Неожиданные факты об истории создания храма христа спасителя. Интересные факты о храме христа спасителя

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Одной из самых популярных столичных достопримечательностей является Храм Христа Спасителя . Каждый год он привлекает к своим древним стенам более миллиона паломников со всего мира. Туристов же привлекает и богатая история главного православного храма.

  1. Император Александр I первоначально одобрил совершенно другое место строительства храма . Проект Карла Витберга должен был претворен в жизнь в районе Воробьевых гор. В 1817 году прошло официальное заложение первого камня, началась великая стройка. На возведение ушли огромные деньги из императорской казны, и молодого архитектора отправили в ссылку за воровство. Стройку сразу же остановили.
  2. Пришедший на смену Александра родной брат Николай продолжил это дело . Правда, для храма выбрано было совершенно другое место – Чертолье. Проект Константина Тона начал воплощаться на месте женского монастыря. На возведение ушло 44 года, освящение прошло только в 1883 году. Архитектор сумел воплотить свои идеи о древнерусском стиле, вобравшем в себя и традиционность славянского искусства, и всю его величественность.

  3. В древности на месте храма располагалось капище бога Велеса . Именно здесь была основана и первая мечеть города. Согласно легенде, языческие жрецы, уходя отсюда, прокляли эти земли.

  4. Игуменья монастыря, который снесли для строительства собора, не пожелала покинуть своей обители . Она приковала себя к дереву и предрекла, что быть на этом месте лишь луже. Женщина сгорела вместе с руинами монастыря. Пророчество игуменьи сбылось: здание ремонтируется постоянно.

  5. Собор строился на пожертвования русского народа . Возможно, именно поэтому возведение растянулось почти на полвека. Одна из причин солидных затрат заключается в том, что к храму приложили руку известнейшие люди искусства этого времени – В.И. Суриков, В.В. Верещагин, И.Н. Крамской.

  6. Отстроенный собор стал центром не только духовной, но и политической жизни общества . В XIX веке храм стал местом проведения главных государственных торжеств и юбилеев. Здесь проходили празднования 500-летия святого Сергия Радонежского, связанные с открытием памятника великому писателю гоголевские дни. Но все-таки основным праздником в соборе было Рождество Христово.

  7. Советская власть в конце 20-х годов проводила кампанию по дехристианизации общества . Соборную площадь переименовали в Красную, а храм закрыли. В 1929 году закрытый собор лишился куполов и колоколов, зато приобрел реющий красный флаг на центральной башне. Здание переоборудовали под Дом культуры. Окружающие территории стали сквером имени Сталина. Однако культурный центр функционировал недолго, так как в 1931 храм подорвали.

  8. Элеонора Рузвельт, супруга президента США, выкупила алтарь храма перед его сносом . Хотя это просто красивая легенда о спасении святынь.

  9. Строительные материалы, оставшиеся после взрыва, активно использовались для столичных строек . Так, уцелевшие мраморные плиты пошли на отделку метрополитена. Сегодня частички древнего храма сохранились на Кропоткинской и Охотном Ряду. Скамейки украшают станцию «Новокузнецкая». Крошки от плит с именами русских героев были распределены по тропинкам и дорожкам парков города.

  10. Существует версия, что в 50-е котлован, оставшийся после взрыва, и старинный фундамент стал основой первого открытого бассейна «Москва» . На самом же деле храм находился неподалеку от того места, на пути к нему. Плавать здесь можно было круглогодично, вода искусственно подогревалась. Но огромные испарения спровоцировали коррозию соседних зданий, и в 1994 году бассейн «Москва» закрыли.

  11. С началом перестройки возникла и идея о воскрешении храма . В 1989 году в сквере неподалеку от бассейна поставили крест и ящик для добровольных пожертвований граждан. Камень был заложен на следующий день после празднования Рождества, в 1995 году. Строительство храма велось по старинным чертежам.

  12. Огромный интерес представляет подкупольное пространство храма . На малых куполах и по центру изображен Христос, а ниже – основные моменты его земной жизни. На пересечении расположены иконы Божьей Матери и святых.

  13. В главной святыни православного мира работает автомойка . А площадь под куполами оборудована под смотровую площадку. Ранее в цоколе функционировал музей истории этого храма, но сейчас он перемещен в комплекс Провиантских магазинов.

  14. Сегодня здесь хранится великая святыня – Гвоздь Креста Господня . РПЦ получила его в 2008 году.

  15. Храм несколько раз становился место проведения крупный акций протеста . В 2012 году здесь солистки скандальной группы Pussy Riot устроили эпатажное выступление прямо у алтаря. Годом ранее феминистки организовали в соборе митинг против выборов в Госдуму.

8 июня 1883 года, 130 лет назад, состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя. Вспоминаем главные факты о главном кафедральном соборе Русской православной церкви.

Идея создания Храма Христа Спасителя

Илл. План местности у Храма Христа Спасителя, 1870-е годы

Храм Христа спасителя – это мемориал воинам, павшим в Отечественной войне 1812 года. Идея построения храма-памятника участникам войны, которую впервые назвали «Отечественной», и исход которой решало общенародное движение, воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших.

Первый Храм Христа Спасителя

Проект Храма Христа Спасителя предложенный архитектором А.Л. Витбергом

Между разгромом наполеоновской армии и началом строительства Храма в центре Москвы прошло довольно долгое время: почти 27 лет. Не так широко известно, что в эти годы был проведен международный конкурс на постройку Храма, был выбран проект, и даже приступили к самому строительству. Однако это должен был быть другой храм - не тот, копию которого мы видим сейчас на Волхонке. Конкурс, который в 1814-м году провел Александр I, выиграл 28-летний Карл Магнус Витберг. Витберг был готов архитектурно выразить всемирную миссию России, призванной нести истинный свет мира, разума и христианской любви для борьбы против революционной заразы, охватившей цивилизованный мир в обличье Бонапарта. Задумка была грандиозной – создать на Воробьевых горах, в месте, от которого открывается вид на всю Москву, большой храмовый комплекс в стиле ампир, с колоннадами, спусками к Москва-реке и широкой каменной набережной. В 1817 году, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка именно такого Храм. Однако вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а сразу после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.

Первый миф о Храме Христа Спасителя

Фото А.А.Тон. Храм Христа Спасителя

Хотя работы на Воробьевых горах были свернуты, от самой идеи возведения Храма Николай I не отказался, но лично выбрал для него и место - Алексеевский холм на Волхонке, близ Кремля; и архитектора - автора помпезной «русско-византийской» стилистики Константина Тона. Но было всё-таки одно обстоятельство, которое могло бы смутить любого православного человека: для сооружения нового храма требовалось снести постройки находившегося на этом месте женского Алексеевского монастыря. В связи с этим обстоятельством появилось старомосковское поверье, будто настоятельница Клавдия выразилась следующим образом: «Окромя большой лужи здесь ничего не будет». Так, считали москвичи, игуменья «предрекла» сооружение здесь в будущем открытого бассейна «Москва» с подогревом воды, работавшего круглый год. Вряд ли эта легенда правдоподобна. Ведь митрополит Московский Филарет (Дроздов), совершавший 17 октября 1837 г. службу по случаю переноса Алексеевского монастыря в Красное Село, встречался в этот день с игуменьей Клавдией. Вряд ли Клавдия могла разразиться в такой момент проклятиями. Другое событие, связанное с закрытием Алексеевского монастыря, кажется более достоверным. В первый же день сноса рабочий, снимавший крест с монастырской церкви, сорвался с купола и разбился насмерть в присутствии огромного числа зрителей. Понятно, что народ воспринял это как дурное предзнаменование.

Второй Храм Христа Спасителя

Ф.А. Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя в Москве. 1883 год

Строительство Храма продолжалось почти 44 года: он был заложен в 1839 году, а освящён - в1883-го. Он был уникален: высотой 103,5 м., он мог вместить до 10 тысяч человек. Стены его были украшены горельефами на религиозные и исторические темы, роспись внутри была выполнена Верещагиным, Суриковым, Крамским, Васнецовым. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма. Такого грандиоза в московском церковном зодчестве до тех пор не было. Храм был виден из любой точки города, звон его разносился далеко за пределы Москвы. При храме была собрана большая библиотека. Храм просуществовал в своем первоначальном виде 48 лет. В 1931 года он был взорван.

Второй Миф о Храме Христа Спасителя

Илл. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола

Перед тем как взорвать Храм у научной общественности взяли показания о том, что он не имеет художественной ценности. Академики-архитектуры публично клялись, что он не является произведением искусства. В числе немногих защитников Храма остался знаток и ценитель московской старины, художник Аполлинарий Васнецов. Росписи, барельефы, колонны разошлись по московским учреждениям и новым музеям. Миф или правда, но говорят, что «часовню-алтарь у большевиков выкупила жена американского президента Элеонора Рузвельт и подарила Ватикану», соборным мрамором отделали станции метро «Площадь Свердлова» и «Охотный ряд», а скамейки украсили станцию «Новокузнецкая».

Разрушение Храма

Илл. Проект Дворца Советов

В атмосфере антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе Храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов, которое должно стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и образованию Союза ССР. Храм должна была заменить гигантская "вавилонская башня", увенчанная колоссальной статуей Ленина. Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров - он должен был стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире. Очень выгодное с градостроительной точки зрения место - Храм стоял на холме, легко просматривался со всех сторон и был расположен вблизи Кремля, а также совокупность некоторых юбилейных дат, стали причиной спешки, с которой было принято решение о сносе Храма Христа Спасителя. В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 - 1814 годов и 100-летие самого Храма – большевикам эти памятные даты не давали покоя. Храм вероломно разрушили. Но строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 году, не суждено было завершить: после начала войны каркас его фундамента из сверхпрочной стали пошел на изготовление брони танков «Т-34». Затем, на месте храма, с 1960 года функционировал открытый плавательный бассейн «Москва». Нынешний Храм Христа Спасителя не дал пропасть этому пространству: в нем расположен нижний храм, музей Храма, стоянка, зал церковных соборов и другие помещения.

Третий Храм Христа Спасителя

Илл. Гвоздь Креста Господня

С 1994 по 1997 год Храм Христа Спасителя в Москве был отстроен заново на том же месте и освящён 19 августа 2000 года. В Храме постоянно находятся такие святыни как Риза Господня и Гвоздь Креста Господня.

До XVII века Риза Христова хранилась в Патриаршем храме города Мцхета - древней столицы Грузии. В 1617 году Грузия была захвачена персидским шахом Аббасом, солдаты которого разорили храм и передали Ризу шаху. В 1624 году он предложил ее царю Михаилу Романову. Вскоре Риза была доставлена в Москву и помещена в Патриарший Успенский собор Кремля. С этого времени было установлено празднование Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля.

Животворящий крест Господень вкупе с четырьмя гвоздями был обретен равноапостольной царицей Еленой в IV веке. Со временем гвозди были распространены по всей Европе. С первых веков христианства с этих гвоздей делались многочисленные копии, в которые вкладывались и подлинные частицы, и в итоге новые гвозди также почитались как святыни. Гвоздь, хранящийся в Храме Христа Спасителя, был передан Русской Православной Церкви из запасников музеев Московского Кремля 29 июня 2008 года.

Дом 15 - 17 (недалеко от станции метро "Кропоткинская").

Сейчас Храм Христа Спасителя является одним из главных храмов страны. Его также упоминают в аббревиатуре - ХХС.

На уровне звонниц храма устроена смотровая площадка.

У Храма непростая история - по первоначальному проекту он должен был стоять на Воробьёвых горах , но этот проект так и не был реализован.

В 1883 году Храм был выстроен и освящен на том месте, где он и находится сейчас.

В 1931 году Храм взорвали, а на его месте началось возведение колоссального здания Дворца Советов, который так и не построили. Фундамент недостроенного дворца использовали для открытого плавательного бассейна «Москва».

Храм был восстановлен по сохранившимся чертежам в конце 1990-х годов.

Достопримечательности у ХХС

Памятник Александру II - Памятник открыт 7 июня 2005 года. Авторы памятника - скульптор Александр Рукавишников и архитекторы Игорь Воскресенский и Сергей Шаров. Александр II изображен в полный рост в военной форме и с царской мантией. Памятник располагается со стороны Всехсвятского проезда. Здесь же располагается красивый сквер с фонтанами.

Памятный знак в честь дружбы Русской православной церкви и Армянской апостольной церкви.

Патриарший мост - Пешеходный мост в Москве, который проходит от , через реку Москву до . С моста открывается замечательный вид на Москву. На стороне Берсеневской набережной находятся рестораны, а также комплекс ночных клубов и выставочных залов на бывшей территории .

Историческая справка

Строительство Храма было задумано в декабре 1812 года, после бегства солдат Наполеона с территории России. Об этом сообщалось в специальном манифесте императора Александра I. Был объявлен международный конкурс на проект храма, по результатам которого в 1817 был утверждён проект молодого художника А.Л. Витберга. Проект предполагал строительство Храма на вершине Воробьёвых гор . Вскоре там и началось строительство, но оно сильно затянулось из-за грандиозных размеров задуманного сооружения.

Император Николай I, убедившись в разорительности этих работ для государства, в 1827 отказался от замысла Витберга. Император сам выбрал для храма новое место, на месте древнего Алексеевского монастыря. В 1831 архитектором К.А. Тоном был выполнен проект храма-памятника, его утвердили и 10 сентября 1839 состоялась торжественная закладка сооружения. 26 мая 1883 Храм Христа Спасителя на заново отделанной гранитной набережной был освящён. Ко дню освящения храма композитор Пётр Ильич Чайковский написал торжественную увертюру «1812 год».

Во времена СССР храм был взорван 5 декабря 1931, а на его месте началось возведение колоссального здания Дворца Советов. Строительство было прервано Великой Отечественной войной, после окончания которой фундамент недостроенного дворца использовали для открытого плавательного бассейна «Москва».

В 1994 правительством Москвы было принято решение о воссоздании храма в прежних архитектурных формах. Закладка состоялась 8 января 1995. В стилобатной части располагается - зал Соборов Русской православной церкви на 1200 мест, храм Преображения Господня с приделами, восстанавливающими посвящения престолов некогда снесённого Алексеевского монастыря, музей памяти павших в Отечественной войне 1812, зал заседаний Синода, другие административные помещения.

Вблизи набережной Москвы-реки в 1994-1995 был сооружён деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Богоматери «Державной» (архитектор А.Б. Барабанов).

Набор колоколов, установленных в храме, был отлит на АМО ЗИЛ . Звук колоколов максимально приближен к звуку ранее установленных колоколов.

Интересные факты

Автор первого проекта строительства ХХС на Воробьёвых горах , молодой архитектор Витберг, был невинно осужден и отправлен в ссылку - Проект строительства храма Христа Спасителя на Воробьевых горах «Былое и думы» (1868 г.)

Главный храм страны нередко выбирается как место проведения акций протеста:

21 февраля 2012 года солистки музыкальной группы Pussy Riot вошли в масках в Храм Христа Спасителя и под музыкальное сопровождение выступили у алтаря с импровизированным концертом. За эти действия молодые девушки были взяты под стражу и осуждены.


185 лет назад, 22 апреля 1832 года император Николай I утвердил тот проект храма Христа Спасителя работы архитектора Константина Тона, воплощение которого мы и сегодня видим на берегу Москвы-реки. Самые главные и самые неожиданные факты о первом храме Христа Спасителя, - в материале ТАСС.

Как связаны храм Христа Спасителя и война 1812 года?

Храм Христа Спасителя изначально задумывался как храм-памятник участникам войны 1812 года. Манифест о строительстве храма был издан 25 декабря 1812 года - в день, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России. Главный престольный праздник храма, отмечавшийся в этот день года, - Рождество Христово - совпадал с ежегодными праздничными мероприятиями в честь победы в войне. Заложен был храм также в день, связанный с войной, - 26 августа 1837 года, то есть в 25-ю годовщину Бородинского сражения.

Знаменитая увертюра П. И. Чайковского «1812 год» исполнялась на освящении храма 26 мая 1883 года. По некоторым данным, ее премьера состоялась там же, в еще не освященном храме, даже раньше - 20 августа 1882 года.

На церемонии освящения храма в 1883 году присутствовали немногие из оставшихся на тот момент в живых ветераны войны.

На стены нижней галереи храма нанесены имена героев войны 1812 года и заграничного похода русской армии, описания сражений и тексты императорских манифестов тех дней.

Каким мог бы быть храм Христа Спасителя?

Первый проект храма, утвержденный императором Александром I, не имел ничего общего с тем, который был в итоге реализован. Храм должен был быть в несколько раз больше, иметь колоннаду из 600 трофейных французских пушек и состоять фактически из трех храмов, нижний из которых должен был стать поминальным храмом, в котором непрерывно служили бы панихиды по погибшим участникам войны. Автором этого неожиданно победившего проекта был Карл Магнус Витберг - 28-летний шведский лютеранин, масон, да еще и художник, а не архитектор (он принял православие под именем Александр Лаврентьевич).

Храм планировалось построить не на нынешнем месте, а на Воробьевых горах. При этом нижний храм должен был быть фактически прорыт в склоне.

Талантливый художник, Витберг был слабым организатором: строительство застопорилось, деньги расхищались. В итоге после разбирательства при новом императоре Николае I Витберга сослали в Вятку с конфискацией имущества. Историки, однако, отмечают, что он, скорее всего, не был причастен к растратам, а просто оказался плохим руководителем.

Воцарившийся император Николай I выбрал для храма новое место. Называют разные причины такого решения: оседающую почву на Воробьевых горах, их тогдашнее местоположение «на отшибе» и трудности с подвозом стройматериалов к этому месту, а также прагматичность Николая I, который не оценил проект, выполненный в духе мистицизма, столь любимого Александром I. Хотя новый конкурс и проводили, император лично назначил архитектором Константина Тона, русско-византийский стиль которого ему нравился.

Что было на месте храма до его строительства?

На месте храма Христа Спасителя, для которого в итоге была выбрана площадка неподалеку от Кремля, с середины XVI века находился женский Алексеевский монастырь.

Для строительства храма монастырь был снесен. На этом основании возникла легенда, что игуменья монастыря Клавдия якобы прокляла место строительства храма, напророчив, что ни одна постройка не простоит на нем дольше полувека (первый храм Христа Спасителя простоял 48 лет).

Существует еще более конкретизированная версия легенды, в которой игуменья якобы сказала, что на месте строительства храма будет «лужа» - так Клавдии приписывают пророчество о возникновении здесь впоследствии бассейна «Москва».

Ни одна из версий легенды о проклятии игуменьи не имеет под собой исторического основания.

Сколько строили храм?

Первый храм Христа Спасителя строили почти столько же, сколько он простоял. Торжественная закладка произошла в день 25-летней годовщины Бородинского сражения - 26 августа 1837 года, а активное строительство началось два года спустя - 10 сентября 1839 года. Строительные леса с храма были сняты в 1860 году, однако еще 20 лет продолжались работы по росписи храма, и лишь к 1881 году были завершены работы по обустройству площадки вокруг него. Таким образом, с момента начала активного строительства до освящения храма в 1883 году прошло почти 44 года (существовал он в итоге, напомним, 48 лет).

Если отсчитывать от момента публикации манифеста Александра I о решении построить храм, то до освящения прошло и вовсе более 70 лет.

Что общего у храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца?

Вид на храм Христа Спасителя с колокольни Ивана Великого. Около 1900 года. В правой части снимка виден Большой Кремлевский дворец. Fradelle & Young/Hulton Archive/Getty Images

У храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца один архитектор - Константин Тон. Более того, они возводились параллельно, начиная с 1839 года. В отличие от храма, дворец был достроен уже к 1849 году.

На панораме Москвы того времени Кремль и строящийся на холме неподалеку храм были двумя доминантами, которые должны были среди прочего напоминать о единстве государства и церкви. Возведенный Тоном на территории Кремля новый дворец был призван подчеркивать это единство.

Казалось бы, при чем здесь озеро Сенеж?

Озеро Сенеж в Солнечногорском районе Подмосковья фактически появилось благодаря храму Христа Спасителя. На самом деле это водохранилище, возникшее в ходе строительства Екатерининского канала между реками Сестра и Истра для доставки камня на стройплощадку храма. Гужевой транспорт не справлялся с огромными массами камня, необходимыми для строительства, а железных дорог на момент его начала в России еще не было.

Какой памятник стоял около храма?

В 1912 году недалеко от того места, где сейчас находится памятник Александру II, но ближе к реке, на углу храмовой площадки был открыт монументальный памятник его сыну - Александру III, в правление которого и был освящен храм и который даже короновался в день освящения. Огромный памятник простоял лишь шесть лет: в 1918 году он был разрушен большевиками. Пустой постамент простоял на этом месте вплоть до разрушения самого храма Христа Спасителя в 1931 году.

В настоящее время около восстановленного храма стоит памятник Александру II. Этот император не сыграл какой-либо заметной роли в истории храма, разве что в его правление было завершено непосредственно возведение храма без внутреннего убранства.

Где же на самом деле можно найти в Москве частицы взорванного храма?

Ответить на этот вопрос довольно сложно. Более-менее достоверно можно сказать следующее: мрамор из храма использовался для отделки трех станций московского метро - «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»), «Охотный ряд» и «Кропоткинская», а на «Новокузнецкой» установлены скамьи из храма. В некоторых источниках упоминают также использование храмового мрамора для отделки гостиницы «Москва» и Библиотеки имени Ленина.

По мнению ряда историков и краеведов, четыре портальные яшмовые колонны из храма украшают не то зал ученого совета, не то приемную ректора МГУ (здесь данные разнятся).

Часть табличек с именами героев войны 1812 года была в перевернутом виде использована в качестве ступеней в Третьяковской галерее (это было обнаружено во время реставрации галереи в конце 1990-х годов, теперь эти таблички находятся в музее храма).

Также можно довольно уверенно говорить о том, что один из колоколов храма был перенесен на башню Северного речного вокзала.


Храм Христа Спасителя в Москве был построен как благодарность богу за помощь и заступничество в трудный период истории России – во время Отечественной войны 1812 года. Это памятник русскому народу за его мужество и героизм.

Храм Христа Спасителя в Москве – из истории

Идея создания памятника в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину. Хотя эта мысль и была новой и необычной, она нашла поддержку в широких слоях населения. Эта идея была передана императору Александру I. 25 декабря 1812 года после изгнания наполеоновской армии Александр I издал манифест, по которому предполагалось построить церковь в честь победы России над армией Наполеона и в благодарность Всевышнему за эту победу. Автором первого проекта был архитектор Александр Витберг. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка церкви на Воробьевых горах. Здание должно было состоять из трех частей - Воплощение, Преображение и Воскресение. А в нижней церкви предполагалось похоронить останки павших во время прошедшей войны. Вскоре почва гор начала оседать под тяжестью возводимого сооружения. Николай I, занявший престол после Александра I, нашел проект Витберга неудачным и неосуществимым. В 1832 году архитектором был назначен Константин Тон.

Строительство решили начать недалеко от Кремля, на месте бывшего Алексеевского женского монастыря, который решили снести. Еще в то время одна из монахинь уничтоженного монастыря сказала, что новая построенная церковь не простоит здесь больше 50 лет. 10 сентября 1839 года здание церкви было заложено. В 1860 году Храм впервые предстал перед москвичам. Позже была устроена набережная и закончена внутренняя роспись. 13 декабря 1880 года ему было присвоено наименование Кафедрального. 26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, он был освящен. В этот же день состоялось Священное коронование на Престол Императора Александра III. 12 июня был освящен придел во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля - придел во имя св.Александра Невского. Начались регулярные Богослужения. В хоре пели Федор Шаляпин и Константин Розов. В 1912 году рядом установили памятник Императору Александру III. Пожертвования шли в помощь бедным мирянам и церквам, беженцам и раненым. С 1918 года Храм полностью лишился помощи от государства, а 5 декабря 1931 года по распоряжению Иосифа Сталина был уничтожен. Огромное, грандиозное творение русского искусства превратилось в груду щебня и обломков. Так сбылись предсказания монахини – храм простоял 48 лет. На его месте планировалось строительство Дворца съездов. Из-за начала Великой Отечественной войны этот план не был реализован. В 1958-1960 гг. на месте образовавшейся после взрыва ямы сооружается бассейн. В конце 1980-х годов создается общественное движение за возрождение храма Христа Спасителя. В июле 1992 года был организован Фонда возрождения столицы. В перечне объектов, которые требовалось восстановить, первым был Храм Христа Спасителя. Начинается его строительство. В ночь с 6 на 7 января 2000 года святыня была возрождена. Здесь прошла Божественная Литургия в честь двухтысячелетия Рождества Христова - Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выполнил полное освящение святыни в честь Христова Рождества.

Храм Христа Спасителя в Москве– архитектура

Храм Христа Спасителя в Москве - самый большой собор Русской Православной Церкви, вмещающий до 10 000 человек. В плане собор представлял собой равноконечный крест шириной свыше 85 метров. Высота нижнего блока -около 37 метров, высота барабана – 28 метров, высота купола с крестом – 35 метров. Общая высота сооружения – 103 метра, внутреннего пространства - 79 метров. Толщина стен - до 3,2 метров. Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери - всего двенадцать - были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого. Здание было восстановлено максимально близко к оригиналу. При строительстве использовались эскизы и чертежи прошлого века. Однако имеются и отличия. На месте холма-основания построена стилобатная часть высотой 17 метров, где расположена церковь Преображения Господня, трапезные палаты и вспомогательные службы. Здесь также находятся Залы Церковных Соборов и совещаний Священного Синода. Для въезда построен пандус. В колоннах и в стилобатной части установлены лифты. Для отделки использовался мрамор из Челябинской области и красный гранит, привезенный из Финляндии.

Храм Христа Спасителя в Москве – убранство

Внутреннее убранство славилось своими росписями. Над ними работали прославленные русские живописцы Российской Академии художеств В. Верещагин и В. Суриков, барон Т. Нефф и И. Крамской. Площадь росписи святыни составляет более 22 000 кв. метров, из них более 9000 кв. метров – это золочения сусальным золотом. На стенах галереи, расположенной по периметру здания, были установлены мраморные доски с перечнем всех сражений русской армии, имен военачальников и отличившихся офицеров и солдат. Для украшения использовались украшения из камней - лабрадора, шошкинского порфира и итальянского мрамора. Скульптура и живопись изображают все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство. Изображены и пути, которые Господь избрал для спасения. На всех стенах помещены фигуры святых заступников за Русскую землю и русских князей, отдавших свою жизнь за Россию. В нижней галерее на мраморных досках были начертаны имена героев войны 1812 года. Восстановление живописи в Святыне выполняла группа художников под руководством академика, заслуженного художника России Н.А. Мухина.

Храм Христа Спасителя в Москве – информация для туристов

При посещении святыни женщинам лучше быть одетым в юбки и покрыть голову платками. Организованы 2 маршрута экскурсий для туристов с посещением музея, смотровой площадки и Зала Церковных Соборов, где проходят новогодние елки. Имеются экскурсии для детей. Экспозиции музея рассказывают об истории создания Святыни. Смотровые площадки (их всего четыре) доступны только группам и находятся на 4 этаже. На смотровые площадки туристы поднимаются на лифте. Отсюда открывается прекрасный вид на столицу. С одной из площадок можно посмотреть поближе на Кремль через бинокуляр. Чтобы воспользоваться этой услугой, надо приобрести жетон.
Храм Христа Спасителя в Москве больше похож на огромный музей, оформление которого рассказывает нам об истории целой эпохи российского государства и мужестве его народа. Он является мемориалом русской воинской славы, памятником всем, кто за Отчизну «положил животы своя».



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии