Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
На уроке вы сможете научиться производить морфологический разбор глагола, повторите основные понятия, связанные с темой «Глагол». В школе, проводя морфологический разбор глагола, вы показываете свое знание этой темы. Умение определять грамматические признаки может быть основой для других более интересных исследований. Вы сможете изучать историю языка; анализировать, какие грамматические категории использует автор в литературном произведении; проводить сравнительный анализ языков. Инструментом этого служит морфологический разбор.
План морфологического разбора глагола
Часть речи: глагол ;
Вопрос: что делать? что сделать? что делаешь? что сделаем? что делал? и т. п.
Общее значение: действие предмета.
Морфологические признаки:
Начальная (неопределенная) форма;
Постоянные признаки : вид, переходность, возвратность, спряжение;
Непостоянные признаки : наклонение, время (в изъявительном наклонении), лицо (в повелительном наклонении, в настоящем и будущем времени), род (в условном наклонении и в прошедшем времени в единственном числе), число (во всех формах, кроме неопределенной).
Синтаксическая роль
Схема 1. Непостоянные признаки глагола
Образец: На окраине одного маленького шведского городка вы увидите запущенный сад .
Морфологический разбор глагола
Увидите - глагол;
I. (что сделаете?) увидите ;
Н.ф. - увидеть ;
II. Пост. - сов. вид, перех., невозвр., II спряж.;
Непост. - изъявит. накл., буд.вр., 2л., мн.ч.
III. Вы (что сделаете?) увидите.
Некоторые трудности в морфологическом разборе глагола
Трудность, связанная с аналитическими формами глагола (состоящими из двух слов): ехал бы; буду рисовать; пусть едет. Здесь можно условное наклонение принять за прошедшее время, а будущее сложное за инфинитив, а повелительное наклонение перепутать с настоящим временем. Особенно если в предложении частицы бы или глагол-связка быть стоят отдельно от глагола.
Например: Если бы я завтра приехал , то обязательно пришел бы на день рождения.
Я буду всегда вас помнить .
Трудность, связанная с омонимичными формами: повелительное наклонение и формы настоящего или будущего времени (Учите, учите ).
повелит. накл. изъявит. накл.
Сравните: Учите правила основательно. - Если вы учите правила основательно, то будете писать без ошибок.
Список литературы
- Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
- Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
- Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
- Глагол как часть речи. СРЯ ().
- Спряжение глаголов ().
- Культура письменной речи. Правописание глаголов ().
- Розенталь Д.Э. Словарь лингвистических терминов ().
- Дидактические материалы. Раздел «Глагол» ().
- Стилистическое использование глаголов в художественной речи ().
Домашнее задание
Задание: прочитайте текст и выполните задания.
Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал , что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел ...
Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.
Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)
1. Найдите в тексте глаголы.
2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных.
3. Определите спряжение глаголов из последнего абзаца.
4. Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?
5. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения еще может быть инфинитив? Приведите свои примеры.
6. Произведите морфологический разбор выделенных слов.
Учебник: « Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина Издательство: ООО «БАЛАСС».
Цель: научить разбирать глагол как часть речи.
Задачи:
- Образовательные
:
- ознакомиться с алгоритмом разбора глагола как части речи и образцом записи разбора
- повторить знания о глаголе
- учить планировать учебную деятельность
- Развивающие
:
- развивать устную и письменную речь
- развивать умение работать в парах
- развивать умение работать по алгоритму
- развивать орфографическую зоркость
- Воспитательные
:
- воспитывать учебную активность
- воспитывать навыки самоконтроля и самооценки
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка. В начале урока мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. На столах у вас находятся карточки с символами настроения. Выберите подходящую для вас и покажите.(показывают). Я рада, что у большинства ребят весёлое настроение.
2. Языковая разминка с элементами актуализации изученного
– Прочитайте слова: Р.КЕТА ПЛ.НЕТА КОСМ.С
– Какое задание вы можете выполнить? (Вставить пропущенные буквы, списать,подчеркнуть опасные места, поставить ударение)
Хоровое проговаривание, проверка у доски.
– Какие слова записали? (С
непроверяемыми написаниями)
– Что означает слово Р.КЕТА? (Летательный
аппарат, снаряд для фейерверков и сигнализации,
боевой снаряд)
– Составьте предложения с данными словами. (Составляют
устно)
– Запишите предложение под диктовку.
Яркая ракета осветила небо.
– Подчеркните опасные места. Проверим
устно.
– Назовите имена существительные из
предложения. (Ракета, небо)
– Разберём их как часть речи. (Комментируют с
места)
– Найдите имена прилагательные. (Яркая) Разберём
как часть речи. (Ученик работает у доски)
3. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока
– Какую часть речи ещё надо разобрать? (Глагол)
– Разберите. (Не умеем)
– Какая тема нашего урока? (Разбор глагола как
части речи)
4. Совместное планирование учебной деятельности с записью плана на доске
– С чего начнём работу? (Вспомним, что
такое глагол и на какие вопросы отвечает)
– Что ещё добавим? (Как определить время
глагола)
– Что будем делать с глаголами? (Изменять по
числам, определять род)
– А ещё познакомимся с алгоритмом разбора и
образцом записи разбора глагола как части речи.
На доске план:
глагол
вопросы
время
число
род
– Тема есть. Задачи поставлены.
5. Поиск решения
Задание 1
– Прочитайте слова. Выпишите только глаголы.
Полёт лётчик летать самолёт улетает вылет летательный лётный вылетел полетит
– Докажите.
(Глагол
обозначает действие предмета и отвечает на
вопросы что делает? что делал? что будет делать?)
– Среди этих глаголов есть особенный. Какой? (Летать)
– Почему? (Нельзя определить время и число)
– На какой вопрос отвечает? (Что делать?)
Вывод: глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы что делать? и что сделать?
– Как по-другому называется неопределённая форма глагола? (Начальная форма, инфинитив)
Задание 2
Работа с карточкой.
Поставьте глаголы в неопределённой форме, выделите суффиксы. Проверка в парах. Проверка на компьютере. Оцените себя.
Дружил –
Нёс –
Пёк –
Рисовал –
– Сделайте вывод. (Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы ть , ти , о , а , и , я , е , у и оканчиваются на чь )
Задание 3
– Если у глагола летать
нельзя
определить время, то у оставшихся глаголов улетает.
вылетел, полетит
можно.
– Назовите глагол настоящего, прошедшего,
будущего времени. Докажите.
– От глаголов неопределённой формы образуйте
глаголы настоящего, прошедшего и будущего
времени
Пускать (устно)
Сигналить (письменно)
Вывод: глаголы изменяются по временам.
– На какой вопрос отвечает начальная форма глагола, когда образуются все три времени глагола? (Что делать?)
Задание 4
Определите число глаголовулетает. вылетел, полетит . (Единственное число)
– В каком числе ещё можно поставить глаголы? Поставьте устно.
Вывод: глаголы изменяются по числам.
– Что ещё можно определить у глагола? (Род)
– У всех глаголов? (Только в прошедшем времени)
– Какой вывод можно сделать? (Только глаголы
прошедшего времени изменяются по родам)
Физминутка
Задание 5
Знакомство с алгоритмом разбора глагола
по учебнику с 111.
– Прочитайте порядок разбора (Вслух)
.
Посмотрите на доску и сравните, что мы знаем о
глаголе.
– Запись одинаковая?
– Сможем ли мы указать все признаки глагола как
части речи? (Да)
Вывод: значит мы можем работать по алгоритму разбора глагола как части речи.
– Какую ещё осталось задачу решить? (Как
правильно оформить на письме)
– Смотрим образец записи в учебнике.
6. Развитие умения – применения нового знания
На доске запись.
Н.ступила ранн.. в.сна.
Ласково светит ярк.. со.нце.
Скор. з.пахнет душ.стыми поч.ками.
– Прочитайте предложения. Вставьте
пропущенные буквы. Объясните. (по 1 ученику у
доски)
– Найдите глаголы. Разберите как часть речи.(один
глагол с комментированием – записывает учитель,
другой – работает ученик у доски, третий –
самостоятельно)
– Что поможет разобрать глагол как часть речи?
Вывод: знание алгоритма помогает разобрать глагол как часть речи.
Работа с учебником. Упр.381
– Что будем выполнять в упражнении?
– Подчеркните глаголы. Выберите два любых
глагола и разберите как часть речи.
Проверка на компьютере.
7. Итог урока
– Выполнили ли мы задачи, которые поставили? (Да)
Вывод: мы научились разбирать глагол как часть речи.
9. Домашнее задание: стр.115 упр.1 (устно) упр. 6.
Морфологическим разбором слова называется описание его характеристик как части речи. Специфика этой процедуры в том, что для определения некоторых глагольных характеристик необходимо прибегнуть также к морфемному разбору. Но обо всем по порядку.
Схема морфологического разбора глагола
Стандартный план исследования слова прост: нужно определить часть речи, найти начальную форму слова и описать последовательно его постоянные и непостоянные признаки. В последнюю очередь дается описание роли слова в предложении (если слово не изъяли из контекста).
Определение части речи
Глаголы отвечают на вопросы: Что делать? и Что сделать? Более точно вопрос задается с учетом словоизменения.
Определение инфинитива
Инфинитив – это начальная или, как говорили в школе, неопределенная форма глагола . Собственно, именно она и отвечает на вопрос: Что делать/сделать?
Описание постоянных признаков
Постоянными являются те признаки, которые слово сохраняет при словоизменении (в данном случае спрягаясь). К ним относятся:
Непостоянные признаки
К ним относятся признаки , которые глагол приобретает при словоизменении.
Глагол в предложении
В предложении эта часть речи обычно играет роль простого или составного сказуемого, хотя возможны варианты, когда глагол может оказаться подлежащим, особенно если его приводят как пример перед тире или в составе выражения в кавычках.
Роль морфемного разбора слова
При определении типа спряжения часто возникает путаница, связанная с определением окончания. Это неудивительно: в русском языке есть корни с чередованием гласных и беглыми гласными, в них может выпадать согласный. И глагольным корням это особенно свойственно в процессе как словоизменения, так и словообразования.
Вот несколько примеров:
Примеры морфологического разбора
Для удобства приведем несколько примеров в таблице.
И в ус не дует . (поговорка) | Отсель грозить мы будем шведу. (А. Пушкин) | Откуда есть пошла Русская земля . (из летописи) | Взялся за гуж, не говори, что не дюж. (пословица) | Храни меня, мой талисман. (А. Пушкин) | |
Вопрос | Что делает? | Что будем делать? | Что сделала?* | Что сделал? | Что делай? |
Инфинитив | Дуть | Грозить | Быть | Взяться | Хранить |
Постоянные признаки: вид | Несовершенный | Несовершенный | Несовершенный | Совершенный | Несовершенный |
возвратность | Невозвратный | Невозвратный | Невозвратный | Возвратный | Невозвратный |
переходность | Переходный (дуть что?) | Непереходный | Непереходный | Непереходный | Переходный |
спряжение | 1 | 2 | Неправильное | 1 | 2 |
Непостоянные признаки: наклонение | Изъявительное | Изъявительное | Изъявительное | Изъявительное | Повелительное |
время | Настоящее | Будущее аналитическое | Настоящее (прошедшее)* | Прошедшее | |
число | Единственное | Множественное** | Единственное | Единственное | Единственное |
лицо | 3 | 1 | 3 | 2 | 2 |
род | Ж* | М | |||
Роль в предложении | Сказуемое простое | Часть составного сказуемого | Часть составного сказуемого | Сказуемое простое | Сказуемое простое |
Морфемный разбор | ду-ет | гроз-и-ть | ес-ть | в-зя-л-ся | хран-и |
Примечания.
* – глагол быть представлен как часть составного прошедшего времени древнерусского языка – перфекта. Он употреблялся в форме настоящего времени соответствующего лица в паре с “эльным” причастием прошедшего времени, которое со временем и стало современным прошедшим временем, вытеснив все остальные формы (аорист, имперфект и плюсквамперфект). Грамматически перфект представлял из себя состояние, явившееся результатом недавно прошедшего действия. Поэтому вопрос задан не к быть , а ко всей форме есть пошла . Род указан по слову пошла .
** – разбор относится к слову грозить , но вопрос задан ко всей конструкции.
Образец разбора глагола
Приведем пример классического разбора (как в школе) на примере глагола разбирают .
I. Что делают? Разбирают.
II. Инфинитив – разбирать.
- несовершенный вид;
- невозвратный;
- переходный;
- первое спряжение.
IV. Непостоянные признаки:
- изъявительное наклонение;
- настоящее время;
- третье лицо;
- множественное число.
V. Скорее всего, в предложении будет сказуемым.
Вы можете исследовать глагол как часть речи сами, это довольно интересное занятие. Но если хотите себя проверить, можете свериться с интернет-ресурсами, где можно сделать морфологический разбор глагола онлайн. И не только его, но и любой части речи. Также неплохую помощь вам могут оказать словари.
§ 1 Разбор глагола как части речи
Морфологический разбор любой части речи выполняется в строгом порядке. Давайте познакомимся с планом морфологического разбора глагола.
Например: слово обжигали обозначает действие предмета и отвечает на вопрос − что делали? обжигали - следовательно, это глагол.
Например, для глагола обжигали начальная форма − что делать? - обжигать.
В русском языке различают два типа спряжения глаголов: 1 спряжение и 2 спряжение. Спряжение глагола определяется по его окончанию или суффиксу глагола в неопределенной форме. К 1 спряжению относятся глаголы с окончаниями у, ю, ем, ём, ешь, ёшь, ете, ёте, ет, ёт, ут, ют. Ко 2 спряжению относятся глаголы с окончаниями - у, ю, им, ишь, ите, ит, ат, ят.
Глаголы изменяются по временам и бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое свершается в момент речи говорящего и отвечают на вопросы что делает? что делают? Если действие произошло до момента речи - это глагол прошедшего времени. Такие глаголы отвечают на вопросы − что делал? что сделал? Действие, которое произойдет после момента речи, обозначается глаголом будущего времени. Эти глаголы отвечают на вопросы − что сделает? что будет делать?
Когда глагол обозначает действие одного лица либо предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? - это глагол единственного числа. Глагол множественного числа обозначает действие группы лиц или предметов и отвечает на вопросы − что делают? что сделают?
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам. Для того чтобы определить, к какому лицу относится глагол, необходимо согласовать его с местоимением 1, 2 или 3 лица. У глаголов прошедшего времени единственного числа определяется род. Различают глаголы женского, мужского и среднего рода. У глаголов прошедшего времени множественного числа род не определяется.
§ 2 Пример устного разбора глагола
Выполним устный разбор глагола “любуются” из предложения «Люди любуются красивыми цветами».
1. Любуются - глагол. Слово обозначает действие предмета и отвечает на вопрос: люди что делают? любуются.
2. Начальная форма - (что делать?) любоваться.
3. Постоянные признаки: первое спряжение. Глагол имеет окончание -ют-, что указывает на первое спряжение.
4. Непостоянные признаки: глагол употреблен в настоящем времени (действие происходит в момент речи говорящего, глагол отвечает на вопрос − что делают?), в 3-м лице (согласуется с местоимением они), во множественном числе (обозначает действие, которое совершается группой людей).
5. В предложении является сказуемым: Люди (что делают?) любуются.
§ 3 Пример письменного разбора глагола
Письменно морфологический разбор глагола выглядит следующим образом:
Люди любуются красивыми цветами.
Любуются - (что делают?) глаг.,
н.ф. - любоваться,
1 спр., наст. вр., 3-е л., мн.ч., сказуемое.
§ 4 Краткие итоги по теме урока
Характеристика слова как части речи с учетом особенностей его использования называется морфологическим разбором. При разборе глагола как части речи указываются все его постоянные и непостоянные грамматические категории. Производить морфологический разбор следует по плану:
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (неопределенная форма).
3. Спряжение.
4. Время. Лицо и число − для глаголов в настоящем или будущем времени, род и число - в прошедшем времени.
5. Роль в предложении.
Список использованной литературы:
- Справочное пособие по русскому языку. О.В. Узорова, Е.А.Нефедова, ЗАО «Премьера»,1999.
- Поурочные разработки по русскому языку. О.Н.Крылова, Л.Ю. Самсонова, Экзамен, М.: 2008.
- Русский язык в рисунках. В.Н.Бурмако, Просвещение.М., 1991.
- Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография. Пособие для учителей. А.И.Моисеев. Просвещение, М., 1975.
План разбора глагола
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | вид (совершенный, несовершенный); | ||
2 | возвратность (невозвратный, возвратный); | ||
3 | переходность (переходный, непереходный); | ||
4 | спряжение ; | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | наклонение ; | ||
2 | время (в изъявительном наклонении); | ||
3 | число ; | ||
4 | лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); | ||
5 | род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). |
Образцы разбора глаголов
Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).
Любишь
- что делаешь?
- Н. ф. - любить
. Морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица.
Кататься
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
- Н. ф. - кататься
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма). - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Люби
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
- Н. ф. - любить
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) повелительного наклонения;
2) единственного числа;
3) 2-го лица. - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Началась пахота (Пришвин).
Началась
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
- Н. ф. - начаться
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) совершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) прошедшего времени;
3) единственного числа;
4) женского рода. - В предложении является сказуемым.