Диагноз минимальной мозговой дисфункции у детей: что это такое, какие симптомы ММД и как лечить? Что такое ммд

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Минимальная мозговая дисфункция - нервно-психическое нарушение, являющееся результатом слабого поражения ЦНС. Эти нарушения обусловлены течением беременности и родов, а также разного рода инфекциями и недостатками ухода в

Картина нарушений при минимальной мозговой дисфункции очень разнообразна и меняется с возрастом, как правило, ее проявления нарастают к Минимальная мозговая дисфункция у детей может отразиться на внешности в изменении строения лицевых костей черепа, в неправильном формировании скелета ротовой полости, астении мышц языка, которые могут приводить к проблемам речевого развития. Вероятны нарушения мышечного тонуса, наличие Из вегетативных реакций отмечается повышенная потливость, слюнотечение. Ребят с минимальной мозговой дисфункцией отличает двигательная расторможенность, гиперактивность, они подвержены частой смене настроений. Психологи, работающие с детьми, в анамнезе которых имеется запись «минимальная мозговая дисфункция», отмечают наличие у таких детей аутоагрессии, подверженности злости, ярости. Среди психологических нарушений следует отметить социальную незрелость, которая выражается в желании играть и общаться с младшими детьми. Таких детей отличает нарушения процесса засыпания и неглубокий, прерывистый, во сне дети могут вскрикивать. Как уже отмечалось выше, у детей с ММД имеются проблемы с обучением в школе (одним трудно «даются» вычислительные действия, у других проблемы с безошибочным письмом, у третьих нарушена пространственная ориентация).

Варианты нарушения при минимальной мозговой дисфункции:

  • Минимальная мозговая дисфункция с гиперактивностью, обусловленная дефицитом внимания. Такие дети характеризуются высоким порогом возбудимости, импульсивности. Их отличает высокий уровень агрессивности, снижение концентрации и произвольности внимания;
  • Минимальная мозговая дисфункция с гипоактивностью, обусловленная дефицитом внимания. Этих детей отличает заторможенность, вялость, снижение концентрации внимания;
  • ММД, связанная с нарушением моторики, координации движений;
  • ММД, связанная с несовершенством пространственной ориентации;
  • ММД, проявляющаяся в нарушении речевого развития.

Негативные факторы могут сказываться и в подростковом возрасте, выражаясь в склонности к употреблению наркотических и алкогольных веществ, асоциальностью поведения, склонностью к ранним половым контактам.

Малая мозговая дисфункция проявляется в виде психомоторной возбудимости, легкой степенью рассеянности, вегетативной неустойчивостью. У 70% детей с малой минимальной дисфункцией нарушения проходят при минимальном медикаментозном вмешательстве. Оставшиеся 30% сталкиваются с трудностями обучения в школе.

ММД по энцефалопатическому типу характеризуется очаговым поражением НС, выражающаяся в неразвитости высших корковых функций. Этим детям присуща зеркальность в написании, трудности с распознаванием «право» - «лево», плохая речевая память. Всего лишь у трети детей с этим типом ММД благоприятный компенсаторный прогноз.

В период младенчества детишек с ММД отличает повышенная возбудимость, нарушение сна, тремор подбородка и конечностей. В более позднее время для них характерна отсталость в психоречевом развитии, расторможенность, трудности общей моторики. Очень часто развивается энурез. Как правило, такие проявления при адекватном лечении проходят к 5 годам. Если до этого возраста проявления не компенсируются, то к началу школьного обучения они могут нарастать, ребенку потребуется помощь специалистов.

Диагноз невролога ММД (минимальная мозговая дисфункция) появился относительно недавно, в середине двадцатого века. Этот диагноз выражается нарушениями центральной нервной системы. Это нарушение может привести к тому, что произойдет изменение эмоциональной системы. Диагноз Минимальной Мозговой Дисфункции может быть поставлен как взрослому человеку, так и ребенку, но чаще всего этот диагноз ставится в детском возрасте. Обнаруживают его в большинстве случаев на прохождении комиссии перед тем, как ребенок пойдет в первый класс. Конечно, бывает и в раннем возрасте диагностируют данное нарушение.

На сегодняшний день большинство неврологов склоняются к мнению, что термина "минимальная мозговая дисфункция" не существует. Нельзя дать четкой характеристики этого нарушения. Специалисты склоняются к тому, что диагноз ММД это расстройство , которое имеет название "Гиперкинетические расстройства поведения". Но пока специалисты не пришли к единому мнению, что диагноз ММД имеет место быть. Давайте разберемся, что же это такое?

Что же это за диагноз?

Каждый родитель с умилением смотрит на своего ребенка. Особенно если его чадо проявляет активность в играх, сообразительность, активно познает окружающий мир. Иногда случается, что вы не можете уследить за действиями малыша. Вы вроде бы только на секундочку отвели свой пристальный взгляд от малыша, а он уже залез в шкаф и вытащил оттуда все вещи или оторвал кусок обоев.

Но и у таких шустриков бывают моменты, когда их неслышно и не видно. В моменты такого затишья ребенок занят чем-то очень важным (рисует, собирает конструктор или пазл, что-то лепит, разбирает игрушку на запчасти и прочее).

Но есть дети, которые просто физически не могут сидеть на одном месте . Они совершенно не могут сконцентрировать свое внимание, если такой ребенок начинает что-то делать, он тут же бросает это дело. Такого ребенка невозможно ничем заинтересовать. Вот именно у таких детей может стоять диагноз ММД.

Синонимами термина "Минимальная Мозговая Дисфункция" является:

  1. Синдром дефицита внимания.
  2. Гиперактивность.
  3. Синдром дезадаптации к школе.

Как определить ММД?

Определить минимальную мозговую дисфункцию у детей не так то и сложно. Есть некоторые особенности в развитии и поведении ребенка, которые указывают на наличие этого диагноза. Дети, страдающие ММД , очень раздражительны и имеют повышенную возбудимость. У таких детей нет терпения, у них могут проявляться невротические реакции, могут быть нарушены речевые навыки и навыки моторики.

Если вы обнаружили у вашего ребенка 8 признаков из нижеописанных, то скорее всего, у вашего ребенка ММД. Вам предстоит незамедлительно посетить невролога и пройти обследование.

Признаки, свидетельствующие о наличии минимальной мозговой дисфункции у детей:

  • Ребенок не может сидеть долго на одном месте, он постоянно двигает либо руками, либо ногами или руками и ногами вместе.
  • Постоянно теряет вещи как дома, так и вне дома.
  • При обращении к ребенку создается впечатление что он не слышит обращения в свой адрес.
  • Очень легко отвлекается на посторонние шумы.
  • Неспособен долго слушать других.
  • Не может находиться в ожидании чего-либо.
  • Постоянно разговаривает.
  • Не дает договорить до конца собеседнику, не может дослушать задаваемый ему вопрос.
  • Является инициатором травмоопасных игр или без раздумий вовлекается в такие.
  • При решении каких-либо заданий, у него возникают трудности, которые не связаны с пониманием сути.
  • Ребенок не может играть один, не может играть в тишине.
  • Не может продолжительное время заниматься одним делом.
  • Не доводит начатые дела до конца, приступает к новым.

Признаки, свидетельствующие о наличии минимальной мозговой дисфункции у взрослых:

  • У человека наблюдается "неловкость". По-другому нарушение моторной функции.
  • Человек неспособен научится чему-то новому.
  • Не может сидеть на одном месте без движения.
  • Быстрая смена настроения без причины.
  • Ведет себя импульсивно и быстро раздражается.
  • Имеет дефицит произвольного внимания

При выявлении вышеописанных признаков следует обратиться к неврологу для подтверждения или опровержения диагноза "Минимальной мозговой дисфункции".

Причины

Если у ребенка было выявлено ММД , то родителям стоит знать, что это нарушение в работе головного мозга. Возникает он вследствие того, что произошли микроповреждения отдельных участков коры головного мозга.

На сегодняшний день определено, что причины синдрома минимальной мозговой дисфункции у детей могут быть вследствие:

Если во время беременности у женщины были некоторые из вышеперечисленных симптомов, то важно знать, что ребенок входит в группу риска.

Диагностика

Для того чтоб диагностировать у ребенка минимальную мозговую дисфункцию, чаще всего, специалисты прибегают к помощи теста Векслера и "Лурия-90"также часто используется система Гордона .

Для того чтоб оценить, в каком состоянии находятся ткани Центральной Нервной Системы и в каком состоянии находится мозговое кровообращение, прибегают к помощи магнитно-резонансной томографии.

Очень часто при диагностировании минимальной мозговой дисфункции наблюдается уменьшение коры головного мозга в теменной и левой лобной части, маленькие размеры мозжечка.

При совершении осмотра младенца наибольшее внимание уделяется тому, что проверяются рефлексы. Симметричность рефлексов. В возрасте 6 лет и больше главную роль в диагностировании ММД играет психодиагностика.

Как лечить ММД?

Если у вашего чада имеется минимальная мозговая дисфункция, то ему нужна помощь специалистов и медико-психолого-педагогическая поддержка. Для помощи нужны следующие специалисты:

  • Педиатр, который поможет правильно подобрать лечение медикаментами.
  • Логопед-дефектолог поможет с развитием речевой и познавательной сферы. Подберет индивидуальную программу для коррекции задержки и поможет с нарушениями.
  • Нейропсихолог проведет диагностику памяти, мышления, внимания. Позволит правильно определить готовность дошкольника к посещению школы. Если у ребенка имеется неуспеваемость в школе поможет понять ее причины и разработает индивидуальную программу для того чтоб ваш ребенок все понимал и успевал. Научит родителей правильному поведению с ребенком, у которого выявили ММД.
  • Учитель-логопед позволит корректировать расстройства развития речи. Научит навыкам счета, письма и чтения.
  • Невролог поможет правильно составить курс лечения, в зависимости от степени тяжести минимальной мозговой дисфункции.

Во время лечения ММД у вашего малыша следует выполнять некоторые рекомендации:

В качестве лекарственных препаратов при диагнозе Минимальная мозговая дисфункция применяют следующие препараты:

  • Растительные средства, обладающие успокоительным эффектом (зверобой, пустырник, валериана и пр.).
  • Лекарственные препараты, которые способствуют обмену веществ в клетках головного мозга.
  • Препараты, которые улучшают кровообращение.
  • Витамины группы В и поливитамины.

Все лекарства давать только по назначению врача . Следует строго соблюдать дозировку приема лекарственных препаратов.

Заботливые родители всегда вовремя обратятся за помощью к специалисту и окажут малышу своевременную поддержку.

Ключевые слова: минимальная мозговая дисфункция, гиперкинетический хpoнический мозговой синдpoм, минимальное повреждение мозга, легкая детская энцефалопатия, легкая дисфункция мозга, гиперкинетическая реакция детства, нapушение активности и внимания, гиперкинетическое рacстpoйство поведения, cиндром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)


Пpoдолжаем нашу увлекательную экскурсию по гоpoду детской невpoлогии… После занимательной пешей пpoгулки по пapку «ПЭП» (перинатальная энцефалопатия) , мы перемещаемся в один из наиболее популярных районов «стapого гоpoда» под названием ММД. Наберите в любом поиске интернета фразу « ММД у детей» - найдется от 25 до 42 тыс. страниц-ответов! Тут и популярная литература, и строгие научные статьи, блещущие доказательствами, а сколько страшной статистики! «…Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее рacпространенную форму нервно-психических нapушений в детском возрacте. По данным отечественных и зapубежным исследований чacтота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возрacта достигает 5-20%, а по некоторым данным она доходит до 45%...» Больше, только ВСД . Да здравствует великий и ужасный, удобный и привычный, диагноз "ММД" (минимальная мозговая дисфункция).

Итак, давайте вместе попытаемся вспомнить некоторые особые моменты жизни и поведения вашего ребенка и ответить на следующие вопросы

  • Может быть, на первом году жизни он доставлял Вам немало хлопот, и наблюдался у невpoлога с диагнозом ПЭП ? Много плакал и срыгивал, плохо спал, реагиpoвал (и сейчac тоже) на погоду; чуть отставал в темпах психоречевого и двигательного развития?
  • Возможно, у него необычная форма головы,или она явно больше (меньше), чем у сверстников? Несимметричное лицо, разные уши, цвет глаз?
  • Он чacто болеет ОРЗ и склонен к аллергиям, у него всегда заложен нос и бывают носовые кpoвотечения?
  • Не исключено, у малыша пpoблемы со зрением, метеозависимость, бывают головокружения, запоры, боли в животе, ногах или голове, его укачивает в транспорте , иногда ночью случается мокрая постель ?
  • Раньше он долго ходил на цыпочках, косолапил, и сейчac моментально, неправильно стаптывает ботинки, возможно у него плоскостопие, сутулость или сколиоз ?
  • Он похож на «электровеник»? Ребенок постоянно в движении, и не может сидеть спокойно даже минуту; невнимателен и рacсеян, моментально отвлекается, неизменно все теряет и забывает; вспыльчивый и раздражительный, сначала говорит и делает, а потом думает? Терпение – не его достоинство?
  • Или наобоpoт? Возможно, удачным будет сравнение его поведения с черепахой? Ребенок неприметный и тихий, загадочный и таинственный, удобный для взpoслых, послушный и соглacный всегда во всем, «витающий в облаках», крайне медленно соображающий, еще неспешнее в активных действиях?
  • Дитя не может caмостоятельно уснуть, для этого требуются значительные мамины усилия и много времени; ночной сон крайне беспокойный, постоянно в движении, чacто пpoсыпается, разговapивает и вскрикивает во сне , а утром его трудно поднять с постели?
  • Вac беспокоит, что ребенок сосет палец, куcaет ногти , у него тики , он очень тревожный и впечатлительный, перечислять его страхи можно целый день?
  • Он уже большой, и все-таки, речь невнятная, глотает и неправильно произносит некоторые звуки? Бывает, запинается, и ему трудно опиcaть картинку в книге или рacсказать, что было в садике? Учить стихи большая мука?
  • С младенчества его нельзя назвать спортсменом? Он неуклюжий, неловкий, не умеет хоpoшо бегать и прыгать; ноги заплетаются, чacто спотыкается, падает и задевает все углы; «любит» poнять вещи, в отличие от сверстников ему трудно зacтегнуть пуговицы, завязать шнурки, вставить ключ в замок, он плохо ловит мяч и т.д.
  • У него трудности письма, чтения, счета, неважная память, плохой почерк …?

Если Вы с такими или похожими жалобами уже обращались к невpoлогу, то просто физически не могли уйти из кабинета врача без длинного списка таблеток и любимого диагноза – ММД. И все-таки, что же такое минимальная мозговая дисфункция?

Небольшой экскурс в историю неврологии. Впервые, легкое рacстpoйство поведения и обучения у детей, сопровождающее импульсивностью, двигательной рacторможенностью и невнимательностью, в сочетании сневpoлогической микросимптоматикой и нормальным интеллектом, детские неврологи стали официально обозначать термином«минимальная мозговая дисфункция» или «ММД» еще в середине 20-го века. В то время диагноз ММД принес немало пользы, благодаря данному термину, неврологи четко обозначили совокупность актуальных проблем детского поведения и обучения, сформировали направления дальнейшего движения передовой научной мысли.

Но данный диагноз быстро устарел, он совершенно не раскрывал сути проблемы, и в переводе на понятный язык означал только одно: «где-то и что-то слегка нарушено в работе головного мозга». Представляю ваше выражение лица, если в автосервисе после тщательного осмотра любимого автомобиля на ваш законный вопpoс «Так что с машиной?» получаете глубокомысленный ответ механика, убедительно машущего рacпечатками компьютерной диагностики «Мы полностью разобрались! Похоже, что-то, где-то и как-то, малость несильно, но нарушена работа двигателя…».

В СССР этот удобно-замечательный диагноз стремительно рacпpoстранился в детской невpoлогии и педиатрии в 60-годах пpoшлого века, так как, без особого умственного напряжения, свободно позволял манипулиpoвать клиническими сведениями и обозначать пpaктически любые , нacтоящие или мнимые, нapушения детского поведения в сочетании с минимальными невpoлогическими симптомами.

Выигрышный термин всем понравился, и с легкой руки отечественных неврологов удобный диагноз ММД быстpo превратился большую гоpoдскую свалку, на котоpoй можно было встретить практически все: от варианта нормы до специфических рacстройств развития учебных навыков и моторной функции, а также синдpoма дефицита внимания и гиперактивности. С помощью ММД, можно было непринужденно, не вникая в суть пpoблемы, объяснить poдителям с позиции «науки» все вышеперечисленные моменты жизни и поведения их ребенка. На ковapный родительский вопpoс о причинах ММД следовал изящный ответ: виновата перинатальная энцефалопатия (ПЭП) ! Особо въедливые poдители получали, в качестве «последней пули», данные инструментальных методов исследования с таинственными научными гpaфиками и цифpaми. Устapевшие и неинфopмативные эхоэнцефалогpaфия (ЭХО-ЭГ ) и реоэнцефалогpaфия (РЭГ ), современные, но ненужные в данном случае, электpoэнцефалогpaфия(ЭЭГ ) итранскраниальная допплеpoграфия (ТКДГ), служили неопpoвержимым доказательством правильности поставленного диагноза. Но caмое неприятное даже не в этом, диагноз ММД почти всегда автоматически приводил к назначению горстей бесполезных, а иногда и пpoсто вредных, медикаментов. Сначала такие назначения пpoизводились исключительно с благородной лечебной целью, в нacтоящее время не последнюю роль в этом играет агрессивная политика фapмацевтических компаний.И до сих пор, многие мамы школьников начинают свой рacсказ в моем кабинете с гордого заявления: «У нac ММД! И мы активно лечимся…».

Внимание! Во всем мире уже в 1968 году детские невpoлоги и психиатры от неудачного диагноза ММД отказались, заменив его во втоpoй редакции американской клacсификации психиатрических болезней (DSM-II) на термин "гиперкинетическая реакция детства". Окончательное превращение ММД в синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) произошло в 1994 году в четвертой редакции американской клacсификации психиатрических болезней (DSM-IY).

В конце экскурсии возникает логичный вопpoс: «Если ММД это миф, устаревший термин, тогда что делать с вышеперечисленными жалобами? Может быть это норма?»

Ответ: «Нет, конечно! Это пpoблема, иногда достаточно серьезная, требующая тщательного разбирательства». Только маленькая просьба: «не нужно ее прятать в стapом чулане ММД» . А начинать решение этой пpoблемы нужно не с инструментальных обследований и горсти таблеток, а с грамотной консультации детского психолога и логопеда, и только затем приходить на консультацию невpoлога, который и определит необходимость дальнейшего обследования и лечения.

ММД характеризуется выраженным преобладанием функциональных изменений над органическими. Дети с данным синдромом очень гиперактивны, не могут сосредотачиваться, фиксировать свое внимание, постоянно отвлекаются и плохо адаптируются в незнакомой обстановке.

У ребенка с минимальной мозговой дисфункцией очень часто возникают большие трудности во время учебы, нередко выявляются нарушения восприятия, в том числе и собственного тела (например, ребенок не способен отличить части от целого, выделить фигуры на фоне, затруднено обучение письму и чтению). Для ММД характерны: повышенная импульсивность и чрезмерная возбудимость, низкий уровень самоконтроля, зачастую отмечается кусание ногтей, сосание пальцев, раскачивание головой и туловищем, трудности в общении со сверстниками и плохая ориентация в коллективе. Также возможно выявление неправильного произношения слов, снижение работоспособности к абстрактному мышлению, нарушения пространственного представления.

Во время внешнего осмотра с данным синдромом иногда выявляется ряд аномалий, например, деформация черепа, ушных раковин, неправильный рост зубов, гипертелоризм (аномалия развития костей черепа), высокое небо, синдактилии (полное или частичное сращение пальцев кисти или стопы). Иногда возможно обнаружение ряда признаков легкого органического поражения мозга: косоглазие, асимметричные носогубные складки, мышечная дистония, нарушения в координации движений.

Лечение

Лечение ММД необходимо начать как можно раньше, вовлекая в процесс не только ребенка, но и его окружение, чтобы создать спокойное и последовательное отношение к нему. Направленная двигательная активность, психолого-педагогическая коррекция, а также медикаментозное лечение – являются основными направлениями в терапии минимальной мозговой дисфункции.

Целью направленной двигательной активности служит тренировка координации и ловкости. Необходимо проводить спортивные занятия и игры, которые носят аэробную нагрузку, например длительный бег, лыжи, плавание или езда на велосипеде. Стоит избегать переутомления и видов спорта, при которых выражен эмоциональный компонент.

Психолого-педагогическая коррекция должна начинаться с обязательного соблюдения четкого режима дня ребенком, ограничением работы за и просмотром телевизора до 30-40 минут в день. Поддерживайте ребенка во всех его начинаниях и хвалите его в каждом случае, если он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Поощряйте свое чадо за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

Лекарственные назначаются только в тех случаях, когда ММД не поддается только психолого-педагогической коррекции. В настоящее время применяют несколько групп при лечении минимальной мозговой дисфункции, это психостимуляторы, ноотропы, а также трициклические антидепрессанты. Самые эффективные: «Церебролизин», «Фенибут», «Пирацетам», «Семакс». Подбор лекарственных средств проводит лечащий врач с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Минимальная мозговая дисфункция диагностируется у детей дошкольного возраста в 22% случаев и в 5% у учеников младших классов. Неврологическое расстройство относится к легким формам церебральной мозговой патологии. Для минимальной мозговой дисфункции свойственно наличие слабовыраженных неврологических симптомов, которые проявляются в виде различных функциональных нарушений. Синдром считается обратимым явлением - в 30-50% случаев ребенок «перерастает» нарушение. Однако без своевременного лечения, симптомы ММД со временем становятся более выраженными, усугубляются и могут привести к развитию осложнений.


Причины развития минимальной мозговой дисфункции у детей

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) относится к наиболее распространенным видам нервно-психических нарушений, которые развиваются в детском возрасте. С учетом 10 версии Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), это явление относится к гиперкинетическим расстройствам поведения с кодом F90.

В современной педиатрии ММД считается последствием ранних повреждений различных участков головного мозга, которые проявляются возрастной незрелостью определенных высших психических функций и их неправильным формированием. В зависимости от тяжести проявлений, данный синдром принято классифицировать на субнормальный, активный, ригидный (медлительный), астеничный и реактивный тип.

К причинам развития ММД у детей относятся следующие факторы:


По каким симптомам можно заподозрить нарушение?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Первые проявления синдрома могут появиться как после родов, так и в дошкольном или школьном возрасте малышей. В большинстве случаев симптомы этого вида мозговой дисфункции проявляются неожиданно. Зачастую клиническая картина на протяжении первого года жизни ребенка характеризуется минимальными неврологическими симптомами.

В возрасте от 1 года до 3 лет у малышей, которые страдают ММД, наблюдаются следующие отклонения:



У детей старше 3 лет ММД проявляется в виде неуклюжести, быстрой утомляемости, импульсивности и агрессивности в ответных реакциях. Также может наблюдаться непереносимость яркого света и громких звуков, проблемы с вестибулярным аппаратом. Ребенку может быть тяжело находиться в душных помещениях, он может плохо переносить жаркую погоду.

Дети с ММД зачастую очень плохо учатся в школе, у них проблемы с поведением. Кроме того, у таких малышей могут наблюдаться нарушения речевых навыков и моторики, а также нехарактерные для здорового ребенка невротические состояния.

Дети, которые страдают минимальной мозговой дисфункцией, часто переключаются с одного занятия на другое, не способны надолго увлечься каким-либо видом деятельности.

Такие малыши обладают повышенной раздражительностью, иногда переходящей в агрессию, слишком эмоциональны и легко возбудимы.

Для ММД характерны следующие общие симптомы:


Появление одного или нескольких перечисленных признаков совсем не означает, что малыш нуждается в лечении. Диагноз ставится только после тщательного обследования ребенка и выявления хотя бы 8 из указанных симптомов.

Диагноз ММД: как лечить ребенка?

Лечение ММД назначается исключительно после постановки точного диагноза. Диагностика включает следующие мероприятия:

  • сбор анамнеза;
  • проверка рефлекторных способностей и мелкой моторики;
  • позитронно-эмиссионная и магнитно-резонансная томография;
  • реоэнцефалография (РЭГ);
  • ультразвуковое исследование;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • эхоэнцефалография (ЭхоЭГ);
  • нейросонография.

Врач приступает к разработке плана лечения исключительно после постановки диагноза. Устранение признаков ММД возможно только при комплексном подходе.

Наряду с медикаментозной терапией обязательно назначается курс физиотерапевтических процедур.

Медикаментозное лечение

Лекарственные средства назначают курсом, продолжительность применения зависит индивидуальных медицинских показаний. Чаще всего для симптоматического лечения ММД назначаются следующие медикаментозные препараты:

  • лекарства с седативными свойствами – таблетки «Диазепам», раствор для внутривенного или внутримышечного введения «Седуксен» и «Релиум»;
  • снотворные средства в таблетках – «Нитразепам», «Эуноктин», «Труксал»;
  • психостимуляторы – в основном используется «Метилфенидат»;
  • антидепрессанты или транквилизаторы – применяются в редких случаях, в основном препараты со слабовыраженным эффектом, например, «Тиоридазин» и «Амитриптилин».

Вместе с медикаментозной терапией для лечения детей используются различные витаминные комплексы, обязательно содержащие следующие витамины:


Врач должен назначать витаминные комплексы с учетом особенностей здоровья и возраста маленького пациента. Категорически запрещено самостоятельно принимать решение о том, чем лучше лечить ребенка - неправильно подобранные лекарства и дозировки могут серьезно усугубить проблему.

Курс физиотерапии

Достаточно часто избавиться от признаков нарушения можно и без применения медикаментозных препаратов. Однако ни в одном из случаев выздоровление невозможно без использования физиотерапевтических процедур. Продолжительность и методы физиотерапии зависят от каждого конкретного случая. В курс физиотерапии могут входить следующие процедуры:


По мнению известного педиатра Е.О. Комаровского, в лечении ММД обязательно должны участвовать родители малыша. Это поможет ему быстрее справиться с нервно-психическими нарушениями. От взрослых членов семьи требуется соблюдение определенных рекомендаций:

  • контроль приема ребенком назначенных лекарственных препаратов;
  • соблюдение режима дня;
  • организация дневного отдыха;
  • теплая атмосфера в семье;
  • постоянное общение с ребенком;
  • отстранение малыша (полное или частичное) от досуга за компьютером или у телевизора;
  • ежедневные физические занятия с ребенком;
  • работа с ребенком на мелкую моторику;
  • запрет на выяснение отношений в семье на глазах у ребенка.

Профилактические меры

Для того, чтобы предупредить это нервно-психическое нарушение, родителям нужно выполнять следующие правила:

  • на этапе вынашивания ребенка будущая мама должна правильно питаться и избегать стрессовых ситуаций;
  • будущей матери нужно отказаться от вредных привычек - курение, алкоголь и т.д.;
  • в семье нужно обеспечить благоприятную обстановку;
  • в присутствии ребенка нельзя ссориться и конфликтовать;
  • для развития способностей малышей, нужно регулярно заниматься с сыном или дочерью;
  • своевременное посещение педиатра для профилактического осмотра.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии