Ну почему мы не помним. «Инфантильная амнезия»: почему мы не помним свое детство. Без вины виноватые

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Во сне нам удаётся преодолеть все мыслимые и немыслимые препятствия, побывать в неведомых странах и даже влюбиться, но, как правило, с пробуждением ночные приключения растворяются в сознании. Так как же возникают наши сны, и почему так бесследно стираются из памяти, и можно ли удержать в памяти сновидение со всеми подробностями? Специалисты провели множество исследований и теперь стали на шаг ближе к истине.

Почему мы засыпаем

Наверняка вы не раз замечали, что момент «засыпания», когда происходит отключение от реальности, отследить невозможно. Так как же мы всё-таки засыпаем? Учёные из Швеции пришли к выводу, что засыпаем мы в тот момент, когда в работу вступают мозговые центры, находившиеся в состоянии покоя в дневное время. А американские специалисты заметили, что важную роль играет недостаток дневного света, который переводит наши биологические часы на ночное время за счёт выработки мелатонина, гормона сна. В любом случае, к единому мнению специалисты из разных точек мира так и не пришли. Существует даже мнение, будто человек засыпает из-за накопления в организме в течение дня некоторых продуктов обмена веществ.

Все спят одинаково

Все люди спят абсолютно одинаково, и абсолютно одинаково не могут обходиться без сна. Мы забываем сны, потому что наш мозг как компьютер, у которого возникает несовместимость с теми или иными файлами – проблема кодирования; скажем, тоже самое, когда мы не можем загрузить какое-то нестандартное по формату видео на YouTube.

По последним исследованиям, все наши сны, даже если мы ощущаем их как очень длинные или их несколько за ночь, – длятся очень короткий срок в реальности – несколько секунд до пробуждения (не обязательно утреннего, проснуться вы можете и посреди ночи). То есть все наши полёты во сне, невероятные путешествия и великие любови проносятся в настоящем времени с невероятной скоростью. Это обстоятельство мешает нам помнить наши сновидения во всех подробностях, а иногда и вовсе стирает картинку из памяти. Наш мозг в состоянии запомнить максимум три сна в неделю и то – совсем нечётко.

Согласно исследованиям, те сны, которые нам запоминаются ярче всего, отображают наши реальные мечты. Что же такое сон, окончательного решения учёные так и не нашли, но по умолчанию сон можно назвать кодированием повседневной информации и грёз в наше подсознание.

Две фазы сна

Во сне наш организм, как глобальная машина, начинает работать в совершенно ином режиме. Так, например, состояние сна делится на две фазы: медленная и быстрая. Медленная составляет от 75 до 80% от всего времени нашего отдыха, в этот период обычно активные во время бодрствования процессы замедляются, сердце бьётся реже, становится более редким дыхание, уменьшается активность пищеварительной системы, снижается температура тела. Более того, предельно расслабляются и мышцы – этот процесс, кстати, можно заметить ещё перед погружением в сон – наверняка вы замечали, как время от времени подёргиваются наши конечности. По большей части, рефлекторным движениям подвержены спортсмены и танцоры – их мышцы днём претерпевают гораздо большую нагрузку, нежели у других, «обычных» людей.

Что касается быстрой фазы, то здесь всё происходит наоборот: биение сердца учащается, поднимается давление. Многие учёные уверены – именно в период быстрой фазы, в нашем мозгу происходит переработка информации, поступившей за минувший день. Сны, надо сказать, могут сниться нам и в быстрой и в медленной фазе, правда, они очень отличаются друг от друга. В быстрой мы видим яркие, эмоционально окрашенные сновидения, порой не поддающиеся расшифровке – иными словами, набор картинок. А вот в медленной фазе сны становятся куда более осмысленными, реалистичными, максимально приближенными по содержанию к периоду бодрствования, именно поэтому, в медленном сне порой бывает невозможно отличить сновидения от яви. Зато, если разбудить человека на стадии быстрого сна – он, вне всяких сомнений, в мельчайших подробностях запомнит свой сон. А в медленной - нет.

Откуда берутся наши ночные кошмары

Ночной кошмар - это всегда плохо, иными словами, если вы слишком часто видите плохие сны, можете быть уверены, ваш организм подаёт вам тревожные сигналы. Как правило, систематические кошмары свидетельствуют о неврозе, повышенной эмоциональности и других расстройствах психики. «Случайные» кошмары – признак переутомления, стресса. Неприятные сны могут сниться как в быстрой, так и в медленной фазе. Дело лишь в том, что находясь в быстрой фазе, вы, как правило, можете отдавать себе отчёт в том, что вы спите, кошмар вам привиделся,. Более того, осознаете вы это настолько, что усилием воли можете заставиться себя проснуться.

Что до медленной фазы, то здесь всё гораздо сложнее. Поскольку сны наши в медленный период становятся более реалистичными, меняется и восприятие, а значит, уговорить себя проснуться не всегда получается.

Но условно хорошая новость заключается в том, что львиную долю своих ночных кошмаров вы уже отсмотрели. Оказывается, дети подвержены страшным сновидениям куда сильнее, чем взрослые. Учёные доказали, что с 3 до 8 лет дети видят больше кошмаров, чем взрослые за всю свою жизнь. И это повод относиться к нашим детям и их ночным случайным слезам еще чуточку внимательнее.

Чёрно-белые сны

Оказывается, не все люди могут видеть цветные сны. Однако, счастливчиков, у которых сновидения всегда монохромны, совсем немного. Исследования, проведённые с 1915 года до пятидесятых годов 20-го века, говорят, что среди зрячих людей 12% видят исключительно чёрно-белые сны. С 60-х годов картина изменилась. Сегодня чёрно-белые сны видят 4,4% людей.

Несколько интересных фактов

Нам снится только то, что мы видели. Порой, в наших сновидениях возникают совсем незнакомые лица. На самом деле, как бы парадоксально это ни звучало – во сне мы видим исключительно то, что знаем. Только представьте – за день мимо нас проходят сотни людей, и каждое увиденное лицо отпечатывается в нашем подсознании – в реальности мы быстро забудем «ненужную» информацию, а вот во сне мозг вполне может услужливо подсунуть её нам.

Сны видят все здоровые люди. Всем людям (кроме разве что больных, с серьёзными изменениями психики) снятся сны, однако, согласно исследованиям, мужчины и женщины видят сны по-разному. Мужчинам в основном снятся представители своего пола, женщины же во снах видят представителей обоих полов в примерно одинаковой пропорции.

Слепым тоже снятся сны. Если человек потерял зрение уже после рождения, на протяжении всей жизни ему могут сниться картинки «из прошлой жизни», что же касается тех, кто страдает недугом с колыбели – то их сновидения наполнены звуками, запахами и тактильными ощущениями.

Сны предотвращают невроз. Сновидения являются отражением наших желаний - как сознательных, так и подсознательных. Именно сны помогают оберегать нашу нервную систему. Относительно недавно команда психологов провела эксперимент: группе добровольцев позволили спать по восемь часов в сутки, однако, будили их всякий раз, когда наступал период сновидений. Спустя непродолжительное время волонтеры начали галлюцинировать в обычное время суток, нервничать без причины, проявлять агрессию.

Психические отклонения можно диагностировать с помощью снов. Несколько лет назад популярный журнал «Neurology» представил данные о том, что такие психические заболевания, как болезнь Паркинсона и шизофрения, ещё задолго до своего первого реального проявления дают о себе знать в снах. Дело в том, что больным с этими заболеваниями, причина которых кроется в нейродегенеративных расстройствах, постоянно снятся кошмары, для которых особенно характерны царящие в сновидении крики, удары, плач и стоны.

Так в чём же дело? Ведь дети впитывают информацию как губка, формируя 700 нейронных связей в секунду и обучаясь языку с такой скоростью, которой позавидовал бы любой полиглот.

Многие считают, что ответ кроется в работах Германа Эббингауза (Hermann Ebbinghaus), немецкого психолога, жившего в XIX веке. Он впервые провёл на себе ряд экспериментов, позволяющих узнать пределы человеческой памяти.

Для этого он составлял ряды бессмысленных слогов («бов», «гис», «лоч» и тому подобных) и заучивал их, а затем проверял, какой объём информации сохраняется в памяти. Как подтверждает кривая забывания , также разработанная Эббингаузом, мы крайне быстро забываем заученное. Без повторения наш мозг уже в течение первого часа забывает половину новой информации. К 30-му дню сохраняется всего 2–3% полученных данных.

Исследуя кривые забывания в 1980-х годах, учёные обнаружилиDavid C. Rubin. Autobiographical Memory . , что у нас гораздо меньше воспоминаний за период от рождения до 6–7 лет, чем можно было бы предположить. При этом некоторые помнят отдельные события, произошедшие, когда им было всего 2 года, а у других совсем нет воспоминаний о событиях до 7–8 лет. В среднем же обрывочные воспоминания появляются только после трёх с половиной лет.

Особенно интересно, что в разных странах наблюдаются расхождения в том, как откладываются воспоминания.

Роль культуры

Психолог Ки Ван (Qi Wang) из Корнелльского университета провела исследованиеQi Wang. Culture effects on adults’ earliest childhood recollection and self-description . , в рамках которого записывала детские воспоминания китайских и американских студентов. Как можно было предположить исходя из национальных стереотипов, истории американцев оказались более длинными и детальными, а также значительно более эгоцентричными. Истории китайских студентов, наоборот, были краткими и воспроизводили факты. Кроме того, их воспоминания в среднем начинались на шесть месяцев позже.

Разницу в подтверждают и другие исследованияQi Wang. The Emergence of Cultural Self-Constructs . . Людям, у которых воспоминания больше сосредоточены на собственной личности, вспоминать легче.

«Между такими воспоминаниями „В зоопарке были тигры“ и „Я видел в зоопарке тигров, они были страшные, но всё равно было очень интересно“ большая разница», - говорят психологи. Появление у ребёнка интереса к самому себе, возникновение собственной точки зрения помогает лучше запоминать происходящее, ведь именно это во многом влияет на восприятие различных событий.

Затем Ки Ванг провела ещё один эксперимент, на этот раз опрашивая американских и китайских матерейQi Wang, Stacey N. Doan, Qingfang Song . Talking about Internal States in Mother-Child Reminiscing Influences Children’s Self-Representations: A Cross-Cultural Study . . Результаты остались теми же.

«В восточной культуре детским воспоминаниям не придают такого значения, - говорит Ванг. - Когда я жила в Китае, никто даже не спрашивал меня об этом. Если же общество внушает, что эти воспоминания важны, они больше откладываются в памяти».

Интересно, что самые ранние воспоминания зафиксированы у коренного населения Новой Зеландии - маориS. MacDonald, K. Uesiliana, H. Hayne. Cross-cultural and gender differences in childhood amnesia .
. Их культура очень большое внимание уделяет детским воспоминаниям, и многие маори помнят события, происходившие, когда им было всего два с половиной года.

Роль гиппокампа

Некоторые психологи считают, что способность запоминать приходит к нам только после того, как мы овладеем языком. Однако было доказано, что у глухих с рождения детей первые воспоминания относятся к тому же периоду, что и у остальных.

Это привело к возникновению теории, согласно которой мы не помним первые годы жизни просто потому, что в это время у нашего мозга ещё нет необходимого «оборудования». Как известно, за нашу способность запоминать отвечает гиппокамп. В очень раннем возрасте он ещё недостаточно развит. Это было замечено не только среди людей, но также среди крыс и обезьянSheena A. Josselyn, Paul W. Frankland. Infantile amnesia: A neurogenic hypothesis. .

Однако некоторые события из детства оказывают на нас влияние даже тогда, когда мы о них не помнимStella Li, Bridget L. Callaghan, Rick Richardson. Infantile amnesia: forgotten but not gone . , поэтому некоторые психологи считают, что память об этих событиях всё-таки хранится, но нам она недоступна. Пока учёным ещё не удалось доказать это опытным путём.

Воображаемые события

Многие наши воспоминания о детстве часто оказываются ненастоящими. Мы слышим от родственников о какой-то ситуации, домысливаем подробности, и со временем это начинает казаться нам собственным воспоминанием.

И даже если мы действительно помним о том или ином событии, это воспоминание может меняться под воздействием рассказов окружающих.

Так что, возможно, главный вопрос не в том, почему мы не помним своё раннее детство, а в том, можем ли мы вообще верить хоть одному воспоминанию.

Можете ли вы рассказать о том, что происходило с вами в раннем детстве? Какое ваше самое первое воспоминание и сколько лет вам тогда было? Стоит отметить, что большинство людей лишь с трудом вспоминают небольшие отрывки из раннего периода своего детства, например, когда им было около трех, четырех или пяти лет. С чем это связано и почему мы не помним себя, когда были еще совсем маленькими детьми? В этой статье мы постараемся найти ответы на этот вопрос.

Исследования Шелли Макдональд

В одном из своих исследований Шелли Макдональд (психолог из Новой Зеландии) решила выяснить, почему дети плохо помнят себя в детстве и от чего именно это зависит. Для этого ей был поведен эксперимент, в котором участвовали новозеландцы различного происхождения (европейского и азиатского), включая представителей коренного населения страны – племен маори. В результате удалось выяснить, что представители азиатских стран помнят свое детство наиболее плохо, ведь в среднем первые воспоминания о своем детстве в этой группе проявляются лишь на после четырех с половиной лет.

Чуть лучше вспомнить о том, что происходило с ними в первые годы жизни, могут выходцы из европейских стран. Большинство из них смогли вспомнить некоторые жизненные эпизоды, начиная с трех с половиной лет. Но наилучшей памятью в этом отношении обладали представители племен маори. Оказалось, что в среднем они могут рассказать об отдельных ситуациях, которые происходили с ними, когда им было все еще два с половиной года.

Психолог ШеллиМакдональд объяснила это тем, что коренные жители Новой Зеландии обладают очень богатой устной культурой, особенностью которой является создание акцента на событиях, происходивших в прошлом. Представители племен маори очень много внимания уделяют прошедшим событиям, что безусловно отражается и на эмоциональной обстановке в семье, в которой растут маленькие дети.

Стрессы и общение с родственниками

Аналогичные исследования проводились и в других уголках мира. Например, итальянский психолог Федерика Артиоли провела ряд исследований, в которых принимали участие жители Италии. Ей удалось выяснить, что те участники эксперимента, которые проживали в больших семьях с бабушками, дедушками, тетушками и дядями могут намного больше рассказать о том, что происходило с ними в раннем детстве, чем те, кого воспитывали только отец с матерью.

При этом наиболее яркими воспоминаниями о том периоде являются интересные истории и сказки, которые рассказывали им родители и ближайшие родственники. Кроме того, влиять на формирование памяти способен и стресс. Ведь дети, чьи родители развелись, когда им еще не было и шести лет, намного лучше помнят свое раннее детство.

В чем может заключаться причина?

О точных причинах плохой памяти у детей ученые и психологи спорят и сегодня. Одни полагают, что это следствие быстрого восприятия информации, которую ребенок в первые годы «впитывает, словно губка». В результате более новые воспоминания «перезаписывают» в нашей памяти поверх старых. Другие же объясняют это недостаточным уровнем развития памяти у маленьких деток. Интересную теорию предложил и Зигмунд Фрейд, описав ее в работе «Три очерка по теории сексуальности». Он предложил такой термин, как «инфантильная амнезия». По его мнению, именно она и является причиной отсутствия четких воспоминаний о первых годах нашей жизни.

Как показали опыты, человек может обходиться без сна около 115 часов. После этого испытуемые непременно засыпали, несмотря на все попытки их разбудить (вплоть до того, что их били электрическим током).

Что вас ожидает в ближайшее будущее:

Узнайте, что вас ожидает в ближайшее время.

Почему мы не помним сны, когда просыпаемся

В этой небольшой статье мы разберемся почему мы не помним сны, как запоминать свои сновидения, в какое время необходимо ложиться спать и вставать, чтобы помнить сны и как влияют сновидения на весь наш день.

Почему люди не помнят своих снов?

Многие задаются вопросом почему не помню сны. Учеными разных стран установлено, что все дело в особенностях мозговой деятельности каждого человека. У некоторых представителей область между височной и теменной зонами функционирует активнее, у других - слабее.

Именно представители первой группы чаще запоминают свои сновидения, они же спят очень чутко и способны много раз просыпаться по ночам. Представители второй группы не склонны часто просыпаться, у них глубокий и спокойный сон, именно эти люди утверждают, что им совсем ничего не снится. Однако сновидения видят абсолютно все, даже люди, которые слепые с рожденья.

Зачем запоминать сновидения

Возможно, в этом нет никакого смысла. Ведь то, что происходит с нами в сновидениях не имеет никакого смысла. Или имеет? Вдумайтесь, мы проводим во сне треть своей жизни, сколько информации за это время мы способны получить из своих снов, может быть организм специально так запрограммирован, чтобы защищаться от лишнего потока не нужной информации? Пока нет точного ответа на этот вопрос. Но очевидно, что отказываться от сновидений совсем не стоит. У сна может быть множество причин. Иногда он может помочь справиться с психологическими трудностями или предостеречь об опасности, которая вас ожидает. Вам нужно лишь правильно научиться растолковывать свои сны. А вспомните нашего Д.И. Менделеева, которому приснилась периодическая таблица химических элементов.

  • Ложиться спать нужно пораньше. Самое лучше время с 21 до 23 часов. Отправляясь спать в это время, вы гарантированно выспитесь, а утром с ясной головой сможете вспомнить все свои сновидения.
  • Попробуйте перед сном запрограммировать себя на то, что вы запомните свои видения. Для этого нужно несколько раз спокойно повторить «Я запомню свой сон». Тем самым вы даете себе установку.
  • Когда просыпаетесь, не старайтесь сразу вскакивать с постели. Насладитесь состоянием легкой дремоты, когда сон и реальность смешались, возможно в этом состоянии вы сможете еще раз пережить те эмоции, которые испытывали когда спали, и тем самым восстановить всю картинку увиденного.

Толкование в зависомости от дня и часа:

Хотите узнать, сбудется ли ваш сон сегодня, насколько точно его толкование в данный день недели или месяца? Выберите нужную дату и узнайте, стоит ли доверять увиденному во сне.

Первых трех-четырех лет жизни. Плюс, мы вообще довольно мало помним о себе до семи лет. «Нет, ну кое-что я все-таки помню», - скажете вы, и будете совершенно правы. Другое дело, что, задумавшись, может быть сложно понять, идет речь о настоящих воспоминаниях или о воспоминаниях второго порядка, основанных на фотографиях и рассказах родителей.

Феномен, известный как «детская амнезия», больше века является для психологов загадкой без отгадки. Несмотря на огромное количество информации, которую можно использовать, и технологические наработки, ученые все еще не могут сказать наверняка, почему это происходит. Хотя есть ряд популярных теорий, которые кажутся им наиболее правдоподобными.

Причина первая - развитие гиппокампа

Может показаться, что причина, по которой мы не помним себя в младенчестве, состоит в том, что младенцы и малыши не имеют полностью . Но на самом деле, добавляет The Conversation, дети в возрасте от 6 месяцев могут образовывать как краткосрочные воспоминания, которые сохраняются в течение нескольких минут, так и долгосрочные воспоминания, связанные с событиями последних недель и даже месяцев.

В одном из исследовании на тему 6-месячные малыши, которые научились нажимать рычаг для управления игрушечным поездом, помнили, как выполнять это действие, в течение 2-3 недель после того, как они в последний раз видели игрушку. А дошкольники, по данным уже другого исследования, способны помнить, что было несколько лет назад. Но здесь, поясняют эксперты, опять же открытым остается вопрос: это автобиографические воспоминания или воспоминания, полученные с помощью кого-либо или чего-либо.

Правда в том, что возможности памяти в детстве действительно не такие, как во взрослом возрасте (более того, память продолжает развиваться и в юности). И это одно из самых популярных объяснений «детской амнезии». Важно понимать, что память - это не только формирование, но также поддержание и последующее извлечение воспоминаний. В то же время гиппокамп - область мозга, ответственная за все это - продолжает развиваться по крайней мере до семи лет.

Интересно и то, что типичная граница «детской амнезии» в 3-4 года, по-видимому, смещается с возрастом. Есть данные, что дети и подростки обычно имеют более ранние воспоминания, чем взрослые. А это, в свою очередь, говорит о том, что вопрос может быть меньше связан формированием воспоминаний, но больше - с их сохранением.

Причина вторая - владение языком

Второй важный фактор, который играет роль в детских воспоминаниях - это язык. В возрасте от года до шести лет дети в основном проходят сложный процесс формирования речи, чтобы свободного (или даже языках, если мы говорим о билингвах). Ученые полагают, что предположение, будто способность говорить влияет на способность помнить (сюда же отнесем наличие в лексиконе слов «помнить», «вспоминать»), в какой-то мере верно. Иными словами, уровень владения языком в тот или иной период частично влияет на то, насколько хорошо ребенок будет помнить это или другое событие.

Об этом позволяет говорить, например, исследование, проведенное с участием малышей, доставленных в отделение неотложной помощи. В итоге дети старше 26 месяцев, которые могли рассказать о событии в то время, вспоминали его и пять лет спустя, в то время как дети в возрасте до 26 месяцев, которые не могли говорить, помнили мало и не помнили вообще ничего. То есть, превербальные воспоминания действительно с большей вероятностью теряются, если они не переведены на язык.

Причина третья - культурные особенности

В отличие от простого обмена информацией, воспоминания вращаются вокруг социальной функции обмена опытом с другими. Таким образом, семейные истории поддерживают доступность памяти с течением времени, а также увеличивают согласованность повествования, в том числе хронологию событий, их тему и .

Маори, аборигены Новой Зеландии, имеют самые ранние детские воспоминания - они помнят себя уже в возрасте 2,5 лет. Исследователи полагают, что это происходит благодаря логичности повествования матерей маори и традиции рассказывать семейные истории с раннего возраста. Анализ данных на тему также показывает, что взрослые в культурах, которые ценят автономию (Северная Америка, Западная Европа), как правило, сообщают о более ранних детских воспоминаниях, чем взрослые в культурах, которые ценят целостность и связанность (Азия, Африка).



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии