Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Некоторое время назад я задавал примерно такой же вопрос нейропсихологу, доктору психологических наук . Привожу выдержки из ее ответа:
Да, оба полушария мозга имеют разные стили работы. Да, у взрослых и детей имеются индивидуальные различия, и, в частности, они могут предпочитать разные стили работы. Но что, как правило,не учитывается в популярных изложениях принципов работы мозга – это изменчивость функциональных систем мозга, его пластичность, вероятностный характер психического развития. Близкие результаты могут быть получены разными средствами.
Так, нейропсихологическое исследование одаренных школьников, имеющих высокие достижения в математике, показало, что среди них есть как выраженные правши, так и левши и амбидекстры (люди без выраженного предпочтения правой или левой руки). При этом правши чаще всего проявляли высокие волевые качества и упорство в решении задач, а левши и амбидекстры (особенно с разным предпочтением глаза и уха) часто отличались повышенным уровнем тревожности, интроверсии и астеничности (Ж.А. Лукьянчикова, 2006). Опытный нейропсихолог говорит лишь о тенденциях в проявлении эмоционально-волевых качеств, она не делит школьников на левополушарных и правополушарных и подчеркивает, что дети в обоих концах континуума левшества-правшества могут быть успешными математиками. Это миф, что можно определить по одному тесту доминирование того или иного полушария и связанную с ним специфику когнитивных и эмоциональных процессов, профессиональные и личностные предпочтения.
В чем же специфика работы левого и правого полушария у взрослых? Ученые отмечают, что моторные и сенсорные (воспринимающие информацию) области больше представлены в левом полушарии, ассоциативные зоны - в правом; и что в левом полушарии наблюдается преобладание внутрирегиональных коротких связей, а в правом – длинных межрегиональных. Эти особенности полушарий определяют, что задачи межсенсорной интеграции лучше решает правое полушарие, а левое хорошо справляется с задачами, требующими точности движения или восприятия.
Двум полушариям соответствуют две стратегии переработки информации: аналитическая (последовательная) у левого полушария и холистическая (параллельная) – у правого. Это объясняет, почему правое полушарие успешнее решает новые и хорошо упроченные (автоматизированные) старые задачи, а левое полушарие – новые варианты старых задач, предъявляющие требования к компактности хранения и точности извлечения из памяти.
Еще один миф связан с тем, что правое полушарие начинает работать сразу с момента рождения, а левое, якобы, развивается постепенно. Не работающие нервные клетки не получают достаточно питания и погибают, так что весь мозг работает с самого начала. Что же касается разных стратегий работы, то ученые спорят, когда в полной мере актуализуются эти стратегии, но ясно, что предрасположенность к ним закладывается до рождения. Близкий к предыдущему миф говорит, что за доминированием в раннем детстве правого полушария следует доминантность правого. Исследования электрической активности мозга свидетельствуют о циклических сменах доминантности. Смены доминантности можно проследить на примере развития речевой функции.
Как известно, у взрослых правшей доминантно по речи левое полушарие (у амбидекстров и левшей речевые функции распределены между левым и правым полушарием). Однако интонация и смысловая цельность высказывания зависит от функций правого полушария. У новорожденного звуки речи вызывают большую активацию левого полушария, а звуки музыки, интонационный контур фразы – правого. Эти данные интерпретируют как свидетельство генетической предрасположенности левого полушария к обработке быстрых акустических изменений, в частности, звуков речи, и правого – к изменениям более длинных сигналов. У детей 13-17 месяцев различия в мозговой реакции (связанные с событиями потенциалы) на знакомые и незнакомые слова были двусторонними с несколько большей активацией справа. К 20 месяцам различия обнаруживались только в левом полушарии. Более того, 20-месячные дети со словарем более 150 слов обнаруживали четко локализованный левополушарный ответ, дети же со словарем менее 50 слов давали более диффузный ответ. Отсюда был сделан вывод, что быстрый рост словаря («лексический взрыв») предполагает левополушарный сдвиг доминантности для этой функции. У детей 28-30 месяцев слова открытого класса (существительные, глаголы) и закрытого класса (служебные слова) производили разный эффект, но он был симметричным. Дети 3 лет обнаруживали преобладание левосторонней активации при предъявлении служебных слов. При этом опять дети с более богатым словарем были более похожи по картине ВП на старших детей, чем дети с менее богатым словарем. На основании этих данных исследователи предполагают, что приобретение первых 50 слов по одному, а позднее такое же освоение словосочетаний и синтаксических конструкций (item-based) идет с активным участием правого полушария. Напротив, выведение правила и его применение идет с участием левого полушария (подробнее см. Ахутина и др., 2013).
Узнав, что вы левша, люди начинают проявлять к вам несколько повышенный интерес, нежели к привычным представителям праворукого мира. По статистике, левши составляют примерно 20% населения планеты. До сих пор ученые не могут дать точного объяснения, почему одни люди владеют лучше правой рукой, а другие - левой.
Отмечается, что левшам жить труднее, так как все в мире рассчитано на правшей,
и потому левшам часто приходится учиться владеть и правой рукой. Именно поэтому левши чаще попадают в неприятные ситуации, а вовсе не потому, что это люди с какой-то аномалией
, как почему-то считают некоторые люди.
Как работают полушария мозга.
Если бы мы могли извлечь мозг из черепной коробки, мы бы увидели, что он состоит из двух почти одинаковых полусфер. Эти полусферы связаны мостом, состоящим из миллионов нервных волокон, - так называемым «корпус коллосум»- Этот мост позволяет полушариям мозга общаться друг с другом.
Чтобы работать в полную силу, каждое полушарие должно иметь возможность в первую очередь анализировать свой собственный вклад. Обмен информацией со вторым полушарием через этот самый мост происходит только тогда, когда большая часть процесса обработки информации уже проведена.
Так как каждое полушарие может работать самостоятельно, человек способен обрабатывать два потока информации одновременно. А затем мозг сравнивает и объединяет эту информацию, чтобы обрести более широкое и глубокое понимание изучаемого материала.
В начале 1960-х годов американский психиатр Роджер Сперри продемонстрировал, сначала на животных, чей «корпус коллосум» был поврежден, а потом и на пациентах (которым повреждали «корпус коллосум» для того, чтобы попытаться излечить их от эпилепсии), что каждое полушарие мозга приобрело в процессе эволюции специфические функции и совершенно независимо от противоположного полушария обладает своими собственными ощущениями, восприятием, идеями и мыслями.
Сперри продолжал свои эксперименты и в 1981 году получил за свои работы в этом направлении Нобелевскую премию по медицине. Его группа смогла установить еще многое относительно того, как каждое полушарие специализируется на выполнении определенных задач.
У большинства людей левое полушарие мозга занимается анализом, работает в режиме последовательности и логики и управляет языковыми функциями, приобретением академических знаний и рациональностью.
Правому же полушарию свойственны творческое мышление и интуиция, именно в нем, как правило, рождаются идеи произведений искусства и музыкальных произведений.
Функции левого полушария мозга.
- логика
- сознательное мышление
- внешнее осознание
- методы, правила
- письменная речь
- работа с числами
- рассуждения
- способности к науке
- агрессивность
- последовательность
- словесное мышление
- интеллект
- анализ
Функции правого полушария мозга.
- целостность
- интуиция
- подсознательное мышление
- внутреннее осознание
- творчество
- идеи
- трехмерные формы
- воображение
- музыка, искусство
- пассивность
- параллельность
- практическое мышление
- сенсорика
- синтез
Следует помнить, правое полушарие головного мозга управляет левой стороной тела и наоборот. То есть у левшей преобладает правое полушарие мозга, а не левое, как ошибочно принято считать.
Хотя у тех или иных людей одно полушарие может заметно превалировать над другим, это не значит, что у этих людей доминируют все функции данного полушария, потому что никто не является полностью только «правомозговым» или «левомозговым» существом.
Почему правшей больше.
Любопытную гипотезу о том, почему большинство из нас пользуется преимущественно правой рукой, выдвинул швейцарский доктор П. Ирвин. Изучая действие различных психоактивных медикаментов на энцефалограмму, Ирвин обнаружил, что у левшей, входивших в число его подопытных добровольцев, эти средства действовали на мозг сильнее, чем у правшей.
Отсюда и гипотеза Ирвина. Он предположил, что среди наших далеких предков были поровну представлены особи, предпочитавшие действовать левой или правой рукой. Человек тогда еще только начинал познавать окружающий его мир диких растений. Среди этих растений было немало ядовитых, токсины которых действуют на центральную нервную систему. Левша, съевший дозу ядовитых плодов или корней, погибал, так как его мозг больше подвержен действию нервных ядов. Правши выживали. Таким образом, наша праворукость - результат естественного отбора, действовавшего на заре истории человека, а никак не признак «нормальности».
Надо ли переучивать левшей.
Ошибочное мнение о том, что левша не совсем «нормален», иногда толкает родителей на насильственное «переделывание» ребенка-левши. Еще не так давно во многих школах детей-левшей переучивали писать правой рукой. Нужно понимать, что идти против природы, вмешиваясь в деятельность мозга, очень опасно. Это не только травмирует психику ребенка, но и может привести к следующим печальным последствиям:
- капризности;
- негативизму (восприятию окружающего мира в «мрачных тонах»);
- энурезу;
- трудностям произношения;
- нелюбви к чтению;
- заиканию;
- задержке навыков рисования, двигательной пластики.
Cтоит упомянуть, что левшами были: Тиберий, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Жанна Д"Арк, Наполеон, А.С. Пушкин, Лев Толстой, Ф. Шопен, Чарли Чаплин, Пабло Пикассо, Льюис Кэрролл и многие другие великие люди. Кстати, именно Левша подковал блоху!
Существуют и люди, между обоими полушариями мозга которых существует тот благодатный паритет, когда ни одно из них явно не превалирует над другим.
Но, хотя это, несомненно, большое преимущество, это не значит, что такие люди могут полностью успокоиться. Одним из побочных эффектов равновесия между полушариями является тот факт, что такой человек сильнее других может конфликтовать с определенно установленным доминированием. Иногда будет возникать конфликт между тем, что он чувствует, и тем, что думает, и этот конфликт может сказаться на его подходе к проблемам и его интерпретации информации.
Но тут есть и положительные стороны. Одно из преимуществ баланса между обоими полушариями со стоит в том, что, решая какую-либо задачу, можно одновременно и видеть картину целиком, и рассматривать ее основные детали. Например, архитектору, для того чтобы превратить идею в воспроизводимую реальность, необходим баланс между творчеством и логикой и детализированием.
Люди, чьи полушария работают сбалансированно, пользуются тем преимуществом, что благодаря огромной лабильности своего мозга обладают способностью добиваться успеха во многих областях деятельности. Если оба полушария головного мозга человека работают в унисон, мыслительный и познавательный процессы идут значительно легче и результативнее.
Как синхронизировать работу полушарий.
Для нас очень важно, чтобы полноценно работали оба полушария мозга.
И логика, и интуиция, имеют одинаковое значение для жизни человека. Однако система образования западного мира в общем и целом направлена на развитие аналитических способностей левого полушария за счет недоразвития творческих способностей правого.
Пройдите простой тест:
Сложите кисти рук в «замок». Теперь посмотрите внимательно,: пальцы какой руки у вас сверху? Вы сейчас проделали это автоматически - так, как вам удобно, привычно. А теперь сложите руки наоборот: если сверху были пальцы правой кисти, то теперь, пусть будут левой. Ощущение появившегося неудобства и дискомфорта говорит о том, что одно из полушарий несколько более развито, чем другое.
Каждая рука связана со своим полушарием мозга и служит индикатором его деятельности.
Развить функции «отстающего» полушария можно с помощью простого упражнения.
Если вы правша, старайтесь делать все повседневные дела с помощью левой руки: держите вилку, чистите зубы, расчесывайтесь и, конечно, учитесь писать. Сначала обычные действия будут даваться вам с трудом, и правая рука будет перехватывать инициативу. Но постепенно навыки улучшатся, что положительно скажется на ваших способностях в целом. Включая левую руку в работу, вы будете активизировать работу правого полушария и, соответственно, его творческие функции.
Все человечество можно разделить на множество групп, используя разные критерии: нацию, религию, цвет кожи, половые признаки, на любителей чая или кофе и так далее. Еще одно существенное различие, которое поделило всю человеческую расу на два лагеря - это доминантная деятельность правой или левой руки. Чем левша отличается от правши? Попробуем разобраться.
Знаменитые левши
Левшами были такие выдающиеся личности, как Юлий Цезарь, А. Македонский, У. Черчилль, оба Буша, Б. Обама, Л. да Винчи, А. Эйнштейн, Н. Тесла, И. Ньютон, П. Пикассо, многие актеры кино.
Несколько фактов про левшей из истории
Попросту говоря, одни люди являются левшами, другие - правшами. Чем левша отличается от правши - это очевидно, исходя из самих терминов. Однако, помимо наглядных отличий, существуют еще и те, которые не видно невооруженным взглядом. Например, у левшей более развито правое полушарие мозга, отвечающее за пространственное мышление и память.
И действительно, многие творческие люди "леворукие". В давние времена сильно обращали внимание на то, чем левша отличается от правши.
Кстати говоря, на протяжении веков одни народы уважали таких людей, другие, наоборот, всячески их дискредитировали. Так, в Древней Греции они были в почете, так как им приписывали ни больше ни меньше - родство с богами, и считалось, что такие люди приносят удачу. Подобные верования преобладали в Индии и Китае.
Средневековая Европа не отличалась особой толерантностью, поэтому здесь левшей подозревали в сговоре с дьяволом, обвиняли во всех смертных грехах и подвергали страшным пыткам. Те, кто выжил, развили у себя поразительную ловкость и приспосабливаемость, качества, кторые начали передаваться по наследству и сделали левшей лишь сильнее.
Судьба левшей в 20 столетии
В начале и середине 20 столетия отказались от столь радикальных методов и с малых лет ребенка просто переучивали, то есть вырабатывали привычку больше задействовать правую руку. Подобный пример хорошо описан в романе ""Поющие в терновнике"", где главная героиня, маленькая Мэгги, подвергалась подобной практике.
Этому было вполне разумное объяснение. Практически вся сельскохозяйственная и военная техника собиралась под правшей. Левшам просто тяжело было бы приспосабливаться к ним в более позднем возрасте.
Позже психологами было доказано, что навязывание левшам противоречащих их природе навыков негативно сказывается на психологическом и физическом самочувствии. По мнению других авторитетных исследователей, в процессе подавления своей естественной природы они теряют и свои уникальные способности.
Различия между левшами и правшами
Чем отличаются левши от правшей - становится видно с раннего возраста. Больше половины левшей обладают более быстрыми темпами развития, по сравнению со своими праворукими одногодками. Процент людей с задатками гениальности среди левшей значительно выше.
Давно доказано, что это качество передается по наследству, начиная со второго и далее поколений. У одних и тех же родителей дети могут быть разными.
Левша и правша: отличия
Интересный факт, основанный на исследовании: на тысячу правшей рождается один левша. Есть и другие любопытные наблюдения:
Не все открыто признаются, но анонимный опрос выяснил, что у почти 68 процентов правшей среди 1000 опрошенных левши не вызывают доверия, и у них нет желания заводить с ними более близкие отношения.
В бывшие времена на территории некоторых стран левши предпочитали заключать брачные союзы с себе подобными, чтобы их потомки также обладали данной особенностью. Это было связано со сказочной теорией, которая гласила, что леворукость означает наличие у человека божественных генов.
Левши быстро осваивают и адаптируют под себя все необходимые им технические приспособления.
Несколько фактов о левшах
Можно выделить несколько пунктов о том, чем отличается левша от правши, в чем разница между ними:
У левшей более развито правое полушарие мозга. У правшей, соответственно, наоборот. В первом случае это креативность, эмоциональность, впечатлительность, резкая смена настроения, развитая интуиция; во втором - логическое мышление, способности к математике и другим точным наукам. Оба полушария осуществляют контроль за движениями тела, но делают это перекрестно.
Многие спортсмены являются левшами. Это касается различных единоборств, бокса, фехтования, где они отрабатывают удобную им и проблематичную для соперника тактику.
Каждый пятый выдающийся человек - левша. Проводили исследование: "левым" и "правым" предлагали решить одну и ту же задачу. Левши справлялись быстрее и почти всегда находили больше вариантов решения.
В сложных обстоятельствах правши действуют более оперативно, однако левши находят оригинальные выходы из положения.
Переученные леворукие люди при возврате к своим природным данным могут вернуть и свой ""божественный дар"".
Есть и обратная сторона. Многие психически больные, известные серийные убийцы, маньяки и насильники являлись левшами либо проявляли скрытую "леворукость".
Тесты: как определить левшу в ребенке
Существует несколько способов определить принадлежность новорожденного к той или иной группе. Если в течение первых недель жизни младенец, лежа на спине, поднимает левую руку вверх, плотно прижав правую к себе - он левша. В первые три дня после рождения ребенок преимущественно наклоняет голову вправо - он правша, влево - левша.
Для более старших детей достаточно понаблюдать за их повседневными действиями: какой рукой держит расческу, столовые приборы, какую руку протягивает, чтобы что- то взять. Вывод сделать очень легко.
Дети-левши
Стоит упомянуть, что существует еще третий вид людей, который называется амбидекстры. Это люди, в равной степени владеющие как правой, так и левой рукой. Это очень редкое явление, которым владеют менее 1 процента человечества.
Вот чем отличается левша от правши в юном возрасте, так это упрямством и хорошо развитой мелкой моторикой. Не удивляйтесь, если ребенок-левша в трехлетнем возрасте рисует лучше, чем это делали вы в старших классах, поет мелодичнее, чем соловей, и проявляет интерес к игре на музыкальных инструментах.
Доверчивость, можно даже сказать наивность, - вот чем отличаются левши от правшей. Бывает, что такие дети позже начинают разговаривать и имеют затруднения в произношении определенных звуков.
Психологи утверждают, что для формирования полноценного и здорового развития у детей-левшей необходимо создать для них обстановку любви и понимания. Не указывать на неаккуратность, что поначалу у них проявляется, а также не сравнивать с другими детьми. Ребенок не должен чувствовать себя изгоем из-за своей врожденной особенности. Задача родителей - привить таким детям самоуважение и помогать осваивать окружающие вещи в их собственном ритме.
Способность стойко выносить трудности - вот чем левша отличается от правши. Возможно, эта черта характера была унаследована ими от предков, подвергавшихся различного рода дискриминациям.
Последствия неправильного обучения левшей
Конечно же, не все так просто и очевидно. Не надо сразу вешать ярлыки на людей исходя из того, какая у них рука ведущая. Практически все специалисты в области образования и развития личности в один голос заявляют о вреде переучивания левшей. Ведь в дальнейшем это может привести к нарушению режима сна и бодрствования, вызвать расстройства пищеварения, частые мигрени, болевые ощущения в правой руке и много других отступлений от нормы.
Чем отличаются левши от правшей? Список этот большой. Но не следует забывать, что способность писать той или иной рукой - далеко не самое главное качество человека.
Отличие левшей от правшей довольно многогранно, но в целом их поведение может нести в себе много общего.
Правое полушарие «ассоциативное». У левшей развита интуиция. Они постоянно тесно контактируют со своим подсознанием, поэтому у них развиты творческие способности, ведь именно бессознательное обрабатывают всю воспринимаемую человеком информацию. Если уметь к нему прислушиваться, оно точно подкинет самую невообразимую и гениальную идею. Это ответ на вопрос, почему среди левшей было так много .
Немного статистики
Левши в мире правшей
Ученые выдвигают несколько гипотез о том, почему же правшей больше, чем левшей: это и естественный отбор, и изначальная предрасположенность. Вот самая убедительная из них: левая половина мозга стала резко преобладать над правой в тот момент, когда человек овладел речью и мышлением. Случилось это в незапамятные времена, когда первобытные люди жили в пещерах, охотились на диких зверей и выживали любыми способами. На древних рисунках времен позднего палеолита человек уже изображается с копьем-металкой или дубинкой в правой руке.
Естественно, что орудия труда изготавливались под нужды большинства. Хозяйство и быт формировались таким образом, чтобы им занималась основная часть человечества — праворукая. Так строился жестокий мир правшей. Для леворуких детей он был суров и беспощаден. В Средние века матери из страха пеленали и фиксировали левую руку младенца, пока занимались кормлением грудью. Леворукий ребенок становился не только бесполезным для общества, но и опасным. Во время покоса пшеницы крестьянин–левша мог ранить другого работника серпом или сломать пилу, работая в паре. Девушкам–рукодельницам тоже приходилось несладко, многие навыки требовали активного использования правой руки.
Слово «левый» ассоциировалось с чем-то плохим, негативным. В Испании Дьявола считали левшой. На иконах с изображением страшного суда грешники обязательно рисовались с левой стороны от Христа. При Петре Первом свидетелями в суде не допускали кривых, рыжих и леворуких.
В XXI веке в цивилизованных странах создают удобные условия для жизни леворуких людей. Выпускаются предметы бытового назначения для левшей, и даже изготавливаются рабочие станки, машины и прочая серьезная техника.
Исторические исключения
На греческих вазах встречаются изображения воинов-левшей: они держат щит правой рукой, а меч – левой.
В армии Александра Македонского существовал отряд блестящих воинов из 700 человек. Все они были левшами и назывались «Левой дивизией».
У египтян войти в дом с левой ноги было хорошей приметой.
Леворукость считалась большим счастьем у инков.
У эскимосов принято с почтением относиться к каждому левше, потому что он носитель колдовской силы.
Как определить главное полушарие
Определить, левша или правша ребенок, можно только с 1,5-2 лет. До этого возраста детям свойственна «оберукость». Они используют то одну, то другую руку в разные промежутки развития, их длительность от 1 до 3 месяцев. С двух лет понять, какая рука будет ведущей, уже несложно. Понаблюдайте за ребенком, какой рукой он рисует, играет, причесывается, одевается, кушает.
Для детей старшего возраста и взрослых подойдут следующие тесты, которые помогут определить главное полушарие:
Сложите руки на груди в позе Наполеона. Какая из них сверху? Левая рука — преобладает правое полушарие, а если правая – левое.
Переплетите пальцы рук. Большой палец, оказавшийся сверху, покажет, какое полушарие доминирует. Закономерность та же, что и в предыдущем тесте.
При прыжке человек отталкивается от земли ведущей ногой. Попрыгайте.
Чтобы определить ведущий глаз, выберите предмет и укажите на него карандашом или ручкой. Сфокусируйтесь на цели двумя глазами. Закройте левый, затем правый. Ведущий глаз тот, при зажмуривании которого цель смещается сильнее.
Левши и правши различия
Леворукие люди впечатлительны и эмоционально возбудимы, они сильно и глубоко переживают негативные события в своей жизни, легко обижаются. Левшам свойственна повышенная капризность.
Левши подвержены влиянию и настроению окружающих больше, чем правши.
Левшам свойственна затрудненность в произношении некоторых звуков и сложности с речью. Часто у них возникают проблемы с написанием букв, иногда целых слов и даже фраз: они пишут зеркально (феномен да Винчи). Правши с подобным не сталкиваются.
Правши более практичны и стабильны, в отличие от непостоянных, чувствительных и переменчивых левшей.
Праворуким детям проще концентрироваться на учебе, чем их леворуким одноклассникам с рассеянным вниманием.
Выдающиеся левши
Многие известные деятели изобразительного искусства, писатели, музыканты и ученые обладали правосторонним мышлением: Леонардо да Винчи, В.И. Даль, Н.Л. Павлов, Наполеон Бонапарт, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Альберт Эйнштейн, М.В. Ломоносов, Юлий Цезарь, Моцарт, Билл Гейтс, Льюис Кэрролл…И это далеко не полный список.
15 февраля 2014, 09:53