Лекции по фонетике. Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция. У каких звуков бывают сильные и слабые позиции

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В системе согласных фонем выделяются соотносительные ряды фонем, парные по:

v Глухости – звонкости.

v Твёрдости – мягкости.

Поэтому русские согласные фонемы могут нейтрализоваться по признакам глухость/звонкость и твердость/мягкость .

Нейтрализоваться по признаку глухость – звонкость могут не все согласные фонемы. Например, одним звуком могут быть представлены фонемы <б> и <п> в позиции конца слова: дуб /дуп/, глуп /глуп/ или фонемы <в> и <ф>: ров /роф/, шкаф /шкаф/. Но не может быть представлена звуком /р/, например, никакая другая фонема кроме <р>, у нее нет пары. Значит, нейтрализоваться по признаку глухость-звонкость могут только парные фонемы. Парные фонемы по глухости – звонкости следующие: <б п б’ п’ в ф в’ ф’ г к д т д’ т’ ж ж’ ш ш’ з с з’ с’ >. Не могут нейтрализоваться по звонкости-глухости такие согласные фонемы <м м’ н н’ л л’ р р’ j ц ч х> - эти фонемы не имеют пары.

Парные фонемы, нейтрализуясь в слабых позициях, могут быть представлены глухим или звонким звуком. Нейтрализация происходит в следующих позициях:

Слабые позиции по глухости - звонкости:

1. на конце слова. Звонкие и глухие согласные фонемы реализуются в глухих согласных: род /рот/ и рот /рот/, глуп /глуп/ и губ /гуп/.

2. перед глухими шумными согласными. Звонкие и глухие согласные фонемы реализуются в глухих согласных: спать /СП/ать и из парты /ИСП/арты.

3. перед звонкими шумными. Звонкие и глухие согласные фонемы реализуются в звонких согласных: из бани /ИЗБ/ и с баней /ЗБ/.

Нет нейтрализации по глухости – звонкости, а значит звук – основной представитель фонемы, в следующих позициях:

Сильные позиции по глухости – звонкости:

1. Позиция перед гласным.

2. Позиция перед сонорным согласным.

3. Позиция перед [в] и [ в’].

Непарные фонемы <ч>, <ц>, <х>, , <м>, <н>, <л>, <р>, <м’>, <н’>, <р’>, <л’> не участвуют в нейтрализации, но каждая из них представлена вариациями как глухими, так и звонкими:

<ц>



Согласные фонемы могут не различаться также по признаку твердости – мягкости. Нейтрализуются согласные фонемы, парные по твердости – мягкости, в следующих позициях:

Слабые позиции по твёрдости – мягкости:

1. Зубные перед мягкими зубными (кроме /л/). Мягкие и твердые фонемы реализуются в мягких зубных.

2. Перед /ш’/, /ч’/ нейтрализуются <н>, <н’>. Мягкая и твердая фонема реализуется в мягком /н’/.

3. Зубные перед мягкими губными. Мягкие и твердые фонемы реализуются в мягких зубных.

Нет нейтрализации по твердости-мягкости, а значит звук – основной представитель фонемы, в следующих позициях:

Сильные позиции по твёрдости – мягкости:

1. на конце слова.

2. перед гласным.

3. перед заднеязычным согласным.

Не различаются твердые и мягкие фонемы в следующих позициях:

Непарные фонемы по твёрдости – мягкости:

<к>, <г>, <х>, <ц>, <ч>, ,<л>, <л’> - данные фонемы не участвуют в нейтрализации по твёрдости – мягкости.

Согласные фонемы могут нейтрализоваться еще по одному признаку – месту образования. Фонемы <с с’з з’ т т ’д д’ ц > реализуются в зубных шумных звуках / с с’з з’ т т ’д д’ ц/. Фонемы <ш ш’ ж ж’ ч’> реализуются в передненебных шумных / ш ш’ ж ж’ ч’/. В позиции перед передненебными шумными зубные меняются на передненебные: сшить /шшить/, сжать /жжать/.

Вопросы и задания.

1. Что такое нейтрализация?

2. Заполните таблицу:

Позиции: на конце слова, позиция перед гласным, позиция перед сонорным согласным, перед заднеязычным согласным, позиция перед [в] и [ в’].

3. Назовите непарные фонемы по глухости/звонкости, твердости/мягкости.

4. Определите состав фонем в следующих словах:

дом, род, рот, с ветром, без ветра, из беды, из пруда, кино.

5. Определите звуковой и фонемный состав следующих слов:

С Шурой, с Чуком, с Сашей, с Щукарем, с Зиной, с Аней.

Правильное понимание позиционного трейдинга позволит вам добавить в свой арсенал весомую стратегию для работы на любых финансовых рынках.

Содержание статьи:

Прежде чем приступать к торгам, следует разобраться с основными ключевыми понятиями: что такое позиционный трейдинг, как он отличается от свинг-трейдинга и в чем заключается его стратегия.

Что такое позиционная торговля простыми словами и с примерами

Позиционная торговля – это работа по тренду на долгосрочной основе, на графиках, охватывающих большие временные масштабы. Для ее осуществления нередко применяется фундаментальный и технический анализ. Позиционный трейдинг подходит для всех типов рынка: акций, товаров, Форекс.

Вот как охарактеризовала позиционную торговлю Википедия:

Позиционный трейдер (краткосрочный)- совершает сделки с длительностью в несколько дней, закрывает все позиции перед периодами уменьшения ликвидности (праздниками, летними каникулами и т. п.)

Позиционная торговля существует с момента появления первых спекулянтов, когда людям не были доступны графики с малыми временными интервалами, а обновление котировок производилось всего несколько раз за день вручную на доске в брокерских конторах. В подобных условиях выгоднее было торговать в долгосрочной перспективе и удерживать позицию.

На сегодняшний день позиционная стратегия применяется на фондовом рынке, так и на Форекс, при этом позиционных трейдеров часто отождествляют с инвесторами, но это не совсем верно. Необходимо понимать отличие данного стиля от других:

Таким образом, позиционный трейдинг - это самостоятельный стиль, значительно отличающийся от других. Участники рынка могут использовать этот подход для удерживания краткосрочных и долгосрочных позиций. Его плюсы:

  1. Не учитывает небольшие ценовые изменения, то есть не требует постоянного мониторинга ситуации;
  2. Нет необходимости все время находиться около компьютера. В позиционной стратегии самое главное – это глубокий и тщательный анализ, на основе которого принимается дальнейшее решение;
  3. За открытой позицией просто необходимо наблюдение, если имеет место ситуация, которая может изменить положение или цену.

Стратегия позиционной торговли на реальном рынке

Стратегия позиционной торговли – это анализ дневных, недельных и ежемесячных таймфреймов; удержание открытой позиции минимум от несколько дней до месяца.

Позиционный трейдинг простыми словами – это осмысленный и взвешенный вход в сделку, основанный на удержании позициии в тренде.

Каждая стратегия подразумевает под собой наличие определенных базовых правил, для позиционной торговли характерны следующие:

  • Сигналом для входа в позицию служит начало тренда на крупном таймфрейме (с периодом от 1 дня или 1 недели);
  • Выход из сделки осуществляется только при наличии достаточных оснований об окончании тренда.

Простейшей идеей и интерпретацией такой стратегии является фраза «купи и держи », часто применимая к долгосрочным инвесторам в акциям крупных компаний (голубым фишкам).

Рассмотрим небольшой пример позиционной торговли акциями розничной сети «Магнит».

Как видите, цена находится в сильном восходящем тренде в течение нескольких лет, что явилось бы удачным случаем для длительного удержания позиции. Техническим сигналом для входа в позицию служит выход из консолидации в конце 2012 года. До начала 2014 года цена неуклонно растёт, обновляя максимумы. Лишь в марте появляется серьёзная просадка цены вниз, которая пробивает трендовую линию и сильные уровни поддержки. В этот момент большинство позиционных трейдеров закрывают свои сделки, так как появляется явный признак того, что тренд заканчивается.

Итогом сделки мог стать 120% рост, если трейдинг ведется с кредитным плечом 1:20, то можно было увеличить капитал в более чем 40 раз, всего одной сделкой.

В плане технических инструментов позиционная торговля подразумевает применение:

  • трендовых каналов;
  • уровней поддержки и сопротивления;
  • скользящих средних, в особенности, с 200-дневным периодом.

Основной задачей является определение сильного глобального движения, поэтому применяется анализ новостей и фундаментального фона. Тем не менее, новости не имеют определяющего значения в позиционном трейдинге, а служат лишь подтверждением технических сигналов.

Опрос: Какой тип трейдинга вы предпочитаете?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Отличие от инвестирования

Под позиционным трейдингом понимается относительно длительное удержание сделки по направлению глобального тренда.

Ошибочно полагать, что позиционный трейдинг похож на инвестиции в распространённом понимании. Рассмотрим их основные различия:

  • трейдинг в качестве основного источника подразумевает доход от выгодной перепродажи актива (акций, фьючерсов, валюты), а инвестирование не меньшее значение отдаёт пассивному доходу (дивидендам, ежемесячным выплатам);
  • инвесторы полагаются на фундаментальный анализ актива (показатели деятельности компании, перспективы роста бизнеса), а трейдер больше ориентируется на графики, используя экономические показатели лишь для подтверждения;
  • доходность часто рассчитывается по итогам года, а успешный инвестор может ожидать итоговых результатов десятилетиями.

Единственное сходство позиционного трейдера и инвестора заключается в длительном удержании актива и не более того. Таким образом, каждому участнику рынка необходимо определиться с тем, кто он на самом деле - инвестор или спекулянт.

Отличия позиционной торговли от свинг-трединга

Другая популярная стратегия – это , который отличается от позиционной торговли, если не кардинально, то довольно значительно. Свинг ориентируется на средние временные интервалы и большую часть дохода трейдеры получают от входа на рынок, основываясь целиком на изменении валютного курса, который приведет к изменению стоимости открытой позиции. Для анализа используется не фундаментальный, а только технический подход.

Позиционные трейдеры в свою очередь работают в больших промежутках времени. Они не останавливаются на мелких колебаниях цены, а изучают долгосрочную перспективу развития экономической ситуации. Стратегия составляется с учетом тенденции изменения финансового положения на дни, недели и даже месяцы.

В этом и есть самое большое отличие позиционной торговли от свинга. Первые в своих решениях учитывают фундаментальные составляющие, такие как долгосрочные прогнозы, политические и экономические решения правительства, финансовые модели и прочее. А вторые открывают сделки, смотря на краткосрочную перспективу колебания цен выбранной валюты.

Позиционная торговля, в отличие от других стратегий ведения дел, больше всего похожа на инвестирование, а значит, дает полный спектр финансовых инструментов для сделок с акциями. Главная цель такого трейдинга – это удерживание акции на максимально длительный срок, пока она приносит прибыль. Этот срок может длиться от нескольких дней и до месяцев. Здесь основная задача – внимательное изучение определенного сектора экономики и ее общее состояние на момент открытия позиции, а также прогнозирование ситуации на будущее во избежание рисков. Полезные инструменты-помощники:

  • Индикаторы;
  • Трендовые линии;
  • Долгосрочные графики с информацией нетехнического характера;
  • Краткосрочные графики с месячными и недельными изменениями;
  • Фундаментальная аналитика.

Итак, вся стратегия заключается в трех основных шагах:

  1. Анализ сектора экономики и положения выбранной группы акций;
  2. Выбор наиболее выгодного момента открытия позиции;
  3. Удержание акции на самый долгий срок, и закрытие ее при резком изменении экономической ситуации.

Выбирать стратегию позиционного трейдинга нужно только для тех активов, для которых можно провести фундаментальный анализ и техническую аналитику, дать максимально точные прогнозы и быть уверенным в сохранении тенденции изменения цен на длительный период (как минимум, неделю).

Позиционная торговля на Форекс

Большинство участников на Форекс используют именно позиционную торговлю, как основной подход к заработку. Это обусловлено тем, что именно этот метод на рынке Форекс имеет следующие плюсы:

  • Низкие комиссионные издержки;
  • Больше времени на принятие верного решения;
  • Отсутствие необходимости в постоянном анализе и ежедневного мониторинга СМИ и для корректирования позиций.

Как и в торговле акциями, у трейдера должен быть запас капитала, который может покрыть возможные убытки. При выборе валютной пары принимается одна сильная и одна слабая валюта. Многие участники делают ошибку, анализируя только одну валюту и пренебрегая аналитикой для второй.

У позиционной торговли на бирже есть несколько основных принципов, придерживаясь которых можно обеспечить 90%-ю вероятность успешных торгов:

  1. Анализ структуры и рыночных ограничений;
  2. Определение месячных разворотов тренда;
  3. Спокойный подход к делу без лишних рисков и чрезмерной жадности;
  4. Уверенность в собственных решениях, принятых с учетом и , новостных заявлений, прогнозов и комментариев аналитиков;
  5. Хладнокровное изучение СМИ;
  6. Вход в сделку с таким размером активов, которые хотя бы на 5% можно подвергнуть риску потери.

Преимущества и недостатки

Любой стиль торговли имеет свои преимущества и недостатки. В скальпинге это длительное пребывание за компьютером и сильное нервное напряжение, но зато высокий уровень потенциальной прибыли. Преимущества позиционного трейдинга заключаются в следующих аспектах:

  • относительно высокий процент прибыльных сделок, поскольку на крупных временных интервалах значительно чаще встречаются затяжные тренды и сложно манипулировать рынком (выбивать стоп-приказы);
  • отсутствие необходимости длительного пребывания за монитором - за позицией можно следить 1 раз в день или даже в неделю;
  • возможность спокойного и длительного анализа (перед входом можно подумать несколько дней);
  • меньший риск психологического срыва за счёт более редкого наблюдения за графиком;
  • огромный потенциал прибыли при постепенном наращивании и удержании позиции.

Перечень не является исчерпывающим, здесь представлены самые значимые плюсы позиционного стиля. Перейдём к недостаткам:

  • длительное ожидание результатов, которые реально измерить можно только спустя месяцы или годы;
  • высокая ответственность за каждый прогноз и анализ, поскольку он может отнять множество дней и недель в удерживании неверной позиции;
  • медленный прогресс в трейдинге (удерживать позиции хорошо, если у трейдера уже есть опыт, но набрать его быстро не получится, открывая сделки раз в год);
  • необходимость в значительных капиталовложениях (получить ощутимый доход от позиционной торговли можно только имея на счету приличную денежную сумму).

В итоге, удержание позиции в определенных случаях является весомым преимуществом для опытного трейдера, но губительным для начинающих спекулянтов.

Заключение

Так что же такое позиционная торговля – инвестиции или трейдинг?

Все-таки позиционная торговля простыми словами это не инвестиции, а трейдинг, так как инвестор надеется только на рост, верит в компанию и он может не анализировать рынок, а влиять на саму компанию. Позиционный трейдер может торговать и на понижение цены, и на разных рынках.

Позиционный трейдинг значительно отличается от дейтрейдинга, скальпинга или свинга тем, что направлен на удержание позиции в течение всего тренда, а не конкретной его части (колебания).

Такой подход хорошо подходит опытным трейдерам, имеющим немалые капиталовложения, и меньше - новичкам с небольшим депозитом.

Позиционные изменения , происходящие со звуками в потоке речи (в пределах одной морфемы), связаны с воздействием звуков друг на друга, а также с общими условиями произношения: положением в абсолютном начале / конце слова, в ударном / безударном слоге и т.п.

Позиционные изменения гласных связаны прежде всего с положением в ударном / конкретном предударном или заударном слоге, в абсолютном начале или конце слова (см. редуцированные гласные), а также с влиянием мягких согласных: гласные приспосабливаются к артикуляции мягких согласных и при произношении сдвигаются вперед и вверх либо в начальной фазе своего образования (если мягкий согл. предшествует гласному), либо в конечной стадии (мягкий согл. стоит после гласного), либо в целом (гласный окружен мягкими согласными).

Позиционные изменения согласных в потоке речи могут касаться любого из признаков: глухости / звонкости, твердости / мягкости, места и способа образования.

Сильные позиции для глухости / звонкости (т.е. такие, где данный признак остается самостоятельным, ни от чего не зависящим и служащим для различения слов и морфем):

1) перед гласными: там – дам;

2) перед сонорными: слой – злой;

3) перед [в], [в’]: сверь – зверь.

Слабые позиции для глухости / звонкости (т.е. такие, где данный признак несамостоятелен, зависит от положения в слове или фонетического окружения):

1) на конце слова звонкие шумные оглушаются: снег, дуб;

2) перед согласными (кроме сонорных и [в], [в’]):

Оглушение звонких шумных перед глухими (лодка, ложка);

Озвончение глухих шумных перед звонкими (молотьба, просьба).

Артикуляционное уподобление звуков одной природы, т.е. двух гласных или двух согласных, называется ассимиляцией (от лат. assimilatio – «уподобление»). В некоторых случаях в результате ассимиляции могут возникать долгие согласные (сзади, отдать). В любом случае направление воздействия одно – от последующего звука к предшествующему. Такой вид ассимиляции называется регрессивной ассимиляцией . (Прогрессивная ассимиляция крайне редка: наблюдается, например, в диалектном произношении слов типа «Ванька» [ван"к"а], но это не соответствует современным орфоэпическим нормам.)

Сильные позиции для твердости / мягкости согласных:

1) перед гласными, включая [э]: лук – люк, нос – нёс, пастель – постель (мягкие согласные перед [э] произносятся в исконно русских словах, твердые – в заимствованных);

2) на конце слова: кон – конь;

3) перед заднеязычными согласными (у переднеязычных): банка – банька, горка – горько;

4) перед губными согласными (у переднеязычных): изба – резьба;

5) у звуков [л], [л’] независимо от их положения: волна – вольна.

Слабые позиции – все остальные. Ассимиляция по твердости, например, наблюдается в случае соединения мягкого зубного с твердым зубным (конь – конский, искл.: июньский). Ассимиляция по мягкости осуществляется непоследовательно и соблюда ется не всеми говорящими (дверь - [д], [д’], съем - [с], [с’]). Не знает отступлений лишь замена [н] на [н’] перед [ч"], [ш’] (барабанчик, барабанщик).

Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга (т.е. нет сильных позиций).

Ассимиляции по месту образования подвергаются зубные щелевые, которые заменяются на передненебные перед передненебными шумными (сшить, с чемпионатом, отсчитать);

Ассимиляции по способу образования подвергаются взрывные согласные, которые чередуются с аффрикатами перед щелевыми и аффрикатами того же места образования (отсыпать, отцепить).

Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных.

Обратное ассимиляции явление, или диссимиляция (от лат. dissimilatio – «расподобление»), заключается в утрате звуками общих фонетических признаков. Подобные изменения характерны для диалектов и просторечия, в литературном языке они связаны с ограниченным кругом примеров: легкий, мягкий ([х"к’]) – диссимиляция по способу образования + по глухости и мягкости.

Помимо описанных явлений в русской речи может фиксироваться упрощение групп согласных (в ряде звуковых сочетаний при соединении трех согласных один выпадает): уездный, местный, сердце.

Слог. Типы слогов.

Слог - звук или сочетание звуков произносимый одним выдыхательным толчком.

В современной лингвистике широкое распространение получила сонорная теория слога , разработанная Р.И.Аванесовым. С точки зрения этой теории слог рассматривается как совокупность разных по степени звучности (сонорности) звуков – от менее звучных к более звучным. Самым звучным считается слоговой звук, представляющий ядро, вершину слога, к нему примыкают остальные звуки - неслоговые.

Каждому типу звуков Аванесов присвоил определенный уровень звучности . Вспомните цепочку:

по соотношению шума и тона все звуки языка можно отразить в виде цепочки (по мере усиления шума):

гласные → сонорные согл. → шумные звонкие согл. → шумные глухие согл. → пауза

уровень звучности: 4 3 2 1 0

Таким образом, слог, по теории Аванесова, представляет собой волны сонорности . Количество слогов в слове определяется количеством пиков, вершин сонорности. Обычно вершиной слога, т.е. слоговым звуком, оказывается гласный. В редких случаях слоговым может становиться и согласный, чаще всего сонорные (это достигается путем вставки перед такими согласными гласного призвука): [жыз" ь н"]

Типы слогов характеризуются по начальному и конечному звукам.

По начальному звуку слоги могут быть:

1) прикрытые – начинающиеся с согласного звука: [ру-ка];

2) неприкрытые – начинающиеся с гласного звука: [а-ист].

По конечному звуку слоги делятся на:

1) закрытые – кончающиеся на неслоговой звук (согласный): [бал-кон];

2) открытые – кончающиеся на слоговой: [ва-зъ].

Границы слогораздела поможет определить теория Аванесова, согласно которой слог в русском языке строится по закону восходящей звучности – от наименее звучного к наиболее звучному, т.е. слоговому. Данный закон определяет следующие особенности слогоделения :

1) Неконечные слоги стремятся к открытости: [на-у-къ], [а-па-зда-лъ].

2) Закрытые слоги могут появляться лишь в трех случаях:

В конце слова: [пла-ток];

На стыке сонорного и шумного в неначальном слоге (сонорный отходит к предшествующему слогу, шумный – к последующему): [бал-кон];

На стыке и любого согласного ( отходит к предшествующему слогу, другой согласный – к последующему): [ма j’-къ], [ва j’-на].

При делении слова на слоги необходимо иметь в виду, что фонетические слоги часто не совпадают с морфемным строением и правилами переноса на письме.

Ударение.

Если слово состоит из двух и более слогов, то один из них обязательно выделяется силой голоса или повышением тона. Такое выделение одного из слогов в слове называется словесным ударением.

Фонетический тип ударения определяется способами выделения ударного слога, которые в разных языках неодинаковы. Выделяют следующие фонетические типы ударений:

1) силовое ударение (динамическое) характеризуется повышенной громкостью и увеличением силы выдоха;

2) количественное ударение (квантитативное) связано с увеличением долготы произношения ударного слога;

3) музыкальное ударение (тоновое) использует для выделения ударного слога движение голосового тона (восходящее, нисходящее, комбинированное).

Ударение в русском языке является одновременно силовым и количественным.

Словесное ударение выполняет организующую функцию, объединяя в единое целое фонетическое слово – группу слогов, связанную общим словесным ударением. В рамках фонетического слова ударный слог оказывается той точкой отсчета, по отношению к которой определяется характер произношения всех остальных слогов.

Фонетическое слово не всегда равняется лексическому. Некоторые слова в тексте не имеют собственного ударения, сливаясь с рядом стоящими ударными и образуя с ними единое фонетическое слово. Безударное слово, примыкающее к ударному спереди (союз, предлог, частица, местоимение), называется проклитикой: не увижу, пыль да комары. Безударное слово (частица, местоимение), примыкающее к ударному сзади, называется энклитикой: скажи-ка. Возможна ситуация, когда односложный предлог или частица «перетягивает» словесное ударение на себя и превращает знаменательное слово в энклитику: водить за нос, упал на пол.

Существуют слова, в которых помимо основного присутствует побочное ударение, более слабое. Оно чаще всего падает на начальные слоги и фиксируется в сложных словах: стройматериалы, аэрофотосъемка.

При характеристике ударения важно учитывать его положение в слове. Если ударение закреплено за определенным по счету слогом, оно является фиксированным (например, во французском языке ударение может приходиться только на последний слог). Русское ударение не фиксируется за определенным слогом и может падать на любой слог на любую морфему в слове (выбыть, золото, леса, обыкновенный), т.е. является разноместным.

Еще одна особенность русского ударения – его подвижность. При образовании грамматических форм слова возможен переход ударения:

1) с основы на окончание и наоборот (страна – страны, голова – головы);

2) с одного слога на другой в пределах одной морфемы (дерево – деревья, озеро – озёр).

Итак, русское ударение характеризуется следующими признаками:

1) силовое и количественное по фонетическому типу;

2) разноместное по расположению в слове;

3) подвижное по критерию прикрепленности к определенной морфеме при словоизменении.

Орфоэпическая норма не всегда утверждает как единственно правильный лишь один из произносительных вариантов, отвергая другой как ошибочный. В некоторых случаях она допускает варианты произношения. Литературным, правильным считается как произношение е [ж"ж"] у , ви [ж"ж"] ать с мягким долгим звуком [ж"], так и е [жж] у , ви [жж] ать - с твердым долгим; правильно и до [ж"ж"] и , и до [жд] и , и ра [ш"ш"] истить и ра [ш"ч"] истить , и [д] верь и [д"] верь , и п [о] эзия и п [а] эзия . Таким образом, в отличие от орфографических норм, предлагающих один вариант и запрещающих другие, орфоэпические нормы допускают варианты, которые либо оцениваются как равноправные, либо один вариант считается желательным, а другой допустимым. Например, Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р.И.Аванесова (М., 1997) слово бассейн разрешает произносить и с мягким и с твердым [с], т.е. и ба [с"е] йн и ба [сэ] йн ; в этом словаре предлагается произносить манёвры , планёр , но допускается и произношение манвры , плнер .

Появление многих орфоэпических вариантов связано с развитием литературного языка. Произношение постепенно меняется. В начале 20 в. говорили а [н"] гел , це [р"] ковь , ве [р"х], пе [р"] вый . Да и сейчас в речи пожилых людей нередко можно встретить такое произношение. Очень быстро уходит из литературного языка твердое произношение согласного [с] в частице - ся (сь ) (смеял [с] а , встетили [с]). В начале 20 в. это было нормой литературного языка, так же как как и твердые звуки [г, к, х] в прилагательных на - кий , - гий , - хий и в глаголах на - кивать , - гивать , - хивать . Слова высокий , строгий , ветхий , вскакивать , подпрыгивать , стряхивать произносили так, как если бы было написано строгой , ветхой , вскаковать , подпрыговать . Потом норма стала допускать оба варианта - старый и новый: и смеял [с] а и смеял [с"]я, и стро [г] ий стро [г"] ий . В результате изменений в литературном произношении появляются варианты, одни из которых характеризуют речь старшего поколения, другие - младшего.

В произношении имен прилагательных родительного падежа единственного числа среднего и мужского рода по традиции согласный [г] заменяется на [в]: у черного [ч"яоґрнъвъ] камня, без синего [с"ыґн"ьвъ] платка.

В именах прилагательных на - гий , -кий, -хий и в глаголах на - гивать , -кивать, -хивать согласные Г, К, Х произносятся мягко, в отличие от старомосковского произношения, которое требовало в этих случаях твердого согласного:

Безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения - ут , -ют, -ат, -ят и суффиксы действительных причастий настоящего времени -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- в языке наших дней произносятся неодинаково, их произношение ориентируется на написание. Старомосковские же нормы требовали произнесения этих окончаний и суффиксов только по варианту 1 спряжения. Подобные варианты произношения теперь устарели, однако их еще можно услышать в речи старых интеллигентов.

Произношение постфиксов - ся и - сь в возвратных глаголах. Для старомосковского произношения было характерно произношение твердого [с] в этих морфемах: бою[с], мыл[съ]. Исключение составляли только деепричастия, в которых произносился твердый согласный: боя[с"], стуча[с"]. В современном языке рекомендуется произносить [с"] во всех случаях, кроме тех, когда перед постфиксом стоит звук [с]: нес[съ], тряс[съ], но: оставай [с"ъ], мыл[с"ъ] .

6. Трудности могут возникать при выборе гласного после твердых шипящих в первом предударном слоге на месте буквы А. По современным нормам в этой позиции должен произноситься гласный первой степени редукции нижнего подъема среднего ряда, нелабиализованный, т.е. [Л]. Однако действовавшие еще в середине нашего века нормы старомосковского произношения требовали, чтобы в этой позиции был употреблен звук [ы э ], т.е. считалось верным такое произношение слов:

жара - [жы э раґ], шары - [шы э рыґ],

шалун - [шы э луґн], шантаж - [шы э нташ].

Эту норму можно в настоящее время считать устаревшей. Однако ни одна ранее действовавшая в речи норма не исчезает, не оставив исключений, своего рода речевых атавизмов, в которых по традиции сохраняется старое произношение. Таким исключением в русском языке стало произношение слов:

жалеть - [жы э л" ]еть, жасмин - [жы э с]мин,

лошадей - ло[шы э ]дей, жакет - [жыэ]кет,

а также числительных 20 и30 в косвенных падежах:

двадцати - двад[цы э ]ти.

Напротив, после мягких шипящих, как и после любых мягких согласных, в позиции первой степени редукции не должен появляться звук [Л], но только [и э ]. Следовательно, надо произносить слова таким образом:

Рассматриваемые вопросы:

1. Виды чередований звуков.
2. Позиционные чередования звуков:

а) позиционные чередования гласных звуков;

б) позиционные чередования согласных звуков.

3. Исторические чередования звуков.
4. Фонетическая транскрипция.
5. Правила транскрибирования (произношения) гласных и согласных звуков.

Ключевые понятия: синтагматические и парадигматические отношения, позиция звука, позиционные чередования звуков, комбинаторные чередования звуков, аккомодация, редукция количественная и качественная, ассимиляция, диссимиляция, стяжение, диэреза, эпентеза, метатеза, гаплология, субституция , оглушение согласных на конце слова, исторические чередования звуков, фонетическая транскрипция.

1. Виды чередований звуков

В процессе речи одни звуки могут заменяться другими. Если эта замена носит постоянный, регулярный, объясняемый одними и теми же причинами характер, то мы говорим, что имеет место процесс чередования, а не ошибочное произнесение. Отношения регулярной замены одних звуков на другие в одинаковых фонетических условиях называются чередованием.

Чередования, связанные с позицией звука называются позиционными чередованиями. Чередования, обусловленные фонетическими процессами, проходившими в прошлом, называются историческими чередованиями .

Все типы чередований звуков можно представить в виде следующей таблицы:

Виды чередований звуков

позиционные

(изменения звуков, связанные с их позицией)

исторические

(изменения звуков, обусловленные фонетическими процессами, проходившими в прошлом)

собственно позиционные

(изменения звуков, связанные только с позицией звуков)

комбинаторные

(изменения, связанные с позицией звуков и влиянием звуков друг на друга)

редукция гласных;

оглушение на конце слова согласных

аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, стяжение, диэреза, эпентеза, метатеза, гаплология, субституция

Несмотря на чередования, мы распознаем звуки, и, следовательно, слова, так как чередования связаны с отношениями звуков (фонем) внутри системы, где единицы оказываются связанными друг с другом каким-либо образом. В языке различают два основных (глобальных) типа взаимодействий, взаимосвязей (отношений) единиц: синтагматические (линейные) – отношения взаимовлияния соседствующих единиц и парадигматические (нелинейные, вертикальные) – отношения объединения однородных единиц на основании ассоциаций.

В фонетике влияние рядом стоящих звуков друг на друга – это синтагматические отношения, а распознавание похожих звуков и мысленное связывание их в один и тот же звук, независимо от звучания – парадигматические (например, когда говорящий распознает, что звуки [б], [б’], [п] в словах [дубы́], , [ду΄п] это один и тот же типовой звук).

2. Позиционные чередования звуков (Синтагматические отношения)

Звуки в потоке речи произносятся с разной силой и четкостью в зависимости от позиции звука. Позиция звука – это его ближайшее окружение, а также положение в начале, в конце слова, на стыке морфем, а для гласных – положение по отношению к ударению.

Различают два типа изменений звуков в речевом потоке.

Позиционные изменения – это изменения звука, связанные с его позицией (например, оглушение в конце слова, ослабление безударных гласных [о], [а], [э]). Виды позиционных изменений : оглушение на конце слова, редукция (ослабление звука), ассимиляция, диссимиляция, стяжение звуков, выпадение (диэреза), эпентеза, метатеза, гаплология, субституция, аккомодация.

Комбинаторные изменения – это изменения, связанные с влиянием звуков друг на друга. К комбинаторным изменениям относятся все виды позиционных изменениёй, кроме оглушения на конце слова и редукции, так как эти процессы связаны только с позицией в слове, а не влиянием других звуков.

2 а) Позиционные чередования гласных звуков

Основным видом позиционных изменений гласных звуков является редукция. Редукция бывает количественная и качественная . Количественная редукция уменьшение долготы и силы звучания – типична для звуков [ и], [ ы], [ у] не под ударением. Сравните, например, произношение [ы] в разных позициях слова [был – быва΄лый]). Качественная редукция ослабление с некоторым изменением звучания. Напр., у звуков [ а], [ о], [ э] – в безударной позиции. Ср.: звучание гласных в словах молот и молоток : [мо́лът], [мълLто́к].

Звуки [а], [о] после твердых согласных произносятся как редуцированные звуки [L] в первой предударенной позиции и в абсолютном начале слова и как редуцированный звук [ъ] в других позициях (2-ой, 3-ий слог до или после ударения, например, молоко – [ мьлLко́], борода – [ бърLда́]. После мягких согласных звуки [ а], [о], [э] произносятся как редуцированные звуки [ и э ], [ ь] – рябина [р"и э б"и́нъ], часовой [ ч"ьсLво́й].

Звук [ э] в первой предударенной позиции произносится как звук [ и э ], в остальных – [ь]. Например: перелет – [ п"ьр"и э л"о́т].

В иноязычных словах качественная редукция гласных [о], [э] проявляется нерегулярно: рояль – [ рLjа́л"], но боа [ боа́], ремарка [ р"и э ма́ркь], но метро [ м"этро́].

Позиционные изменения гласных звуков, подвергающихся редукции, можно представить в виде следующей таблицы:

ударением

сильная позиция

Безударные позиции

абсолютное начало слова,

начало слова после [j],

первый предударный слог

1 слабая позиция

другие предударные и послеударные позиции

2 слабая позиция

после тв.

после мягк.

после тв.

после мягк.

облака

пяти

[п’и э т’и́]

полевой

[пъл’и э во́й]

рядовой

[р’ьдLво́й]

жена

[жы э на́]

леса

[л и э са́]

жестяной

[жъс’т’и э но́й]

героизм

[г’ьрLи́зм]

Комбинаторные изменения гласных возникают в результате приспособления артикуляции гласного к артикуляции предшествующего и последующего звука и носят название аккомодация . Ср. произношение [о] в словах мол [мол], мёл [м’ ·ол], моль [мо·л’]. Аккомодация может быть прогрессивной (®): мёл [м’ ·ол] и регрессивной (¬): моль [мо·л’].

Таким образом, характеризуя изменения гласных звуков в слове, рассматриваем два аспекта: 1. Позиционный – по отношению к ударению (редукция качественная, количественная или гласный без изменения); 2. Комбинаторный – наличие по соседству (справа и слева) мягких согласных звуков (прогрессивная, регрессивная, прогрессивно-регрессивная аккомодация или аккомодации нет). Например, береза [б’и э р’о́зъ ] :

[и э ] – позиционные изменения (по отношению к ударению): качественная редукция; комбинаторные изменения (в зависимости от влияния соседей): прогрессивно–регрессивная аккомодация.

[·о] – позиционные изменения отсутствуют, т.к. гласный под ударением; комбинаторные изменения – прогрессивная аккомодация.

[ъ] – позиционные изменения: качественная редукция; комбинаторные изменения отсутствуют.

2 б) Позиционные чередования согласных звуков

В результате приспособления согласного к артикуляции последующего звука (обычно гласного огубленного) возникает процесс аккомодации согласного . Ср. звучание звука [т] в словах – так и тот : [так ] – [т о от ].

Гораздо чаще, чем аккомодация, встречаются другие изменения согласных звуков.

Ассимиляция уподобление по какому-либо признаку. Ассимиляция бывает:

  • по близости воздействующего звука: контактная или дистантная ;
  • по характеру изменения по глухости/звонкости и твердости/мягкости ;
  • по направлению воздействия – прогрессивная (воздействие слева направо (®) и регрессивная (воздействие звуков справа налево (¬);
  • по полноте уподобления: полная и частичная.

Для русского языка характерна контактная, регрессивная ассимиляция. Например: сказка – [ ска́скъ] – звонкий [ з] под влиянием глухого [ к] ассимилировался в глухой парный звук [с]. Это ассимиляция контактная частичная регрессивная по глухости.

Свистящие согласные перед шипящими в результате полной ассимиляции переходят в шипящие: езжу .

Диссимиляция – расподобление звуков. В русском языке этот процесс встречается редко. В результате процесса звук меняет свою характеристику по способу или месту образования: г ® х мягкий – [ м"а́хк"ий], легкий – [ л"о́хк"ий]. Диссимиляции подвергаются пары одинаковых по способу или месту образования звука или подобных звуков. Диссимиляция может быть контактной и дистантной , прогрессивной и регрессивной.

Дистантная прогрессивная диссимиляция произошла, например, в литературном языке в слове февраль из феврарь , в просторечном слове колидор из коридор . Замена одного из двух [р] на [л] – дистантная диссимиляция. (Не путать с произносительной нормой: чт, чн как [шн] – что [ што] и -ого, -его как [ова], [ьва]: синего – [ с"и́н"ьвъ]! Эти чередования осуществляются регулярно, в одних и тех же позициях без исключений и носят характер закона.)

Стяжение совпадение в артикуляции двух звуков в одном. Например, городской ® [гърÙтско́й ® гърÙцко́й], [тс] ® [ ц].

При стяжении групп согласных может наблюдаться выпадение звука: солнце – [со́нцъ]. Обычно это сочетания [ вств], [ нтск ], [ стл ] и т.п.

Изменения, основанные на явлениях ассимиляции и диссимиляции:

Выпадение (выкидки, диэрезы) – (от греч. diaresis – разрыв) – пропуск одного из звуков в сочетании трех-четырех согласных. Например, гигантский – [г’ига́нск’ий].

Гаплология – (от греч. gaplos – простой + logos – понятие) опущение одного или двух одинаковых соседних слогов, вследствие диссимиляции. Например, минералогия вместо минералология , знаменосец , вместо знаменоносец .

Метатеза – (от греч. metathesis – перестановка) перестановка звуков или слогов в составе слова на почве ассимиляции или диссимиляции. Например, ладонь из долонь, тарелка из талерка .

Эпентеза – (от греч.epenthesis – вставка) вставка звуков, Например, ндрав вместо нрав , скорпи jo н вместо скорпион в разговорной речи, звук [й] в слове кофейный (от кофе ), звук [в] в слове певец (от пел ) в литературной речи.

Субституция – (от лат. – подстановка) замещение одного звука другим, чаще при замене нехарактерных для языка звуков в заимствованных словах. Например, в слове Вильям [в] вместо [w].

3. Исторические чередования звуков

Регулярные изменения звуков, не связанные с позицией в слове, а объясняемые законами фонетической системы, существовавшими в прошлом, называются историческими чередованиями. Основные исторические чередования, связанные с процессами падения редуцированных, палатализацией согласных или их изменениями под влиянием смягчающего [Ĵ]:

чередование гласных:

[ е] –[ и] –[ о] –[ а] – [Ø] // нуль звука: умер – умирать; мор – умаривать – умру; беру – собирать – сбор – собрать;

[ е] – [Ø] нуль звука: пень – пня; верен – верна; ветер – ветра;

[о] – [Ø] – нуль звука: лоб – лба; бездонный – дно; ложь – лгать;

[ ы] – [ Ø] – нуль звука: посылать – посол – послать.

Гласные могут чередоваться с согласными или с гласными + согласный:

[ и] – [ й] – [ ей] – [ ой]: пить – пью – пей – пойло; бить – бью – бей – бой;

[ ы] – [ ой] – [ ов] – [ ав]: рыть – рой – ров; плыть – пловец – плавать; крыть – крой – покров;

[ у] – [ ов] – [ ев] : кую – ковать; рисую – рисовать; клюю – клевать;

[ а] – [ им] – [ м]: жать – пожимать – жму;

[ а] – [ ин] – [ н]: жать – пожинать – жну.

чередования согласных:

[ г] – [ ж] – [ з]: друг – дружить – друзья; бегать – бежать; влага – влажный;

[ к] – [ ч]: крик – кричать; рука – ручной; пеку – печет;

[ х] – [ ш]: тихий – тишина; сухой – суша; духота – душно;

[ з] – [ з"] – [ ж]: гроза – грозить – угрожать; возить – вожу; мазать – мажу; лазить – лажу;

[ с] – [ с"] – [ ш]: принос – носить – ноша; коса – косить – кошу; просить – спрос – прошение; высокий – высь – выше;

[ т] – [ т"] – [ ч] – [ ш"]: свет – светят – свеча – освещение; возврат – возвратить – возвращение;

[ д] – [ ж] – [ жд]: сады – сажу – насаждение;

[ н] – [ н"]: смена – менять; рваный – рвань;

[ л] – [ л"]: дело – дельный; колоть – колючий;

[ р] – [ р"]: удар – ударять; жар – жарь; пар – парь;

[ б] – [ б"] – [ бл"]: гребу – гребешь – гребля;

[ п] – [ п"] – [ пл"]: ссыпать – сыпь – сыплю;

[ в] – [ в"] – [ вл"]: зверолов – ловля – ловлю;

[ ф] – [ ф"] – [ фл"]: графа – графят – графлю;

[ ск] – [ ст] – [ с"т"] – [ ш":]: блеск – блистать – блестят – блещет; пуск – пусть – опущу;

[ ск] – [ ш":]: треск – трещат;

[ ст] – [ ш"]: свист – свищу

4. Фонетическая транскрипция

Фонетическая транскрипция - это запись звучащей речи специальными знаками. Существует несколько систем транскрибирования, которые отличаются по степени точности передачи оттенков звука. Вам предлагается наиболее распространенная фонетическая транскрипция, созданная на базе русского алфавита. Не все буквы русского алфавита используются в транскрипции. В фонетической транскрипции не используются буквы е, ё, ю, я. Буквы ъ, ь используются в ином значении. Добавляются некоторые буквы иноязычного алфавита - j , γ , а также надстрочные и подстрочные знаки: È …. Ç. Основные знаки, принятые в фонетической транскрипции:

– квадратные скобки для выделения транскрибируемых звучащих единиц;

/ – знак над буквой для обозначения ударения;

– знак справа от буквы для обозначения мягкости звука;

L – знак для обозначения звуков [а ] или [о ] в первом слоге перед ударением после твердых согласных или в начале слова не под ударением: [сLды́], ;

ъ – знак для обозначения безударных звуков [а], [о] после твердых согласных во всех безударных слогах кроме первого слога и начала слова: садовод – [съдLво΄т], молодой – [мълLдо΄й], а также безударного звука [э] после несмягчаемых [ж], [ш], [ц] во всех безударных позициях, кроме первой перед ударением: цементировать – [ цъм’и э нт’и΄ръвът’].

ь – знак для обозначения гласных [а], [о], [э] после мягких согласных, кроме первого слога перед ударением: часовой – [ч’ ьсLво΄й ], лесовод – [л’ьсLво΄т ];

и э – знак для обозначения гласных [а], [о], [э] после мягких согласных в первом слоге перед ударением: лесной – [л’и э сно́й] ; пятак –[п’и э та́к].

ы э знак для обозначения звука на месте буквы Е в первом предударенном слоге после всегда твердых согласных ж, ш, ц : жалеть – [жы э л’э΄т’], цена – [цы э на΄],

γ – буква для обозначения фрикативного согласного, обозначаемого буквой г в словах: ага, господь ;

È – дужка под строкой между словами указывает на слитное произношение служебного и самостоятельного слова: по рядам – [пъ È р’ и э да΄м];

j – буква для обозначения звука [й] в начале слов на е, ё, ю, я , а также между двумя гласными и после твердого или мягкого знаков: ель – , подъем – [пLдjо΄м], своего – [свъj и э во΄];

Ç – дужка сверху над сочетаниями согласных (дз, дж) указывает на их слитное произношение: [д Ç жы΄нсы].

/ – знак тактовой паузы при транскрипции звучащей речи: [с’и э рг’э΄й / мо΄й дру΄к//]

// – знак фразовой паузы при транскрипции звучащей речи:

[дóмъ / и È с’т’э΄ны пъмLга΄jут //] .

Фонетическая транскрипция передает точное произношение слов и используется при изучении говоров и диалектов, когда фиксируются особенности произношения слова той или иной местности, при изучении детской речи, а также при освоении правильного литературного произношения слов.

Литературное произношение слов русского языка предполагает соблюдение некоторых норм, которые отражаются в правилах транскрибирования.

5. Правила транскрибирования (произношения) гласных и согласных звуков

Правила транскрибирования (произношения) гласных звуков:

1. Гласные О, А, Э (в орфографии Е) в безударной позиции подвергаются редукции (ослаблению) и произносятся нечетко.

2.Во всех безударных позициях после твердых согласных, кроме первого безударного слога, А и О записываются знаком Ъ: балалайка – [б ълLла΄йкъ]; огородного .

Гласные И, Ы, У при произношении не изменяются.

3. В первом предударенном слоге О и А произносятся как открытый А, в транскрипции передается знаком – [вLда́]. Такой тип произношения называется аканьем . Норма литературного языка – акающее произношение.

4. Знак отражает также произношение начальных безударных О и А: окружной – . Если слово с предлогом, в потоке речи это одно фонетическое слово и транскрибируется в соответствии с общим правилом: в огород [в ъгLро΄т];

5. После мягких согласных в первой предударенной позиции звук А (буква Я) произносится как И и транскрибируется при помощи значка [и э ]: часы [ч’и э сы].

6. Гласный Э (в орфографии Е) в первой предударенной позиции произносится как И и транскрибируется при помощи знака [и э ]: лесной [л’и э сно΄й]. В остальных позициях, кроме первого предударенного слога, Э произносится нечетко и транскрибируется после мягких согласных при помощи знака [Ь]: лесовод – [л’ьсLво΄т ], перелесок – [п’ьр’ и э л’э΄сък ].

7. Буквы Е, Ё, Ю, Я в транскрипции не используются, на их месте пишутся соответствующие произношению (слышимые) звуки: мяч [м’ач’], мяча [м’и э ч’а΄], яблоко , подъём [пLд j о΄м], просторная [прLсто́рнъ jь].

8. После твердых согласных Ж, Ш, Ц в первом предударенном слоге на месте буквы Е в транскрипции пишется знак [ы э ]: желать – [жы э ла́т’], цена – [цы э на́]. В остальных позициях безударный Е после твердых передается знаком [ъ]: желтоватый [жълтLва́тый].

9. После Ж, Ш, Ц в ударном положении вместо положенного по орфографическим правилам И в транскрипции пишется произносимый [ы]: цифра – [цы΄фръ], жил – [жыл], шил – [шыл].

Правила транскрибирования (произношения) согласных звуков:

В потоке речи согласные подвергаются взаимному влиянию в результате которого происходят процессы ассимиляции, диссимиляции, стяжения, выпадения и т.д. Звонкие согласные в конце слова в русском языке оглушаются. Процессы аккомодации согласных звуков (например, огубленность звука [т о ] в слове тут ) в используемой нами транскрипции обычно не отражаются.


Что называется позиционным чередованием звуковых единиц? Когда можно утверждать, что звуковые единицы позиционно чередуются?
Будем исходить из понятия чередования. Чередование всегда обнаруживается в составе определенной морфемы. Если одна и та же морфема в разных словах (или в разных формах одного слова) имеет частично неодинаковый звуковой состав, то налицо чередование. Крутить - кручу. Формы одного глагола, у них один корень; значение его в этих двух формах одинаково; звуковой состав тоже частично одинаков: есть общая часть кру-, но последний звук этого корня в одной форме [т’], в другой [ч’]. Это и есть чередование.
Чередование в корне крут-/кручотражено на письме. Но есть чередования, в написаниях слов не запечатленные. Например, орфография не отражает чередование в формах слов моро[с] -моро[з]ы; но все равно это - чередование.
Позиция - условие произношения звуков. Есть, например, такие позиции: гласные - под ударением, в безударном слоге после мягкого согласного, перед [л], перед паузой, согласные - на конце слова, перед [э], перед мягким зубным, после сонорного согласного. Каждый звук в слове находится в какой-либо позиции.
Некоторые чередования обусловлены позицией, и они называются позиционными. Например, мена
[з] на [с] происходит на конце слова перед паузой. Действительно: моро [з] ы - моро [с], расска [з] ы -
расска[ с], ро[з]а - ро[с1, ва[з]а - ва[с]; черногла [з] а - черногла [с], чума [з] ый - чума [с], си [з] ый - си [с]; погря [з] ла - погря [с], замер [з] ла - замер[ с], обле [з\ли - обле [с], заведующий хо [з’] яйством - завхо [с], Камский авто [з] авод - КамА [с], высшее учебное [з]аведение - ву\с]. Нет слова, нет формы слова, в которых [з], попав на конец слова, не заменялся бы глухим [с].
Сама по себе, с чисто акустической или артикуляционной стороны, пауза вовсе не требует, чтобы шумный согласный перед нею был глухим. Есть много языков (украинский, сербскохорватский, французский, английский), где конечный шумный остается звонким. Чередование обусловлено не акустической или артикуляционной природой звука, а законами данного языка.
На основании чего мы заключаем, что чередование позиционно? Может быть, мы принимаем во внимание артикуляционную и акустическую наглядность взаимодействия звуков? Например, зубной перед мягким зубным сам должен быть мягким (в русском литературном языке), ср.: хвост - хво [с’] тище, куст - ку [с’] тистый, отпускать - отпу [с’] тить и т. д.
Но мнение о необходимости наглядно-очевидного уподобления звуков друг другу - неверно. Для того, чтобы признать закономерность позиционного чередования, звуковое сходство необязательно. Как частный случай оно возможно, но именно как частный. Есть случаи, когда фонетическое чередование является живым, действующим, позиционным, но сходства между звуками, вступившими во взаимодействие, нет.
Пример. В русском литературном языке [о] (ударный гласный) в первом предударном слоге после твердого согласного заменяется гласным [а]: новый - новее, дом - дома, стой - стоять и т. д. Чередование позиционно. Однако никакой акустической необходимости в таком чередовании нет. Нельзя даже сказать, что [о] заменяется в безударном слоге звуком [а], потому что [а] артикуляционно слабее, чем [о] (это объяснило бы, почему в слабых безударных слогах уместно иметь [а]). Напротив, [а] требует большего раствора ротовой полости, т. е. более энергичной артикуляции.
Вообще представлять (в качестве общего закона) причину звукового чередования в том, что один звук требует акустического или артикуляционного приспособления к себе другого звука,- большое заблуждение. Итак, о том, что позиция требует определенного чередования, догадаться по акустическо-артикуляционной сущности звуков нельзя.
По какому же надежному признаку можно отделить позиционные чередования от непозиционных? Только по одному: позиционные чередования не знают исключений. Если появляется позиция N2 вместо N1, то всегда происходит мена звука а на звук Р; естественно причиной мены считать позицию N2.
Напротив, если позиция N2 в одних словах сопровождается появлением р (вместо а), а в других не сопровождается (а остается без замены), то позицию N2 нельзя рассматривать как причину чередования ее|| р. Не она его обусловливает. Поэтому чередование, которое знает исключение, не является позиционным.
Следовательно, позиционное чередование может быть объяснено двояко: это чередование, которое осуществляется в данной языковой системе без исключения; это чередование, обусловленное позицией. Оба определения тождественны по своей сути.
Находиться в позиционном чередовании могут разные звуки, имеющие совершенно непохожие характеристики. Например, чередуются [о] (гласный среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный) и [а] (гласный нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный). Значительные качественные различия не мешают им быть чередующимися звуками (табл. 4):
Таблица 4

Примеры
Позиция
Члены
чередования

Дома, новее, стоять
Ударный слог
Первый предударный слог после твердого согласного

Исключений нет, т. е. нет случаев (среди общеупотребительных полнозначных слов русского литературного языка), когда во второй позиции сохранялся бы гласный [о], следовательно, чередование позиционно.
Звук может чередоваться с нулем (табл. 5):
Таблица 5

Позиция Члены
чередования
Примеры
Перед паузой 1и] стой, строй, герой, свой
После гласного перед глас нуль стоит, строит
ным [и] герои, свои


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии