Евгений Гордеев: Почему я больше не инвестирую в компании. То есть модель, когда дерзкий стартапер приходит за деньгами к умному инвестору, уже не работает? Какие у вас были выходы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

С 13 по 15 февраля 1945 г. британские и американские ВВС произвели серию разрушительных бомбардировок Дрездена. Город почти полностью был уничтожен. Прежде чем представить Вам подборку фотографий, други мои, хотел бы ознакомить с публикацией и документальным фильмом, раскрывающими малоизвестные факты об этом событии.


____________________

Уничтожение Дрездена, 1945 год

Вторая мировая война оставила мировой истории множество прискорбных и ужасных страниц человеческой жестокости. Именно во время этой войны широкое распространение получила тактика ковровых бомбардировок городов. Как говорит известная пословица, посеявший ветер - пожнет бурю. Именно это и произошло с гитлеровской Германией. Начав в 1937 году с бомбардировки испанской Герники легионом «Кондор», продолжив налетами на Варшаву, Лондон, Москву и Сталинград, с 1943 года Германия сама стала подвергаться воздушным ударам союзников, которые во много раз превышали по мощи налеты, совершаемые люфтваффе в начальный период войны. Так одним из символов трагедии немецкого народа стал налет союзнической авиации на крупный город Дрезден в феврале 1945 года, который привел к огромным разрушениям жилой инфраструктуры города и большим жертвам среди мирного населения.

Даже после завершения войны на протяжении вот уже более чем 60 лет, в Европе раздаются призывы к тому, чтобы признать уничтожение древнего города Дрездена военным преступлением и геноцидом против его жителей. Многие в Европе и США придерживаются мнения о том, что бомбардировка немецких городов в заключительные месяцы войны уже не бала продиктована военной необходимостью и была излишней в военном плане. Признать бомбардировку Дрездена военным преступлением в настоящее время требуют лауреат Нобелевской премии по литературе немецкий писатель Гюнтер Грасс и бывший редактор английской газеты «The Times» Саймон Дженкинс. Поддерживает их и американский журналист и литературный критик Кристофер Хитченс, который считает, что бомбардировки последних месяцев войны проводились лишь с целью отработки молодыми пилотами методов бомбометания.

Число жертв бомбардировки, которой город подвергся с 13 по 15 февраля 1945 года, оценивается в 25 000 - 30 000 человек, при этом многие из оценок перешагнули за отметку в 100 000. Во время бомбардировки город был разрушен практически полностью. Площадь зоны сплошных разрушений в городе в 4 раза превысила площадь зоны полных разрушений в Нагасаки. После завершения войны развалины церквей, дворцов и жилых зданий были разобраны и вывезены за город, на месте Дрездена осталась лишь площадка с размеченными границами бывших здесь улиц и зданий. Восстановление центра города заняло 40 лет, остальные части были восстановлены раньше. При этом по сей день ведется восстановление ряда исторических зданий города, расположенных на площади Ноймаркт.

Формально у союзников были основания для бомбардировки города. США и Англией были согласованы с СССР бомбёжки Берлина и Лейпцига, о Дрездене речи не шло. Но этот крупный 7-й по величине город Германии действительно был крупным транспортным центром. И союзники заявляли о том, что бомбили город с целью сделать невозможным движение транспорта в обход данных городов. По мнению американской стороны, бомбардировка Берлина, Лейпцига и Дрездена имела важное значение и способствовала выводу этих транспортных узлов из строя. Косвенно эффективность бомбардировок подтверждалась именно тем, что под Лейпцигом, в Торгау, 25 апреля встретились передовые части союзнических войск, разрезав Германию надвое.

Однако даже меморандум, который был зачитан английским пилотам перед вылетом на бомбежку 13 февраля, открывал истинный смысл данной военной операции:

Дрезден, 7-й по размеру город Германии… на настоящий момент крупнейший район противника всё ещё не подвергавшийся бомбёжкам. В середине зимы, с потоками беженцев, направляющимися на запад, и войсками, которые где-то должны быть расквартированы, жилые помещения в дефиците, поскольку требуется не только разместить рабочих, беженцев и войска, но и правительственные учреждения, эвакуированные из других районов. В своё время широко известный своим производством фарфора, Дрезден развился в крупный промышленный центр… Целью атаки является нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС.

Дрезден. Хроника трагедии.

Фильм Алексея Денисова посвящен событиям 13 февраля 1945 года - бомбардировке Дрездена англо-американской авиацией во время Второй Мировой войны. Эта акция трактовалась союзниками как акт помощи советским войскам, наступающим с востока, якобы, в подтверждение ялтинских соглашений.
Осуществление варварской бомбардировки проходило в три захода силами почти в три тысячи самолетов. Ее результат - гибель более 135 тысяч человек и разрушение около 35 470 зданий.
Один из главных вопросов, на который пытались ответить авторы фильма, - действительно ли с советской стороны была такая просьба и почему по сей день бывшие союзники из Англии и Америки упорно стараются свалить вину за бессмысленную бомбардировку одного из красивейших городов Европы, к тому же не имеющего военного значения, на Россию.
В фильме принимают участие немецкие и российские историки, американские летчики и очевидцы этой трагедии.

________________________________________ ____

1. Вид с городской ратуши Дрездена на руины города после англо-американских бомбардировок в феврале 1945 года. Справа, скульптура Августа Шрайтмюллера — "Добро".

3. Вид с городской ратуши Дрездена на руины города после англо-американских бомбардировок в феврале 1945 года.

4. Разрушенный Дрезден. 1945 год

5. Собор Фрауэнкирхе, одна из самых значительных церквей Дрездена, и памятник Мартину Лютеру, разрушенные бомбардировкой города 13 февраля 1945 года.

6. Разбор завалов в районе руин собора Фрауэнкирхе в Дрездене.

Прежде чем попытаться установить значение этой воздушной атаки в масштабах истории, необходимо несколько разобраться в политической обстановке начала 1945 года. Как известно, этот год ознаменован окончанием Второй мировой войны. Несмотря на то, что окончательная капитуляция Германии произошла только в мае, в начале 1945 года развязка крупнейшего военного конфликта уже становилась очевидной. После открытия летом 1944 года нормандского второго фронта войсками союзников (Великобритания + США + другие) немецкие войска лишились всяческих шансов на победу. Открытым только оставался вопрос, когда наступит окончательная капитуляция Германии.

Позиция Германии

Во время боевых действий Дрезден не считался ценным с военной точки зрения городом. К началу Второй мировой войны население Дрездена насчитывало 642 тысячи человек. К 1945 году к этой цифре добавилось более 200 тысяч беженцев и солдат. Существенных индустриальных предприятий на территории Дрездена не располагалось, за исключением крупнейшего оптического завода Германии Zeiss Ikon A.G и пары заводов военного назначения (авиационный завод и завод производства химического оружия). Однако относительно таких мощнейших индустриальных мегаполисов Германии, как Кёльн и Гамбург, крупного значения для экономики Третьего рейха город не имел.

Гораздо большую ценность Дрезден представлял собой как культурный центр Германии. Богатая в архитектурном плане столица Саксонии наполнена зданиями, выполненными в стиле барокко и несущими в себе толику немецкой истории. Дворцовый ансамбль Цвингер и здание оперы Заммера являются яркими примерами роскошного зодчества XVII и XVIII веков. К сожалению, эти и другие столь же ценные достопримечательности (дрезденский дворец-резиденция, Фрауэнкирхе и т.д.), находившиеся в центре города, были практически разрушены ковровой бомбардировкой войск союзников. «Флоренция на Эльбе» пылала, охваченная огненным смерчем, который засасывал в себя людей и был различим на расстоянии 200 миль.

Дворцовый ансамбль Цвингер

О жестокости этого налёта авиация союзников позаботилась отдельно. Бомбардировка проводилась по чёткому алгоритму, выработанному британскими воздушными силами на протяжении всей войны. Первая волна самолётов несла фугасные бомбы, которые применялись для разрушения зданий, выколачивания окон и уничтожения крыш. Вторая волна несла губительные для беззащитного населения зажигательные бомбы. Конечно, существовали бомбоубежища, однако укрыться там от смертоносной атаки удалось немногим. Огненный смерч сж игал кислород в помещениях, и многие люди просто задыхались в своих ловушках. Те же, кто пытался скрыться в городских колодцах, попросту сварились заживо. Третья волна снова наносила фугасный удар, чтобы пожарные расчёты не могли подобраться к очагам и справиться с пожарищем. Город превратился в настоящий ад, в котором люди сгорали за секунды до золы в пламени температурой 1500°.

Трагично, но именно статус города-музея во многом и стал причиной катастрофы для его жителей. Военное командование немецкой державы приняло решение оставить город практически беззащитным, перекинув большинство средств ПВ О на защиту стратегически важных топливных заводов. Таким образом, войска союзников не встретили существенного сопротивления ночью 14 февраля. Есть сведения, что американские истребители преследовали мирных жителей, пытавшихся спасти свои жизни. Также говорится о том, что британцы применяли напалм, который в наши дни внесён в список запрещённых средств в ооружения из-за смертоносной способности поддерживать пламя длительное время.

Итогового числа жертв до сих пор не установлено. Современная официальная оценка близится к цифре 25 000 жертв с учётом найденных тел и людей, сгоревших дотла в огненном торнадо. Однако не все согласны с этими данными. Мастер фашистской пропаганды Йозеф Геббельс в целях преумножения масштабов катастрофы привёл свою цифру 250 000 смертей. С тех пор споры на эту тему не заканчиваются по сей день, и количество погибших в разных источниках варьируется в диапазоне от 25 000 до полумиллиона. Примечательно, что одним из выживших в ту ночь является американский писатель Курт Воннегут, написавший по мотивам этого события свою наиболее знаменитую книгу «Бойня номер 5, или Крестовый поход детей».

Многие считают, что уничтожение Дрездена - это минимальная месть за людей, погибших в концлагерях. Возможно. Но к смертной казни были приговорены абсолютно все, кто находился на тот момент в городе - дети, старики, животные, нацисты, я и мой друг Бернард.

К. Воннегут, американский писатель

Точка зрения союзников

К февралю 1945 года умы союзников занимала уже не столько скорейшая победа над Гитлером, сколько пассивное соперничество с СССР. Своей задачей они видели сдерживание советской машины, в которой лидеры Великобритании и США видели своего потенциального соперника в послевоенном мире. Уничтожение половины мирного города казалось превосходной демонстрацией всему остальному миру того факта, что Великобритания и США ни перед чем не остановятся ради достижения своих целей.

Чем же были мотивированы действия союзников? Для начала стоит заметить, что, несмотря на отсутствие существенной промышленной мощи, Дрезден являлся важнейшим транспортным узлом, в котором сходились 3 железнодорожные ветки. Уничтожение такого транспортного пункта должно было существенно сковать остатки немецкой армии, лишив их возможности скорой переброски подкреплений с одного фронта на другой. С подобной просьбой СССР обратился к союзникам на Ялтинской конференции незадолго до авианалёта на Дрезден. Но стоит заметить, что советская сторона упоминала только о бомбардировке Берлина и Лейпцига.

Атаки на города, как и всякий другой акт войны, нетерпимы до тех пор, пока они не оправданы стратегически. Но они стратегически оправданы, поскольку имеют своей целью приблизить конец войны и сохранить жизни солдат союзников… Лично я считаю, что все оставшиеся в Германии города стоят жизни одного британского гренадера.

А. Харрис, командующий стратегической авиацией Великобритании

Возможно, разъярённые бомбардировками английских городов в первые годы Второй мировой войны британцы хотели до конца расквитаться с фашистами. По причине своего островного расположения с самого начала боевых действий Великобритания подвергалась массированным бомбардировкам, и это стал для них час расплаты.

С другой стороны, в пользу союзников говорят цифры. Например, на Мюнхен, превышающий по населению Дрезден на 200 000 человек, было сброшено в 4 раза больше бомб за время войны. В том же Гамбурге, подвергшемся не менее чудовищной бомбардировке, во время налёта было убито около 42 000 жителей при населении 1 700 000 человек. Таким образом, решительно нельзя утверждать, что масштабы воздушной атаки были настолько огромными. Свою роль в таком представлении сыграли фашистская пропаганда и уничтожение многих всемирно известных памятников культуры. Важной деталью, которая оправдывает британских пилотов (но ни в коем случае не руководство ВВС), является тот факт, что перед вылетом лётчики получили сверху инструктаж, в котором утверждалось, что их целью является штаб германской армии, а сам Дрезден представляет собой чуть ли не крупнейший индустриальный город Германии. Спустя годы все эти лётчики, за исключением главнокомандующего Артура Харриса, раскаялись в своих действиях, и английская сторона приложила свою руку к возрождению «Флоренции на Эльбе».

Спустя 70 лет

Бомбардировка Дрездена, потрясшая Германию 14 февраля 1945 года, не забыта до сих пор. Общими силами Дрезден был отстроен заново, а разрушенные памятники старины были восстановлены. Можно ли говорить о том, что Дрезден возродился окончательно? Безусловно, нет. Если разбить вазу на мелкие осколки, а затем склеить, она всё равно не будет прежней. В наши дни раздаётся множество голосов, выступающих за объявление бомбардировки Дрездена военным преступлением. Возможно, это действительно так, единственное, чего хотелось бы, чтобы смерть 25 000 мирных жителей не использовалась в качестве игрушки в руках современных политических сил. Спустя 70 лет мы не можем вернуть к жизни неповинных людей, не можем воссоздать произведения искусства, сгоревшие в Дрезденской галерее, не можем окончательно вернуть городу его прежний вид. Мы можем только сохранить в памяти этот урок и приложить все силы для сохранения мирного неба над нашими городами.

Авиация западных союзников нанесла серию бомбовых ударов по столице Саксонии городу Дрездену, который в результате был почти полностью разрушен.

Налет на Дрезден стал частью англо-американской программы стратегических бомбардировок, начатой после встречи глав государств США и Великобритании в Касабланке в январе 1943 года.

Дрезден — седьмой по величине город довоенной Германии с населением 647 тысяч человек. В связи с изобилием исторических и культурных памятников его нередко называли "Флоренцией на Эльбе". Значительных военных объектов там не было.

К февралю 1945 года город был переполнен ранеными и беженцами, спасавшимися от наступающих частей Красной Армии. Вместе с ними в Дрездене насчитывалось, по оценкам, до миллиона, а по некоторым данным, до 1,3 миллиона человек.

Дату налета на Дрезден определила погода: над городом ожидали ясное небо.

Во время первого налета вечером 244 британских тяжелых бомбардировщика "Ланкастер" сбросили 507 тонн фугасных и 374 тонны зажигательных бомб. Во время второго налета ночью, который продолжался полчаса и был в два раза мощнее первого, на город 529 самолетами было сброшено 965 тонн фугасных и свыше 800 тонн зажигательных бомб.

В первой половине дня 14 февраля город бомбили 311 американских В-17. Они сбросили в бушующее под ними море огня более 780 тонн бомб. Днем 15 февраля 210 американских В-17 довершили разгром, сбросив на город еще 462 тонны бомб.

Это был самый разрушительный бомбовый удар в Европе за все годы Второй мировой войны.

Площадь зоны сплошных разрушений в Дрездене в четыре раза превысила таковую в Нагасаки после ядерной бомбардировки американцами 9 августа 1945 года.

На большей части городской застройки разрушения превысили 75-80%. К числу невосполнимых культурных потерь относятся старинные Фрауенкирхе, Гофкирхе, знаменитая Опера и всемирно известный архитектурно-дворцовый ансамбль Цвингер. При этом ущерб, нанесенный промышленным предприятиям, оказался незначительным. Железнодорожная сеть тоже пострадала мало. Сортировочные станции и даже один мост через Эльбу повреждений не получили, и движение через дрезденский узел возобновилось через несколько дней.

Определение точного числа жертв бомбардировки Дрездена осложняется тем, что в городе на тот момент находилось несколько десятков военных госпиталей и сотни тысяч беженцев. Многие были погребены под обломками рухнувших зданий или сгорели в огненном торнадо.

Число погибших оценивается в разных источниках от 25-50 тысяч до 135 тысяч человек и более. Согласно анализу, подготовленному историческим отделом ВВС США, погибли 25 тысяч человек, по официальным данным исторического отдела британских Королевских ВВС — свыше 50 тысяч человек.

В дальнейшем западные союзники утверждали , что налет на Дрезден был ответом на просьбу советского командования нанести удары по железнодорожному узлу города, якобы прозвучавшую на Ялтинской конференции 1945 года.

Как свидетельствуют рассекреченные протоколы заседаний Ялтинской конференции, продемонстрированные в документальном фильме режиссера Алексея Денисова "Дрезден. Хроника трагедии" (2006), СССР никогда не просил англо-американских союзников во время Второй мировой войны бомбить Дрезден. О чем действительно просило советское командование, так это о нанесении ударов по железнодорожным узлам Берлина и Лейпцига в связи с тем, что немцы уже перебросили с западного фронта на восточный порядка 20 дивизий и собирались перебросить еще около 30. Именно эта просьба и была вручена в письменном виде Рузвельту и Черчиллю.

С точки зрения отечественных историков, бомбардировка Дрездена преследовала, скорее, политическую цель. Они связывают бомбардировку саксонской столицы с желанием западных союзников продемонстрировать свою военно-воздушную мощь наступающей Красной армии.

После завершения войны развалины церквей, дворцов и жилых зданий были разобраны и вывезены за город, на месте Дрездена осталась лишь площадка с размеченными границами бывших здесь улиц и зданий. Восстановление центра города заняло 40 лет, остальные части были восстановлены раньше. При этом по сей день ведется восстановление ряда исторических зданий города, расположенных на площади Ноймаркт.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Близилось окончание Второй Мировой войны. Гитлер и Геббельс бодро провозглашали слова о выдержке и стойкости, тогда как Вермахт всё меньше и меньше был в состоянии сдерживать атаки союзников. Люфтваффе всё меньше могли защитить немецкое население от бомб союзников, так бомбардировки возвращались в страну, которая в начале войны опустошала города противников. В ночь с 13-го на 14-е февраля Дрезден был практически разрушен до основания.

Руины Дрездена

Штефан Фриц — священник восстановленного храма Святой Марии в Дрездене: колокол, звучащий каждую обедню, — колокол мира, он носит имя пророка Исайи и на нём имеется надпись: «…и перекуют мечи свои на орала» (книга пророка Исаии 2: 2-4).

С 1-го февраля 2005 года верхняя площадка непосредственно под золотым крестом на башне была открыта для посетителей. Тому, кто стоит здесь открывается прекрасный вид на старую и новую часть Дрездена, который 13-го и 14-го февраля 1945 года стал целью бомбардировок.

Дата налёта была определена погодными условиями. В ночь на 13-е февраля метеорологи прогнозировали над Дрезденом ясное небо. Командование британской бомбардировочной авиации информировало Советскую Армию, линия фронта которой проходила в 150 километрах от столицы Саксонии. Во второй половине дня 13-го февраля с английских аэродромов поднялось 245 самолётов «Ланкастер» пятой эскадрильи бомбардировщиков для ночного налёта. Сопротивления не ожидалось. Город был затемнён, освещение улиц отсутствовало, но некоторые кинотеатры и кафе были ещё открыты — это был день карнавала. В 21.40 началась воздушная тревога, а через двадцать минут первые бомбы упали на город.

Гётцу Бергандеру, историку и хронисту тех событий, было в то время семнадцать лет и он жил вместе с родителями во Фридрихштате, — районе, расположенном западнее старой части города. Он вспоминает: «Первыми над Дрезденом появились так называемые самолёты-«осветители». Это были высоко летевшие бомбардировщики, которые сбрасывали на парашютах ярко светящиеся белым и зеленым осветительные авиационные бомбы. Они освещали город так, что летевшие за ними бомбардировщики очень хорошо видели лежащий внизу город и могли опускаться в пике до 300 м над землёй, сбрасывая бомбы прямо в намеченные цели.

После того, как цели были освещены и намечены, головным бомбардировщиком кружившим над Дрезденом, в 22.11 был отдан приказ к атаке. Ковровая бомбардировка началась.

Стратегия, лежавшая в её основе, была в мельчайших подробностях разработана тремя годами ранее. 14-го февраля 1942 года для британской авиации была выпущена директива о так называемых «нравственных ковровых бомбардировках», в которой по существу разрушение населённых мест было объявлено первостепенной целью. Это решение вызвало отпор у британских политиков: «Конечно, немцы всё это начали, но ведь мы не должны становиться хуже их». Но эти соображения никак не сказались на возросшей интенсивности авианалётов. Первой целью новой стратегии был ганзейский город Любек, который был разрушен в Вербное воскресенье 1942 года.

С августа по октябрь главнокомандующий британскими бомбардировщиками Артур Харрис распорядился сбросить с самолетов 4 млн. листовок со следующим содержанием:

«Почему мы это делаем? Не из желания отомстить, хотя мы не забыли Варшаву, Роттердам, Белград, Лондон, Плимут, Ковентри. Мы бомбим Германию, город за городом всё сильнее, чтобы сделать для вас невозможным продолжение войны. Это – наша цель. Мы будем преследовать вас безжалостно, город за городом: Любек, Росток, Кёльн, Эмден, Бремен, Вильхельмсхафен, Дуисбург, Гамбург – и список будет всё длиннее. Если вы хотите позволить ввергнуть себя в пропасть вместе с нацистами, это ваше дело… В Кёльне, Руре, Ростоке, Любеке или Эмдене могут полагать, что своими бомбардировками мы уже достигли всего, чего хотели, однако у нас другое мнение. То, что вы пережили до этого, будет несравнимо с тем, что ещё впереди, как только наше производство бомбардировщиков наберёт силу, а американцы удвоят или учетверят нашу мощь».

В полночь с 13-го на 14-е февраля 1945 года для второго налёта на Дрезден двинулась колонна из 550 бомбардировщиков «Ланкастер», растянувшаяся на 200 км. В этот раз цель можно было найти легко.

Бергандер: «Экипажи сообщали, что уже на расстоянии 150 км был виден красный отсвет, становившийся всё больше. Это были пожары, к которым приближались их самолёты».

Дрезден, 1945 г.

Во время двух ночных налётов на Дрезден упало 1400 тонн фугасных бомб и 1100 тонн зажигательных бомб. Такое сочетание вызвало опустошающий всё на своём пути огненный смерч, сжигавший город и людей. Подвалы не могли как прежде предоставлять укрытие, так как жара и нехватка кислорода не оставляли шансов для жизни. Те, кто ещё мог, бежали из центра города на окраины или, по меньшей мере, на берега Эльбы или в Гроссен Гартен – парк, площадью около 2 кв. километров.

Танцовщица и учительница танцев Грет Палукка в 1925 г. основала в Дрездене школу современных танцев и с того времени жила в Дрездене: «Тогда я пережила что-то страшное. Я жила в центре города, в доме, где я жила, почти все погибли, в том числе и потому, что боялись выйти. Мы ведь были в подвале, примерно шестьдесят три человека, и там я сказала себе — нет, так здесь можно погибнуть, так как это не было настоящим бомбоубежище. Тогда я выбежала прямо в огонь и перепрыгнула через стену. Я и еще одна школьница, мы были единственными, кто вышел. Тогда я пережила нечто страшное, а потом в Гроссен Гартен пережила еще больший ужас, и мне понадобилось два года, чтобы его преодолеть. По ночам, если во сне я видела те картины, я всегда начинала кричать.»

Вольфганг Фляйшер, историк Музея военной истории Бундесвера в Дрездене: «Гроссен Гартен, простиравшийся вплоть до центра города, пострадал в ночь с 13-го на 14-е февраля. Жители Дрездена искали спасения от огненного смерча в нём и прилегающем к нему зоопарке. Английский ас-бомбардировщик, круживший над целью, увидел, что большая территория непосредственно возле центра города не горит, как все остальные его части, и вызвал новую колонну бомбардировщиков, которая превратила в огонь и эту часть города. Многочисленные жители Дрездена, искавшие убежища в Гроссен Гартен были убиты фугасными бомбами. А животные, бежавшие из зоопарка, после того как их клетки были разрушены, — как писали потом об этом газеты, — блуждали по Гроссен Гартен.»

Дрезден после бомбардировки

Третий налёт произошел днём 14-го февраля. С ними связаны мучительные до сих пор воспоминания о ковровых бомбордировках людей, пытавшихся укрыться в Гроссен Гартен и на берегах Эльбы. Сообщениям свидетелей противоречат мнения историков. В огне Дрездена погибло 35.000 человек. (ред. по другим источникам 135.000 чел.) Для жителей города осталось непостижимым: их город за несколько часов был превращен в груду развалин и прекратил своё существование. Тогда никто еще не знал, что такое может произойти в одно мгновение. Потрясение испытанное тогда, оставило свой след в биографиях, сообщениях и устных рассказах, которые передавались родителями детям и внукам.

Последняя фаза войны потребовала ещё огромного количества жертв. В этой последней фазе Дрезден был не первым и не последним немецким городом, который был разрушен в результате ковровых бомбардировок. Распространение этой стратегии вызвало рост сомнений, имевшихся у британских политиков. В 1984 году известный физик Фриман Дайсон, работавший во время Второй мировой войны в исследовательском центре по разработке бомб, признавался: «Я неоднократно приходил к решению, что, исходя из моральных побуждений, обязан выйти на улицу и рассказать британцам, какую глупость совершили от их имени. Но у меня не хватило на это мужества.»

О. Фриц: «Еще я очень хорошо помню, что было в сознании жителей Дрездена – это был совершенно ненужный, бессмысленный налёт, это был город-музей, который ничего подобного для себя не ожидал. Это полностью подтверждают воспоминания пострадавших в то время».

Церковь святой Марии

Жители Дрездена издавна гордились своим городом искусств с его барочным замком, знаменитой картинной галереей, музеем художественной промышленности, храмом Святой Марии, хором и оперой, всемирно известным техническим университетом. Они ожидали более мягкой участи для своего великолепного города. Но смертоносная война, развязанная Германией, им этого не гарантировала. В воспоминаниях старшего поколения о лично перенесенных страданиях, до сих пор перемешивается горечь от этой несбывшейся надежды и увиденная ими гибель жертв.

Восстановленная сегодня церковь Святой Марии с включёнными в её стены обгоревшими фрагментами прежнего здания является и напоминанием и, одновременно, символом примирения.

О. Фриц: «Я думаю, наши воспоминания должны быть направлены на то, чтобы предоставить место исторической правде. Мы должны ценить, что спустя шестьдесят лет после окончания войны мы живём в воссозданном городе, что для этого были приложены величайшие усилия. Мы не находимся в том состоянии, в каком находились после бомбардировок и с народами, с которыми Германия прежде вела войну, мы живём в европейском соседстве и дружбе. И это величайшее благо, которое мы не хотим потерять. Храм, в котором мы находимся, увенчан крестом, переданным в дар от британского народа».

Перевод с немецкого: Натальи Пятницыной
Редакция материала: священник Александр Ильяшенко

Примечание от редакции:

В результате англо-американских ВВС тотальных бомбардировок Германии и Японии погибали мирные жители, уничтожались города, от разрушений и в пламени пожаров исчезали исторические и культурные ценности.

«Война отличалась двумя главными особенностями: она была удивительно подвижной и небывало жестокой. Первая особенность была обусловлена развитием науки и промышленности, вторая – упадком религии и появлением того, что за неимением общепринятого названия можно назвать «кадократией» (от cadocracy – власть необразованной толпы, черни). Век незаурядных людей прошел, и вместо него наступил век черни. Джентльмен – прямой потомок идеализированного христианского рыцаря, образец для многих поколений – вытеснен грубым, необразованным человеком. Народам США и Англии внушалась, что ведут они войну «во имя справедливости, гуманности и христианства». Однако на самом деле союзники вернулись «к методам войны, которые цивилизованные нации давно отбросили прочь ».

В огне пожаров люди сгорали заживо. В результате варварской бомбежки в Дрездене погибло 135 тысяч человек в основном, конечно, немцев, но среди погибших были и военнопленные: русские, англичане, американцы. (Дж. Ф.С. Фуллер Вторая мировая война 1939-1945 гг. Издательство Иностранной литературы. Москва, 1956 г., стр. 529)

В специально отведённых кварталах южного предместья Дрездена во 2-й половине XIX в. селились многочисленные иностранцы. Поскольку при этом они не интегрировались в евангелическую конфессию Дрездена, а сохраняли своё вероисповедание, между 1869 и 1884 гг. было возведено четыре иностранные церкви. Англиканская, Американская и Шотландско-пресвитерианская церкви были разрушены во время бомбардировки Дрездена в 1945 г. Сохранилась лишь Русская православная церковь, построенная в 1872-1874 гг. для Русской миссии в княжестве Саксония».



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии