Ангкор древняя обитель кхмерских богов. Архитектурные и географические термины. Какие храмы входят в малый круг Ангкора

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Среди джунглей Юго-Восточной Азии затерялась загадочная Камбоджа, поражающая контрастами между нетронутой природой и шумными городами с ярким колоритом. Страна гордится древними храмами, один из которых – Ангкор-Ват. Огромное сакральное сооружение хранит тайны и легенды города богов и столицы древней Кхмерской империи.

Высота трехуровнего комплекса, сложенного из нескольких миллионов тонн песчаника, достигает 65 м. На площади, превышающей территорию Ватикана, расположились целые галереи и террасы, великолепные башни, фасады которых начинали сооружаться и расписываться вручную при одном императоре, а заканчивались уже при другом правителе. Работы продолжались 30 лет.

История создания храма Ангкор-Ват

Столица Кхмерской империи строилась на протяжении 4 веков. Археологи считают, что площадь города составляла 200 кв. км. За четыре столетия появилось множество храмов, некоторые из них можно увидеть и сейчас. Ангкор-Ват сооружался в эпоху, когда древним государством правил Cуpьявapмaн II. Король умер в 1150 году, и комплекс, построенный в честь Бога Вишну, после смерти императора принял его в усыпальнице.

В XV веке Ангкор захватили тайцы, и местные жители, которых, как считают историки, было около миллиона, ушли из города на юг государства и основали новую столицу. В одной из легенд рассказывается, что император приказал утопить в озере сына жреца. Бог разгневался и послал наводнение на процветающий Ангкор.

Ученым до сих пор непонятно, почему в богатом городе не поселились завоеватели, если местные жители его покинули. В другой легенде повествуется, что мифическая богиня, которая превращалась в красавицу и спускалась с небес к королю, вдруг разлюбила и перестала приходить к императору. В дни, кода она не появлялась, Ангкор страдал от несчастья.

Описание сооружения

Гигантский храмовый комплекс поражает гармоничностью и плавностью линий. Он строился на песчаном холме сверху вниз, от центра к периферии. Внешний двор Ангкор-Ват окружает широкий ров, наполненный водой. Прямоугольная конструкция размером 1300 на 1500 м состоит из трех ярусов, обозначающих природную стихию – землю, воздух, воду. На главной платформе размещается 5 величественных башен, каждая символизирует один из пиков мифической горы Меру, самая высокая возвышается по центру. Она строилась как обитель бога.

Каменные стены комплекса украшены резьбой. На первом ярусе располагаются галереи, где возвышаются барельефы в виде древних кхмерских персонажей, на втором разместились фигуры небесных танцовщиц. Скульптуры удивительно сочетаются с архитектурой храма, в облике которого чувствуется влияние двух культур – индийской и китайской.

Все постройки расположены симметрично. Несмотря на то что Ангкор-Ват стоит в окружении водоемов, территория никогда не затапливается даже в сезон дождей. К главному входу в комплекс, располагающемуся в западной части, ведет дорога, по обе стороны которой стоят скульптуры змей с семью головами. Каждая надвратная башня соответствует определенной части света. Под южной гопурой находится статуя Вишну.

Все сооружения храмового комплекса сложены из очень гладких, словно полированных камней, плотно подогнанных друг к другу. И хотя раствором кхмеры не пользовались, ни щелей, ни швов не видно. С какой стороны человек не подходил бы к храму, полюбоваться его красотой и величием, он никогда не увидит все 5 башен, а лишь три из них. Такие интересные факты говорят о том, что комплекс, возведенный в XII столетии, является архитектурным шедевром.

Колонны, крыша храма украшены резьбой, а стены отделаны барельефом. Каждая башня по форме похожа на бутон прекрасного лотоса, высота главной достигает 65 м. Все эти сооружения соединяются коридорами, а из галерей одного уровня можно попасть на второй, а затем на третий.

У входа к первому ярусу разместились 3 башни. В нем сохранились панно с картинками из древнего эпоса, общая длина которых приближается к километру. Чтобы полюбоваться барельефами, нужно пройти через ряд величественных колонн. Потолок яруса поражает резьбой, выполненной в виде лотоса.

Башни второго уровня коридорами соединяются с теми, что расположены на первом ярусе. Внутренние дворики пространства когда-то наполнялись дождевой водой и служили в качестве бассейнов. Центральная лестница ведет на третий ярус, разделенный на 4 квадрата и располагающийся на высоте 25 метров.

Комплекс не строился для простых верующих, а предназначался для религиозной верхушки. В нем хоронили королей. О происхождении храма интересно рассказывается в легенде. Кхмерскому принцу удалось побывать у Индры. Красота его небесного дворца с изящными башнями поразила юношу. И бог решил подарить Преа Кет такой же, но на земле.

Открытие для мировой культуры

После того как жители покинули Ангкор, в храме поселились буддистские монахи. И хотя в XVI столетии его посетил португальский миссионер, о чуде света миру рассказал Анри Муо. Увидев среди джунглей башни, путешественник из Франции был настолько поражен великолепием комплекса, что описал красоту Ангкор-Ват в своем отчете. В XIX веке туристы поехали в Камбоджу.

В тяжелые времена, когда в стране хозяйничали красные кхмеры во главе с Пол Потом, храмы стали недоступны и для ученых, и для археологов, и для путешественников. И лишь с 1992 года обстановка изменилась. Деньги на реставрацию поступают с разных стран, но чтобы восстановить комплекс понадобится не одно десятилетие.

В конце девяностых английский историк высказал мнение, что сакральный храм является проекцией части Млечного пути на земле. Размещение сооружений напоминает спираль созвездия Дракона. В результате компьютерного исследования было установлено, что храмы древнего города действительно отражают расположение звезд Дракона, которое наблюдалось более 10 тыс. лет назад во время равноденствия, хотя точно известно, когда построен Ангкор-Ват – в XII веке.

Ученые выдвинули гипотезу, что главные комплексы столицы Кхмерской империи строились уже на ранее существовавших сооружениях. Современные технологии не в состоянии воссоздать величие храмов, которые держатся на своем весе, ничем не скреплены и подогнаны идеально.

Как попасть в храмовый комплекс Ангкор-Ват

Где находится город Сиен-Рип, можно найти на карте. Именно от него начинается путешествие к древней столице Кхмерской империи, расстояние составляет не более 6 км. Как добраться к храму, каждый турист выбирает самостоятельно – на такси или тук-туке. Первый вариант обойдется в 5 долларов, второй в 2.

Попасть в Сиен-Рип можно:

  • по воздуху;
  • по суше;
  • по воде.

В аэропорт города прилетают самолеты из Вьетнама, Кореи, Таиланда. Из Бангкока и столицы Камбоджи ходят автобусы. По озеру Тонлесап из Пномпеня летом отправляется небольшой катер.

Стоимость посещения комплекса зависит от того, что желает посмотреть турист. Цена билета в Ангкор начинается с 37 долларов за день, а маршрут составляет 20 кв. км. За неделю прогулок по древнему городу и знакомством с почти 3 десятками храмов нужно выложить 72$.

На территории Ангкор-Ват всегда множество путешественников. Чтобы сделать качественное фото, лучше отправиться на задний двор и постараться остаться там до заката. Побродить по величественным башням и галереям, расписанных сценами сражений, можно самостоятельно или в составе экскурсии.

Ров с водой, окружающий комплекс по периметру, формирует остров площадью в 200 га. Чтобы попасть на него, нужно пройти по каменным мостам, ведущим к 2 противоположным сторонам ступенчатой пирамиды храма. К западному входу, возле которого красуются 3 башни, проложен тротуар из крупных блоков. Справа в святилище стоит огромная статуя бога Вишну. По обе стороны от дороги располагаются библиотеки, имеющие выходы на запад, север, восток и юг. Рядом с храмом разместились искусственные водоемы.

Перед глазами туристов, поднявшихся на второй яруса, предстанет завораживающая картина главных башен. К каждой из них можно подойти по каменным узким мостам. Величие третьего уровня комплекса указывает на совершенство и гармонию кхмерской архитектуры.

Исследования, которые проводятся учеными и археологами на территории древней столицы процветающей империи, откроют новые тайны загадочного и величественного храма Ангкор-Ват. История кхмерской эпохи восстанавливается благодаря надписям на скульптурах и архитектурных шедеврах. Многие факты указывают на то что, люди здесь жили очень давно, и город богов был основан потомками древнейшей цивилизации.

Захватывающее зрелище откроется путешественникам, решившимся пролететь над храмовым комплексом на вертолете или воздушном шаре. Туристические компании готовы оказать такую услугу.

Чтобы посетить археологический комплекс Ангкор, я прилетела в Камбоджу, в Сием Рип, именно там находится Ангкор Ват и другие древние храмы. Из столицы Малайзии , где я провела три дня после 4 месяцев самостоятельного путешествия по Индии, добралась утренним рейсом, и несмотря на бессонную ночь, проведенную в аэропорту, ступила на землю Камбоджи в прекрасном настроении. Ну наконец-то я посмотрю древние храмовые достопримечательности в этой совсем незнакомой мне стране. Погода была чудесной.

Приезд в Сием Рип

Город Сием Рип он же Сием Риеп, Сием Реап, Симреп и еще есть варианты, в зависимости от перевода и произношения — это небольшой, но один из самых посещаемых туристами город Азии. Аэропорт в Сием Рипе маленький и спокойный. Визу получаете по приезду, желательно иметь с собой маленькую фотографию, но это было в 2012 г, может что и поменялось с тех пор. Я поменяла 30 долларов, чтобы было чем платить за транспорт до города, ну и на первые траты чтобы хватило. Оказалось, что рейсовых автобусов из аэропорта нет и из самого дешевого остается только — мотобайк-такси, т.е. мотоцикл с водителем.

Совет — доллары лучше было и не менять, тем более в аэропорту, где курс намного ниже. В Камбодже все с удовольствием принимают доллары, даже выгоднее расплачиваться американской валютой.
Пока я проковырялась в своем рюкзаке, народу уже не осталось. Тут меня работник транспортной стойки спрашивает: «Ты на чем поедешь, на такси?» — Он оформлял такси рядом стоящему китайцу и наверное думал, что и я туда захочу.
-«Нет, мне на чем-нибудь подешевле. На мотоцикле поеду», — ответила я подняв голову, при этом продолжая сидеть на корточках и рыться в рюкзаке. Тот удивился, ибо все мотоциклисты, как и пассажиры, кто мог бы их нанять уже разъехались. Тут этот китаец предложил мне поехать с ним.

-«Нужно ли делить цену на двоих?»
-«Нет, не беспокойся,» — ответил он улыбнувшись. — «О, здорово, тогда поеду», — обрадовалась я.

Мы сели в очень приличную машину и поехали в город. По дороге познакомились. Я с трудом понимала его акцент. Он спросил меня в какой отель меня везти. Ха-ха — я уже и забыла, что когда-то останавливалась в отелях, а сейчас я путешествую самостоятельно и дешево, поэтому ничего не бронирую, а просто еду и на месте нахожу. Сказала, чтобы остановили в туристическом месте возле недорогого гестхауса, не более 10 долларов за комнату.
Китаец обалдел немножко, ведь он забронировал за 60 долларов, но я объяснила, что путешествую сама и уже побывала в Индии и проехала ее сама с севера на юг. Он был удивлен 🙂
Приехали в город. Он сказал, что только зарегистрируется в отель и поедем смотреть храмы. Буквально через 5 минут он вернулся в машину, водитель завернул за угол и показал мне гестхаус. Они сказали, что подождут меня в машине. Я сторговала комнату за 8 долларов, пулей приняла душ, переоделась в свою желтую юбку и выбежала обратно.

Мы сразу же поехали смотреть главные достопримечательности Камбоджи .

Храмовый комплекс Ангкор

находится в городе СиемРиеп в Камбодже. Археологический комплекс Ангкор, является наследием ЮНЕСКО включает несколько храмов с руинами, сохранившимися со времен империи Кхмеров с IX по XV вв. Комплекс сооружений, отображает небо на земле и включает в себя множество храмов, основные это храм Ангкор Ват, Ангкор-Тхом, Та-Пром (1186 г.), Бантей-Кидей (который считают самым ранним из храмов), Неак-Пеан, Та-Сом, Сра-Сранг, Пра-Хан (1191 г.), храм Байон, завершенный в 1219 г.

Билет на посещение комплекса старинных храмов стоил 20 долларов на один день или 40 долларов на 2-3 дня. Билет на 7 дней стоит 60 долларов. Они делают фотографию, чтобы по этому билету никто другой не прошел и четко следят за этим.

Часы работы: Посещение открыто с 5:00 утра до 6:00 вечера. Ангкор-Ват закрывается в 6:00, Бантей Срей закрывается в 5:00 вечера, Кбальспеан в 3:00 вечера. Всегда носите с собой билет, его проверяют при каждом входе. Чтобы посетить Пном Кулен, Koh Ker или Beng Melea, нужно купить отдельный билет стоимостью $ 20, $ 10 и $ 5 соответственно, там этот не нужен.

Карта Ангкор

На этой карте видно, что храм Ангкор Ват, который у всех на слуху — это всего лишь часть большого комплекса достопримечательностей Ангкор, где каждый древний храм по своему интересен.

Забегая вперед скажу сразу, что имея машину, основные три храма можно посмотреть за один день, поэтому мне несказанно повезло встретить этого доброго китайца. Вообще же храмов очень много и разбросаны они на огромной территории, некоторые находятся в 30 км от города и даже дальше.

Храм Ангкор Ват

Находится примерно в 5 км от города Сием Рип. Ангкор Ват — это индуистский храм, посвященный богу Вишну, является самым главным и посещаемым в Камбодже. Построен в годы правления короля Сурьявармана II (1113 — 1150 гг.). После того, как в 1432 году столица государства переместилась в , заботу о храме поддерживали буддийские монахи. Заброшенный в 15 веке, он был вновь «открыт» для европейцев в 1861 г. французским путешественником Анри Муо, который обнаружил его 22 января, хотя француз, не единственный, кто побывал там, но сумел донести до общества свои впечатления.

Храм занимает примерно 2 км.кв., включает ров шириной 190 метров, окруженный каменными стенами внутренний двор, где как бы на платформе размещены три концентрические строения — террасы, каждая имеет галерею по периметру, через входы в которых можно попасть внутрь храма. Главный вход на территорию, расположен с западной стороны. Храм имеет пять башен, которые все пять могут быть видны из определенных углов. А обычно взору предстают только три башни. Самая высокая — центральная, имеет высоту 213 метров от земли. Дабы не утомлять вас длинными историями и архитектурными подробностями, которые в случае пристального интереса можно прочитать или на официальном сайте на английском, давайте уже посмотрим фото Ангкор Ват, а как оно там. Утром все было в дымке.

Подъехали, к месту откуда до храма еще идти и идти. Мне очень понравились длинные, как змея скульптуры, которые казались загадочными и необычными. А сам храм окружен рвом шириной 190м, наполненным водой.

Структура и внешний облик храма должен был символизировать мифическую священную гору Меру, повторяя её очертания, соответственно башни храма являются её вершиной, стены - скалами, а ров - океаном, окружающим центр Вселенной!


Сначала прошли по внутренним галереям, там на стенах множество красивых рисунков выгравированных на камне — эпосы из Рамаяны и изображения, похожие на кружева


Дойдя до центра, увидели очередь, чтобы подняться наверх. Пришлось постоять, народ уже успел собраться, хотя еще было около 10 утра. Правда очередь двигалась быстро — запускали партиями.

За 2 человека перед нами закрыли проход после запуска очередной группы. Тут мне работник сообщает, что у меня не подходящая для храма кофточка, что надо с рукавами, хотя бы с короткими. Я оглянулась на стоящих сзади туристов, из очереди уже предлагали платки и шарфы, но работник сказал, что все это не годится, что надо кофту или жакет. Я начала немного беспокоиться мягко говоря, ведь уже заходить скоро. Тут парень лет 15, тоже китаец, стоявший с мамой, следом за нами снял с себя, как говорится, последнюю рубаху, а точнее какую-то кофту и отдал мне. Просто сказал, что подождет на выходе. Я была поражена туристической солидарностью части очереди и тем более дружелюбным жестом очередного китайца. Поэтому на фотографии я в этой кофте, не вписывающейся в стиль моей одежды, но очень выручившей меня в нужный момент. Есть что вспомнить опять же.
Подъем занимает примерно 700 ступенек и оттуда открывается хороший вид. Даже воздушные шары были видны вдалеке.

Это мы увидели внутри, видимо след заботы буддийских монахов о храме в периоды его забвения.





А теперь предстоит крутой спуск



Бывает же такое, что в самый не подходящий момент моя камера полностью разрядилась, но к счастью и тут меня выручил мой компаньон и дал мне фотографировать свой абсолютно новенький, только вышедший Samsung Note. Так что остальные фото храма Ангкор и других я имею благодаря моему приятелю и его, тогда новому, телефону.

Храм Байон

Еще очень интересный храм Байон, который также входит в комплекс Ангкор. Этот храм уже не индуистский, как предыдущий, а буддистский. Постороенный в 12 веке, королем Джаяварманом VII, который и сделал буддизм государственной религией в Камбодже. Трехуровневый храм окружен тремя рядами стен и имеет множество каменных изображений огромного размера. Храм построен без применения цементного раствора, соединяющего камни. Очень понравился.

Храм служил еще и усыпальницей для императоров и знатных людей.


Храм Та Пром

Ближе к вечеру мы поехали в самый необычный и сказочный храм Та Пром, который тоже входит в археологический комплекс Ангкор. Мне очень понравился. В этом храме деревья и каменные стены храма настолько переплелись, что непонятно уже, кто кого поддерживает. Убери дерево — рухнут стены, уберешь камни — погибнет дерево. Вот такой симбиоз.


Меня больше всего поразили эти гигантские корни деревьев, так что я даже забыла сделать достаточно фотографий. Говорят, здесь снимали фильм с Анжелиной Джоли в главной роли, кажется Лара Крофт называется.

Так мы успели за один день посмотреть три храма, имея машину — такси.

Традиционное национальное блюдо Камбоджи

В перерыве между посещениями, я была приглашена в хороший ресторан на обед, где подавали национальный суп в кокосе Амок amok — готовится суп на основе кокосового молока, с добавлением карри, мяса или морепродуктов и немного овощей — очень вкусно. Я млела от удовольствия. Думаю суп Амок — это самое популярное блюдо у туристов. Рекомендую попробовать. Я ела с морепродуктами. На столах белые скатерти и приборы, как положено и конечно хорошее обслуживание. Ресторан находится неподалеку от храмов.

Вот это мне повезло!

Это был еще не конец череде неожиданных сюрпризов, приготовленных для меня вероятно Богом, пославшим мне этого китайца. После обеда мы поездили по городу — мой новый знакомый решил поменять билеты на самолет, посчитал, что успел посмотреть основные достопримечательности за один день, а меня завезли в ювелирный магазин по пути, чтобы скучно не было… на обратном пути подхватили.

Вечером мы встретились снова, чтобы погулять по городу и попробовать местную кухню — она оказалась очень даже вкусной, по крайней мере после 4 месяцев индийской ужасной и острой еды, мне понравилась. И разошлись по домам. Он мне отдал два талончика на завтрак в его отеле, который находился рядом с моим гестхаусом.
Так что на следующее утро у меня был завтрак в Отеле. Как у настоящего белого человека. Я не уставала благодарить Бога за этот подарок, сидя за накрытым белой скатертью столом и попивая кофе из нормальной посуды. За окном был небольшой бассейн, журчала вода и пели птички — это был какой-то Рай после 4 месяцев путешествия по грязной Индии. (вы уже прочитали мои похождения в Индии — понимаете меня)

Возвращаясь после завтрака, встретила в фойе моего знакомого китайца. Он был с вещами и собирался уезжать. Я поблагодарила его за подаренный мне завтрак. Он попросил подождать пока выпишется из отеля. Я отошла в другой конец фойе, чтобы не мешать.

-«У тебя есть с собой паспорт?» — крикнул он, обернувшись. -«Конечно!» — удивленно ответила я. -«Давай», — попросил он и … Переписал номер на меня, ибо у него было оплачено 2 суток, а он поменял билет и улетал раньше. Вот это подарок судьбы! Я не могла сдержать радости и вся светилась от счастья и от неожиданного сюрприза. Мы распрощались и я побежала за вещами. Так я провела в этом добром и удивительном по отношению ко мне городе еще ночь и два дня. Наслаждаясь прелестями отельной жизни и, о счастье! Бассейном — это было настоящим спасением в жуткую жару.


Счастливая и довольная, пошла гулять по городу. Лучше это делать с утра, а то потом жуткая жара начинается.

Мне понравился вот этот маленький парк с красивыми воротами, скульптурами и башней внутри.

Очень мне нравятся вот эта скульптура змеи с несколькими головами, которую тянут множество сидящих людей — тоже скульптур. Голова такого памятника змеи красиво украшена, словно корона. Такие скульптуры часто можно встретить в Сием Рипе у храмов. У Ангкор Ват, Байон и Та Пром я делала фото таких змей, но они плохо получились.


В общем целый день гуляла по городу, сходила в супермаркет — тогда там все было производства соседних стран.

Купила билет на ночной автобус за 19$, чтобы уехать в столицу Камбоджи, а оттуда во Вьетнам, о чем читайте в следующей статье про .

Почему самый большой храм в мире покинули люди? Какая связь комплекса Ангкор-Ват со спиралью созвездия Дракона? Зачем на барельефе Ангкор-Вата изобразили динозавра? В статье отражена точка зрения официальной истории и хронологии.

Храмовый комплекс Ангкор-Ват (Angkor Wat) является самым большим храмом индуистов не только в Камбодже, но и в Мире, крупнейшим культовым сооружением человечества, созданный по традиционной версии кхмерским королем Сурьяварманом II около тысячи лет назад. (1113-1150 гг. н.э.)

Строительство храма Ангкор-Ват длилось 30 лет, он стал самым крупным храмом в древней столице империи кхмеров – Ангкор. Площадь Ангкор-Вата – 2,5 кв.км. (Это почти в 3 раза больше чем площадь Ватикана), а размеры всей древней Кхмерской столицы Ангкор с населением более 1 миллиона жителей превышали 200 кв.км. Для сравнения, к примеру, вторым по величине известным городом той же древней эпохи был город Тикаль – самый крупный город цивилизации Майя, расположенный на территории современной Гватемалы. Его размер был около 100 кв.км., то есть в 10 раз меньше, а население всего от 100 до 200 тысяч человек.

Туристическая схема расположения основных храмов Ангкора

Ангкор-Ват самый крупный храм древней столицы, но далеко не единственный. Город Ангкор - будучи столицей Кхмерской империи с IX по XIV века включал в себя множество индуистских и буддистских храмов, многие из которых достаточно хорошо сохранились до наших дней. Каждый из них прекрасен по своему и характеризует разные периоды расцвета могущества Империи Кхмеров. Позже историки назовут этот период кхмерской истории – Ангкорианским.

Главный вход в Ангкор-Ват с западной стороны

Строительство Ангкора продолжалось около 400 лет. Его начал основатель ангкорской династии, индусский принц Джайяварман II в 802 г. объявивший себя «всеобщим правителем» и «королем-Солнце» в Камбодже. Последние храмовые комплексы были возведены в XII веке королем Джайяварманом VII. После его смерти в 1218 г. строительство прекратилось. Причиной тому, по одной версии, стало то, что в Кхмерской Империи просто закончились месторождения камня-песчаника, по другой – империя оказалась в условиях жестокой войны и продолжать строительство было невозможно. Ангкорианский период кхмерской истории закончился в 1431 году, когда тайские захватчики окончательно захватили и разграбили столицу Кхмеров и вынудили население уйти на юг в район Пном-Пень, который и стал новой кхмерской столицей. Впрочем, доказательства истинных причин падения кхмерской империи историки ищут и по сей день.

Водяной ров шириной 190 метров вокруг Ангкор-Ват

В Ангкоре особо выделяются наиболее крупные храмовые комплексы - Ангкор-Ват, Ангкор-Том (включающий в себя сразу несколько храмов, самый крупный из которых - храм Байон), Та-Пром, Бантей-Срей и Преа-Кан. Наиболее примечательный храм был и остается Ангкор-Ват, который до сих пор является самым крупным религиозным сооружением в мире. Его высота 65 метров. Храм окружен гигантским рвом шириной 190 метров, размером 1300 метров на 1500 метров. Построенный во время правления Сурьявармана II (1113–1150) за 30 лет, Ангкор-Ват стал самым большим сакральным зданием в мире. После смерти короля Сурьявармана II храм принял его в свои стены и стал усыпальницей-мавзолеем.

Ангкор-Ват - История открытия затерянного города Ангкор

Широкую известность в современном мире Анкор-Ват получил после опубликования 1861 году дневников и отчетов французского путешественника и натуралиста Анри Муо о своих экспедициях по Индокитаю. В его дневнике можно встретить такие строки:

«Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен. Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира»


Вид на Ангкор-Ват с северо-западной стороны (отражение в воде)

Анри Муо (фр. Henri Mouhot) родился в 1826 году во Франции, и уже с 18-летнего возраста преподавал французский и греческий языки в российской военной академии в Санкт-Петербурге. После возвращения на родину он женился на дочери известного английского исследователя и переехал в Шотландию. А уже в 1857 году Анри Муо решил отправиться в путешествие по Юго-Восточной Азии (Индокитаю) для сбора зоологических образцов. За время своего пребывания в Азии он объездил Таиланд, Камбоджу и Лаос. Возможно, он что то предчувствовал, спустя несколько месяцев после последнего посещения Ангкор-Вата, в 1861 году он умер от малярии, в своей четвертой экспедиции по Лаосу. Был похоронен там же, вблизи столицы Луанг-Прабанг (Луангпхабанг), месторасположение его гробницы известно и сейчас. Дневники Анри Муо хранятся в Лондоне, в архиве Королевского географического общества (Royal Geographical Society, London).

Могила французского исследователя Анри Муо (1826-1861гг) в Лаосе

Величие впервые увиденного им храма Ангкор-Ват потрясло Анри Муо, в своих записях он писал об Анкор-Вате следующее:

«Храм непостижим для ума и превосходит всякое воображение. Глядишь в смущении и замешательстве, восхищаешься и, охваченный почтением, застываешь в благоговейном молчании… Каким возвышенным должен был быть гений этого Микеланджело Востока, гений создателя подобного дивного творения! Он сумел связать в единое целое различные части с таким искусством, что этому остается только удивляться. Он проследил за исполнением своих грез и добился, и в общем и в частностях, такой законченности деталей, достойных целого, которые под силу лишь одареннейшим».


Величественная центральная башня Ангкор-Вата

Этимология названия храма Ангкор-Ват

«Ангкор-Ват» не является первоначальным названием храма, так как не были найдены ни стелы основания храма, ни каких-либо надписей относительно названия того времени. Как древний город-храм назывался тогда, неизвестно и, вполне вероятно, он назывался «Врах Вишнулок» (буквально «Место святого Вишну»), в честь бога которому был посвящён.

Вид на Ангкор-Ват с северо-восточной стороны здания

Скорее всего, название «Ангкор» происходит от санскритского слова «нагара», означающего «город». По-кхмерски оно читается как «ноко» («королевство, страна, город»), однако в просторечии, кхмерам гораздо удобнее произносить «онгко». Последнее очень созвучно с близким крестьянам понятием урожая, и может быть, в буквальном смысле, переведено как «собранные рисовые зёрна».

Юные потомки всемогущего короля полубога Сурьявармана II

С течением веков, редуцированное простонародное «онгко», приобрело значение имени собственного, которое закрепилось в названии древней столичной области Ангкор (или Онгкор), бывшей столицы ангкорской империи, Ангкор-Тхом , а также храма Ангкор-Ват.

Все в этом мире подвластно природе - даже стены великого Ангкора

Слово «Ват» происходит от палийского выражения «ваттху-арама» («место, где построен храм»), обозначавшего священную землю монастырской обители, но во многих странах Юго-Восточной Азии (Таиланд, Лаос, Камбоджа) оно давно несёт более широкое значение, относясь к любому буддистскому монастырю, храму или пагоде. По кхмерски «воат» может означать и «храм», и «почитание, восхищение». Действительно, Ангкор-Ват - самый большой храм города богов Ангкора, является символом национальной гордости кхмеров.

Скульптуры семиглавых змей по дороге к храму

По кхмерски, название храма Ангкор-Ват произносится «Онгковоат». В подавляющем большинстве источников оно трактуется как «город-храм». Поскольку название «Ангкор» с XV-XVI веков употреблялось в значении имени собственного, можно предположить более точный перевод - «храм Ангкор».

На заднем дворе Ангкор-Вата

Почему самый большой храм в мире покинули люди?

Причину, по которой кхмеры около 500 лет назад оставили на милость джунглей самый большой храм в мире Ангкор-Ват и ушли из Ангкора осваивать новую столицу своего королевства - Пном-Пень, до сих пор являются предметом дискуссий историков и археологов. Более 100 лет, сотни специалистов археологов со всего мира пытаются приподнять завесу тайны над древней Кхмерской столицей – городом богов Ангкор. Дело в том, что прошлое оставило нам ничтожно малое количество письменных свидетельств связанных с историей строительства храмов в Ангкоре. Кропотливый многолетний труд исследователей понемногу приоткрывает нам тайны сакрального храма Ангкор-Ват, внося все новые коррективы в различные исторические теории связанные с его происхождением и предназначением.

Редкий снимок стены храма когда нет туристов и контрастное небо

Кхмерские храмы никогда не предназначались для собраний верующих, они строились как место обитания богов. Доступ в центральные строения комплексов был открыт только для жрецов и монархов. Самый большой храм города богов, Ангкор-Ват имел ещё и дополнительную функцию: он изначально планировался как место для захоронения царей.

Вид сверху на Ангкор-Ват (Высота 200 метров)

Примечательно, что преемники Джайявармана II следовали его принципам строительства. Каждый новый правитель достраивал город таким образом, чтобы его ядро постоянно перемещалось: центр старого города оказывался на окраине нового. Так постепенно рос этот город-гигант. В центре каждый раз возводился пятибашенный храм, символизирующий гору Меру, центр мира. В результате Ангкор превратился в целый город храмов. Великолепие кхмерской империи несколько потускнело во времена тяжелых и продолжительных войн с тямами и таями. В 1431 году тайские (сиамские) войска полностью захватили Ангкор: город обезлюдел, будто по нему прокатилась безжалостная эпидемия. С течением времени влажный климат и буйная растительность превратили столицу в руины и джунгли полностью поглотили её.

Всю территорию Ангкора поглотили джунгли, расчищена только территория вокруг храмов

Тяжёлые времена (внешние и внутренние войны) в истории Камбоджи (Кампучии) не позволяли иностранцам посещать блистательный шедевр азиатской архитектуры. Долгое время храмы Ангкора были труднодоступны для широкого круга исследователей, археологов и историков. Ситуация изменилась в декабре 1992 года, когда храмы Ангкора и в том числе «Ангкор-Ват», заслуженно пополнившего список одного из самых больших храмов в мире, были включены в список мировых памятников культурного наследия ЮНЕСКО, а через год в Токио был создан Международный координационный комитет, поставивший своей целью возродить былое великолепие Ангкора. Были найдены источники финансирования проекта и начались активные реставрационные работы. Спиливаются огромные деревья, которые разрушают стены, восстанавливаются входы, перекрытия, стены, дорожки. Активное участие в восстановлении истории Ангкора принимают ученые из разных стран. Работы всем хватит на многие десятилетия.

Внутренние переходы в разных храмах Ангкора очень похожи

Таинственная связь Ангкора со спиралью созвездия Дракона

В 1996 году, британский археолог и историк Джон Григсби, исследуя Ангкор, пришёл к выводу, что храмовый комплекс Ангкор представляет собой земную проекцию определенного участка млечного пути, а главные сооружения Ангкора моделируют волнистую спираль северного созвездия Дракона. Начать исследования в направлении поиска корреляций неба и земли применительно к Ангкору, его подтолкнула загадочная надпись времен Джаявармана VII, кхмерского короля во времена которого был построен Ангкор-Тхом и Байон в XII веке. На стеле, откопанной на территории храма Байон, было начертано - «страна Камбу аналогична небу».

Созвездие Дракона и Малой Медведицы в наше время

На определенную связь со звездами, также указывала надпись сделанная строителями крупного пирамидального храма Пном-Бакенг, построенного во времена короля Ясовармана I (889-900 гг. н.э.). Надпись гласит, что назначение храма - символизировать «своими камнями небесные движения звезд». Возник вопрос, существовала ли в Камбодже подобная египетской (связь пирамид Гизы с созвездием Ориона) корреляция неба и земли?

Точная схема расположения основных храмов Ангкора

Дело в том, что проекция созвездия дракона основными храмами Ангкора на Земле оказалась не совсем точная. Расстояния между храмами пропорциональны расстояниям между звездами, но взаимное расположение храмов, т. е. углы между отрезками, соединяющими храмы, не повторяет в точности картину на небе. Вдобавок нужно отметить, что Ангкор - не проекция созвездия Дракона на земную поверхность, а проекция целого участка неба вокруг Дракона, включающая несколько звезд из Северной короны, Малой и Большой медведиц, Денеб из Лебедя. Все сакральные места на Земле воспроизводят тот или иной участок неба вдоль Млечного Пути.

Созвездие дракона 10500 лет до н.э.

В том же 1996 году к научно-исторической работе по Ангкору подключается еще один британский исследователь любитель - Джон Григсби. Задавшись целью установить точную дату, когда картина неба соответствовала данному расположению храмов в Ангкоре, они с помощью компьютерных технологий провели большую исследовательскую работу. Результаты их исследования всколыхнули мировое археологическое сообщество. Компьютерное исследование показало, что главные храмы Ангкора действительно являются земными отражениями звёзд созвездия Дракона и что именно в таком положении звезды находились в день весеннего равноденствия в 10500 г. до н. э.

Сравнения схемы расположения храмов Ангкора и звезд созвездия Дракона

Сейчас мало у кого вызывает сомнений тот факт, что Ангкор действительно был построен между IX и XIII вв. н.э., однако, откуда могли знать подданные камбоджийских королей картину неба более 10000 лет назад, ведь к их времени прецессия уже спрятала за горизонт часть проецируемой картины. Была выдвинута гипотеза, что все главные храмы Ангкора возводились на более древних сооружениях, о чём свидетельствуют огромные плиты облицовки искусственных каналов, выполненные из мегалитов, наличие полигональной кладки, высокое мастерство обработки камня, каменные замки, но не известно, когда были построены те. Впрочем, если они уже тогда проецировали созвездие Дракона…

Покрытые километрами тонкой резьбы, огромные камни кладки храмов идеально подогнаны друг к другу, ничем не скреплены и держатся только на собственном весе. Есть такие храмы, где промеж камней невозможно просунуть лезвие, мало того, они неправильной формы и выгнутости, словно пазлы, где ни одна из современных технологий не способна воссоздать бывалую красоту этих храмов.

Великолепные барельефы на внешних стенах Ангкор-Вата Апсары - Небесные танцовщицы

Стегозавр в Ангкор-Ват. Могли ли видеть кхмеры динозавров?

Гипотеза создания Ангкора в XI веке до н.э. не противоречит тому, что храмы, какими видим мы их сегодня, были возведены между IX и XII веками н. э. известными кхмерскими монархами, однако не все так однозначно. Например в храме Та-Пром полно замысловато высеченных статуй и каменных колон с высеченными на них барельефами. Наряду с изображениями богов и богинь мифологических сюжетов древнего индуизма, сотни барельефов изображают реальных животных (слонов, змей, рыб, обезьян). Почти каждый дюйм серого песчаника покрыт декоративной резьбой. Какого же было изумление ученых обнаруживших в Та-Пром на одной из колон изображение Стегозавра - травоядного динозавра, существовавшего 155-145 млн. лет назад.


То, что этот барельеф не подделка доказали исследователи. Остается только гадать, где кхмеры увидели стегозавра? Как это объяснить?

Барельеф с изображением Стегозавра на одной из колон Ангкор-Вата

Сакральная нумерология Ангкора - совпадение или пророчество?

Что же за загадочная дата – День весеннего равноденствия 10500 года до нашей эры? Именно в этот день звезды созвездия дракона находились в той проекции, которую воспроизводит на земле храмовый комплекс Ангкор, если посмотреть на него сверху. Эта дата связана с процессом прецессии небесных тел. Земля подобна гигантскому волчку, под влиянием гравитации Солнца и Луны, совершает медленное круговое вращение. Луна и Солнце своим притяжением стремятся повернуть ось Земли, в результате возникает явление прецессии.

Проекция земной оси как бы очерчивает на Севере небесной сферы гигантский круг, охватывающий созвездия Дракона и Малой Медведицы. На краю окружности находятся Вега, Альфа Дракона и Полярная звезда. Это движение земной оси по круговой линии, своеобразное покачивание оси вращения, и названо прецессией.

Схематичное изображение прецессии земной оси

Астрологи считают, что цикл прецессии составляет 25920 лет, так называемый Великий год (период в течение которого полюс небесного экватора описывает полный круг около полюса эклиптики). За это время земная ось проходит полный круг по Зодиаку. При этом одна астрологическая эра равна 1/12 цикла (25920:12=2160) и составляет 2160 лет. Один месяц Великого года, продолжительностью в 2160 земных лет и есть астрологическая эпоха. Каждая космическая эпоха (2160 земных лет) представляет целый этап в развитии человечества, связанный с тем знаком Зодиака, через который идет земная ось. Этот период каким-то мистическим образом был известен знаменитому греческому философу Платону, который считал, что это (25920 лет) - срок существования земной цивилизации. Поэтому период прецессии еще называется Великий Платонов год (Великий год Платона). Один день Великого года теоретически равен 72 нашим годам (25920:360=72 года - земная ось проходит 1 эклиптики).

Движение по звездной спирали времени - Все возвращается на круги своя...

В наши дни Северным полюсом мира является, как известно, Полярная звезда, но так было не всегда, и в III тыс. до н.э. Северный полюс мира находился там, где находится звезда α (Альфа) - Дракона. Прецессия земной оси, как известно, вызывает видимое изменение положения звезд с периодом 25 920 лет, то есть 1 градус составляет 72 года. В 10 500 г. до н.э. в наинизшей точке траектории находилось созвездие Ориона, а в наивысшей - созвездие Дракона. Существует своего рода «маятник Ориона-Дракона». С тех пор прецессионный процесс успел повернуть небесный полюс на половину окружности относительно полюса эклиптики, и сегодня Дракон находится вблизи наинизшей точки, а Орион - наивысшей. Профессор истории Массачусетского технологического университета Джорджо де Сантильяна со своей коллегой, доктором Гертой фон Дехехенд, на основе своих исследований, сделали вывод о том, что весь Ангкор - это огромная модель прецессии. В ее пользу говорят и следующие факты:

    На Ангкор-Вате изображено, как 108 наг тянут в две стороны (54 на 54) огромный волчок;

    По обеим сторонам 5 мостов, ведущих к воротам в Храм Ангкор-Тхом, стоят параллельными рядами огромные скульптуры - 54 Дэва и 54 Асура. 108х5 = 540 статуй х 48=25920;

    Храм Байон окружен 54 массивными каменными башнями, на каждой из которых, высечены четыре гигантских лика Локешвары, ориентированные на север, юг, восток и запад, что в целом составляет 216 лиц - (216:3=72), (216:2=108). 216 - в 10 раз меньше, чем продолжительность одной прецессионной эры (2160 лет); 108 - это 216 разделенное на два;

    Центральное святилище Пном-Бакхенга окружают 108 башенок. Число 108, одно из наиболее священных в индуистской и буддисткой космологиях, равняется сумме 72 и 36 (то есть 72 плюс половина от 72);

    Правильный пятиугольник имеет угол 108 градусов, а сумма его 5 углов составит 540 градусов;

    Расстояние между пирамидами Гизы в Египте, где правили мудрецы, что шествовали астрономической «дорогой Гора», и священными храмами Ангкора в Камбодже, составляет с небольшим округлением важную геодезическую величину - 72 градуса долготы. С древнеегипетского языка «Анкх-Хор» дословно переводится как «бог Гор живет»;

    Всего в Ангкоре 72 основных каменных и кирпичных храма и памятника.

    Протяженность отрезков основных дорог в Ангкор-Вате отражает длительность четырёх юг (великих мировых эпох индуистской философии и космологии) - Крита-юги, Трета-юги, Двапара-юги и Кали-юги. Их продолжительность соответственно - 1 728 000, 1 296 000, 864 000 и 432 000 лет. А в Ангкор-Вате длина основных участков дороги составляет 1728, 1296, 864 и 432 хата.

Они смотрят на нас со стен храмов сквозь тысячелетия и... улыбаются)))

Космический смысл числа 72 и его власть над человечеством

Остановимся подробнее на сакральном числе – 72 подробнее, потому что, уж слишком много совпадений связано с ним в нашей жизни:

    Число 72 считается сакральным числом во всех религиях.

    В кхмерском алфавите 72 буквы и столько же звуков.

    В древнеиндийском языке «Санскрит» (язык классической индийской литературы, священных текстов, мантр и ритуалов индуизма, джайнизма, а также частично буддизма) используется алфавит деванагари. Деванагари означает «письменность Богов» или «Городской язык» и в деванагари классического санскрита 36 букв-фонем (72:2=36). В деванагари используются 72 основные лигатуры (сочетания согласных букв, изображаемые самостоятельным символом).

    Самая древняя руническая система, так называемый «Старший Футарк» состоит из 24 рун, каждая руна может обозначать букву, слог, слово или образ. Причем образ имеет приоритетное значение. Но в одной руне может скрываться до трех образов в зависимости от контекста (24х3=72). При этом все эти образы будут так или иначе связаны. Древний рунический алфавит стал корневым почти для всех ныне существующих индоевропейских алфавитов. Те 24 руны, которые знают сегодня, это третья часть настоящего языка, потому что, если умножить 24 на три, то получится как раз 72 руны. Поскольку древние учили, что мир трехсоставной. Один из них - это земной мир Гетиг, второй - промежуточный мир Ритаг, а третий - высший мир Меног. Вот три формы рун.

    В древнем авестийском языке (язык Авесты, священной книги Зороастризма) было 72 буквы для обозначения всех возможных вариантов произношения звуков;

    Наиболее значимая книга Авесты - Ясна, представляющая собой текст, читаемый на основной зороастрийской литургии «Ясна», содержит 72 главы;

    Число 72 как в санскрите, так и в изначальной Авесте нашло свое проявление в 72-х нитях священного пояса Кушти, который имеет каждый зороастриец, как символическое присоединение к религии, а точнее, как пуповина, соединяющая человека с Господом Богом.

    В Иудаизме число 72 считается священным и неразрывно связано с именем Бога, запретном имени, которому подвластна вселенная. Это 72 последовательности букв еврейского алфавита, каждой из которой соответствует определенный звук, которые обладают поразительной силой преодоления законов природы во всех формах, включая человеческую природу. По преданию, имя Бога заключает в себе все сущее, значит тот, кто сумеет правильно произнести его, сможет попросить у Создателя все, чего пожелает.

    Непроизносимое имя Бога - основной предмет исследования средневековых каббалистов. Считалось, что это имя содержит в себе все силы природы, в нем заключена сама суть вселенной. Имя бога также изображается тетраграмматоном - треугольником с вписанными в него буквами. Если сложить числовые значения букв, помещенных в тетраграмматон, получается - 72.

    В придании о Скинии (Храме) древние евреи упоминают о 72 бутонах миндаля, которыми они украшали подсвечник, используемый в священном обряде, он представляет собой комбинацию 12 и 6 (то есть половины 12) и олицетворяет реализованную гармонию. Мистическим корнем числа 72, также является легендарная девятка.

    Число 72 есть число божьей матери. Она оставила этот мир в возрасте 72 года. Не зря Высоцкий поёт в одной из своих песен: «девушка, 72-я, не оставляй алтаря!»;

    Молекула ДНК человека представляет собой вращающийся куб. При повороте куба последовательно на 72 градуса по определённой модели, получается икосаэдр, который, в свою очередь, составляет пару додекаэдру. Таким образом, двойная нить спирали ДНК построена по принципу двухстороннего соответствия: за икосаэдром следует додекаэдр, затем опять икосаэдр, и так далее. Это последовательное вращение через куб на 72 градуса создаёт молекулу ДНК.

Точки пересечения диагоналей в пентагоне всегда являются точками "золотого сечения

Трехуровневое устройство храма Ангкор-Ват

Храмовый комплекс Ангкор-Ват имеет три уровня. Он состоит из ряда концентрических, прямоугольных огороженных пространств, включающих в себя три прямоугольных галереи, каждая возвышающаяся над следующей с открытыми дворами, связанных между собою крестообразными галереями. По сути Ангкор-Ват - представляет собой огромную трехступенчатая пирамиду.

Один из видов на храм Ангкор-Ват

Поднявшись по лестнице и пройдя через две первые из трех последовательно поднимающихся галерей, попадаешь в третью галерею, известную своими барельефами, большинство из которых великолепны в своем исполнении.

Один из барельефов на стене Ангкор-Вата - Сцена из жизни кхмерского короля

Не считая барельефов в угловых павильонах, они простираются почти на 700 метров, будучи почти 2 метра в высоту, являясь самыми длинными барельефами в мире. Тысячи фигур изображают сцены из индуистского эпоса Бхагавад Пурана, дворцовой и военной жизни в дни Сурьявармана II - основателя храма Ангкор-Ват.

Древние воины на барельефах Ангкор-Вата

Поскольку по периметру главный вход в Ангкор-Ват окружает ров с водой шириной 190 метров, образуя остров квадратной формы, то на территорию храма можно попасть только по каменным мостам с западной и восточной стороны храма. Главный вход в Ангкор-Ват с запада, представляет из себя широкий тротуар, построенным из массивных блоков песчаника. Пересекая крестообразную террасу, которая является более поздним дополнением к комплексу, мы видим впереди вход к западной гопуре с остатками трех башен.

Непосредственно главный вход в Ангкор-Ват

Сейчас вход в гопуру осуществляется справа, через святилище под южной башней, где восьмирукая статуя Вишну заполняет всё пространство. Эта статуя, которой явно мало места в этом помещении, возможно, первоначально находилась в центральном святилище Ангкор-Вата.

Большая статуя десятирукого бога Вишну - Храм Ангкор-Ват

Пройдя через гопуру, открывается великолепный вид на главные башни храма в конце дороги. В восходе солнца они окружены сияющим силуэтом утреннего неба, а на закате пылают оранжевым. Продолжая свой путь внутрь Ангкор-Ват, наблюдаем с обеих сторон от главной дороги - две больших, так называемых «библиотеки» с четырьмя входами на каждую сторону света. Они были своего рода святилищами, а не складами рукописей, как можно представить из названия.

Завораживающая картина восхода солнца над Ангкор-Ват

Ближе к храму, с обеих сторон от дороги располагаются ещё два водоема, вырытые позже, в 16-ом столетии. Внутри храма Вас встретят 1800 апсар (небесных танцовщиц).

Наряду с туристами, буддийские монахи частые гости в Ангкор-Ват

Поднявшись на второй уровень храма можно увидеть захватывающее зрелище - пики центральных башен, поднимающиеся из-за внутреннего двора. От входа, ко всем центральным башням, а также двум внутренним библиотекам второго уровня, можно пройти по пешеходным мостам на коротких круглых столбиках.

Вид со второго этажа храма

Постепенно поднимаясь по каменным ступеням к самому высокому, третьему уровню храма Ангкор-Ват - сердцу комплекса, открываются огромные конические башни, расположенные по центру и углам квадрата, символизирующих пять небесных пиков священной Горы Меру - центра мироздания.

Одна из четырех больших угловых башен Ангкор-Вата

Высший уровень Ангкора Ват и его галереи только подчёркивают совершенные пропорции знаменитых башен храма и делают общий вид незабываемым. Центральная башня или алтарь, была обителью бога Вишну, а поскольку Ангкор-Ват был изначально вишнуитским храмом, и только позднее превращённый в Буддистский, в ней когда-то стояла статуя Вишну, возможно, та, что сейчас стоит при входе в западной гопуре. У кхмеров существовал древний обычай, делать подношения богу в виде золотых листов или маленьких драгоценных камней, которые оставлялись в углублении ниже статуи бога. К сожалению, за прошедшие столетия эти подношения были разграблены.

Одна из статуй будды внутри храма

Сегодня только некоторая часть из статуй бога Вишну или Будды представлена в южной части галерей. Большой лежачий Будда до сих пор является предметом поклонения местных и азиатских посетителей.

«Будда спит» - Эта статуя будды, место особого почитания для буддистов в Ангкор-Вате

Вся храмовая столица Ангкор и самый большой храм Ангкор-Ват в особенности - душа и сердце кхмерского народа, народа свободной Кампучии, символ процветания кхмерской цивилизации, оказавший огромное влияние на культуры всех государств Юго-Восточной Азии. Изображение храма Ангкор-Ват украшает государственный флаг Камбоджи (Кампучии) и является её символом.

Государственный флаг королевства Камбоджа (Кампучия, Cambodia)

Эпоха Ангкора длилась семь веков. Многие считают, что основатели города богов Ангкора были потомками предыдущей цивилизации и это прямое наследие великой и таинственной Атлантиды. До сих пор не смолкают баталии историков по поводу официально озвученных дат строительства храмов в Ангкоре и Ангкор-Вата. Появляется все больше фактов, указывающих на то, что люди в этих местах поселились задолго до расцвета кхмерской культуры, но в датах многие источники противоречат друг другу, причём достаточно существенно.

Великая история Ангкора продолжается, чтобы спасти наши души...

Однако все цифры достаточно точно отражают пик расцвета и величия кхмерской ангкорианской эпохи, в которую были достигнуты высшие культурные достижения. История этого периода, не оставившая нам бумажных рукописей, восстанавливается при помощи надписей на пали, санскрите и кхмерском языке, найденных на памятниках и скульптурах Ангкор-Вата и других храмовых комплексов Ангкора. Активные археологические и исторические исследования в Ангкоре продолжаются по сей день, продолжая удивлять мир все новыми открытиями тайн и загадок великого храма Ангкор-Ват.

Документальный фильм «Ангкор-Ват - Дом достойный богов»

«Ангкор-Ват - Дом достойный богов» - Это научно-популярный, документальный фильм от National Geographic из серии «Суперсооружения древности», посвященный всемирно известному храму Ангкор-Ват (Angkor-Wat) в Камбодже (Кампучии). Авторы фильма сделали попытку показать всю грандиозность города богов Ангкор и раскрыть тайну строительства самого крупного храма в мире «Ангкор-Ват». Заброшенный людьми при невыясненных обстоятельствах более 500 лет назад, Камбоджийский город Ангкор, впечатляет своими масштабами - это гигантская каменная карта мироздания и одно из самых замечательных творений человечества.

Ангкор — храмовый город кхмерской империи, расположенный на берегу озера Тонлесап. Хотя в список Новых Семи чудес Ангкор так и не включили, посетить древнюю столицу кхмеров — заветная мечта многих путешественников. Но что нам известно об Ангкоре? В нашем обзоре прошлое и настоящее священного города кхмеров, а также рассказ о главных храмах Камбоджи.

КАК ВОЗНИК АНГКОР?

Некоторые вещи в этом мире неизменны. Как известно, руины древнего города Ангкор расположены в центре современной Камбоджи. Тут любопытен тот факт, что и в древности Ангкор был не только политическим и религиозным, но и географическим центром империи кхмеров, так что получается, как ни крути, священный город вне зависимости от исторических пертурбаций был и остается центром страны.

Название Ангкор переводится как «город», и свой священный город кхмеры возвели в особенном месте. Он расположен между горой Пном Кулен и Великим озером, а протекает сквозь него река Сиемреап. В расположении рек, озера и горы кхмеры усматривали магический символизм. Пном Кулен считался своеобразным олицетворением горы Махендрапуры, где по легенде жил Шива, а река Сиемреап ассоциировалась со священной рекой Ганг, и, кстати, по легенде именно в эту область Камбоджи спустилась с небес богиня Ганга, запутавшаяся в волосах Шивы.

Строился Ангкор с седьмого века нашей эры по двенадцатый примерно по следующей схеме. Первый храмовый комплекс тут возвел император Индраварман Первый в 881 году нашей эры. Пример оказался заразительным, после Инравармана каждый следующий правитель кхмеров принимал решение построить в Ангкоре храм.

Возле храмов всегда возникали ашрамы, бассейны, лечебницы и дома простых жителей. Кстати, размер домов у кхмеров строго подчинялся иерархии, существовавшей в обществе, — чем ниже социальное положение, тем меньше должно быть жилище.

Большинство домов простых горожан были деревянными с крышей, крытой соломой, именно потому ни одно из этих сооружений до наших дней не сохранилось.

Из-за того, что каждый новый император возводил в Ангкоре очередной храмовый комплекс, центр города постоянно смещался в зависимости от того, какой храм в тот или иной период времени считался здесь главным. В конце-концов территория Ангкора разрослась аж до 200 километров.

Таким образом, примерно с десятого века нашей эры по конец пятнадцатого века Анкор был городом-миллионником, при этом он являлся не только религиозной, но и политической столицей кхмерской империи, господствовавшей в то время в Юго-Восточной Азии.

К сожалению, в пятнадцатом веке город захватили сиамцы. После разграбления и эпидемии, которая случилась здесь немногим позже, Ангкор опустел. Вскоре город полностью поглотили джунгли, и многие храмы кхмеров были заново открыты археологами лишь в девятнадцатом веке.

РАСЦВЕТ ИНДУИСТСКОГО АНГКОРА

Расцвет Ангкора пришелся на одиннадцатый и двенадцатый века. Конечно, многие из местных храмов значительно более древние, но самые красивые из сохранившихся (включая легендарный Ангкор-Ват) были построены именно в этот период.

На фото: бассейн у входа в Ангкор-Ват

Путешественники, посещавшие Ангкор в то время, называли столицу кхмеров городом-королевством, ведь на его территории помимо знаменитых храмов располагались лечебницы, бассейны, постоялые дворы и множество ашрамов.

Поражала иноземцев и система водоснабжения, существовавшая в Ангкоре: каналы, дамбы и бассейны, именуемые бараями. Ну, и конечно, Королевский дворец, отстроенный в Ангкоре, был настоящим воплощением роскоши и символом могущества империи.

АНГКОР-ВАТ

Знаменитый Ангкор-Ват — храмовый комплекс, посвященный богу Вишну, самое крупное культовое сооружение в мире — был построен императором Сурьяварманом во второй четверти XII века.

Нужно сказать, что у всех храмов Ангкора есть общие черты, и дело тут не только в барельефах, на которых традиционно изображаются знаковые сцены из индуистской мифологии, к примеру, великое пахтание — процесс, в результате которого боги и демоны получали амриту — напиток, дарующий бессмертие.

На фото: внутренний двор Ангкор-Вата

Своей структурой храмы кхмеров более всего напоминают пирамиды, сложенные из крупных камней (Ангкор-Ват, к примеру, состоит из трех пирамид). Подобные конструкции получили название храм-гора.

Еще один интересный момент. В кхмерской традиции храм — не место для молитв, но место жительства богов, поэтому простым смертным вход внутрь был заказан, беспрепятственно войти в храм могли только священнослужители и представители аристократии.

На фото: внутренний двор и барай Ангкор-Вата

Ангкор-ват — олицетворение классической кхмерской архитектуры. Прямоугольная конструкция, окруженная рвом; храм-гора, который венчают три пирамиды.

Однако от всех остальных храмов города Ангкор-Ват отличают два важных момента. Во-первых, это первый храм, посвященный Вишну, все предыдущие храмы города посвящались только Шиве. Во-вторых, Ангкор-Ват «смотрит на запад», хотя все остальные храмы Ангкора ориентированы на восток, то есть по направлению к восходящему солнцу. Хотя сегодня в храм открыт доступ всем желающим, посетителям Ангкор-Вата необходимо соблюдать дресс-код, в шортах вас внутрь не пустят.

Впрочем, гораздо интереснее рассматривать не внутреннее убранство храма, а барельефы, украшающие его стены, они представляют собой превосходные иллюстрации сцен из индийской мифологии.

На фото: барельеф «великое пахтание» в Ангкор-Вате

Хотя Ангкор-Ват и был основан как индуистский храм, уже в шестнадцатом веке он «перешел в буддизм» и продолжает оставаться буддийским святилищем по сей день.

На фото: статуя Будды в Ангкор-Вате

Еще один любопытный нюанс: Ангкор-Ват никогда не был полностью заброшен. Несмотря ни на что, здесь всегда проводились службы, именно поэтому храмовый комплекс дожил до наших дней в гораздо лучшем состоянии чем даже более поздние постройки кхмеров.

БУДДИЙСКИЙ АНГКОР

За свою историю Ангкор успел побыть и индуистским, и буддийским храмовым городом.

Дело в том, что изначально кхмеры исповедовали иудаизм, но к концу двенадцатого века его вытеснил буддизм. Самое большое число буддийских храмов в Ангкоре понастроил Джаяварман VII, правящий страной кхмеров в конце двенадцатого века. Кстати, по мнению некоторых историков, император не только строил храмы, но и был моделью для скульпторов, ваявших в этих храмах лики Будды.

АНГКОР-ТХОМ

Главный шедевр Джаявармана VII — храмовый комплекс Ангкор-Тхом . По задумке императора, Ангкор Тхом (в переводе «Большой город») должен был стать отдельным городом внутри Ангкора, столицей внутри столицы кхмерской империи.

Сказано — сделано. Ангкор-Тхом стал не просто комплексом сооружений, это место представляло собой уменьшенную модель мироздания, какой ее видели кхмеры. «Большой город» представляет собой квадрат, защищенный крепостной стеной и рвом, наполненным водой. Таким кхмеры представляли мир — участок суши, окруженный водой.

Вокруг города были проложены каналы, а внутри созданы бассейны-бараи, в которых, как ни парадоксально, разрешалось совершать омовения даже женщинам.

По крайней мере, о коллективных купаниях представительниц прекрасного пола рассказывает китаец Чжоу Дагуань, посетивший Ангкор в тринадцатом веке. На башнях Ангкор-Тхома и стенах, окружающий большой город, можно увидеть лики Будды. Внутрь города ведет дорога, которую «охраняют» скульптуры демонов и богов.

Внутри города сразу несколько любопытных объектов. Первый — — государственный храм Джаявармана VII, он по праву считаемся вторым после Ангкор-Вата храмом Ангкора.

Издалека храм кажется простым нагромождением камней, но когда к нему подходишь ближе, то понимаешь, что это самые настоящие пирамиды, украшенные изображениями Будды. Венчают Байон 54 башни — именно из такого числа провинций состояла древняя империя кхмеров. В восточной части Ангкор-Тхома располагается Терраса Слонов, которую легко узнать по скульптурам слонов и барельефам, изображающим сцены охоты. По общепринятой версии именно тут восседал император во время торжественных церемоний.

Сейчас близ Байона постоянно можно наблюдать личностей, изображающих Шиву, гаруду или апсар. Цена за фото с ними — традиционные 5 долларов.

ТА ПРОХМ

Второй храмовый ансамбль, возведенный Джаяварманом VII, — — видели все те, кто смотрел фильм «Лара Крофт — расхитительница гробниц», ибо снималась картина как раз на территории этого комплекса. Храм посвящен матери императора.

Во времена Джаявармана VII в Та Прохм проживало более 12 тысяч человек, внутри храм был декорирован золотом и драгоценными камнями, а на территории комплекса располагались больницы, в каждой из которых служили не только врачи, но и священники с астрологами.

На фото: деревья, оплетающие храм Та Прохм

Сегодня гигантский храмовый комплекс представляет собой руины, а крыши и стены зданий оплетают корни деревьев. Зрелище прекрасное и жуткое одновременно. .

На фото: руины и деревья в Ангкоре

ПРEАХ КХАН

Название Преах Кнах переводится как «меч славы» или же «победа», потому что именно такое имя носил меч все того же Джаявармана VII. Храм посвящен победе императора над чамами, в результате чего страна чамов стала провинцией Камбоджи.

Как и все оккультные постройки Ангкора, Преах Кнах огромен, храмовый комплекс в купе с больницей и постоялым двором для паломников занимал площадь равную примерно 56 гектарам.

Особенность Преах Кхана в том, что храмовый комплекс со всех сторон был окружен рвами, по ним поступала вода в резервуары и водохранилище, в центре которого была возведена пирамида.

Помимо храма-пирамиды внимания заслуживают местные статуи (они сохранились в удивительно приличном состоянии) и барельефы: скульптуры, изображающие гаруд, и барельефы с танцующими апсарами встречаются тут на каждом шагу.

Кстати, по словам ученых именно Преах Кхан в древности был местом действия любопытного ритуала. Здесь проводились празднования в честь Будды: статую Будды наряжали в роскошные одежды, повара готовили специально для статуи еду, а музыканты и танцоры развлекали статую представлениями. Безусловно, сейчас никаких подобных ритуалов в Преах Кхане не проводят, но храм не то, чтобы совсем заброшен, здесь по-прежнему возжигают благовония и свечи.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Ангко́р-Ват - гигантский храмовый комплекс, посвящённый богу Вишну, в Камбодже. Является крупнейшим из когда-либо созданных культовых сооружений и одним из важнейших археологических памятников мира. Построен во времена короля Сурьявармана II (1113-1150).

Ангкор-Ват расположен в 5,5 км к северу от современного города Сиемреап, столицы одноимённой провинции Камбоджи, и представляет собой часть храмового комплекса, сооружённого в районе древней столицы государства кхмеров, города Ангкора. Ангкор занимает площадь в 200 км²; недавние исследования свидетельствуют о том, что его площадь могла составлять около 3 000 км², а население достигало полумиллиона жителей, благодаря чему он был одним из самых крупных человеческих поселений доиндустриальной эпохи.

Он был открыт только в 19 веке французским путешественником Анри Муо. Его изумлённому взгляду предстали множество причудливых строений с проросшими в них деревьями и кустарниками. В настоящее время этот комплекс привлекает множество туристов со всего мира.

Кхмерский буддийский храм 13-го века в Ангкор-Ват, Камбоджа.

Деревья проросли сквозь постройки.

Ангкор-Ват с высоты птичьего полёта. Ясно виден окружающий ров с водой.

Пре Руп, один из многих разрушенных храмов Ангкор-Ват. Он был построен в 961 году, по приказу кхмерского короля Rajendravarman, который был здесь же и похоронен.

Статуя в храме Байон.

Терраса Ангкор-Тхом состоит из статуй слонов.

Причудливые сочетания деревьев и строений, коридоры и лабиринты Байон.

Apsaras, деталь нижнего фронтона. Байон стиль, конец 12 — нач. 13-го века, песчаник.

Терраса прокаженного короля в Ангкор-Тхом.

Бантей Срей (слева): это храм кхмерской архитектуры 10-го века, посвященный индуистскому богу Шиве. Banteay Samre (справа): расположен около 500 м к востоку от восточной Baray, является одним из храмов Ангкора.

Храм Бантей Срей является камбоджийским храмом 10-го века, посвященный индуистскому богу Шиве.

Построенный в конце 12-го века или в начале 13-го века: храм Байон, Ангкор-Тхом.

Сквозь корни и стволы деревьев проступает изображение Будды.

Буддийские монахи перед бассейном, который находится впереди центрального храма Ангкор-Ват.

Два небольших храма, Thommanon и Чао, расположены к востоку от Ангкор-Тхом.

Барельеф на стене в Террасе Прокаженного короля, часть Королевской площади Ангкор-Тхом — Ангкор-Ват.

Храм Та Пром, Ангкор, Камбоджа.

Барельефы и коридоры буддистского храма Ангкор Та Пром. Она восходит к 12-му веку и был построен царем Джаяварман VII, который считается одним из величайших правителей древней кхмерской империи.

Тесные переплетения корней деревьев и камней храма Та Пром.

Головы мифических персонажей расположены над рвом, ведущим к южным воротам Ангкор-Тхом.

Это искусственный остров с буддийским храмом Преа Хан Baray.

Phimeanakas был «построен в конце 10 века, во время правления Rajendravarman (941-968), а затем перестроена Suryavarman II в виде трехуровневой пирамиды, как индуистский храм.

Между Ангкор-Ват и Байон находится храм Пном Bakheng.

Prasat Преа Palilay.

Prasat Сестра Prat представляет собой серию из 12 башен в Ангкор-Тхом.

Вид на руины храма Преа Хан в Ангкор в Камбодже. Преа Хан был построен кхмерским королем Джаяварман VII в конце 12 века, посвящённый его отцу, Dharanindravarman II.

Корни деревьев и храм Та Пром.

Мальчик играет в бассейне перед центральным храмом Ангкор-Ват.

Закат над Ангкор-Ват.

Слева — Та Пром, справа — Ангкор-Ват.

Одно из самых знаменитых мест комплекса — пустой дверной проём в Та Пром.

Наряженная статуя в храме Байон. Здесь монахи разговаривают с духами.

Взгляд сквозь множество дверей храмового комплекса Ангкор-Ват.

Пруд Srah Srang был вырыт в середине 10-го века и лестница, по бокам которой статуи львов.

Храм 12-века посвящён Будде.


Храм Та Пром.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии