Определение географии. Наука, изучающая географическую оболочку Земли. Определение географии как науки

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Абсолютная высота – высота любой точки земной поверхности над уровнем океана.

Азимут – угол между направлением на север и направлением на данный предмет.

Айсберги, ледяные горы – большие обломки материковых ледников, которые плавают в океане.

Артезианские воды – напорные межпластовые воды.

Архипелаг – группа островов в океане или море, имеющих одинаковое происхождение и расположенных недалеко друг от друга.

Атолл – коралловый остров кольцеобразной формы с расположенным внутри него мелководным бассейном.

Бассейн реки, речной бассейн – территория, с которой река собирает воду.

Бессточные озера – озера, не имеющие речного стока. Из таких озер не берут начало реки.

Внутренние моря – моря, которые глубоко врезаются в сушу; соединяются с океаном или прилегающим морем проливами.

Водопад – падение воды с уступа, созданного в русле реки.

Водораздел – граница между бассейнами рек.

Водохранилища – искусственные озера на реках, созданные путем строительства плотины.

Воды суши – это воды рек, озер, болот, ледников и воды в верхней части земной коры. Подразделяются на поверхностные и подземные.

Возвышенности – равнинные участки суши, которые располагаются на абсолютных высотах от 200 до 500 м.

Впадины – замкнутые участки суши, расположенные ниже уровня моря.

Вулканизм – совокупность процессов, связанных с внедрением магмы в толщу земной коры или ее выходом на земную поверхность.

Вулканические озера, кратерные озера – озера в кратерах вулканов.

Вулканы – горы, которые образуются при поднятии из недр Земли и извержении на ее поверхности магмы и других вулканических продуктов.

Выветривание – механическое и химическое изменение горных пород на земной поверхности или вблизи ее под влиянием колебаний температуры, воздуха, воды и организмов. Бывает физическим, химическим и биологическим.

Гейзер – периодически фонтанирующий горячий источник.

Географическая долгота – расстояние в градусах от начального меридиана на запад или восток до данной точки. Бывает западный и восточный.

Географическая карта – уменьшенное, обобщенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

Географическая широта – расстояние в градусах от экватора на север или на юг до какой-либо точки. Бывает северной и южной.

Географические полюса – точки пересечения воображаемой земной оси с поверхностью земного шара.

География – наука о природных условиях земной поверхности (физическая география), населении Земли и его хозяйственной деятельности (экономическая география).

Гидросфера – водная оболочка Земли. Основными ее составными частями являются Мировой океан и воды суши.

Глубоководные желоба – длинные узкие понижения дна океана с глубинами свыше 6000 м.

Горизонтали – линии на карте, которые соединяют точки с одинаковой абсолютной высотой.

Горная страна, горы – обширный участок земной поверхности, который поднят над уровнем моря выше 500 м и характеризуется значительными и резкими колебаниями высот на сравнительно коротких расстояниях. По абсолютной высоте различают низкие, средние и высокие горы.

Горные ледники – ледники в горах; имеют разнообразную форму.

Горные породы – природные минеральные образования, из которых слагается земная кора. Бывают магматическими, осадочными и метаморфическими.

Горные реки – реки горных стран с узкими скалистыми долинами и быстрым течением.

Градусная сетка – сетка параллелей и меридианов на глобусе и карте.

Грунтовые воды – подземные воды первого от поверхности постоянного водоносного горизонта, которые не перекрыты сверху сплошным водонепроницаемым пластом.

Дельта – устье реки в виде треугольника. Обычно образуется на мелководных участках моря или озера при впадении реки, которая несет большое количество наносов.

Долинные горные ледники – ледники в горах, имеющие форму в виде ледяных потоков, движущихся от областей питания по горным долинам вниз.

Жерло вулкана – канал, через который магма извергается на поверхность Земли.

Загрязнение окружающей среды – изменение свойств окружающей среды в результате антропогенного (созданного человеком) поступления различных веществ.

Залив – часть океана или моря, вдающаяся в сушу, но имеющая свободный обмен водой с остальной частью водного пространства и слабо отличающаяся от нее по природным условиям.

Запрудные озера, платинные озера – озера, возникшие в результате перекрытия, запруды, загромождения долины горным обвалом, лавовым потоком, ледником или его отложениями.

Землетрясения – резкие подземные толчки и колебания земной поверхности.

Земная кора – верхняя твердая каменная оболочка Земли.

Изобаты – линии на карте, которые соединяют точки одинаковых глубин дна океанов, морей и озер.

Искусственные озера – озера, созданные человеком (пруды, водохранилища).

Исток реки – место начала реки.

Источник, родник, ключ – естественный выход на земную поверхность подземных вод.

Карст – совокупность процессов, связанных с растворением поверхностными и подземными водами горных пород.

Карстовые озера – озера, возникшие в результате растворения водой известняков, гипсов, доломитов.

Колебательные движения земной коры – медленные поднятия и опускания земной коры.

Кратер – чашеобразное углубление на вершине вулкана или на его склоне, через которое извергаются вулканические продукты (магма, газы и др.).

Лава – магма, которая вылилась на земную поверхность.

Легенда карты – совокупность использованных на карте условных обозначений с пояснениями.

Ледник – естественное скопление льда на земной поверхности, обладающее самостоятельным движением.

Ледниковые озера – озера, образованные ледниками.

Литосфера –верхняя оболочка Земли, охватывающая земную кору и верхнюю часть мантии.

Ложе океана – собственно океаническое дно с земной корой океанического типа.

Магма – расплавленная огненная масса, которая насыщена парами воды и газами. Образуется в недрах Земли.

Мантия Земли – земная оболочка, расположенная между земной корой и ядром Земли.

Масштаб – отношение длины линии на чертеже, плане или карте к длине соответствующей линии на местности.

Материки, континенты – крупные участки суши, окруженные со всех или почти со всех сторон океанами и морями.

Материковая отмель, шельф – подводная слабонаклоненная мелководная равнина до глубины 200 метров.

Материковый склон – часть дна Мирового океана, расположенная между шельфом и ложем океана на глубине от 200 до 2500--3000 м.

Межень – период с наиболее низким устойчивым уровнем воды в реке. Бывает летней и зимней.

Межпластовые воды – подземные воды, которые залегают между водоупорными пластами.

Меридианы – линии на глобусе и картах, условно проведенные на поверхности Земли и соединяющие полюса.

Мировой океан – все водное пространство земного шара вне суши.

Мониторинг – наблюдение и контроль за состоянием природной среды, ее отдельных компонентов и их изменением человеком.

Море – часть океана, обособленная сушей и подводными поднятиями от остальной части водного пространства океана и имеющая свои природные условия.

Морена – твердый обломочный материал, который переносится и отлагается ледником.

Морские течения, океанические течения – горизонтальное перемещение водных масс в океанах и морях в виде огромных потоков, которые движутся по определенным путям.

Наводнение – затопление водой местности, расположенной в речной долине выше поймы.

Нагорье – большая по площади часть горной страны, которая включает как горные хребты, так и участки плоскогорий.

Низменность – равнина с абсолютной высотой до 200 м.

Овраги – глубокие рытвины (рвы) с крутыми склонами, образованные временными водными потоками – ливневыми и талыми водами.

Озеро – естественное замкнутое углубление суши, заполненное водой. Различаются по происхождению озерных котловин, проточности и солености.

Океаны – крупные части Мирового океана, обособленные материками.

Окраинные моря – моря, которые неглубоко врезаются в сушу, широко связаны с океаном и отделены от него островами, полуостровами и подводными поднятиями.

Оползни – сдвиги, сползания вниз масс горных пород на крутых склонах под влиянием силы тяжести.

Ориентирование на местности – определение своего положения по отношению к сторонам горизонта и местным предметам.

Острова – небольшие, по сравнению с материками, участки суши, со всех сторон окруженные водой. По происхождению бывают материковыми, вулканическими и коралловыми.

Отметки высот и глубин – цифры на картах и планах местности, показывающие абсолютные высоты суши и глубины океанов, морей, озер.

Относительная высота – превышение одной точки земной поверхности над другой.

Паводок – быстрый, но кратковременный подъем уровня воды в реке.

Параллели – линии, условно проведенные на поверхности Земли параллельно экватору.

Перекаты – мелководные участки русла реки.

Перешеек – относительно узкая полоса суши в водном пространстве. Соединяет различные участки суши.

Питание рек – поступление воды в реки. Различают дождевое, ледниковое, подземное и смешанное питание рек.

План местности – уменьшенное условное изображение небольшого участка земной поверхности на чертеже, сделанное в определенном масштабе.

Плесы – более глубокие части русла реки между более мелководными.

Плоскогорье – крупный равнинный участок суши с абсолютной высотой свыше 500 м.

Поверхностные воды – воды, переносимые ручьями и реками, сосредоточенные в озерах, водохранилищах, болотах и ледниках.

Подводная окраина материков – часть дна океанов, что включает материковую отмель и склон.

Подземные воды – воды, находящиеся в порах, пустотах и трещинах горных пород в верхней части земной коры (до глубины 12-16 км).

Пойма – пониженная часть речной долины, затапливаемая водой в половодье.

Покровные ледники, материковые ледники – ледники в виде куполов или щитов, покрывающие поверхность суши, независимо от рельефа.

Полезные ископаемые, минеральные ресурсы – природные минеральные образования в земной коре, которые добываются и используются человеком.

Половодье – высокий и продолжительный подъем уровня воды в реке, сопровождаемый затоплением поймы.

Полыньи – незамерзающие участки реки зимой.

Полуостров – участок суши, вдающийся в водное пространство, с трех сторон окруженный водой.

Пороги – мелководные каменистые или скалистые участки в русле реки с быстрым течением. Образуются в результате выхода твердых горных пород.

Пресные озера – озера, содержание растворенных солей в которых менее 1г на литр воды.

Приливы и отливы – периодические подъемы и спады уровня воды в океанах и морях. Вызываются силами притяжения Луны и Солнца.

Пролив – относительно узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее отдельные части Мирового океана.

Пруд – небольшое искусственное озеро в долине речки, оврага, балки и в других понижениях рельефа, которое образовалось путем строительства плотины или выкапывания котлована.

Равнины – крупные участки суши и океанического дна со сравнительно малыми колебаниями относительных высот. По характеру поверхности бывают плоскими и холмистыми, по абсолютной высоте представлены низменностями, возвышенностями и плоскогорьями.

Равнинные реки – реки равнины с широкими речными долинами и плавным, спокойным течением.

Режим реки – изменение состояния реки во времени (изменение уровня воды, скорости течения, температуры воды и т.д.). Обычно выделяются половодье, межень, паводки.

Река – природный водный поток, который течет постоянно по одному и тому же месту.

Рекультивация земель – восстановление земель, нарушенных хозяйственной деятельностью человека.

Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности.

Речная долина – продольно вытянутое понижение от истоков к устью, созданное или измененное рекой.

Речная система – река вместе со своими притоками.

Речные равнины – равнины, образованные речными отложениями.

Русло реки – углубление в речной долине, по которому текут воды реки.

Снеговая граница (линия) – абсолютная высота выше которой выпадение снега превышает его таяние. Снег накапливается и преобразуется в лед. На снеговой границе снега выпадает столько, сколько его может растаять.

Соленость воды – общее количество всех солей в граммах, содержащихся в 1 л. Или 1 кг воды.

Соленые озера, минеральные озера – озера с содержанием более 24г растворенных веществ в литре воды.

Солоноватые озера – озера, в которых содержание растворенных солей от 1 до 24г в литре воды.

Срединно-океанические хребты – мощные горные сооружения на дне Мирового океана с вулканизмом и землетрясениями.

Старицы – озера в старых руслах рек, обычно серповидной формы.

Сточные озера – озера, имеющие речной сток. Из них берут начало реки.

Тектонические озера – озера, образовавшиеся в результате движений земной коры, ее опускания по трещинам или прогибам.

Террикон – конусообразный отвал пустой породы около горных выработок (например, угольный шахт).

Устье реки – место впадения реки в другую реку, озеро или море.

Ущелье – узкая и глубокая горная долина с крутыми склонами.

Цунами – большие морские волны, которые возникают в результате мощных подводных землетрясений, иногда – подводных извержений вулканов.

Части света – материки или их части и расположенные вблизи острова.

Шкала высот и глубин – цветная шкала на физических картах и глобусах, с помощью которой определяют высоты и глубины.

Экватор – линия на глобусе и картах, условно проведенная на поверхности земного шара на одинаковом расстоянии от географических полюсов.

Ядро Земли – центральная часть Земли, расположенная ниже мантии.

Введение

…………….

Что изучает география

Изучение земной поверхности в древности и в средние века

Эпоха Великих географических открытий. География Нового времени

Современная география

Раздел 1. Изображение поверхности Земли на плане

местности, глобусе и карте

Тема 1. План местности

Ориентирование на местности

Измерение расстояний на местности

План местности

Масштабы планов местности

Составление схематического плана участка местности

Абсолютная и относительная высоты

Изображение рельефа горизонталями

Тема 2. Географическая карта

Особенности изображения Земли на глобусе

Географическая карта

Параллели и меридианы. Градусная сетка

Географические координаты

Отличие плана местности от географической карты. Значение карт.

Обобщающее повторение по разделу «Изображение поверхности Земли на плане местности, глобусе и карте»

Раздел 2. Природные условия земной поверхности.

Тема 3. Литосфера и рельеф Земли

Внутреннее строение Земли

Породы, слагающие земную кору.

Медленные вертикальные и горизонтальные движения земной коры

Землетрясения как кратковременные движения земной коры

Горы, горные страны и нагорья

Охрана земных недр и поверхность суши

Обобщающее повторение по теме «Литосфера и рельеф Земли»

Тема 4. Гидросфера. Мировой океан.

Понятие о гидросфере

Суша в мировом океане. Материки.

Острова и полуострова.

Моря, заливы, проливы.

Рельеф дна Мирового океана

Соленость и температура вод Мирового океана

Волны в океанах и морях

Океанические течения и приливные явления

Растительный и животный мир океанов и морей

Значение Мирового океана в жизни людей. Охрана океанских вод

Изучение Мирового океана

Тема5. Воды суши

Подземные воды. Источники

Характер течения рек

Питание и режим рек

Работа текучих вод

Сточные и бессточные озера, пресные и соленые озера

Охрана вод суши

Обобщающее повторение по теме «Воды суши»

ПРИЛОЖЕНИЯ

………….………………………………………….

……………………………………………………………………………………………

…………….

…………………………………………………………………

………………………………………

……………………………………………………………………………….

…………….

…………….

……………………………………………………………………………………………………………………….

…………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………….

……………………………………….

……………………………………………………..

……………..

…………….

Чтобы научиться отличать Австрию от Австралии, север от юга, дюну от бархана - следует хорошо учить географию. Определение слова и его значение вы найдете в этой статье. Кроме того, вы узнаете, что изучает одна из древнейших наук, и каковы ее главные особенности.

Что такое география: определение и значение термина

География - древнейшая из ныне существующих научных дисциплин. Ее основы были заложены еще в эпоху эллинизма. В сфере ее интересов - моря и океаны, горы и равнины, а также общество. Точнее, особенности взаимодействия человека с окружающей природой.

Определение понятия «география» невозможно без трактовки самого слова. Оно имеет древнегреческое происхождение и переводится как «землеописание». Термин состоит из двух греческих слов: «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).

В третьем веке до нашей эры (когда география зарождалась как наука) данный термин вполне соответствовал сущности. Древнегреческие мыслители и вправду занимались «землеописанием», не сильно вдаваясь в тонкости природных процессов и явлений. Однако нынешнее определение географии нельзя сводить к такой, столь узкой трактовке.

Чем же занимается наука на современном этапе? Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться с тем, что такое география. Определение данной научной дисциплины вы найдете далее в нашей статье.

Ранняя история географической науки

Итак, как мы уже разобрались, термин «география» придумали древние греки. Ими же были созданы первые детальные карты местности. Собственно, и основы этой науки были заложены именно в эллинскую эпоху. Позднее центр ее развития плавно переместился в арабский мир. Исламские географы не только исследовали и нанесли на карты массу новых земель, но и совершили немало важных новаторских открытий.

Развитию географической науки сильно поспособствовала также китайская цивилизация. В частности, инструментально. Именно китайцы разработали такую полезную вещицу, как компас, которой активно пользуются и в XXI веке.

Самые известные представители раннего периода в истории географической науки:

  • Эратосфен («отец географии»).
  • Клавдий Птолемей.
  • Страбон.
  • Мухаммад-аль-Идриси.
  • Ибн Баттута.

Развитие географии в XVI-XX веках

В эпоху европейского Возрождения громадное эмпирическое наследие, накопленное географами предыдущих поколений и культур, было систематизировано и переосмыслено. Так называемый период Великих Географических открытий поставил перед «наукой землеописания» совершенно новые задачи и цели, а в обществе возник свежий и неподдельный интерес к профессии географа.

В XVIII веке данную науку начинают изучать в университетах как отдельную дисциплину. В первой половине XIX столетия Александром Гумбольдтом и Карлом Риттером был заложен фундамент современной академической географии - такой, какой мы знаем ее сегодня. В наши дни, благодаря спутниковым технологиям и новейшим геоинформационным системам, география входит в совершенно новый этап своего развития.

Ученые, внесшие существенный вклад в развитие европейской географической науки:

  • Герхард Меркатор.
  • Александр фон Гумбольдт.
  • Карл Риттер.
  • Вальтер Кристаллер.
  • Василий Докучаев.

Определение географии как науки

«Линейное изображение всей известной части Земли, со всем тем, что на ней расположено - заливами, крупными городами, народами, значительными реками». Такое определение географии дал Клавдий Птолемей еще во втором веке. Благодаря этой науке, как говорил известный древнегреческий астроном, мы получаем уникальную возможность «обозреть всю Землю в одной картинке».

В начале XIX века немецкий географ Карл Риттер предложил заменить «землеописание» термином «землеведение». Кстати, именно он впервые разделил географию на две самостоятельные ветки: физическую и общественную (политическую). «Территория влияет на жителей, а жители - на территорию» - эту справедливую мысль Риттер высказал еще в 1804 году.

Другой немецкий ученый Герман Вагнер он дал следующее определение географии: это наука о могуществе пространства, которое проявляется в местных различиях его вещественного заполнения. Вагнер был довольно близок по своим научным воззрениям к Карлу Риттеру.

Интересное определение географии дал известный советский почвовед Арсений Ярилов. По его утверждению, это та наука, которая должна ориентировать человека в пределах отведенного ему природой жилища.

Существует немало других любопытных трактовок данной научной дисциплины. Чтобы подытожить все вышесказанное, следует привести современное определение: география - это наука, изучающая так называемую географическую оболочку Земли, во всем ее природном и социально-экономическом многообразии. О том, что это такое, мы более подробно расскажем в следующем разделе.

Географическая оболочка - это…

Под географической оболочкой подразумевают оболочку планеты Земля, состоящей из четырех структурных слоев:

  • Тропосферы.
  • Земной коры.
  • Гидросферы.
  • Биосферы.

При этом все эти «сферы» пребывают в теснейшем взаимодействии, пересекаясь и проникая друг в друга. Сущность понятия о географической оболочке Земли впервые описал еще в 1910 году русский ученый П. И. Броунов.

В пределах географической оболочки происходит постоянный и непрерывный процесс перемещения вещества и энергии. Так, вода из рек и озер постоянно поступает в нижние слои атмосферы, а также в земную кору (через трещины и поры). В свою очередь, в водоемы попадают газы и твердые частицы из тропосферы.

Границы географической оболочки определяются нечетко. Чаще всего нижнюю ее черту проводят по подошве земной коры, верхнюю - на высоте 20-25 километров. Таким образом, средняя мощность географической оболочки Земли составляет примерно 30 км. По сравнению с параметрами нашей планеты - это мизер. Но именно эта тонкая «пленка» как раз и является главным объектом изучения для географической науки.

Структура географической науки

Современная география - комплексная и очень объемная наука, включающая в себя десятки частных дисциплин. Как правило, ее делят на два крупных блока - физическую и общественную (или социально-экономическую). Первая изучает общие закономерности развития и существования географической оболочки и ее отдельных частей, а вторая - занимается исследованием процессов взаимодействия общества с природной средой.

Среди физико-географических дисциплин выделяются следующие:

  • Геодезия.
  • Геоморфология.
  • Гидрология.
  • Океанология.
  • Ландшафтоведение.
  • Почвоведение.
  • Палеогеография.
  • Климатология.
  • Гляциология и пр.

В числе общественно-географических наук принято выделять такие дисциплины:

  • Демография.
  • Экономическая география.
  • Геополитика.
  • География культуры.
  • Медицинская география.
  • Геоурбанистика.
  • Политическая география.
  • Страноведение и др.

Основные проблемы и дискуссии современной географии

Как ни странно, вопрос «что такое география?» остается одним из самых сложных и дискуссионных среди представителей данной науки. Что должна изучать география, какие цели она обязана ставить перед собой - эти проблемы до сих пор не могут решить умы нынешнего поколения ученых-географов.

Помимо этого, теоретическая география пытается сегодня решить и ряд других актуальных проблем. К самым основным можно отнести следующие:

  • Проблема утраты в обществе интереса к географии.
  • Проблема «отмирания» таких чисто практических дисциплин, как мелиорация, землеустройство, почвоведение.
  • Проблема общей классификации географической науки.
  • Определение ряда ключевых понятий: «географическая оболочка», «ландшафт», «геосистема» и т. п.

В последнее время набирает популярность такое свежее направление, как «конструктивная география». Прежде всего, в силу стратегического характера своих исследований. Данная дисциплина может преобразовать традиционно описательную и теоретическую географию - в практичную и полезную.

В заключение

География входит в число древнейших наук. Она зародилась еще в III веке до нашей эры. Сегодня география является самостоятельной научной отраслью, которая занимается глубоким и комплексным изучением географической оболочки Земли, начиная от процессов в толще земной коры и заканчивая производственной деятельностью человека.

Тема урока : География - наука о земле.

Основные цели и задачи : сформировать у учеников 5-ого класса понимание того, чем занимается география, сформировать начальный интерес к этой науке и желание ее изучать.

План урока :

  1. Определение географии
  2. Подразделы географии
  3. Откуда географы черпают информацию

Ход урока

1. Определение географии

Как уже было сказано, география - это наука о Земле. Она всесторонне изучает нашу планету. В переводе с греческого слово «география» означает «землеописание». Да и состоит это слово из двух простых греческих слов: «ге» (что в переводе означает Земля) и «графо» (что переводится как пишу).

Развитие географии проходило параллельно развитию человечества. Помните, с самого начала люди считали, что Земля стоит на трех слонах, которые, в свою очередь, размещались на огромной черепахе? Тогда и описание Земли было другим. Древний человек, не имея достаточных инструментов, описывал то, что мог увидеть невооруженным глазом - леса и поля, реки и озера, людей и их обычаи. С тех пор, как было доказано, что Земля - это круглая планета, методы ее исследования круто поменялись. Современные географы ни для не проживут без различных искусственных помощников, позволяющих им, прежде всего, преодолевать значительные расстояния (например, автомобилей с повышенной проходимостью). Кроме того, им понадобятся бинокли, дальномеры, но при этом и микроскопы.

С чего начнется изучение географии для вас, учеников 5 класса? Конечно, это будет общая география. Вы узнаете об особенностях природы вашего родного края, изучите, какие особенности рельефа тут присутствуют, какие растения растут и какие животные обитают. Со следующего года вы пойдете дальше - и вот уже узнаете, что такое географическая оболочка, из чего она состоит, как она сформировалась. Наверняка вам будет интересно узнать, что такое литосфера или атмосфера. Может, вы сами сможете догадаться, для чего нужна гидросфера и что включает в себя биосфера. А еще вы узнаете, что человечество обитает именно в географической оболочке, и его влияние на нее огромно.

Так что говоря о географии, мы будем подразумевать комплекс наук, который изучает географическую оболочку, в рамках которой происходит взаимодействие природа и человека, живущего в обществе.

2. Подразделы географии

Как и любая другая наука, изучающая явления в комплексе и системе, география имеет несколько подразделов, каждый из которых занимается своими отдельными вопросами. Всего известно более 80 взаимосвязанных между собой наук, которые относятся к географии. Самые известные и популярные среди них:

  • Океанология - наука, изучающая процессы, которые имеют место в Мировом океане.
  • Демография - исследует население земного шара, его качественный и количественный состав. Именно эта наука говорит о том, что в настоящее время на Земле проживает 7,5 млрд. человек. К сожалению, демография не может дать ответа на вопрос, сколько же населения сможет выдержать наша планета.
  • Инженерная география - в рамках этой науки подлежат исследованию грунты, на которых возводят различные сооружения. Специалисты в этих вопросах следят, чтобы построенное здание, к примеру, не сползло в море из-за нестабильных грунтов.
  • Климатология - как следует из названия, и это очень легко, наука о климате на планете. Главный вопрос - существует ли парниковый эффект или его придумали злые ученые.
  • Геология - исследует земную кору, ее строение и состав. А вдруг в месте, где запланировано строительство небоскреба, расположена сейсмически опасная зона и велика вероятность землетрясений?
  • Геоморфология - занимается изучением рельефа земной поверхности.
  • Медицинская география - для нее важными являются вопросы влияния различных особенностей территорий на состояние здоровья тех людей, которые там проживают.
  • Картография - наука о создании карт и их чтении.

Как и биология, усилия географии и ученых, работающих в данной сфере, направлены на то, чтобы сохранить природу в ее первозданном виде, а также экономно и бережно использовать те богатства, которые она нам предоставляет.

Все науки, работающие под «эгидой» географии, относятся к одному из двух классов:

  • Физическая география - они посвящены изучению поверхности нашей планеты.
  • Социально-экономическая - в фокусе ее внимания многообразие проявлений мира, в котором живут люди, а также той экономической деятельности, которую они ведут.

Практическое задание:

Разделите указанные выше подразделы географии между двумя этими классами.

3. Откуда географы черпают информацию

Изучать географию на начальном этапе не очень-то и сложно - географические карты, словари, учебники и энциклопедии, рассказывающие о географических достижениях различной давности очень много. Прежде всего, нужно научиться читать географическую карту - это умение может иметь и практические применение, например, поможет вам в походе или в путешествиях.

Кроме того, просмотр телевизора и компьютера с подключением к Интернету в данном случае более чем приветствуется - на сегодняшний момент многие телеканалы мира (например, BBC), имеют собственные программы, посвященные вопросам географии. Ну и про книги (в первую очередь, учебники) забывать не стоит - в них собрана квинтэссенция тех знаний, которые вам сейчас доступны.

Оценивание : Поскольку в рамках урока было мало практических заданий, оценивать учеников необходимо по итоговой проверке уровня освоения ими материала. Следует задать несколько вопросов, перечисленных в разделе «Итоги урока», чтобы понять, как был усвоен его материал.

4. Итоги урока:

В ходе проведённого урока ученики познакомились:

  • Что такое география? Какие отличия в изучении нашей планеты в прошлом и в настоящем вы можете отметить?
  • Какие есть подразделения географии и чем каждое из них занимается? Что такое физическая и социально-экономическая география?
  • Что является источником информации для изучения географии?

Домашнее задание:

В рамках творческого задания можно посоветовать ученикам:

  • Дополнить список подразделений географии - приведенный в п.3 не является конечным.
  • Разобраться с тем, как теоретические исследования в области географии влияют на практическую деятельность человека - например, помогают в строительстве или медицине.
  • Найти в Интернете одно видео, посвященное географическим вопросам, посмотреть его и письменно пересказать, о чем там шла речь, своими словами.

Что такое География? Значение и толкование слова geografija, определение термина

География - (от гео... и... графия) - наука, изучающая географическуюоболочку Земли, ее структуру и динамику, взаимодействие и распределение впространстве ее отдельных компонентов. Основные цели - географическоеисследовательско-научное обоснование путей рациональной территориальнойорганизации общества и природопользования, создание основ стратегииэкологически безопасного развития общества. Важнейший предметгеографического изучения - процессы взаимодействия человека и природы,закономерности размещения и взаимодействия компонентов географическойсреды и их сочетаний на локальном, региональном, национальном(государственном), континентальном, океаническом, глобальном уровнях.Сложность объекта исследования обусловила дифференциацию единой географиина ряд специализированных научных дисциплин, что дает основаниерассматривать современную географию как систему наук, в которой выделяютсяестественные, или физико-географические, и общественные географическиенауки. К физико-географическим наукам относятся комплексная физическаягеография (включает общее землеведение, ландшафтоведение, палеографию) ипограничные с другими науками геоморфология, климатология, гидрологиясуши, океанология, гляциология, география почв, биогеография, кобщественным географическим наукам - экономическая география, социальнаягеография, география населения, география культуры, политическаягеография. В систему географических наук включаются также страноведение икомплексные дисциплины прикладного характера (медицинская география,военная география, рекреационная география и др.). Особое место в системегеографических наук занимает картография. Географические знания, умение""читать"" карту - один из необходимых элементов культуры и научногомировоззрения. География - одна из древнейших наук, первоначальные попыткиестественнонаучного объяснения географических явлений принадлежатдревнегреческим философам милетской школы 6 в. до н. э. (Фалес,Анаксимандр).

География

(от гео... и... графия) - наука, изучающая географическуюоболочку Земли, ее структуру и динамику, взаимодействие и распределение впространстве ее отдельных компонентов. Основные цели - географическоеисследовательско-научное обоснование путей рациональной территориальнойорганизации общества и природопользования, создание основ стратегииэкологически безопасного развития общества. Важнейший предметгеографического изучения - процессы взаимодействия человека и природы,закономерности размещения и взаимодействия компонентов географическойсреды и их сочетаний на локальном, региональном, национальном(государственном), континентальном, океаническом, глобальном уровнях.Сложность объекта исследования обусловила дифференциацию единой географиина ряд специализированных научных дисциплин, что дает основаниерассматривать современную географию как систему наук, в которой выделяютсяестественные, или физико-географические, и общественные географическиенауки. К физико-географическим наукам относятся комплексная физическаягеография (включает общее землеведение, ландшафтоведение, палеографию) ипограничные с другими науками геоморфология, климатология, гидрологиясуши, океанология, гляциология, география почв, биогеография, кобщественным географическим наукам - экономическая география, социальнаягеография, география населения, география культуры, политическаягеография. В систему географических наук включаются также страноведение икомплексные дисциплины прикладного характера (медицинская география,военная география, рекреационная география и др.). Особое место в системегеографических наук занимает картография. Географические знания, умение""читать"" карту - один из необходимых элементов культуры и научногомировоззрения. География - одна из древнейших наук, первоначальные попыткиестественнонаучного объяснения географических явлений принадлежатдревнегреческим философам милетской школы 6 в. до н. э. (Фалес,Анаксимандр).

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Географический Детерминизм - географическое и социологическое понятие,обозначающее взаимозависимость между обществом и...
Географического Общества Ледник - на стыке хр. Академии Наук иДарвазского, в верховье...
Географическое (Территориальное) Разделение Труда - пространственная формаобщественного разделения труда, выражающаяся в специализации отдельныхрайонов...



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии