Девиантное поведение индивида. Виды девиантного поведения личности

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

– совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия.

Причины девиантного поведения подростков

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

  • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах . Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
  • Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

Патогенез

Патогенез девиантного поведения подростков сложен. Развитие девиаций основано на состоянии дезориентации в системе общественных ценностей и норм. Период возрастного кризиса характеризуется острой потребностью самоопределения, самовыражения. Отсутствие благоприятной социальной обстановки, устойчивой системы ценностей, поддержки значимых лиц (сверстников, взрослых) приводит к образованию патологических поведенческих паттернов. Зачастую в их основе лежит желание привлечь внимание, доказать свою значимость, самостоятельность, независимость, силу. Поступки часто носят противоправный, антиморальный характер.

Классификация

Существует несколько вариантов классификаций девиантного поведения подростков. В рамках медицинского подхода распространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем – российским психиатром , психотерапевтом , патопсихологом. Она основана на способах взаимодействия с реальностью, характером нарушения общественных норм:

  • Делинквентный тип . Включает действия, поступки, трактующиеся как преступные: воровство, разбой, насилие.
  • Аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях (транс, мастурбация).
  • Патохарактерологический тип. Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии (истероидная, шизоидная , эпилептоидная и др.).
  • Психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания. Пример: апатия – симптом депрессии , гипомания – проявление биполярного расстройства .
  • Гиперспособности. Одаренность, талант, гениальность проявляются действиями, отклоняющимися от нормальных.

Симптомы девиантного поведения подростков

Подростковые девиации не имеют четко выраженной стадийности. Развитие идет от единичных отклоняющихся поступков к регулярным повторяющимся действиям, организованной деятельности, образу жизни. Прогресс может занимать несколько недель, месяцев, лет.

Основное клиническое проявление девиантного поведения подростков – сложности социальной адаптации: частые конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей, приверженность «плохим компаниям». Общественная дезадаптация проявляется уходами из дома, отказом от школы , прогулами уроков, увлеченностью интернетом, компьютерными играми. Учебная деятельность дается тяжело, заинтересованность занятиями отсутствует, успеваемость низкая. Характерна рассеянность, низкая концентрация внимания, отсутствие волевых способностей. Увлечения часто меняются, дела остаются недоведенными до конца.

В эмоционально-личностной сфере четко выражена инфантильность – низкий уровень ответственности, контроля за своим поведением, организации хозяйственно-бытовой сферы жизни. Это проявляется неряшливостью, опозданиями, неумением составить план работы, действовать согласно ему. Преобладает эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения. В зависимости от типа девиации присутствуют фобии, депрессии, вспышки агрессивности, истерики , упрямство, импульсивные разрушительные поступки. Самооценка часто неадекватная, компенсируется ограничительным поведением (замкнутостью), жестокостью, напускным равнодушием.

На физиологическом уровне отклоняющееся поведение сопровождается нарушениями сна, аппетита, дневной сонливостью, снижением функций иммунной системы, дисменореей , психосоматическими реакциями. Подростки имеют недостаточную или избыточную массу тела, подвержены инфекционным заболеваниям, функциональным расстройствам (головные боли, повышение температуры, перепады артериального давления, нарушения пищеварения).

Стоит отметить, что необычные способности также являются признаками девиации, но редко рассматриваются в качестве патологических симптомов. Одаренные гениальные подростки не вызывают беспокойства со стороны общества, не нуждаются во врачебной помощи. Специальные условия развития организуются учебно-воспитательными учреждениями.

Осложнения

При отсутствии врачебной, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков становятся образом жизни. Наиболее неблагоприятными вариантами являются организованная преступность, алкоголизм, проституция. Подростки и молодежь из данных групп наиболее подвержены насильственной смерти, заболеваемости социально значимыми инфекциями (туберкулезом , ВИЧ , ЗППП), летальному исходу. Осложнением девиаций являются самоубийства. Самопроизвольный уход из жизни является результатом эмоциональной неустойчивости, импульсивности, отсутствия профессиональной помощи.

Диагностика

Диагностика девиантного поведения подростков выполняется психиатром и медицинским психологом . Процесс постановки диагноза основывается на ряде клинических и психологических методов:

  • Наблюдение, беседа. Врач-психиатр опрашивает пациента: выясняет условия проживания, особенности семейных взаимоотношений, привычки, хобби. Оценивает общее состояние, особенности эмоциональной сферы, поведенческие ответы.
  • Опрос родителей, родственников. Психиатр выслушивает жалобы людей, близко контактирующих с пациентом. Мнение других людей важно, так как критика к собственному состоянию у девиантных подростков часто снижена.
  • Психологическое тестирование . Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников. Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты.
  • Проективные методики. Используются клиническим психологом для выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Данные специальных диагностических методов дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, участкового уполномоченного полиции, выписки из амбулаторной карты педиатра , детского невролога и врачей других специальностей.

Лечение девиантного поведения подростков

Лечение социальных девиаций требует комплексного подхода, включающего фармакологическую, психокоррекционную, психотерапевтическую помощь. Подростковый психиатр составляет план лечения, включающий:

  • Психотерапию . Сеансы направленны на осознание подростком особенностей характера, обучение поведенческим методам саморегуляции. Выполняется анализ конфликтных ситуаций, возможных вариантов действий, реакций. Психотерапевтические встречи рекомендованы родителям для восстановления полноценных отношений.
  • Психокоррекцию. Цель занятий – стабилизировать эмоциональное состояние, развить функции внимания, мышления. Результат повышает эффективность психотерапевтической работы, уверенность в собственных силах, пробуждает интерес к учебе (предпосылка для социальной реабилитации).
  • Фармакотерапию. Применение медикаментозных средств является дополнительным методом лечения, показано пациентам с биологической предрасположенностью к девиациям: имеющим психотические расстройства, неврологические патологии. Специфических препаратов для лечения асоциального поведения нет. Применение лития, антипсихотических лекарственных средств, антиконвульсантов уменьшает выраженность агрессии. Изолированное применение фармакотерапии неэффективно.

Параллельно с врачебной, психологической помощью выполняется социально-педагогическая реабилитация. Мероприятия организуются на базе образовательных учреждений социальными педагогами, педагогами-предметниками, школьными психологами. Перспективным способом лечения отклоняющихся форм поведения является групповая психотерапия. Встречи предполагают моделирование частых проблемных ситуаций. В ходе ролевых игр подростки обучаются методам разрешения конфликтов, наблюдают за собственными реакциями и их результатами, учатся выстраивать продуктивные отношения со сверстниками.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев при комплексном лечении девиантное поведение подростков имеет благоприятный прогноз – молодые люди обладают гибкостью приспособительных механизмов, реабилитационные и психотерапевтические мероприятия дают положительный результат. Больших усилий требуют случаи, когда девиация развивается на фоне неврологического и/или психотического заболевания. Профилактика основывается на раннем выявлении патологических внутрисемейных отношений, проблем с обучением.

Девиантное поведение (отклоняющее поведение, социальная девиация) – это поведение человека (группы), противоречащее утвержденным в обществе стандартам. Оно может быть рассмотрено и как сочетание поступков, которые отличаются от действий большинства других людей или не удовлетворяют социальным ожиданиям.

Девиант – это человек, демонстрирующий черты недопустимого поведения, часто нуждающийся в помощи специалистов (психиатров, наркологов, психотерапевтов). В отдельно взятых ситуациях, например, при сильной агрессии, развитой психопатии или ином серьезном психическом отклонении, индивид может быть изолирован.

Из-за того, что в современном обществе существует то или иное количество людей, склонных к девиациям, за ними осуществляется социальный контроль. Под ним со стороны окружения и соответствующих структур (медицинских, правоохранительных) подразумеваются попытки исправления и наказания девианта и действия, направленные на предотвращение развития девиантного поведения.

Отклонения в поведении могут проявлять люди разных возрастов. Однако у детей и подростков заметить склонности к девиантному поведению проще. Как правило, такие личности вызывают беспокойство, могут быть «трудными детьми». И за ними должен осуществляться контроль, с ними необходимо проводить соответствующую работу, чтоб предотвратить окончательное формирование девиаций.

Существует немало форм (видов), мотивов и подходов в рамках темы девиантного поведения. На основе них базируются причины, провоцирующие развитие отклонений. Непосредственно от мотивов, которые влияют на формирование негативных черт и толкают на «запрещенные» поступки, зависит выбор метода работы (коррекции) с девиантом.

Варианты взглядов (подходов)

Социальный взгляд. Рассмотрение девиантного поведения представляет собой сочетание поступков и действий, которые могут быть опасными для общества.

Гендерный подход. Под девиациями понимаются разного рода нарушения ролевого поведения и установок у личности. К ним также в ряде случаев относят психосексуальные девиации.

Психологический взгляд. Здесь отклонение от нормы понимается как конфликт внутри личности либо деградация личности. Также учитываются такие моменты как склонность к саморазрушению, сознательная блокировка личностного роста, отказ от саморазвития и самореализации.

Возрастной подход. Опирается на идею измененного поведения, не соответствующего возрасту человека. Оно может проявляться в поступках, увлечениях, выборе одежды и так далее.

Психиатрический взгляд. Любые формы психических отклонений могут быть восприняты как варианты девиантного поведения. Однако зачастую в рамках такого взгляда на проблему рассматривается состояние человека, которое еще не перешло в тяжелое психическое заболевание. В его основе могут лежать определенные особенности личности (начальные стадии психопатий), пограничные состояния психики.

Профессиональный подход. Отказ соответствовать прописанным правилам и нормам профессионального или корпоративного стиля.

Этнокультурный взгляд. Девиации рассматриваются в контексте традиций того или иного общества (сообщества, общины и прочее), с учетом национальных, расовых и иных особенностей.

Важно: рассматривая девиантное поведение среди молодежи, склонность к субкультурам, экстремальным увлечениям, пищевым пристрастиям и так далее также могут быть восприняты как система поступков, отклоняющихся от привычных стандартов.

Возможные виды и формы

Среди видов (типов) девиантного поведения выделяются следующие варианты:

К девиантному поведению могут относиться гиперспособности (сверходаренность) детей, а также нарушения с эстетической стороны. Под неэстетическим поведением понимаются нарушения речи, взгляда, движений.

Любые формы девиантного поведения берут свое начало из видов нарушения. К числу самых распространенных девиаций, особенно ярко выраженных у подростков, относят: зависимость от алкоголя и наркотиков, курение, расторможенность сексуального поведения, суицидальные наклонности и попытки суицида, агрессия, бродяжничество, воровство, использование нецензурных выражений, увлечения, доходящие до крайностей. Для последней формы характерна зависимость от увлечения (или объекта), вычурность, одержимость, отсутствие интереса к другим делам и заботам.

Причины

Основными причинами (мотивами) считаются три момента.

Личностное или социальное основание. Под ним подразумеваются имеющиеся у индивида, склонного к девиантному поведению, деформации личности (личностного развития). Относятся сюда также нарушения воли, установок, неправильные ценности (нравственные, духовные).

Девиантное поведение, возникающее на подобной основе, зачастую получает развитие ввиду неправильного воспитания, нарушенного внутрисемейного климата. Для детей и подростков, которые растут и развиваются в неполных семьях либо в окружении взрослых, демонстрирующих отклоняющее поведение, типичны попытки копировать поступки и действия родственников. Отсутствие в семье одного из родителей лишает ребенка возможности правильно формировать представление о взаимодействии с другим полом. Либо не дает возможности составить верное представление о том, какими должны быть семейные отношения.

Негативные методы воспитания, нарушенный семейный климат также способны подталкивать детей к мелким правонарушениям, зависимостям с целью «уйти» от реальности. В ряде случаев неправильный подход к ребенку может спровоцировать развитие нарушений пограничного характера. Люди с неврозами, депрессивными расстройствами, навязчивостями, страхами, которые пришли из детства, в большей степени склонны к саморазрушению и суицидальным попыткам. При этом такое поведение может проявиться непосредственно в подростковом возрасте, но восприняться как демонстративность и желание привлечь внимание.

Психологическое развитие. Оно может быть тесно связано с личностным развитием. Под психологическим уровнем понимается наличие выраженных акцентуаций и нарушений характера, которые могут привести к развитию психопатий или иных форм психических проблем.

Биологическое основание для девиантного поведения. Соматические (телесные, физиологические) заболевания, психосоматика, особенности проявления темперамента, врожденных свойств нервной системы оказывают влияние на формирование девиантного поведения. При деликвентном поведении фактором может быть выявленная минимальная мозговая дисфункция.

Проявления (симптомы)

К основным признакам, по которым можно определить девиантное поведение, относится непосредственная характеристика того или иного типа отклоняющихся от нормы действий и поступков.

Для деликвентного поведения характерно размытое представление о правовых порядках и нормах. Оно проявляется мелкими и крупными правонарушениями, сопровождается вспышками агрессии. Параллельно с этим могут существовать попытки протеста, выраженные в действиях, словах или увлечениях. На фоне подобного часто отмечается низкий социальный интеллект, присутствуют проблемы с адаптацией. Типичные симптомы – тяга к быстрому и легкому достижению удовольствия, отлынивание от учебы и низкая мотивация к работе.

Отдельным типичным моментом для деликвентного поведения у детей и подростков выступает болезненная зависимость от матери. При этом мать воспринимается как образец идеала даже в случае каких-либо негативных действий в адрес ребенка.

Аддиктивное поведение способно проявляться как самостоятельно, так и соседствовать с вышеуказанным типом девиантного поведения. Характеризуется оно болезненными зависимостями разного типа. При этом зависимости могут проявляться как на физиологическом уровне, так и на психологическом. Зависимые люди зачастую крайне плохо переносят одиночество, легко поддаются стороннему влиянию, ранимы и испытывают чувство беспомощности.

Для психопатологического поведения типичны черты того или иного психического отклонения. Здесь могут фигурировать как основные признаки, так и «продукты болезни». Примеры «продуктов болезни»: бред, галлюцинации, иллюзии, сверхценные идеи.

Деструктивная форма девиантного поведения показывает себя с помощью агрессии, направленной внутрь себя или вовне. Для этой формы могут быть типичными как некоторые проявления деликвентного поведения (вандализм, насилие), так и разные формы зависимостей, а также суицидальные склонности.

Примеры деструктивного девиантного поведения также могут включать в себя чрезмерное увлечение пирсингом и шрамированием, нанесение сознательных увечий девиантом самому себе, пищевые нарушения, вымещение злобы на окружающих людях и животных, уничтожение чужого творчества.

Патохарактерологическое поведение проявляется нарушениями личностного развития, характера. Для него типичны психопатии и иные нарушения характера.

Кроме конкретных признаков девиантного поведения, актуальных для той или иной формы, можно условно выделить и общие моменты.

Возможные симптомы

Положительными симптомами девиантное поведение характеризуется при одаренности, гиперспособностях. При этом такие индивиды могут особенно остро нуждаться в социально-психологическом патронаже. А при неблагоприятных условиях, созданных окружением, у одаренных детей способны развиваться невротические состояния, нарушения в психическом или физическом развитии, «комплекс жертвы».

Девиантное поведение у детей, молодежи или взрослых людей может проявляться как несколькими признаками, так и быть выражено отдельно взятыми ассоциальными поступками. Даже при малейшем подозрении и единожды случившимся отклоняющемся от нормы поступке должен осуществляться социальный контроль за такими личностями, необходимо проведение корректирующей работы. Это позволит предотвратить развитие девиантного поведения в дальнейшем.

Контроль и коррекция

В зависимости от мотивов, по которым у человека имеется склонность к девиантному поведению, подбираются методы исправления состояния. Наряду с социальным или психотерапевтическим (психологическим) воздействием может использоваться медикаментозная терапия с акцентом на психическое либо физиологическое состояние. При наличии угрозы вовне или внутрь себя люди, для которых характерно девиантное поведение, могут быть изолированы. В качестве изоляции используются соответствующие учреждения (тюрьмы, колонии, психиатрические больницы), а также закрытые учебные заведения для трудных детей и подростков.

В ряде тех моментов, когда девиантное поведение обусловлено биологической составляющей (проблемы со здоровьем), могут быть оправданы дыхательные гимнастики, варианты релаксаций, йога. Для разных форм зависимостей часто применяются программы «12 шагов», основанные на групповой анонимной работе.

Медикаментозный подход

Использование лекарственных средств при девиантном поведении оправдано в случаях наличия нарушений психического и физического характеров. При соматических заболеваниях нужна постоянная терапия медикаментами, которые подбираются, исходя из состояния больного. Некоторые лекарства применяются в рамках снятия «синдрома отмены» при коррекции зависимого поведения.

Если на фоне нарушений фигурируют пограничные состояния психики, то может назначаться курсовой прием соответствующих препаратов (седативные средства, транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы и прочее). Такие лекарства помогают снизить тревогу и беспокойство, сгладить проявления акцентуаций или психопатий, избавить от ряда иных симптомов. Обязательной медикаментозная терапия является при серьезных психических отклонениях.

Психотерапевтический подход

Скорректировать отклоняющееся от нормы поведение с помощью психотерапии вполне возможно. Психологическая работа в большинстве случаев проводится и с ближайшим окружением девианта.

Основными вариантами психотерапевтического влияния становятся когнитивно-поведенческая терапия, гуманистическая психотерапия, арт-терапия. Психологическая коррекция направляется на трансформацию поведения, идей и ценностей. Может строиться как определенного рода «обучение правильному поведению». И включать в себя научение ведению конструктивного диалога, избавление от внутренних защитных механизмов, формирование личностных черт, помощь в адаптации.

Проводиться психотерапевтическая работа может как в индивидуальном порядке, так и в форме работы групповой. Востребованными считаются коммуникативные тренинги, занятия с темой личностного роста и саморазвития, тренинги, направленные на борьбу с негативными установками, фобиями, комплексами, нестабильной самооценкой.

Девиантное поведение детей либо взрослых даже на начальных этапах нуждается во внимании и оказании социально-психологического контроля, коррекции. Для соответствующих специалистов не составляет труда выявить ту или иную форму отклоняющегося поведения и подобрать действенные способы терапии. Зачастую справиться самостоятельно с возникающими изменениями человек, особенно ребенок или подросток, не в силах. Потому столь важно оказание поддержки со стороны друзей и семьи, осуществление работы со стороны психологов, психотерапевтов. Это позволит предотвратить развитие патологии и ухудшение уровня жизни человека.

Для создания гармоничного и культурного общества были придуманы правила и законы. Они регулируют взаимоотношения между людьми, которые должны следить за своим поведением, чтобы не получить наказания или порицания. Однако нередкими формами поведения являются девиации. Часто различные типы и виды девиантного поведения проявляют подростки. Причины здесь рассматриваются различные, как и теории.

Следует понимать, что в каждой культурной среде данное поведение является разным. Так, в кругу деловых людей следует соблюдать деловой этикет, однако при попадании домой человек может отыгрывать другие поведенческие роли.

Следует понимать, что в каждом государстве есть свои правила и этикет поведения. В одной культурной среде может быть принято целовать в щеку партнера при встрече с ним, а в другой – запрещаться. В одной среде может быть принято выбрасывать вещи из окон, в другой – запрещаться.

Девиация – это выходящее за рамки принятых норм поведение. Иногда это может быть продиктовано детской незрелостью, в других случаях – попаданием в среду с другими поведенческими нормами, в третьих – желанием протестовать против общественных порядков. Каждый случай уникален, поэтому не следует судить однозначно и категорично.

Что такое девиация?

Когда люди не могут наладить отношения между собой, нередко речь может идти о девиантном поведении партнеров. Что такое девиация? Это поведение, выходящее за рамки общепринятых норм. В стране установлены определенные традиции, правила, законы и этикет, который регулирует взаимоотношения между людьми. Любые нарушения, дестабилизирующие гармоничное взаимоотношение, являются девиантными.

Яркими примерами являются такие действия:

  • Совершение преступления.
  • Беспорядочные сексуальные связи за денежное вознаграждение.

Данные действия могут наказываться правоохранительными органами. Однако существует множество видов других девиаций, которые совершаются людьми, но не наказываются, а лишь порицаются, критикуются, не принимаются. Ими могут быть:

  1. Выражение оскорбления.
  2. Жестокое поведение.
  3. Драки.
  4. Переворачивание мусорных ведер.
  5. Разбрасывание мусора по дороге.
  6. Громкий смех в общественном месте и пр.

Девиантное поведение часто наблюдается у подростков. Вспомним известное выражение – «трудный подросток». Оно включает в себя поведение юношей и девушек, которые совершают поступки, противоречащие нормам морали и этики. Например, играют на гитаре по ночам, разрисовывают стены граффити, грубят взрослым и т. д.

Нередко родители называют подростков трудными тогда, когда не могут их подчинить своей воле. К примеру, ребенок хочет носить черные с дырками джинсы, а родители покупают брюки. Кажется, что подросток ведет себя девиантно, поскольку разрушается внутрисемейное понимание. На самом деле речь в таком случае может идти всего лишь о желании ребенка отстоять свое мнение. Он может иметь отличное мнение от родительского. Почему это называется девиацией? На самом деле ничего девиантного психологи в этом не отмечают.

Нормы поведения устанавливаются обществом с целью создания такой среды, где каждый сможет чувствовать себя спокойно и налажено. Когда данные порядки нарушаются, общество это различными способами порицает. Преступные действия жестоко наказываются.

Виды девиации

Девиантное поведение может различными способами классифицировать. Клейберг выделил такие виды девиации:

  1. Негативная (наркомания). Данное поведение однозначно у всех вызывает негативную реакцию.
  2. Позитивная (самопожертвование). Данное поведение хоть и выходит за рамки общепринятого, считается странным и непонятным, однако социум не видит никакого вреда в поступках человека, поэтому и не выражает негатива.
  3. Социально нейтральная (попрошайничество).

Е. Змановская дала свою классификацию видов девиации, основываясь на последствиях поведения и нарушаемых нормах. Она выделила такие виды девиации:

  1. Антисоциальное поведение, которое угрожает социальному порядку и благополучию гражданам.
  2. Асоциальное поведение, которое угрожает лишь благополучному установлению межличностных взаимоотношений, поскольку нарушает нравственные и этические нормы.
  3. Аутодеструктивное поведение, которое вредит самому человеку. Сюда относят суицидальные наклонности и различные зависимости.

Надежда Майсак дает свою классификацию видов девиации, основываясь на трех показателях: направленности, характере проявления и уровне социального одобрения:

  • По направленности и характеру проявления:
  1. Конструктивная – различные виды творческого проявления.
  2. Аутодеструктивная, которая в свою очередь делится на суицидальную и аддиктивную (зависимости).
  3. Внешнедеструктивная, которая делится на коммуникативную и противоправную.
  • По уровню социального одобрения:
  1. Социально одобряемая и просоциальная (адаптированная к общественным нормам).
  2. Социально нейтральная, которая не вызывает никаких эмоций либо пока не имеет четких критериев оценивания.
  3. Социально неодобряемая, когда поступки однозначно не одобряются общество либо даже наказываются.

Формы девиации

С целью понимания того, какое поведение является антисоциальным, следует выделить конкретные формы девиации:

  • Проституция.
  • Наркомания.
  • Преступность.
  • Алкоголизм.
  • Суицидальное поведение.

Сайт психологической помощи сайт отмечает, что проявление негативных и положительных форм девиации является нормальным. Пока существуют кем-то придуманные нормы, будут возникать различные формы, противоречащие им. Это скорее связано не с желанием протеста, а с потребностью свободно проявлять себя, особенно если только девиантным поведением можно достичь поставленной цели.

В культурных странах существует множество форм девиации, поскольку существует множество норм, правил и законов того, как следует себя вести правильно. А человек не может ограничивать себя, особенно если этому способствуют какие-то факторы. Ярким примером может стать нестабильное положение в стране, когда человек является неудовлетворенным собственной жизнью. В таком случае неизбежны различные девиантные проявления, которые направлены на устранение негативного отношения и ощущений.

Пожалуй, пока не существует такой целостной системы, которая бы полностью исключала девиантное поведение. Пока что люди способны только наказывать антисоциальное поведение. Однако данная мера не помогает полностью исключить девиации.

Профилактикой может стать устранение тех причин, которые приводят к девиантному поведению. Она должна происходить на всех уровнях, а не только в конкретной группе лиц. Это потребует полной перестройки всего общества со всеми мерами его воспитания и программирования.

Причины девиации

Выделить конкретные причины девиации становится невозможным, поскольку существует множество факторов, которые могут подтолкнуть человека к отказу от соблюдения общепринятых правил и переходу к девиантному поведению. Существуют примеры того, как люди росли в благополучных семьях, однако на каком-то этапе отказывались от нравственно-моральных норм и становились преступниками.

Что толкает благополучного человека на совершение разрушительных поступков?

  • Неустроенность жизни.
  • Недовольство собой.
  • Отсутствие желаемых целей.
  • Понимание, что жизнь идет в неправильном направлении. И многое другое.

Довольно часто человек вынужден сначала усваивать общественные нормы, при этом его никто не спрашивает о том, а подходят и нравятся они ему. На каком-то этапе человек может воспротивиться тому, что ему насаждается извне, а не стало следствием его собственных суждений и желаний. В таком случае он может отойти от норм, позволив себе совершать поступки, которые наиболее ему приятны.

Зачастую специалисты выделяют две основные причины девиантного поведения:

  1. Особенности анатомического строения, особенно нервной системы. В данном случае человек уже рождается предрасположенным к определенному поведению.
  2. Особенности строения и формирования психики.

Частыми являются причины, исходящие из взаимоотношений внутри семьи, где рос и воспитывался человек. Девиантное поведение чаще всего наблюдается за теми подростками, детьми и взрослыми людьми, которые росли в неблагополучных семьях, где постоянно происходили конфликты, ссоры, непонимание, ущемление чьих-то прав и пр.

Однако индивид воспитывается не только семьей, но и социумом. А в нем существует множество норм, правил и порядков, которые нередко противоречат друг другу. Когда нет четкого устоя, возникает «аномия общества», то есть отрешенность человека и непринадлежность его к определенной группе. Это заставляет его действовать так, как он считает нужным, а не так, как это принято обществом.

Также следует учитывать тот факт, что в обществе существуют социальные слои, к которым человек может не принадлежать. Недовольство этим также может провоцировать негативное поведение.

Теории девиации

Существуют три основные теории девиации:

  1. Концепция физических типов, чье поведение зависит от физиологических особенностей. Таким образом, поведение человека объяснялось его физическими предрасположенностями, которые формировались с самого детства. Делались в свое время попытки найти конкретные черты внешности, которые бы заранее могли говорить о том, на что способен человек. Однако данная теория не имела успеха из-за наличия противоречащих данных: люди вне зависимости от внешности совершали девиантные поступки того или иного характера.
  1. , который и заставляет человека вести себя асоциально. Внутри каждого человека существует множество личностей, желаний и норм, которые могут противоречить друг другу. В тот момент, когда какая-то сторона выигрывает, человек придерживается того или иного поведения.
  1. Концепция неуспешной социализации индивида в обществе. В данном случае речь идет о том, что если человек не придерживается конформизма (полного подчинения общественным устоям), тогда он ищет другие способы приспособления. Некоторые из них могут быть асоциальными. Они во многом диктуются его желаниями, возможностями и умениями, которыми человек обладает.

Типы девиации

К типам девиации следует отнести следующие:

  • Первичные и вторичные.
  • Психические и культурные аномалии.
  • Культурно одобряемые (положительная девиация) и культурно порицаемые проявления.
  • Индивидуальные и групповые.
  • Делинквентное (устойчивое поведение, нарушающее правовые нормы, но не влекущее ответственность), девиантное (поведение, разрушающее взаимоотношения между людьми) и криминальное (поведение противоправного характера, которое наказывается законом).

Причиной девиации может стать отсутствие реальных возможностей достичь желаемой цели. Человек может стремиться к тому, чего хотят все люди (к любви, богатству, счастью и здоровью). Однако он может видеть, что общество устроено так, что оно не позволяет ему достичь всего этого. В таком случае пробуются девиантные формы поведения.

Если какое-то поведение позволило человеку достичь желаемого, тогда он еще раз его повторит. Если «одобряемые» поступки не помогают, а «неодобряемые» позволяют достичь цели, тогда вторые превращаются в привычку.

Итог

Люди привыкли однозначно плохо относиться к девиантному поведению. Однако поступки все разные, даже если они считаются плохими. Многое зависит от того, в каких условиях они совершаются и каких итогов позволяют достичь. К примеру, человек будет вынужден применить физическую силу, если на него нападают другие люди и угрожают смертью. Хотя применение физической силы в отношении других лиц считается неправильным.

Девиантное поведение нередко позволяет обществу развиваться. Великие ученые не совершили бы своих открытий, если бы не расширили свой кругозор, который давало им общество. Творчество также является формой девиантного поведения, например, рок-группы, играющие в гаражах, носящие кожаные вещи и отпускающие длинные волосы.

Девиантное поведение влияет на продолжительность жизни лишь в том случае, если человек совершает преступные действия, связанные с насилием, физической силой и прочими противоправными действиями. Также девиантными становятся некоторые зависимости и склонность к самоубийству. Прочие виды девиации являются лишь морально-нравственными и не угрожающими человеку.

Девиантное поведением называют прочно устоявшуюся форму поведения с явными признаками отклонения от общепринятых социальных норм. Способно причинить вред индивиду и окружающим. Часто сопровождается дезадаптацией в социуме.

Что можно считать отклоняющимся или девиантным поведением? То, что является ненормальным? Но что будет ненормальным? Сложность диагностирования усугубляется многосторонними взглядами на проблему норму и патологии в различных научных областях. В разных источниках встречаются термины «отклоняющееся поведение», «девиантное поведение» или «расстройства поведения (девиации)». В данной статье будет использоваться в основном термин девиантное поведение. Все эти термины в России тождественны.

Проблема девиаций изучается психиатрами, психологами, философами, педагогами, социологами. Если употребление наркотиков, как форма девиации, вызывает психологическую зависимость, с этим будут работать психологи. Но у наркомана формируется и физическая зависимость, т.е. болезнь – наркомания, это уже сфера медицины.

Но тогда в чем же будет основная проблема наркомана? В психологической зависимости или надо бороться прежде всего с болезнью? Как можно избавить человека от физических страданий, не вникая в его особенности психики? Будет ли ясным механизм патогенеза при одностороннем подходе? Девиантное поведение – это не патология и не сугубо медицинский термин. Так ли уж ненормальны в смысле психического здоровья убийцы или маньяки, наркоманы или алкоголики? Или у них изначально психика с рождения была с «изьяном»? К сожалению, вопросов здесь намного больше, чем ответов.

Отклоняющееся поведение выражает психологический статус личности на оси «социализация-дезадаптация-изоляция» (Е.В. Змановская).

Попытки исследователей поиска чего-то ненормального в отклоняющемся поведении, с последующей рубрификацией в «нормальное» и «ненормальное» по тем или иным признакам, ведут по сути в никуда, они бесконечно спорны. Если учесть, что в разных науках эти понятия могут еще и противоречить друг другу при сравнении. Люди с девиациями могут быть психически здоровыми, а могут иметь серьезные патологии психики.

Что является причинами отклоняющегося поведения? Пока точно неизвестно, но обычно выделяются влияние социальной среды и личностные особенности индивида. Медицинские предпосылки рассматриваются в основном при наличии патологических изменений в психике. Существует несколько подходов в попытках классифицировать девиантное поведение. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся.

Девиантное поведение с точки зрения социологов – это социальное явление. В рамках социального подхода различают следующие девиации:

  • Стремление к совершению преступлений или правонарушений.
  • Чрезмерное употребление алкоголя или алкоголизм как таковой.
  • Зависимость от употребления психоактивных веществ, наркомания.
  • Стремление к совершению самоубийства.
  • Уходы из дома на длительный срок, бродяжничество.
  • Поведение, противоречащее нормам морали, нравственности и этики.
  • Занятия проституцией.
  • Хулиганство.
  • Приверженность к религиозным сектам, доходит до фанатизма.

Юристы считают отклоняющимся поведением все действия, за которые человека можно привлечь к ответственности перед законом. Исходя из степени потенциальной опасности для общества выделяют следующие формы отклоняющегося поведения:

  • Правонарушение – это неисполнение нравственных и правовых норм, требований законодательства о надлежащем поведении человека.
  • Проступки – это уклонение или прямой отказ от выполнения норм и правил, прописанных в различных нормативно-правовых актах (кроме УК РФ), не представляющих серьезной опасности для общества. В виде наказания за проступки предусмотрены меры дисциплинарного или общественного воздействия.
  • Преступления – это самая опасная форма, за действия, трактуемые как преступные, человека привлекают к уголовной ответственности.

В уголовной и гражданской сферах Российского законодательства представлены классификации девиантных форм поведения с точки зрения права. Если возвратиться к социальным аспектам рассмотрения проблемы, то прежде всего нуждается в рассмотрении понятие социальной дезадаптации , так как именно различные формы дезадаптации влекут за собой проявление девиаций.

Дезадаптация – проявление снижения способностей следовать требованиям общества с обязательным ощущением их как личностно значимых, а также невозможность выражать свою индивидуальность при текущих условиях социальной среды.

Социальная дезадаптация проявляется в снижении обучаемости, в постоянных или частых неудачах в семейной жизни, межличностных отношениях с окружающими, сексе, здоровье, частых разногласиях с законом.

В личностных проявлениях дезадаптации рассматривают:

  • Нигилистические взгляды на социальные требования, постоянная оппозиция и протест.
  • Отрицание своей вины даже при очевидных доказательствах, постоянные претензии к окружающим.
  • Постоянное эмоциональное напряжение.
  • Неумение контролировать свое состояние, продуктивно справляться с негативными эмоциями.
  • Низкие коммуникативные навыки.
  • Мыслительные и поведенческие реакции, неадекватные внешним проявлениям (когнитивные искажения реальности).

Очевидными признаками социальной адаптации у детей и подростков будут употребление наркотических средств, алкоголизация, проституция, бродяжничество, частые конфликты с законом, пиромания, сексуальные девиации, интернет зависимость, гемблинг (зависимость от азартных игр), суицидальные попытки, вступление в религиозные секты и т.д.

Медицинский подход

Медицинская классификация девиаций выстроена с обязательным учетом возраста и наличия психопатологических критериев. Поведенческие особенности рассматриваются с точки зрения клинических проявлений и диагностических критериев, соответствующих им.

Медики выделяют следующие поведенческие расстройства: зависимость от химических веществ, нарушения пищевого поведения (неконтролируемое обжорство, булимия, анорексия, депрессии после родов, употребление витаминов или стероидов в излишнем количестве, мании (поджоги, воровство, игры и т.д.), нарушения в сексуальной сфере неорганической природы (вуйаеризм, эксбеционизм, садизм, педофилия и т.д.).

Также группа поведенческих расстройств, свойственных именно подросткам:

  • Проявления агрессивного поведения (значительно превышающие обычное упрямство или несогласие с правилами) дома и в межличностных отношениях с близкими.
  • Несоциализированное расстройство. Такие подростки агрессивно ведут себя с другими детьми, не способны к коммуникции. Из-за этого не могут войти в социальные группы и выстроить нормальные отношения.
  • Социализированное расстройство поведения. Подростки выстраивают взаимоотношения в социальной группе, их в стиле поведения преобладает агрессия.

Также медицина выделяет смешанное расстройство поведения и эмоций (F92) – агрессивное и асоциальное поведение подростков при наличии у них депрессии, тревоги и других аффективных нарушениях. Психиатра в любом случае при диагностике ждут большие трудности, поэтому ему нужно заниматься своим делом – наблюдать и анализировать психические расстройства, аккуратнее использовать свои диагностические критерии при попытках параллельно проникать в смежные дисциплины.

Психологический подход

Е.В. Змановская предложила классификацию, основываясь на виде нарушаемой нормы и последующих отрицательных последствиях девиаций:

  1. Антисоциальное (деликветное) поведение. Сюда включается любая форма поведения (действия или бездействия) несет вред обществу в различной степени вплоть до привлечения к ответственности перед законом. У взрослых проявляется в противоправных и преступных действиях, влекущих за собой уголовную или гражданские виды ответственности. Такие подростки занимаются воровством, грабят, совершают акты вандализма, вступают в драки без особых причин, но дерутся жестоко, легко переступают через закон и нормы морали. Дети от 5 до 12 лет воруют, мучат или издеваются над животными, проявляют недетскую жесткость в отношениях со сверстниками и младшими детьми.
  2. Асоциальное поведение. Это постоянное целенаправленное несоблюдение общественных и морально-этических и нравственных норм, представляющих угрозу межличностным отношениям. Такие подростки и дети рано вступают в половые связи, часто меняют партнеров, занимаются проституцией, склонны и к другим нарушениям в сексуальной сфере (вуайеризм, совращение, эксбеционизм и др.).

Часто именно такие подростки оставляют неприличные надписи и рисунки на стенах, в лифтах. Делают шрамирование, татуировки, тематика определяется включенностью в разные субкультуры. Среди детей такое поведение чаще выражается в уходах из дома, постоянным стремлением ко лжи, злословию, нередки вымогательство, попрошайничество.

  1. Аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение. Выражается в поведении, отклоняющемся от норм медицины и психологии. Примерами служат различные виды зависимостей. Либо такие девианты ищут риска для своей жизни в различных видах деятельности – быстрой езде, экстремальных видах спорта и увлечениях.

Специфика аутодеструктивного поведения заключается во взаимосвязи формы поведения и групповых ценностях. Т.е. поведение подростка может быть продиктовано влиянием социальной группы, в которой он интегрирован. Проявляется в самопорезах, шрамировании, татуировании, патологическом обжорстве или отказе от пищи и стремлении похудеть, употреблении наркотических веществ, компьютерной зависимости. Иногда в суицидальном поведении. У детей как вариант проявляется в табакокурении или токсиокомании. Но аутодеструктивное поведение обычно не характерно для детей.

После рассмотрения различных подходов к рубрикации девиантного поведения можно увидеть много общего между медицинским и психологическими подходами. Но любая классификация является условной. В реальности часто все эти формы девиантного поведения сочетаются в различных вариациях или пересекаются. Поэтому каждый случай рассматривается индивидуально.

Классификация по структуре девиантного поведения

В.Д. Менделевич разделили девиации на индивидуальные и групповые . В первом случае имеются ввиду различные психопатии (расстройства личности) и другие формы поведения, классифицируемые как клинические формы, зависимость от внешних влияний при формировании девиаций отсутствует.

Но чаще мы сталкиваемся с групповыми девиациями. В основе возникновения лежит принцип давления группы и проявления лояльности и толерантности к такому виду отношений. Другими словами, в группе правила обычно молча принимаются всеми и выполняются. Также следует помнить, что подростки склонны к реакции группирования и стремлению соответствовать стандартам этой группы.

Девиации могут быть временными, постоянными, устойчивыми и неустойчивыми . Временные обычно непродолжительные и прекращаются, когда подросток выходит из группы. Постоянные продолжительны и мало зависят от внешних стимулов. В случае с устойчивой девиацией мы будем иметь дело с одной формой прочно устоявшегося вида отклоняющегося поведения. Основной чертой неустойчивой является частая смена девиаций и непродолжительность ее существования.

Можно встретиться со стихийной и спланированной девиацией , структурированной и неструктурированной . Стихийные возникают внезапно и под воздействием эмоций и внешних обстоятельств. Спланированные всегда имеют заранее продуманный план и четко очерчены. При подготовке к ним индивид испытывает удовольствие и эмоциональный подъем. При структурированной все роли заранее расписаны, кто и что делает. При неструктурированной иерархия во взаимоотношениях отсутствует, организация на низком уровне, связи слабые, действия непродуманные.

Различают еще экспансивные и неэкспансивные, альтруистические и эгоистические . При экспансивных девианты вторгаются в жизнь других людей, посягают на их свободу и права – сексуальные девиации, агрессия, аддикция отношений. При неэкспансивном индивид воздействует на себя (пищевые аддикции, спортивные). Эгоистические нацелены на получение удовольствия. Альтруистические направлены на других людей и самопожертвование. Иногда проявляются при некоторых видах суицидального поведения.

Креативность, как позитивная форма девиации

Человек не в состоянии постоянно соблюдать все нормы и правила. Гармоничное развитие личности предполагает активную деятельность, творческую направленность. По мнению В.А. Петровского если его «могут притягивать опасность, неопределенность успеха, неизведанное», то индивид сочетает в себе творческий потенциал, а его поведение можно назвать идеальным. Его действия считаются надситуативной активностью.

Прогресс в науке и культуре постоянно обязывает творческого индивида действовать за рамками клишированного поведения. Его стремления к новым впечатлениям и переживаниям называют поисковой активностью. Это не свойственно обычному рядовому человеку. Ему интересны скорее гарантии стабильности, безопасности. Ему не нужна новизна в чувствах. Он соблюдает все нормы и правила, тем и живет.

Девианты не могут жить в состоянии покоя и стабильности, им всегда нужна острота ощущений и что-то новое. Их поисковая активность в результате носит саморазрушающий характер. В нормальном творчестве удовольствие приносит сам процесс. Получение отрицательного результата говорит исследователю, что нужно искать другие пути. У девианта только одна цель – получение удовольствия от самого результата.

Основой креативности служит дивергентное мышление – способность решать задачи различными способами, постоянный поиск альтернативных решений. Креативное мышление удивительное гибкое. Там, где обычные люди находят одно или два решения, креативные найдут бесконечное множество. Они не привыкли довольствоваться одним решением. Могут легко переходить от одного аспекта проблемы к другому. Такие люди всегда предлагают оригинальные и неожиданные решения, всегда могут смотреть на проблему «под разными углами». Если девианта удается поставить «на путь истинный», то он нередко обнаруживает потенциал к высокому личностному росту и творческое начало.

Коротко о некоторых видах девиантного поведения

Деликвентное поведение. Это противоправное поведение, угрожающее безопасности обществу. Индивид, подверженный этому типу поведния будет деликвентом, а действия, совершаемые им деликтами. В сущности деликвентное поведение направлено против государственных норм и правил, выраженных в законодательных актах.

В психологии деликвентное поведение трактуется как любой противоправное действие, нарушающие общественные устои и порядок и вовсе не обязательно влечет за собой уголовную ответственность и не обязательно является преступлением. Почему одни люди легко соблюдают закон, а другие нет?

Также вспоминаются данные о половых различия при совершении преступления – женщины чаще убивают детей, воруют в магазинах, занимаются проституцией, мужчины чаще крадут, грабят, причиняют телесные повреждения, убивают, угоняют автомобили, совершают сексуальное насилие. Наличием психопатологий совершение противоправного действия или преступления вряд ли можно объяснить. Хотя, этот вопрос открыт для обсуждения.

Зависимое поведение (аддиктивное). Является серьезной социальной проблемой уже многие годы. Из-за него может быть утрачена полностью или частично работоспособность, ухудшается финансовое и социальное положение, проблемы в семье, личных отношениях, сексе, провоцирует совершение преступлений. Самыми часто встречающими объектами зависимости являются психоактивные вещества, в том числе алкоголь, пища, игры, секс, интернет, покупки, религия, религиозные секты.

Степень выраженности различная – иногда внешние признаки отсутствуют, порой возможны биологическая и психологическая зависимости, серьезные нарушения социальной адаптации или даже изоляции, а также признаки психопатологий. Все виды аддикций могут сочетаться друг с другом или переходить из одной формы в другую. Аддикция как процесс циклична.

Суицидальное поведение. Суицид – это самоубийство, т.е. осознанное лишение себя жизни. Является ли суицидальное поведение патологическим? Вряд ли. В наши дни этот вид поведения не рассматривается как признак психического заболевания. Обычно это поведение психически здорового человека. Разумеется, есть и другие точки зрения.

Суицидальное поведение – это действия человека, направленные на самоубийство или на представление самоубийства. В его структуре выделяют непосредственно суицидальные действия и суицидальные проявления (мысли, чувства, высказывания или намеки). Выделяют истинный суицид – когда человек целенаправленно лишает себя жизни, но этому предшествует депрессивные состояния, подавленное настроение. Окружающие часто даже не догадываются о происходящем. Демонстративный суицид – не связан с истинным желанием уйти из жизни, направлен на привлечение внимания к себе, смерть наступает только случайно. Скрытый суицид – занятия экстремальными видами спорта, желание служить в «горячих» точках, иная деятельность, связанная с постоянным риском для жизни. Суицидальное поведение больше распространено среди подростков и взрослых. У детей это проявляется редко.

Агрессия не является отдельной формой девиантного поведения. Но она тесно связывается с различными формами девиаций за счет деструктивности (разрушительности), которая в свою очередь является признаком девиантного поведения. И все формы девиантного поведения – деликвентного, зависимого или суицидального обязательно несут в себе агрессию, направленную либо на себя, либо на окружение.

Пример девиантного поведения:

Андрей Г., 21 год. С 10 лет воспитывается в детском доме. Отец умер в тюрьме, когда Андрею было 12 лет, был осужден за грабеж. Мать лишена родительских прав, ведет асоциальный образ жизни, страдает от алкоголизма. Андрей характеризуется как слабохарактерный и ведомый подросток. Легко поддается чужому влиянию, курит сигареты с 11 лет, сформировалась зависимость от табакокуреия через 4 года (по мнению наблюдающего психиатра). Алкоголь употребляет эпизодически. Неоднократно замечен в употреблении так называемого «спайса» и курения марихуаны. К воспитательным беседам относится спокойно, с насмешкой. Говорил откровенно не один раз, что хочет сесть в тюрьму, считая, что это поднимет его авторитет среди сверстников. В состоянии алкогольного опьянения совершил кражу велосипеда. Который впоследствии продал. Не проявлял никакого интереса к учебе, часто прогуливал школу. Легко ввязывается в драки с посторонними при малейшем затрагивании его интересов.

С трудом окончил 9 классов. В ПТУ был отправлен практически насильно. Физически развит хорошо, некоторое время увлекался паркуром, неоднократно показывал свои достижения перед другими воспитанниками детского дома, прыгал с крыши гаражи с попутным «сальто», постоянно стремился к риску, забирался на высокие ограждения или крыши и оттуда прыгал. У Андрея были неоднократные переломы.

Среди сверстников особенным уважением или авторитетом не пользовался, но они его и не отвергали. Покинув детский дом в 18 лет уже через полгода был осужден за распространение и продажу наркотических веществ. Через 1,5 года был выпущен на свободу. Но буквально еще через полгода осужден вновь, на этот раз за разбойное нападение в группе лиц. Никакого сожаления к сделанному не испытывает. Считает, что очередное заключение только добавит остроты жизни, как он признался, так как на свободе жить ему скучно. Интересы молодого человека заужены, ценность собственной жизни внешне отрицается. Профилактические меры, в том числе психотерапия, никакого положительного воздействия не оказали.

Здесь наблюдается зависимость от табакокурения, есть признаки деликвентного поведения. Интерес к жизни практически отсутствует, склонность к неоправданному риску жизнью и здоровьем. Необходима комплексная терапия.

Тесты на выявление различных форм девиантного поведения

Для выявления форм девиаций можно использовать тесты. Но следует осторожно относиться к их результатам. Они не являются очевидным диагностическим критерием. Скорее, только как способ подтвердить свои подозрения. Для выявления химической зависимости или алкогольной можно использовать тест RAFT. Тест на алкоголизм университета штата Мичиган (MAST), выявляет ранние стадии алкоголизма. Тест Фагерстрёма – определяет степень зависимости от никотина. Способы тестирования выбираются в зависимости возраста, пола и поведения.

Профилактика девиантного поведения

Она выстраивается на уровне социальной политики государства. Должна проводиться начиная с раннего детства во всех сферах организации профилактики – социальном, правовом, психологическом, педагогическом.

Формы психопрофилактической работы:

  • Воздействие на общество и социальную среду в целом. Объект работы – семья, класс (или иная социальная группа), отдельный индивид. Воздействие на формирование негативного мнения о девиантном поведении. Использование социальной рекламы как способа воздействия. Положительное влияние медийных средств информации, выбор грамотной политики средств массовой информации.
  • Информирование. Чтение специальной литературы, проведение лекций, бесед. Информация должна быть дифференцирована по полу, возрасту и иным характеристикам. Отказ от преобладания запугивающей информации.
  • Обучение навыкам успешной коммуникации через тренинги и коллективные занятия.
  • Организация замещающих вариантов деятельности девиантному поведению. Сюда включают воспитание устойчивых интересов к социально одобряемым формам деятельности. А также положительно влияющих на самооценку и развитие личности (спорт, искусство, познание).
  • Забота о своем здоровье, как стиль поведения и жизненная позиция. Человек должен осознавать значимость своего здоровья, нести за это ответственность и стремиться к гармонии с окружающим миром и самим собой.
  • Личностный рост. Это тренирует невосприимчивость к негативным воздействия и улучшает адаптационные возможности индивида.
  • Уменьшение негативных последствий от уже возникших девиаций, недопущение рецидива.

Разумеется, профилактика должна быть комплексной, последовательной, дифференцированной и своевременной.

Ни одно общество не способно заставить всех своих индивидов все время действовать в соответствии со своими нормами, другими словами, в любом обществе существует девиантное поведение.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам. Девиация приобретает разнообразные формы. Террористы-преступники, отшельники, аскеты, хиппи, грешники и святые – все это отклонения от принятых в обществе норм.

Признаки девиантного поведения

1) Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

«Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

Преступность

Алкоголизм

Наркомания

Самоубийство

- «преддевиантный синдром» - комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

  1. аффективный тип поведения;
  2. семейные конфликты;
  3. агрессивный тип поведения;
  4. ранние антисоциальные формы поведения;
  5. отрицательное отношение к учебе;
  6. низкий уровень интеллекта.

Формы отклоняющегося от нормы поведения.

Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения (вплоть до вооруженного воздействия) в отношении других субъектов (классов, социальных и других групп, индивидов) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания прав и привилегий, достижения других целей.

Формы проявления насилия разнообразны.

  • Физическое насилие
  • Психическое насилие
  • Сексуальное насилие
  • Эмоциональное насилие

Наркомания, токсикомания

Абстиненция - это состояние, возникающее в результате внезапного прекращения приема (введения) веществ, вызывающих токсикоманическую зависимость.

Пьянство трактуется как неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному, сопровождающимся социально-нравственной деградацией личности.

Одной из форм антисоциального поведения, направленного против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.

Все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступление - это наиболее опасная форма девиантного поведения человека, выражающая конфликт в форме антагонизма между индивидуальными, групповыми и общественными интересами.

Правонарушения в форме проступка проявляются в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве. Проступки регулируются нормами различных отраслей права: административным, гражданским, трудовым и др.

Преступность является одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества.

Для коррекции нарушений поведения детей среднего школьного возраста необходимо определить тип и причины нарушения поведения, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности детей,

Возрастные особенности детей 13-15 лет

Важность данного периода в жизни человека объясняется тем, что в это время закладываются основы моральных и социальных установок личности.

1) происходят многочисленные качественные сдвиги, которые носят характер ломки прежних: особенностей, интересов и отношений (эта ломка происходит чаще всего бурно, неожиданно, скоротечно);
2) изменения в этом возрасте сопровождаются:

а) субъективными трудностями подростка (внутренние переживания, сумятица, физиологические трудности),
б) трудности для родителей и педагогов в воспитании подростков (упрямство, грубость, негативизм, раздражительность и т. д.).

Психологи называют этот возраст – «время 5 НЕ»

НЕ хотят учиться как могут.
НЕ хотят слушать советов.
НЕ убирают за собой.
НЕ делают домашние дела.
НЕ приходят вовремя.

Биологический фактор в развитии подростка.

В это период происходят следующие сдвиги: эндокринные изменения, скачок в росте, перестройка моторного аппарата, дисбаланс в росте сердца и кровеносных сосудов (сердце растет быстрее, чем кровеносная система в целом и это приводит иногда к сбоям в середечно-сосудистой системе).
Как следствие:
- формируется половое влечение,
- резкие изменения состояний, реакций, настроения (неуравновешенность, раздражительность, возбужденность, периодическая вялость, апатия, астеничность – слабость),
- неловкость, угловатость, недостаточная координация движений, суетливость, бурное и непосредственное выражение эмоций.

Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Общение – это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес у подростков ко всему только не к учебной деятельности.

Половые отличия в общении:
- мальчики менее общительны,
- девочки тянутся к мальчикам старше себя.

Эмоции и чувства подростка.

Эмоциональная сфера имеет колоссальное значение в жизни подростка. Разум отходит на второй план. Симпатии к людям, учителям, учебным предметам, обстоятельствам жизни складываются исключительно на волне эмоций как негативных, так и позитивных. В этом возрасте они любят «купаться» в собственных эмоциях – печали, одиночества, гневе, чувстве вины, эйфории. Подростки исключительно бурно и непосредственно выражают свои эмоции, часто бывают исключительно несдержаны.

Взаимоотношения с взрослыми.
а) происходит «отчуждение» от взрослых: меньше близости и доверия в отношениях с родителями, заметно стараются не участвовать в семейных делах;
б) демонстративность поведения: скандалы, капризы, грубость по отношению к взрослым. Все это – скрытое требование признать их взрослость и права. Подросток понимает, что его взрослость еще зыбкая, но через демонстративность компенсирует эту неуверенность.
в) отстаивание справедливости. Подростки в повседневной жизни обличают взрослых в несправедливости – взрослые требуют то что сами не выполняют. Это связано с тем, что в этом возрасте нравственное развитие приобретает новый смысл, выходящий за рамки реальной жизни (справедливость, любовь, дружба, искренность). Выход из этой ситуации для родителей – не пассивно соглашаться с претензиями детей, а выражать и аргументировано отстаивать собственную позицию.

Девиантным человек становится постепенно. Основными этапами

становления девиантного поведения являются:

Возникновение противоречия между социальными нормами и личностью;

Проявление несогласия, отрицание социальных требований ребенком;

Проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т.д.);

Рецидивы противозаконных действий;

Накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганство, проституция и др.);

Включение в группу с асоциальным поведением;

Нарушение законов;

Совершение преступления

Семья, как фактор негативного формирования личности:

а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение;

б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.

Эти негативные факторы влияния семьи способствуют созданию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям, побуждают его стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне его. В этих условиях формируется категория «детей улицы», безнадзорных и беспризорных.

Этому способствуют: агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, нежелание общаться с ним (ними); переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на дедушку и бабушку без соответствующей их поддержки (с возрастом пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходимое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их безнадзорности); недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.

Факторы средового (улицы, города, «стаи» и пр.) воздействия на человека в процессе его развития.

Негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.

Отрицательное влияние ближайшего окружения, и прежде всего антипедагогическое поведение родителей, взрослых, сверстников и пр.

Негативное влияние средств массовой информации, особенно телевидения, видеопродукции.

Имеются и другие средовые факторы, отрицательно сказывающиеся на воспитание человека.

Д. Недостатки в воспитании ребенка:

а) ошибки семейного воспитания;

б) тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующие формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные сложности в критической ситуации;

в) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе;

г) негативные нравственные ориентиры воспитания;

д) научение ребенка определенным негативным моделям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих условиях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, «примерять на себя» различные виды деятельности.

Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, которые выступают своего рода «учебниками» различных форм преступной деятельности;

е) средовые отрицательные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товарищеское окружение, нарушающему дисциплину и пр. Такие ожидания, часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к правонарушению;

ж) приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм;

з) отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, семьи, школы и административных органов по работе с детьми и подростками и пр.;

и) недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде).

Негативная личностная позиция самого ребенка:

а) отклонения в самооценке подростка: завышенная - ведет к возникновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная - рождает неуверенность в себе, поведенческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее

в коллективе, сдерживает самовыражение;

б) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше;

в) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и соперничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое соперничество. Эти потребности, их направленность в подростковом возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактивности;

г) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потребности и активного желания самоисправления;

Описав основные группы факторов, обусловливающих формирование негативного, отклоняющего поведения детей, необходимо определить и наиболее важные направления педагогической деятельности по их профилактике и преодолению.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии