Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика. Что означает понятие: психогигиена Активная позиция в профессиональной жизни

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья. Некоторые авторы, давая определение П., относят ее не только к гигиене, но и к психиатрии. Другие (например, Мягер В. К., 1976) включают в задачи П. предупреждение возникновения и развития психических заболеваний, сближая П. и первичную психопрофилактику. Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков (1976) выделяют П. в самостоятельный раздел медицинской науки. П. является комплексной дисциплиной, тесно связанной не только с психиатрией, но и с медицинской психологией, медицинской социологией, валеологией (Петленко В. П., 1997) и др.

П. как направление возникла на рубеже XIX и XX вв. В России ее зарождение связывают с состоявшимся в 1887 г. I съездом отечественных психиатров, на котором И. П. Мержеевский, С. С. Корсаков, И. А. Сикорский обратились к психиатрам, врачебной общественности, а также ко всем передовым людям страны с идеями и программами предупреждения психических и нервных заболеваний.

В зарубежной литературе возникновение П. связывают с движением, основанным Биерсом (Beers M.). Этот страховой служащий, в течение двух лет находившийся в психиатрическом стационаре, опубликовал после госпитализации в 1908 г. книгу "Разум, нашедший себя", вызвавшую интерес во всем мире. Затем он создал психогигиеническое общество, много путешествовал, читая лекции и пропагандируя положения о необходимости совершенствования психиатрической помощи, пытаясь привлечь внимание общественности к проблемам, связанным с психическими болезнями. В Балтиморе был создан психиатрический госпиталь под руководством ведущего американского психиатра Майера (Meyer А.). В 1917 г. психогигиеническое общество возникло в Канаде, в 1918 г. - во Франции. Вопросами П. занимались такие видные психиатры, как Крепелин (Kraepelin Е.), Форель (Forel А.), Блейлер (Bleuler E.) и др.

Перед началом Второй мировой войны во многих странах Европы и Америки уже существовали психогигиенические организации и общества, издававшие журналы, координирующие деятельность по изучению причин возникновения психических нарушений, внедряющие П. в медицинское и общее образование, осуществляющие санитарное просвещение населения. В послевоенные годы были созданы отдел психического здоровья при ВОЗ и Всемирная федерация психического здоровья. Во многих странах ведется преподавание П.

Поскольку с начала психогигиенического движения отдельные его задачи (в частности, связанные с распространением психологических знаний) среди населения уже осуществлялись, в последние десятилетия П. в большей степени ориентирована на решение социальных и экологических проблем, имеющих отношение к психическому здоровью. Основной целью П. является сохранение психического здоровья, душевного равновесия. Поэтому среди ее направлений особое место занимает изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека, и разработка мероприятии по их устранению или уменьшению в случае их патогенной роли. К таким факторам можно отнести все еще существующее неправильное отношение к лицам, страдающим психическими заболеваниями, злоупотребление лекарственными средствами, напряженные условия работы в некоторых видах деятельности, неблагоприятные экологические факторы и др. П. призвана помогать человеку избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья, обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.

В П. выделяют несколько разделов и подразделов: возрастная П. (П. детства, П. подросткового, пожилого и старческого возраста); П. труда и обучения (П. производственного и умственного труда); П. быта; П. семьи и половой жизни; П. больного человека. В зависимости от изучаемой области П. опирается на те или иные дисциплины: педагогику, педиатрию, детскую и педагогическую психологию - П. детства; геронтологию, возрастную психологию, медицинскую психологию - П. пожилого и старческого возраста и т. д.

Важное место в разработке психогигиенических мероприятий занимают эпидемиологические транскультурные исследования заболеваемости, микросоциологических, психологических и социально-психологических средовых факторов.

Психогигиеническое воздействие наряду с санитарным просвещением осуществляется с помощью диспансеризации больных и лиц с повышенным риском заболеваемости, находящихся в кризисных состояниях; обеспечения "гигиенической зрелости" коллективов; разработки оптимальных режимов труда и быта. Для решения психогигиенических задач все чаще привлекаются методы психотерапии, такие как аутогенная тренировка, биологическая обратная связь, позитивная, поведенческая, групповая психотерапия и социально-психологический тренинг.

Развитие теории и практики П. потребовало новых форм ее организации. Создаются специальные психогигиенические учреждения для лиц практически здоровых, но находящихся в кризисных ситуациях: медико-психологические семейные консультации, дневные и ночные санатории-профилактории при промышленных предприятиях, вузах и др. учреждениях, кабинеты психологической и психофизиологической разгрузки, кабинеты социально-психологической помощи, телефонное консультирование и др.

ПСИХОГИГИЕНА

1. Раздел гигиены, изучающий влияние окружающих условий, обстановки на психическое здоровье людей. Также разрабатывает меры для сохранения и укрепления здоровья, для предупреждения расстройств психических.

2. Набор или комплекс мер, направленный на сохранение здоровья и предупреждение расстройств психических.

ПСИХОГИГИЕНА

психогигиена и психопрофилактика) - области психологии медицинской, задача коих - предоставление специализованной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и заболеваний психосоматических, а также для облегчения острых психотравматических реакций (-> психогения). Методы психогигиены и психопрофилактики включают:

1) психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, "телефонов доверия" и прочих организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям;

2) массовые обследования для выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними;

3) информирование населения, и пр.

Специальные задачи современной психогигиены и психопрофилактики - помощь в кризисных ситуациях производственного, учебного или семейного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями, и пр.

ПСИХОГИГИЕНА

психо + гигиена). Наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья, система мероприятий, направленных на эти цели. Непосредственно связана с психопрофилактикой, предупреждением возникновения и развития психических заболеваний. Разделы П. отличаются как направленностью мероприятий соответственно основным возрастным периодам (например, П. детского возраста, юношества, пожилых людей), так и характеру деятельности человека (П. труда, П. школьная и т.д.).

ПСИХОГИГИЕНА

часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека. П. тесно связана с психопрофилактикой, направленной на устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно на нее влияющих. Важная задача психопрофилактики - ранняя диагностика и лечение начальных форм психических заболеваний. Своевременно проведенные мероприятия могут предупредить возникновение не только психических, но и некоторых соматических заболеваний (гипертония, инфаркт и др.). Основные задачи П.: 1) изучение влияния различных условий среды - производственных, бытовых, социальных - на психику человека; 2) разработка оптимальных норм труда, отдыха и быта; внедрение в практику мероприятий по укреплению нервной системы, повышению ее сопротивляемости вредным воздействиям и обеспечению наилучших условий для нормального развития и функционирования психики человека; 3) пропаганда психогигиенических знаний. Выделяют возрастную П., П. труда, быта, семьи и половой жизни, военную П., включающую мероприятия, направленные на укрепление нервно-психического здоровья личного состава армии и повышение ее боеспособности, спортивную, космическую, изучающую условия труда космонавтов и их состояние в космическом пространстве. Для педагогов и учащихся особый интерес представляет П. педагогического процесса и умственного труда, направленная на обеспечение условий гармонического развития учащихся и максимальной эффективности обучения.

ПСИХОГИГИЕНА

от греч. hygieinos - целебный) - часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья людей. П. тесно связана с психопрофилактикой, главной целью которой являются устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно на него влияющих. Основными задачами П. являются: 1) изучение влияния различных условий среды - производственно-бытовых, социальных - на психику человека; 2) разработка оптимальных норм труда, отдыха и быта, внедрение в практику мероприятий по укреплению нервной системы, повышению ее сопротивляемости вредным воздействиям и обеспечению наилучших условий для нормального развития и функционирования психики человека; 3) пропаганда психологических знаний. Важнейшим разделом П. является П. труда (производственная П.). Она изучает трудовые процессы и условия производства на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, на транспорте, в различных учреждениях и разрабатывает психологические мероприятия для работающих людей. Забота о нервно-психическом здоровье работающих людей (особенно оператора АСУ, диспетчеров, водителей различных видов транспорта и др.) имеет в настоящее время большое значение, так как, по данным всемирной организации здравоохранения, одна треть всех невыходов на работу приходится на те или иные виды психических расстройств, главным образом неврозов. Свои задачи П. труда решает в тесном сотрудничестве с общей гигиеной и профессиональной патологией, социальной и нженерной психологией, технической эстетикой и эргономикой.


Возможность сохранять и поддерживать психическое здоровье является мощным профилактическим фактором возникновения противоречий в отношениях.

Личная психогигиена - одна из форм самосовершенствования. В каждом человеке есть потребность и способность к изменению себя, к творчеству, раскрытию способностей. И то и другое не исчезает при неблагоприятных условиях развития, при многих нарушениях и де­фектах. Реализовать себя - значит открыть свои способности и при­ложить их к делу. Полнее проявить себя, самоутвердиться человек может, развивая свою личность, глубже познавая и осознавая себя.

Человек, познай, сотвори и осуществи себя. Что познаешь, то и сотворишь, а что сотворишь, то и осуществишь (В.А.Ананьев, 2004).

Недооценка самопознания, незнание своей индивидуально­сти делает человека более уязвимым для стресса, снижает его устой­чивость в преодолении жизненных кризисов , в том числе и межличностных конфликтов.

Умения и навыки оздоровления психики, практика формирования и поддержания здорового образа жизни являются личной практической психогигиеной. Все это - неотъ­емлемая составная часть саногенного потенциала личности.

Развитие и сохранение мотивации и целей, умений и навыков под­держания высокой работоспособности, развития личности, социаль­ной адаптации, духовного обогащения нельзя отнести только лишь к психогигиенической практике. Это также часть психологической и социальной компетентности личности. И все эти процессы личност­ной динамики - одна из важных сторон экзистенциального выбора: выбора формы самореализации, поиска и обретения смысла жизни, постановки главных жизненных целей.

Основной стратегией психологической помощи и самопомощи в преодолении межличностных конфликтов является увеличение воз­можных способов преодоления путем стимулирования самостоятель­ности, укрепление установки на проявление активности в изменении жизненной ситуации и, если возможно, окружающей среды. Особую опасность представляет чувство беспомощности, которое мотивирует поведение риска.

Самостоятельность (в англоязычной литературе self empowerment) - достижение личной автономии путем выработки и применения жиз­ненных навыков, имеющих отношение к здоровью. Самостоятель­ность - это процесс, направленный на восстановление способности к принятию решений и внушение людям веры в их автономность, а так­же овладение навыками для принятия решений, связанных с их соб­ственным здоровьем, здоровьем их семей. Самостоятельность являет­ся одним из важнейших ресурсов контроля здоровья.

Согласно Л.В.Куликову (2004), в саногенном потенциале можно выделить три группы факторов.

К первой группе относятся те, что формируются воспитанием, образованием, социальным окру­жением (широким и ближайшим), обусловлены условиями и образом жизни, профессией.

Во вторую группу могут быть включены те особенности личности и тот опыт, знания и умения, которые возникают у субъекта вследствие совместной работы со специалистом: психологом, психо­терапевтом, врачом или педагогом. Эти качества приобретаются на сеансах психологического консультирования, в группах личностного развития, психокоррекционных группах, на тренингах повышения пси­хологической устойчивости, повышения коммуникативной компетентности, тренингах уверенности (другие названия: тренинг самоутверждения, тренинг ассертинности).

В третью группу входят те протективные качества, ко­торые субъект развил в себе самостоятельно. Сюда же входят знания, умения и навыки, которые помогают формировать саногенное отно­шение к действительности - к обществу, событиям, людям и их по­ступкам, к себе, своим плюсам и минусам. Они позволяют выбирать оптимальные стратегии и тактики преодоления трудностей, регули­ровать уровень напряжения, сохранять свободу поведения, выбирать тот стиль жизни, который более всего соответствует индивидуально­сти, позволяет жить здоровой и благополучной жизнью. К предмету личной психогигиены относятся в большей степени составляющие этой третьей группы.

К факторам, оказывающим саногенное влияние на личность относятся:

● уверенность, независимость в отно­шениях с другими людьми;

● отсутствие враждебности, доверие к дру­гим, открытое общение;

● чувство общности, чувство социальной принадлежности;

● удовлетворяющий статус в груп­пе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличност­ные роли;

● согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого.

Негативное влияние на человека, его саногенный потенциал, в том числе и на отношения с другими людьми оказывают расстраивающие установки .

Поэтому, избавление от негативных установок является необходимой работой по укреплению саногенного потенциала личности и профилактики возможных конфликтов в отношениях с людьми.

Л.В.Куликов (2004), описывает следующиерасстраивающие установки:

«Это из-за него (нее, них…) я так себя чувствую». В этой установке преувеличена возможность других людей управлять нашими чувства­ми. Какой бы силой, даром они ни обладали, наши чувства рождаются в нас и зависят прежде всего от нас.

«Все (многое...) вокруг делается неправильно, на самом деле все долж­но быть иначе». Все правильно никогда не было и никогда не будет. Мир живет по своим законам, раздумывать о том - принимать их или нет - бессмысленно.

«Необходимо изменить другого человека (этих людей...)». Человек имеет весьма ограниченные возможности для изменения другого че­ловека, даже близкого. Часто за искренним желанием «сделать друго­го человека лучше» скрыто другое стремление - сделать его более удобным для нас. Мы никого не можем изменить, кроме себя самих. Как указывал Э.Фромм, - вера в то, что другие могут измениться, - результат собственной возможности изменений.

«Я должен стремиться к совершенству во всем - совершенству своей личности, отношений с окружающими, семейных отношений, ве­дения дел, своего жилища...». Данная установка связана с тем, что субъектом слабо осознается, насколько достижим идеал, к которому он стремится, какова, в конечном счете, будет цена. Для осознания этого следует перечислить все, чем придется заплатить за достижения идеала. Лучше выделить приоритеты и стараться достичь главных це­лей.

«Окружающие плохо решают мои проблемы (мало помогают...)». Никто лучше нас не решит наши проблемы. Окружающие нас люди, близкими чужие, живут не для того, чтобы решать наши проблемы; у них есть и свои проблемы.

«Я должен всем нравиться. Если окружающие не выражают своей симпатии, надо приложить все силы, чтобы добиться этого». Невоз­можно всем нравиться, и напрасно к этому стремиться. Окружающие могут не выражать симпатии, поскольку погружены в свои проблемы.

«Я несчастлив». Счастье не является состоянием, возникающим под влиянием внешних обстоятельств. Ощущение счастья - часть от­ношения человека к действительности в целом. Чувствовать, замечать и понимать свое счастье - все это зависит от готовности человека ви­деть себя счастливым. Как писал Н.А.Бердяев, «слово «счастье» - самое бессодержательное и ничего незначащее из человеческих слов. Ни какого критерия и мерила счастья не существует, и никакого сравнения не может быть счастья одного человека, со счастьем другого .

Одним из условий саногенного потенциала человека, как профилактического фактора конфликтности в отношениях выступает осмысленность бытия.

В.А.Ананьев (1999) указывал на то, что путь здоровья заключается в гармонии смысла жизни и жизненных целей.

Цель - это нечто принципиально достижимое в жизни.

Смысл жизни - нечто постоянно настигаемое, но никогда принципиально не достижимое в жизни.

Если человек ставит цели на пути к достижению смысла жизни, то и достигает их с меньшими усилиями, как бы органично самому процесу движения по жизни. Человек не жестко следует «предписанному» ему пути, а совершает блуждание по полю возможного и выходит в результате этих блужданий на один из этих путей. Случайности, малые флуктуации, стрессы могут сбить человека с истинного пути, отбросить на «обочину», привести к сложным блужданиям по полю путей развития. Выход на «обочину», возможно, тоже путь, но связанный с более сильным напряжением, которое организм может не выдержать, тогда за этот выбор надо будет платить здоровьем.

В этом отношении приведем слова М.К.Мамардашвили, который писал следующее: «Мы разгадываем знаки судьбы, и в зависимости от успеха или неуспеха, и вообще от характера и объема этой интерпретации складывается линия нашей судьбы. Мы рискуем потерять свою жизнь задолго до того, как умрем. Неправильно расшифровав знаки, мы можем пройти мимо своей судьбы, что тоже является, конечно, судьбой, но уже с отрицательным знаком

Мы не выбираем смысл нашего существования из «вообще существующих». Иногда мы его чувствуем непосредственно, не испытывая желания анализировать, что он собой представляет. Его можно понять умом после долгих раз­мышлений, можно обнаружить в любви к близкому человеку или соз­дать своим трудом. В любом случае, чтобы обрести смысл жизни, мы затрачиваем усилия.

Никакие вещи не заменяют, не могут заменить смысл жизни. Они могут отвлечь от его поисков на какое-то время, иногда на целую жизнь. Но это состояние неустойчивое, чем оно и опасно. Что-то мо­жет измениться в жизни или в самой личности, и тогда вопрос о смыс­ле жизни может встать весьма остро. Если человек не имеет собствен­ного опыта поиска смысла жизни, то ситуация может стать тяжелой, кризисной. Попытка заменить внутреннее внешним в этом случае об­речена на неудачу.

За деньги можно купить кровать, но не сон; еду, не аппетит; лекарство, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечение, но не счастье; религию, но не спасение (П.Брэгг).

Обязательное условие для осознания смысла жизни - это привязан­ность к чему-то большему, чем ты сам. Как писал Н.А.Бердяев, личность «исчезает в беспредельности самоутверждения, в нежелании знать другого и трансцендировать к высшему» .

Чаще смысл жизни теряется, когда встают непреодолимые препят­ствия на пути к самореализации. Оценка препятствий всегда субъек­тивна. Трудности могут казаться непреодолимыми, как при слабости инстинктивного стремления к реализации себя, так и при объективно тяжелых обстоятельствах.

На ощущение смысла жизни влияет также соотношение величины достижений личности и затрат на них, которое переживается как пси­хологическая цена усилий. Если она слишком высока, то мотивация снижается, размывается та часть смысла жизни, которая была связана с труднодостижимыми целями. Продвижение к целям должно подпитываться удовлетворением от достигнутого. Лишь немногие люди с сильными притязаниями способны с энергией продвигаться вперед к дальним целям, не теряя уверенности в себе. Легкие достижения (без стараний или риска) не дают полноты ощущения смысла жизни.

Для повышения саногенного потенциала личности, как фактора снижающего риск возникновения конфликтов в межличностных отношениях, можно использовать целительную самонастройку, предложенную Л.В.Куликовым , ориентиры которой представлены ниже.

1. Научиться находить время для само­развития, замечать каждый, даже небольшой, шаг в своем развитии. Ощущать чувство радости от каждого успешно сделанного шага и пе­реживать его.

2. Уметь относиться к событиям философски, видеть различные ситуации и себя в них в более широкой перспективе, со стороны. Вот взгляд на современный образ жизни в определенном смысле «со сто­роны».

3. Уметь воспринимать события с иронией, ценить и развивать чувство юмора.

4. Сохранять ценнейшую способность ощущать удовольствие да­же от небольшой сегодняшней радости. Не следует застревать в воспоминаниях о прошлом. Работая на бу­дущее, не обязательно думать о нем постоянно. Не может быть будуще­го без настоящего. Способность оценивать удовольствие настоящего (времени) бесценна. Не умея отдать должное внимание небольшим приятным событиям, вы рискуете не заметить и большую радость.

5. Сохранять оптимизм, позитивное восприятие событий. Мы укрепляем свои душевные силы, если сосредоточиваемся на чем-либо перспективном, на путях решения проблем, способах прео­доления трудностей, а не на тупиках. Позитивный настрой необходим и в межличностных отношениях. Необходимо стараться увидеть в людях достоинства и в большей сте­пени обращать внимание на них, а не на то негативное, что есть в каждом.

6. Не стоит переживать по поводу тех неприятностей, которые еще не наступили, ведь они могут и вовсе не наступить.

7. Прекрасным психотерапевтом является заслуженный успех. Мало желать успеха, надо научиться достигать его.

Следующим фактором саногенного потенциала личности является самооценка.

Самооценка – «это та оценка, которую дает себе личности; она включает понимание личностью себя и своих реальных возможностей и присущей этой личности качеств, достоинств и недостатков, а также понимание этой личностью исполняемых социальных ролей» .

Самооценка – «ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом, и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценку составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей» .

Достаточно высокая самооценка чрезвычайно важна для сохранения психологической устойчивости. Следует подчеркнуть, что речь идет об адекватной самооценке. Искажение образа себя, преувеличение своих достоинств, стремление обнаружить больше недостатков у ок­ружающих людей - пути, уводящие в сторону. Необходима способ­ность принимать себя со всеми своими плюсами и минусами, необхо­дима вера в себя, в свои способности и силы, убежденность в том, что в других людях больше положительного, чем отрицательного, что мир не враждебен по отношению к тебе, что в мире побеждает добро.

В са­мооценке слиты различные аспекты отношения личности к себе. Про­цесс самореализации и самооценка тесно связаны и влияют друг на друга: ощущение, что не раскрыл себя, снижает самооценку, а зани­женная самооценка препятствует полноценной реализации себя. В этой взаимосвязи определенное «первенство» влияния принадлежит само­оценке. Нарушения самооценки ведут к потере душевного равновесия, неудовлетворенности жизнью.

Для психологически устойчивого, успешно реализующегося чело­века со здравыми взглядами на жизнь и на себя характерно неболь­шое расхождение Я-реального и Я-желаемого, но не за счет того, что эти люди считают себя близкими к идеалу, а потому, что они прини­мают себя такими, какие они есть. Я-реальное - это представление человека о себе таком, каким он видит себя в настоящее время.

Совокупность мыслей и образов, в которых эти желания отражены, складывается в Я-желаемое. Я-желаемое включает усвоенные требования и правила общества,нравственные образцы и эстетические идеалы. В Я-желаемоместь компоненты Я-реального (имеющегося уже сейчас). Их полное несходство означает такую степень неблагополучия личности, прикоторой работа над собой невозможна или крайне затруднена.

И большое, и малое расхождение Я-реального и Я-желаемого ме­шает саморазвитию. При большом - возникает чувство неполноцен­ности, неуверенность в себе, снижается активность, энергичность; при малом - чувство успокоенности, любование собой. Это также мо­жет снижать активность, особенно направленную на изменение себя, самосовершенствование. Опасно оно и тем, что может вести к сниже­нию приспособляемости и вызывать напряжение в межличностных отношениях.

Выстраивание своей жизни, поиск ее смысла происходят более успешно при достаточной уверенности в себе. Неуверенность, зани­женная самооценка являются частой исходной причиной неблагопо­лучия в межличностных отношениях, внутреннего дискомфорта, многих психических и телесных расстройств.

Не будьте излишне критичны к людям ни в словах, ни в мыслях. Из­бавляясь от этой привычки, вы постепенно перестанете беспокоиться по поводу критики в свой адрес. Учитесь видеть в людях их плюсы и говорить им об их сильных сторонах - одобряя, благодаря, хваля, восхищаясь и т.п.

Не зацикливайтесь на своих недостатках. Будьте уверены, что многие их или не замечают, или воспринимают просто как вашу индивидуальную особенность. Нет людей без недостатков или каких-либо, хотя бы маленьких, расстройств. Все имеет свою отрица­тельную сторону, даже известность.

Чаще чувствуйте почву под ногами в прямом смысле этих слов. Вы забываете, что имеете твердую опору под ногами, а ваше положение принципиально противоположно положению тонущего человека.

Следите за своей одеждой. Достаточно того, чтобы вы чувствовали себя «не хуже всех» и были спокойны, что она вас не подведет.

Известный психотерапевт Мануэль Смит считает, что уверенность в себе прямо связана с умением отстаивать свое мнение. Это умение по­могает человеку устанавливать позитивные отношения с людьми - отношения доверия, сострадания, теплоты, близости, любви, позволяет быть независимым, настойчивым в достижении своих целей,

М.Смит выделяет десять главных прав личности, о которых вы должны вспомнить, если чувствуете, что вами манипулируют, нарушают ваше неотъемлемое право быть самим собой.

● Вы имеете право судить о собственном поведении, мыслях, эмоци­ях и брать ответственность за их последствия на себя.

● Вы имеете право не оправдываться и не извиняться за свое пове­дение.

● Вы имеете право решать, должны ли вы брать на себя ответствен­ность за чужие проблемы (есть ли вам дело до чужих проблем).

● Вы имеете право передумать, изменить свое мнение.

● Вы имеете право делать ошибки и отвечать за них.

● Вы имеете право сказать: «Я не знаю».

● Вы имеете право не зависеть от того, как к вам относятся другие.

● Вы имеете право быть нелогичным в принятии решений,

● Вы имеете право сказать: «Я не понимаю».

● Вы имеете право сказать: «Мне наплевать...», «Меня не волнует...», «Меня не интересует...»

Личная психогигиена способствует повышению устойчивости личности, как условия профилактики и разрешения конфликтов в межличностных отношений. Об этом речь пойдет ниже.

Психогигиена - отрасль медицины, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья населения, а также изучающая условия оптимального психического функционирования человека.

Психогигиена - раздел гигиены, разрабатывающий мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья человека. Психогигиена тесно связана с (см.) и их разграничение в значительной мере условно, так как сохранение и укрепление психического здоровья невозможно без предупреждения возникновения психических заболеваний. Психогигиена имеет дело и со здоровыми людьми, и с больными. В первом случае психогигиена имеет целью повышение устойчивости психического здоровья и сопротивляемости различным вредным факторам внешней среды; во втором - речь идет о предупреждении развития начальных форм психических заболеваний и их рецидивов.

Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, на производстве, в быту, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу. На производстве, в частности, обеспечиваемая законодательством необходимость соблюдения научно разработанных гигиенических и психогигиенических нормативов направляет инженерную мысль на совершенствование всякого нововведения, оборудования, технологии, условий труда, позволяет полнее использовать достижения научно-технической революции на благо человека. Ясно, что наличие психических расстройств, психический дискомфорт несовместимы с понятием здоровья человека.

Психогигиена развивается на стыке самых разнообразных как медицинских, так и иных дисциплин, поскольку в правильном решении задач сохранения и укрепления психического здоровья населения непосредственно заинтересованы разные специалисты: психиатры, терапевты, педиатры, организаторы здравоохранения, психологи, социологи, педагоги и др. Но по способу познания, по своей методологии психогигиена ближе всего стоит к гигиене, а именно к социальной гигиене. Если имеет в виду изучение влияния социальной среды на здоровье человека и акцентирует свое внимание на неблагоприятных факторах с целью предупреждения их болезнетворного действия на организм, то психогигиену будет интересовать все это в той части, которая касается психического здоровья. Таким образом, основная цель психогигиены состоит в том, чтобы с учетом большого значения наследственности, биологических факторов в происхождении и проявлениях психической патологии изучать влияние социальной среды на психическое здоровье человека и разрабатывать меры предупреждения психических заболеваний.

Психогигиена как наука и как комплекс мероприятий пока не накопила достаточно знаний и собственных методов исследования, чтобы стать в полной мере самостоятельной. Исторически сложилось так, что она зародилась и развивается как часть психиатрии. Через психогигиену осуществляется связь психиатрии с социальной гигиеной. В рамках психогигиены овладение методами социальной гигиены (в том числе и статистическим) помогает клиницистам-психиатрам более полно и правильно оценивать роль социальных и биологических аспектов психопатологии с выделением профилактики как основного направления деятельности.

Ориентировка психогигиены на профилактику, повышение внимания к пограничной психической патологии, к социально-психологическим дезадаптирующим и компенсирующим психическую сферу факторам, расширение исследовательской и практической работы среди психически здорового населения, изучение условий оптимального психического функционирования человека позволяют в последнее время в ряде случаев расценивать психогигиену и как раздел медицинской психологии.

Психология - наука, изучающая психическую деятельность человека в норме. Медицинская психология - научное направление, изучающее психологические аспекты медицины и разрабатывающее методы психологического исследования при патологических состояниях.

В соответствии с общей сформулированной выше целью можно выделить ряд конкретных задач, стоящих перед советским здравоохранением в борьбе за здоровую психику и гармоничную личность. Эти задачи определяют направления деятельности психогигиены и сводятся к разработке теории и практики сформировавшихся к настоящему времени следующих ее разделов: психогигиена труда; возрастная психогигиена; психогигиена воспитания и обучения; психогигиена семьи и половой жизни; психогигиена отдыха и быта; психогигиена больного человека; борьба с вредными привычками и алкоголизмом.

Ведется работа в области психогигиены , военной, инженерной, космической психогигиены и др.

Инструментом для практической реализации достижений психогигиены являются:

1) создание для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия обеспечения различных видов социального функционирования человека;
2) обучение определенных контингентов населения, передача психогигиенических знаний, привитие навыков (медицинским работникам, педагогам, родителям и др.);
3) санитарно-просветительная психогигиеническая работа среди широких слоев населения;
4) широкая пропаганда психогигиенических знаний с привлечением общественных организаций.

Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»

Психогигиена - отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья

Психогигиена как научная отрасль гигиены изучает состояние нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей. Если ещё до недавнего времени обязанностью гигиены как науки было в основном изучение воздействия внешних условий на соматическое здоровье человека, то в настоящее время предметом её главных забот становится анализ влияния среды на нервно-психический статус населения, и в первую очередь подрастающего поколения. Наиболее обоснованными и передовыми являются принципы психогигиены, исходная позиция которых базируется па основе представлений о том, что мир по своей природе материален, что материя находится в постоянном движении, что психические процессы являются продуктом высшей нервной деятельности и осуществляются по тем же законам природы. В психогигиене выделяют следующие разделы:

1) возрастная психогигиена,

2) психогигиена быта,

3) психогигиена семейной жизни,

4) психогигиена трудовой деятельности и обучения.

Раздел возрастной психогигиены включает психогигиенические исследования и рекомендации, относящиеся прежде всего к детскому и пожилому возрасту, так как различия в психике ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека значительны. Психогигиена детского возраста должна базироваться на особенностях психики ребёнка и обеспечивать гармонию её формирования. Необходимо учитывать, что формирующаяся нервная система ребёнка чутко реагирует на малейшие физические и психические воздействия, поэтому велико значение правильного и чуткого воспитания ребёнка. Основными условиями воспитания являются:

Развитие и тренировка процессов торможения,

Воспитание эмоций,

Обучение преодолению трудностей.

Психогигиенические проблемы имеют свою специфику в пожилом и старческом возрасте, когда на фоне падения интенсивности обмена веществ снижается общая работоспособность, функции памяти и внимания, заостряются характерологические черты личности. Психика пожилого человека становится более уязвимой для психических травм, особенно болезненно переносится ломка стереотипа.

Поддержанию психического здоровья в пожилом возрасте способствует соблюдение общегигиенических правил и режима дня, прогулки на свежем воздухе, неутомительный труд.

Психогигиена быта. Большую часть времени человек проводит в общении с другими людьми. Доброе слово, дружеская поддержка и участие способствуют бодрости, хорошему настроению. И наоборот, грубость, резкий иди пренебрежительный тон могут стать психотравмой, особенно для мнительных, чувствительных людей.

Дружный и сплочённый коллектив может создать благоприятный психологический климат. Люди, которые «всё принимают слишком близко к сердцу», придают незаслуженное внимание мелочам, не умеют тормозить отрицательные эмоции. Им следует воспитывать в себе правильное отношение к неизбежным в повседневной жизни трудностям. Для этого необходимо учиться правильно, оценить происходящее, управлять своими эмоциями, а когда нужно, и подавить их.

Психогигиена семейной жизни. Семья представляет собой группу, в которой закладываются основы личности, происходит её начальное развитие. Характер взаимоотношений между членами семьи существенно влияет на судьбу человека и поэтому обладает огромной жизненной значимостью для каждой личности и для общества в целом.

Благоприятная атмосфера в семье создается при наличии взаимного уважения, любви, дружбы, общности взглядов. Большое влияние на формирование отношений в семье оказывают эмоциональное общение, взаимопонимание, уступчивость. Такая обстановка способствует созданию счастливой семьи - непременному условию правильного воспитания детей.

Психогигиена трудовой деятельности и обучения. Значительную часть времени человек посвящает трудовой деятельности, поэтому важное значение имеет эмоциональное отношение к труду. Выбор профессии- ответственный шаг в жизни каждого человека, поэтому необходимо, чтобы.выбранная профессия соответствовала интересам, способностям и подготовленности личности. Только при этом труд может приносить положительные эмоции: радость, моральное удовлетворение, а в конечном счете, и психическое здоровье.

В психогигиене труда немаловажную, роль играет промышленная эстетика: современные формы машин; удобное рабочее место, хорошо оформленное помещение. Целесообразно оборудование на производстве комнат отдыха и кабинетов психологической разгрузки, уменьшающих утомление и улучшающих эмоциональное состояние работающих. Важное значение имеет психогигиена умственного труда. Умственная работа связана с высоким расходом нервной энергии. В процессе её происходит мобилизация внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Люди школьного и студенческого возраста тесно связаны с обучением. Неправильная организация занятий может вызвать переутомление и даже нервный срыв, особенно часто наступающие в период экзаменов. Остановимся на этом подробнее. В охране здоровья подрастающего поколения ведущая роль отводится психогигиене учебных занятий в школе, поскольку почти все дети учатся на протяжении 10 лет, и учение составляет эти годы приходятся 2 опасных.кризиса (7-8 лет и пубертатный период -13-15 лет), когда растущий организм особенно реактивен и наиболее подвержен невротизирующим влияниям.

Задачи психогигиены учебных занятий следующие;

1) способствовать своевременному и гармоничному психическому развитию детей;

2) стремиться к тому, чтобы учение приносило детям радость и протекало на фоне положительных эмоций, что в свою очередь, явится залогом психического здоровья;

3) избегать чрезмерного умственного напряжения, приводящего к значительному утомлению детей;

4) предотвращать психотравмирующие ситуации в школе.

В проблеме сохранения психического здоровья детей очень часто существенен начальный период обучения. С поступлением в школу на ребёнка обрушивается масса новых впечатлений и требований:

строгое соблюдение правил поведения;

длительное пребывание в относительно неподвижной позе;

интенсивная умственная деятельность;

включение в многоликий коллектив сверстников;

Так или иначе, процесс адаптации к новым условиям социального существования у многих детей протекает болезненно, ему сопутствует период неадекватных реакций. Такие дети часто отвлекаются на уроках, занимаются посторонними делами, на переменах нарушают нормы поведения, кричат, бегают или наоборот, замкнуты, пассивны. При контакте с педагогом они смущаются, при малейшем замечании плачут. У некоторых детей появляются признаки невроза, они теряют аппетит, плохо спят, капризничают. У большинства детей адаптация к школе полностью наступает лишь к середине первого года обучения. У некоторых она значительно затягивается. Здесь велика роль школы. Правильное поведение педагога - его терпение и доброжелательность, постепенное включение детей в учебную нагрузку с соблюдением гигиенических норм - облегчает период адаптации.

Основной формой учебно-воспитательного процесса признан урок. Степень вызываемого утомления зависит от утомительности урока отождествлять трудность и утомительность нельзя, хотя они и тесно связаны. Трудность - это объективное свойства урока, утомительность же - это его «физиологическая стоимость», своеобразное отражение воздействия урока на организм ученика.

Длительность и трудность урока - это объективные величины, не зависящие от учеников. Они действуют на всех, но не в равной степени вызывают (да и не у всех одинаковое) утомление. Это происходит потому, что на утомляющее воздействие урока наслаивается множество субъективных факторов: тип высшей нервной деятельности ученика, степень утомления, с которой он приступил к работе, психическое состояние от предшествующих факторов. Снижение утомительности урока в первую очередь зависит от его длительности и трудности изучаемого материала. Опыт показывает, что в последние 10 минут урока внимание и работоспособность учащихся падают, что этот период занятий неэффективен. Психогигиенической регламентации подлежит длительность отдельных учебных операций. Установлено, что продолжительность непрерывного чтения не должна превышать 15 минут, а в первом классе -10 минут. Переключение внимания после этого на другие виды деятельности дает хороший психогигиенический эффект. Одним из косвенных, но чрезвычайно эффективных средств защиты от утомительности урока служит его привлекательность для учащихся. Ей принадлежит ведущая роль в сохранении положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в классе - чрезвычайно существенного элемента психогигиены. Положительное эмоциональное состояние учащихся важно в двух аспектах:

* оно активизирует высшие отделы мозга, способствует высокой их возбудимости, улучшает память и тем самым повышает работоспособность;

* способствует психическому здоровью.

Обучение должно проходить на фоне хорошего настроения учащихся давать ощущение радости. Источником положительных эмоций может быть и сама учебная деятельность детей, когда решение трудной задачи, радость от преодоления препятствий показывает ученику его возможности и способности.

Главным генератором положительных эмоций учащихся служит интерес к уроку. А значит, его надо каким-то образом пробудить. В формировании утомления интерес действует прямо противоположно трудности. Отсутствие интереса или, попросту говоря, скука - это мощный фактор утомительности даже тогда, когда истинные элементы трудности отсутствуют.

Не следует, однако, это переоценивать. Интерес может иногда не уничтожать утомление, а лишь маскировать его. Некоторые педагоги считают, что эмоции могут отсрочить и замаскировать самое тяжёлое и истощающее утомление, которое резко проявится на последующих уроках.

Отрицательные эмоции, в противоположность положительным, снижают уровень функционирования нервных структур и психической деятельности. С этой точки зрения в несколько непривычном освещении выступают школьные отметки. Учащиеся, получая отрицательные оценки, хуже выполняют другие задания того же типа, у них снижается работоспособность. Поэтому педагогам нужно быть очень осторожньми в оценке работ, не злоупотреблять и ставить плохие оценки только в тех случаях, когда ученик их действительно заслужил, и быть при этом предельно объективным. Плохой балл ранит гораздо сильнее, если ребёнок в глубине души считает, что он поставлен несправедливо. Для создания благоприятного эмоционального климата большое значение имеют сказанное учителем слово ободрения, заслуженная похвала, а излишние упрёки, особенно незаслуженные, приводят к угнетённому состоянию детей. Педагоги сами отмечают, что учащийся, при взаимодействии с которым учитель чаще всего бывает раздраженным и недовольным, испытывает определённый дискомфорт, подавленность и неуверенность в своих силах: В результате школьник хуже отвечает при опросе, чем вызывает ещё большее недовольство педагога. Создаётся порочный круг, следствием которого нередко бывает невротизация ребёнка.

Предложен даже специальный диагноз для обозначения неврозов, вызванных неправильным поведением педагога - дидактогении. Поэтому отношение учителя к ученику должно строиться на трёх столпах: справедливость, доброжелательность и уважение. Уважение ученика к учителю считается само собой разумеющимся, об уважении же учителя к ученику приходится напоминать. С подростками следует быть особенно осторожными. Для них характерна потребность в самоутверждении, в признании их прав и возможностей со стороны взрослых. Хороню физически развитые, внешне почти взрослые, подростки склонны переоценивать своё социальное развитие и болезненно воспринимать его недооценку. В этом источник нередких конфликтов со старшими, в частности с педагогами. Школьник, даже самый младший, это уже личность и вправе ждать уважения к себе. Это не снизит авторитета учителя, не разрушит необходимой дистанции. Необходимо научиться сочетать требовательность к детям с любовью и уважением к ним.

Психопрофилактика - отрасль медицины, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение.

Пользуясь данными психогигиены, психопрофилактика разрабатывает систему мероприятий, ведущих к снижению нервно-психической заболеваемости и способствующих внедрению их в жизнь и практику здравоохранения. Методы психопрофилактики включают изучение динамики нервно-психического состояния человека в процессе трудовой деятельности, а также в бытовых условиях. Психопрофилактику принято подразделять на индивидуальную и социальную, кроме того, на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика включает сумму мероприятии, направленных на предупреждение самого факта возникновения болезни. Сюда входит широкая система законодательных мер, предусматривающих охрану здоровья населения. Вторичная профилактика- это максимальное выявление начальных проявлений психических заболеваний и их активное лечение, т.е. такой вид профилактики, который способствует более благоприятному течению болезни и приводит к более быстрому выздоровлению.

Третичная профилактика заключается в предупреждении рецидивов, достигаемом проведением мероприятий, направленных на устранение факторов, препятствующих трудовой деятельности больного.

Усилия врачей и педагогов объединяются с целью проведения соответствующей психогигиенической и психопрофилактической работы в отношении воспитания подрастающего поколения.

Успешно служит делу психогигиены и психопрофилактики широкая сеть лесных школ, санаториев, пионерских лагерей, детских площадок.

Эффективное решение вопроса сохранения и укрепления здоровья и влияние его на формирование личности школьника возможно посредством применения соответствующих педагогических технологий. Обучение следует рассматривать как процесс обмена информацией между ребенком и средой. Растущий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, применения различных технических средств обучения приводят к интенсификации умственной деятельности. Все это создает заметное влияние на нервно-психические функции ученика. Нарушения психического здоровья является одной из причин школьной неуспеваемости, трудностей в обучении, овладении учебной программой. В связи с этим педагогам важно знать различные факторы, способствующие возникновению нервно-психических расстройств у детей.
Именно педагог в условиях оптимизации учебно-воспитательного процесса с целью сохранения психического здоровья ученика должен учитывать индивидуально-типологические особенности личности. Это, в свою очередь, требует от педагогов и психологов школ знаний относительно причин и проявлений, согласно которым можно выявить детей, склонных к образованию невротических симтомо-комплексов. Знание психогигиенических мероприятий, направленных на коррекцию личности этих детей и их социальных отношений в условиях школы, является залогом сохранения психического здоровья. Поэтому квалифицированный педагог должен обладать систематизированными теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями, необходимыми для внедрения психогигиенических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья школьника.
Наличие знаний по обеспечению оптимальных условий обучения и воспитания, внедрение их в повседневную жизнь организованных детских коллективов является основой для гармоничного развития личности. Чтобы правильно организовать учебно-воспитательный процесс и не нанести вред психическому здоровью, педагог или воспитатель должен знать основные гигиенические требования или нормативы по правильной организации учебной деятельности, режима дня и отдыха. Несоблюдение психогигиенических рекомендаций по учебной нагрузки, режим дня, двигательная активность является причиной возникновения невротических нарушений. Именно поэтому в учебные планы педагогических вузов включено дисциплину "Психогигиена". Ознакомить студентов с основными направлениями этой науки, расширить знания учителей, психологов и воспитателей по проблеме охраны психического здоровья - такую задачу ставили целью авторы учебного пособия.
Своевременное выявление отклонений в психическом здоровье школьника, знание их причин, а также психофизиологических особенностей детей позволяют предупредить развитие клинических выраженных форм заболевания и обеспечить коррекцию выявленных отклонений. Для педагога важно знать признаки незначительных (функциональных) нарушений влияющих на процесс формирования личности и подлежат коррекции психолого-педагогическими средствами. Авторы пособия освещают основные клинические формы нервно-психических нарушений у детей, а также доклинические нервно-психические отклонения. Это увеличивает объем медико-биологических знаний педагога и способствует выявлению отклонений у детей и подростков на ранних этапах развития болезни.
Педагог-воспитатель должен знать значимость фактора воспитания для формирования нервно-психических нарушений. Поэтому авторами пособия акцентируется особое внимание педагогов на возможных группах факторов невротизации при воспитании детей и предлагается комплекс мер психопрофилактической и коррекционно-реабилитационного направлений.
Одной из важных задач работы педагога с подрастающим поколением является подготовка к семейной жизни. Это требует освещения вопросов поэтапной работы среди молодежи по половому воспитанию и распространение знаний по психогигиены семейной жизни. Учитывая это, авторами предложены психогигиенические рекомендации при проведении полового воспитания в разных возрастных группах.
Несмотря на внедрение в современной школе оздоровительного направления в учебно-воспитательном процессе, в пособии рассмотрены различные аспекты антиалкогольной, антинаркотической и антиникотиновой пропаганды среди учащейся молодежи; рекомендованы комплексы психопрофилактических и коррекционных мероприятий по предотвращению вредных привычек.
Психогигиена - наука, интенсивно развивается и совершенствуется. Проблема охраны психического здоровья, которой занимается эта наука, является касательной, как в медицине, так и к педагогике и психологии. В условиях непрерывного образования успешное решение задач обучения и воспитания требует не только педагогических знаний, но и знаний психофизиологических основ организма человека. Применение этих знаний на практике позволит предупредить нервно-психические нарушения у детей и подростков, также будет способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.

Предмет и задачи психогигиены
Третье тысячелетие существования человечества ознаменовалось бурным научно-техническим прогрессом, огромным потоком информации, повлекшее высокие нагрузки на высшую нервную деятельность человека. Это актуализировало проблему повышения устойчивости психики к вредным воздействиям внешней среды путем распространения медицинских знаний и расширение границ психогигиенических деятельности педагогов, психологов, врачей и т.д.
"Сохранение и укрепление психического здоровья невозможно без предупреждений возникновения психических заболеваний. Психогигиена преследует цель повышения устойчивости психического здоровья и резистентности к различным вредным факторам "(Большая медицинская энциклопедия - М., 1962.-Т. 21.-С. 317).
Психогигиена - современная наука, изучающая проблему психического здоровья и влияния на него различных факторов окружающей среды и разрабатывает мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья с целью обеспечения гармоничного психического и духовного развития личности.
Психогигиена - научная дисциплина, в рамках которой осуществляются фундаментальные и прикладные исследования. Как фундаментальная наука она рассматривает теоретические вопросы сохранения и укрепления психического здоровья, формулирует принципы оздоровления психики.
Психогигиена как прикладная научная дисциплина разрабатывает меры, правила и приемы оздоровления психики. На практике - это реализация оздоровительных мероприятий, создание условий для наиболее оптимального сохранения психического здоровья, как отдельного человека, так и групп людей, соблюдение рекомендаций по укреплению здоровья, повышение психологической устойчивости. Психогигиеническая практика осуществляется как профессионалами, так и непрофессионалами.
Научной основой психогигиены является учение о высшей нервной деятельности, разработанное известными учеными-физюлогамы И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, П. М. Бехтерева, А. А. Ухтомским, П. К. Анохиным.

Особое значение приобретает психогигиена в детском возрасте, так как именно в этот период закладываются основы психического здоровья. Состояние психического здоровья детей - объект внимательного наблюдения ВОЗ. Комитет экспертов ВОЗ констатировал, что нарушения психического здоровья среди детей с довольно распространенным явлением. Это требует особого внимания общества к проблемам психогигиены и формирует ряд новых задач, которые учитывают многофакторность влияния на психическое здоровье человека.
Психогигиенические мероприятия реализуются не только психологами и врачами, но и педагогами, воспитателями, социальными работниками.

Основные задачи психогигиены:
1. Создание благоприятных условий для формирования гармонично развитой личности.
2. Формирование навыков оздоровительного поведения, направленного на сохранение психического здоровья.
3. Разработка психопрофилактических мероприятий, направленных на предупреждение нервно-психических нарушений.
4. Мониторинг психического здоровья населения.
5. Разработка и внедрение мероприятий по оптимизации умственного труда и обеспечения активного творческого долголетия.

Соответствия с задачами предметом психогигиены являются :
- Исследование и систематизация критериев психического здоровья;
- Научное обоснование и внедрение психопрофилактических и реабилитационно-коррекционных мероприятий с целью сохранения
психического здоровья различных слоев населения.
Психогигиенические мероприятия имеют практическое значение не только применительно психогенных заболеваний, неврозов, психопатий, но и в отношении различных соматических заболеваний. Так, соблюдение требований психогигиены играет важную роль для предупреждения инфарктов, предотвращения развития гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, сахарного диабета и т.д. Общеизвестна роль психогигиены в предупреждении алкоголизма, наркомании и некоторых психозов.
Одной из главных предпосылок формирования навыков оздоровительной поведения является знание психологии человека во всем многообразии ее проявлений. Движущей силой поведения являются мотивы и установки, которые определяются потребностями и ценностными ориентациями. Последние являются основой для формирования установок. Наивысший уровень регуляции поведения личности создает система ценностных ориентаций, цель жизнедеятельности и средства достижения этой цели, К сожалению, исследованию этих важных психологических феноменов поведения личности, направленной на сохранение здоровья, уделяется слишком мало внимания. Отсутствие соответствующей психогигиенических и психологической компетентности является причиной того, что человек не осознает связи между эмоциональным дискомфортом и соматическим нарушениям.
Между тем известно, что лечить надо не болезнь, а больного. Это подчеркивает необходимость видеть индивидуальность в каждом человеке, знать основные психологические характеристики: систему ее жизненных ценностей, доминирующую мотивацию поведения, особенности эмоциональной сферы, индивидуальный стиль общения и т.д. Знание психики больного позволяет выявить те особенности, которые могут усилить проявления болезни или, наоборот, способствовать более успешному лечению.
Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить. Но профилактические рекомендации без учета психологических аспектов, как правило, не будут достаточно эффективными, они должны сочетаться.
За последние годы растет количество так называемых болезней "цивилизации", к которым причисляют нервно-психические расстройства, нейродермиты, ишемической болезнью сердца, гипертонической болезнью, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, алкоголизм, наркоманию и т.д. Изучение факторов риска и причин возникновения этих болезней показало, что очень часто в их основе лежит психоэмоциональное напряжение Возникновение последнего в основном зависит от психологических характеристик личности, ведь на одну и ту же психотравмирующую ситуацию люди реагируют по-разному, то есть те или иные социальные условия жизни и психологические особенности человека могут способствовать или предотвращать возникновению болезни. Это с особой остротой ставит проблему психологической грамотности населения, особенно молодого поколения, без чего трудно сохранить физическое и психическое здоровье.

В ряде психологических исследований описываются типы личностей, у которых чаще возникают болезни сердца, желудка, сосудов и т.д. Так, например, у людей, склонных к чувству страха, внутренне напряженных чаще наблюдаются болезни сердца, а у предрасположенных к гневу - болезни печени, у людей апатичных, с пониженным жизненным тонусом, - болезни желудка и кишечника. Отрицательные эмоции могут привести к обострению язвенной болезни, диабета, гипертонии. Но человек не рождается с теми или иными личностными данными, они формируются в процессе жизни, воспитания и обучения. Следовательно, проблемы профилактики любых заболеваний, воспитания здорового поколения невозможно решить, не учитывая индивидуальные особенности человека.
Психическое здоровье, внутреннее совершенство, гармоничная система отношений с окружающим миром закладываются еще в детском возрасте, поэтому профилактические психогигиенические рекомендации и меры являются наиболее продуктивными, если они реализуются с раннего детства, а не в зрелом возрасте, как это часто бывает.
К наиболее важным рекомендациям, направленным на сохранение и укрепление психического здоровья детей, относятся следующие:
1. Правильная организация и соблюдение режима дня.
2. Гигиеническая организация учебной нагрузки (соблюдение гигиенических требований к продолжительности урока, письма, чтения,
расписание занятий, правильное чередование уроков, разных по характеру деятельности и чередование различных видов нагрузки
течение недели, чередование учебной и трудовой деятельности с отдыхом и т.п.).
3. Подготовка ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение.
4. Готовность ребенка к школе.
5. Правильное воспитание детей в семье и организованных коллективах.
6. Индивидуальный подход к детям с различными типологическими особенностями ВНД.
7. Обеспечение благоприятных условий для формирования у детей положительного эмоционального состояния.
8. Интеграция физической и умственной деятельности в учебно-воспитательном процессе в учебных заведениях.

Соблюдение этих психогигиенических рекомендаций создают условия для укрепления психического здоровья и оптимизации работоспособности детей и подростков.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии