Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Русский язык имеет шесть падежей, которые выражают определенные роли существительных в предложениях: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Одним из является в русском языке дательный падеж. Он занимает особенное место по сравнению с другими косвенными падежами, поскольку он противопоставлен им тем, что имеет свою семантику.
Дательный падеж указывает на объект, к которому направлено действие, на адресата (например, писать сестре, помогать родителям), на предмет (например, радоваться рождению, принадлежать ребенку), на объект состояния и свойства (например, верность сказанному, преданность хозяину). Он выражает отношение, определяющее назначение предмета (гимн труду), употребляется в безличных предложениях для передачи состояния субъекта (ребенку нездоровилось, хотелось поспать). Дательный падеж отвечает на вопрос (можно иногда мысленно подставить слово «дать») «кому?», «чему?», «где?», «куда?».
Дательный падеж, по сравнению с другими косвенными падежами, может употребляться с меньшим количеством первообразных предлогов («к» и «по»). В присловной позиции дательный падеж в русском языке с предлогом «к» может выполнять функцию информативно-восполняющей формы (относиться к самым известным изречениям), иметь объектное значение (уважение к родителям), иметь определительное значение (по месту: подойти к двери; по времени: потепление к полудню; по цели и назначению: еда к обеду).
В неприсловной позиции дательный падеж с предлогом «к» имеет значение предикативного признака (способность к пению), объектное значение при детерминации (к этому платью не хватает чего-то яркого), определительное и обстоятельственное значения места и времени (к вечеру потеплело). При употреблении предлога «по» в присловной позиции дательный падеж имеет следующие значения: объектное (стучать по дереву, скучать по брату), определительное со значениями места (идти по дороге), времени (спать по ночам), причины (сказать по ошибке), цели (вызов по проверке). В неприсловной позиции - это значения предикативного признака (тоска по родительскому дому), субъектное значение (всем осталось по книжке) и определительное значение (по воскресениям магазин не работает).
Дательный падеж сочетается с такими непервообразными предлогами: в противоположность (сказанному), благодаря (маме), вопреки (самому себе), вслед (компании), наперекор (судьбе), по отношению к (профессору), согласно (контракту), сообразно (целям), судя по (количеству). При особо стоит обратить внимание на дательный в котором зависят от самого имени имена I склонения (мужского и женского рода, которые заканчиваются на «-а», «-я») в дательном падеже окончания имеют «-е», «-и» в единственном числе (например, маме, стене, истории, тете) и «-ам», «-ям» - во множественном (например, мамам, дядям).
Существительные второго склонения (мужской и средний род с и заканчивающиеся на «-о») единственного числа окончания имеют «-у», «-ю» (например, окну, столу) и множественного числа- «-ам», «-ям» (например, окнам, столам) в дательном падеже. Имена же существительные третьего склонения (заканчивающиеся на в дательном падеже окончания имеют «-и» в единственном числе (например, к ночи, по ткани) и «-ам», «-ям» - во множественном (например, по ночам, по тканям).
1\. Именительный - КТО? ЧТО?
2\. Родительный - КОГО? ЧЕГО?
3\. Дательный - КОМУ? ЧЕМУ?
4\. Винительный - КОГО? ЧТО?
5\. Творительный - КЕМ? ЧЕМ?
2 примера:
Родительный падеж:
В русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.
Рассмотрим их подробнее. Каждый падеж отвечает на определенные вопросы
1\. Именительный - КТО? ЧТО?
2\. Родительный - КОГО? ЧЕГО?
3\. Дательный - КОМУ? ЧЕМУ?
4\. Винительный - КОГО? ЧТО?
5\. Творительный - КЕМ? ЧЕМ?
6\. Предложный - О КОМ? О ЧЕМ?
Для примера просклоняем слова «девочка» и «человек».
1\. Именительный - девочка человек
2\. Родительный - девочки человека
3\. Дательный - девочке человеку
4\. Винительный - девочку человека
5\. Творительный - девочкой человеком
6\. Предложный - о девочке о человеке
Родительный и винительный падежи имеют общие вопросы. Отличить их друг от друга очень легко.
2 примера:
Родительный падеж:
Кого эта кукла? Эта кукла девочки.
Здесь вопрос КОГО можно заменить вопросом ЧЬЯ. То есть, родительный падеж указывает на принадлежность к кому-либо или чему-либо. Запомните. Если вопрос КОГО имеет значение ЧЕЙ (ЧЬЯ, ЧЬЁ... и т.д.), то падеж - родительный.
В винительном падеже ничего заменять не надо. Там слово КОГО имеет другой смысл.
КОГО наказала мама? Мама наказала девочку.
Винительный - от слов ВИНА, ВИНИТЬ.
ЧТО ищет собака? Собака ищет кость. Здесь слово КОСТЬ в винительном падеже.
Трудно? Это только сначала. Потом будет легче)) Удачи!
1. Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов : мужскому, женскому, среднему.
Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой :
мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишко
- мужской род
;
моя жена, моя стена, моя ночь
- женский род
,
моё окно, моё небо, моё животное
- средний род
.
Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу - мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род).
2. Род неизменяемых существительных опреде-ляется следующим образом.
Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу.
Храбрый идальго, изысканная леди.
Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду.
Военный атташе, ночной портье.
Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода.
Австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри.
Шимпанзе кормила своих детёнышей.
Исключения: цеце, иваси - женский род.
Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду.
Ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи.
Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род), авеню, салями (женский род).
3. Особую группу составляют существительные общего рода , которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола.
Какой ты неряха ! Какая ты неряха !
Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а , -я и относятся к 1-му склонению.
Неряха , заводила , запевала , работяга , грязнуля , стиляга , пьяница , неженка , соня , плакса .
Обратите внимание!
Некоторые существительные 2-го склонения с нулевым окончанием, называющие лиц по профессии (врач, профессор, доцент, шофёр и т.д.), хотя и могут использоваться по отношению к лицам женского пола, всё же являются существительными мужского рода!
4. Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов.
Ясли, макароны, брюки, вилы.
Б) Число имени существительного
1. Большинство существительных имеют два числа - единственное и множественное . В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа - несколько предметов.
Карандаш - карандаши; врач - врачи.
2. Только одну форму (единственного или множественного числа) имеют вещественные, собирательные, отвлечённые и некоторые конкретные существительные.
Только форму единственного числа имеют:
большинство вещественных существительных;
Нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко.
большинство отвлечённых существительных;
Радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина.
большинство собирательных существительных;
Учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора.
большинство имён собственных.
Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.
Обратите внимание!
В ряде случаев существительные, имеющие форму только единственного числа, могут образовывать формы множественного числа. Но такое образование обязательно связано с изменением значения слова:
1) у вещественных
а) видов, сортов вещества:
вино - десертные вина, масло - технические масла;
б) значение большого пространства, покрытого этим веществом:
вода - воды океана, песок - пески Каракумов;
2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:
а) различных проявлений качеств, свойств, состояний:
возможность - новые возможности, радость - наши радости;
б) длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия:
мороз - длительные морозы, боль - сильные боли, крик - крики.
Только форму множественного числа имеют:
- некоторые собирательные существительные;
Деньги, финансы, дебри.
некоторые вещественные существительные;
Чернила, опилки, очистки.
некоторые отвлечённые существительные;
Именины, выборы, нападки, козни, побои.
некоторые имена собственные;
Каракумы, Карпаты, роман «Бесы».
слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей;
Очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи.
некоторые названия отрезков времени.
Сумерки, сутки, будни, каникулы.
Обратите внимание!
У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется не только род, но и склонение!
В) Падеж и склонение имён существительных
1. В русском языке шесть падежей :
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными .
Обратите внимание!
1) Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.
Ср.: Он верил другу : верил [кому? чему?] другу - Д. п.
Форму И. п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.
Ср.: У меня есть [кто? что?] друг - И. п.
2) Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).
3) Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.
Ср.: Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу .
4) Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением.
Ср.: Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом .
2. Изменение существительных по падежам и числам называется склонением .
Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу.
Он сидел [в ком? в чём?] в пальто - единственное число, предложный падеж; Он пришёл [без кого? без чего?] без пальто - единственное число, родительный падеж.
3. Склонение изменяемых существительных определяется по форме именительного падежа единственного числа . Большинство существительных в единственном числе распределяются по трём типам склонения.
Тип склонения определяется по начальной форме (единственное число, именительный падеж):
1-е скл. | -а, -я | Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я . | Весна, земля, линия, дядя, владыка, грязнуля. |
2-е скл. | нулевое | Существительные мужского рода с нулевым окончанием. | Дом □ , край □ , мяч □ , планетарий □ . |
-о, -е | Все существительные с окончаниями -о, -е . | Окно, поле, подозрение - средний род; волчище, подмастерье - мужской род. | |
3-е скл. | нулевое | Существительные женского рода с нулевым окончанием. | Мать □ , дочь □ , ночь □ , степь □ . |
4. Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я ): время, бремя, стремя, племя, пламя, знамя, темя, семя, имя, вымя , а также существительные путь, дитя относятся к разносклоняемым (они имеют окончания разных склонений).
5. Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек - люди ), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:
человек
(единственное число) - склоняется как существительное 2-го склонения;
люди
(множественное число) - склоняется как существительное 3-го склонения.
6. Субстантивные прилагательные и причастия (существительные, образованные путём перехода из одной части речи в другую: мороженое, столовая, гостиная, горничная и др.) не относятся ни к одному из трёх типов склонения. Они продолжают склоняться, как склоняются прилагательные и причастия!
Г) Образцы склонения имён существительных
1-е склонение
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
И. п. | Мама | Няня | Ария | Мамы | Няни | Арии |
Р. п. | Мамы | Няни | Арии | Мам | Нянь | Арий |
Д. п. | Маме | Няне | Арии | Мамам | Няням | Ариям |
В. п. | Маму | Няню | Арию | Мам | Нянь | Арии |
Т. п. | Мамой(-ою) | Няней(-ею) | Арией(-ею) | Мамами | Нянями | Ариями |
П. п. | О маме | О няне | Об арии | О мамах | О нянях | Об ариях |
Обратите внимание!
Существительные 1-го склонения на -ия (окончание -я ): армия, ария, симфония, Мария и др. - в дательном падеже и предложном падеже единственного числа имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.
Ср.: к армии, об арии, к симфонии, о симфонии, к Марии, о Марии .
На существительные на -ья (окончание -я ): Марья, лгунья, келья
Ср.: к Марье, о Марье.
2-е склонение. Мужской род
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
И. п. | Дом | Конь | Кий | Дома | Кони | Кии |
Р. п. | Дома | Коня | Кия | Домов | Коней | Киев |
Д. п. | Дому | Коню | Кию | Домам | Коням | Киям |
В. п. | Дом | Коня | Кий | Дома | Коней | Кии |
Т. п. | Домом | Конём | Кием | Домами | Конями | Киями |
П. п. | О доме | О коне | Об кии | О домах | О конях | Об киях |
Обратите внимание!
Существительные 2-го склонения на -ий (нулевое окончание): кий, радий, пролетарий, планетарий и др. - в единственном предложном падеже имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.
Ср.: о радии, о планетарии.
На существительные на -ей, -ай (нулевое окончание): край, воробей и др. - это правило не распространяется (!).
Ср.: о крае, о воробье .
2-е склонение. Средний род
Разносклоняемые существительные
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||
---|---|---|---|---|
И. п. | Время | Путь | Времена | Пути |
Р. п. | Времени | Пути | Времён | Путей |
Д. п. | Времени | Пути | Временам | Путям |
В. п. | Время | Путь | Времена | Пути |
Т. п. | Временем | Путём | Временами | Путями |
П. п. | О времени | О пути | О временах | О путях |
Обратите внимание!
В косвенных падежах существительные на -мя
имеют суффикс -ен-
(времени, семени, имени
).
Исключение
составляют формы множественного числа родительного падежа существительных семя, стремя - нет семян, нет стремян
.
Падеж существительных в русском языке – это морфологический признак, обозначающий грамматическое отношение существительных к другим словам в словосочетаниях и предложениях. Падеж выражается системой противопоставляемых друг другу рядов форм существительных и является словоизменительным признаком.
Склонение существительных по падежам изучается в 4 классе.
Склонение существительных по падежам
В русском языке существует шесть падежей – один прямой (именительный) и пять косвенных. Изменение имен существительных по падежам осуществляется с помощью системы падежных окончаний (флексий).
Примеры падежей существительных в таблице :
Падеж | Вопросы к падежам | Примеры существительных | |
Ед. число | Мн. число | ||
Именительный | Кто? Что? | Приятель , ветка , озеро | Приятели , ветки , озера |
Родительный | Кого? Чего? | Приятеля , ветки , озера | Приятелей , веток, озер |
Дательный | Кому? Чему? | Приятелю , ветке , озеру | Приятелям , веткам , озерам |
Винительный | Кого? Что? | Приятеля , ветку , озеро | Приятелей , ветки , озера |
Творительный | Кем? Чем? | Приятелем , веткой , озером | Приятелями , ветками , озерами |
Предложный | О ком? О чем? | О приятеле , о ветке , об озере | О приятелях , о ветках , об озерах |
Несклоняемые существительные не имеют падежных форм. У таких слов падежная принадлежность выражается не грамматически (через окончания), а синтаксически (через слова, с которыми они согласуются).
Примеры: новое пальто (И.п), мечтать о пальто (П. п), пришить пуговицу к пальто (Д. п.).
Как определить падеж у существительного?
Определить падеж существительного можно несколькими способами:
- По окончанию слова (солнца – Р. п., отцу – Д. п., о грозе – П. п.);
- Поставив к существительному вопросы (дорога (кто? что?) – И. п.; вареньем (кем? чем?) – Т. п.; о метро (о ком? о чем?) – П. п);
- Определить падеж по словам, с которыми существительное согласуется в словосочетании или в предложении (заказать крепкий кофе – В. п., мечтать о новом велосипеде – П. п., белая кошка умывается – И. п.).
Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.
Он верил другу : верил [кому? чему?] другу – Д. п.
Форму именительного падежа обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.
Ср.: У меня есть [кто? что?] друг – И. п.
Важно не путать винительный падеж с именительным. В предложении слово в винительном падеже обычно бывает дополнением.
Сравните: Максим надул шарик (вижу (что?) шарик) – В. п.
Шарик улетел от Максима – шарик – И. п.
Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).
Я видел [кого? что?] друга – В. п.;
Здесь нет [кого? чего?] друга – Р. п.;
Я видел [кого? что?] фильм – В.п.
В кинотеатре демонстрируется [кто? что?] фильм – И.п.
Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.
Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу .
Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Но связан предлог с именем существительным, а не с зависимым от существительного определением.
Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом .
Кому? Чему? – эти вопросы характерны для существительных в дательном падеже. Примечательно, что в русском языке дательный падеж может употребляться не только при существительных, но при глаголах. В данной статье можно узнать, каково значение дательного падежа, познакомиться со способами его определения.
Что такое дательный падеж?
Дательный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения. Дательный падеж может быть приименным (употребляться при существительных) и приглагольным (употребляться при глаголах). Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы – Кому? Чему? и сочетаются с предлогами к, по .
Существительные в дательном падеже, примеры : подарить дочери , гулять по полю , детям весело, котенку пол года, ода славе , приблизиться к цели , купить по дороге .
Как определить дательный падеж?
Для определения дательного падежа существительного поставьте к слову соответствующие падежные вопросы (Кому? Чему? ) и выделите у него падежное окончание. Окончания существительных разных склонений в Д. п. представлены в таблице.
Склонение | Ед. число | Мн. число | ||
1 склонение | -е, -и | Окраине , зоре , комедии , сынишке , соне | -ам (-ям) | Окраинам , зорям , комедиям сынишкам , соням |
2 склонение | -у (-ю) | Грому , слесарю , сердцу , полю | Громам , слесарям , сердцам , полям | |
3 склонение | -и | Мыши , грани | Мышам , граням | |
Разносклоняемые | -и | Дитяти , пути , племени | Детям , путям , племенам |
Обратите внимание! Собственные имена существительные Любовь, Мария, Юлия в дательном падеже имеют окончание «-и » –Любови, Марии, Юлии .
Значение дательного падежа
В словосочетаниях и предложениях формы существительных дательного падежа могут выражать различные значения:
- Субъектное (употребляется в безличных оборотах): студенту не думается, женщине грустно, машине четыре года .
- Объектное (употребляется в значении адресата или косвенного объекта): отдать другу, поручить курьеру, совет дочерям, письма сослуживцам.
- Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, направиться к замку, подойти к перекрестку .
- Определительное: памятник Грибоедову, цена словам .