Написание мягкого знака в словах. Буква ь в русском языке

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Цели:

  1. Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме;
  2. Совершенствовать технику чтения учащихся;
  3. Развивать словарный запас учащихся (при знакомстве с историей возникновения Москвы);
  4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Метод обучения: эвристическая беседа.

Методы преподавания: информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.

Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый.

Методы воспитания : выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций, игра.

Оборудование:

  • рисунок с изображением мягкого знака, буквосочетания с мягким знаком;
  • индивидуальные зеркальца;
  • Толковый словарь;
  • рисунки с изображением оленя, лося, лани;
  • рисунки с изображением Кремля, Собора, Царь-пушки, Царь-колокола;
  • аудиозапись песни О. Газманова “Москва”;
  • атрибуты для сценки “Старая Москва” (костюмы коробейников, костюм Юрия Долгорукого);
  • открытки с изображением Спасской башни, колокольни Ивана Великого, Успенского собора и т.д.

Ключевые слова:

  1. Кремль
  2. Красная площадь
  3. Колокольня
  4. Собор
  5. Церковь

План урока

1. Организационный момент.

2. Знакомство с новой буквой.

2.1 Работа в Азбуке

а) чтение буквосочетаний – согласных букв с мягким знаком в столбиках

б) наблюдение за произношением этих буквосочетаний

в) чтение 1-го столбика

г) беседа о лексическом значении слов каждой пары

2.2 Работа в прописи

а) письмо буквы Ь

б) сравнение буквы Ь с буквой Ы

в) показ письма буквы на доске

г) письмо буквы Ь учащимися

д) физкультминутка для пальчиков

е) работа над соединениями с буквами

2.3 Работа в Азбуке

а) чтение 2-го столбика

б) звукобуквенный анализ слова “лось”

в) чтение 3-го столбика

г) сценка “Картинки старой Москвы”

д) физкультминутка под аудиозапись песни О. Газманова “Москва”

е) работа с текстом “Московский Кремль”

3. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Улыбнитесь.

Пожелайте друг другу хорошего настроения, уверенности при встрече с новой буквой, чтении и письме слов и текстов с этой буквой.

Разминка (с индивидуальными зеркальцами)

Сделаем гимнастику для губ и язычка. Возьмите зеркальца, почистим язычком верхние зубки. Сначала снаружи, затем – внутри. На завтрак ели вкусное варенье, запачкались.

Язычок, как индюк, пошел гулять по верхней губе, звук [а]. Цокает лошадка по мостовой, кончик языка стучит по нёбу, а сейчас стучит по зубам, звонко и твердо [д], звонко и мягко [д?], глухо и твердо [т], глухо и мягко [т?]. Что мы сейчас произнесли? (Звуки). Какие бывают звуки? (Гласные и согласные). Какие звуки называют гласными? Какие звуки называют согласными? Дайте характеристику звуку [д?]. Подумайте, как мягкость звуков обозначается на письме.

2. Знакомство с новой буквой.

2.1 Работа с Азбукой:

Сегодня мы познакомимся с очень интересной буквой.

Живет в любимой Азбуке известный фокусник. Как его зовут?

Мягкий шаг,

Это буква … мягкий знак (показ Ь )

Хотите знать, почему он себя называет фокусником?

а) Чтение буквосочетаний – согласных с Ь в столбиках

Откройте Азбуку (по закладке) на странице 154.

Прочитайте самостоятельно, про себя, буквосочетания согласных букв с Ь в столбиках.

б) Наблюдение за произношением

Чтение этих буквосочетаний с доски (хором, по цепочке)

ЛЬ БЬ ЗЬ

Что заметили?

Вывод: Ь не обозначает звука, это особая буква, она обозначает мягкость согласных звуков на письме.

Мягкий знак - настоящий фокусник. Почему? Давайте прочитаем пары слов.

в) Чтение 1-го столбика самостоятельно

Прочтите 1-ый столбик самостоятельно

Какие фокусы и превращения вы заметили?

(Заменили твердый согласный на конце слова на мягкий.)

Изменился ли смысл и звучание слов?

г) Беседа о лексическом значении слов каждой пары:

Мол - Моль Угол - Уголь

Был - Быль Пыл - Пыль

Кон - Конь

Угол – геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки – вершины.

Уголь – в искусстве материал для рисования, изготовленный из подвергнутых обжигу тонких древесных веток или обструганных палочек.

2.2 Работа в прописи:

а) Письмо буквы Ь (мягкий знак)

Давайте научимся писать нашего фокусника в прописи (с.35)

б) Сравнение написания буквы Ь с буквой Ы , общие элементы и размеры

На что похожа буква Ь ?

в) Показ письма буквы на доске

Я рисую мягкий знак нежной капелькой вот так …

г) Письмо буквы, учимся

Задание: обведите букву Ь в прописи; соблюдая наклон, записать Ь 5 раз (проверить, как держат ручки, осанку)

д) Физкультминутка для пальчиков

е) Работа над соединениями с буквами:

Как соединяется Ь с буквами?

(Внизу или петлей – поворотом в середине буквы).

Расхвастался мягкий знак, что он самый волшебный и красивый у детей в прописях. Кто же поставит на место этого хвастунишку-фокусника? (Предположения детей).

Некоторые жители нашей Азбуки стали смеяться: “Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри, был ЛУК , стал ЛЮК , был МАЛ , стал МЯЛ ”. Так гласные поставили Хвастунишку на место.

Кто поставил Хвастунишку на место? Вспомним, какие гласные обозначают мягкость согласных на письме (Я, Е, Ю, Е, И ).

2.3. Работа в Азбуке:

а) Чтение 2-го столбика

Самостоятельно прочитайте слова. Что заметили?

Назовите согласные звуки, которые звучат мягко в словах:

ГУСЬ ЛЕНЬ ОЛЕНЬ ЛАНЬ ЛОСЬ

б) Звукобуквенный анализ слова “ЛОСЬ

Сколько слогов в слове ЛОСЬ ?

Сколько букв?

Сколько звуков?

Почему звуков меньше, чем букв?

(Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков).

Объясните значение слова ЛАНЬ?

(Животное из семейства оленей).

в) Чтение 3-го столбика слов (3 + 2 слова). Самостоятельное чтение

Прочитайте ключевые слова к тексту, найдите слово, обозначающее здание для богослужения. (Церковь, собор)

Чем отличаются эти слова? (Собор главная и большая церковь в больших городах.)

В нашем городе есть церковь? (Да) Где она находится?

Кто чаще всего ходит в церковь? (Православные)

В каком здании в нашем городе молятся мусульмане? (В мечети).

Объясните значение слова КОЛОКОЛЬНЯ. (Башня с колоколами на здании церкви).

Объясните значение слова КРЕМЛЬ. (Городская крепость в старых русских городах).

Почему площадь называется Красной ? (Это значит, красивая).

Где она находится? (Об этом узнаем в рассказе).

г) Вступительная беседа:

Сделайте предположение – О чем будет текст?

А кто из вас ребята был в Москве?

Что вам понравилось?

Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы перенесемся на много-много лет назад, в древнюю Москву … Хотите?

Сценка “Картинки старой Москвы”.

(Звучит музыка, появляются 2 мальчика в русских костюмах, с узелками на палочках).

Учитель: А это что за мальчики?

Мальчик 1: Я – Илюшка, а это мой брат Ванюшка. Мы идем в Москву ремеслу учиться. Какая она, Москва? Кто строил? Почему Москвой назвал?

Учитель: Нам с вами, ребята, по пути. Мы тоже отправимся в этот город и узнаем, кто его основал, строил и почему назвал Москвой?

Звучат фанфары или колокола. На сцену выходит князь Юрий Долгорукий.

Князь: Я великий князь Юрий Долгорукий. Прискакал я со своею дружиною из богатого да славного города Суздаля. Хочу выбрать место для заставы на одном из семи холмов, что у бора соснового. Здесь соединились две реки. Одна – Москва – полноводная, чистая. Другая – Неглинка – узкая лесная речка.

Учитель: Едут дружинники по дремучему лесу дальше, видят – между деревьями будто густой туман клубится. Стал он сгущаться и превратился в зверя огромного, невиданного: три головы у него, а шкура полнеба закрыла, разными цветами переливается. Не оробел великий князь – натянул поводья и поехал прямо на того зверя. Да не доехал – растаяло чудное видение, словно облако. Старый мудрый советник, что всегда при князе был, так объяснил знамение: “Быть на этом месте великому городу – будет он велик, ибо зверь огромен, будет треуголен, ибо зверь трехглав, и сойдутся туда люди разных народов, ибо шкура у него многоцветная”.

Князь: Ставьте, воины, мою крепость здесь! Обнесите ее валом и забором-тыном. Да выстройте дубовые княжеские палаты.

Учитель: Так и сделали дружинники. А князь Юрий Долгорукий повелел в 1147 г. написать письмо князю Святославу: “ Приди ко мне, брате, в Москов”. Этот год и поныне считается годом рождения Москвы. Стояла крепость Москва в годины мира и войны. Съезжались в нее купцы, торговцы, ремесленники и славные воины. Стала Москва крупным городом. Крупным, но умещалась вся за кремлевскими дубовыми стенами. А при князе Дмитрии Донском поднялись стены из белого камня, и стали звать Москву Белокаменной. Стали говорить о ней: “Москва – всем городам голова!”

Мальчик 2: Что там впереди за стены белые? Скоро ли в Москву приедем?

Учитель: Скоро, скоро мы в Москву приедем, но не увидим белокаменных стен!

Мальчик 1: Почему?

Учитель: Пятьсот лет тому назад правил Москвою князь Иван Ш, и издал государь указ.

Глашатай: Эй, слушайте, люди московские! Повелел государь наш, Великий князь Иван Ш, перестроить крепость белокаменную. Он решил возвести стены новые взамен старых, обветшалых, залатанных. Стены, словно каменные кружева, с двурогими зубцами да бойницами для стражи и стрельцов. А еще со всех сторон поднять башни краснокаменные, сторожевые. Да такие, чтоб не смел злой ворог на наш славный город напасть!

Учитель: Прошли годы и не узнать стало Московский Кремль. Стены крепкие, прочные, аж до 6 метров толщиной. В глубине их – склады с боеприпасами, ходы потайные. А украшены сверху зубцами краснокаменными, двухметровыми. А за стенами, на подворье, выросли палаты богатые, терема да соборы с золотыми куполами.

Мальчик 2:Знаем, знаем теперь, почему зовут Москву златоглавою.

Учитель: А вместе со стенами выросли башни сторожевые.

Звучит колокольный звон, затем лирическая народная песня.

Учитель: А с другой стороны под кремлевскими стенами раскинулась торговая площадь – торговый посад. Протянулись длинные ряды дощатых палаток, навесов, прилавков. Торговали с телег, а то и просто из корзин и мешков. И называли эту площадь кто Пожаром, а кто Великим торгом.

Под русскую мелодию выходят коробейники, зазывая покупателей.

Открывается ярмарка.

Коробейник 1:

Закружись, развеселый хоровод!
Подходи, подходи, честной народ!
Налетай, выбирай, покупай!
В гости ярмарка веселая идет …

Коробейник 2:

Вот мех пушистый, золотистый!
Вот нежный – белоснежный!
Вот темный – скромный!
К любому параду забирай все к ряду!

Коробейник 3:

А на нашей улочке
Делают шкатулочки!
И кружки, толкушки,
Веретена да игрушки.

Весело, весело мастерит все село!
А потом везем на базар
Расписной свой деревянный товар”
Покупай дружно, кому чего нужно!

Звучит задорная народная мелодия.

Учитель: Здесь и гончары продают свой товар: миски, кувшины, горшки, глиняные свистульки и куклы на потеху ребятишкам. Медники-котельники посуду и украшения предлагают. Кузнецы-то, кузнецы! Поглядите, как, звеня, они выкладывают на прилавки свой товар!

Мальчики исполняют песню “Во кузнице”.

Мальчик 1: Ну и ярмарка! Никогда не видел такой!

Мальчик 2: Здесь торгуют и сукном и зерном, и мехами, и рыбой! И своим и иноземным товаром.

Учитель: И прозвали эту торговую площадь Красною. Ведь когда-то на Руси, ребята, “красным” называли не только цвет. “Красный” означало красивый, главный, почетный, самый дорогой!

д) Физкультминутка(под аудиозапись песни О. Газманова “Москва”)

е) Работа с текстом “Московский Кремль”

Самостоятельное чтение. Вопросы по ходу чтения.

1-ый абзац:

Чем любуются взрослые и маленькие дети? (Соборами Кремля, т.е. главной, большой церковью в г. Москве, колокольней Ивана Великого).

2-ой абзац:

Прочитайте 1-е предложение во 2-м абзаце.

Кто запомнил слово Кремль ? (Городская крепость в старинных русских городах).

Сколько лет Москве? Из чего были сделаны стены Кремля?

Как называли потом Москву? Почему? (Стены построили из белого камня и стали звать Москву Белокаменной.)

3-й абзац:

Как выглядит современный Кремль? (Стены из красного кирпича, есть башни).

Какая самая старая башня в Кремле? (Тайницкая башня). Интересное название: сравните со словом тайна. (Башня имела тайник- колодец. Этот тайник и дал название башне).

Какая башня самая красивая? Что находится на ней? (Спасская башня. Бой башенных часов-курантов по радио слышат каждый день люди всего мира.)

Зачем в Москве нужны были Царь-колокол и Царь-пушка?

Рассказ учителя о Царь-пушке.

Жили-были в Москве пушечных дел мастера. Пушкам давали имена по тому зверю, который украшал ее: “Лев”, “Орел” … Андрей Чохов отливал самые хорошие орудия. Вместе с другими мастерами отлил он пушку, какой свет не видывал. Она была очень тяжелой, стреляла каменной картечью. Поставили ее на возвышение для защиты Спасских ворот от крымского хана и его орды. Но хан не дошел до Москвы, чоховскую пушку за красоту, за величину прозвали Царь- пушкой. И стоит она в Кремле как памятник мастерству, а не войне. (Учитель может рассказать о Царь-колоколе).

4-ый абзац:

Где находится Красная площадь: в Кремле или у стен Кремля?

Почему Красная площадь получила такое название?

Что видела Красная площадь?

5-ый абзац:

Почему дороги каждому жителю России Кремль и Красная площадь? (Это наша история).

Задания и вопросы после чтения:

Рассмотрите рисунки на стр. 154-155. Что это? Давайте совершим заочное путешествие по Кремлю. Я буду показывать открытки с изображением памятных исторических мест, а вы комментировать их содержание. (Учитель показывает открытки с изображением Спасской башни, колокольни Ивана Великого, Успенского собора и т. д.)

Кремль – это еще не вся Москва. Многие площади, улицы хранят историю в своих названиях.

Какие улицы Москвы вы знаете? А как появились улицы? Об этом вы узнаете, прочитав текст “Имена московских улиц”.

Работа с текстом “Имена московских улиц”.

Чтение текста сразу вслух с комментированием по ходу чтения:

Чтение 1-го абзаца.

Интересно, как жили без улиц, переулков?

Вот, оказывается, как появились первые улицы в Москве.

Чтение 2-го абзаца.

Перечислите улицы, которые запомнили из текста. Почему они получили такие названия?

Как называется главная улица Москвы?

Какие красивые старые названия сохранили улицы Москвы?

Лексическое значение слов: ремесленники, гончар .

3. Итог урока.

Что интересного вы сегодня узнали о Москве?

Какое слово я задумала? В этом слове 1 слог, 6 букв, 5 звуков (Кремль).

Почему букв больше? (Мягкий знак звука не образует)

Для чего нужен мягкий знак?

Какие слова с разделительным мягким знаком вы запомнили?

Мне понравилось, как вы работали. А что понравилось на уроке вам? Что хотелось изменить? О чем хотелось бы услышать на следующем уроке?

>>Русский язык 2 класс >>Русский язык: Разделительный мягкий знак (ь)

Разделительный мягкий знак (ь)

Роль и значение мягкого знака в русском языке

Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем изучать особую букву, которую называют мягким знаком. Такая буква, как мягкий знак, не имеет и не обозначает никакого звука, но ее роль заключается в том, чтобы обозначить мягкость согласных звуков на письме.

Например: банька, мель, уголь, тюлень, лень, жаль, конь.

Но, кроме того, что мягкий знак является показателем мягкости согласных звуков, он еще и бывает разделительным.

И так, теперь мы с вами можем подвести итоги и сделать вывод, что такая буква, как мягкий знак, в русском языке употребляется:

Для того, чтобы смягчить предшествующий согласный звук;
В качестве разделительного знака;
Для того, чтобы обозначить определенные грамматические формы.

Мы с вами уже определили, когда необходимо писать в словах мягкий знак для смягчения согласных. А теперь давайте попробуем разобраться с разделительным мягким знаком и узнаем, почему мягкий знак еще называют разделительным, в каких случаях мягкий знак, является разделительным, и как пишутся слова с разделительным мягким знаком.

Чтобы лучше усвоить эту тему и понять отличие мягкого знака, который служить для смягчения согласных звуков и разделительным мягким знаком, попробуем этот вопрос рассмотреть на примере.

Например: Семя и семья

Прочитайте внимательно данные слова. Теперь обратите внимание на то, как звучит последний слог в первом слове – семя. В этом слове «семя» звук [м"] имеет мягкое звучание, так как его мягкости придает буква Я, да и произносится в этом слоге гласный и согласный слитно.

А теперь давайте рассмотрим следующее слово. Слово «семья» - [сем"йа]. В этом случае мы видим, что согласный и следующий за ним гласный произносятся раздельно. Вот такое раздельное произношение между гласным и согласным на письме обозначается при помощи мягкого знака, который называют разделительным мягким знаком.

Например: Коля – колья, солю – солью, полёт – польёт.

Поэтому мы уже с вами можем сделать вывод, что разделительный мягкий знак, указывает на то, что согласный и гласный звук произносится раздельно.

Правила написания разделительного мягкого знака

Разделительный ь (мягкий знак) пишется:

Во-первых, в середине слова перед гласными: е, ё, ю, я. Например: вьюга, терьер, обезьяна, здоровье, бельё, листья.

Во-вторых, в словах иностранного происхождения перед буквой О. Например: шампиньоны, почтальон, бульон.

В-третьих, разделительный мягкий знак пишется в корнях слов, после согласных. Например: декабрь, ячмень, воробьи, степь, ночь.

Также, необходимо запомнить, что разделительный мягкий знак никогда не пишется:

Во-первых, вначале слова;
Во-вторых, после приставок.



А теперь давайте внимательно рассмотрим картинку и попробуем сопоставить разницу мягкого знака, который служит для смягчения согласного и разделительного мягкого знака:



Домашнее задание

1. Прочитайте внимательно слова с мягким знаком и запишите сначала только те, у которых мягкий знак выступает показателем мягкости, а потом – слова с разделительным мягким знаком.

Моль, платье, семья, коньки, день, стулья, шерсть, ручьи, колья, прорубь, лень, унынье, жилье, друзья, банька, здоровье, кисель, пальто, осень, письмо, ливень, компьютер, вельвет, Дарья, счастье, веселье, грусть.

2. Подберите к данным словам антонимы и скажите, в какой роли в них выступает мягкий знак?

Чистота, скука, работа, вред, свет, враги, сахар.

3. Запиши слова во множественном числе:

Друг, лист, крыло, сук, полено, дерево.

4. При написании разделительного знака, какой звук в словах вам слышится?
5. Разгадайте кроссворд.


Вопросы к кроссворду:

1. Как еще можно назвать снежную бурю?
2. Где живут пчелы?
3. Папа, мама, я – дружная ….
4. Животное, которое любит лазать по деревьям.
5. Любимое лакомство Карлсона.

Сегодня на занятии мы познакомимся с еще более удивительными знаками.

Вы уже знаете, что для каждого речевого звука есть свой знак — буква, но в русском языке есть две буквы Ъ и Ь , которые НЕ ДАЮТ ЗВУКОВ. Зачем тогда они нужны? Вот об этом мы и узнаем на нашем занятии….

Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.

При чтении, благодаря Ъ или Ь , мы слышим как изменяется звучание слова.

Если в слове есть Ь , то буква после которой он стоит звучит мягко. Вот послушайте слова и попробуйте догадаться в каких словах есть мягкий знак.

УГОЛ - УГОЛЬ

БАНКА - БАНЬКА

ЕЛ - ЕЛЬ

ПОЛКА - ПОЛЬКА

А Ъ - твердый знак очень любит играть в прятки.

СЪЕЛ ПОДЪЁМ ПОДЪЕЗД СЪЁМКА

Но в тоже время, если мы не напишем его в слове, то слово приобретает совершенно другой смысл.

СЪЕЛ — СЕЛ

СЪЁМКА — СЁМКА

А вот и сами буквы: Это твердый знак .

Мягкий знак — он делает буквы мягче.

У мягкого знака есть ДВЕ работы. Мягкий знак СМЯГЧАЕТ , то есть делает согласны звук мягким, а ещё мягкий знак РАЗДЕЛЯЕТ .

Буква Ь разделяет согласную и гласную Е, Ё, Ю, Я, И, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. Вот почему его называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ .

Понаблюдайте сова: ПЕРО и ПЬЕРО…. Проговорите медленно… Что заметили?

В первом случае наша необычная буква Е осталась одной [Э] — [п`эро], а во втором случае благодаря тому, что мягкий знак разделил согласную и гласную Е, получилось [п`йэро], то есть буква Е осталась сама собой [йэ]

1. И г ра «Кто внимательный?»

По последним звукам слов стол, окно, гусь – составьте новое слово.

О т в е т: лось.

2 . Что общего в словах: белье, пальто, обезьяна, ружье, пыль ?

3. Что общего в названиях этих предметов: подъезд, объявление, подъемный (кран), съедобный, съесть ?

4. Игра «Кто больше?»

  • Придумайте слова, в которых один звук обозначается двумя буквами. (Соль, день, конь, тень.)
  • Вы умеете считать? Тогда быстро назовите числа, оканчивающиеся на ь (от 5 до 20).

5 . Найди спрятанные буквы ъ и ь . Обведи их.

6. Раскрась только те ключики, которые похожи на букву Ъ (твёрдый знак). Соедини их с Буратино.

7. Раскрась только те ромашки, на которых буква Ь (мягкий знак) написана правильно. Соедини их с бабочкой.

8. Раскрась оба знака жёлтым цветом. Заштрихуй по образцу. Найди и раскрась буквы Ь и Ъ .

9 . Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Ь с правой стороны рисунка.

10 . Сложи фигуру из семи палочек. Убери две из них так, чтобы получился Ь . Обведи в кружок все буквы Ъ справа.

11. Сделай квадраты одинаковыми слева. Чем отличаются два квадрата справа?

12. Допиши. Зачеркни отличающиеся от остальных буквы в обоих рядах с правой стороны рисунка.

13. Игра «Лесенка»


1. Мягкий знак «Ь». 2. Твердый знак «Ъ».

– – – ь – ъ – – –

– – – – ь – – ъ – – –

– – – – – ь – – – ъ – – –

Возможный вариант ответа. Возможный вариант ответа:

лось, олень, лошадь. съезд, объезд, подъезд.

14. И г р а «Занимательные модели»

Составьте слова по следующим моделям:

1. – – – ь (Конь, лось, мель.)

2. – – – ь – – (Пальто, письмо, коньки.)

3. – ъ – – – (Съезд, въезд, съели.)

4. – – – ъ – – – (Подъезд, разъезд.)

15. И г р а «Слово рассыпалось»

Соберите рассыпавшиеся слова:

1. Ювьаг (вьюга ), льем (мель ).

2. Лъес (съел ), зиъня (изъян ).

16. И г р а «Закончи слово»

1. Бук… (-варь ), тет… (-радь ), сло… (-варь ), ян… (-варь ), фев… (-раль ), мед… (-ведь ),

2. Объ… (-езд, -ект, -ем, -единение, -явление, -яснение ), подъ… (-езд, -ем ), разъ… (-езд, -емный, -яренный, -яснить ).

17. И г р а «Превращение слов»

1. Какую букву в слове кость надо заменить, чтобы получить название желанного в доме человека? (Гость. )

2. Какую букву нужно добавить, чтобы угол превратился в уголь ?
(Мягкий знак.)

3. Будем мы всегда, где надо,

Мягкий знак вставлять в слова,

Чтобы хорь не стал бы хором ,

Колья Колей никогда.

Вставьте мягкий знак, чтобы образовались новые слова: Коля (колья ), пенки (пеньки ), ел (ель ), семя (семья ), хор (хорь ), мол (моль ).

4. Какую букву нужно добавить к слову сел , чтобы получилось слово, обозначающее завершение принятия пищи? (Твердый знак – съел. )

5. Какую букву нужно добавить, а какую отнять от слова семь , чтобы получилось словосъем ? (Твердый знак добавить, мягкий знак отнять .)

18. И г р а «Грамматическая арифметика»

1. Шина – а + ель = ? (Шинель. )

2. Каракуль – куль + мель = ? (Карамель.)

3. Сода – да + боль = ? (Соболь.)

19. Кроссворды

Одинаковые слоги в словах с Ъ и Ь.

О т в е т: слог —езд ; слоги —ёт или —ют .

Слова с ь.

1. Небольшое помещение для купания. 2. Способ передвижения.

3. Яркое освещение горизонта неба. 4. Рисунок на кости, дереве.

5. Доля, участь, случай.

О т в е т: банька, ходьба, зорька, резьба, судьба

Допишите буквы

О т в е т: ноль, соль, роль, моль, боль, толь, пыль, быль .

Слова с Ь и Ъ.

1. Крупные боковые ветки дерева. 2. Вьющееся растение.

3. Основное оружие охотника. 4. Какой-либо предмет.

5. Человекообразное животное. 6. Собрание.

О т в е т: сучья, вьюнок, ружье, объект, обезьяна, съезд.

20.

Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.

Возьми чёрный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь букву Ь.


21.

Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик — твердый знак ,
Чтобы не облиться.

Возьми чёрный карандаш и закрась все участки рисунка с буквой Ъ.

22. Пишем…

Очень часто мы просто игнорируем изучение функций мягкого знака, и студент просто не знает, что мягкий знак может означать что-то, кроме мягкости. В этом случае иногда возникают ошибки в произношении, например, в таких словах, как глушь, божья, удушье .

А вы тоже когда-то пытались произнести всегда твёрдые согласные Ж и Ш как мягкие? Помните, они всегда только твёрдые и в русском языке у них нет мягких пар.

Итак, если мы видим мягкий знак после согласных, которые могут быть только твёрдыми или только мягкими, мы должны понимать, что в этих случаях мягкий знак выполняет другие функции.

Мягкий знак («Ь») в русском языке может выполнять несколько функций :

  1. он может обозначать мягкость согласной перед ним (день, словарь);
  2. он может обозначать грамматическую форму слова (говорить, ночь);
  3. а также может выполнять разделительную функцию (листья, семья).
Давайте подробнее поговорим о каждой функции и разберёмся, что эти функции значат.

Первая и самая известная функция мягкого знака – обозначение мягкости . Мягкий знак говорит нам, что мы должны произносить согласную, которая стоит перед ним мягко. Это верно для всех согласных, имеющих мягкую пару. Но мы должны запомнить, что мягкий знак не может повлиять на непарные согласные: всегда твёрдые (Ж, Ш, Ц) и всегда мягкие (Ч, Щ).

Но что, если мы все же видим мягкий знак после Ш or Ч ?

С этим связана грамматическая функция мягкого знака.

Всегда, когда мы пишем мягкий знак на конце слова после шипящего согласного (Ж, Ш, Ч, Щ), он обозначает вовсе не мягкость, а показывает нам, что это слово женского рода (3 тип склонения). Вы можете запомнить эту хитрость, чтоб лучше определять род существительных на –Ь.

Итак, дочь, ночь, печь, мышь, тишь, ложь, рожь, помощь, вещь – все эти слова имеют женский род.

Запомните, в словах мужского рода с шипящим согласным (Ж, Ш, Ч, Щ) на конце слова мы не пишем –Ь: мяч, грач, врач, шалаш, ёрш, ёж, борщ .

Кроме того, мягкий знак также указывает на инфинитив – начальную форму глагола: печь - to bake, помочь – to help. В глаголах на –ТЬ мягкий знак обозначает не только инфинитив, но и мягкость звука Т.

А теперь давайте разберёмся, что же такое разделительная функция мягкого знака. Мы можем говорить об этой функции, когда видим мягкий знак после согласного и перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (мягкие гласные). Разделительная функция мягкого знака обозначает, что мягкий знак «разделяет» согласный перед ним и последующий мягкий гласный, а гласный в таком случае мы произносим как дифтонг, с начальным звуком /й/.

Давайте посмотрим на примеры слов с транскрипцией:

Семья [с`эм`йа], листья [л`ис`т`йа], [друз`йа], [п`йот], льёт [л`йот],
вьюга [в`йуга], соловьи [салав`йи], муравьи [мурав`йи].

Как мы видим, мягкий знак обозначает не только мягкость согласных, но также определяет произношение последующих мягких гласных и способен указать на грамматические признаки слова, такие как женский род у существительных и форма инфинитива у глаголов.

Очень полезно знать функции мягкого знака, если вы хотите иметь хорошее произношение и понимать как работает русский язык.

Успехов в изучении русского языка!
Ваша Юля.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии