Чернобыль тридцать лет спустя: Невидимые люди Белоруссии. Вечер памяти ликвидаторов аварии аэс - сценарии плюс

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Дарья Дубинина
Сценарий открытого занятия в подготовительной группе, посвященного 30-летию трагедии в Чернобыле

Цель занятия : воспитывать у детей чувство патриотизма и гордости за людей, проявивших смелость и отвагу в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС , бережное отношение к окружающей среде.

Задачи :

1. Обобщить и расширить у детей понятия о природе и об экологии в целом.

2. Познакомить детей с понятием катастрофа, и рассказать какие они бывают.

3. Рассказать о катастрофе на Чернобыльской АЭС .

Предварительная работа :

1. Работа с родителями : беседа о трагедии Чернобыля .

2. Работа с детьми :

Беседа о природных катастрофах и катаклизмах;

- рисунки на тему : «Какие катастрофы вы знаете?» ;

Чтение стихов и рассказов про Чернобыль ;

Изготовление пригласительных, благодарственных писем.

Участники мероприятия : Воспитанники подготовительной к школе группы №7 , воспитатели, музыкальный руководитель.

Приглашенные гости : ликвидаторы Чернобыльской катастрофы : Курносов Николай Петрович и Порохнявый Петр Андреевич, учитель начальных классов СОШ №107, родители воспитанников.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку, усаживаются на места (слайд№1)

Дети исполняют танец «Пробуждение»

Звучит взрыв (слайд №2)

Дети выходят на полукруг (слайд №3)

1-й ребенок :

Мы речь свою ведём о том,

Что вся Земля - наш общий дом –

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нём живём.

2-й ребенок :

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

3-й ребенок :

На нашем шаре на земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса,

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса,

Останутся лишь в книжке.

Исполняется песня «Просьба» 1 куплет

Ведущая 1 : (слайд 3) Как красива наша планета и как хрупка. Сегодня мы будем говорить о том, что угрожает нашей планете и как ей помочь?

Ведущая 2 : Все наши мечты – о хорошем будущем, прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь.

А что же такое природа ребята?

Дети отвечают

Ведущая 1 : А теперь ребята, расскажут нам о природе. Выходите…

Сценка :

1-й ребенок :

Не то, что мните вы, природа :

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

2-й ребенок : Значит, с природой можно разговаривать, и она ответит?

1-й ребенок : Ответит, если сможет… Вот мы и понаблюдаем за природой.

2-й ребенок : А что наблюдать?

1-й ребенок : Как человек обращается с природой. Есть такая наука – экология.

2-й ребенок : А что это за наука?

1-й ребенок : Экология – это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.

Ведущий 1 : Так давайте сегодня об этом поговорим…. Наша планета в опасности. Мы ещё не осознаём этой опасности и живём на этой планете, но смогут ли жить на ней будущие поколения?

Ведущий 2 : Как же сберечь нашу землю и не допустить катастроф? А что же такое катастрофа?

Дети отвечают

Ведущий 1 : Сейчас нам дети расскажут о различных катастрофах, катаклизмах и неблагоприятном отношении человека к природе.

Ребенок : Катастрофа – событие с несчастными, трагическими последствиями . Экологическая катастрофа – разрушительное воздействие человека на природу.

Ребенок : (слайд №4) Все живое на земле не может жить без воздуха. С каждым днём кислорода на Земле становится всё меньше, а, выбросов с химических фабрик, заводов, выхлопных газов от транспорта всё больше и больше.

Ребенок : (слайд №5) Вода нам так же необходима, как и воздух. Загрязнение морей и океанов. Происходит разными промышленными и бытовыми отходами, которые попадают в воду и делают ее грязной. В мировой океан попадает много нефти, большая поверхность океанов покрыта маслянистой пленкой

Ребенок : (слайд №6) Земля тоже страдает от действий человека. Пролив и утечка горюче-смазочных материалов, бытовой и промышленный мусор, все это загрязняет землю приводит к катастрофам

Ребенок : (слайд №7) Лес тоже в опасности. Усиленно идёт вырубка лесов. Так, за последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование.

Ребенок : (слайд №8) Лесные пожары – это бедствие для всей планеты, большая часть пожаров происходит по вине человека. Для многих животных лес - родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом и обречены на гибель.

Ведущая 1 : (слайд №10) Вот ребята, посмотрите, какой ужасный пожар по вине человека произошел в Петропавловском и Михайловском районах. В этом пожаре пострадало много деревьев, кустов, и пострадали даже некоторые постройки.

Ребенок : (слайд №11) Люди нарушают русла рек, что приводит к таким катастрофам как наводнение.

Ведущий 2 : (слайд №12) Вот, ребята, обратите внимание на слайд. Это наводнение произошло в том году в Бийском районе. Пострадало много домой, многие люди остались без крыши над головой. Но люди, которым это было не безразлично помогали друг другу, были организованны спасательные операции по спасению людей из этой страшной катастрофы.

Ведущий 1 : (слайд №13) Еще одна очень страшная катастрофа по вине человека произошла более 30 лет назад в Чернобыле , в городе Припять. Произошла ужасная авария на Атомной электростанции, взрыв и пожар, и в воздух попало много вредных веществ, которые ветер разнес на обширную территорию (слайд №14) .

Ведущая 2 : (слайд №15) 22 пожарных, выехавших на пожар той ночью, совершили настоящий подвиг - отвели беду, спасли тысячи человеческих жизней. Шестеро из них - ценой своей жизни (слайд №16) . В ликвидации последствий аварии принимали участие тысячи людей, в этом городе в честь них воздвигли памятник (слайд №17) .

Ведущая 1 : (слайд №18) г. Припять огородили колючей проволокой и присвоили название «город-призрак» (слайд №19) . Дома здесь почти целые, в траве можно найти детские игрушки и кое-какую мебель в открытых настежь квартирах . Нельзя найти здесь только людей.

Ведущая 1 : (слайд №20) Еще долгие годы мир будет слышать отголоски Чернобыльской трагедии . Сейчас Чернобыль представляет собой , так называемую заброшенную зону. Страшно то, что от последствий катастрофы до сих пор страдают люди.

Ведущая 2 : А сейчас я хочу предоставить слово участнику этих событий, одному из многих ликвидаторов этой страной аварии (ФИО участника-ликвидатора) .

Выходят дети читают стихи :

(слайд №21)

Ребенок :

В этом городе больше никто не живёт.

В этом городе нету ни птиц, ни зверей.

Только ветер в разбитые окна поёт,

Под скрипенье и стук приоткрытых дверей .

Ребенок :

Он покинут жильцами на верную смерть.

Но за что он покаран - никак не поймёт.

Он в дыму и пожарах сумел уцелеть.

Но зачем? Всё равно в нём никто не живёт…

Ребенок :

На качелях разбитых качается дождь,

И над парком взметнулся остов Колеса.

Ведущая 2 : Пройдет еще ни один десяток лет, но авария и останется больным вопросом для нас, незаживающей раной в душе и не уходящей тревогой… Ведь потому что, спустя столетие нельзя будет сказать о Чернобыльской катастрофе , что это уже в прошлом, а теперь все хорошо.

Ведущая 1 : Пусть же сохранится память о тех трагических днях , чтобы на нашей земле никогда не повторился Чернобыль ! Низкий поклон и вечная память героям ликвидаторам Чернобыльской аварии… Всем кто спас мир от ядерной катастрофы. Прошу вас почтить память жертв Чернобыля Минутой молчания (слайд №22) .

Ведущая 2 : (слайд №23) Этот снимок сделан из космоса. На нём – кусочек нашей прекрасной планеты Земля. Когда-то путешественники тратили годы и годы для того, чтобы переплыть океан, открыть новые земли , обследовать неизвестные острова. Мир казался огромным, а планета - чуть ли не бескрайней.

Ведущая 1 : Сегодня за считанные часы космический корабль совершает виток вокруг неё. Скорости и техника 21века сжали пространство. Мир стал таким маленьким, а наша общая планета Земля такой хрупкой. «Наше поколение понимает, что не земной шар принадлежит нам, а мы принадлежим ему, - и нам надо передать будущим поколениям чистую планету». Тому, чтобы этот вывод был навсегда усвоен всеми, и должен послужить урок Чернобыля .

Дети выходят на полукруг

1-й ребенок :

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

2-й ребенок :

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!

Песня «Солнечный круг»

(слайд №24)

Ведущий 2 : Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет!

Земля – величайшее чудо, у нас она одна!

Страшная трагедия 20 века еще долго будет напоминать нам о себе своими последствиями. Каждый человек должен помнить о взрыве на Чернобыльской АЭС и в первую очередь нужно начать со школьников - , классный час о Чернобыле!!!

Сценарий урока на тему Чернобыль

Родина моя необъятная.
Неба синева неохватная.
Зеленью лесов окруженная,
Чистотою рек напоенная!
Нам дано такое сокровище!
Где на свете встретишь такое же?
С ним душою, сердцем мы связаны,
И его беречь мы обязаны.
Тонкий стебелек, птичку малую -
Все, что красотою нас балует
Море, лес и кустик смородины -
Береги, дружок, свою Родину!

Сегодня исполняется 25 лет со дня трагических событий на Чернобыльской АЭС. Четверть века назад мир пережил тяжелейшую техногенную катастрофу. Радиационному облучению подверглись миллионы людей, сотни тысяч - потеряли здоровье и кров, свою малую Родину.

В результате аварии из сельскохозяйственного оборота было выведено около 5 млн га земель, вокруг АЭС создана 30-километровая зона отчуждения, уничтожены и захоронены (закопаны тяжёлой техникой) сотни мелких населённых пунктов. Загрязнению подверглось более 200 тыс. км², примерно 70 % — на территории Белоруссии, России и Украины. Значительному загрязнению подверглись леса. Количество возможных жертв к настоящему времени и в ближайшие десятилетия оценивается в несколько тысяч человек.

В результате взрыва в опасной зоне оказались почти три миллиона человек. Трагедия искалечила многие судьбы. Однако жертв могло быть куда больше. Рискуя жизнью, ликвидаторы аварии эвакуировали население, тушили пожар, разбирали обломки.

Участники ликвидации и жертвы аварии

Юрий Корнеев, Борис Столярчук и Александр Ювченко (умер в 2008 г.) — последние выжившие работники 4-го энергоблока, которые были на постах во время аварии;

Анатолий Дятлов, который был ответственным за безопасность проведения испытаний на 4-м реакторе, скончался в 1995 году в результате сердечного приступа;

Около сорока пожарных, милиционеров и работников станции были первыми ликвидаторами (из них 27 человек умерли от лучевой болезни в течение нескольких недель после аварии);

Милицейская бригада из Киева числом 300 человек, члены которой закапывали загрязнённую почву;

Медицинский персонал;

Многочисленная рабочая сила (в основном военные), которая была призвана для дезактивации и очистки зоны перед постройкой саркофага (учёт военных-призывников сильно усложнён из-за «утерянных» документов о месте службы);

Внутренние войска, охранявшие зону вокруг Чернобыля;

Водители;

Шахтёры, которые откачали заражённую воду и предотвратили её попадание в Днепровский комплекс;

Вот как вспоминают этот страшный день ликвидаторы, которые спасали многих людей, рискуя своей жизнью и понимая масштабность трагедии.

Эрнст Хайруллин работал на третьем энергоблоке, через стену от взорвавшегося четвертого:

Я был сварщиком, в Чернобыль меня, как и многих, отправили по линии военкомата. Общая продолжительность работ составляла 45 дней, вахтовым методом - 15 через 15. Но я отработал безвыездно все 45 дней, чтобы побыстрее закончить. Жили мы в поселке Зеленый Мыс, в 80 км от Чернобыля. В пять утра подъем и сразу - выезд к зоне. Там завтракали и шли на работу. Нас сразу предупредили, что поначалу будет все время болеть голова, а потом привыкнем, и все пройдет. Так и случилось.Перед сменой на рабочей площадке замеряли уровень радиации, потом запускали нас. Защитными костюмами назывались обычные робы. У каждого на груди крепился дозиметр, он «копил» рентгены изо дня в день. Накопишь 10 рентген - в зону больше не пойдешь. Когда я увольнялся, мне записали 8,1, но сами мы измерений не видели.Для нас, работавших на третьем энергоблоке, основной радиоактивной «заразой» была пыль. Я варил вентиляционные трубы, а с них пыль-то клубами поднимается. И работали мы с этими трубами, как с минами, главное - не встряхивать. Перед обедом в столовой нас «утюгом» проверяли, тоже дозиметр такой. Зазвенел - иди меняй робу. Меняли почти каждый день.

Леонид Гринченко, генерал-майор в отставке, участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС

Боялись мы, не боялись? Радиация, так как сегодня, вы не чувствуете, есть вред или нет. Вот так и мы не чувствовали. Никто не задумывался о последствиях. О том, что пожарные погибли, Кибенок и эти 6 человек первые, мы узнали через какое-то время. Но это не повлияло, мы знали, что просто они попали в самое пекло. Они ценой своей жизни, это те же Матросовы, которые закрыли амбразуру

Леониду Гринченко повезло. 23 дня проведенные им в непосредственном близости от Чернобыльской радиации не сказались на его здоровье. Тысячи других людей поплатились жизнью. Но выхода не было, ни у кого. Каждый, кто был там в эти дни, вспоминает Гринченко, выполняли поставленные задачи, не задумываясь об опасности. Ведь иначе … О том, что могло произойти в противном случае, даже страшно говорить.

По данным Союза «Чернобыль» России из числа граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидами стали почти 90 тысяч человек (57 тысячам инвалидность связанна с ЧАЭС), ушло из жизни около 30 тысяч ликвидаторов и только 6-ти тысячам смерть связали с радиационным воздействием, кроме того, более 1,5 млн. человек проживает в загрязненных радионуклидами территориях, каждый четвертый из них - ребенок. Несмотря на отдаленный период после Чернобыльской катастрофы, ее негативные последствия и в наши дни дают о себе знать.

26 апреля 2011 года - 25-лет со дня аварии на Чернобыльской атомной станции, которая стала величайшей трагедией в истории человечества.

В память об этом событии постановлением Центрального Совета Общероссийского союза общественных объединений «Союз» Чернобыль» России» № 39 от 14 апреля 2010 года была учреждена памятная медаль - «В память о катастрофе на Чернобыльской АЭС. 25 лет».

Она вручается лицам, проявившим мужество и самоотверженность при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В этот день мы скорбим по умершим, сострадаем всем, кому пришлось пережить эту трагедию. Благодарим участников ликвидации последствий чернобыльской аварии. Они проявили мужество и героизм, предотвратили дальнейшее распространение радиации.

По словам Д.Медведева, "чернобыльские проблемы - общая боль России, Украины и Белоруссии, которую разделяет все мировое сообщество". "Сейчас идет сбор средств на строительство нового саркофага для аварийного реактора. Уже создана ассамблея доноров, куда вошли 28 стран. И Россия также внесет свою лепту, перечислив в течение двух лет в чернобыльский фонд "Укрытие" и на счет ядерной безопасности не менее 45 млн. евро", - заявил российский лидер.

Чернобыль навсегда останется символом большого человеческого горя.

"Последствия Чернобыльской радиационной катастрофы еще не преодолены до конца. И тем тяжелее мы воспринимаем события в Японии, тем яснее осознаем, насколько первостепенны вопросы обеспечения безопасности ядерных объектов. Эти трагедии призывают нас извлечь уроки на будущее. За прошедшие годы ядерные технологии значительно усовершенствовались, и атомные электростанции успешно работают фактически во всех регионах мира. Атомная энергетика остается самым экономически выгодным способом получения электроэнергии. И - при условии соблюдения соответствующих правил и норм - самым безопасным", - сказал Д.Медведев.

25 апреля 1986 года навсегда останется в человеческих сердцах как день памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах, как день благодарности людям, самоотверженно вставшим на защиту от ядерной опасности, как напоминание об ответственности человечества за судьбу планеты.

Составила учитель начальных классов Резванцева В.Н.

Www.nsportal.ru

Классный час о Чернобыле

Составитель Кирсанова Татьяна Ивановна

Вводное слово учителя: Сегодня, спустя двадцать с лишним лет, что мы знаем о трагедии в Чернобыле? Множество самого разного. Знаем о том, что взрыв на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС рванул в 01 час 23 минуты 48 секунд. Что за черту, обозначенную страшноватым словом «зона», было выселено 135 тысяч человек. О том, что из многомиллионного Киева весной уехали дети. О счете номер 904, открытом в сбербанке, куда поступали деньги для чернобыльцев. О том, что денег никто не пожалел, отдали их - кто сколько мог - все жители страны. И сложились эти рубли во многие сотни миллионов - об этом мы тоже знаем. Известно и то, что ликвидация последствий грандиозной катастрофы обошлась государству в миллиарды. О беспримерном мужестве первых часов страшной апрельской ночи, когда люди, не жалея себя, шли в огонь и были насквозь прошиты смертоносной радиацией, сообщалось подробно… Итак, много ли мы знаем о Чернобыле? Да, много, и все же... Что известно, скажем, о том, почему Припять с населением 47 тысяч 500 человек, находящаяся в прямой видимости разрушенного и сочащегося радиацией четвертого блока ЧАЭС, сутки с лишним пребывала в неведении о реальной опасности для каждого ее жителя? Знали ли они, эти жители, о том, как вести себя в случае беды - о том, хотя бы, что надо закрыть форточки, а детей не пускать гулять? Как сегодня прогнозируется здоровье тех, кто вошел в тревожные медицинские списки? Подобных вопросов можно задать сотни. Одна из первых потребностей нашего времени - потребность в правде. Никакие «особые обстоятельства» не должны мешать ее масштабу. Информация часто стоит вровень с лекарствами, бывает дороже денег, нужнее хлеба. Потому любая правда, пусть даже самая страшная, о Чернобыле, о том, что там произошло, что будет происходить, крайне важна и сегодня. И будет нужна еще долго - мы не имеем права забыть Чернобыль. И сразу вслед за апрельским взрывом, и позже, во время нечеловечески напряженных дней работы по ликвидации последствий аварии и после возведения странного сооружения с экзотическим, но вскоре ставшим привычным названием - саркофаг... Конечно, эти снимки не могут дать полного представления о происходившем в Чернобыле. Но взвесить, оценить, понять, предупредить - их достаточно. И чтобы суметь это сделать, необходимо и увидеть, и почувствовать, прежде всего - слезы, боль, страх за близких, отчаянное напряжение труда всех, кто оказался по месту ли рождения, по долгу ли, по зову ли совести, причастным к событиям весны 1986 года на берегах Припяти. Чернобыль это - трагедия, подвиг, предупреждение.

Стихотворение читает ученица:

Героизм на войне понимаю.

Быть в бою очень надо,

Но когда героизм - расплата

За беспечность, за незнанье,

За работу спустя рукава -

Тут идея себя подменяет.

Смерть героев всегда выбирает,

Только лучше б виновных брала.

1 слайд. Как это было

2 слайд. 26 апреля 1986 г. весь мир "вздрогнул" от взрыва энергоблока, прозвучавшего на Чернобыльской АЭС. Радиационная пыль протянулась "хвостом" через территорию Украины, Белоруссии, 14 областей России и накрыла часть территории Западной Европы.

3 слайд. Предполагаемые причины аварии.

Реактор был неправильно спроектирован и опасен;

Персонал не был проинформирован об опасностях;

Персонал допустил ряд ошибок и неумышленно нарушил существующие инструкции, частично из-за отсутствия информации об опасностях реактора;

Отключение защит либо не повлияло на развитие аварии либо не противоречило нормативным документам.

4 слайд. Справка о Чернобыльской АЭС (Вид на АЭС)

Чернобыльская атомная станция расположена на Украине вблизи города Припять, в 18 километрах от города Чернобыль, в 16 километрах от границы с Белоруссией и 110 километрах от Киева.

Ко времени аварии на станции функционировало 4 ректора. Всего планировалось ввести до 12 реакторов.

Примерно в 1:23:50 на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. Здание энергоблока частично обрушилось, при этом, как считается, погиб 1 человек. В различных помещениях и на крыше начался пожар. Впоследствии остатки активной зоны расплавились. Смесь из расплавленного металла, песка, бетона и частичек топлива растеклась по подреакторным помещениям. В результате аварии произошёл выброс радиоактивных веществ, с различным периодом полураспада от 8 дней до 30 лет. Положение усугублялось тем, что в разрушенном реакторе продолжались неконтролируемые ядерные и химические (от горения запасов графита) реакции с выделения тепла с извержением из разлома в течение многих и многих дней с продуктами горения высокорадиоактивных элементов и заражении ими больших территорий. Остановить активное извержение радиоактивных веществ из разрушенного реактора удалось лишь к концу мая 1986 года мобилизацией ресурсов всего СССР и массовым переоблучением тысяч ликвидаторов.

Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу.

6 слайд. Разрушенный реактор ЧАЭС

7 слайд. Что рассказывают очевидцы. (Четвёртый блок Чернобыльской АЭС)

Вот некоторые свидетельства (читают ученики): «Я почувствовал первый удар. Он был сильный, но не такой, какой произошел затем через одну-две секунды. Тот уже был как один длинный удар или два, но следом друг за другом. Первоначально я подумал, что произошло что-то с деаэраторами над щитом управления 4-м блоком. Вслед за звуком удара с фальшпотолка посыпалась облицовочная плитка. Посмотрел на приборы. Картина была плохая. Стало понятно - произошла авария крайней степени тяжести. Потом выскочил в коридор, чтобы пройти в центральный зал. Но в коридоре пыль, дым. Я вернулся, чтобы включить вентиляторы дымоудаления. Потом пошел в машинный зал. Там обстановка кошмарная. Из разорванных труб в разные стороны хлестала горячая вода, она сильно парила. Видны были вспышки коротких замыканий электрокабелей. Значительная часть машинного зала оказалась разрушенной. Упавшей сверху плитой перебило маслопровод, масло вытекало, а его в специальных емкостях находилось до 100 т. Потом направился на улицу, обошел 4-й блок, увидел разрушения, пожары на кровле».

«Раздался удар. Я подумал, что полетели лопатки турбины. Потом - опять удар. Посмотрел на перекрытие. Мне показалось, что оно должно упасть. Мы пошли осматривать 4-й блок, увидели разрушения и свечение в районе реактора. Тут я заметил, что мои ноги скользят по какой-то суспензии. Подумал: а не графит ли это? Еще подумал, что это самая страшная авария, возможность которой никто не описывал».

«Тут вижу, что включается сигнал оповещения об аварии с 4-го блока. Я побежал туда. Встретились ребята. Они были очень грязные и возбужденные. Наконец машзал. Он интересовал меня в первую очередь, так как там запасы водорода и машинного масла - все это огнеопасно. Вижу, кровля рухнула. Потом побежал на щит управления 4-м блоком. Спросил: «Льете ли воду для охлаждения реактора?». Мне ответили, что льют, но куда она идет и сами не знают.

Появился дозиметрист, сообщил, что его прибор слабенький и полную мощность радиационного излучения измерить не может. Вижу, ребята несут обожженного человека, это оказался В. Шашенок. Он был грязный, в шоковом состоянии, стонал. Я помог донести парня до щитовой 3-го блока. Оттуда позвонил в Москву, в ВПО «Союзатомэнерго», сказал, что у нас самая серьезная авария. Потом позвонил телефонистке, чтобы объявила общую аварию по станции».

Дополнение учителя:

Володю Шашенка, вынесли на руках обожженного и облученного врачи и пожарники. Он успеет простонать: «Там... Валера...», - и его покинет сознание, беспомощными окажутся врачи. Тело Володи Шашенка вывезут из зоны и похоронят на первом деревенском кладбище. Его друга и одногодка Валерия Ходемчука же не найдут. И может, на бетонной стене захороненного атомного реактора когда-то напишут его имя... Сердце Валерия Ходемчука остановилось в то мгновенье, когда начала свое действие авария, ставшая предостережением всему человечеству. Валерка, который, уходя на смену, на реактор, попросил Наташу, чтобы собрала детишек, завтра поедут все вместе к матери сажать картошку.

9 слайд. Карта радиоактивного загрязнения

Радиоактивному загрязнению подверглось более 200 000 км², что вызвало вынужденное переселение сотен тысяч человек и привело в негодность одни из самых плодородных земель в Европе.

При́пять (укр. Прип"ять) — покинутый город областного значения в Киевской области Украины, на берегу реки Припять. Основан 4 февраля 1970 года.

Главным поводом основания города стало строительство и последующая эксплуатация одной из самых крупных в Европе Чернобыльской атомной электростанции, градообразующего предприятия, которое и дало Припяти почетное звание города атомщиков. Таким образом, Припять стал девятым в Советском Союзе атомоградом.

Очень многие люди не только за рубежом, но и в нашей стране и до сих пор, после стольких публикаций в печати и многочисленных телевизионных передач, не совсем ясно или совсем не ясно понимают, что Чернобыль, оставшись скромным райцентром сельского типа, в годы, предшествовавшие аварии, почти не имел никакого отношения к атомной электростанции. Столицей энергетиков стал молодой, бурно развивающийся город Припять, отстоящий от Чернобыля на 18 километров к северо-западу.

11 слайд. Вид на город и Чернобыльскую АЭС с крыши.

Население города Припять до аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 составляло: — 49,4 тыс. человек, в том числе 15 406 детей (из них 7176 школьников) и 16 562 женщин. В городе было 160 домов на 13 414 квартир, 18 общежитий для холостяков на 7621 место, 8 семейных общежитий и домов гостиничного типа на 1206 комнат. Население города было эвакуировано 27 апреля 1986 года.

12 слайд. Припять после трагедии.

13 слайд. Многоэтажка в Припяти.

14 слайд. Покинутые дома в прилегающих селениях

Послушайте стихотворение одного из участников ликвидации аварии.

ТЕМ, КТО ПРИШЕЛ НА СМЕНУ

Вот настала пора нам прощаться

Сказать “до свидания” коллегам, друзьям

Кому - насовсем, а кому возвращаться

К этим чернобыльским важным делам.

Горе страны нас теснее сплотило

Болью откликнулось в наших сердцах

Чернобыль, тебе мы отдали все силы,

Выполнив ратный свой долг до конца.

В тесном сплоченье особого круга

В сложных условиях, как на войне

Поняли здесь еще раз, что без друга

Без воинской дружбы тяжко вдвойне

Жили сплоченно и не унывали

Горе и радость - на всех пополам

Трудностей быта мы не замечали

За помощь, поддержку спасибо друзьям.

Вам, оставшимся нам в продолженье

В эту минуту хотим мы сказать

Стремитесь всегда не бояться решений

Честно, открыто всегда поступать.

Жизнь не кончается с нашим уходом

И множество дел еще впереди

Старались мы быть пионеров достойны

Делом, не словом себя обрести.

Чтоб расцвели и Чернобыль, и Припять

Чтобы заполнил их гул детворы

За это мы отдали жизни частицу

Так же, уверен, поступите вы.

Н.В. Исаев

Слайды 15-16

Через много лет после аварии на ЧАЭС автомобили и вертолеты, которые работали при ликвидации ее последствий, ржавеют в могильниках под открытым небом, расположенных в 30-километровой зоне.

Своей участи ждут груды техники. Самое большое такое кладбище находится в селе Рассоха - в 25 километрах на юго-запад от атомной станции.

Некоторые все еще несут на себе символы советской военной мощи...

В селе Буракивка находится самая радиоактивная техника. Она захоронена в земляных траншеях - таких как эта, под номером 5. Из 30 могильников остались пустовать только три.

Слайды 19-21

Чернобыльская зона отчуждения сегодня.

На сегодняшний день здесь трудится порядка 6000 человек, которые приехали сюда со всей территории Украины. Трудятся они посменно - 15 дней находятся в зоне, 15 дней - за ее пределами. В зону их привозит из Славутича специальная электричка. В самом Чернобыле расположены только общежития работников. Официально жить на территории зоны запрещено, хотя через год после аварии 1000 человек вернулись в свои бывшие дома, из-за этого их прозвали самоселами. Некоторые из них живут в селах даже одни. Всего на сегодняшний день самоселов осталось около 300 - средний возраст от 60 и выше, к ним ездит почтальон, раз в месяц осматривает врач, администрация зоны платит пенсию. Также на территории ЧЗО действует 130 организаций, 30 из них крупные - это сама ЧАЭС, Чернобыльлес (заведует всеми насаждениями), Чернобыльсервис (коммунальное обслуживание), Чернобыльметалл (дезактивация и утилизация металла) и другие. Имеется несколько главных объектов - это сама ЧАЭС, хранилище отработанного ядерного топлива (ХОЯТ), строящееся захоронение для ядерных отходов со всей Украины «Вектор».

Слайд 22. Слово учителя

Один из многочисленных уроков Чернобыля состоит в том, чтобы не предполагать, а твердо знать, каким образом надо действовать в подобных экстремальных ситуациях. Надо уметь говорить с людьми не только в праздники, но и в часы испытаний. Боязнь и малодушие перед реальностью неизбежно оборачиваются потерями. А они были. И во многом как раз потому, что люди не знали, как себя вести.

Слайд 23-24

Подведём итоги. Ответьте на вопросы.

Какой факт о Чернобыльской трагедии произвел на вас самое большое впечатление?

Почему необходимо знать о трагедии в Чернобыле?

Нужны ли атомные станции? Можно ли обойтись без них?

Почему Землю можно назвать «хрупкой» планетой?

Как вы считаете, достаточно ли только знаний для безопасной эксплуатации атомной станции?

Перечислите качества, которыми должен обладать человек, «укрощающий» ядерную энергию.

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Краснодарского края

«Краснодарский политехнический техникум»

СЦЕНАРИЙ

Преподаватель

Жеребко Т.В.

г. Краснодар

РАЗРАБОТКА

мероприятия посвященного 30-й годовщине

катастрофы на Чернобыльской АЭС

Для студентов 1 курсов

Группы 192 ТП, 193 ТП, 194 ЭБ, 195 Д, 196 ОП, 197 ТА, 198 ТА, 199 ЭБ, 200 ТП

Дата проведения: 26.04. 2016 г.

Время проведения: 11.40 – 13.20

Место проведения: Актовый зал

Присутствовали:

1. Пилипчак Д.А. - инженер Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю

2. Воронина С.А. - начальник Краснодарской краевой пожарно-технической выставки

3. Джурило М.И. - представитель краевой администрации

4. Арутюнян И.Г. -заместитель директора по УВР ГБПОУ КК «КПТ»

5. Шарапов В.Ф. -преподаватель ОБЖ ГБПОУ КК «КПТ»


Памятник ликвидаторам

катастрофы на ЧАЭС

в г. Краснодаре

Преподаватель

Жеребко Т.В.

г. Краснодар

Оформление. На сцене и в зале полумрак. На экране заставка.

Звон колоколов – сначала тихо, потом громче.

Девушка в черном платье и свечой в руке читает на сцене молитву

Господи! Спаси и сохрани!

В имени твоём – моя надежда.

Покаянье грешников возьми,

И прости, как ты прощал нам прежде…

Звон колоколов стихает. Включается свет.

Преподаватель . Сегодня наше мероприятие посвящено 30-й годовщине

катастрофы на Чернобыльской атомной электро - станции.

Ведущий 1. Люди познакомились с явлениями радиоактивности относительно недавно, чуть более 100 лет тому назад, в 1896-1898 годах, Пьер и Мария Кюри, сумели объяснить свойство урана испускать радиоактивные лучи, проникающие повсюду. С тех пор люди интенсивно изучают явление радиоактивности и пытаются применить его на практике.

Ведущий 2. Современные технологии, использующие явление радиоактивности, - это в первую очередь ядерное оружие и ядерная энергетика, а также новые системы переработки сырья и отходов. Широко внедрение радиоактивных элементов и в различные области науки, техники, медицины.

Преподаватель. Энергетика – это основа мировой цивилизации.

Первым освоенным человеком видом энергии была энергия огня. Огонь позволял обогреть жилище и приготовить пищу. а также использовать энергию огня для изготовления орудий для охоты и нападения на другие группы людей, то есть в «военных» целях. 1

Одним из основных источников энергии в современном мире является энергия сгорания нефтепродуктов, природного газа или каменного угля. Следующий прорыв в освоении энергии произошел после открытия явления электричества. В настоящее время электроэнергетика является фундаментом всего того, без чего невозможно представить современную цивилизацию.

Атомная энергетика имеет огромное значение для современной жизни, поскольку стоимость одного киловатта электроэнергии, вырабатываемого атомным реактором, в разы меньше, чем при выработке киловатта электричества из углеводородного сырья или угля. С помощью мирного атома строятся мощные подводные лодки и надводные корабли с ядерными энергетическими установками, массовое применение в биологии, сельском хозяйстве, медицине, в освоении космоса нашли радиоактивные изотопы.

История овладения атомной энергией началась с 1939г., когда была открыта реакция деления урана.

В 1946 г. в России был сооружен и запущен первый на Европейско-Азиатском континенте ядерный реактор. Создается уранодобывающая промышленность.

В 1954 г. начала работать первая в мире атомная станция в г. Обнинске, а через 3 года на океанские просторы вышло первое в мире атомное судно – ледокол «Ленин».

На сегодняшний день энергия атома широко используется во многих отраслях экономики. В России имеется 9 атомных электростанций (АЭС). В 30-километровой зоне этих АЭС проживает более 4 млн. человек.

В случае безаварийной работы атомные электростанции не производят практически никакого загрязнения окружающей среды, кроме теплового. Вместе с тем, развивая ядерную энергетику в интересах экономики, нельзя забывать о безопасности и здоровье людей, так как ошибки могут привести к катастрофическим последствиям.

Всего с момента начала эксплуатации атомных станций в 14 странах мира произошло более 150 инцидентов и аварий различной степени сложности. Наиболее характерные из них: в 1957 г. – в Уиндскейле (Англия), в 1959 г. – в Санта-Сюзанне (США), в 1961 г. – в Айдахо-Фолсе (США), в 1979 г. – на АЭС Три-Майл-Айленд (США), в 1986 г. – на Чернобыльской АЭС (СССР).

Ведущий 1. Чернобыль – небольшое милое украинское местечко, утопающее в зелени. Слово «чорнобыль» по-украински означает «полынь». Древний Чернобыль дал своё название мощной АЭС, строительство которой было начато в 1973 году.

Ведущий 2. Чернобыльская АЭС расположена на Украине, вблизи города Припять, в 18 км от города Чернобыль, в 16 км от границы с Белоруссией и в 110 км от Киева.

Для работников станции неподалеку построили современный город, который, как и река, получил название Припять. Это город атомщиков.

Город основан 4 февраля 1970 года. Численность на ноябрь 1985 года составляла 47тысяч 500 человек. Средний возраст 25 лет.

По ходу чтения ведущих на экране демонстрируется фильм о строительстве ЧАЭС.

Ведущий 1.

На берегу песчаном Припяти – реки,

Средь сосен, водосбора и осоки

Поднялись гордо корпуса –

Нет, не обычного завода.

А века нашего прогресс.

Эмблемой мира всех народов.

Где протекают тихо воды,

Взметнулась песнею ЧАЭС!

Ведущий 2. Здесь в генераторах огромных,

Не упрощенный – укрощенный,

Умом и волей всех ученых,

В турбины просится уран.

Ведущие уходят, по окончании фильма. Звучит веселая музыка, на сцену выходит чтец и под его стихотворения юноши и девушки гуляют по сцене. У них в руках цветы, воздушные шарики.

Чтец 1. Мир так прекрасен! Травы и цветы,

Ручья журчанье, запах земляника…

И было солнце! И была весна!

И жить хотелось! Ах как жить хотелось!

Воспрянула природа ото сна,

И всё в весеннем вальсе завертелось.

И отовсюду разливался детский смех –

Звенящей песней будущего счастья!

Он обещал цвести земле вовек!

Весной так трудно верится в несчастье…

Музыка замолкает. Громкий взрыв. Свет гаснет. Юноши и девушки изображают страх, некоторые падают на сцену. На экране видео взрыва, стоп-кадр.

Земля и воздух зло в себе таят,

Плоды и злаки, и цветы и травы -

Всё смерть несёт, всё истощает яд,

Дыхание губительной отравы.

Чернобыля зловещая звезда,

Незримая, как рок, горит над нами.

В тревоге и печали города,

И цепенеет страх над деревнями.

Звучит музыка, на сцену выходя юноши и девушки, танцуют танец «Белое и черное, ДО и ПОСЛЕ»

На экране появляется слайд или фото 4-го блока ЧАЭС уже после аварии, звучит органная музыка.

Преподаватель. 26 Апреля 1986 года, суббота. В 1 час 23 минуты 40 секунд произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции, разделивший историю Земли и человечества на «ДО и ПОСЛЕ». 3

Ведущий 3. (юноша)

Второй час ночи. Всё спокойно…

Вдруг взрыв и выброс пара ввысь…

И взвыли бешено сирены,

В борьбу вступили смерть и жизнь.

Взметнулся в небо столб огня,

И взрыв разбрызгал блока глыбу.

Застыла в ужасе Земля,

Бедой поднятая на дыбу.

Мир содрогнулся. Весть эфиром

Гудит на разных языках.

Не над Чернобылем, над миром,

Повис радиационный страх.

На экране показывают фильм или слайды аварии.

Преподаватель. В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года в реакторе 4-го блока Чернобыльской АЭС пошла неуправляемая реакция деления урана, реактор пошел в разгон. Температура урановых топливных стержней выросла до несколько тысяч градусов, и охлаждающая их вода мгновенно превратилась в пар. Грянул взрыв.

Он порвал, словно гнилые нитки, две тысячи стальных и циркониевых труб и коммуникаций, и «выстрелил» в воздух верхней плитой перекрытия. Эта махина весом 1,5тысячи тонн зависла над развороченным реактором, медленно повернулась и всей своей массой рухнула ребром на помещение центрального зала и на остатки реактора.

Брызнувшие в разные стороны обломки урановых стержней, труб и куски графита, разогретые до тысячи градусов, от соединения с кислородом воздуха вспыхнули бенгальским огнём и посыпались на крышу соседнего турбинного зала, покрытую рубероидом.

Реактор 4-го блока Чернобыльской АЭС выбросил в атмосферу 50 тонн испарившегося радиоактивного топлива. Эти радиоактивные осадки выпали, в основном, в странах Европы, но особенно, на больших территориях Беларуси, Российской Федерации и Украины. В результате зараженными оказались воздух, почва, вода, растительность и животные, и много людей, получившие сильную дозу радиации, - для многих оказавшуюся смертельной.

На экране электронные часы отсчитывают время:

Ведущий 3.

1 час 23 минуты 40 секунд взрыв атомного реактора;

1 час 26 минут 03 секунды – сработала пожарная сигнализация;

1 час 28 минут – к месту взрыва прибыл дежурный пожарный караул станции;

1 час 35 минут – на станцию прибыл пожарный караул города Припять;

2 часа 10 минут – сбит огонь на крыше машинного зала;

2 часа 30 минут – подавлен очаг пожара на крыше реакторного отделения;

4 часа 50 минут – огонь в основном локализован;

6 часов 35 минут пожар ликвидирован.

Преподаватель. Первыми по тревоге к месту пожара прибыли пожарные станции, которых называют «Шеренга №1»

Проваливаясь в плавящуюся трясину прожигающего сапоги рубероида, открытые чудовищной силе излучению, вдыхая радиационные аэрозоли, в смертельное сражение вступили шестеро пожарных Шеренги №1.

Эти мужчины отдали свою жизнь, сбивая ночью пламя, не давая огню перекинуться на соседние блоки станции. Страшно даже представить, что было бы, не соверши они в эту ночь, всё что возможно и даже не возможно для человека. Они заслонили собой не только ближних своих, но дальних. Каждого из нас.

Вечная им память…

На сцену выходят ведущие, а на экран выводятся фотографии пожарных станции.

Ведущие называют их имена, и звучит музыка (скрипка в живом исполнении)

Ведущий 1. Герой СССР лейтенант Владимир Павлович Правик.

Ведущий2. Герой СССР лейтенант Виктор Николаевич Кибенок.

Ведущий 3. Сержант Николай Васильевич Ващук.

Ведущий 1. Сержант Владимир Иванович Тишура.

Ведущий 2. Старший сержант Николай Иванович Титенок.

Ведущий 3. Старший сержант Василий Иванович Игнатенко.

Преподаватель. Они ценой своей жизни выполнили свою работу. Но это было только началом страшной беды, под названием Чернобыльская катастрофа.

Ведущий 1. Со всей страны, бывшего СССР, на ликвидацию последствий этой аварии были посланы добровольцы. В течение 1986-1987 гг. сдерживанием распространения радиоактивных осадков и их очисткой занималось 350 тысяч работников, или “ликвидаторов”, из числа военнослужащих, работников АЭС, местной милиции и пожарных служб. Впоследствии число зарегистрированных ликвидаторов увеличилось до 600 тысяч человек.

Ведущий 2. Ликвидаторы трудились в зоне повышенной радиации, не считаясь с риском для здоровья. Они смывали водой радиоактивную пыль с транспорта, обеззараживали крыши домов и асфальтов.

Ведущий 3. Самые большие дозы радиации получило около 240 тысяч ликвидаторов во время проведения работ по уменьшению последствий аварии в пределах 30-километровой зоны вокруг реактора. Из них около 100 тысяч стали инвалидами,

Более 50 тысяч человек умерли.

Преподаватель. Подвиги:

Лейтенанта Владимира Правика, который со своим нарядом пожарных первым прибыл к месту катастрофы и тушил кровлю реакторного зала;

Врача скорой помощи Виктора Белоконя, который оказывал первую помощь облученным;

Инженера-физика Александра Ситникова, который заглянул в самоё сопло реактора и сообщил, что реактор разрушен;

В. Перевозчикова начальника смены реакторного цеха, который спасал людей;

П. Шабанова – воина-афганца, вертолетчика, который участвовал в облётах реактора в самой опасной зоне;

И многих, многих, многих других – это примеры не только героического поведения людей в критической ситуации, но и примеры нравственности и чистоты человеческой души. 5

Ведущий 2. Невозможно представить глубину последствий, которые могла бы принести чернобыльская беда, если бы не мужество и героизм тысяч людей, принявших участие в ликвидации последствий катастрофы.

Девушка в черном платье выходит на сцену

Запомним тех, кто гнал каскады,

На крыше был, щиты стропил.

Запомним тех, кто был на кранах,

Свинец грузил, бетон возил.

Страшным жизненным уроком

Ожила чужая боль.

Помолчим же все немного…

Помолчим же мы с тобой…

Преподаватель. 30 лет миновало со дня Чернобыльской катастрофы, и большинства из тех, кого именуют ликвидаторами, увы, уже нет в живых. Конструкторов и солдат, пожарных и врачей, физиков и вертолётчиков, шофёров и шахтёров, и просто добровольцев. Спасая жизни других, они подвергали собственные смертельной опасности. Степень этой опасности знал и понимал не каждый.

Почтим память павших минутой молчания. Прошу всех встать.

Включается метроном.

Преподаватель. Прошу всех сесть.

Ведущий 1. В субботу и воскресенье 26 и 27 апреля 1986 года, жители Припяти, города энергетиков Чернобыльской АЭС, как и положено, отдыхали после очередной трудовой недели: дети возились в песочницах, молодые выезжали за город, ловили рыбу в реке, играли в футбол, справляли свадьбы. Жизнь била ключом.

Не вызывал ни у кого беспокойства и дым над 4-м энергоблоком. Людям ещё ничего не сообщили, и поэтому никто из них ещё не знал, что все они уже приговорены логикой предшествующих событий к тому, чтобы стать участниками и жертвами невиданной доселе ядерной трагедии.

Ведущий 2. После оценки масштабов радиоактивного загрязнения стало понятно, что потребуется эвакуация города Припять, которая и была проведена 27 апреля.

В первые дни после аварии было эвакуировано население 10-ти километровой зоны. В последующие дни было эвакуировано население других населённых пунктов 30-ти километровой зоны.

Весной и летом 1986 г. 116 000 человек было эвакуировано из районов, окружающих чернобыльский реактор, в незараженные районы. В последующие годы было переселено еще 230 000 человек.

На экране проецируется колонна автобусов.

Ведущий 2. Представьте себе колонну из 1тысячи 100 автобусов, с зажженными фарами, идущую по шоссе и выводящая из поражённой зоны многотысячное население города Припять.

Преподаватель. Людей поспешно «выкорчёвывали» с родной земли. Трудно представить себе горе тех, кто навсегда прощался с родиной, с домом, где родился и вырос, с землёй, с которой связана вся жизнь, похоронены родные и близкие.

Ведущий 1. Эвакуация и переселение оказались глубоко травматичными для многих людей из-за разрыва социальных связей и невозможности вернуться в свои дома. Люди были молчаливы, многие пребывали в шоке. Почти не было слёз. Только в глазах застыли боль и тревога.

Ведущий 2. Когда-то цветущие города Чернобыль и Припять, а с ними и многочисленные украинские и белорусские деревни и села – опустели…

Звучит «Реквием» Вольфганга Моцарта.

Девушка в черном платье выходит на сцену

Мертвый город…

Город – призрак

Плачет небо над тобой…

За обыденности призмой

Умирает чья-то боль.

Не слышны чужие стоны

И рыданья не слышны…

Пострадали миллионы,

Хоть и не было войны.

Был жестокий и незримый

Уничтоживший покой –

Техногенный выстрел в спину

Среди радости людской.

Этот ад напомнит многим

Очень многим о себе…

Через горе – к Богу в ноги

И к молитве о судьбе.

На экране слайды саркофага над реактором.

Ведущий 3. Чтобы окончательно прекратить вынос радиоактивности из поврежденного энергоблока, над ним решено было соорудить бетонное укрытие – Саркофаг. Все радиоактивные обломки, разбросанные по территории АЭС и на крыше машинного зала были убраны внутрь саркофага или забетонированы. Строительство саркофага было завершено в ноябре 1986 года.

Ведущий 1. После аварии на 4-м энергоблоке работа электростанции была приостановлена из-за опасной радиационной обстановки. Однако уже в октябре 1986 года, после обширных работ по дезактивации территории и постройки “саркофага”, 1-й и 2-й энергоблоки были вновь введены в строй; в декабре 1987 года возобновлена работа 3-го.

В 1991 году на 2-м энергоблоке вспыхнул пожар, и в октябре этого же года реактор был полностью выведен из эксплуатации. 15 декабря 2000 года был навсегда остановлен реактор последнего, 3-го энергоблока.

Преподаватель. На сегодняшний день город Чернобыль со стороны почти ничем не отличается от любого другого районного центра. В общей сложности одновременно в нём проживает около 4000 человек. Это вахтовые рабочие, работающие по две недели, и вахта МЧС. Город вполне живой - по улицам то и дело проезжают автомобили, немало и людей, хотя по сравнению с обычным городом здесь, конечно, безлюдно. Основная особенность Чернобыля это то, что вы не встретите здесь детей.

Ошибочно предполагать, что в Чернобыль может попасть каждый встречный. Это закрытая территория, въезд на которую разрешен лишь после предварительной подачи заявки и ее утверждения.

Город Припять остался пустым и заброшенным.

Ведущий 3. Нам жителям этой планеты, нельзя забывать и о страшных войнах, и о природных катастрофах, и о крупных авариях, которые уносят сотни и тысячи жизней, которые загрязняют окружающую среду и делают её не пригодной для дальнейшей эксплуатации.

Ведущий 1. Самый главный урок Чернобыля – это ещё более обострённое ощущение зыбкости человеческой жизни, её уязвимости. Всемогущество и бессилие человека продемонстрировал Чернобыль. И предостерёг: не упивайся своим могуществом человек, не шути с природой.

Ведущий 2. Пристальней и ответственней вглядывайся в себя и в созданное тобой. Ибо ты – причина, но и следствие. Учитывая, что у человека смена поколений идёт каждые 20 лет, то человечеству для выздоровления понадобится 800 лет.

Девушка в черном платье выходит на сцену

Чернобыль…

Звучит это страшно…

Душа холодеет и вспомнить ужасно

Те дни, когда мир потрясло известие…

Что началось радиационное бедствие.

Мы жители хрупкой планеты Земля

Хотим, чтоб она цветущей была.

Нам черные пятна на ней не нужны

И бережно к ней относиться должны.


Преподаватель. Мы, дети Земли,

должны понимать, что не

Земной шар принадлежит нам,

а мы принадлежим ему.

И нам надо передать будущим поколениям чистую, здоровую

и счастливую планету.

Это наш дом! Это ваш дом!

Сценарий мероприятия посвященный чернобыльской трагедии

Методическая разработка

Из опыта работы учителя Т.А. Стоцкой


В процессе обучения раздела биологии - экологии я, как учитель, не могу не рассказать ребятам о страшной Чернобыльской катастрофе и о ее пагубном влиянии на биосферу. Это возможно на уроке по теме «Экологические факторы» в 11 классе, при изучении темы «Биосфера. Охрана биосферы». Кроме того, мне удалось побывать в мертвой зоне, в деревне Журба через 20 лет после случившегося и стать очевидцем последствий катастрофы. Учащиеся обычно задают много вопросов по этой теме. Исследования по данной теме становятся реферативными работами к обобщающему уроку. В итоге накопилось много детских работ, в которых ученики выясняют причины, последствия, прогнозы данной техногенной катастрофы. Авторы работ учатся анализировать ситуацию и синтезировать факты в итоговую работу по теме.

В работе «Чернобыльская катастрофа. 10 лет спустя» ученица М. Землякова пишет:

«Согласно официальным оценкам трёх стран (республики Белоруссии, России, Украины), от чернобыльской катастрофы, так или иначе, пострадали более 9 миллионов человек. В РСФСР подверглись загрязнению 16 областей и одна республика.

В работе «Исследование причин и последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» ученик Д. Мантула пишет о расследовании причин: «Уверен, что ни в какой стране мира, кроме нашей Родины, нет такого количества бесстрашных и отзывчивых людей, готовых по зову сердца уйти с обжитого места, от семьи, рисковать здоровьем для того, чтобы найти причину ядерной катастрофы и сделать так, чтобы подобное никогда не повторилось».

В работе «Чернобыльская катастрофа – 20 лет спустя», В. Кучеренко анализирует проблему и приводит примеры альтернативных источников энергии. Но вводить их в жизнь в нашей стране непросто вследствие недостаточного финансирования. Кроме того, тема Чернобыля может быть актуальной для классных часов «День памяти Чернобыля». В данной работе представлен сценарий для учащихся 7-9-х классов «Героям Чернобыля посвящается!».

Мне он показался интересным, дети его слушают особенно тихо, с замиранием сердца. Благодаря стихам, он эмоционально насыщен и легче воспринимается детскими душами.

Последние годы это мероприятие стало общешкольным и проходит ежегодно 26 апреля в день памяти Чернобыля. Готовят мероприятие ученики 11 класса для учащихся 7-9-х классов.

Целью этого мероприятия является развитие экологического мышления, которое вырабатывает ответственность за совершаемые поступки, и чувство патриотизма, долга перед Родиной.


Вступительное слово учителя

26 апреля 1986г. в городе Чернобыле на планете Земля произошла катастрофа, которая потрясла мир своими масштабами в пространстве и во времени и была названа Чернобыльская трагедия. Чернобылем, древние славяне называли полынь самую горькую траву, да и в слове «Чернобыль» вам слышится черная быль. Об этой трагедии и людях, закрывших нас своей жизнью, мы расскажем вам сегодня.

26 апреля в 01час 23 мин. 40сек. Во время испытательных работ на ЧАЭС 187 стержней системы управления и защиты вошли в активную зону для глушения реактора. Ценная реакция должна была прерваться. Однако через 3 сек. зарегистрировано появление аварийных сигналов по превышению мощностей реактора, росту давления. А еще через 4 сек. глухой взрыв, сотрясающий все здания. Стержни аварийной защиты остановились, не пройдя и половины пути.


Ученик: Взметнулся в небо столп огня, И взрыв разбрызгал блока глыбу, Застыла в ужасе Земля, Бедой поднятая на дыбу.

Учитель: с крыши 4-го энергоблока как из жерла вулкана, стали вылетать сверкающие сгустки. Они поднимались высоко вверх. Это было похоже на фейерверк. Сгустки рассыпались разноцветными искрами и падали в разных местах. Черный огненный шар взвился вверх, образуя облако, которое вытянулось по горизонтали в черную дугу и пошло в сторону, сея смерть, болезни и беду в виде мелких, мелких капель. На территории ЧАЭС люди перешагивали через обломки, позже из-за высокого уровня радиации там не могли пройти даже роботы: «сходили с ума». А в это время внутри работали люди. Крыши нет, часть дома разрушена, погас свет, отключен телефон. Рушатся перекрытия, дрожит пол. Вспыхивают искры короткого замыкания. Приборы радиационного контроля зашкаливают. Всюду течет горячая, радиоактивная вода.


Ученик: Огонь и мрак – невидим враг, До смерти шаг – потом бессмертие. Ни перестрелок, Ни атак, но жить лишь так, Ценою смерти.
По абзацу читают старшеклассники:

1-й ученик : В 1 час 26 мин, через 3 мин. после случившегося, сработала пожарная сигнализация. А еще через 2 мин. прибыл дежурный караул станции и по тревоге прибыли пожарные из города Припять. Началась страшная борьба с огнем. Руководил тушением 23-летний лейтенант Виталий Кибенок со своими товарищами. Виталий был старший по должности и званию в своей бригаде пожарников.

2-й ученик: Уровень радиации был неизвестен, но и без дозиметра лейтенант понимал, что уровень радиации выше нормы. Он имел право отдать приказ своему караулу отступить и ждать подкрепления, но беда могла перерасти в еще большую катастрофу. Подхватив пожарный ствол, Правик повел своих ребят на ревущее пламя крыши третьего энергоблока на 30-ти метровую высоту. Ни один не остался в замешательстве. Зная, на что идут, они пошли все без исключения.

3-й ученик: В это время прибывает на пожар Иван Бутрименко со своей командой пожарников из соседнего города. Ему тоже 23 года, он однокашник Кибенка, не медля, бросился на помощь своему товарищу.

4-й ученик: А в это время огонь был уже на крыше машинного зала. Шла 6-я мин. тушения пожара. И тут внимание его привлекли куски белого вещества, беспорядочно разбросанного по крыше. Это вещество мерцало бледным светом, а вокруг него все плавилось и дымилось. Куски было решено немедленно сбрасывать с крыши. Он подал пример и тут же прожег свои испытанные огнем рукавицы, которые должны защитить о любого огня. «Графит», - сообразил он не сразу. Графит был до бела раскален, его температура свыше 100 градусов, радиоактивен.

5-й ученик: Крыша плыла под ногами, плавилось и плыло бетонное покрытие верха машинного зала. Раскаленная масса залила сапоги, обжигая ноги. Через 7 мин. после аварии руководство тушением принял майор Леонид Телятников, командир пожарной части. Он находился в отпуске, но, узнав о пожаре, примчался немедленно. Телятноков забрался на уцелевшую крышу, увидел всю страшную картину. Отступить, означало подставить людей под угрозу, предать, остаться – значит спасти их ценой собственной жизни. Он остался.

6-й ученик: Борьба со стихией шла на высоте 27-70 метров. А внутри помещения 4-го энергоблока тушением занимался дежурный персонал станции. Через 10-15 мин. борьбы людям становилось плохо. Их тошнило, кружилась голова, но они не уходили с места борьбы. У них уже проявлялись симптомы острой лучевой болезни. Самым обессиленным Виталий Кибенок приказывал отступить, но это был единственный приказ, который никто не желал выполнять. Падали на колени люди, но поднимались вновь и шли в атаку на огонь.

7-й ученик: 2 часа 10мин. – сбит огонь на крыше машинного зала, но продолжает гореть крыша реакторного зала.

2 часа 30мин. – подавлен огонь на крыше реакторного отделения.

На третьем часу пожара адский жар заставил снять маски, плавилась обувь, одежда пожарников, руки покрывались ожогами, но еще страшнее была радиация – это невидимый страшный враг, который проникает внутрь, отравляет организм и порожает его страшной болезнью. Все пожарники были очень молодыми людьми. В среднем им было 25 лет. Санитарные машины увозили пожарников с объекта, но другие продолжали тушить, пока страшная радиация не выводила из их строя.

8-й ученик: Приехали пожарные из Киева и других областей Украины. Огонь не должен был распространяться на другие энергоблоки Чернобыльской АЭС.

Пожар надо было остановить, и люди остановили его.

4часа 50 мин. – огонь в основном локализован.

6 часов 3 мин. – пожар ликвидирован.

Наступило утро 27 апреля. Это было воскресное утро. Весна на Украине, а потому люди с утра занимались посевными работами. По улицам из воды, используемой для пожара, побежали ручьи. Началась дезактивация. Сотни пожарных поливали все мыльной водой, поэтому ручьи текли мыльные, а вездесущие мальчишки бегали босиком по лужам и пускали кораблики, не понимая, как опасны были эти лужи. В городе ездил транспорт, народ отдыхал, крестьяне сеяли. Это был самый обычный воскресный весенний день на Украине, теплый и солнечный. И никто не знал, какая опасность грозила им. И никто не знал, что страшный невидимый враг – радиация проникает всюду с воздухом, с водой! А над атомной электростанцией виднелся синий дымок.

9-й ученик: Погибли все, только майор Телятников, начальник отряда, выжил после тяжелой операции по пересадке мозга.

Что и говорить, тяжкий им выпал жребий, но за плечами у каждого были дети, жены, матери, близкие, весь отчий край, которые они заслонили собой.

Володя Правик из Московской больницы продиктовал записку жене: «Ты, знаю, плачешь. Не надо, прошу, я не умру, поверь. Я вернусь с победой». Эти слова Владимира Правика были последними. Через пару дней его не стало. Владимиру не исполнилось 24 лет. Он был молодым отцом и любимым мужем, настоящим мужчиной, гражданином, человеком. В ту черную ночь он и его соратники защитили всех нас, землю, жизнь.


Учитель зажигает свечу. Звучит мелодия . Учитель перечисляет фамилии погибших пожарников: Половинки Бутрименко Правик, братья Шаврей, Палеча, Петровский, Хмель, Король, Ничепоренко, Биркун, Булова.
Объявляется минута молчания
Заключительное слово учителя

Идут годы. Мертвыми стоят на земле города Чернобыль, Припять; в них стоят памятники, деревянные просмоленные кресты, у подножья которых написано: «Люди добрые, поклонитесь тем, кто никогда, ни в радости, ни в горе не вернется на эту землю!». Пустыми стоят дома с черными глазницами окон, каждую весну буйно цветут чернобыльские сады и осыпают плодами яблок, груш плодородную, но отравленную чернобыльскую землю. Их никто не ест, они опасны для здоровья.

Лес, впитавший в себя радиацию, порыжел, пришлось бульдозерами зарыть его в огромный котлован на горькой чернобыльской земле, и теперь он отравляет воды, которые идут в Припять и Днепр. Города и деревни стоят, обнесенные колючей проволокой. Туда не ступает нога человеческая. Иногда пролетают птицы и на больших скоростях проносятся редкие машины по трассе Киев - Житомир. Но жизнь продолжается, и сегодня у нас горит свеча, как символ жизни. И пусть на нашей земле рождаются, растут и живут герои, способные защитить жизнь на земле.


Стихи читают учащиеся Полынь Этой темы касаться - Словно раны кровавой, Но молчать Не положено мне: Я из тех, что пока Не обласканы славой, Хоть сражались В библейской войне. Нет страшней, Чем с невидимой смертью бороться, Заслоняя планету собой, Пляшут, вырвавшись, атомы, Злые уродцы, Но пожарные, Приняли бой Нет, не все измеряется Лишь орденами, Хоть, должно быть, Отыщут и вас ордена, Вижу, став на колено, Солдатское знамя Преклоняет пред нами страна. Все пред вами в долгу, И до самого гроба… Выйду в степь, В раскаленную синь, Я не ведала ране, Что словами «Чернобыль» Называли славяне полынь.
А бедной планеты обугленный рот, Кричит: «Что творите вы люди со мной? Поймите, земляне, вы в связке одной! Вам вместе лететь в термоядерный ад. Закрою глаза - океаны кипят. Это время пока что! Но время не ждет. Сегодня на Припяти тронулся лед. Чернобыль, Чернобыль -вселенская боль! За души ослепшие бой. Не уж то меня не прикрыл ты собой? И запад твой страшный урок Не поймет? Не важно, кто первый на кнопку нажмет, О, бедной планеты обугленный рот.
Стон земли (С.Михалков) Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты, Не год, не два, а миллиарды лет, Я так устала…Плоть моя покрыта Рубцами ран -живого места нет. Терзает сталь мое земное тело, И яды травят воды чистых рек, Все то, что я имела и имею, Своим добром считает человек. Мне не нужны ракеты и снаряды, А ведь на них идет моя руда, А что мне стоит только штат Невада, Его подземных взрывов череда. Зачем друг друга люди так боятся, Что позабыли о самой земле? Ведь я могу погибнуть и остаться Обугленной песчинкой в дымной мгле. Не потому ли, загораясь мщением, Я против сил безумных восстаю, И, сотрясая Твердь землетрясеньем, На все обиды свои ответ даю И не случайно грозные вулканы Выплескиваю с лавой боль земли…
Очнитесь, люди!
Призовите страны, Чтобы меня от гибели спасти.
Андрей Дементьев. Что же натворили мы с природой? Как теперь нам ей смотреть в глаза? В темные отравленные воды, В пахнущие смертью небеса. Ты прости нас, бедный колонок, Изгнанный, затравленный, убитый… На планете, Богом позабытой, Мир от преступлений изнемог.

Литература

    Бадев В.В., Егоров А.Ю., Казаков С.В. Охрана окружающей среды при эксплуатации АЭС. М.: «Энергоатомиздат». 1990. Варницкий В. Чернобыльский адреналин. // «Зоря» 2002. Израэль А.Ю. Проблемы всестороннего анализа окружающей среды и принципы комплексного мониторинга. Л., 1988. Никитин Д., Новиков Ю. Окружающая среда и человек. М., 1986. Пральников А. Репортаж из Чернобыля. М.: «Мысль». 1998. Сердюков М. Заслонили собой. // «Собеседник» № 133, 2005.
6

Ведущая: 25 лет назад, 26 апреля 1986 года примерно в 1:24 ночи на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошёл взрыв, который полностью разрушил реактор. В результате аварии произошёл выброс в окружающую среду радиоактивных веществ, в том числе изотопов урана, плутония, йода, и.т.д.
Чернобыльская АЭС расположена на территории Украины вблизи города Припять, в 18 километрах от города Чернобыль, в 16 километрах от границы с Белоруссией и в 110 километрах от Киева.
Линейку, посвященную памяти жертвам Чернобыльской АЭС позвольте считать открытым.
Памяти жертвам Чернобыльской АЭС посвящается.
(Монтаж - О чернобыле…)

1.Двадцать шестого апреля
Мирно спала вся страна.
Атом взбесился,
Ввысь устремился
И началась с ним война. (Владимиров Женя)

2.Люди со смертью играли
И не щадив живота
Долг выполняли, жизнь сокращали.
Такою реальность была. (Михайлов Андрей)

3.Многие умерли в муках,
Много страдает еще,
Многие ждут своей участи,
Но их не вспомнит никто.
Ну, что ж и на этом спасибо.
Что душу бередите нам.
Чернобыльцы, дольше живите.
Здоровья и радости Вам. (Демчук Александр)
Ведущая: Ребята, я предлагаю вам познакомиться с некоторыми событиями, происходившими в то далёкое страшное утро 26 апреля 1986 года. Итак, первое сообщение сделает Чернышова Виктория.

Первое сообщение: Хронология событий

На 25 апреля 1986 года была запланирована остановка 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС для очередного планово-предупредительного ремонта. Во время таких остановок обычно проводятся различные испытания оборудования, проводящиеся по отдельным программам. Это были уже четвёртые испытания режима, проводившиеся на Чернобыльской АЭС. Первая попытка в 1982 году не совсем удачной, последующие испытания, проводившиеся в 1983, 1984 и 1985 годах также, по разным причинам, заканчивались неудачно.
Однако в течение почти всего времени эксперимента поведение мощности не внушало опасений.

В 1:23 ночи зарегистрирован сигнал аварийной защиты В следующие несколько секунд системы вышли из строя.

По различным свидетельствам, произошло от одного до нескольких мощных ударов (большинство свидетелей указали на два мощных взрыва) 1:25 реактор был полностью разрушен.

Ведущая: « Я ВНОВЬ ИДУ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ ДОРОГОЮ»,
Читает Плетникова Галина.

Кто мог из нас забыться тишиной,
Кому тревогой сердце не коробило,
Когда холодный ветер в час ночной
Повеял черной былью из Чернобыля?!
В ту ночь каштанов киевских ряды,
Едва в листве свои соцветья выпятив,
Под налетевшим облаком беды
Задумались о городке на Припяти.
Не знал такого Киев никогда,
Отмеченный в веках рубцами датами.
Негаданная вырвалась беда,
Таинственно скопившаяся в атоме.

Ведущая: Второе сообщение о причинах аварии сделает Крамичева Анна.

Причины аварии и расследование
Государственная комиссия, сформированная в СССР для расследования причин катастрофы, возложила основную ответственность за катастрофу на оперативный персонал и руководство Чернобыльской АЭС. Для исследования причин аварии создало консультативную группу. В своём отчёте 1986 годa утверждалось, что авария явилась следствием маловероятного совпадения ряда нарушений правил и регламентов эксплуатационным персоналом, катастрофические последствия авария приобрела из-за того, что реактор был приведён в нерегламентное состояние.

Однако в 1991 году комиссия Гос атом надзора СССР заново рассмотрела этот вопрос и пришла к заключению, что «начавшаяся из-за действий оперативного персонала Чернобыльская авария приобрела неадекватные им катастрофические масштабы вследствие неудовлетворительной конструкции реактора». Кроме того, комиссия проанализировала действовавшие на момент аварии нормативные документы и не подтвердила некоторые из ранее выдвигавшихся в адрес персонала станции обвинений.

Реактор не соответствовал нормам безопасности;
. низкое качество регламента эксплуатации в части обеспечения безопасности;
. неэффективность режима регулирования и надзора за безопасностью в ядерной энергетике;
. отсутствовал эффективный обмен информацией по безопасности как между операторами, так и между операторами и проектировщиками;
. персонал допустил ряд ошибок и нарушил существующие инструкции и программу испытаний.

Ведущая: Стихотворение о Чернобыле читает Чижикова Светлана.

Чернобыль… Одного хватает слова -
И сердце, как болезненный комок,
Сожмется, ожидая вести новой,
И горькой пылью пахнет ветерок.
И не со звезд небесных боль упала,
И не на твердь бесчувственных камней -
А в грудь земли проникла злым запалом
И вероломно поселилось в ней.

Ведущая: Третье сообщение о последствиях аварии.
Зачитает Сарина Елизовета

Последствия аварии

Непосредственно во время взрыва на четвёртом энергоблоке погиб только один человек (Валерий Ходемчук), ещё один скончался утром от полученных травм (Владимир Шашенок). Впоследствии, у 134 сотрудников Чернобыльской АЭС и членов спасательных команд, находившихся на станции во время взрыва, развилась лучевая болезнь, 28 из них умерли в течение следующих нескольких месяцев.

В 1:24 ночи на пульт дежурного СПЧ-2 по охране Чернобыльской АЭС поступил сигнал о возгорании. К станции выехал дежурный караул пожарной части Из Припяти на помощь выехал караул 6-й городской пожарной части Руководство тушением пожара принял на себя лейтенант Правик. Его грамотными действиями было предотвращено распространение пожара. Были вызваны дополнительные подкрепления из Киева и близлежащих областей. Из средств защиты у пожарных были только брезентовая роба, рукавицы, каска.. К 4 часам утра пожар был локализован на крыше машинного зала, а к 6 часам утра был затушен. Всего принимало участие в тушении пожара 69 человек личного состава и 14 единиц техники. Наличие высокого уровня радиации было достоверно установлено только к 3:30, так как из двух имевшихся приборов на 1000 рентген в час один вышел из строя, а другой оказался недоступен из-за возникших завалов. Поэтому в первые часы аварии были неизвестны реальные уровни радиации в помещениях блока и вокруг него. Неясным было и состояние реактора.
В первые часы после аварии, многие, по-видимому, не осознавали, насколько сильно повреждён реактор, поэтому было принято ошибочное решение обеспечить подачу воды в активную зону реактора для её охлаждения. Для этого требовалось вести работы в зонах с высокой радиацией. Эти усилия оказались бесполезны, так как и трубопроводы, и сама активная зона были разрушены. Другие действия персонала станции, такие как тушение очагов пожаров в помещениях станции, меры, направленные на предотвращение возможного взрыва, напротив, были необходимыми. Возможно, они предотвратили ещё более серьёзные последствия. При выполнении этих работ многие сотрудники станции получили большие дозы радиации, а некоторые даже смертельные.

Ведущая: Ещё стихотворение о Чернобыле читает Федосеева Катерина

Солнца диск упал за горизонт,
Ночь свои чернила разливала,
Смерти свет неуловим, как сон,
Нас накрыло смерти покрывало.

Пожелтевший лес и желтый знак -
На обочину сходить не стоит,
Первомая выгоревший флаг.
Нас запишут, может быть, в герои.

Зреют груши, яблоки в саду,
Чтоб упасть в поднявшийся сорняк,
Красота, но чувствуешь беду,
И замки, замки на всех дверях.

Гул моторов через копачи,
Вот он, вот последний поворот.
Впереди огонь горит в ночи…
Кто живой? Никто не разберет.

Ничего теперь не изменить,
Нет секунд на краткий перекур,
Мы сумеем атом укротить -
Жаль, что горя много на веку.

Что такое двадцать пять рентген?
Что такое стронций, цезий, йод?
Это все узнаем мы потом,
А сейчас приказ идти вперед!

Информирование и эвакуация населения

Ведущая: Вот такие вот страшные события разворачивались 25 лет назад на Чернобыльской АЭС. Но первое официальное сообщение было сделано по телевидению 27 апреля. В довольно сухом сообщении сообщалось о факте аварии и двух погибших, об истинных масштабах катастрофы стали сообщать позже.

После оценки масштабов радиоактивного загрязнения стало понятно, что потребуется эвакуация города Припять, которая была проведена 27 апреля. В первые дни после аварии было эвакуировано население 10-километровой зоны. В последующие дни было эвакуировано население других населённых пунктов 30-километровой зоны. Запрещалось брать с собой вещи, многие были эвакуированы в домашней одежде. Чтобы не раздувать панику, сообщалось, что эвакуированные вернутся домой через три дня. Домашних животных с собой брать не разрешали.
Для координации работ были также созданы республиканские комиссии в Белорусской, Украинской ССР и в РСФСР, различные ведомственные комиссии и штабы. В 30-километровую зону вокруг ЧАЭС стали прибывать специалисты, командированные для проведения работ на аварийном блоке и вокруг него, а также воинские части, как регулярные, так и составленные из срочно призванных резервистов. Основная часть работ была выполнена в 1986—1987 годах, в них приняли участие примерно 240 000 человек. Общее количество ликвидаторов (включая последующие годы) составило около 600 000.
Во всех сберкассах страны был открыт «счёт 904» для пожертвований граждан, на который за полгода поступило 520 миллионов рублей. Среди жертвователей была Алла Пугачёва, давшая благотворительный концерт в Олимпийском и сольный концерт в Чернобыле для ликвидаторов.

В результате аварии из сельскохозяйственного оборота было выведено около 5 млн га земель.
Вокруг АЭС создана 30-километровая зона отчуждения, уничтожены и захоронены (закопаны тяжёлой техникой) сотни мелких населённых пунктов.
Загрязнению подверглось более 200 000 км² - это примерно 70 % на территории Белоруссии, России и Украины. Радиоактивные вещества распространялись в виде аэрозолей, которые постепенно осаждались на поверхность земли.
Наибольшие дозы получили примерно 1000 человек, находившихся рядом с реактором в момент взрыва и принимавших участие в аварийных работах в первые дни после него. Эти дозы варьировались от 2 до 20 грэй (Гр) и в ряде случаев оказались смертельными
Во многих случаях лучевая болезнь осложнялась лучевыми ожогами кожи, вызванными β-излучением. В течение 1986 года от лучевой болезни умерло 28 человек Ещё два человека погибло во время аварии по причинам, не связанным с радиацией. В течение 1987—2004 года умерло ещё 19 человек.
Наблюдение за большой группой ликвидаторов, проведённое в России, выявило увеличение смертности на несколько процентов. Среди 600 000 человек, подвергшихся наибольшим дозам облучения, смертность от рака составляет примерно четыре тысячи человек.
Различные общественные организации сообщают об очень высоком уровне врождённых патологий и высокой детской смертности в загрязнённых районах.
В некоторых наиболее сильно загрязнённых районах в Белоруссии и на Украине отмечено увеличение смертности.
Ликвидаторы и жители загрязнённых областей подвержены повышенному риску различных заболеваний, таких как лучевая болезнь, онкология, катаракта, сердечно-сосудистые заболевания, снижение иммунитета, у детей синдром Дауна и.т.д.
Уважаемые педагоги и ребята, об этом надо знать и помнить.
Предлагаю почтить минутой молчания всех погибших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии