствие прослеживания взором предмета и действий бросающей руки, снижение быстроты восприятия действий метания.

    Таким образом, дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов, величины объемных предметов. Восприятие объектов замедленное, фрагментарное, носит неточный характер. Вот почему практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее. Недостаточность зрительно-двигательной ориентации обуславливает ошибки при определении правой и левой сторон, обозначении пространственного расположения частей тела, овладении пространственными терминами. Такие признаки пространства, как удаленность, глубина, объем, трудно поддаются анализу при монокулярном характере зрения, что и определяет недостаточность зрительно-пространственной ориентировки.

    В ряде исследований по выявлению особенностей психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией отмечено: спонтанное исчезновение выявленных отклонений будет протекать медленно или совсем не произойдет. Необходима организация психолого-педагогической коррекционной помощи детям.

    Педагоги в условиях общеобразовательного учреждения должны оказывать помощь ребенку с нарушениями зрения. Мы выделили основные требования, направления работы и ее содержание.

    1. Владеть информацией о состоянии зрения и здоровья воспитанника.

    2. Знать особенности физического и психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

    3. Следить за тем, чтобы ребенок носил очки согласно назначению офтальмолога, постоянно или только для работы на занятиях, а стекла очков были чистыми.

    4. Определить место для ребенка на подгрупповых и фронтальных занятиях в первом ряду.

    5. Освещение рабочего места должно быть достаточным. Желательно, чтобы свет падал с левой стороны. Недопустимо, чтобы он был слепящим.

    6. Чередовать зрительные нагрузки с отдыхом.

    7. Реализовывать кроме общеобразовательной программы, используемой в детском саду, программу для специальных (коррекционных) учреждений четвертого вида (под редакцией Л.И. Плаксиной, раздел «Коррекционная работа»).

    8. Усовершенствовать развивающую среду: на бытовых предметах можно сделать картинки большего размера, чем у других детей, окантовать их — так ребенку будет легче найти свой шкаф, кроватку, полотенце. Каждая ступенька лестницы должна быть окантована разным цветом с тыльной стороны. В индивидуальном порядке рекомендуется познакомить ребенка с расположением предметов в группе и на участке детского сада.

    9. Пособия должны быть с четким изображением, средних и крупных размеров, основных цветов и оттенков.

    10. Следует разрешать ребенку во время занятий подходить ближе к объекту или демонстрационному материалу для лучшего его рассмотрения.

    11. Организовывать индивидуальные занятия (согласно коррекционной программе) по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально бытовой ориентировки.

    12. Проводить упражнения для снятия зрительного утомления (учить рассматривать предметы вблизи и вдали, делать круговые движения глазами попеременно то в одну, то в другую стороны, чередование частого моргания глазами и отдыха с закрытыми глазами по 7-10 секунд).

    13. В утреннее и вечернее время необходимо предложить ребенку работать с книжками-раскрасками; нанизывать бусы разного размера на нитки разной толщины; учиться обводить контурные изображения через кальку, копирку; выкладывать рисунки из мозаики разного размера; составлять пазлы. Перечисленные задания сочетают в себе задачи развития и активизации зрения с коррекцией зрительного восприятия.

    14. Целесообразно проводить занятия на совмещение двух изображений, составление из частей целого предмета (разрезные картинки, кубики), организовывать настольные игры в бильярд, а также с мячом и кеглями.

    15. Постепенно надо включать ребенка во все виды деятельности, веря, что ему посильна любая работа.

    16. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу в детском саду и группе. Не допускать того, чтобы ребенка дразнили.

    17. Если ребенок при выполнении задания нуждается в помощи, нужно дважды или поэтапно повторить задание, которое необходимо выполнить, дополнительно объяснить его суть.

    18. Убедить родителей, что с ребенком следует посещать кабинет охраны зрения при районной поликлинике или офтальмологический центр для проведения лечения.

    Для оказания помощи ребенку с нарушениями зрения в условиях общеобразовательного детского сада необходимо владеть информацией о состоянии зрения и здоровья ребенка, что позволит рационально определить и использовать формы и методы воспитания и обучения детей данной категории.

    Аккомодация глаза — процесс изменения преломляющей силы глаза при зрительном восприятии предметов, находящихся на различных расстояниях от него.

    Амблиопия — ослабление зрения, причину которого не удается установить путем объективного исследования.

    Бинокулярное зрение — процесс видения, в котором принимают участие оба глаза; при этом получаемые изображения сливаются в одно, соответствующее рассматриваемому предмету, что обеспечивает объемное (стереоскопическое) восприятие наблюдаемых объектов.

    Близорукость (миопия) — один из видов рефракции глаза — нарушение преломляющей способности глаза (параллельные лучи света, преломляясь в глазу, соединяются впереди сетчатки, на ней образуется расплывчатое изображение и предметы различаются неясно).

    Дальнозоркость (гиперметропия) -один из видов рефракции глаза. Лучи, идущие от далеких предметов, при дальнозоркости недостаточно преломляются средами глаза, и соединяются позади сетчатки, на которой образуется неясное изображение.

    Рефракция — преломляющая способность глаза.

    Дата: 13.09.09

    Совместимы ли миопия и спорт? Раньше на этот вопрос существовал только один ответ — конечно, нет. Однако при грамотном подходе к этой проблеме определенные физические упражнения не только не запрещены, но даже показаны, поскольку помогут укрепить сосуды глаза и стабилизировать состояние. При полном отказе от любой физической активности происходит расслабление мышц, снижение тонуса во всем организме человека.

    Группы здоровья при миопии

    Первые ограничения физической активности накладываются в школе во время уроков физкультуры. Группа здоровья определяется в зависимости от и наличия дегенеративных изменений глазного дна. Существуют 3 группы здоровья для занятий физкультурой, которые предусматривают ограничение физических нагрузок и освобождение от них:

    1. Первая группа здоровья, основная. Включает детей с нормальным зрением и ухудшением остроты менее 0,5 при отсутствии коррекции. В группу не допускаются дети с установленной гиперметропией и миопией свыше 3 диоптрий.
    2. Вторая группа здоровья, подготовительная. В нее входят дети со зрением ниже 0,5 диоптрий при условии коррекции. Запрещено посещение второй группы здоровья детьми, у которых миопия и гиперметропия свыше 6 диоптрий. Ни в первую, ни во вторую группу здоровья не могут входить дети с воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз.
    3. Третья группа здоровья, специализированная. Предусматривает освобождение от физкультуры и проведение занятий по индивидуальной программе. Посещение этой группы здоровья рекомендуется детям, у которых миопия и гиперметропия свыше 6 диоптрий, присутствуют дегенеративные изменения глазного дна и хронические воспалительные процессы.

    Какие упражнения полезны?

    В зависимости от степени прогрессирования заболевания, в каждом конкретном случае можно подобрать специальные упражнения, с помощью которых можно укрепить глазные мышцы и нормализовать циркуляцию внутриглазной жидкости.

    Ведь при отсутствии физических нагрузок, в т. ч. и на мышцы глаз, происходит их ослабление и даже атрофия. При нагрузках, которым подвергаются глаза во время учебного процесса, близорукость может значительно усилиться. Очень часто это происходит в высших учебных заведениях, где очень насыщенная учебная программа.

    Близорукость не является диагнозом, при котором нельзя двигаться. Очень полезны для кровообращения и укрепления мышц циклические упражнения. Главное, не превышать рекомендованную интенсивность и длительность. При этом основным показателем является частота пульса.

    При слабой и необходимо отдать предпочтение упражнениям, при выполнении которых пульс не превышает 100-140 удоаров в минуту. Это может быть бег трусцой и плавание средней интенсивности.

    Хорошие результаты дают некоторые спортивные игры — пионербол, волейбол, баскетбол, настольный теннис и др. При этом человек должен внимательно следить за мячом, который находится то близко, то далеко, переключать зрение. Это способствует усилению аккомодации и является успешной профилактикой дальнейшего прогрессирования заболевания.

    Какими видами спорта нельзя заниматься при близорукости?

    Во время учебы в школе дети часто посещают разнообразные кружки и спортивные секции. Диагноз близорукость не должен стать препятствием на пути ребенка быть наравне со сверстниками. Однако, перед тем как окончательно остановиться на выборе того или иного вида спорта, следует учесть интенсивность нагрузки и существующие противопоказания.

    При выборе вида спорта нужно обязательно учитывать степень миопии и наличие изменений на глазном дне. Самым главным является 2-й фактор, поскольку он свидетельствует о прогрессировании заболевания и появлении дегенеративно-дистрофических изменений.

    • бокс;
    • борьба;
    • большой теннис;
    • спортивная и художественная гимнастика;
    • прыжки на лыжах с трамплина;
    • горнолыжное двоеборье.

    При средней степени миопии противопоказания не столь расширены, особенно при отсутствии каких-либо изменений на глазном дне. Однако все равно не рекомендуется заниматься видами спорта, при которых требуются большие и длительные физические нагрузки. Кроме того, нужно исключить упражнения, при которых нужно совершать прыжки с высоты более 1,5 м.

    Близорукость легкой степени не предполагает особых ограничений, кроме тех, которые накладываются при любой степени заболевания. Рекомендуется выбирать цикличные виды спорта без больших и длительных нагрузок. Не допускается повышение ЧСС более 180 ударов в минуту при выполнении упражнений. Поэтому лучше отдать предпочтение более спокойным видам спорта:

    • бегу;
    • спортивной ходьбе;
    • плаванию;
    • гребле;
    • фехтованию;
    • стрельбе и т.п.

    Однако, даже несмотря на то что циклические виды спорта полезны для укрепления мышц глаза, нужно быть осмотрительным. Следует избегать акробатики, гимнастических упражнений на снарядах, прыжков на любую высоту, поскольку это может привести к развитию ишемии.

    Если человек носит линзы, это не является противопоказанием к занятиям спортом. Занимаясь некоторыми видами спорта, их можно даже не снимать.

    Как не допустить прогрессирования миопии?

    Стабилизировать близорукость, не допустить ее дальнейшего прогрессирования и ухудшения зрения можно с помощью регулярных упражнений. Главное правило для достижения успеха — утреннюю гимнастику следует проводить регулярно, обязательно включив комплекс упражнений для укрепления цилиарной мышцы глаза.

    Не последнюю роль в достижении стабильной ремиссии играет закаливание. С его помощью можно добиться укрепления иммунитета, повышения сопротивляемости вирусным и бактериальным заболеваниям.

    Разработать комплекс упражнений и определить необходимую нагрузку поможет специалист — врач спортивной медицины или офтальмолог. Спорт не только позволит укрепить организм, но принесет массу удовольствия.

    Кроме того, следует регулярно проходить обследование у офтальмолога и при необходимости проходить профилактическое лечение. При ухудшении зрения нельзя игнорировать факт прогрессирования заболевания или заниматься самолечением, следует немедленно обратиться за консультацией к специалисту .

    Это даст возможность не допустить дальнейшего развития заболевания, ухудшения зрения и развития необратимых процессов на глазном дне.

    Видео

    С таким термином как «группа здоровья» встречаются папы и мамы детей, проходящих диспансеризацию при поступлении в общеобразовательное учреждение (садик или школу), при оформлении справок в спортивный летний лагерь или оздоровительный санаторий. Группу здоровья определяют по окончании медосмотра подросткам, поступающим в ССУЗы и ВУЗы на очное отделение.

    Что это? Таблица группы здоровья детей и подростков поможет разобраться в этом подробнее.

    Что это: группы детского здоровья?

    Под группами здоровья понимается совокупность данных обследования физико-психологического состоянии детей. Это условная шкала учета здоровья и развития с факторами риска и прогнозированием на будущее. Установлено пять групп здоровья, для их обозначения используют римские цифры. Цифра от I до V указывается на медкарте ребенка, и медработник детского сада или школы по ней узнает информацию о здоровье ребенка без уточнения диагнозов.

    Комплексную и объективную оценку состоянию здоровья ребенка делает педиатр, исходя из данных обследования узкими специалистами (окулист, хирург, лор и прочие). Группа здоровья присваивается благодаря данным непосредственно на момент обследования. У детей, которым при рождении или после были поставлены какие-то диагнозы, но к моменту обследования никаких патологий не обнаруживается, все прошлые болезни (кроме хронических и тяжелых гинетических) не учитываются. Таким образом, группа детского здоровья может изменяться к подростковому возрасту.

    Критерии для определения группы здоровья

    Определенная группа здоровья присваивается на основе оценки по таким критериям:

    • хронические заболевания (их наличие либо их отсутствие), генетические заболевания, врожденные патологии и прочее;
    • гармоничность развития (физического и психического) в соответствии возрасту;
    • частота возникновения заболеваний (от элементарных вроде ОРЗ до тяжелых) и уровень сопротивляемости им организма.

    Группа здоровья у детей: таблица по заболеваниям

    Группы
    Хроническая патология
    Функциональное состояние основных органов и систем
    Резистентность и реактивность Физическое и нервно-психическое развитие
    Группа 1
    без отклонений
    отсутствует
    без отклонений
    заболеваемость за период, предшествующий наблюдению, -редкие и легко протекающие острые заболевания
    нормальное, соответствует возрасту
    Группа 2.
    С функциональными отклонениями (группа риска)
    отсутствует
    наличие функциональных отклонений
    Продолжительные острые заболевания с последующим затяжным периодом выздоровления (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и т. д.)
    Нормальное физическое развитие или избыток массы тела 1й степени. Нормальное или не резко выраженное отставание нервно-психического развития
    Группа 3
    Состояние компенсации
    Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем без изменения функций
    Наличие функциональных отклонений без клинических проявлений
    Редкие, нетяжелые по характеру течения обострения хронического заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия
    Группа 4
    Состояние субкомпенсации
    Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем
    Изменение функций пораженных органов, клинические проявления заболевания
    Частые обострения основного хронического заболевания. Частые простудные заболевания с затяжным периодом восстановления
    Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост нервно-психическое развитие нормальное или отстает
    Группа 5
    Состояние декомпенсации
    Наличие тяжелой хронической патологии или тяжелого врожденного порока, приводящих к инвалидности ребенка
    Выраженные изменения функций пораженных органов и систем
    Частые тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания
    Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает

    I группа включает в себя детей с нормальными для своего возраста физическими, физиологическими и психическими показателями.

    Ко II группе относят детей, у которых диагностированы функциональные изменения, не опасные для здоровья. Чаще всего, это непропорциональное возрасту соотношение роста и массы тела. Таких детей распределяют по 2 подгруппам:

    • А – дети, имеющие фактор наследственности;
    • Б – дети с риском возникновения и развития хронических болезней.

    В III группе находятся дети с диагностированными хроническими заболеваниями в ремиссионной стадии, с последствиями перенесенных сложных травм, операций с полным восстановлением функционирования органов.

    К IV группе здоровья относят небольшой процент детей, у которых имеются весьма сложные хронические заболевания на стадии субконпенсации, требующие постоянного наблюдения у специалистов; сюда входят дети, перенесшие травмы и операции, с частичной утратой функционирования определенных систем организма.

    В V группу включены дети с ограниченными возможностями (инвалиды). Таким детям противопоказаны физические нагрузки, и, как правило, для этих деток существуют коррекционные образовательные учреждения.

    Поступившие в образовательное учреждение дети I и II групп здоровья, находятся на общих основаниях, испытывают интеллектуальные и физические нагрузки без ограничений в соответствии с образовательной программой. Ребятишкам из III группы, посещающим то же учреждение, требуется специальное питание, ограниченная физнагрузка, Дети с IV группой здоровья в большинстве случаев определяются в специализированные учреждения, а дети V группы зачастую не посещают их, для таких деток может быть предусмотрено домашнее либо дистанционное обучение.

    Заключение

    Главной целью деления на группы является подбор соответствующих методов воспитания в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка с выбором определенного режима, уровня физнагрузок, нормативов и т.д.

    Екатерина Морозова


    Время на чтение: 9 минут

    А А

    Один из главных школьных предметов, отвечающих за здоровье ребенка – это, как известно, физкультура. Без нее невозможно полноценное физическое развитие наших детей – особенно, в условиях школы, где большую часть времени дети проводят неподвижно, за партами.

    Как правило, на физкультуру «выгоняют» весь класс, предлагая упражнения, которые, согласно программе развития, «прописаны» всем здоровым деткам. И мало кто сегодня вспоминает, что существуют 3 медицинские группы по физкультуре, и далеко не все дети попадают в основную – здоровую.

    Сколько физкультурных групп здоровья у школьников – принципы разделения на группы здоровья

    Прежде всего, следует понять, что группы здоровья, и группы здоровья для занятий физкультурой – это не одно и то же .

    1. Под группами здоровья понимают 5 групп, в которые зачисляют детей, в соответствии с оценкой их здоровья.
    2. Что касается медицинских групп здоровья для занятий физкультурой – их 3.

    Они имеют значение при участии ребенка в школьных уроках физкультуры:

    • Основная. Здоровые дети, не имеющие серьезных проблем со здоровьем и соответствующие нормам по развитию.
    • Подготовительная. Дети с незначительными проблемами со здоровьем.
    • Специальная (А, Б). Дети с серьезными нарушениями в работе главных систем организма и с хроническими заболеваниями.

    Многие родители (и даже учителя) не знают, но для каждой физкультурной группы здоровья существуют свои противопоказания, показания, комплекс занятий и даже время, которое положено на эти занятия.

    Не все понимают, что специальные медицинские группы отличаются от обычной ЛФК. А разница проста: ЛФК проводят врачи, тогда как занятия для медицинских групп по физкультуре проводят педагоги, но с учетом оптимальных методик тренировок.

    Что еще нужно знать о физкультурных группах здоровья?

    1. Выбор группы для занятий физкультурой осуществляется до поступления в школу — и обязательно указывается в медицинской карте.
    2. Оценку состоянию ребенка дает исключительно педиатр (или терапевт, подростковый специалист). Именно он и определяет ребенка после обследования в одну из 3-х групп. При зачислении в специальную группу врач обязан не только указать диагноз, но установить степень нарушений в работе организма. В определенных случаях может потребоваться заключение медицинской комиссии.
    3. Группу здоровья следует подтверждать ежегодно.
    4. Группу здоровья могут поменять, если на ежегодном обследовании выяснено, что состояние ребенка улучшилось или ухудшилось.

    Детишки из первых 2-х медицинских физкультурных групп обычно занимаются вместе, но для детей из подготовительной группы снижают, как объем нагрузки, так и ее интенсивность.

    Что касается состава специальной группы – он формируется приказом школьного директора и по заключению выездной бригады специалистов. Занятия для этой группы проводят в школе дважды в неделю или трижды, но — по полчаса.

    Физкультурные группы здоровья школьников в России — статистика

    Основная 1-я группа здоровья учеников школы в России

    К основной физкультурной группе здоровья относят здоровых детей с 1-й и 2-й группами здоровья:

    • Не имеющих нарушений в состоянии здоровья.
    • Имеющих легкие нарушения, которые не влекут за собой отставание в развитии от сверстников. Например, лишний вес, ВСД, дискинезию или же легкую аллергию.

    Детей из данной группы допускают до…

    1. Сдачи норм ГТО.
    2. Учебных занятий в полном объеме.
    3. Сдачи нормативов.
    4. Тренировок в спортивных секциях.
    5. Участия в соревнованиях, турнирах, олимпиадах.
    6. Участия в туристических походах.
    7. Занятий в ДЮСШ и ДЮКФП.

    Безусловно, важно также помнить, допуская детей до занятий спортом, и об относительных противопоказаниях.

    В частности:

    • При круглой спине будут противопоказаны бокс, гребля и велосипед.
    • При астигматизме и близорукости – прыжки в воду, бокс, мотоспорт и тяжелая атлетика, горные лыжи.
    • При перфорации барабанной перепонки – любые виды водного спорта.

    Подготовительная группа здоровья школьников по физкультуре

    В подготовительную физкультурную группу определяют детей со 2-й группой здоровья (по статистике – более 10% всех учащихся в российских школах):

    • Слабо подготовленных в физическом плане.
    • С морфофункциональными нарушениями здоровья.
    • Входящих в группы риска по определенным заболеваниям.
    • Имеющих хронические заболевания в стадии ремиссии, которая длится около 3-5-ти лет.

    Детей из данной группы допускают до:

    1. Занятий по обычной программе, но с исключением отдельных видов тренировок и упражнений.
    2. Сдачи ГТО, тестовых и обычных контрольных испытаний, участия в спортивных мероприятиях — только при условии особого разрешения специалиста.

    До участия в спортивных соревнованиях дети из данной физкультурной группы не допускаются.

    Также им запрещены:

    • Большие объемы высокоинтенсивных физических нагрузок.
    • Длительный бег.
    • Большое количество повторений упражнений.

    Педагог обязан выбрать для детей специальный комплекс упражнений, в соответствии с медицинской картой, в которой прописаны все противопоказания.

    В медицинской справке в обязательном порядке должен быть указан и срок перевода ребенка в основную группу.

    1. Чередование сложных упражнений со специальными дыхательными.
    2. Замена бега на ходьбу.
    3. Проведение спокойных игр без резких передвижений.
    4. Увеличение пауз для отдыха.

    Заключения комиссии для определения ребенка в данную группу не требуется – достаточно лишь справки от участкового педиатра, на которой должны присутствовать:

    • Печать и подпись.
    • Рекомендации, основанные на рекомендациях узконаправленного специалиста, а также конкретные ограничения.
    • Диагноз.
    • А также период, на который определяется ребенок в подготовительную группу.

    Специальная группа здоровья детей по физкультуре в школе – проводят ли уроки физкультуры с детьми специальных групп «А» и «В»?

    Данная физкультурная группа делится еще на две – А и Б.

    В специальную физкультурную группу А зачисляют детей с 3-й группой здоровья:

    • Имеющих хронические заболевания, пороки развития, и пр.
    • С нарушениями развития, которые требуют обязательного ограничения физической нагрузки.
    • Имеющих серьезные нарушения в работе организма, не мешающие учебе, но являющиеся противопоказаниями к занятиям физкультурой.

    Детей из специальной группы А допускают до:

    1. Занятий по специально разработанной программе.
    2. Занятий отдельными видами школьной программы с обязательным снижением нормативов.

    В обязательном порядке ограничивают следующие упражнения:

    • Акробатические.
    • Силовые.
    • Скоростные.
    • Умеренно-интенсивные подвижные игры.

    Запрещено:

    1. Участие в соревнованиях.
    2. Участие в массовых физкультурных мероприятиях.
    3. Посещение спортивных секций.
    4. Сдача нормативов.

    Дети из специальной группы А не занимаются с остальными детьми – для них следует проводить отдельные уроки, которые должны вести специально подготовленные инструкторы по специальным программам.

    В специальную физкультурную группу Б зачисляют детей с 4-й группой здоровья:

    • Имеющих хронические заболевания без выраженных признаков нарушения общего самочувствия.

    То есть, дети из этой группы допускаются до общих теоретических занятий, но от физкультуры в школе в целом освобождены.

    Детей из специальной группы Б допускают до:

    1. Занятий ЛФК.
    2. Занятий по комплексной специальной программе, разработанной специалистом – дома, самостоятельно.

    В данную группу ребенка можно определить только решением врачебной комиссии, а справка выдается исключительно на определенный срок, по истечении которого требуется ее повторная выдача с проведением комиссии и обследованием ребенка.

    Рано или поздно каждый человек сталкивается с тем, что острота зрения начинает падать, а очертания предметов становятся расплывчатыми. Невизуализированный мир не так информативен, да и качество жизни на порядок ниже.

    Инвалидность по зрению: критерии и выплаты

    Почему ухудшается зрение

    Причины, приводящие к снижению функций зрительного нерва, можно условно разделить на несколько групп.

    Биологические факторы , связанные с протекающими в организме процессами. К таким можно отнести:

    • наследственные мутации органов зрения, а также спонтанные мутации, вызванные внешними факторами окружающей среды;
    • хромосомные нарушения;
    • родовые травмы;
    • аномалии и патологии развития плода, повлекшие за собой нарушение работы и функций строения зрительного нерва;
    • врожденные дефекты мышц глаза;
    • искривление и мутность хрусталика;
    • нарушение однородности стекловидного тела;
    • изменение структуры роговицы;
    • аномалии сетчатки глаза;
    • возрастные изменения органов зрения;
    • изменения в строении опорно-двигательного аппарата, влияющие на процесс кровоснабжения, и как следствие – нарушение мозгового кровообращения;
    • скачки артериального давления;
    • стрессы и нервные потрясения, чрезмерные моральные и эмоциональные нагрузки;
    • умственное и физическое переутомление;
    • недостаток сна;
    • зашлакованность организма и последствия токсических отравлений;
    • черепно-мозговые травмы;
    • несбалансированное питание и увлеченность фаст-фудом, вызывающие дефицит витаминов и основных микроэлементов;
    • некоторые заболевания, например, сахарный диабет, острые вирусные или микробные инфекции, в т.ч. заболевания крови;
    • заболевания шейного и плечевого отделов позвоночника.

    В зависимости от степени разрушения первоначальной структуры мышц и тканей, а также процента утраченных функций зрительных органов, последствия воздействия биологических факторов могут быть относительно допустимыми или требующими хирургического вмешательства.
    Факторы окружающей среды. К этой обширной группе можно отнести следующие причины, вызывающие снижение зрительного восприятия:

    • недостаточная или плохая освещенность рабочего места;
    • несоблюдение положения тела и рекомендуемого расстояния между книгой/ при чтении;
    • продолжительные нагрузки на глаза без перерыва на отдых;
    • последствия трудовой деятельности и вредные производственные факторы;
    • некачественный или устаревший монитор без специального защитного экрана или с внутренними дефектами, влияющими на качество и четкость вывода информации на экран;
    • проживания в экологически нестабильной местности.

    К этой же группе относятся вредные привычки.

    Социальные причины обусловлены внутренним стеснением и неловкостью от ношения корректирующих зрение линз или очков. Обычно это относится к детям, которые видя насмешки сверстников над своими носящими очки одноклассниками, не говорят родителя о проблеме, углубляя потерю зрительных функций.

    Нередко к ухудшению зрительного восприятия приводят сразу несколько причин, и чем они серьезнее, тем более значительно их воздействие на глаза.

    В среднем каждый год около 55 тысяч россиян получают по зрению группу инвалидности. Это понятие заключает в себя весьма обширный диапазон показателей нарушения зрительного восприятия от небольших отклонений до существенной потери светочувствительности и полнейшей слепоты.

    Для признания человека инвалидом учитывается показатель остроты зрения и способность его к самообслуживанию. К последнему критерию относятся:

    • возможность самостоятельного передвижения без посторонней помощи;
    • способность к общению;
    • свободное ориентирование в пространстве;
    • контроль поведения;
    • способность обучаться;
    • возможность осуществлять трудовую деятельность.

    Эти показатели могут иметь различную выраженность, в различной мере ограничивая возможности человека, снижая уровень и качество жизни.

    При определении инвалидности нужна комплексная оценка всех показателей. Однако при изучении аномалий и патологий зрительных органов и способности человека к восприятию окружающего мира важная роль отводится состоянию наиболее здорового глаза. Исходя из этого, медицинская комиссия решает вопрос о присуждении одной из групп инвалидности, определяемой согласно степени выраженности дисфункций зрительного восприятия и наложенных ограничений условий жизнедеятельности. Критерии каждой степени утверждены Международной классификацией заболеваний и включают:

    • показатель остроты и диапазон поля зрения;
    • главные электрофизиологические коэффициенты;
    • степень работоспособности по зрению.

    I группа инвалидности предоставляется людям с сильными, необратимыми повреждениями зрительных нервов и утратой более 85 % зрительного восприятия вплоть до самой слепоты на два глаза. Потеря зрительных функций ведущего глаза характеризуется как выраженная (III степень) или значительно выраженная (IV степень), при этом человек не может осуществлять свою жизнедеятельность без посторонней помощи и социальной защиты.

    II группа обуславливается общей остротой зрения в промежутке от 0,1 до 0,05 и выраженной потерей функций зрительного аппарата (III степень). Обычно люди с такой группой инвалидности - слабовидящие, которым необходима значительная социальная поддержка.

    III группа характеризуется общим показателем остроты зрения наиболее здорового глаза от 0,3 до 0,1. Медицинской комиссией утрата функций органов зрения признается умеренной (II или I степень), поскольку человек не может себя обслуживать частично, но так же нуждается в незначительной социальной защите.

    При предоставлении инвалидности по причине потери зрения в расчет берется на только способность пациента к зрительному восприятию, но и все указанные в его медицинской карте заболевания (тяжелые, врожденные, хронические), общее состояние здоровья, место проживания и экологическое благополучие региона, а также возрастная группа. Немаловажными могут оказаться социальные показатели и материальная обеспеченность.

    Важно! Детям до достижения совершеннолетия присваивается статус «ребенок-инвалид», а по достижении 18 лет он должен пройти процесс переосвидетельствования и подтверждение статуса и группы.

    Процедура оформления

    Процесс получения и оформления всех бумаг по предоставлению инвалидности довольно долгий. Первый этап – осмотр офтальмолога и подтверждение права человека на инвалидность. После чего пациент в установленные сроки проходит полную медицинскую комиссию в поликлинике по месту проживания, цель которой составить карту здоровья и выявить все заболевания и патологии всех жизненно важных систем. Нередко это приводит к назначению дополнительных анализов и процедур (УЗИ, рентген, ЭКГ, МРТ и т.д.)

    Следующим этапом идет получение заверенных главврачом поликлиники, где производился полный медосмотр, справок и рекомендаций по оформлению инвалидности. Эти документы необходимы для прохождения другой медико-социальной экспертизы (МСЭ), которая выносит окончательное решение о категории присваиваемой группы инвалидности.

    Перечень необходимых бумаг и документов:

    • направление за подписью заведующего поликлиникой на МСЭ;
    • письменное заявление пациента на освидетельствование права на инвалидность;
    • оригинал и копия документа, удостоверяющего личность (паспорта);
    • нотариально заверенная ксерокопия трудовой книжки;
    • амбулаторная медкарта и все необходимые выписки с печатями;
    • акт о травме, полученной в ходе осуществления трудовой деятельности, написанный по форме Н–1, или о приобретенном профессиональном заболевании.

    Существует два вида инвалидности:

    Постоянная инвалидность I категории присваивается гражданам со следующими показателями:

    • установленная полная слепота на оба глаза;
    • при условии, что ни при каких условиях, включающих применяемом хирургическое вмешательство или иную проводимую терапию, состояние больного не улучшится;
    • снижение зрительных функций обоих глаз и остроте зрения ведущего менее 0,03;
      концентрическое сужение зрительных полей на обоих глазах до 10 ° и менее, характеризующееся необратимыми патологическими изменениями.

    Оспорить решение медико-социальной экспертизы можно в законном порядке на основании Постановления Правительства РФ №95 «Правила признания лица инвалидом» от 20 февраля 2006 г. В этом случае назначается повторная экспертиза на федеральном уровне и ее решение окончательное. Однако, существует возможность его оспаривания при обращении заинтересованного в получении группы инвалидности лица в суд.

    Предоставление льгот

    Человек с подтвержденной группой инвалидности имеет право на разработку индивидуальной реабилитационной программы (ИПР), которая дает возможность получения необходимых аппаратов и технических средств для трудовой и профессиональной деятельности, обеспечения достойного уровня жизни.

    В программу курса реабилитации входит медицинская, педагогическая и психологическая помощь, а также социально-экономическая защита. Их смысл состоит в компенсации полученных инвалидом ограничений или улучшении условий его проживания. Кроме того, ИПР помогает восстановить статус человека на социальном уровне, признать его права обществом и достичь материальной независимости.

    В зависимости от присвоенной группы инвалиду подбирается комплекс восстановительных процедур:

    • медикаментозное или санаторно-курортное лечение;
    • оперативное вмешательство.

    Инвалиду по зрению положены ежемесячные денежные выплаты, пенсии или иная финансовая помощь, предусмотренная социальной защитой в рамках пенсионного законодательства РФ.

    Размеры выплачиваемых социальных денежных пенсий различным группам людей-инвалидов с 31 марта 2015 года:

    • инвалиды первой группы, полученной с рождения, и дети инвалиды - 11645,69 руб/месяц;
    • инвалиды второй группы, присвоенной в детстве, а также инвалиды первой группы- 9838,21 руб/месяц;
    • инвалиды второй группы (исключая лица с присвоенной инвалидностью с детства) - 4325 руб/месяц;
    • инвалиды третьей группы- 4153,08 руб/месяц.

    При расчете денежных выплат во внимание берутся условия проживания и экологическая обстановка в регионе, а также факторы, при которых человек лишился зрения (производственная или иная травма), поэтому окончательная сумма может быть больше.

    Разрешенные виды трудовой деятельности

    Степень работоспособности и пригодности человека к труду определяется на этапе освидетельствования медицинско-социальной комиссией. При оформлении на работу инвалиду предоставляются гарантии согласно ТК РФ и рабочее место, полностью соответствующее требованиям, санитарно-гигиеническим условиям и рекомендациям медико-социального бюро.

    Инвалид по зрению не допускается работать при высоком уровне шума и влажности в рабочем помещении, на химическом производстве, а также под воздействием вредных производственных и биологических факторов. Под запрет попадает деятельность, подразумевающая тяжелые физические или динамические нагрузки, нервно-психическое напряжение, характеризующаяся ненормированным рабочим графиком или неудобным положением тела человека.

    Инвалид по зрению имеет все те же права, что и любой другой член общества: право на жизнь, труд и защиту. Именно поэтому в рамках социальной программы адаптации людей с ограниченными возможностями разрабатываются методики улучшения их качества жизни, механизмы защиты и социализации, а на производствах вводятся специальные рабочие места.

    Видео - Получение пенсии по инвалидности



    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии