Что такое закаливание и как оно проводится. В чем сущность закаливания

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ

Итак, закаливание-это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлены на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. При действии этих факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.

При самом незначительном температуры окружающей среды в мозг поступают миллионы импульсов в секунду.Он начинает работать на более высоком уровне общего тонуса, становятся активнее его центры и включается «в работу» весь организм.

Информация, поступающая от рецепторов, обрабатывается в центральной нервной системе и отсюда направляется к использованным органам- мышцам, кровеносным сосудам, сердцу, лёгким, почкам, потовым железам, в которых возникают различные функциональные сдвиги, обеспечивая приспособление организма к данным условиям внешней среды.

Любая функциональная система нашего организма, в том числе и функциональная система терморегуляции, в высшей степени пластична и обладает значительным запасом прочности, утверждал П.К.Анохин.Если человек сознательно приучает свой организм к действию на него широкого диапазона по силе и интенсивности факторов внешней среды, то это гарантирует его от их вредного влияния и от внезапной наступающей при этом перестройки его регулирующих механизмов, что также может повлечь за собой нежелательные последствия.

Индивидуальные реакции на холод или тепло создаём мы сами. И очень часто мы, к сожалению, упускаем из виду тот очевидный факт, что и защитные силы организма, и его адаптационные возможности точно так же,как и тренировка мышц или улучшение памяти, поддаются и воспитанию и тренировке.

Здоровый человек отличается наличием в его организме температурного баланса, который заключается в том что при любых внешних воздействиях температура тела остаётся на постоянном уровне или меняется очень незначительно. Это достигается сбалансированным изменением в интенсивности процессов теплоотдачи и теплопродукции. Воздействие же экстремальных факторов(в данном случае экстремальных температур) вызывает в организме эмоциональный температурный стресс.

Закаливание помогает организму миновать подобный эмоциональный стресс, переводя организм в состояние уравновешенности. Именно тренировка и только тренировка с использованием любых методов закаливания совершенствуют работу аппарата терморегуляции и расширяет возможности приспособления организма к изменившимся температурным условиям.

У незакалённого организма даже непродолжительное охлаждение нарушаетпроцессы теплорегуляции, что ведёт к превышению процессов теплоотдачи над процессами теплопродукции, а это сопровождается прогрессивным понижением температуры тела. В таком случае активизируется жизнедеятельность так называемых условно патогенных микроорганизмов и, как следствие, возникает заболевание.

Закалённый человек отличается тем, что даже длительное действие холода не нарушает его температурного гомеостаза(постоянства температуры тела). У такого организма при охлаждении уменьшаются процессы отдачи тепла во внешнюю среду, и наоборот, возникают механизмы, способствующие его выработке, повышается обмен веществ, что обеспечивает нормальное протекание физиологических и биохимических процессов в организме.

Физиологическая сущность закаливания заключается, таким образом, в совершенствовании терморегулирующих механизмов. При этом достигается высокая слаженность процессов теплопродукции и теплоотдачи, обеспечивающих адекватное приспособление целого организма к факторам среды обитания.

Основные методы закаливания .

Закаливание воздухом:

Важной и исключительной особенностью воздушных процедур как закаливающего средства является то, что они доступны людям различного возраста и широко могут применяться не только здоровыми людьми, но и страдающими некоторыми заболеваниями. Более того, при ряде заболеваний неврастения, гипертоническая болезнь, стенокардия) эти процедуры назначаются как лечебное средство.

Указанный вид закаливания надо начинать с выработки привычки к свежему воздуху. Большое значение для укрепления здоровья имеют прогулки.

Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в ней повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина). Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести.

Закаливающий эффект воздуха на организм является результатом комплексного воздействия ряда физических факторов: температуры, влажности, направления и скорости движения. Кроме того, особенно на берегу моря на человека оказывает влияние и химический состав воздуха, который насыщен солями, содержащимися в морской воде.

По температурным ощущениям различают следующие виды воздушных ванн:

горячие (свыше 30С(), теплые (свыше 22С(), индифферентные (21-22С(),прохладные (17-21С(), умеренно холодные (13-17С(), холодные (4-13С(), очень холодные (ниже 4С().

Надо иметь в виду, что раздражающее действие воздуха оказывает влияние на рецепторы кожи тем резче, чем больше разница температур кожи и воздуха. Более выраженное действие оказывают прохладные и умеренно холодные воздушные ванны. Принимая с целью закаливания все более прохладные воздушные ванны, мы тем самым тренируем организм к низким температурам внешней среды путем активации компенсаторных механизмов, обеспечивающих терморегуляторные процессы. В результате закаливания в первую очередь тренируется подвижность сосудистых реакций, выступающих в роли защитного барьера, охраняющего организм от резких перепадов внешней температуры.

Теплые ванны, не обеспечивая закаливания, тем не менее оказывают положительное влияние на организм, улучшая окислительные процессы.

Влажность воздуха в сочетании с колебаниями его температуры способ на оказывать разное влияние на процессы терморегуляции организма. От относительной влажности воздуха зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи и легких. В сухом воздухе человек легко переносит значительно более высокую температуру, чем во влажном. Сухость воздуха способствует потере организмом влаги.

Немаловажное значение при приеме воздушных ванн имеет также подвижность воздуха (ветер). Ветер воздействует на организм закаливания счет своей силы и скорости, имеет значение и его направление. Он, способствуя усилению теплоотдачи организмом, увеличивает охлаждающую силу воздуха.

Воздушные процедуры с целью закаливания могут применяться либо в виде пребывания одетого человека на открытом воздухе (прогулки, спортивные занятия), либо в виде воздушных ванн, при которых происходит кратковременное действие воздуха определенной температуры на обнаженную поверхность тела человека.

Прогулки на воздухе:

Проводятся в любое время года независимо от погоды. Длительность прогулок устанавливается индивидуально для каждого человека в зависимости от состояния его здоровья и возраста. Увеличение времени прогулок должно проводиться постепенно с учетом как перечисленных факторов, так и степени тренированности организма, а также температуры воздуха.

Пребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движениями:

зимой – катанием на коньках, лыжах, а летом – игрой в мяч и другимиподвижными играми.

Воздушные ванны.

Подготавливают организм к последующим закаливающим процедурам, например к закаливанию водой.

Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями: постепенным снижением температуры воздуха и увеличением продолжительности процедуры при той же температуре.

Начинать прием воздушных ванн надо в комнате независимо от времени года при температуре не ниже 15-16(С, и только спустя некоторое время можно переходить на открытый воздух. Их принимают в хорошо проветренном помещении. Обнажив тело, следует оставаться в таком состоянии в начале курса закаливания не более 3-5 минут (в дальнейшем увеличивая время). При приеме прохладных и особенно холодных ванн рекомендуется совершать активные движения: гимнастические упражнения, ходьбу, бег на месте.

После соответствующей предварительной подготовки можно перейти к приему воздушных ванн на открытом воздухе. Их нужно принимать в местах, защищенных от прямых солнечных лучей и сильного ветра. Начинать прием воздушных ванн на открытом воздухе надо с индифферентной температурой воздуха, т.е. 20-22(С. Первая воздушная ванна должна длиться не более 15 минут, каждая последующая должна быть продолжительнее на 10-15 минут.

Холодные ванны могут принимать только закаленные люди. Их продолжительность – не более 1-2 минут, с постепенным увеличением до 8-10минут.

Прием воздушных ванн на открытом воздухе надо начинать не ранее, чем через 1,5 – 2 часа после еды и заканчивать закаливания 30 минут до приема пищи.

Важным условием эффективности закаливания на открытом воздухе является ношение одежды, соответствующей погодным условиям. Одежда должна допускать свободную циркуляцию воздуха.

Закаливание солнцем.

Солнечные инфракрасные лучи обладают ярко выраженным тепловым действием на организм. Они способствуют образованию дополнительного тепла в организме. В результате этого усиливается деятельность потовых желез и увеличивается испарение влаги с поверхности кожи: происходит расширение подкожных сосудов и возникает гиперемия кожи, усиливается кровоток, а это улучшает кровообращение воздушных ванн всех тканях организма. Инфракрасное облучение усиливает влияние на организм УФ радиации. УФ лучи оказывают преимущественно химическое действие. УФ облучение обладает большим биологическим эффектом: оно способствует образованию в организме витамина D, который оказывает выраженное антирахитическое действие; ускоряет обменные процессы; под его влиянием образуются высокоактивные продукты белкового обмена – биогенные стимуляторы. УФ лучи способствуют улучшению состава крови, обладают бактерицидным действием, повышая тем самым сопротивляемость организма по отношению к простудным и инфекционным заболеваниям; они оказывают тонизирующее действие практически на все функции организма.

Кожа разных людей обладает разной степенью чувствительности к солнечному облучению. Это связано с толщиной рогового слоя, степенью кровоснабжения кожи и способностью её к пигментации.

Солнечные ванны.

Солнечные ванны с целью закаливания следует принимать очень осторожно, иначе вместо пользы они принесут вред (ожоги, тепловой и солнечный удары).

Принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно чист и ещё не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится к закату. Лучшее время для загара: в средней полосе – 9-13 и 16-18 часов; на юге – 8-11 и 17-19 часов. Первые солнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже 18 (. Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавлять по 3-5 минут, постепенно доводя до часа). Воздушных ванн время приема солнечных ванн нельзя спать! Голова должна быть прикрыта чем-то вроде панамы, а глаза темными очками.

Закаливание водой.

Мощное средство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха. При одинаковой температуре вода нам кажется холодней воздуха. Показателем влияния водных закаливающих процедур служит реакция кожи. Если в начале процедуры она на короткое время бледнеет, а затем краснеет, то это говорит о положительном воздействии, следовательно, физиологические механизмы терморегуляции справляются с охлаждением. Если же реакция кожи выражена

слабо, побледнение и покраснение ее отсутствует – это означает недостаточность воздействия. Надо несколько понизить температуру воды или увеличить длительность процедуры. Резкое побледнение кожи, чувство сильного холода, озноб и дрожь свидетельствуют о переохлаждении. В этом случае надо уменьшить холодову нагрузку, повысить температуру воды или сократить время процедуры.

Обтирание – начальный этап закаливания водой. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, спина, затем вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты. После этого обтирают ноги и также растирают их. Вся процедура осуществляется в пределах пяти минут.

Обливание – следующий этап закаливания. Для первых обливаний целесообразно применять воду с температурой около + 30(С, в дальнейшем снижая ее до +15(С и ниже. После обливания проводится энергичное растирание тела полотенцем.

Душ – еще более эффективная водная процедура. В начале закаливания температура воды должна быть около +30-32(С и продолжительность не более минуты. В дальнейшем можно постепенно снижать температуру и увеличивать продолжительность до 2 мин., включая растирание тела. При хорошей степени закаленности можно принимать контрастный душ, чередуя 2-3 раза воду 35-40(С с водой 13-20(С на протяжении 3 мин. Регулярный прием указанных водных процедур вызывает чувство свежести, бодрости, повышенной работоспособности.

При купании осуществляется комплексное влияние на организм воздуха, воды и солнечных лучей. Начинать купания можно при температуре воды 18-20(С и 14-15 (С воздуха.

Для закаливания рекомендуется наряду с общими применять и местные водные процедуры. Наиболее распространенные из них – обмывание стоп и полоскание горла холодной водой, так как при этом закаливаются наиболее уязвимые для охлаждения части организма. Обмывание стоп проводится в течении всего года перед сном водой с температурой вначале 26-28(С, а затем снижая ее до 12- 15(С. После обмывания стопы тщательно растирают до покраснения. Полоскание

горла проводится каждый день утром и вечером. Вначале используется вода с температурой 23-25(С, постепенно каждую неделю она снижается на 1-2С и доводится до 5-10(С.

Закаливание в парной.

Народный опыт, приобретенный веками, свидетельствует, что баня является прекрасным гигиеническим, лечебным и закаливающим средством. Под влиянием банной процедуры повышается работоспособность организма и его эмоциональный тонус, ускоряются восстановительные процессы после напряженной и длительной физической работы. В результате регулярного посещения бани возрастает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Пребывание в парном отделении бани вызывает расширение кровеносных сосудов, усиливает кровообращение во всех тканях организма. Под влиянием высокой температуры интенсивно выделяется пот, что способствует выведению из организма вредных продуктов обмена веществ.

Гигиенические требования при проведении занятий.

Закаливание организма неразрывно связано с физическими упражнениями. Физические упражнения значительно расширяют функциональные возможности всех систем организма, повышают его работоспособность. Их оздоровительный и профилактический эффект связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

Специфика того или иного метода закаливания и сопровождающих его физических упражнений требует особой формы одежды.

При занятиях в летнее время одежда состоит из майки и трусов, в прохладную погоду используется хлопчатобумажный или шерстяной трикотажный спортивный костюм. Во время занятий зимой используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Для обеспечения гигиены тела при занятиях физическими упражнениями необходимо, чтобы спортивная одежда была изготовлена из тканей, обладающих следующими свойствами: гигроскопичность, вентилируемость, ветроустойчивость, теплозащитность и др.

Обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Она должна быть удобной, прочной и хорошо защищать стопу от повреждений. Важно, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми и сухими во избежание потертостей, а при низкой температуре воздуха – обморожения. В зимнее время года рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами.

Заключение

Таким образом, закаливание – важное средство профилактики негативных

последствий охлаждения организма или действия высоких температур.

Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных

заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.

1 ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ

2 Основные методы закаливания

Закаливание воздухом

Закаливание солнцем

Закаливание водой

Закаливание в парной

3 Гигиенические требования при проведении занятий.

4 Заключение

5 Список используемой литературы

Пермский Государственный Технический Университет

Кафедра физической культуры

Закаливание

Работу выполнили ст. группы ПГ – 09

Хаметгалимов Р.Н.

Работу принял: Гладков В.П.

Список используемой литературы:

Ю. Артюхова «Как закалить свой организм»

Изд. «Харвест» Минск 1999 год.

В.И. Ильинич «Физическая культура студента»

Изд. «Гардарики» Москва 2000год.

Е.Г. Мильнер «Формула жизни»

Изд. «Физкультура и спорт» Москва1991год.

С.Н. Попов «Лечебная физическая физкультура»

Изд. «Физкультура и спорт» Москва 1978год.

Закаливание является составной частью физического воспитания детей и подростков. Под закаливанием понимается комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию факторов внешней среды.

Закаливание влияет на деятельность нервной и эндокринной систем, что отражается на регуляции всех физиологических процессов. Начальные стадии закаливания сопровождаются усилением деятельности гипофиза, надпочечников и щитовидной железы. По мере приспособления организма напряжение эндокринной системы снижается.

Закаливание оказывает специфическое и неспецифическое действие на организм: специфическое проявляется в повышении устойчивости организма к воздействию метеорологических факторов при проведении охлаждающих процедур или повышении устойчивости к воздействиям ультрафиолетовой радиации под влиянием курса солнечных ванн, совершенствует реакции гомеостаза; неспецифический эффект выражается в том, что под влиянием закаливания повышается устойчивость организма к различным неблагоприятным воздействиям (в том числе к возбудителям инфекционных заболеваний).

Закаливающие процедуры повышают физическую работоспособность, снижают заболеваемость, укрепляют здоровье. Закаливать организм можно в отношении как высоких, так и низких температур внешней среды. Однако в связи с тем, что в возникновении ряда заболеваний немаловажную роль играет охлаждение организма, а охлаждение является фактором, понижающим сопротивляемость организма, наиболее часто закаливание рассматривается как фактор, способствующий повышению устойчивости организма детей к про-

студным заболеваниям.

Закаливание представляет собой тренировку, совершенствование процессов химической и физической терморегуляции. Закаливание может быть успешным только при соблюдении определенных принципов и правильной методики его проведения.

Основные принципы закаливания:

Проведение закаливающих процедур с учетом состояния здоровья ребенка;

Постепенное увеличение интенсивности процедур;

Систематичность и последовательность проведения процедур;

Комплексное воздействие закаливающих факторов;

Положительные реакции на проведение закаливающих мероприятий;

Возобновление процедур после перерывов начинается с такой интенсивности воздействий, которая была в начале закаливания, но с более быстрым нарастанием.

Закаливающие процедуры целесообразно начинать в летнее время при незначительном напряжении терморегуляторных механизмов, обусловленных сезонными условиями. Это важно и в связи с преддверием осенне-зимнего периода, характеризующегося увеличением количества простудных, вирусных заболеваний, снижением показателей иммунитета детей. В последующем закаливание не должно прерываться ни в один из сезонов года. У детей раннего возраста в силу более низких адаптационных возможностей закаливающий эффект сохраняется 3-10 дней.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие мероприятия: ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе, соответствующие возрасту воздушный и температурный режимы в помещении, регулярное проветривание комнат - проводятся на протяжении всей жизни ребенка. К специальным закаливающим процедурам относятся гимнастика, массаж, воздушные и световоздушные ванны, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение (УФО).

Существует множество приемов проведения закаливающих процедур. Многие из них трудоемки и поэтому ограниченно используются в детских коллективах (ножные ванны, общее обливание), для других требуется хорошая подготовка детей и они приемлемы только для здоровых (купание в водоемах, сауна).

Воздушные ванны являются фактором наименьшего воздействия на организм. Это связано с тем, что теплопроводность воздуха в 30 раз, а

теплоемкость в 4 раза меньше, чем воды. Помимо температурных воздействий на организм, воздух диффундирует через кожу, что способствует насыщению крови кислородом (проницаемость газов через кожу у детей по сравнению с таковой у взрослых существенно выше).

Воздушные ванны целесообразно проводить утром или в вечернее время в 17-18 ч, спустя 30-40 мин после еды. Для детей дошкольного возраста рекомендуется проведение этих процедур вначале при температуре воздуха 17-18 °С с последующим снижением до 12-13 °С (для детей, хорошо переносящих закаливающие процедуры). Начинают воздушные ванны с обычной комнатной температуры. Продолжительность сеансов составляет для младшей группы ДОУ 5 мин, для средней - 10 мин, для старшей и подготовительной - 15 мин. Максимальная продолжительность воздушных ванн 30-40 мин в младшей группе, 45 мин - в средней и 1 ч - в старшей и подготовительной группах. Вначале дети дошкольного возраста принимают воздушную ванну в трусах, майках, носочках, тапочках; через 2 недели - в трусах и тапочках. При воздушной ванне постепенно обнажаются сначала руки, затем ноги, тело до пояса, лишь затем ребенок может оставаться в трусах.

Противопоказаниями к применению воздушных ванн являются острые инфекционные заболевания, повышенная температура тела у ребенка, острые респираторные заболевания.

Закаливание солнечными лучами (световоздушные ванны) показано практически всем здоровым детям и ослабленным вследствие перенесенного заболевания. Этот метод закаливания особенно показан детям с задержкой роста и развития.

В средней климатической зоне целесообразно проводить световоздушные ванны с 9 до 12 ч, на юге в связи с более жарким климатом с 8 до 10 ч. Продолжительность первой ванны для детей 1-го года жизни составляет 3 мин, для детей от 1 до 3 лет - 5 мин, 4-7 лет - 10 мин. Ежедневно можно увеличивать время световоздушной ванны, доводя его до 30-40 мин. При появлении у ребенка признаков дискомфорта (ребенок перестает двигаться, «ежится» от холода, дрожит, при возникновении «гусиной кожи») процедура прекращается.

Противопоказания к такому закаливанию - острые инфекционные заболевания, повышенная температура тела.

Закаливание ультрафиолетовыми лучами целесообразно проводить в условиях Крайнего Севера, где интенсивность УФ-радиации и суточное ее количество ниже, чем в южных и средних широтах. Процедуру облучения проводят в фотариях образовательных и лечебно-профи-

лактических учреждений.

Водные процедуры делятся на влажные обтирания, обливание, плавание. Обтирание и обливание могут быть местными и общими. Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, удобна для проведения процедур, так как легко дозируется по интенсивности и равномерно распределяется на теле ребенка.

Обтирания и обливания - наиболее доступные для проведения в детских коллективах процедуры. Влажные обтирания проводят смоченной в воде и отжатой тканью (рукавицей). Вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем проксимальные, сначала верхние конечности - от пальцев к плечу, затем ноги - от пальцев к бедру, далее грудь, живот, спину. После процедуры кожу вытирают насухо. Температура воды, рекомендуемая для обтирания, приведена в табл. 4.4. Через каждые 2-3 дня температуру воды снижают на 1 °С.

Обливание голеней и стоп начинают водой температуры 28 °С, затем снижая ее на 1 °С в неделю. Нижний предел температуры воды - 18 °С. Продолжительность процедуры 20-30 с. По окончании обливания ноги вытирают насухо.

Использование других закаливающих процедур в организованных детских коллективах (плавание в бассейне, сауна и др.) ограничено, что обусловлено как отклонениями в состоянии здоровья детей, так и отсутствием технических возможностей в большинстве учреждений.

В последнее время широкое применение находит метод закаливания, сочетающий воздушную ванну и выполнение движений под музыку разного темпа. Этот методический прием позволяет, с одной стороны, проводить закаливание всего коллектива детей независимо от уровня их здоровья, с другой - осуществлять индивидуальный подход к детям. При этом могут дозироваться температура воздуха, продолжительность процедуры, площадь открытой поверхности тела, интенсивность выпол-

нения упражнений на фоне музыкального сопровождения. Это также обеспечивает хорошее настроение и мотивацию детей к выполнению закаливающих процедур не только в детском учреждении, но и дома.


Введение

Принципы закаливания

Основные методы закаливания

Гигиенические требования проведения занятий

Список используемой литературы


Введение


Что такое закаливание:

В определении, приводимом В. Далем в «Толковом словаре живого великорусского языка» дается трактовка закаливания применительно к человеку. В. Даль считал, что закаливать человека - это «приучать его ко всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитывать в суровости».

Известный русский физиолог академик И.Р. Тарханов, автор вышедшей в 1899 году книги «О закаливании человеческого организма», определяя сущность закаливания, писал: «К слову «закаливание» или «закал» в приложении к организму русская речь прибегает по аналогии с явлениями, наблюдаемыми на железе, стали, при их закаливании, придающем им большую твердость и стойкость».

Известный русский педиатр, активный сторонник закаливания Г.Н. Сперанский, рассматривал закаливание как воспитание в организме способности быстро и правильно приспосабливаться к меняющимся внешним условиям.

Любое совершенствование - это длительная тренировка. Следовательно, закаливание - это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации.

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, т.е. им могут заниматься люди любых возрастов независимо от степени физического развития. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма. Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Как считают йоги, закаливание приводит к слиянию организма с природой.

Немного из истории закаливания.

Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло в глубокой древности. Практически во всех культурах разных стран мира закаливание использовалось как профилактическое средство укрепления человеческого духа и тела.

Большое внимание физическим упражнениям, закаливанию и гигиене тела уделялось в Древней Греции и Древнем Риме. Здесь существовал культ здоровья и красоты тела, поэтому в систему физического воспитания закаливание входило как неотъемлемая составная часть.

Закаливание в этих странах преследовало цель укрепления здоровья, так и выработку у человека способности переносить всевозможные лишения. По свидетельству Плутарха, закаливание мальчиков в Древней Спарте начиналось с самого раннего возраста. С семи лет воспитание продолжалось в общественных домах во все более суровых условиях: их стригли наголо, заставляли ходить босиком в любую погоду, а в теплое время года обнаженными. Когда детям исполнялось 12 лет, им выдавали плащ, который они должны были носить круглый год. Горячей водой им разрешали мыться всего несколько раз в году. И в зрелые годы люди должны были жить так, как предписывал обычай.

Большое внимание в Спарте уделялось и физическому развитию женщин. Как и мужчины, они «также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы такими же были и рождаемые ими дети, - пишет Плутарх. - Закаленные такими упражнениями, они легче могли вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми».

Древние римляне в значительной степени заимствовали и трансформировали древнегреческую культуру. У них важнейшим закаливающим средством была баня. Римские бани, или термы, представляли собой просторные и весьма вместительные здания, построенные из великолепных сортов мрамора (термы Диоклетиана (505-506 гг.) вмещали 3500 купающихся).

В термах имелись помещения для раздевания, гимнастических упражнений и массажа, здесь были горячая баня, бассейны с теплой и холодной водой, души, широко использовались песочные и грязевые ванны. На крышах многих терм устраивались площадки для приема солнечных ванн.

Закаливание как профилактическое средство широко рекомендовали такие видные ученые древности, как Гиппократ, Демокрит, Асклепиад и другие.

Гиппократ писал: «Что касается состояния погоды на каждый день, то холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным».

Одним из средств закаливания является пребывание под солнечными лучами. Целительное действие солнечных лучей было хорошо известно в Древнем Египте, о чем свидетельствуют надписи на стенах древних храмов. Первым же врачом, рекомендовавшим применение с лечебной целью солнечных ванн, был Гиппократ.

В Древнем Китае профилактика болезней и укрепление здоровья носили государственный характер. «Мудрый, - говорилось в «Трактате о внутреннем», - лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, это все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучит жажда, или ковать оружие, когда противник уже начал бой. Разве это не слишком поздно?». Поэтому в древнекитайской медицине большое внимание уделялось мероприятиям, способствовавшим укреплению здоровья. Важнейшими средствами для этого считались физические упражнения, водные процедуры, солнечное облучение, массаж, лечебная гимнастика, диета.

Одним из важнейших направлений в медицине Древней Индии было предупреждение заболеваний, использование различных упражнений, например йоги, направленных на поддержание и укрепление здоровья, достижение нравственного и психологического равновесия. Исходя из учения о трех "«органических жидкостях"» (желчь, слизь, воздух) и 5 космических элементах (земля, вода, огонь, воздух и эфир - источник света), древние индусы определяли здоровье как результат равномерного их смещения, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума. Поэтому усилия врачей направлялись на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей и элементов. Об использовании воды в Древней Индии с целью укрепления здоровья человека говорится в священных индусских книгах «Веды»: «Целебен поток воды, вода охлаждает жар лихорадки, целебна от всех болезней, излечение приносит тебе течение воды».

Особое значение закаливанию придавалось на Руси. Здесь оно носило массовый характер. «Русские - крепкий, сильный, выносливый народ, способный легко переносить и стужу, и жару. Вообще в России люди здоровые, доживающие до глубокой старости и редко болеющие», - писал секретарь гольштейнского посольства в Москве Адам Олеарий.

Издавна славянские народы Древней Руси использовали для укрепления здоровья баню с последующим растиранием снегом или купанием в реке или озере в любое время года. Баня выполняла лечебную и оздоровительную функции. Особое внимание закаливанию уделялось в русской армии, где для «крепости и здравия тела» также широко использовалась русская баня.

Русским врачам, писателям, деятелям науки принадлежит ведущая роль в разработке методики закаливания и её научное обоснование. Их взгляды на роль закаливания в укреплении здоровья человека исходили из признания определяющей роли факторов внешней среды в жизнедеятельности организма, его зависимости от условий, в которых он существует и развивается. Так А.Н. Радищев в работе «О человеке, о его смертности и бессмертии», вышедшей в XVIII веке, писал: «Все действует на человека. Пища его и питание, внешняя стужа и теплота, воздух и даже самый свет».

1. Принципы закаливания


Закаливание - это, прежде всего, умелое использование совершенных, созданных тысячелетней эволюцией физиологических механизмов защиты и адаптации организма. Оно позволяет использовать скрытые возможности организма, мобилизовать в нужный момент защитные силы и тем самым устранить опасное влияние на него неблагоприятных факторов внешней среды.

Приступая к закаливанию, следует придерживаться следующих принципов:

Систематичность использования закаливающих процедур

Закаливание организма должно проводиться систематически, изо дня в день в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Лучше всего, если пользование закаливающими процедурами будет четко закреплено в режиме дня. Тогда у организма вырабатывается определенная стереотипная реакция на применяемый раздражитель: изменения реакции организма на воздействие холода, развивающиеся в результате повторного охлаждения, закрепляются и сохраняются лишь при строгом режиме повторения охлаждений. Перерывы в закаливании снижают приобретенную организмом устойчивость к температурным воздействиям. В этом случае не происходит быстрой адаптационной ответной реакции. Так, проведение закаливающих процедур в течение 2-3 месяцев, а затем их прекращение приводит к тому, что закаленность организма исчезает через 3-4 недели, а у детей через 5-7 дней.

Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.

Закаливание принесет положительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действия закаливающих процедур будут наращиваться постепенно. Не следует начинать закаливание сразу же с обтирания снегом или купания в проруби. Такое закаливание может принести вред здоровью.

Переход от менее сильных воздействий к более сильным должен осуществляться постепенно, с учетом состояния организма и характера его ответных реакций на применяемое воздействие. Особенно это важно учитывать при закаливании детей и пожилых, а также людей, страдающих хроническими заболеваниями сердца, легких и желудочно-кишечного тракта.

В начале применения закаливающих процедур у организма возникает определенная ответная реакция со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. По мере неоднократного повторения этой процедуры реакция на нее организма постепенно ослабевает, а дальнейшее ее использование уже не оказывает закаливающего эффекта. Тогда надо изменить силу и длительность воздействия закаливающих процедур на организм.

Последовательность в проведении закаливающих процедур

Необходима предварительная тренировка организма более щадящими процедурами. Начать можно с обтирания, ножных ванн, и уж затем приступить к обливаниям, соблюдая при этом принцип постепенности снижения температур.

При проведении закаливания лучше всего придерживаться известного медицинского правила: слабые раздражители способствуют лучшему отправлению функций, сильные мешают ему, чрезмерные - губительны.

Учет индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья

Закаливание оказывает весьма сильное воздействие на организм, особенно на людей, впервые приступающих к нему. Поэтому прежде чем приступать к приему закаливающих процедур, следует обратиться к врачу. Учитывая возраст и состояние организма, врач поможет правильно подобрать закаливающее средство и посоветует, как его применять, чтобы предупредить нежелательные последствия.

Врачебный контроль в ходе закаливания позволит выявить эффективность закаливающих процедур либо обнаружить нежелательные отклонения в здоровье, а также даст врачу возможность планировать характер закаливания в дальнейшем. Важным фактором оценки эффективности закаливания является и самоконтроль. При самоконтроле закаливающийся сознательно следует закаливание своим самочувствием и на основании этого может изменять дозировку закаливающих процедур. Самоконтроль проводится с учетом следующих показателей: общее самочувствие, масса тела, пульс, аппетит, сон.

Комплексность воздействия природных факторов

К естественным факторам внешней среды, которые широко применяются для закаливания организма, относятся воздух, вода и солнечное облучение. Выбор закаливающих процедур зависит от ряда объективных условий: времени года, состояния здоровья, климатических и географических условий места жительства.

Наиболее эффективным является использование разнообразных закаливающих процедур, отражающих весь комплекс естественных сил природы, ежедневно воздействующих на человека. Закаливающий эффект достигается не только применением специальных закаливающих процедур, но и включает оптимальный микроклимат помещения, в котором человек находится, и теплозащитные свойства одежды, создающие микроклимат вокруг тела.

Наиболее благоприятным для закаливания является так называемый динамический, или пульсирующий, микроклимат, при котором температура поддерживается не настрого постоянном уровне, а колеблется в определенных пределах. Тренировать организм надо к быстрым и замедленным, слабым, средним и сильным холодовым воздействиям. Такая комплексная тренировка имеет весьма важное значение. Иначе выработается биологически малоцелесообразный, жестко закрепленный стереотип устойчивости только на узкий диапазон воздействий холода.

Эффективность действия закаливающих процедур значительно повышается, если их сочетать с выполнением спортивных упражнений. При этом важно добиваться, чтобы величина нагрузок на организм была также различной.


2. Основные методы закаливания


Закаливание воздухом:

Важной и исключительной особенностью воздушных процедур как закаливающего средства является то, что они доступны людям различного возраста и широко могут применяться не только здоровыми людьми, но и страдающими некоторыми заболеваниями. Более того, при ряде заболеваний (неврастения, гипертоническая болезнь, стенокардия) эти процедуры назначаются как лечебное средство. Указанный вид закаливания надо начинать с выработки привычки к свежему воздуху. Большое значение для укрепления здоровья имеют прогулки.

Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в ней повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина). Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести.

Закаливающий эффект воздуха на организм является результатом комплексного воздействия ряда физических факторов: температуры, влажности, направления и скорости движения. Кроме того, особенно на берегу моря на человека оказывает влияние и химический состав воздуха, который насыщен солями, содержащимися в морской воде.

По температурным ощущениям различают следующие виды воздушных ванн: горячие (свыше 30С°), теплые (свыше 22С°), индифферентные (21-22С°), прохладные (17-21С°), умеренно холодные (13-17С°), холодные (4-13С°), очень холодные (ниже 4С°).

Надо иметь в виду, что раздражающее действие воздуха оказывает влияние на рецепторы кожи тем резче, чем больше разница температур кожи и воздуха.

Более выраженное действие оказывают прохладные и умеренно холодные воздушные ванны. Принимая с целью закаливания все более прохладные воздушные ванны, мы тем самым тренируем организм к низким температурам внешней среды путем активации компенсаторных механизмов, обеспечивающих терморегуляторные процессы. В результате закаливания в первую очередь тренируется подвижность сосудистых реакций, выступающих в роли защитного барьера, охраняющего организм от резких перепадов внешней температуры.

Теплые ванны, не обеспечивая закаливания, тем не менее оказывают положительное влияние на организм, улучшая окислительные процессы.

Влажность воздуха в сочетании с колебаниями его температуры способна оказывать разное влияние на процессы терморегуляции организма. От относительной влажности воздуха зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи и легких. В сухом воздухе человек легко переносит значительно более высокую температуру, чем во влажном. Сухость воздуха способствует потере организмом влаги.

Немаловажное значение при приеме воздушных ванн имеет также подвижность воздуха (ветер). Ветер воздействует на организм закаливания счет своей силы и скорости, имеет значение и его направление. Он, способствуя усилению теплоотдачи организмом, увеличивает охлаждающую силу воздуха.

Воздушные процедуры с целью закаливания могут применяться либо в виде пребывания одетого человека на открытом воздухе (прогулки, спортивные занятия), либо в виде воздушных ванн, при которых происходит кратковременное действие воздуха определенной температуры на обнаженную поверхность тела человека.

Прогулки на воздухе:

Проводятся в любое время года независимо от погоды. Длительность прогулок устанавливается индивидуально для каждого человека в зависимости от состояния его здоровья и возраста. Увеличение времени прогулок должно проводиться постепенно с учетом как перечисленных факторов, так и степени тренированности организма, а также температуры воздуха.

Пребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движениями: зимой - катанием на коньках, лыжах, а летом - игрой в мяч и другими подвижными играми.

Воздушные ванны

Подготавливают организм к последующим закаливающим процедурам, например к закаливанию водой.

Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями: постепенным снижением температуры воздуха и увеличением продолжительности процедуры при той же температуре.

Начинать прием воздушных ванн надо в комнате независимо от времени года при температуре не ниже 15-16? С, и только спустя некоторое время можно переходить на открытый воздух. Их принимают в хорошо проветренном помещении. Обнажив тело, следует оставаться в таком состоянии в начале курса закаливания не более 3-5 минут (в дальнейшем увеличивая время). При приеме прохладных и особенно холодных ванн рекомендуется совершать активные движения: гимнастические упражнения, ходьбу, бег на месте.

После соответствующей предварительной подготовки можно перейти к приему воздушных ванн на открытом воздухе. Их нужно принимать в местах, защищенных от прямых солнечных лучей и сильного ветра. Начинать прием воздушных ванн на открытом воздухе надо с индифферентной температурой воздуха, т.е. 20-22? С. Первая воздушная ванна должна длиться не более 15 минут, каждая последующая должна быть продолжительнее на 10-15 минут.

Холодные ванны могут принимать только закаленные люди. Их продолжительность - не более 1-2 минут, с постепенным увеличением до 8-10 минут.

Прием воздушных ванн на открытом воздухе надо начинать не ранее, чем через 1,5 - 2 часа после еды и заканчивать закаливания 30 минут до приема пищи.

Важным условием эффективности закаливания на открытом воздухе является ношение одежды, соответствующей погодным условиям. Одежда должна допускать свободную циркуляцию воздуха.

Закаливание солнцем

Солнечные инфракрасные лучи обладают ярко выраженным тепловым действием на организм. Они способствуют образованию дополнительного тепла в организме. В результате этого усиливается деятельность потовых желез и увеличивается испарение влаги с поверхности кожи: происходит расширение подкожных сосудов и возникает гиперемия кожи, усиливается кровоток, а это улучшает кровообращение воздушных ванн всех тканях организма. Инфракрасное облучение усиливает влияние на организм УФ радиации. УФ лучи оказывают преимущественно химическое действие. УФ облучение обладает большим биологическим эффектом: оно способствует образованию в организме витамина D, который оказывает выраженное антирахитическое действие; ускоряет обменные процессы; под его влиянием образуются высокоактивные продукты белкового обмена - биогенные стимуляторы. УФ лучи способствуют улучшению состава крови, обладают бактерицидным действием, повышая тем самым сопротивляемость организма по отношению к простудным и инфекционным заболеваниям; они оказывают тонизирующее действие практически на все функции организма.

Кожа разных людей обладает разной степенью чувствительности к солнечному облучению. Это связано с толщиной рогового слоя, степенью кровоснабжения кожи и способностью её к пигментации.

Солнечные ванны

Солнечные ванны с целью закаливания следует принимать очень осторожно, иначе вместо пользы они принесут вред (ожоги, тепловой и солнечный удары). Принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно чист и ещё не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится к закату. Лучшее время для загара: в средней полосе - 9-13 и 16-18 часов; на юге - 8-11 и 17-19 часов. Первые солнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже 18?. Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавлять по 3-5 минут, постепенно доводя до часа). Воздушных ванн время приема солнечных ванн нельзя спать! Голова должна быть прикрыта чем-то вроде панамы, а глаза темными очками.

Закаливание водой

Мощное средство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха. При одинаковой температуре вода нам кажется холодней воздуха. Показателем влияния водных закаливающих процедур служит реакция кожи. Если в начале процедуры она на короткое время бледнеет, а затем краснеет, то это говорит о положительном воздействии, следовательно, физиологические механизмы терморегуляции справляются с охлаждением. Если же реакция кожи выражена слабо, побледнение и покраснение ее отсутствует - это означает недостаточность воздействия. Надо несколько понизить температуру воды или увеличить длительность процедуры. Резкое побледнение кожи, чувство сильного холода, озноб и дрожь свидетельствуют о переохлаждении. В этом случае надо уменьшить холодовую нагрузку, повысить температуру воды или сократить время процедуры.

закаливание организм воздушный солнечный

Обтирание - начальный этап закаливания водой. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, спина, затем вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты. После этого обтирают ноги и также растирают их. Вся процедура осуществляется в пределах пяти минут.

Обливание - следующий этап закаливания. Для первых обливаний целесообразно применять воду с температурой около + 30°С, в дальнейшем снижая ее до + 15°С и ниже. После обливания проводится энергичное растирание тела полотенцем.

Душ - еще более эффективная водная процедура. В начале закаливания температура воды должна быть около +30-32°С и продолжительность не более минуты. В дальнейшем можно постепенно снижать температуру и увеличивать продолжительность до 2 мин., включая растирание тела. При хорошей степени закаленности можно принимать контрастный душ, чередуя 2-3 раза воду 35-40°С с водой 13-20°С на протяжении 3 мин. Регулярный прием указанных водных процедур вызывает чувство свежести, бодрости, повышенной работоспособности.

При купании осуществляется комплексное влияние на организм воздуха, воды и солнечных лучей. Начинать купания можно при температуре воды 18-20°С и 14-15 °С воздуха.

Для закаливания рекомендуется наряду с общими применять и местные водные процедуры. Наиболее распространенные из них - обмывание стоп и полоскание горла холодной водой, так как при этом закаливаются наиболее уязвимые для охлаждения части организма. Обмывание стоп проводится в течении всего года перед сном водой с температурой вначале 26-28°С, а затем снижая ее до 12-15°С. После обмывания стопы тщательно растирают до покраснения. Полоскание горла проводится каждый день утром и вечером. Вначале используется вода с температурой 23-25°С, постепенно каждую неделю она снижается на 1-2С и доводится до 5-10°С.

В последние годы все большее и большее внимание привлекает зимнее купание. Зимнее купание и плавание оказывают влияние практически на все функции организма. У «моржей» заметно улучшается работа легких, сердца, возрастает газообмен, совершенствует система терморегуляции. Занятия зимним плаванием надо начинать только после предварительной тренировки закаливания. Купание в проруби начинают, как правило, с небольшой разминки, в которую включают гимнастические упражнения и легкий бег. Пребывание в воде длится не более 30-40 сек. (для длительно занимающихся - 90 сек.). Плавают обязательно в шапочке. После выхода из воды проделывают энергичные движения, тело вытирают полотенцем насухо и проводят самомассаж.

Закаливание в парной

Народный опыт, приобретенный веками, свидетельствует, что баня является прекрасным гигиеническим, лечебным и закаливающим средством. Под влиянием банной процедуры повышается работоспособность организма и его эмоциональный тонус, ускоряются восстановительные процессы после напряженной и длительной физической работы. В результате регулярного посещения бани возрастает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Пребывание в парном отделении бани вызывает расширение кровеносных сосудов, усиливает кровообращение во всех тканях организма. Под влиянием высокой температуры интенсивно выделяется пот, что способствует выведению из организма вредных продуктов обмена веществ.


. Гигиенические требования при проведении занятий


Закаливание организма неразрывно связано с физическими упражнениями. Физические упражнения значительно расширяют функциональные возможности всех систем организма, повышают его работоспособность. Их оздоровительный и профилактический эффект связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

Специфика того или иного метода закаливания и сопровождающих его физических упражнений требует особой формы одежды.

При занятиях в летнее время одежда состоит из майки и трусов, в прохладную погоду используется хлопчатобумажный или шерстяной трикотажный спортивный костюм. Во время занятий зимой используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Для обеспечения гигиены тела при занятиях физическими упражнениями необходимо, чтобы спортивная одежда была изготовлена из тканей, обладающих следующими свойствами: гигроскопичность, вентилируемость, ветроустойчивость, теплозащитность и др. Обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Она должна быть удобной, прочной и хорошо защищать стопу от повреждений. Важно, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми и сухими во избежание потертостей, а при низкой температуре воздуха - обморожения. В зимнее время года рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами.

Таким образом, закаливание - важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.


Список используемой литературы :


1. Ю. Артюхова «Как закалить свой организм» Изд. «Харвест» Минск 1999 год.

В.И. Ильинич «Физическая культура студента» Изд. «Гардарики» Москва 2000год.

Е.Г. Мильнер «Формула жизни» Изд. «Физкультура и спорт» Москва 1991год.

С.Н. Попов «Лечебная физическая физкультура» Изд. «Физкультура и спорт» Москва 1978 год.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Закаливание - это комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий. Закаливание – это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации. Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма.

Тренировки организма - испытанное оздоровительное средство, но для достижения желаемого эффекта необходимо придерживаться определенных принципов закаливания.

Первое и основное правило закаливания - постепенность увеличения интенсивности закаливающих воздействий. Принцип постепенности и последовательности увеличения дозировки воздействий обеспечивает достижение желаемого результата, так как только повышение требований стимулирует усиление устойчивости организма к воздействиям.

Второе правило закаливания - регулярность (или непрерывность), обязывающая систематически повторять закаливающие процедуры на протяжении всей жизни. Закаливающие процедуры должны проводиться систематически: ежедневно, без длительных перерывов, так как только регулярность процедур обеспечивает повышение способности нервной системы адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды.

Третье правило - обязательный учет индивидуальных особенностей организма, состояния здоровья индивидума, восприимчивости и переносимости им закаливающих процедур. Прежде чем приступать к приему закаливающих процедур, следует обратиться к врачу, так как закаливание оказывает весьма сильное воздействие на организм, особенно на людей, впервые приступающих к нему. В дальнейшем необходим постоянный самоконтроль, для своевременной коррекции дозировки закаливающих процедур.

Четвертое правило - правило многофакторности. Очень важно использовать несколько физических факторов; холод,тепло, лучистую энергию, воду и др.

Пятое правило - правило прерывистости. Согласно ему, если применяют несколько закаливающих воздействий в течение дня, следует делать между ними перерывы. Каждую последующую процедуру можно начинать лишь после восстановления температурного режима организма.

Шестое правило- последовательность в проведении закаливающих процедур. Необходима предварительная тренировка организма более щадящими процедурами.

Несоблюдение названных правил закаливания может привести к напрасной трате времени и не дать должной закаленности, вызвать излишне резкие или даже патологические реакции организма.

3.2 Виды закаливания

1.Закаливание воздухом (воздушные ванны)

Большое значение для укрепления здоровья имеют прогулки.

Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, изменяется морфологический состав крови. По температурным ощущениям различают следующие виды воздушных ванн: горячие (свыше 30С°), теплые (свыше 22С°), индифферентные (21-22С°), прохладные (17-21С°), умеренно холодные (13-17С°), холодные (4-13С°), очень холодные (ниже 4С°). Начинать прием воздушных ванн надо в комнате независимо от времени года при температуре не ниже 15-16° С, и только спустя некоторое время можно переходить на открытый воздух. Их принимают в хорошо проветренном помещении. Обнажив тело, следует оставаться в таком состоянии в начале курса закаливания не более 3-5 минут (в дальнейшем увеличивая время). При приеме прохладных и особенно холодных ванн рекомендуется совершать активные движения: гимнастические упражнения, ходьбу, бег на месте.

2.Закаливание водой (водные процедуры)

Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях - обтирания, обливания, ножные ванны. Их проводят с понижением температуры воды и уменьшением времени процедур. Обтирание заключается в том, что мохнатым полотенцем, простынею, губкой или специальной рукавицей, смоченными водой индифферентной температуры (36-34°) и хорошо отжатыми, последовательно обтирают руки, спину, грудь, ноги. После этого сухим полотенцем тело растирают до легкого покраснения. Через каждые 3-5 дней температуру воды снижают на 1-2°.

В профилактике простуды хороший эффект дает закаливание стоп. Для этого их обмывают водой ежедневно перед сном в течение года. Начинают с температуры 28-25°, а заканчивают - 15-14°. После обмывания стопы надо тщательно растереть полотенцем.

Обливание водой - более сильнодействующая процедура по сравнению с обтиранием. Ее обычно начинают после 1 - 2 месяцев закаливания обтиранием. Начинать обливание желательно летом, используя воду температурой 36 - 34°. Последовательно обливают верхние конечности, грудь, спину, голову и далее остальные части тела. Можно делать обливание водой контрастной температуры (разность 5-7°). Постепенно температура воды понижается до 12 - 14°.

Следующей по интенсивности холодовой процедурой является душ.

Пользоваться им для закаливания можно в любое время года при температуре помещения не менее 18 - 20° и температуре воды с 36 - 34 до 16 - 14 °С. После физических нагрузок любого характера желателен контрастный душ.

Летом закаливание можно начинать с хождения босиком по траве , мокрой после дождя или росы, по мокрым камням или песку. Зимой полезно ходить босиком по комнате. Продолжительность процедур - с 3 - 5 минут постепенно увеличивают до 15-20 минут. После этого ноги обливают водой комнатной температурой (18 - 24°), тщательно вытирают махровым полотенцем.

Хорошее средство закаливания - купание в открытых водоёмах. Его надо начинать летом и продолжать систематически не реже 2 - 3 раз в неделю.

Своеобразной формой закаливания считают обтирание снегом верхней половины тела. Его рекомендуют здоровым людям после подготовительного закаливания холодной водой.

Систематические купания в открытом водоеме позволяют перейти к высшей форме закаливания - зимнему плаванию. Однако заниматься им нужно организованно, в составе групп закаливания под руководством специалиста и под постоянным врачебным контролем.

3.Закаливание солнцем.

Солнечные инфракрасные лучи обладают ярко выраженным тепловым действием на организм. Они способствуют образованию дополнительного тепла в организме. В результате этого усиливается деятельность потовых желез и увеличивается испарение влаги с поверхности кожи: происходит расширение подкожных сосудов и возникает гиперемия кожи, усиливается кровоток, а это улучшает кровообращение воздушных ванн всех тканях организма.

Солнечные ванны - принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно чист и ещё не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится к закату. Первые солнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже 18° . Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавлять по 3-5 минут, постепенно доводя до часа). Во время приема солнечных ванн нельзя спать! Голова должна быть прикрыта чем-то вроде панамы, а глаза темными очками.

29-32. Закаливание

Сущность закаливания. Закаливание – это повышение устойчивости организма ребенка к разнообразным воздействия внешней среды: колебаниям температуры (жаре, холоду), ветру, влажности воздуха, пониженному атмосферному давлению и т.д. Поэтому закаливание должно входить в систему физического воспитания ребенка наравне с другими оздоровительно-воспитательными мероприятиями. С целью закаливания используют прежде всего естественные природные факторы: воздух, воду и солнце. Под влиянием закаливания у детей улучшается общее состояние (сон, аппетит, настроение), повышается выносливость к физической и умственной нагрузкам, снижается заболеваемость.

Закаливание нужно начинать как можно раньше, с малых дозировок, и проводить систематически, постепенно увеличивая длительность процедур. Оно может быть полезно только при индивидуальном подходе к ребенку, поэтому медсестра (воспитательница) должна не только владеть методикой различных процедур, но и учитывать реакцию ребенка на манипуляции.

Основные принципы закаливания.

1. Силу воздействия закаливающего фактора (воздуха, солнечной радиации, воды) увеличивают постепенно. Это особенно важно для детей раннего возраста и ослабленных детей. Скорость перехода от менее сильных воздействий к более сильным определяется состоянием ребенка, реакцией его сердечно-сосудистой системы на холод. По мере повторения процедур эта реакция ослабевает, исчезает и появляется вновь после усиления раздражающего фактора. Например, более холодная, чем в предыдущих процедурах, вода должна вызвать кратковременное учащение пульса, увеличение глубины или частоты дыхания. Если этого нет – температура снижена недостаточно. Если, кроме учащения пульса, появились признаки переохлаждения (дрожание, «гусиная» кожа), значит температуру воды снизили слишком резко или преждевременно. Чтобы избежать переохлаждения, нельзя резко усиливать раздражители.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам или солнечным ваннам можно приступить только после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, которые вызывают меньшие изменения в организме. К обливанию не следует допускать детей прежде, чем они привыкнут к обтираниям, а к купанию в открытых водоемах – раньше,
чем проведены обливания.

3. Закаливание осуществляется в течение года. При этом обязательно учитывают особенности климата, сезона и погоды.

Систематическое повторение закаливающих процедур необходимо для закрепления в организме рефлекторных реакций. Прекращение раздражений сопровождается угасанием рефлекса. Обеспечить систематическое проведение закаливающих процедур в течение года легче тогда, когда они прочно войдут в режим дня ребенка и органически сольются с обычными мероприятиями в разнос время суток (сон, прогулка, игра, умывание, гигиенические ванны и т.д.). Процедуры не рекомендуется отменять при легких заболеваниях, не сопровождающихся значительным ухудшением общего состояния ребенка. В таких случаях назначают слабодействующие процедуры. По мере изменения условий, связанных с сезоном года или характером погоды, характер процедур варьируют, но они не отменяются. Например, душ или общее обливание, проводимые летом, зимой можно заменить обливанием ног; общие воздушные ванны, принимаемые в жаркий день, в прохладную погоду заменяют частичным обнажением тела.

Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезного на то основания, иначе исчезнут приспособительные механизмы, которые вырабатываются в организме в процессе закаливания.

4. Комплексность. Закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с другими оздоравливающими мероприятиями в каждодневной жизни ребенка. Например, воздушные ванны желательно соединять с подвижными играми, физические упражнения – с активной деятельностью. При этом у ребенка возникает потребность в глубоком дыхании. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование. После того как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединять с солнечными или водными процедурами, а в летнее время – с купанием.

5. Индивидуальный подход. Процедуры назначают с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья и развития ребенка, а также условий жизни дома и в коллективе. Перед тем как начать закаливание, необходимо подробно изучить физическое и психическое развитие ребенка. На основании медицинских исследований, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка. Для соблюдения этого принципа при проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях детей по состоянию здоровья делят на 3 группы:

  • дети здоровые, которые закаливались раньше;
  • дети здоровые, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям или имеющие функциональное отклонение в состоянии здоровья;
  • дети с хроническими заболеваниями или дети, которые вернулись в дошкольное учреждение после тяжелой и продолжительной болезни.

По мере закаливания, но не раньше чем через 2 месяца, детей переводят из одной группы в другую. Основанием для перевода являются следующие показатели: отсутствие в этот период острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция на закаливающий фактор, отсутствие отрицательных признаков на холодный раздражитель (выраженная одышка, частое сердцебиение, возникновение «гусиной» кожи).

6. Положительное восприятие ребенком всех закаливающих процедур. Процедуры закаливания нужно проводить только при хорошем настроении ребенка, так как при этом легче вырабатываются положительные условные связи. Если во время первой процедуры ребенок ведет себя спокойно, то в дальнейшем он всегда охотно -принимает их, и они ассоциируются с хорошим настроением. Если ко времени выполнения процедуры ребенок чем-то расстроен, то лучше перенести ее на другое время или совсем отменить в этот день. Проводить ее с плачущим ребенком нецелесообразно, так как в этом случае вырабатывается отрицательная условная связь, и в дальнейшем данная процедура будет вызывать у ребенка плохое настроение.

Воздушные и солнечные ванны. Воздушные ванны назначают детям раннего возраста. Момент смены пеленок, раздевание ребенка догола перед купанием – это первые воздушные ванны, первые закаливающие процедуры (температура воздуха под одеждой ребенка 32-33°С). Воздушную ванну хорошо сочетать с массажем и гимнастикой начиная с 1,5-2 месяцев. Продолжительность воздушной ванны в первые месяцы 2-3 мин, к 4-5 месяцам ее постепенно доводят до 5-8 мин. К этому времени увеличивают количество элементов оздоровительного комплекса (массаж, гимнастика и т.д.).

При обслуживании нескольких детей медсестра, последовательно раздевая, кладет их в манеж, затем в этой же последовательности одевает. Если у кого-либо из детей появляются признаки начинающегося охлаждения (мраморный рисунок на коже, беспокойство), его сразу же одевают, сопровождая это легким массажем.

Вместе с увеличением продолжительности воздушной ванны постепенно снижают температуру воздуха в помещении с 22 °С в начале закаливания до 18 ‘С для детей годовалого возраста. Дети старше года принимают воздушные ванны при комнатной температуре, оставаясь в трусиках. Для предупреждения охлаждений эту процедуру проводят во время подвижной игры или гимнастики. Температуру воздуха в помещении снижают Проветриванием до 18’С. Время пребывания детей обнаженными постепенно увеличивают с 3-4 до 10-12 мин. Целесообразно приучить детей реагировать на внешние условия: если холодно – двигаться, если жарко – спокойно поиграть, посидеть. У детей дошк. возраста надо воспитывать сознательное отношение к закаливанию, желание быть закаленными.

Воздушные ванны на открытом воздухе лучше начинать при облачном небе или в тени, используя отраженные или рассеянные солнечные лучи. Дети играют в манеже под навесом или в тени деревьев. При температуре воздуха не ниже 22°С и при отсутствии ветра на детей надевают трусики и рубашки из легкой ткани. В середине каждого сеанса детей раздевают, оставляя обнаженными 5-10 мин (через 1-2 дня постепенно увеличивая время). Персоналу детского учреждения следует помнить, что полное обнажение тела детей допустимо только спустя 20-30 мин после сна.

Детей старше года летом выводят под прямые солнечные лучи только после нескольких дней пребывания в светотени. Одежда светлых тонов (трусы, рубашки или платье) защищает ребенка от перегревания и избыточного облучения. Во время солнечных ванн дети занимаются спокойной игрой, при организации которой важно предусмотреть, чтобы облучению равномерно подвергалась вся поверхность тела, чтобы дети физически не перегружались.

В первые солнечные дни во время прогулок дети должны находиться на освещенных солнцем участках не более 5-6 мин. На головы им надевают светлые панамы. При проявлении первых признаков перегревания (покраснение лица, потливость) ребенка немедленно уводят в тень, умывают, поят кипяченой водой и разрешают спокойную игру.

После образования загара, который является естественной защитой организма от избыточного воздействия солнечных лучей, непрерывное пребывание детей на прогулке под солнцем может быть двух-, трехкратным, по 8-10 мин. Продолжительность перерывов между солнечными ваннами, когда ребенок играет в тени, индивидуальна и определяется состоянием и самочувствием ребенка. Важно, чтобы ребенок отдохнул. Если признаки перегревания яе исчезают, то ребенка оставляют в тени.

При правильно дозированной солнечной ванне дети не утомляются во время прогулки. После облучения солнцем прогулку заканчивают в тени спокойной игрой, продолжающейся 20-30 мин. Затем следуют водные процедуры (умывание и обливание или душ). Все это способствует развитию аппетита.

Под влиянием облучения несколько повышается температура тела. Обычно увеличение ее на 0,5-0,6 С не сопровождается нарушением физиологических функций, и через 1,5-2 ч температура снижается до нормы.

Для предупреждения перегревания важно поддерживать водный баланс организма, для чего во время прогулки в жаркую погоду ребенку можно предлагать кипяченую остуженную воду.

Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, пассивной и активной гимнастикой, работой в садике и огороде (старшие дошкольники). При двигательной деятельности в организме детей образуется тепло, которое оберегает от переохлаждения и простудных заболеваний.

Старшие дети принимают воздушные ванны вначале в майках, трусах и легкой обуви, а по мере закаливания – в трусах и, если позволяют условия, босыми. Ходьба без обуви является хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы. В летнее время детей необходимо приучать ходить без обуви по траве, песку, гравию. Начинать ходить без обуви необходимо в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2-3 мин до 10-12 мин и более. Минимальная температура воздуха при этом должна быть 20-2241

Затем детей приучают ходить без обуви и в помещении. Перед дневным сном им позволяют дойти до своей кровати по ковровой дорожке без обуви. Детям 5-7 лет рекомендуется проводить утреннюю гимнастику и физкультурные упражнения сначала в носках, а затем босиком. Пол в зале должен иметь гигиеническое покрытие.

Водные процедуры. Могут проводиться в виде местного умывания (ванны для ног, обтирание или обливание до пояса) или обтирания всего тела, купания в бассейнах, открытых водоемах. Начинать водные процедуры необходимо с температуры 30-36"С.

Систематическое обливание стоп и нижней части голени водой постепенно снижающейся температуры дает хороший результат – уже через 1-1,5 месяца у детей не возникают заболевания верхних дыхательных путей после резких изменений температуры окружающего воздуха. Процедуру обливания можно сочетать с мытьем ног перед сном. Одновременно с закаливанием у ребенка вырабатывается полезная привычка.

Время обливания не имеет принципиального значения. Желательно только, чтобы оно повторялось ежедневно в одних и тех же условиях (рефлекс на время и обстановку). Важное значение имеет температура кожи ног перед процедурой. В нормальных условиях она равна 29-30°С, при этом у ребенка нет ощущения холодных ног и на ощупь они теплые.

Для обливания обычно пользуются ковшом или лейкой, чтобы сразу смочить всю поверхность стопы и нижней части голени. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4-5 см). На каждое обливание расходуют 0,5-0,8 л воды. Собственно обливание продолжают 15-20 с. Затем ноги вытирают мягким полотенцем, сопровождая это поглаживающим массажем. Легкое порозовение кожи свидетельствует о правильно проведенной процедуре, которая в общей сложности длится 2-3 мин.

Общие водные процедуры (обтирание, обливание, купание) проводят обычно через 30-40 мин после приема пищи,

В начале закаливания детей грудного возраста для ежедневных общих процедур короткого действия (обтирание, обливание, душ) используют воду температуры 35-36°С. Если общие водные процедуры впервые назначают детям дошкольного возраста, то начальная температура воды должна быть равна 33-34°С, а затем ее постепенно снижают в течение 2-3 недель (при ежедневном применении) до 26°С зимой и 24°С летом.

Обтирание проводят следующим образом. Индивидуальной рукавичкой, хорошо смоченной водой, обтирают тело по частям и тут же растирают его сухим полотенцем. Старшие дети могут обтираться самостоятельно и только обтирание спины проводят при помощи взрослых.

Обливание является более сильнодействующей процедурой. Воду требуемой температуры наливают в кувшин или лейку (нельзя пользоваться игрушечной лейкой). При обливании сосуд поднимают не высоко (на 6-8 см от тела ребенка) и выливают воду на плечи, грудь, спину. Голову обливать не рекомендуется, это допустимо только в жаркие летние дни. Целесообразно ставить ребенка для обливания на деревянную решетку, под которой имеется сток для воды. Собственно обливание продолжается 20-30 с, затем ребенка вытирают сухим полотенцем, слегка массируя кожу до легкого порозовения. Вся процедура продолжается 2-3 мин.

Общий душ. Действие воды при обливании из душа усиливается давлением множества отдельных тонких струек. Распылитель душа поднимают над плечами ребенка на 20-30 см, на голову малышу надевают резиновую шапочку. Температуру воды измеряют в кружке, а не под распылителем, регулируя ее повторно перед обливанием следующего ребенка. Малыш стоит под душем 30-40 с, затем вытирается сухим полотенцем. В детском учреждении эту процедуру организуют таким образом, чтобы ребенок вставал под душ только после того, как насухо вытерт предыдущий.

Указанные процедуры необходимо проводить ежедневно, в течение года, в одни и те же часы. Желательно индивидуализировать температуру воды в зависимости от состояния здоровья, закаленности и реактивности ребенка. После затяжного заболевания (пневмония) закаливание начинают с первоначальной температуры. Учитывая возбуждающее и тонизирующее действие прохладных водных процедур, рекомендуется проводить их после сна или еды.

Купание в открытых водоемах. Купание в реках, озерах разрешается детям не младше 3-4 лет, при условии, что они предварительно подготовлены к действию прохладной воды, ветра и солнца (проводились обтирания, обливания, принимались воздушные и солнечные ванны). Детям 3-7 лет купание можно начинать при температуре воздуха не ниже 20’С, при безветренной погоде и температуре воды 24-26°С. Длительность купания 1-2 мин, затем время постепенно увеличивают. Для детей 4-6 лет, а также ослабленных детей длительность купания не должна превышать 5 мин, для детей 7-8 лет – 10 мин. Купать детей лучше после обеда, когда в водоемах максимально прогреется вода. Допускается купание 1 раз в день. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

а) не купать натощак и раньше чем через 1-1,5 ч после еды;

б) не купать детей в разгоряченном состоянии;

в) перед купанием смочить голову и грудь ребенка и после этого быстро его окунуть;

г) при появлении озноба ребенка немедленно нужно вывести из воды;

д) в воде детям необходимо двигаться, а старшим детям – плавать;

е) по окончании купания следует обтереться досуха и согреться легкими движениями;

ж) после купания дети не должны принимать солнечные ванны.

Купаться одновременно могут до 6 детей, при этом один воспитатель находится в воде, а другой на берегу следит за остальными детьми. В воде дети должны все время двигаться, играть с мячом, резиновыми игрушками.

Показания и противопоказания к закаливанию. Оценка эффективности закаливания. Для использования свежего воздуха и воды с целью закаливания противопоказаний в дошкольных учреждениях нет. В том или ином виде их можно назначать всем детям, различие состоит лишь в форме и интенсивности. Особенно показано закаливание воздухом и водой детям ослабленным и находящимся в состоянии выздоровления. Важно учитывать, что именно таким детям все виды закаливания нужно проводить постепенно. Показания, а также противопоказания к назначению солнечных ванн определяет врач детского учреждения. Чтобы правильно регулировать закаливающие процедуры, необходимо вести систематический учет их эффективности, основанный на ежедневном внимательном наблюдении за поведением и общим состоянием ребенка с учетом психологических особенностей высшей нервной деятельности. Изменения отмечают по следующим показателям: настроение, самочувствие, утомляемость, аппетит, сон.

Ориентируясь на поведение ребенка, можно индивидуально подбирать закаливающие процедуры, устанавливать их интенсивность и продолжительность, способствуя тем самым улучшению общего состояния. Так, если у ребенка замечены признаки неустойчивого или даже подавленного настроения, снизился аппетит, ухудшился сон, появилась слабость и утомляемость в обычных играх, то, исключив заболевание, можно предположить, что причиной такого состояния явился избыток каких-либо возбуждающих факторов (солнечное облучение и т.д.)- По возможности влияние этих факторов устраняют или ограничивают, возбуждающие водные процедуры заменяют успокаивающими, увеличивают периоды спокойной игры и дневной сон обязательно проводят на свежем воздухе. При наличии хотя бы некоторых тревожных симптомов немедленно вносятся поправки в комплекс оздоровительных мероприятий. Улучшение состояния ребенка подтверждает правильность подбора закаливающих процедур.

Периодическая врачебная оценка нервно-психического и физического развития детей путем сравнения с возрастными нормами является основным критерием для суждения о рациональной организации работы с детьми. Разработаны комплексы закаливающих мероприятий для детей различных возрастных групп.

ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ

Температура воздуха в комнате 20-22°С. Закаливающие процедуры:

1) кратковременная воздушная ванна (2-4 мин) при каждой смене белья, пеленании;

2) воздушная ванна с массажем и гимнастикой в течение 4 мин в первые месяцы и 10-12 мин – в конце первого годах

3) умывание (температура воды в первые недели 28’С, в течение года ее снижают до 20"С);

4) дневной сон на открытом воздухе 2-3 раза в день при температуре воздуха от -12 до +30"С;

5) общая ежедневная ванна при температуре воды 36-37°С продолжительностью 5-6 мин с последующим обливанием (температура воды 34-35°С);

6) пребывание в манеже на открытом воздухе (летом) или в хорошо проветренном помещении (зимой); летом пребывание 2-3 раза в день под рассеянными лучами солнца. Начинают процедуру с 3-4 мин и постепенно доводят до 10 мин.

ВОЗРАСТ 1-3 ГОДА

Температура воздуха в комнате 18-19°С. Закаливающие процедуры;

1) воздушная ванна во время утренней гимнастики и умывания;

2) умывание (температура воды в начале закаливания 28°С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 18-1GC). Детям старше2 лет моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя;

3) дневной сон на открытом воздухе при температуре от -15 до +30°С в безветренную погоду;

4) прогулки 2 раза в день при температуре воздуха в пределах от -15 до +30°С;

5) пребывание под лучами солнца от 5-6 до 8-10 мин 2-3 раза в день;

6) общее закаливание и душ после прогулки (начальная температура воды 34-35°С, постепенно ее снижают до 24-26°С);

7) обливание ног перед дневным сном (начальная температура воды 28°С, постепенно ее снижают до 18°С);

8) общая ванна при температуре воды 36°С продолжительностью 5 мин с последующим обливанием (температура воды 34°С) перед ночным сном 2 раза в неделю.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Температура воздуха в комнате 16-18°. Закаливающие процедуры:

1) воздушная ванна во время утренней гимнастики и последующего умывания. Продолжительность воздушной ванны 10-15 мин, из которых на гимнастику отводят 6-7 мин;

2) умывание (температура воды 24°С). Моют шею, верхнюю часть груди и руки выше локтя. Дети старшего возраста обтираются до пояса;

3) дневной сон на открытом воздухе при температуре от -15 до +30"С в безветренную погоду;

4) прогулки 2 раза в день при температуре воздуха от-15до+30’С;

5) пребывание под лучами солнца от 5-6 до 10-15 мин 2-3 раза в день;

6) после прогулки общее закаливание или душ при температуре воды 34°С в начале закаливания с постепенным ее снижением до 25-24’С;

7) обливание нор перед дневным сном (начальная температура воды 28°С, постепенно ее снижают до 16°С);

8) общая ванна при температуре воды 35-36’С с последующим обливанием (температура воды 33°С) перед ночным сном 2 раза в неделю.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии