Что можно отнести к духовным ценностям. Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных. Материальные и духовные ценности

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Конспект по философии

К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправомерном, о смысле истории и предназначении человека и т.д. Если предметные ценности выступают как объекты потребностей и интересов человека, то ценности сознания выполняют двоякую функцию: они суть самостоятельная сфера ценностей и основание, критерий оценки предметных ценностей.

Идеальная форма бытия ценностей реализуется либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, о должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений. Представления о совершенстве могут реализоваться либо в конкретно-чувственной, наглядной форме некоего эталона, стандарта, идеала (например, в эстетической деятельности), либо воплощаться средствами языка.

Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, жестко программирующих цели и способы деятельности. Это стандарты, правила, каноны, эталоны. Более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценности - нормы, вкусы, идеалы, служащие в качестве алгоритма культуры. Норма есть представление об оптимальности и целесообразности деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями. Нормы включают в себя : форму единообразия поступков (инвариант); запрет на другие варианты поведения; оптимальный вариант поступка в данных общественных условиях (образец); оценку поведения отдельных лиц (иногда в форме некоторых санкций), предостерегающую от возможных отклонений от нормы. Нормативное регулирование пронизывает всю систему деятельности и отношений человека. Условием реализации социальных норм является система их подкрепления, которая предполагает общественное одобрение или осуждение поступка, те или иные санкции к лицу, долженствующему выполнять норму в своей деятельности. Таким образом, наряду с осознанием потребностей (которое, как мы уже отмечали, может быть адекватным или неадекватным) существует осознание их связи с социальными нормами. Хотя нормы и возникают как средство закрепления апробированных общественной практикой, выверенных жизнью способов деятельности, они могут отставать от нее, быть носителями запретов и предписаний, которые уже устарели и препятствуют свободной самореализации личности, тормозят общественный прогресс. Например, традиционное для России общинное землепользование, бывшее на ранних этапах истории нашей страны экономически и социально оправданным, потеряло свою экономическую целесообразность и является препятствием для развития аграрных отношений на современном этапе. Тем не менее оно сохраняется в сознании определенной части нашего общества (например, казачества) как некоторая незыблемая ценность.

Идеал - представление о высшей норме совершенства, духовное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личности и общества. Идеал выполняет регулятивную функцию, он служит вектором, по¬зволяющим определить стратегические цели, реализации которых человек готов посвятить свою жизнь. Возможно ли достижение идеала в действительности? Многие мыслители отвечали на этот вопрос отрицательно: идеал как образ со¬вершенства и завершенности не имеет аналога в эмпиричес¬ки наблюдаемой действительности, он предстает в сознании как символ трансцендентального, потустороннего. Тем не менее идеал является концентрированным выражением духовных ценностей. Духовное составляет сферу высших ценностей, связанных со смыслом жизни и предназначением человека.

Человеческая духовность включает в себя три основных начала : познавательное, нравственное и эстетическое. Им соответствуют три типа духовных творцов: мудрец (знающий, познающий), праведник (святой) и художник. Сердцевиной этих начал является нравственность. Если знание дает нам истину и указывает путь, то нравственное начало предполагает способность и потребность челове¬ка выйти за пределы своего эгоистического «я» и деятельно утверждать добро.

Особенностью духовных ценностей является то, что они обладают неутилитарным и не инструментальным характером: они не служат ни для чего иного, напротив, все иное подчинено, приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями, в связи с утверждением их. Особенностью высших ценностей выступает также и то, что они составляют стержень культуры определенного народа, фундаментальные отношения и потребности людей: общечеловеческие (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные ценности (представления о социальной справедливости, свободе, правах человека и т.п.), ценности стиля жизни, самоутверждения личности. Высшие ценности реализуются в бесконечном множестве ситуаций выбора.

Таким образом, понятие ценностей неразрывно с духовным миром личности. Если разум, рациональность, знания составляют важнейшие компоненты сознания, без которых целесообразная деятельность человека невозможна, то духовность, формируясь на этой основе, относится к тем ценностям, которые связаны со смыслом жизни человека, так или иначе решающего вопрос о выборе своего жизненного пути, целей и смысла своей деятельности и средств их достижения.

Здесь мы поговорим про духовные ценности в жизни человека, что это такое и почему они так важны.

Каждый человек вырастает со своим набором ценностей. Самое интересное то, что они не всегда служат человеку, а могут наоборот, даже причинить ему вред.

Ценности передают нам с самого рождения наши родители, учителя, воспитатели, друзья.

Мы не всегда можем сразу понять какие из ценностей нам вредят, а какие приносят пользу. Давай подробнее в этом разберёмся!

Что такое ценности

Ценности – это внутренние принципы, убеждения, в которые человек верит и держится за них, он считает свои ценности важными и если это бывает нужно, готов отстаивать их.

Ценности могут нести как положительный, так и отрицательный характер.

Естественно, отрицательные ценности несут вред человеку. Можно привести пример много ценностей. Например, сигареты, и даже наркотические вещества могут стать ценностями для человека, который будет даже в них искать плюсы и защищать их.

Те, кто употребляют алкоголь считают, что он полезен для организма, стерилизует его от инфекций различного рода и что выпивать алкоголь время от времени необходимо. Водка стерилизует, вино расширяет сосуды, алкоголь помогает расслабиться и уйти от проблем. Хотя это конечно ерунда, алкоголь яд для организма.

Сигареты – это лучшее средство для успокоения и от нервов, стресса, зато какой ценой.

Важно видеть вещи в настоящем свете, а не в иллюзорном. В этой статье я предлагаю обсудить именно духовные ценности, не религиозные.

Духовные ценности

Духовные ценности подразумевают наличие в них Духа. Развитие и усиление своего внутреннего Духа, духовного тела.

Осознание того, что эти ценности ты открываешь внутри себя, прежде всего для себя и своего блага, а не для глаз окружающих. Ты выбираешь быть таким именно для себя.

Можно привести в пример такие духовные ценности:

  • честность;
  • осознанность;
  • ответственность;
  • любовь в первую очередь к себе, а затем к окружающим;
  • вера в себя;
  • сочувствие;
  • искренность;
  • любовь к своим родителям;
  • уважение к любой форме жизни;
  • миролюбивость;
  • устойчивость к стрессам;
  • принятие;
  • верность (имеется ввиду своей жене);
  • любовь к семье.

Так можно перечислять долго. Главное, чтобы каждая ценность делала тебя сильнее. Практикуя эти ценности внутри себя, придерживаясь их просто потому, что ты так выбираешь, ты становишься духовно сильным или духовитым человеком. Это неизвестно почему так. Просто это есть.

Естественно, чтобы быть честным с окружающими людьми, нужно сначала быть честным с самим собой, чтобы быть искренним с другими, нужно научиться не врать самому себе. Чтобы любить людей, нужно сначала полюбить себя.

Всё начинается с тебя, с твоего отношения к самому себе. Если ты себя ненавидишь и не принимаешь, ты себе не нравишься, то не думай, что отношение окружающих к тебе будет другое или вдруг ты загоришься горячей любовью к окружающим. Это иллюзия.

Все эти ценности, если ты их практикуешь, делают тебя сильней.

Нынешнее общество

Сейчас в обществе врать – это нормально, беспорядочные половые связи –это тоже нормально, быть не искренним и двуличным, ненавидеть себя и окружающих, носить маски, не уважать родителей, курить и пить всё это нормально, но не естественно.

Это не взращивает человеческий дух, это его разрушает. Человек чувствует себя внутренне ущербным, не способным что-либо изменить в своей жизни.

Гнаться за внешними идеалами или ставить на первое место деньги и славу, это тоже ненормально.

Быть состоятельным и при деньгах, жить в роскоши – это хорошее желание, но когда для тебя важно только это, когда ты стремишься к этому, чтобы доказать всем какой ты, что быть в глазах окружающих выше – это уже ненормально.

Внутреннее всегда творит внешнее. Внешний мир лишь отражение внутреннего. Какой смысл гнаться за отражением, когда легче всего влиять на него работая с внутренним миром. Именно для этого и нужны внутренние духовные ценности, чтобы чувствовать внутренний стержень, чтобы иметь способность создавать свою жизнь такой, какой ты её выбираешь.

Я не призываю тебя поверить в это, ты можешь просто проверить. Практикуй и всё узнаешь, только это должно быть не воспитание родителей, использовать и руководствоваться духовными ценностями – это осознанный выбор каждого, а не вбитые в программы от родителей и окружающих.

Благодарю за внимание!!!

До следующих встреч!

Да, можешь также, и оставить положительный комментарий под этой статьёй.

Всегда ваш: Заур Мамедов

Наряду с материальным производством и материальной культурой выделяются духовное производство и духовная культура общества и человека. Духовное производство характеризует человека и общество.

Духовное производство человека – это вид социального производства, связанного с деятельностью сознания, подсознания и сверхсознания (творческой интуиции) человека. В результате происходит производство индивидуальных ценностей. Они имеют ценностный характер прежде всего для того человека, кто их создал.

К сфере сознания могут быть отнесены те продукты, которые носят духовную форму и связаны с производством знания, практических навыков, идей, образов и др. продуктов. Эти продукты могут быть опредмечены и переданы другим с помощью языка, речи, математических символов, рисунков, технических моделей и др.

К подсознанию принадлежит все то, что было осознаваемо ранее или может стать осознаваемым в определенных условиях, это навыки, архетипы, стереотипы, глубоко усвоенные человеком социальные нормы, регулирующая функция которых переживается как «голос совести», «зов сердца», «веление долга». Совесть занимает в поведении человека должное место лишь тогда, когда ее веления исполняются как императив, как долг, не требующий логических аргументов. То же самое относится к чувству воспитанности, ответственности, честности, настолько прочно усвоенных человеком, что он не обнаруживает их влияния, превратившихся во внутренний мир человека.

Сверхсознание в форме творческой интуиции обнаруживает себя на первоначальных этапах творчества, не контролируемых сознанием и волей. Нейролингвистическую основу сверхсознания составляют трансформации и рекомбинации следов (энграмм), хранящихся в памяти человека, замыкание новых нервных связей, чье соответствие или несоответствие действительности выясняется лишь в дальнейшем.



На формирование индивидуального сознания человека, его духовного производства, оказывают свое влияние как условия его жизни, так и те формы духовности, которые определяются обществом. Поэтому духовная продукция, производимая человеком, будет принимать форму ценности только будучи соотнесенной с духовным производством общества, без признания которого она оказывается бессильной.

Герои Ильфа и Петрова духовно – разные люди. У них сформировались и разные представления о ценностях. Так, О. Бендер мечтал о миллионе, поданном «на блюдечке с золотой каемочкой», Шура Балаганов готов был ограничиться пятью тысячами рублей, Эллочка Людоедочка грезила о «мексиканском тушкане», который позволил бы ей сравниться с «Вандербильдихой». У каждого свои представления о ценностях, так как у каждого своя культура.

Таким образом, духовная культура задает духовные ценности, блага и потребности человека. У каждого отдельного человека продукты его духовного творчества носят, с одной стороны, индивидуальный характер, они уникальны, неповторимы. С другой стороны, они имеют общественную, всеобщую природу, поскольку сознание изначально общественный продукт.

Духовные ценности возникают в результате духовной деятельности общества, отдельного человека. Иногда некоторые исследователи отождествляют эти явления. Так, мы можем встретить такого рода высказывание, что «Духовная деятельность – это социальная деятельность, направленная на создание духовных ценностей и усвоение их людьми» . Это не так. Духовная деятельность – это деятельность по производству духовного продукта. Любая деятельность завершается в своем результате, любое производство заканчивается созданием продукта. Практика свидетельствует, что не всякий продукт духовной деятельности является ценностью общества или отдельного человека. Поэтому и не всякая духовная деятельность производит ценности. Деятельность, не нашедшая своего завершения в продукте, не создает ценностей, духовная деятельность, не закончившаяся результатом, остается в сфере возможного и не вторгается в область действительного, а значит и действующего. Поэтому, приведет ли духовная деятельность к получению духовного продукта – это вопрос. А раз деятельность не завершается, то она не становится в этом случае ценностью.

Но и если мы получим определенный духовный продукт, вопрос о его ценности также требует своего специального исследования и практического применения. В цивилизации действует общественное разделение труда, функционируют подчас различные, а то и противоположные формы собственности. Это приводит к появлению не только чуждых, но подчас и враждебных интересов и продуктов духовной культуры. Это приводит к тому, что чуждые для одних групп населения продукты духовной культуры не воспринимаются ими как ценности, поскольку произведены не ими и эти продукты не соответствуют их интересам. Не возникает самоидентификации между данной духовной культурой и духовными ценностями чуждого для нее коллектива. Но чуждые социальные или этнические ценности могут быть освоены и превращены в свои.

В цивилизации продукты элитной духовной культуры остаются чуждыми для большинства населения. Но утверждение общественного характера производства приводит к тому, что они начинают осваиваться обществом, его низами. Так, дворянская культура России XIX века оставалась чуждым для крестьянской и пролетарской массы явлением. Изменение социальных условий в послереволюционной России привело к тому, что освоение русского духовного наследия стало массовым явлением. Многие нормы этикета, условия жизни, формы нравственности, эстетические идеалы стали осваиваться обществом и превращаться в компонент его массовой культуры.

Сложнее дело обстоит при освоении враждебных для данного субъекта духовных ценностях. Враждебные ценности не могут быть освоены принципиально, поскольку они подводят к разрушению субъекта духовного производства, к уничтожению тех ценностей, которые отвечают его интересам. Поэтому духовная деятельность, завершившаяся производством враждебных для данного социального субъекта продуктов, не выступает и не может выступать как ценность.

Духовная культура как ценность обладает рядом особенностей по сравнению с материальными ценностями.

Духовное производство носит непосредственно общественный характер. Сами продукты духовной деятельности имеют изначально общественную природу. Поэтому они не нуждаются в утверждении своей культурной формы в стоимостных, рыночных отношениях. Но в условиях цивилизации духовные продукты культуры насильственно и противоречиво приобретают стоимостные функции и выступают в товарной форме. Это приводит к тому, что в цивилизации воспроизводится противоречие между непосредственно общественным характером духовных продуктов и теми ограниченными формами их существования, которые накладывает на них рыночное производство.

Слово, идея, идеал, норма, в какой бы индивидуальной форме они не существовали, изначально есть продукты общества и имеют непосредственно общественный характер.

Материальные ценности в условиях цивилизации не могут утвердить свою общественную, всеобщую форму, минуя рынок. Рынок есть органическая форма для утверждения ценностного характера продуктов материальной культуры.

Духовные ценности не могут быть измерены рабочим временем, в отличие от материальных. Поскольку духовные ценности изначально носят непосредственно общественный характер, их производство опирается на все время общества. Но в условиях цивилизации имеется определенное противоречие между деятельностью и временем, осуществляемым всем обществом, и рабочим временем. Это приводит к тому, что и продукты духовного производства получают ограниченную рабочим временем форму существования, а их производство осуществляется в свободное время общества.

В основании цены материальных ценностей лежит то количество труда, которое произведено в рабочее время. В основании цены духовных ценностей лежит прибавочный труд и продукт. Вся совокупность духовных ценностей не может быть обмененной иначе, как на прибавочный продукт общества.

При обмене и распределении культурных ценностей их общая сумма не уменьшается, но и не остается неизменной – она увеличивается. Так грамотность – признак письменной культуры, возникает в качестве локального, ограниченного явления, она охватывает ограниченный круг лиц. Постепенно она распространяется среди более широких слоев населения, количество грамотных людей увеличивается. Но ее культурная ценность в ходе обмена и распределения не уменьшается и не остается неизменной. Иное дело с материальным продуктом. Будучи произведен в ходе своего распределения, он обменивается на услуги, продукты умственного труда, в результате чего он количественно уменьшается, потребляется, и если его не воспроизводить вновь и вновь, может исчезнуть.

В ходе потребления духовные ценности, в отличие от материальных, не исчезают, но сохраняются. Духовные ценности тиражируются, копируются и таким образом, сохраняются. Освоение научного знания отдельным человеком, или обществом, не умаляет общей суммы научного знания, но более того, создает лучшие условия для его производства и распространения. Освоение культурной нормы отдельным человеком и сообществом в целом вовсе не устраняет нормативность из культурной жизни, а наоборот, создает лучшие условия для функционирования в обществе культурных явлений. Чем шире будет распространена моральная норма, тем большую устойчивость она приобретает.

Увеличение количества материальных ценностей в распоряжении одного человека требует для их сохранения и воспроизводства все большего количества труда и времени, так что дальнейшее усвоение материального богатства в индивидуальной форме становится невозможным. Т.е. индивидуальное потребление материальных ценностей ограничено в каждый данный момент времени и пространства. Возникает противоречие между живым и прошлым трудом и продуктом.

Увеличение количества духовных ценностей, например, знаний, делает их владельца более информированным, «богатым» при производстве и потреблении новых культурных ценностей. Так, знающий человек, информированный, получает от одного и того же сообщения больше информации, чем человек незнающий. Человек, освоивший моральные нормы и ценности, может бесконечно продолжать процесс своего совершенствования. Мы можем сказать, что нет предела в освоении духовных ценностей, но есть предел в освоении ценностей материальных. Это позволяет говорить о том, что область духовных ценностей обладает иными свойствами и отношениями, чем сфера материальной культуры, и ее законы не сводимы к законам материального производства. Можно было бы назвать множество духовных ценностей фрактал-фрактальной сферой, отличной от систем иного порядка – органических или целостных.

Ценности духовной культуры в современных условиях все чаще носят авторский характер. Карл Ясперс считал, что именно авторский характер отличает «послеосевые» культуры. Если мы посмотрим на историю, то обнаружим, что авторство появляется задолго до «осевого времени». Уже законы царя Хаммурапи, скульптурный портрет Нефертити имеют отношение к авторским, а не анонимным культурам. Но соотношение тех или иных в истории меняется. Чем ближе к современности, тем быстрее возрастает роль авторских культур. Это связано, прежде всего, с действием общесоциологического закона возрастания роли личности в истории. В области трансляции и производства культурных ценностей этот закон особенно отчетливо себя обнаруживает.

К тому же, на него накладывается еще одна закономерность исторического развития культуры, связанная с возрастанием роли индивидуальности человека, с ее выделением из родовых, семейных, социальных, профессиональных связей и отношений. Стремительное развитие культуры уже в наши дни подводит нас к такому положению, при котором свободное, гармоничное развитие индивидуальности безотносительно к какому-либо внешнему для человека масштабу, мере социальной, национальной, духовной, оно превратится в закон общественной жизни и человечества.

В области производства духовных ценностей их производство несет на себе отпечаток личности их творца, создателя. В области материальных ценностей продукт носит в основном безличностный, анонимный характер.

Время существования материальной культуры ограничено физическим и моральным износом. Материальная культура постоянно нуждается в обновлении, реновации. Духовные ценности не ограничены во времени. Достижения духовной культуры непреходящи. Мы восхищаемся памятниками культуры эпохи Античности, например, Парфеноном, Колизеем.

Максимальную ценность материальная культура имеет постольку, поскольку она полезна. Духовная культура может иметь ценность, будучи материально бесполезной, духовно иллюзорной, а подчас и ложной. Так, отправляясь на запад, корабли Колумба стремились открыть новые пути в уже известную Индию. И когда они открыли новые земли, команда считала, что это неизвестные области Индии. Так в результате иллюзий было сделано величайшее географическое открытие и на картах появился новый материк – Америка.

В духовной культуре мы можем выделить два вида деятельности:

1. Духовно-продуктивная деятельность; 2. Духовно-практическая деятельность.

Соответственно, мы можем выделить и два вида ценностей духовной культуры: духовно-продуктивные и духовно-практические.

Духовно-продуктивная деятельность – это деятельность, направленная на производство духовной продукции – умственной, психической, рациональной и иррациональной, научной и эстетической, знаковой и символической и т.д. Духовно-продуктивная деятельность – это духовная деятельность, связанная с преобразованием в сознании человека объективной реальности или обработкой прошлых продуктов духовного производства. Продукты, результаты этой деятельности носят духовную, идеальную форму и отражают прежде всего реальный мир человека. В центре духовно-продуктивной деятельности – деятельность по познанию этого мира и производство знания о нем. Хотя духовная деятельность рассматривается прежде всего как отражение реального мира, окружающего человека, этот процесс отражения нельзя свести только к познавательной деятельности, производству знания. Отражение и познание – не тождественные категории. В процесс отражения входят также и другие виды духовной деятельности – производство нравственных норм, эстетических идеалов и т.д. Всякое познание есть отражение, но не всякое отражение есть познание. Отражение не сводится к познанию этого мира, но включает в себя и другие формы духовности – адекватно и неадекватно отражающие человеческий мир. Конкретное представление о ценности предмета может разойтись со знанием о нем. Например, мы знаем, что курение табака приносит вред не только курильщикам, но и окружающим его людям. Это наши знания. Но ценность курения по каким-то причинам для многих людей сохраняется, несмотря на то, что они знают, что курение приносит вред здоровью человека. Таким образом, ценностное отношение к миру обладает своей спецификой. Процессы отражения охватывают не только познание, но включают в себя и другие формы. Например, мы любуемся, восхищаемся закатом солнца. В этот период мы не познаем его, но переживаем, чувствуем, радуемся. Соответственно, в сознании мы формируем психические образы, в которых отражаем состояние нашего мира чувств, эти психические образы мы способны запомнить, чтобы со временем воспроизвести их из памяти. И ценностью здесь выступает память о тех чувствах, которые мы испытывали, но не память о том, что когда-то мы смотрели на закат солнца. Хотя, мы можем предполагать, что любование закатом может сопровождаться для нас производством и какого-то элемента знания. Для нас тогда будет важно знать и помнить, что такого-то числа, такого-то месяца мы любовались закатом солнца. В этом случае для нас не важны те переживания, которые мы испытывали при этом, но для нас важна, представляет собой ценность именно дата события. Как мы видим, один вид деятельности – духовно-продуктивный, может производить разные виды ценностей – чувственные, в нашем случае, эстетические, и познавательные.

Особенностью духовно-продуктивной деятельности является то обстоятельство, что в конце ее мы имеем духовный продукт, отделившийся от своего создателя: научное открытие, изобретение, проект, символ, знак, поэму, картину и т.д. После этого духовный продукт начинает жить своей самостоятельной жизнью: картину смотрят посетители выставки, роман писателя продается и раскупается, стихи заучивают и т.д.

Второй вид ценностей связан с духовно-практической деятельностью. Это деятельность по освоению и передаче человеческого опыта, практики, накопленных элементов ценностей духовной культуры. Это такая деятельность, которая неотделима от жизнедеятельности человека, не существует вне ее. Таковы те духовные ценности, которые создаются актерами, танцорами, декламаторами, артистами балета, ораторами, политиками, священниками. К области духовно практической деятельности относят также мораль, искусство, право, политику, религию, идеологию. Это духовно-практические виды отношений. Они формируют духовно-практические ценности. Эти ценности неразрывно связаны с практическим поведением людей. Мы можем много говорить о морали, нравственности, учить других людей моральным нормам и поведению. Но в практической жизни можем совершать аморальные поступки. В первом случае наши ценности так и останутся нереализованными, они будут существовать в сфере возможного, потенциального, мысленного. Эти ценности не получат действительного и действенного существования. Во втором случае духовные ценности будут реализованы, они, «овладевая массами», превратятся в материальную силу, способную преобразовать мир.

У человека и в его историческом развитии (филогенезе), и в его индивидуальной жизни (онтогенезе) формируются разные ценности и различное отношение к ним, ценностные ориентации. Человек создал новый огромный мир, не известный природе. Он развил технику и технологию, создал совершенные транспортные средства и формы общения, связи и коммуникации. Но как их использовать на благо человеку и человечеству, а не во зло? Сегодня, как никогда ранее, стоит вопрос: во имя чего существует человек? Каковы те ценности, которыми он должен руководствоваться? На что он должен ориентироваться? Ответить на эти вопросы не может ни самая совершенная техника, ни технология, ни экономика, они не говорят нам о значении жизни. Мы узнаем об этом из искусства, литературы, философии, духовной сферы общества. Человек по-разному относится к ним.

Мы можем выделить различные ценностные ориентации культуры.

1. Конформизм. В этом случае индивид приспосабливается к той системе ценностей, правил, норм, запретов, идеалов, которые созданы не им, до него и которые он должен освоить. В этом случае опыт прошлых и ушедших поколений определяет и ограничивает формы поведения живых и живущих, диктует им свою, ограниченную, меру развития.

2. Акультурность, асоциальность. Для этого вида ориентаций характерно неприятие опыта прошлого, тех ценностей культуры, которые создали, накопили ушедшие и уходящие поколения людей. В этом случае индивид отказывается от культурного наследия, отрицает его историческую ценность, пытается навязать обществу свои, подчас индивидуалистические представления о культурных ценностях и правилах поведения. Для людей, избравших такой путь, прошлая культура предстает как враждебная, уничтожающая их сила, подлежащая в свою очередь, отрицанию. Это характерно для поведения преступников, предателей, «перерожденцев», представителей социально-антагонистических групп.

3. Отчуждение. Такой вид ценностных ориентаций характерен для людей, которые воспринимают сложившуюся культуру как чуждую, нейтральную, ненужную, незнакомую систему ценностей, к которым у них складывается безразличное, равнодушное отношение. Для этих людей свойствена позиция апатии, «неучастия», «недеяния», непричастности к культурным ценностям.

4. Преобразование. Человек такой ориентации выбирает путь творческого освоения ценностей прошлого, при котором отбирается и наследуется все то, что способствует прогрессивному развитию культуры общества и человека. В данном случае индивид становится сознательным участником процесса создания новых ценностей культуры. Перефразируя В. Хлебникова, можно сказать, что звездная дорога человечества разделилась на млечный путь приобретателей и тернистый путь изобретателей. Не всегда для создателей новой культуры обеспечиваются благоприятные условия для творчества. Как правило, они встречают непонимание среди своих современников, а то и неприятие. Из-за их независимой позиции их личная жизнь чаще всего трагична, конфликтна. Они неудобны для обывателя своей неординарностью, непохожестью на «всех». Как писал в свое время И. Северянин:

Художники, бойтесь мещанок!

Они обездарят ваш дар

Своею враждебною сонью

Своим организмом шарманок;

Они запесочат пожар

В душе, где закон – беззаконье .

У каждого человека, социальной группы, народа, на первый взгляд, есть свои ценности, подчас непохожие на ценности других. Но в последнее время в условиях, когда процессы утверждения общественного характера производства стали приобретать мировой, глобальный характер, встал вопрос об общечеловеческих ценностях.

В основе существования общечеловеческих ценностей лежат культурные универсалии. К культурным универсалиям относятся те явления культуры, которые общи всем народам, независимо от их цвета кожи, исповедания, экономического положения. Например, игра, спорт, одежда, домашняя утварь, танцы и др.

Признание существования не только материальных, но и духовных ценностей.

Признание ценностями не просто объектов, имеющих физическую, телесную, вещественную природу, но и носящих социальный характер, т.е. являющихся общественными отношениями.

Признание в качестве ценностей не только социальных объектов – норм, институтов, обрядов, но и их создателей и носителей – людей, трудовых коллективов, этнических общностей и групп, объединений и организаций.

Признание ценностей, которые носят не только индивидуальный, национальный, но и глобальный характер.

Общечеловеческие ценности мы можем подразделить на ряд видов в соответствии с тем, какие сферы общественной жизни они охватывают: экономические, социальные, политические, духовные.

Культурное общечеловеческое достояние – все то, что «окультурено» человеком и человечеством за время его существования на земле, продукты и результаты труда, деятельности, многих поколений людей: поля и леса, парки и сады, зданиями и сооружениями, средствами сообщения и связи, открытия и изобретения, знания и идеи, нормы и идеалы.

Общечеловеческую ценность составляют не только готовые продукты деятельности, но и разнообразные виды, формы, способы труда и деятельности человека и человечества, которые направлены на сохранение и преумножение культурного общечеловеческого достояния, а также передача его в виде традиции, наследства, новому, подрастающему поколению.

Общечеловеческие ценности образуются в результате утверждения и особого, культурного отношения людей к своему общему достоянию. Это отношение выступает в виде социальных норм, законов, идей, имеющих общечеловеческий статус.

К общечеловеческим ценностям можно отнести те, которые характеризуют поведение отдельного человека или человеческих сообществ, а также отношения между ними.

Общечеловеческими ценностями являются:

Гуманизм, уважительное отношение, терпимость и толерантность в общении людей.

Свобода и личная неприкосновенность.

Равенство всех перед законом и признание этого равенства всем человечеством.

Личная и семейная жизнь, право на создание семьи и ее сохранение.

Свобода мысли, совести и исповедания.

Труд и защита от безработицы, за счет чего обеспечивается общественная и личная жизнь человека.

Право на образование, медицинское обслуживание, сохранение здоровья.

Статус гражданина у каждого индивида, а значит и признание его полноправным участником правовых отношений.

Наличие собственности в том или ином виде – общественной или частной, личной или коллективной.

Участие в политической жизни в организованных или неорганизованных формах, в управлении делами общества и государства.

Важную роль в отношениях между людьми играют межгосударственные и международные ценности.

Мир между народами, исключение войн как средств решения спорных вопросов.

Права народов на самоопределение вплоть до создания своего государства.

Суверенитет народов, признание верховенства прав народа в решении политических, экономических, социальных проблем и ряд других.

Человека окружают полноводные потоки информации, им накоплены огромные запасы знаний, им овладевают всевозможные желания и мечты. Без правильных ценностных ориентаций все они могут пройти мимо человека. Очень важно выработать правильный взгляд на мир, сформулировать свои собственные цели, ориентиры в жизни, уметь соотнести их с мегатенденциями, которые будут характерны для культуры XXI века. Американские футурологи Д. Нэсбитт и П. Эбурдин выделили десять основных тенденций, которые ждут человеческую культуру. К ним можно отнести глобальный экономический бум 90-х годов, возникновение социализма со свободными рыночными отношениями, приватизация государства благосостояния, подъем тихоокеанского региона, десятилетие прихода женщин на руководящие посты, расцвет биологии, возрождение искусств, универсальный образ жизни, религиозное возрождение нового тысячелетия, триумф личности . Как видим, четыре последние мегатенденции целиком и полностью охватывают мир ценностей духовной культуры.

Литература по теме 11

Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М. 1988.

Башнянин Г. И. Экономическое измерение. Структура. Принципы. Функции. Львов. 1994.

Бунич П. Г. Новые ценности. М. 1989.

Брожик В. Марксистская теория оценки. М. 1982.

Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб. 1996.

Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. М. 1967.

Леиашвили П. Р. Анализ экономической ценности. М. 1990.

Маркс К. Капитал. Т. 23.

Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М. 1910.

Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы. М. 1992.

Производство как общественный процесс. М. 1986.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб. 1911.

Риккерт Г. Философия истории. СПб. 1908.

Северянин И. Библиотека поэта. М. 1975.

Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М. 1989.

Франк С. Л. Этика нигилизма //Вехи. Из глубины. М. 1991.

Швейцер А. Культура и этика. М. 1973.

Каждый человек имеет свою собственную неповторимую систему ценностей. В современном мире часто на первый план выходят материальные блага, при этом люди совершенно забывают о духовной стороне. Так что же все-таки важнее? Каковы материальные и духовные ценности человека?

Наше общество на данный момент построено так, что человек не сможет существовать без набора определенных вещей, предметов, делающих его жизнь проще и комфортнее. Таким образом, истоки материальных ценностей кроются в необходимости удовлетворения людьми своих потребностей.

Материальные ценности — это совокупность предметов, денежных средств, имущества, значимость которых для человека очень велика. Примерами таких ценностей являются недвижимость, автомобили, золотые украшения, меха, мебель, техника и аппаратура.

Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени подвержен зависимости от материальных благ. Некоторые люди не могут представить своего существования без дорогих вещей, другие ограничиваются лишь самым необходимым. Однако так или иначе материальные ценности занимают существенное место в жизни людей.

Основные духовные ценности человека

Духовные ценности — это совокупность моральных, религиозных, нравственных, этических убеждений человека, представляющих для него значимость. Они формируются с самого рождения, меняются и совершенствуются со временем. Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных для того, чтобы понять, насколько они важны в нашей жизни.

К духовным ценностям можно отнести любовь, дружбу, сочувствие, уважение, самореализацию, творчество, свободу, веру в себя и в Бога. Все это помогает нам обрести гармонию с собой и окружающими людьми. Эти ценности представляют особую важность, придают смысл жизни и делают нас людьми.

Что ответить, если просят: «Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных»?

Основываясь на понятиях и приведенных примерах духовных и материальных ценностей, можно сделать вывод о том, что сходство их заключается в значимости и важности для человека. И те, и другие делают наше существование без них ущербным и бессмысленным.

Итак, вас попросили: «Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных». Что вы ответите? Ответ сводится к тому, что первые из них нельзя увидеть и потрогать. Однако это не самое главное различие.

Прежде всего, как и любые ресурсы, материальные блага ограничены. Вопреки желаниям людей они не могут быть доступны каждому из нас. Духовные ценности же имеют всеобщий характер. Их количество бесконечно и не зависит от числа людей, обладающих ими. Духовные ценности могут стать достоянием каждого человека, не зависимо от его финансового положения и прочих факторов, являющихся препятствием на пути к получению материальных ценностей.

Какие ценности для человека важнее

Кто-то скажет, что ни в коем случае нельзя возвышать материальные блага над отношениями с близкими людьми и своей собственной совестью. Для других людей нет никаких запретов и границ на пути к богатству и славе. Кто же из них прав и что важнее для человека?

Материальные и духовные ценности культуры тесно взаимосвязаны. Люди не будут ощущать себя комфортно, имея только один из этих видов ценностей. К примеру, многие бизнесмены, заработавшие огромное состояние, часто ощущают себя несчастными, так как не смогли найти гармонию со своей душой. В то же время человек с богатым внутренним миром не будет чувствовать себя хорошо, лишившись жилья или средств к существованию.

Таким образом, если вас кто-то попросит: «Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных и поясни, какие из них важнее для человека», скажите, что на этот счет нельзя ответить однозначно. Каждый расставляет для себя приоритеты самостоятельно.

Ошибкой некоторых людей является стремление во что бы то ни стало завладеть как можно большими богатствами. При этом в погоне за деньгами они пренебрегают дружбой, честностью, теплыми отношениями со своими близкими. Неправильным также является подход, когда люди, живя в бедности, не прилагают никаких усилий для того, чтобы улучшить свое материальное положение. Они считают, что главное для них — богатый внутренний мир, а все остальное совершенно не важно. В идеале надо постараться найти правильный баланс между духовными и материальными ценностями.

    ЦЕННОСТИ - это природные и культурные объекты, процессы, отношения, обладающие положительной значимостью для человека. Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны. Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте. В самом… …

    Ценность значимость (польза, полезность) некоторого множества объектов для множества живых существ. Употребляется в нескольких смыслах: «Ценность» как название предмета, обозначающее признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и … Википедия

    Смысл человеческого бытия. Понятия ценности. Виды ценностей - кратко Этим вопросы задаются многие особенно остро из за того что рано или поздно в жизни каждого человека наступает момент, когда он осознает, что жизнь конечна. Чтобы жить и активно действовать, человек должен иметь представление о смысле жизни … Малый тезаурус мировой философии

    Такой ответ получил будущий великий философ Диоген из Синопа (400 325 до н. э.) у Дельфийского оракула, когда спросил его, чем ему заниматься. Следуя буквально совету этого прорицателя («переоценивай ценности»), Диоген даже стал… … Словарь крылатых слов и выражений

    ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ - - это ценности образного постижения мира в процессе любой деятельности человека (прежде всего в искусстве) на основе законов красоты и совершенства. Термин «эстетика» появился в научном обиходе в середине XVIII в., хотя учение о прекрасном, о… … Тематический философский словарь

    Историческое развитие русской цивилизации определялось прежде всего духовно нравственными ценностями русского народа, ядром которого с принятием христианства стала Святая Русь. Однако выбор православной веры для русского народа не был случаен,… … Русская история

    Цивилизация - (Civilization) Мировые цивилизации, история и развитие цивилизации Информация о понятии цивидизации, история и развитие мировых цивилизаций Содержание Содержание Цивилизация: Истоки употребления слова История мировых цивилизаций Единство природы … Энциклопедия инвестора

    - (Scheler) Макс (1874 1928) нем. философ и социолог, основоположник филос. антропологии и антропол. ориентации в социологии, феноменологич. эмотивистской аксиологии и социологии знания как самостоят, дисциплины. Учился в ун тах Йены,… … Энциклопедия культурологии

    Особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианской веры во всем мире. Жертвенное служение идеалам добра и справедливости, стяжание Духа Святого, устремленность к безгрешности и совершенству сделали русских новым Богом … Русская история

    Ценность важность, значимость, польза, полезность чего либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе … Википедия

    - (Scheler) Макс (1874 1928) немецкий философ и социолог, один из основоположников аксиологии, культур социологии и социологии знания, философской антропологии. Учился в Мюнхене, Берлине и Йене, изучал философию и медицину. Ученик Р.Эйкена,… … История Философии: Энциклопедия

Книги

  • Духовные ценности. Производство и потребление , С. Ф. Анисимов. В книге раскрывается роль идейно-политических, нравственных, научных, эстетических и других духовных ценностей в истории общества, в жизни каждого человека. Как создаются эти ценности и что…
  • Дух масонства. Сменить эзотерические ценности , Бейли Фостер. "Дух Масонства" содержит пять инструкций из числа тех, которые Тибетский Учитель предполагал дать группе масонов через Алису А. Бейли. Однако инструкции остались незавершенными, иФостера…


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии