Дают ли врачи клятву Гиппократа? Обязан ли врач лечить бесплатно

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Сам я никаких клятв в не давал. Женился я, когда все клятву давали и уехал на медовый месяц. Диплом, соответственно, получил по приезду и без всяких клятв. Наверное, поэтому и интересуюсь.

Тексты клятвы Гиппократа на русском и английском языке и текст клятвы врача России.


Гиппократ. Рубенс 1638

Текст клятвы в переводе на русский - Перевод не самый удачный, но специально взят из Википедии

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

12 век, текст клятвы виде креста

Original, translated into English:
“ I swear by Apollo, the healer, Asclepius, Hygieia, and Panacea, and I take to witness all the gods, all the goddesses, to keep according to my ability and my judgment, the following Oath and agreement:
To consider dear to me, as my parents, him who taught me this art; to live in common with him and, if necessary, to share my goods with him; To look upon his children as my own brothers, to teach them this art.
I will prescribe regimens for the good of my patients according to my ability and my judgment and never do harm to anyone.
I will not give a lethal drug to anyone if I am asked, nor will I advise such a plan; and similarly I will not give a woman a pessary to cause an abortion.
But I will preserve the purity of my life and my arts.
I will not cut for stone, even for patients in whom the disease is manifest; I will leave this operation to be performed by practitioners, specialists in this art.
In every house where I come I will enter only for the good of my patients, keeping myself far from all intentional ill-doing and all seduction and especially from the pleasures of love with women or with men, be they free or slaves.
All that may come to my knowledge in the exercise of my profession or in daily commerce with men, which ought not to be spread abroad, I will keep secret and will never reveal.
If I keep this oath faithfully, may I enjoy my life and practice my art, respected by all men and in all times; but if I swerve from it or violate it, may the reverse be my lot.

Кля́тва врача ́ — федеральный закон, принятый 17 ноября 1999 года Государственной думой Российской Федерации и утверждённый президентом России Б. Н. Ельциным взамен «Клятвы российского врача», пришедшей на смену «Присяге врача Советского Союза» (1971 год). Изложена в статье 60 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

* честно исполнять свой врачебный долг,
* посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

* быть всегда готовым
o оказать медицинскую помощь,
o хранить врачебную тайну,
o внимательно и заботливо относиться к больному,
o действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

* проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

* хранить благодарность и уважение к своим учителям,
o быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

* доброжелательно относиться к коллегам,
o обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного,
o и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

* постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство,
* беречь и развивать благородные традиции медицины.

Гиппократ (Hippocrates) - великий древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины. Текст клятвы Гиппократа доступен на нашем сайте. Клятва Гиппократа, в России была заменена на клятву Российского врача. Первоначальный вариант был написан Гиппократом в V в. до н.э. на ионийском диалекте древнегреческого языка. С тех пор текст клятвы многократно переводился на новые языки. Клятва Гиппократа - самый ранний и наиболее впечатляющий документ медицинской этики. Ниже мы приводим текст Клятвы Гиппократа в переводе с древнегреческого языка В.И.Рудневым. Хотя Гиппократ был из рода древних эллинов, а не ветхозаветных иудеев, тем не менее, можно говорить о профетизме текста «Клятвы», его просветительском характере. Текст данной клятвы, сжато формулирующей моральные нормы поведения врача, приписывают «отцу медицины» - Гиппократу, который по преданию относился к асклепиадам. Это связано с тем, что в традиционном тексте клятвы Гиппократа упоминаются боги древнегреческого пантеона, что идёт вразрез с иудаизмом, по которому Бог один. Как видим, текст «Клятвы Гиппократа» делает акценты на обязанности молодого врача перед своими учителями, коллегами и учениками, гарантии не нанесения вреда. ГИППОКРАТА КЛЯТВА – врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача (юридически ни чем не закреплена). В России "Присяга врача Советского Союза", утвержденная в 1971 г., в середине 90-х сменилась на "Клятву российского врача", а в 1999-м Госдумой был принят и президентом Б.Н. Ельциным подписан новый текст "Клятвы врача", которую новоиспеченные медики дают в торжественной обстановке при получении диплома.

«Клятва Гиппократа» на самом деле совсем не принадлежит Гиппократу . После того, как Гиппократ умер в 377 г до н.э., этой клятвы еще не было. Существовали «Наставления» Гиппократа, также потомкам достались различные варианты текстов «клятв».

Гиппократ (460 г. до н.э. – 377 г. до н.э., по другим данным – 356 г. до н.э., около Ларисы, Фессалия) – древнегреческий врач, реформатор античной медицины. Придерживался в основном материалистических взглядов. Заложил основы клинического наблюдения и учения про прогнозирование последствий заболевания. Гиппократ был известным хирургом своего времени. Его считают родоначальником медицинской географии. Гиппократ сформулировал моральные нормы поведения врача, которые положены в основу текста врачебной клятвы – «клятвы Гиппократа».

О трудах Гиппократа

На самом деле большая часть трудов Гиппократа представляет собой сборник достижений разных авторов, а выделить из них настоящего Гиппократа практически невозможно. Из 72 приписываемых Гиппократу трудов, Гален признал настоящими только 11, Галлер – 18, а Ковнер – только 8. По всей видимости остальные работы принадлежат его сыновьям (врачам Фессалу и Дракону) и зятю (Полибу).

История клятвы Гиппократа

«Клятва Гиппократа», или Врачебная заповедь, опубликована в 1848 г. в Женеве, опускает большие куски исходного текста.

Текст клятвы Гиппокраа (на русском)

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.»

Как видим, текст «Клятвы Гиппократа» делает акценты на обязанности молодого врача перед своими учителями, коллегами и учениками, гарантии не нанесения вреда пациенту, на негативном отношении к эвтаназии, аборту, на отказе врачей от интимных связей с пациентами, на врачебной тайне.

Анализ полного текста «Клятвы Гиппократа»

В 2002 г. С Василевский провел логический анализ текста «Клятвы Гиппократа», которая существовала еще при Гиппократе. За единицу обработки информации он принял слово. Слов в «Клятве Гиппократа» оказалось всего 251.

1. Слов, посвященным отношениям «ученик – учитель» и «ученики одного учителя» - 69.

2. Слов, посвященных лечению больных – 34.

3. Слов, посвященных соблюдению врачебной тайны – 33.

4. Слов, которые относятся к «счастью» и «славе» врача «правильного», и проклятий на голову отступающего от клятвы врача – 31.

5. Слов, посвященных моральному виду врача – 30.

7. Слов, посвященным неучастии в абортах и эвтаназии – 25.

Анализируя таким образом текст «Клятвы Гиппократа», можно сделать вывод о профессиональных ценностях врача по Гиппократу.

«Клятва Гиппократа»: от античности до современности

В Древней Греции, жителем которой был и сам Гиппократ, основная масса врачей безбедно жила за счет гонораров, которые получала от пациентов. Хотя врачам не была далекой благотворительность.

В своих «Наставлениях» Гиппократ советует своему ученику дифференцировано подходить к разным пациентам. «И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, чтобы обращал внимание и на наличие денег у больного, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы».

Главным принципом этики Гиппократа всегда считали принцип «non nocere» - не навреди. Но придерживался ли ее сам Гиппократ? В отрывке с Врачебной заповеди, опубликованной в Женеве в 1848 г., читаем: «Мое самое первое задание – восстановить и сберечь здоровье всех моих пациентов». Однако в первой версии «Клятвы Гиппократа» было продолжение этой фразы: «однако не всех, но только способных заплатить за свое выздоровление».

В практике самого Гиппократа были два случая, когда он нарушил клятву. В 380 г. до н.э. у него начал лечение от отравления Акрахерсит. Оказывая больному неотложную помощь, Гиппократ поинтересовался у родственников, способны ли они заплатить за выздоровление больного. После отрицательного ответа, Гиппократ предложил «дать бедняге яда, чтобы тот долго не мучился», на что родственники согласились. За 2 года до своей смерти Гиппократ начал лечить Цезаря Светонского, который страдал от высокого давления крови. Когда выяснилось, что Цезарь не в состоянии заплатить весь курс лечения травами, Гиппократ передал его родственникам, не только не оказав медицинской помощи, но и сообщив им неверный диагноз – ничего страшного, больной просто страдает от мигрени. Обманутые родственники не обратились к другому врачу, и вскоре воин умер в возрасте 54 лет.

А еще Гиппократ терпеть не мог конкуренции и считал, что чем меньше будет врачей, тем более высокими будут заработки. В «Клятве Гиппократа» читаем: «наставления, устные уроки и все другое в обучении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанными обязанностями и клятвой медицинского закона, но никому другому».

В некоторых древних версиях клятвы Гиппократа упоминается, что врач должен бесплатно помогать коллегам и их семьям, и обязан не оказывать помощи бедным людям, чтобы все не потянулись к бесплатной медицине и не сломали врачебный бизнес.

КЛЯНУСЬ Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей1 и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении2 сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом3. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Чтобы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной4. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому5.

Коментарии:

1. Аполлон считался в послегомеровское время врачом богов. Асклепий, Ασκληπιός, римск. Aesculapius, Эскулап, сын Аполлона, бог врачебного искусства; Гигиея, Ύγεία и Ύγίεια, дочь Асклепия, богиня здоровья (отсюда наша гигиена); ее изображали цветущей девушкой с чашей, из которой пила змея. Панакея, Πανάκεια, всеисцеляющая, другая дочь Асклепия; отсюда панацея, лекарство от всех болезней, которое искали средневековые алхимики.

2. Здесь перечисляются виды преподавания. Наставления, παραγγελίαι, praecepta, заключали в себе, может быть, общие правила врачебного поведения и профессии, если судить по одноименной книге Гиппократова сборника, помещенной в этом издании. Устное преподавание, ακροασις, состояло, вероятно, в систематических чтениях по различным отделам медицины. По крайней мере во времена Аристотеля так назывались лекции, которые он читал слушателям и которые потом в обработанном виде издавались; такова, например, его Физика. Φυσική ακρόασις. «Все остальное» включало в себя, вероятно, практическую часть преподавания у постели больного или операционного стола.

3. Эта фраза всегда вызывала у комментаторов некоторое недоумение, почему врач не должен был производить литотомии (λιθοτομία) - операции, давно известной у египтян и греков. Проще всего, конечно, ответить в согласии с текстом, что операцию эту производили особые специалисты, как это было в Египте и на Западе в конце средних веков; вероятно, они также были объединены в особые организации и владели секретами производства, и организованный врач не должен был вторгаться в чужую область, в которой не мог быть достаточно компетентным, не роняя своего престижа. Предполагать, что операция эта или даже вообще все операции были ниже достоинства врача и предоставлялись низшему врачебному сословию, - нет никаких оснований; Гиппократов сборник достаточно опровергает это. Но еще в XVII веке Моро (René de Moreau) переводил ού τεμεω «не буду кастрировать», так как глагол этот имеет и такое значение, и совсем недавно эту версию защищал не кто иной как Гомперц (Gomperz, Gr"echische Denker, Lpz., 1893, I, 452). Он переводит: «Я не буду кастрировать даже тех, которые страдают каменным утолщением (яичка)». Версия эта, конечно, во всех смыслах маловероятна, и была опровергнута Гиршбергом (Нirsсhbеrg, 1916, см. Кörner, 1. c., р. 14).

4. Запрещение врачу, давшему клятву, разглашать чужие тайны, пройдя через века, превратилось в русском и германском законодательствах в закон, карающий за разглашение тайн, с которыми врач ознакомился при своей профессиональной деятельности. Но мало-мальски внимательное чтение показывает, что в клятве вопрос ставился шире: нельзя вообще разглашать компрометирующие вещи, виденные или слышанные не только в связи с лечением, но и без него. Цеховой, организованный врач не должен быть злостным сплетником: это подрывает доверие общества не только к нему, но и ко всей данной корпорации.

5. Привожу для сравнения «факультетское обещание», которое в прежнее время, после удовлетворительной защиты диссертации и провозглашения диссертанта доктором, читалось ему деканом факультета и которое новый доктор подписывал. Оно же печаталось на обратной стороне диплома. «Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия. Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми силами ее процветанию, сообщая ученому свету все, что открою. Обещаю не заниматься приготовлением и продажей тайных средств. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям».

В приведенном обещании можно различить 3 части, каждая из которых имеет своим первоисточником Гиппократов сборник. Из них первая, имеющая своим предметом больного, непосредственно примыкает к «Клятве». Вторая - о врачебных секретах и тайных средствах - является отзвуком той борьбы, которую греческие врачи V в. вели со всякого рода шарлатанством. В частности, фраза: «....сообщая ученому свету все, что открою» представляет пересказ фразы: «они отдают в общее сведение все, что приняли от науки», которая характеризует мудрого врача в книге «О благоприличном поведении», гл. 3. И, наконец, третья часть об отношении врача к коллегам и консультации довольно близко передает то, что можно прочесть в «Наставлениях», гл. 8.

Для сравнения приведу современную клятву российского врача:

"Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины."

НИ ТАМ НИ ТАМ НЕ НАПИСАНО, ЧТО ОБ ВРАЧА МОЖНО НОГИ ВЫТИРАТЬ!!!

Контент 14+ Наверное, каждому выпускнику медицинского вуза рано или поздно приходилось слышать нечто вроде: «Ну, ты же клятву Гиппократа давал!» Как правило, такие высказывания относятся к части врачебных обязанностей, а не прав, поскольку в общественном сознании нередко врач - это человек, безвозмездно оказывающий медицинскую помощь, и этим его роль в обществе ограничивается. Однако в реальной жизни всё по-другому: и клятва сейчас не та, и обязанности даже в античном варианте справедливо уравновешены правами… Об этом подробнее.



Перекроено, перешито

Удивительно, но на самом деле авторство первого текста врачебной клятвы вовсе не принадлежит Гиппократу. Дело в том, что лекарские династии, полагавшие себя потомками бога медицины Асклепия, передавали из поколение в поколение похожие обеты в течение долгих веков. Гиппократ тоже принадлежал врачебной семье, и в III веке до нашей эры знаменитый врач не придумал, а в лучшем случае только записал устную традицию. Некоторые историки вообще полагают, что клятва была просто приписана к последующим изданиям его трудов, чтобы придать им дополнительную авторитетность. Тем не менее, термин «клятва Гиппократа» устоялся.

Изначальный вариант, звучавший на ионийском диалекте древнегреческого языка, был многократно переведён на другие языки, и адаптирован к реалиям каждой отдельной страны в разное историческое время. Даже несмотря на то, что древнегреческие врачи призывали в свидетели весь олимпийский пантеон (Аполлона, Асклепия, Гигиею, Панацею и всех остальных богов и богинь), христианский мир оценил высокую планку нравственности, предложенную античными коллегами, и после небольшого редактирования текста укоренившаяся издревле традиция была помилована.

Самая знаменитая международная редакция клятвы была принята в 1948 году генеральной Ассамблеей Международной медицинской ассоциации в рамках так называемой Женевской декларации. Годом спустя на её основе был сформулирован Международный кодекс медицинской этики, которого и поныне придерживается мировое медицинское сообщество.

В нашей стране в 1971 году появилась своя отредактированная версия - «Присяга врача Советского Союза», затем в середине 90-х была внедрена «Клятва российского врача», которую, наконец, в 1999 году сменила современная версия - «Клятва врача России». Именно её в торжественной обстановке дают выпускники медвузов, а после подтверждают своей подписью.

Географические различия весьма многообразны: израильские врачи приносят свою особую присягу, поскольку клясться именем Бога, по примеру античных язычников, им не позволяет религия, однако в остальных деталях древняя клятва сохранена почти полностью. В большинстве государств Европы и в странах Северной Америки 7 лет назад текст клятвы был заменён «профессиональным кодексом». Интересно, что в США действие врачебной клятвы законодательно ограничено, и незнание специфики может привести врача даже к уголовному преследованию: медицинская помощь террористам, как реальным, так и потенциальным, признана незаконной.



Что устарело?

Времена идут, но принципы гуманности, сформулированные более 2 тыс. лет назад, казалось бы, могли остаться неизменными. Во многом это действительно так, однако есть специфика. Что же в знаменитой клятве Гиппократа не соответствует современной действительности? Во-первых, конечно, античные боги: их культ остался достоянием истории. Далее, оригинал клятвы обязует врача «почитать учителя наравне с родителями, делиться с ним своим достатком… помогать в нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора». В наше время такой подход кажется романтичным, однако пиетет перед семьёй учителя несколько старомоден.

Читаем дальше: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». Эвтаназия в современном мире (умерщвление неизлечимо больного и страдающего человека по его просьбе) - горячо обсуждаемый этический вопрос, но кое-где она уже законодательно разрешена: это Бельгия, Голландия и штат Орегон (США).

Давая клятву Гиппократа, врач обещал: «не вручу никакой женщине абортивного пессария». Вопрос тоже очень связан с моральной составляющей, однако сегодня в большинстве стран мира аборты в определённом сроке беременности разрешены по желанию женщины, социальным и/или медицинским показаниям. Кстати, в российском медицинском сообществе сейчас широко обсуждают, насколько этично акушеру-гинекологу отказываться от выполнения процедуры аборта по собственным религиозным соображениям. И похоже, общественное мнение склоняется в сторону «этично», и остаётся только решить вопрос, должен ли такой специалист продолжать работу в этой отрасли медицины…

Затем, Гиппократ не был хирургом, а занимался терапией. Возможно, именно поэтому в его клятве значилось: «Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом». В современном мире тысячам пациентов камни из внутренних органов успешно извлекают именно оперативным путём.

«В какой бы дом я ни вошел, - произносил врач, дающий клятву, - я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами». Пожалуй, такая формулировка актуальна и по сей день - если исключить упоминание о рабах.



Ценная работа

Любой студент медицинского вуза, прослушавший хотя бы краткий курс по предмету «организация здравоохранения», чётко представляет себе, что бесплатной медицины не бывает. И в этом нет ничего удивительного: ведь откуда-то должны браться средства для покупки лекарств, оборудования и расходных материалов, для ремонта больницы и конечно для выплаты достойных зарплат персоналу. Часть этих расходов может брать на себя государство в рамках программ обязательного медицинского страхования, оставшиеся обычно покрываются или добровольными страховками граждан, или непосредственно за счёт пациентов. Странный образ «врача-бессеребренника» не имеет ничего общего с реальностью - да и никогда не имел. В оригинальной клятве Гиппократа указано, что врач обязан бесплатно оказывать помощь только коллегам-врачам и членам их семей. В ряде старинных трактовок текста клятвы подчёркнуто даже, что врачу вовсе не следует оказывать помощь беднякам, не способным заплатить за лечение, поскольку в таком случае обилие страждущих попросту разрушит врачебный бизнес. В клятве, названной именем Гиппократа, говорится только: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». И это всё, что сказано по принципу «не навреди», но о том, что врач обязан лечить бесплатно, нет ни слова.

В Древней Греции большинство эскулапов получали от пациентов достаточно крупные суммы, чтобы жить лучше, чем, например, архитекторы, и известна пара историй о самом Гиппократе, который отказывался лечить несостоятельных больных. Тем не менее, в своём труде «Наставления» он предлагает находить индивидуальный подход к разным пациентам: «Я советую, чтобы ты не слишком негуманно вёл себя, но обращал внимание как на изобилие средств (у больного), так и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы». Как мы видим, Гиппократ рекомендует лечить даром лишь иногда.

Известно, что одними морально-этическими принципами сыт не будешь. Именно поэтому известный офтальмолог Святослав Федоров в конце «лихих» 90-х сказал: «Клятва Гиппократа - это все фикция… Есть реальная жизнь - кушать нужно каждый день, квартиру иметь, одеваться. Думают, что мы какие-то ангелы летающие. Ангел, получающий зарплату в 350 рублей? Сегодня в России полтора миллиона таких бедняков с высшим образованием, интеллектуальных рабов. Требовать, чтобы медицина хорошо работала в этих условиях - абсурд!» И хотя сегодня зарплаты врачей всё-таки немного выше, чем в 90-х, однако до сих пор даже уборщики зачастую получают больше… И попрекать наших докторов клятвой Гиппократа, которую они и не давали вовсе - есть в этом что-то бессмысленное.



Что важнее клятвы?

Как правило, по окончании госэкзаменов выпускников медвуза собирают в большом зале и зачитывают им клятву врача России, а те повторяют. Однако части вчерашних студентов при этом может вообще не быть в зале: если они, например, накануне засиделись допоздна, отмечая конец шестилетнего учебного марафона… Сейчас даже подпись о том, что дана клятва, не обязательна. Тем не менее, есть кое-что юридически более значимое, чем торжественные обеты. Врачебная деятельность не только подпитывается этическими соображениями, но также связана выполнением ряда очень конкретных профессиональных обязательств и регламентирована в том числе Уголовным кодексом. И если дело всё-таки дойдёт до суда, то скорее всего, о клятве Гиппократа, канувшей в века, уже никто не вспомнит: будут проблемы посерьёзнее…


История медицины Е. В. Бачило

10. «Клятва Гиппократа»

10. «Клятва Гиппократа»

Особое место во врачебном деле Древней Греции занимала «Клятва Гиппократа», или «Клятва будущего врача», которую давал каждый, закончивший свое обучение медицинскому ремеслу поприще. «Клятва» не была придумана Гиппократом, он лишь обобщил в единый текст все ее основные черты, которые существовали задолго до его врачебной практики. Литературное же оформление она впервые получила все в той же Александрийской библиотеке в III в. до н. э.

Любая клятва того времени предполагала поддержку богов, которые должны были стать первыми карателями в случае клятвопреступления. Врачебная клятва содержала в себе упоминания о богах, имевших прямое отношение к медицинскому искусству, и тех, кто им занимался. Это были Аполлон, Асклепий, Гигиея, Панакея. Имеются предположения, что свое название «Клятва Гиппократа» получила еще и потому, что в ней упоминается Асклепий, предок Гиппократа II Великого в семнадцатом колене.

Давая «Клятву» в конце своего обучения, врач обеспечивал себе доверие со стороны общества и предоставлял гарантию высокого уровня профессионализма. «Клятва» в переводе с древнегреческого звучит следующим образом: «Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, ученые уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвою по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного замысла и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного кессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Из книги Болезни почек. Самые эффективные методы лечения автора Александра Васильева

ПОЧЕЧНЫЕ БОЛЕЗНИ ОТ ГИППОКРАТА ДО НАШИХ ДНЕЙ Похоже, почечные заболевания досаждали людям всегда… На древнеегипетских папирусах сохранились записи о том, что жрецам приходилось заниматься лечением и недержания мочи, и задержки мочеиспускания, и других почечных

Из книги История медицины автора Е. В. Бачило

5. Краткие сведения из жизни Гиппократа В истории развития медицины вряд ли можно найти еще одно имя, с которым связывалось бы чуть ли не зарождение медицины. Речь здесь пойдет о Гиппократе II Великом, вошедшем в историю, как Гиппократ. Этот великий врачеватель жил около 2500

Из книги Латинский язык для медиков: конспект лекций автора А. И. Штунь

10. «Клятва Гиппократа» Особое место во врачебном деле Древней Греции занимала «Клятва Гиппократа», или «Клятва будущего врача», которую давал каждый, закончивший свое обучение медицинскому ремеслу поприще. «Клятва» не была придумана Гиппократом, он лишь обобщил в

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 автора

54. Современная клятва Гиппократа В новом экономическом и общественном укладе постсоветской России утверждался приоритет человеческих ценностей и ценности самой человеческой жизни, невозможности ее пожертвования во имя исполнения каких-либо государственных задач.

Из книги Фармацевтическая и продовольственная мафия автора Луи Броуэр

Лекция № 18. Клятва Гиппократа. Hippocratis jus-jurandum Per Apollinem medicum et Aesculapium, Hygiamque et Panaceam jure, deos deasque omnes testes citans, mepte viribus et judicio meo hos jusjurandum et banc stipulationem plene praestaturum.Illum nempe parentum meorum loco habiturum spondeo, qui me artem istam docuit, eique alimenta impertiturum, et quibuscunque opus habuerit, suppeditaturum.Victus etiam rationem pro virili et ingenio meo aegris salutarem

Из книги Болезни почек: быть или не быть автора Александра Васильева

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Анатолий Павлович Кондрашов

Из книги автора

Почечные болезни от Гиппократа до наших дней Похоже, почечные заболевания досаждали людям всегда… На древнеегипетских папирусах сохранились записи о том, что жрецам приходилось заниматься лечением и недержания мочи, и задержки мочеиспускания, и других почечных



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии