Анатомия гистология эмбриогенез постоянных и молочных зубов. Эмбриональное развитие зубов. Основные отличия зубов молочного и постоянного прикуса

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Тема. Анатомическое и гистологическое строение и эмбриогенез зубов. Парижская анатомическая номенклатура в стоматологии . Зубная формула.
Цель. Ознакомить студентов с анатомическим и гистологическим строением и эмбриогенезом зубов, с Парижской анатомической номенклатурой; научить студентов заполнять клиническую зубную формулу и зубную формулу по ВОЗ.
Метод проведения. Групповое занятие.
Место проведения. Лечебный и фантомный кабинеты.
Обеспечение

Техническое оснащение: стоматологические установки, кресла, наборы инструментов для обследования полости рта, слайды.

Учебные пособия: слайды, таблицы, отражающие анатомическое и гистологическое строение твердых тканей зубов, стадии эмбриогенеза зубов, фантомы головы и челюстей с искусственными зубами , муляжи зубов, естественные удаленные зубы, медицинская документация (медицинская карта стоматологического больного – ф. № 043-У).

Средства контроля: контрольные вопросы и задачи, ситуационные задачи, тестовые вопросы, домашнее задание.
Вопросы, изученные ранее и необходимые
для данного занятия
. Анатомия зубов (кафедра нормальной анатомии), гистология зубов (кафедра гистологии).
План занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Анатомия, гистология и эмбриология зубов. Изучение по таблицам и слайдам гистологического строения твердых тканей зубов. Знакомство с Парижской анатомической номенклатурой в стоматологии, с клинической зубной формулой и зубной формулой по ВОЗ. Собеседование по контрольным вопросам и контрольным задачам. Решение учебных ситуационных задач.

3. Клиническая часть. Демонстрация ассистентом проведения клинического осмотра полости рта пациента с использованием инструментария и объяснением функционального назначения, оформление медицинской карты стоматологического больного с заполнением зубной формулы. Рабочие позиции врача при различных манипуляциях на верхней и нижней челюстях.

4. Самостоятельная работа студентов. Осмотр полости рта студентами друг у друга. Позиция врача и пациента. Оформление истории болезни с заполнением клинической зубной формулы.

5. Разбор результатов самостоятельной работы студентов.

6. Решение контрольных ситуационных задач.

7. Тестовый контроль знаний.

8. Задание на следующее занятие.
Аннотация

Анатомическое строение зубов

Зуб является очень плотным полым удлиненным органом, служащим для откусывания, раздавливания, измельчения и растирания твердой пищи. В нем различают утолщенную часть, выступающую в полость рта, – коронку зуба , прилегающую к ней суженную часть, окруженную десной, – шейку зуба , и часть, расположенную внутри лунки челюсти, – корень зуба , оканчивающийся верхушкой . Разные в функциональном отношении зубы имеют неодинаковое число корней.

Внутри зуб имеет полость, в которой расположена пульпа зуба. Полость зуба делится на две части – коронковую, в ней расположена коронковая пульпа, и корневые каналы, которые содержат корневую пульпу.

В коронке зубов различают пять поверхностей. Поверхности коронок в зависимости от их групповой принадлежности носят различные названия.

Поверхность всех зубов, обращенная в сторону преддверия полости рта, носит название вестибулярной поверхности (facies vestibularis). У группы резцов и клыков иногда эти поверхности называют губной (facies labialis), а у премоляров и моляров – щечной (facies buccalis) поверхностями.

Поверхность всех зубов, обращенную в сторону полости рта, называют оральной (facies oralis), язычной (facies lingualis) – у зубов нижней челюсти, небной (facies palatinalis) – у зубов верхней челюсти.

Лимфатические сосуды пульпы продолжают оставаться объектом исследования. Отток лимфы из пульпы осуществляется экстраваскулярно, т. е. по межклеточным пространствам. Имеются данные, подтверждающие наличие приводящих и отводящих лимфатических путей. Выходя через верхушечные отверстия верхних зубов, лимфатические сосуды отводят лимфу через нижнечелюстное отверстие к подчелюстным узлам, а на нижней челюсти – в глубокие лимфатические узлы у внутренней яремной вены.
Эмбриогенез зубов

В процессе развития зубов выделяют три периода:

1. Образование зубных зачатков.

2. Дифференцировка зубных зачатков.

3. Гистогенез зубных тканей.

Образование зубных зачатков начинается на 6-7 неделе внутриутробного развития зародыша. Из многослойного плоского эпителия ротовой ямки образуется утолщение в виде эпителиального тяжа, который, погружаясь в мезенхиму, расщепляется на две пластины: щечно-губную и зубную. На щечно-губной поверхности зубной пластинки, вдоль ее нижнего края, образуются колбообразные выпячивания, по 10 колпачков, соответственно числу временных зубов на каждой челюсти.

Эти выпячивания называются эмалевыми органами . В каждый эмалевый орган вдается мезенхима, получившая название зубного сосочка . Уплотненная мезенхима, окружающая эмалевый орган и зубной сосочек, именуется зубным мешочком . Эмалевый орган, зубной сосочек и зубной мешочек образуют зачаток зуба. В процессе дальнейшего развития из эмалевого органа образуются эмаль и кутикула зуба, из зубного сосочка – дентин и пульпа зуба, а из зубного мешочка – цемент и пародонт.

Период дифференцировки происходит на 3-4 месяцах эмбрионального развития. Он начинается с дифференцировки эмалевого органа.

Эпителиальный зубной зачаток, состоящий из однородных эпителиальных клеток, разделяется на отдельные слои:

1) наружные эмалевые клетки находятся на границе с мезенхимой зубного мешочка;

2) пульпа эмалевого органа – звездчатые эпителиальные клетки, соединенные цитоплазматическими мостиками, образованные в результате раздвигания клеток накапливающейся белковой жидкостью. Часть клеток пульпы эмалевого органа образуют слой промежуточных клеток из которого формируется кутикула зуба;

3) внутренние эмалевые клетки – слой высоких, цилиндрической формы клеток, расположенных на границе с мезенхимой зубного сосочка. Из них в дальнейшем образуются энамелобласты, образующие эмаль.

Гистогенез – заключительный этап эмбрионального развития зуба, начинается с появления дентина. Его образуют одонтобласты. Сначала образуется плащевой дентин, затем околопульпарный. В плащевом дентине коллагеновые волокна идут радиально, в околопульпарном – тангенциально. К концу 5-го месяца эмбрионального развития начинается обызвествление дентина. Процесс минерализации дентина происходит медленно и не всегда равномерно. Соли кальция, фосфора и других минеральных веществ откладываются в виде субмикроскопических глыбок или кристаллов, которые объединяются в глобулы или калькосфериты.

Развитие эмали начинается вскоре за началом гистогенеза дентина. После образования тонкого слоя дентина на вершине зубного сосочка питание внутренних эмалевых клеток эмалевого органа нарушается. Происходит изменение их полярности (инверсия ядра и органоидов). Ядра перемещаются в апикальную часть клетки, органеллы – в базальную. Они как бы меняются местами. Наружная поверхность эмалевого органа становится складчатой. К этому времени вершина зубного сосочка, покрытая слоем дентина, глубоко внедряется в эмалевый орган. В связи с этим энамелобласты почти вплотную соприкасаются с наружными клетками эмалевого органа. Пульпа эмалевого органа при этом оттесняется в вентролатеральном направлении .

В образовании эмали различают две фазы:

1. Образование органической основы эмалевых призм и их первичное обызвествление.

2. Созревание эмали (окончательное обызвествление эмали).

Эмалевая призма – структурная единица эмали. Процесс образования эмалевых призм до конца не изучен. Наиболее распространенным является утверждение, что каждый энамелобласт дает одну эмалевую призму.

Корни молочных зубов формируются на пятом месяце постэмбрионального развития перед прорезыванием молочных зубов. В образовании корня зуба большая роль принадлежит двухслойному эпителиальному влагалищу Гертвига. Это нижний край редуцированного эмалевого органа, который врастает в подлежащую мезенхиму. Состоит из двух рядов эпителиальных клеток, которые непосредственно соприкасаются между собой, и определяет форму и количество будущих корней. Влагалище Гертвига отграничивает тот участок мезенхимы, из которого образуется дентин корня и пульпа корневой части полости зуба. Мезенхимные клетки, прилегающие изнутри к гертвиговскому влагалищу, дифференцируются в одонтобласты. В дальнейшем влагалище Гертвига рассасывается. Мезенхимные клетки зубного мешочка, вступившие в контакт с дентином корня, превращаются в цементобласты. Они продуцируют цемент на поверхности дентина. Остальная часть мезенхимы зубного сосочка в области корня дает начало периодонту.

Гистогенез пульпы зуба тесно связан с гистогенезом дентина. Процесс этот начинается с верхушки зубного сосочка, где раньше всего появляются одонтобласты, и заканчивается у его основания . К началу образования дентина в зубной сосочек врастает большое количество кровеносных сосудов и нервных волокон. Мезенхимные клетки центральных отделов зубного сосочка увеличиваются в размерах и отодвигаются друг от друга в результате появления между ними основного аморфного вещества и тонких преколлагеновых волокон. Постепенно мезенхима зубного сосочка преобразовывается в рыхлую соединительную ткань пульпы зуба, богатую кровеносными сосудами и клетками типа фибробластов и гистиоцитов.
Парижская анатомическая номенклатура
в стоматологии

На VI Международном конгрессе анатомов в Париже в 1955 году была принята Международная анатомическая номенклатура на латинском языке, доработанная и дополненная на последующих международных конгрессах.

В разделе «Спланхнология (учение о внутренностях). Пищеварительная система» Международной анатомической номенклатуры для обозначения зубов приведены следующие термины:

Коронка зуба Corona dentis

Острие зуба Cuspis dentalis

Верхушка острия Apex cuspidis

Бугорок зуба Tuberculum dentale

Клиническая коронка Corona clinica

Шейка зуба Cervix dentis

Корень зуба Radix dentis

Верхушка корня зуба Apex radicis dentis

Клинический корень Radix clinica

Поверхность смыкания Facies occlusalis

Вестибулярная (лицевая) поверхность Facies vestibularis (facialis)

Язычная поверхность Facies lingualis

Контактная поверхность Facies contactus

Медиальная поверхность Facies mesialis

Дистальная поверхность Facies distalis

Режущий край Margo incisalis

Полость зуба Cavitas dentis (pulparis)

Полость коронки Cavitas coronalis

Канал корня зуба Canalis radicis dentis

Отверстие верхушки зуба For. apicis dentis

Пульпа зуба Pulpa dentis

Пульпа коронки Pulpa coronalis

Пульпа корня Pulpa radicularis

Сосочек зуба Papilla dentis

Дентин Dentinum

Эмаль Enamelum

Цемент Cementum

Периодонт Periodontium

Верхняя зубная дуга Arcus dentalis superior

Нижняя зубная дуга Arcus dentalis inferior

Резцы Dentes incisivi

Клыки Dentes canini

Малые коренные зубы (премоляры) Dentes premolares

Большие коренные зубы (моляры) Dentes molares

Зуб мудрости (третий моляр) Dens serotinus (molaris tertius)

Молочные зубы Dentes decidui

Постоянные зубы Dentes permanentes

Диастема Diastema

Зубная формула

В клинике формула зубов постоянного прикуса отмечается арабскими цифрами:



Горизонтальная линия указывает на принадлежность зубов к верхней или нижней челюсти, вертикальная – условно делит зубы на правую и левую стороны.

Клиническая формула временных зубов записывается так же, как и постоянных, но римскими цифрами:


V IV III II I | I II III IV V

V IV III II I | I II III IV V

При заполнении истории болезни, описывая один или несколько зубов, зубная формула полностью не пишется, а обозначается только конкретный зуб с указанием челюсти и стороны, к которой он принадлежит по отношению к пациенту.

Например: правый первый верхний моляр будет иметь клиническую формулу 6 |, нижний левый клык – |3 и т. п.

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) предложена несколько иная запись формулы зубов. Помимо того, что каждый зуб имеет свое цифровое обозначение, цифрами обозначены также и каждая половина верхней и нижней челюстей, причем возрастание числового значения расположено по часовой стрелке.

Формула зубов постоянного прикуса по ВОЗ:
1 2

8 7 6 5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5 6 7 8

8 7 6 5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5 6 7 8

4 3
При записи формулы зуба этим способом не ставится значок, отмечающий ту или иную половину челюсти (что весьма важно при печатании на машинке), а ставится соответствующая той или иной половине челюсти цифра. Так, например, чтобы записать формулу второго моляра нижней челюсти слева, ставится обозначение 37 (3 – формула левой половины нижней челюсти, 7 – формула второго моляра).

Запись зубов временного прикуса, согласно формуле ВОЗ, ведется также арабскими цифрами:


5 6

5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5

5 4 3 2 1 | 1 2 3 4 5

8 7
Буквенно-цифровой формулой удобно пользоваться при записи зубной формулы у детей , у которых происходит процесс смены зубов, когда наряду с временными зубами наблюдаются постоянные. Например, полная формула зубов 10-летнего ребенка может быть следующая:
m 2 M 1 P 1 c I 2 I 1 | I 1 I 2 c P 1 M 1 m 2

m 2 M 1 P 1 c I 2 I 1 | I 1 I 2 c P 1 M 1 m 2

В групповой зубной формуле можно использовать начальные буквы латинских наименований зубов: I – резцы, C – клыки, P – премоляры, M – моляры. Постоянные зубы обозначают прописными, молочные – строчными буквами.
Схемы ориентировочной основы действия


Последовательность действий

Средства

Критерий самоконтроля

1

2

3

I . Анатомия зубов и Парижская анатомическая номенклатура

1. Наденьте медицинскую форму, подготовьте тетрадь, займите рабочие места

Оборудованный терапевтический кабинет, наличие тетрадей

Исходные знания анатомии зубов. Знание уставных и кафедральных требований

2. Внимание обращено на информацию преподавателя об анатомическом строении зубов


Внимание к информации преподавателя. Исходные знания

3. Укажите и назовите анатомические образования зубов различной групповой принадлежности, используя специальную терминологию Парижской анатомической номенклатуры

Стенды, схемы, таблицы. Фантомы головы и челюстей с искусственными зубами, муляжи зубов

Исходные знания, методические рекомендации. Тетради с выполненным домашним заданием

1

2

3

II. Гистология и эмбриология твердых тканей зуба,
пульпы и периодонта

1. Внимание обращено на информацию преподавателя о гистологическом строении твердых тканей зуба и пульпы, эмбриогенезе зубов

Стенды, схемы, таблицы, слайды

Исходные знания, методические рекомендации. Тетради с выполненным заданием

III. Клиническая зубная формула и зубная формула по ВОЗ

1. Внимание уделено информации преподавателя о клинических формулах и зубных формулах по ВОЗ постоянного и временного прикусов

Стенды, схемы, таблицы. Фантомы головы и челюстей с искусственными зубами. Группы естественных зубов

Исходные знания по написанию клинической зубной формулы и формулы по ВОЗ. Методические указания. Тетради для практических занятий

2. Отобразите клинической формулой и формулой по ВОЗ зубы: второй верхний правый моляр – постоянный и молочный; боковой левый резец верхней челюсти – постоянный и молочный; верхний правый клык – постоянный и молочный; второй левый премоляр нижней челюсти и др.


Исходные знания. Методические рекомендации. Тетради для практических занятий. Правильно отображенные клинические формулы и формулы зубов ВОЗ, предложенных ассистентом зубов

3. Напишите, какому зубу соответствуют следующие числа: 15, 23, 34, 46

Фантомы головы и челюстей с искусственными зубами. Группы удаленных естественных зубов

Исходные знания по анатомии зубов и написанию зубных формул. Тетради для практических занятий. Верно указанные зубы, соответствующие предложенным ассистентом формулам

1

2

3

IV. Рабочие позиции врача и пациента
при различных манипуляциях на верхней и нижней челюстях

1. Зафиксируйте голову пациента для выполнения манипуляций на верхней челюсти


Подголовник стоматологического кресла фиксирован так, чтобы голова пациента была запрокинута назад. Врач расположен справа от пациента

2. Расположите голову пациента в подголовнике стоматологического кресла для выполнения манипуляций на нижней челюсти

Оборудованный клинический терапевтический кабинет. Стоматологические установки, кресла

Подголовник стоматологического кресла установлен так, чтобы подбородок пациента был опущен к груди. Врач расположен справа от пациента

V. Клинический осмотр полости рта пациента,
оформление медицинской карты с заполнением зубной формулы

1. Расположите пациента в стоматологическом кресле, зафиксируйте его голову в подголовнике

Оборудованный клинический терапевтический кабинет. Стоматологические установки, кресла

Пациент в стоматологическом кресле, голова зафиксирована в подголовнике

2. Вымойте руки; возьмите лоток с набором стоматологических инструментов

Раковина для мытья рук. Наборы стоматологических инструментов

Руки вымыты. Лоток с набором стоматологических инструментов на прикресельном столике врача

3. Проведите осмотр зубов с помощью зеркала и пинцета в определенной последовательности: сначала осмотрите зубы верхней челюсти справа налево, затем – зубы нижней челюсти – слева направо

Зеркало, пинцет

Зубы и зубные ряды осмотрены сначала на верхней челюсти справа налево, а потом на нижней челюсти в обратном порядке

4. Внесите паспортные данные пациента в медицинскую карту стоматологического больного; заполните зубную формулу

Набор стоматологических инструментов. Медицинская карта стоматологического больного (учетная форма №  043-У)

Медицинская карта заполнена с указанием фамилии, имени, отчества, возраста, места работы и адреса пациента. Клиническая зубная формула заполнена с использованием специальных обозначений

Контрольные вопросы

1. Перечислите по-латински в соответствии с Парижской анатомической номенклатурой все группы зубов, их поверхности и анатомические образования.

2. Приведите описание зубной формулы (клинической и предложенной ВОЗ) для постоянных и молочных зубов.

3. По каким признакам определяется принадлежность зуба к той или иной стороне? Дайте формулировку каждого признака.

4. Гистологическое строение эмали.

5. Гистологическое строение дентина.

6. Что представляют из себя дентикли, прозрачный дентин и «мертвые пути»?

7. Какие виды дентина образуются при нормальной функции пульпы и при патологических процессах?

8. Состав цемента зубов. Какое он имеет гистологическое строение?

9. Гистологическое строение пульпы зуба. Назовите различия в строении коронковой и корневой пульпы.

10. Какие периоды различают в процессе развития зуба? Опишите каждый из них.
Контрольные задачи

Задача 1

Задача 2

Соотнесите:

А. | 6 1. Латеральная поверхность.

Б. 3 | 2. Задняя.

В. 7 | 3. Режущий край.

Г. | 1 4. Жевательная поверхность.

Задача 3

Что это значит? Соотнесите:

3 2 1 | 1 2 Клиническая формула
(постоянных, молочных зубов).

8 7 6 5 4 3 2 1| Зубная формула ВОЗ
постоянных и молочных зубов.

42, 35, 54, 61, 84, 75
Задача 4

Соотнесите:



Ткань зуба

Гистологические структуры

А. Эмаль

1. Первичный дентин

Б. Дентин

2. Зернистый слой

В. Цемент

3. Диазоны

4. Линии Гунтера-Шрегера

5. Корфовские волокна

6. Бесклеточный цемент

7. Цементоциты

8. Прозрачный дентин

9. Шарпеевские волокна

Задача 5

Какому зубу соответствует формула?


Формула зуба

Зубы

23

1. Постоянный первый моляр нижней челюсти слева

51

2. Нижний правый первый молочный моляр

84

3. Верхний правый молочный моляр

| 6

4. Боковой молочный резец нижней челюсти слева

V |

5. Верхний левый клык постоянный

II

6. Верхний центральный молочный резец справа

Задача 6

Каким зубным тканям дают начало элементы эмалевого органа?


Задача 7

Соотнесите:



Сроки закладки и развития зубных зачатков

Периоды развития зубов

6-7 недель эмбрионального развития

1. Дифференцировка зубных зачатков

3-4 месяца эмбрионального развития

2. Гистогенез зубных тканей

4-5 месяцев эмбрионального развития

3. Формирование корней молочных зубов

5 месяцев постэмбрионального развития

4. Образование зубных зачатков

Задача 8

Соотнесите:



Слои пульпы

Структурные элементы

А. Периферический

1. Кровеносные сосуды и нервные элементы

Б. Промежуточный

2. Фибробласты

В. Центральный

3. Одонтобласты

4. Макрофаги

5. Плазматические клетки

6. Пульпоциты

7. Адвентициальные клетки

8. Гистиоциты

Задача 9

Соотнесите:



Названия зубов и их образований

Термины

foramen apicis dentis

dentes decidui

dens serotinus

1. Зуб мудрости

2. Отверстие верхушки зуба

3. Молочные зубы

Задача 10

Как называются сошлифованные участки призм?


Ситуационные задачи

Учебные

1. Эмаль зуба состоит из эмалевых призм, которые, связываясь в пучки (3-5 штук), идут от эмалево-дентинного соединения S-образно до поверхности эмали. Правильно ли это?

2. Различают три слоя пульпы – периферический, или одонтобластический; промежуточный, или субодонтобластический и центральный. Кратко опишите каждый слой.

3. Эмаль зуба развивается из наружных эпителиальных клеток эмалевого органа. Верно ли это?

4. При микроскопическом исследовании шлифа зуба с патологической стираемостью, удаленного по показаниям, некоторые участки дентина выглядят черными. Объясните это явление.

5. В женской консультации наблюдается женщина в период второго триместра беременности с выраженным гестозом (рвота с явлениями обезвоживания). Какие изменения в зубочелюстной системе будущего ребенка можно прогнозировать?

6. Бесклеточный цемент покрывает верхушку корня зуба, а клеточный расположен в начальной части корня и в области бифуркаций корней многокорневых зубов. Верно ли это утверждение?

7. На передней поверхности правого верхнего второго премоляра расположена кариозная полость с поражением средних слоев дентина. Найдите ошибку в описании объективных данных .

8. В медицинской карте стоматологического больного первый моляр левой половины нижней челюсти обозначен 36. Правильно ли это обозначение ?

9. Эмалевый орган состоит из трех слоев. Назовите каждый слой и дайте их краткое описание.

10. При гнойных воспалительных заболеваниях пульпы и периодонта зубов верхней челюсти какие региональные лимфатические узлы могут быть увеличены и болезненны?
Контрольные

1. Дентинные трубочки проходят, S-образно изгибаясь, от границы с пульпой к наружной поверхности дентина, содержат отростки одонтобластов. Правильно ли это?

2. Дентин подразделяют на первичный, вторичный и третичный. Какие названия еще имеют эти виды?

3. Дентин зуба развивается из внутренних эпителиальных клеток эмалевого органа. Верно ли это заключение?

4. При микроскопическом исследовании поперечного среза коронки зуба выявляются линии, расположенные в виде концентрических колец. Назовите эти линии и объясните их подобное расположение.

5. В отделение патологии беременных поступила женщина со сроком беременности 6 недель с явлениями токсикоза первой половины. Как это может отразиться на развитии зубов плода?

6. Эмалевые пластинки являются колбообразными утолщениями отростков одонтобластов, пересекающих эмалево-дентинное соединение. Верно ли это утверждение?

7. На дистальной поверхности нижнего бокового резца справа кариозная полость с поражением угла и режущего края. Найдите ошибку в описании объективных данных.

8. При заполнении медицинской карты стоматологического больного постоянный первый верхний моляр обозначен 26. Верно ли это обозначение?

9. Эмаль является самой твердой и, в то же время, самой хрупкой тканью организма. Чем обусловлены эти свойства эмали?

10. При препарировании кариозной полости болезненность возникает в области дентиноэмалевой границы. Чем объясняется болезненность в этом участке кариозной полости?

Тестовый контроль знаний

1. Какая ткань покрывает коронку зуба?

б) дентин;

в) цемент.

2. Какая клиническая формула соответствует молочному прикусу?

а) 4 3 2 1 | ;

б) V IV III II I | ;

в) 4 3 1 2 ;

г) 3 2 1 2 ;

3. Химический состав дентина:

а) 95% неорганических веществ, 2% органических, 3% воды;

б) 68% неорганических веществ, 32% органических, из них 15% воды;

в) 97% неорганических веществ, 3% органических;

г) 70-72% неорганических веществ, 28-30% органических, из них 10% воды;

д) по 50% органических и неорганических веществ.

4. Какая ткань развивается из зубного сосочка?

б) дентин;

в) пульпа;

г) цемент;

д) периодонт.

5. Какие функции выполняет цемент?

а) пластическая;

б) сенсорная;

в) трофическая;

г) защитная;

д) репаративная;

е) удерживающая.

6. Какое количество зубов в молочном прикусе?


в) 10;
д) 24;
7. Топография клеточного цемента:

а) покрывает боковые поверхности корня;

б) прилежит к дентину;

в) покрывает большую поверхность корня;

г) покрывает апикальную часть корня.

а) преобладание тангенциальных волокон Эбнера;

б) преобладание прободающих шарпеевских волокон;

в) хаотичное расположение волокон;

г) преобладание радиальных волокон Корфа.

9. Основной структурный элемент эмали:

а) эмалевая пластинка;

б) эмалевая призма;

в) эмалевое веретено;

г) эмалевые пучки.

10. Проницаемость эмали повышается в присутствии:

а) ортофосфорной кислоты;

б) фтористого натрия;

в) физиологического раствора;

г) молочной кислоты;

д) глюконата кальция;

е) ферментов.


Домашнее задание:

а) дать перечень основной стоматологической номенклатуры в латинской транскрипции;

б) нарисовать продольный срез зуба, отобразить примерную толщину эмали, дентина, цемента, в эмали показать ход и направление линий Ретциуса, Гунтера-Шрегера;

в) написать клиническую зубную формулу и формулу зубов по ВОЗ.


Литература

Основная

Пропедевтическая стоматология: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Э.А. Базикяна. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008-768 с.

Пропедевтическая стоматология: ситуационные задачи: учеб.

пособие / под общ. ред. Э.А. Базикяна. – М.: ГЭОТАР –

Медиа, 2009 - 224 с.

Пропедевтическая стоматология в вопросах и ответах: учеб. пособие / А.И. Булгакова, А.Ш. Галикеева, И.В. Валеев и др. /под ред. А.И. Булгаковой.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008-128 с.

Дополнительная

1. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология: учеб. пособие / А.И. Николаев, Л.М. Цепов. – 8 изд., доп. и перераб. – М., 2008. – 948 с.


  1. Курякина Н.В., Омаров О.Г. Практикум по фантомному курсу терапевтической стоматологии. – Москва: Мед. книга, 2007

  2. Пожарицкая М.М., Симакова Т.Г. Пропедевтическая стоматология. – М.: Медицина, 2004. – 304 с.

  3. Поюровская И.Я. Стоматологическое материаловедение: учеб. пособие / И.Я. Поюровская. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008-185 с.

  4. Пропедевтика терапевтической стоматологии. Часть I. Кариесология: одонтопрепарирование и пломбирование кариозных полостей: практическое руководство/под ред. проф. Н.Н. Гаражи. – 2- е изд., перераб. и доп. – Ставрополь: Изд-во «Кавказский край», 2010 – 408 с.

  5. Стоматологическое материаловедение: учеб. пособие / В.А. Попков и др. – 2 изд., доп. - М.: Медпресс-информ., 2009 – 400с.

  6. Терапевтическая стоматология: Учебник для студентов медицинских вузов/Под ред. Е.В. Боровского.– М.: «Медицинское информационное агентство», 2011.- 840 с.

  7. Терапевтическая стоматология: Нац. руководство / Под ред. Л.А. Дмитриевой, Ю.М. Максимовского. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 - 912 с.

  8. Тестовые задания по пропедевтике терапевтической стоматологии: учеб. - метод. – пособие / Под. ред. Н.Н. Гаража.- Ставрополь: СтГМА 2009. – 43 с.

  9. Трезубов В.Н., Щербаков А.С., Мишнев Л.М. Ортопедическая стоматология. Пропедевтика и основы частного курса: учебник / В.Н. Трезубов, А.С. Щербаков, Л.М. Мишнев, под ред. В.Н. Трезубова. – 4 изд. - М.: Медпресс-информ., 2011, - 416 с.

Практическое занятие № 3

29870 0

Зубы являются производным слизистой оболочки полости рта эмбриона. Из эпителия слизистой оболочки развиваются эмалевые органы , а из находящейся под эпителием мезенхимы — дентин , пульпа , цемент , окружающие зуб твердые и мягкие ткани (пародонт ).

В развитии зубов выделяют 3 стадии: I стадия — закладка зубов и их зачатков; II стадия — дифференцировка зубных зачатков ; III стадия — образование зубов .

I стадия : на 6-7-й неделе эмбрионального развития на верхней и нижней поверхностях ротовой полости возникает утолщение эпителия — зубная пластинка (lamina dentalis) , врастающая в подлежащую мезенхиму. На обращенной к губе или щеке поверхности зубной пластинки в результате дальнейшего развития эпителия формируются колбовидные выпячивания, превращающиеся затем в эмалевые органы (organum enamelum) молочных зубов. В каждой зубной пластинке образуется по 10 выпячиваний соответственно числу молочных зубов. На 10-й неделе эмбрионального развития в эмалевые органы, выпячиваясь внутрь их стенки, врастает мезенхима, которая является зачатком зубного сосочка (papilla dentalis) . К концу 3-го месяца развития эмалевые органы частично обособляются от зубной пластинки, оставаясь в соединении с ней посредством эпителиальных тяжей — шейки эмалевого органа (рис. 1). В окружности эмалевого органа в результате уплотнения окружающей его мезенхимы формируется зубной мешочек (sacculus dentalis) , который у основания зубного зачатка сливается с зубным сосочком (рис. 2).

Рис. 1. Развитие эмалевого органа. (Пластическая реконструкция): 1 — эпителий полости рта; 2 — зубная пластинка; 3 — эмалевый орган; 4 — зачаток зубного сосочка; 5 — шейка эмалевого органа

Рис. 2.

1 — зубная пластинка; 2 — зачатки зубов; 3 — эмалевые органы; 4 — нижняя челюсть; 5 — зубная пластинка в нижней челюсти; 6 — слой наружных эмалевых клеток; 7 — пульпа эмалевого органа; 8 — слой внутренних эмалевых клеток; 9 — зубной мешочек; 10 — зубной сосочек

II стадия: изменяются как зачатки зубов, так и окружающие их ткани. Происходит разделение однородных клеток эмалевого органа на отдельные слои. В центре эмалевого органа образуется пульпа , а по периферии — слой наружных эмалевых клеток и слой внутренних эмалевых клеток , дающих начало клеткам-амелобластам, участвующим в образовании эмали. По краю эмалевого органа внутренние эмалевые клетки переходят в наружные эмалевые клетки . Часть клеток пульпы, прилежащая к слою амелобластов, становится промежуточным слоем эмалевого органа.

Одновременно с преобразованием эмалевого органа происходит процесс дифференцировки зубного сосочка: он увеличивается и глубже врастает в эмалевый орган. К сосочку подходят сосуды и нервы. Кроме того, на поверхности сосочка из клеток мезенхимы формируется несколько рядов одонтобластов — дентинообразующих клеток (рис. 3). К концу 3-го месяца шейки эмалевых органов прорастают мезенхимой и рассасываются. Зубные зачатки вследствие этого окончательно обособляются от зубной пластинки, которая, в свою очередь, также прорастает мезенхимой и теряет связь с эпителием полости рта. Сохраняются и растут задние отделы и свободные края зубных пластинок, которые в дальнейшем преобразуются в эмалевые органы постоянных зубов. Вокруг зубных зачатков в мезенхиме челюстей появляются костные перекладины , формирующие стенки зубных альвеол.

Рис. 3. Зачаток зуба на стадии формирования твердых тканей: 1 — отростки одонтобластов; 2 — предентин; 3 — одонтобласты; 4 — около-пульпарный дентин; 5 — преобразование мезенхимных клеток в одонтобласты; 6 — преодонтобласт; 7 — мезенхимная клетка

III стадия начинается с конца 4-го месяца эмбрионального периода. Возникают зубные ткани: дентин , эмаль и пульпа зуба . Образование дентина происходит за счет одонтобластов, которые синтезируют тонкие преколлагеновые волокна (рис. 4). Эти волокна в дальнейшем формируют наружный, плащевой , и внутренний, околопулъпарный , слои предентина. Одонтобласты в состав предентина и дентина не входят, а остаются в наружных слоях зубного сосочка (пульпы). В конце 5-го месяца внутриутробного периода начинаются процесс обызвествления предентина и формирование окончательного дентина. Однако полного обызвествления не происходит, и внутри зуба остается слой необызвествленного околопульпарного дентина (рис. 5).

Рис. 4. Коллагеновые волокна предентина: 1 — дентинный каналец

Рис. 5.

1— околопулъпарный дентин; 2— матрикс; 3— глобулы солей; 4— граница обызвествления; 5 — предентин; 6 — плащевой дентин

В начале 5-го месяца амелобласты на вершине зубного сосочка образуют эмаль. Этот процесс начинается в области жевательных бугорков, откуда эмалеобразование распространяется на боковые поверхности коронки. В дальнейшем происходит обызвествление эмали, которое заканчивается лишь после прорезывания зубов. Развитие корня зуба совершается в постэмбриональном периоде, при этом в связи с образованием коронки зуба верхний отдел эмалевого органа редуцируется, а нижний, наоборот, пролиферирует и превращается в корневое эпителиальное влагалище (vagina radicularis epithelialis) , состоящее из двух рядов эмалевых клеток — внутреннего и наружного . Корневое эпителиальное влагалище глубоко врастает в подлежащую мезенхиму и охватывает ее участок, из которого будет образовываться корень зуба (рис. 6). Мезенхимные клетки, заключенные в корневые эпителиальные влагалища, превращаются в одонтобласты, образующие дентин корня зуба. Как только дентин корня сформируется, корневые эпителиальные влагалища прорастают мезенхимой, их большая часть рассасывается, вследствие чего мезенхимные клетки зубного мешочка начинают непосредственно соприкасаться с дентином корня и преобразовываться в цементобласты , которые откладывают цемент по поверхности дентина корня зуба. Часть клеток зубного мешочка, окружающая корень зуба, дает начало плотной соединительной ткани — периодонту . Пучки коллагеновых волокон, образующих периодонт, внутренними концами «впаиваются» в цемент, а их наружные концы переходят в костные зубные альвеолы, обеспечивая тем самым плотную фиксацию корня к окружающим тканям. В многокорневых зубах образуется несколько корневых эпителиальных влагалищ и соответственно им несколько корней. Из мезенхимы зубных сосочков развивается пульпа зуба .

Рис. 6.

1 — корневое эпителиальное влагалище; 2 — внутренний слой клеток; 3 — наружный слой клеток; 4 — цементобласты; 5 — цемент; 6 — периодонт; 7 — пульпа зуба

Постоянные зубы возникают также из зубных пластинок. На 5-м месяце развития позади зачатков молочных зубов образуются эмалевые органы резцов, клыков и малых коренных зубов. Одновременно зубные пластинки растут кзади, где по их краям закладываются эмалевые органы больших коренных зубов. Дальнейшие этапы формирования сходны с таковыми молочных зубов, причем зачатки постоянных зубов лежат в одной зубной альвеоле вместе с молочным зубом (рис. 7).

Рис. 7.

1 — зачаток молочного зуба; 2 — зачаток постоянного зуба; 3 — стяжка зубной альвеолы

Нарушение развития зубов может привести к неправильному отложению твердых веществ (гипоплазия эмали , эрозионные ямки на поверхности зуба, дефекты обызвествления дентина), отклонениям в числе зубов (полное или частичное отсутствие зубов — адентия ), образованию дополнительных зубов, неправильной форме отдельных зубов, неправильному расположению зубов в челюсти (дистопия ).

Анатомия человека С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин

Дентин – важная составляющая зубного органа. Он определяет форму и цвет зуба, благодаря пластичной структуре предотвращает механические повреждения органа, а его расположение вокруг мягких тканей защищает пульпу и корень. Дентин – это поддерживающий аппарат зуба, он сохраняет целостность эмали и является барьером для проникновения бактерий в глубинные слои.

Что это такое?

Зуб – это орган, состоящий, как и другие органы, из тканей. Структурно он делится на 2 части – коронку и корень. Коронку мы видим, когда открываем рот. Корень уходит в челюстную кость, для нас он скрыт в десне. Выделяют также шейку – часть, которая располагается на стыке корневой и коронковой областей. Для того чтобы изучить структурные особенности, специалисты используют шлиф зуба – особым образом приготовленный и отшлифованный срез костного образования, представляющий собой обрезанную с двух сторон пластину.

Структура зуба включает:

  • Эмаль. Она покрывает коронку и выполняет защитную функцию.
  • Дентин – прочная, но эластичная основа, находится сразу под эмалью в коронке и цементом в корне.
  • Цемент – вещество, которое покрывает дентин в корневой области. Основная задача цемента заключается в креплении зубной единицы к альвеоле.
  • Пульпа – наиболее мягкая ткань. Через нее идут нервные окончания и капилляры, что обуславливает болезненные ощущения при глубоких кариозных поражениях.

Развитие зубов у детей начинается еще в утробе. Закладываются зачатки как молочных, так и постоянных зубов.

В начале развития зуба возникает эмалевый орган, размещенный на слизистой рта. Зубная система проходит 4 стадии развития от появления зачатка и его дифференцировки до образования молочной зубной единицы, которая на последней стадии сменится постоянной.

Начальная стадия развития зуба приходится на 6-7 неделю внутриутробного формирования плода, когда закладывается зачаток. Появляется пластина, на которой впоследствии расположатся первые зубные единицы. На 3 месяце беременности эмалевые органы на зубной пластине расходятся и попадают в отдельные мешочки.

Гистогенез дентина начинается с 4 месяцев. Тогда же закладываются эмаль и цемент, зачаток обзаводится пульпой, а мешочки превращаются в альвеолы. Молочные зубы у детей полностью появляются к 2-2,5 годам. Процесс выпадения молочных и формирования постоянных зубов начинается у детей в 4-7 лет.

Дентин – самая большая область зубного органа. Его размеры колеблются от 2 до 6 мм в зависимости от особенностей организма. Это можно увидеть на шлифе любого зуба. Дентин является одним из самых твердых костных образований в теле человека, превышая по прочности все скелетные кости и уступая лишь эмали. Именно эмаль – самое прочное вещество в человеческом организме. Разница в твердости дентина и окружающей его оболочки позволяет защитить эмаль от растрескивания. Обе эти ткани крепко соединены между собой при помощи специальных выемок в эмали и выступов в дентинной поверхности.


Вместе с тем дентин – довольно эластичная субстанция. Располагаясь в сердцевине, он исполняет роль амортизатора, не давая разрушаться эмали и защищая зубную систему от повреждений вследствие механического воздействия.

Цвет дентина обычно желтый. Он просвечивает сквозь тонкую эмаль и придает зубам оттенок желтизны.

Строение

Согласно гистологии, дентин является сосредоточением множества волокон коллагена в зоне, где находится зубной зачаток, просветы рядом с которыми заполнены специфическим веществом. В круговом направлении сквозь него проходит большое количество так называемых дентинных канальцев. В этих трубовидных системах находятся одонтобласты, они же дентинобласты - образования, которые располагаются в пульпе, зоне, где локализуется зубной мешочек. Одонтобласты делают жевательную систему чувствительной и отвечают за обменные процессы в ткани зуба.

Гистологическое строение дентинной области зуба хорошо просматривается на шлифе:

  • Предентин – субстанция, которая покрывает пульпу и насыщает ее полезными веществами. В состав предентина в большом количестве входят одонтобласты.
  • Интерглобулярный дентин. Он расположен между трубочками и заполняет собой основное пространство всей дентинной области. Интерглобулярный слой состоит из коллагеновых волокон, расположение которых в разных отделах отличается. Интерглобулярный, в свою очередь, делится на плащевой и околопульпарный дентин. Околопульпарный находится рядом с пульпой, а плащевой дентин прилегает к внешней оболочке. Околопульпарная и плащевая области интерглобулярного дентина различаются направлением коллагеновых волокон и насыщенностью трубочками. Рядом с пульпой минералов содержится больше, чем в плащевом слое дентина.
  • Каналы, которые пронизывают все дентинное тело. Чем больше таких путей, тем лучше защищены мягкие ткани. В молочных зубах каналы широкие и короткие, что позволяет бактериям довольно легко проникать в глубинные слои органа. При смене на постоянный жевательный аппарат канальцы становятся узкими и продолговатыми. С возрастным изменением твердого слоя происходит еще большее искривление и удлинение трубовидных каналов.
  • Перитубулярный дентин находится внутри каналов и представляет собой вещество с высокой минерализацией.
  • Склерозированный слой – особая прозрачная субстанция. Формирование склерозированного дентина и его увеличение длится на протяжении всей жизни человека.

Химический состав

Дентинный слой по химическому составу близок к костной ткани, но не содержит кровеносных сосудов и клеточных элементов. 70% вещества составляют неорганические соединения, 20% - органические. Еще 10% приходится на воду и минералы.

Среди неорганических веществ основу составляет фосфат кальция. В составе дентина присутствуют фосфаты фтористого кальция, фосфорнокислого магния, углекислого кальция и натрия. Среди органических соединений выделяют коллаген, аминокислоты, липиды, полисахариды. Присутствует незначительный процент макрочастиц и микроэлементов.

Разновидности, значение и функции

Существует 3 вида дентина:

Функции твердой ткани обусловлены ее расположением в органе, гистологическим строением, составом:

  • дентин формирует размеры и контуры зуба;
  • выполняет поддерживающую функцию, защищая пульпу от проникновения вредоносных бактерий, сам орган от жевательной нагрузки, а эмаль – от разрушения;
  • защитным механизмом служит появление третичного дентинного образования;
  • благодаря многочисленным канальцам, заполненным зубным ликвором, осуществляется питание эмали, дентинной и твердой ткани;
  • дентинно-эмалевый слой чувствительный, что позволяет быстро реагировать на внешние раздражители.

Заболевания дентина зуба

Основная причина поражения дентина – кариес. Причинами кариеса становится чрезмерное употребление углеводосодержащей пищи, зубной налет, микрофлора которого разрушает эмаль, снижение уровня кислотности во рту. Твердые ткани под действием перечисленных факторов лишаются минерализации, и происходит их изменение. Дентинная система обзаводится так называемыми мертвыми путями, в которых отростки одонтобластов погибли. Если не устранять кариес на ранних этапах, бактерии проникнут к пульпе и вызовут воспаление. Отмершие области придется удалить, что прекратит обменные движения в дентине.

Другие заболевания:

  • Повышенная стираемость эмали. Она возникает при неправильном прикусе или же воздействии на эмаль агрессивных веществ. В результате болезни коронка частично или полностью разрушается, для ее восстановления требуется процедура реставрации.
  • Клиновидный дефект. Вслдствие нарушения обменных процессов в эмалевом и дентинном слоях возникают дефекты в отделе шейки. Поражению чаще всего подвержены резцы и клыки, реже – малые коренные единицы.
  • Гиперестезия, которая нередко сопровождает уже перечисленные проблемы. Гиперестезия – это повышенная чувствительность зубного аппарата к еде разной температуры, к сладкой или соленой пище. Наблюдается такая проблема и при процессе жевания.

Восстановление

Твердая ткань способна восстанавливаться благодаря функциям одонтобластов в дентинном слое зуба, но только если зубной нерв живой. Когда стоматолог удаляет нерв, восстановительные процессы останавливаются, белки и остальные питательные и энергетические вещества больше не проходят через дентинный слой.

В период развития кариеса самовосстановление дентина замедляется. Кариозные полости необходимо устранять как можно раньше, чтобы поражение не привело к серьезным последствиям. Стоматолог удаляет размягченные слои и пломбирует полость. Современные фотополимерные пломбы не только полностью заменяют изъятые части эмали и дентина, но и отличаются естественным цветом и позволяют воссоздать правильную анатомическую форму жевательного органа.

Для восстановления дентина необходимы питательные вещества, микроэлементы и ферменты. Их можно получить как изнутри, так и снаружи, через еду и применение специальных препаратов для зубов. Употребление здоровой пищи, богатой витаминами и минералами, позволит полезным соединениям проникнуть в дентин через эмаль.

Использование зубной пасты должно быть правильным, чтобы фтор, кальций и другие элементы успели впитаться. Движения зубной щеткой должны быть круговыми, а процедура чистки зубов должна длиться минимум 2-3 минуты.

Стоматологи оказывают услуги по укреплению зубов специальными препаратами, содержащими минералы.

Наиболее полезные для здоровья ткани вещества:

  • кальций;
  • витамин С;
  • магний;
  • витамины группы В;
  • витамины А, Е, D.

Многие в наше время не знают, как происходит развитие зуба, гистология которого непростая и сложная, ведь в этом случае задействованы сложные биологические процессы и несметные ресурсы человеческого организма.

Зубы всегда служили украшением для человека. О хорошем здоровье говорит наличие белоснежной улыбки, розовых десен и ровного прикуса. Они выступают в качестве костных образований, предназначенных для переработки пищи, ведь с древних времен человек питался исключительно жесткой едой (мясо, коренья) и для ее перемалывания необходимо было тратить дополнительные усилия.

Зубы выступают в качестве специально предназначенного для жевания аппарата, в основу которого входят минерализованные скелетные ткани. Кроме этого, их функция также обладает косметическим значением. Следует отметить две генерации, первая из которых заключается в появлении молочных, а после их выпадения постоянных зубов.

Для того чтобы удерживаться в челюсти зубы должны быть закреплены периодонтом, благодаря которому они плотно удерживаются на своем месте, а также получают необходимое питание от кровеносных сосудов.

С анатомической точки зрения важно отметить, что строение зуба непростое, и он состоит из коронки шейку и корня, а гистология представляет собой твердые и мягкие части. Первая включает в себя эмаль, а также дентин с цементом, мягкое основание укомплектовано пульпой.

Тело человека за длительное время сумело приспособиться к окружающей обстановке и приспособиться к изменениям извне. В качестве примера можно назвать те же зубы, благодаря которым человек способен осуществить процесс жевания, а, значит, насыщать свой организм полезными веществами так необходимыми для дальнейшего роста и развития. Гистологическое развитие должен знать каждый.

Принято различать две основные генерации зубов:

  • Молочные.
  • Постоянные.

Важно отметить, что молочные зубы начинают образовываться в организме будущего человека на втором месяце беременности его матери, строго следуя определенному порядку, который включают в себя:


После рождения ребенка спустя шесть месяцев или немного раньше наблюдается прорезывание молочных закладок, наблюдается развитие зуба, которое происходит быстрыми темпами. Ткани начинают подвергаться лизису, простыми словами благодаря своим заостренным окончаниям зубы рвут ткань и появляются на поверхности десны, прорезываясь.
Продержавшись в организме ребенка до пяти-шести лет, молочные зубы начинают выпадать, и на смену им приходят уже постоянные, более прочные и менее подверженные влиянию кариеса. Постоянные основы закладываются в пятимесячном внутриутробном возрасте. Развитие зуба неспешное и достаточно длительное, они располагаются выше молочных, но отделяется от них специальной перегородкой из кости.

К тому времени, когда начнут появляться постоянные наросты, происходит развитие зуба, а именно стеокласты приступают к своей работе и наблюдается разрушение костных перегородок, а, значит, нарушаются корни молочных зубов и они полностью утрачивают свою прочность. В итоге все молочные зубы выпадают и на их месте прорастают постоянные и прочные новые зубы, выходит что строение зуба в гистологическом смысле – неразделимый и полноценный комплекс, который зависит от множества факторов.

Периоды появления зубов

Первую стадию, которая включает в себя появление пластины, которая образовывается в шесть недель развития эмбриона. В данный момент происходит врастание эпителия слизистой оболочки в мезенхиму. Гистология роста непростая и сложная.

Вторая стадия представляет собой формирование зубного шара для образования, которого необходимо наличие большого количества питательных веществ, которые значительно влияют на строение коронки.

Гистология и зубное строение – идентичные понятия, так что следует рассмотреть еще и второй период появления зачатков и обнаружить образование эмалевого органа. Клетки быстро размножаются, делятся и индуцируют благодаря наличию большого давления. В конечном итоге происходит их конечное развитие и выпячивание клеток зубной почки, которые находятся под ними, и получается канал из двух стенок. Первоначально он очень похож на «шапочку» и потом уже больше напоминает колокольчик, так и выглядит зубная гистология.

Появляется новый орган, который состоит из трех основных видов клеток, а именно: внутренние, промежуточных и наружных.

Срединные образования усилено размножаются и выступают в роли одного из источников появления амелобластов, которые помогают в образовании зубной эмали. Клетки, расположенные в промежутке, в связи с появлением в них жидкости становятся похожими на пульпу и также как она служат основой для образования кутикулы.

Клетки, расположенные снаружи, имеют плоскую форму. Далее происходит их дегенерирование и формирование эпителиального корневого влагалища, способствующего правильному росту зубов в дальнейшем. Таким образом, и происходит завершение второго периода образования зубов в эмбриогенезе.

Третий период подразумевает собой гистологическое строение тканей. Благодаря твердым тканям наблюдается образование дентина. Соединительные клетки начинают преобразовываться в дентинобласты, находящиеся ровно в ряд. Далее наблюдается образование межклеточного вещества дентина.

Клетки эмали благодаря влиянию на них дентинобластов начинают превращаться в амелобласты. Одновременно с этим наблюдается перемещение определенных структур, а именно ядра из базальной части клетки. Происходит неспешное формирование кутикулоподобных структур. Следом за этим наблюдается процесс минерализации, и начинают откладываться микроскопические гидроксиапатиты, которые создают в дальнейшем эмаль, именно так и выглядит гистология.

Происходит дефиренцирование зубной пульпы, полностью наполненной кровеносными сосудами, нервными окончаниями. Зачатки эмалевого органа помогают в формировании тканей, а именно: эмали и дентина, а также цемента и непосредственно пульпы. Развитие зубного мешочка помогает в создании зубной связки под названием периодонт.

Анатомия человеческих зубов

Следует учесть, что с анатомической точки зрения зуб принято делить на:

Строение зуба заключается в наличии пульпарной камеры, она точно способна повторить весь общий облик коронки и состоит из:

  • дна, которое мягко переходит в зубные канальцы;
  • стенки;
  • крыши, которая отличается наличием выростов, соответствующих жевательным буграм зубов.

В средине камеры пульпы можно обнаружить так называемую пульпарную камеру с пульпой, то есть соединительной тканью, развитие которой влияет на строение зуба и его форму. Она полностью усеяна кровеносными сосудами, нервными окончаниями, клетками мезенхимы, а также фибробластами.

Гистологическое строение

Природа позаботилась о зубной эмали и поэтому ткани оперативно реагируют на появление кариеса, сигнализируя об этом. И стараясь сделать все возможное для того, чтобы сохранить зубы в нормальном состоянии. Итак, система зубных тканей состоит из:

Ткани, представляющей собой достаточно твердое покрытие и обосновавшейся на зубной коронке. Зачастую она имеет желтый или серый цвет. В состав эмали входят соединения неорганического характера такие как: фторапатит и гидроксиапатит, а также карбонапатит и непосредственно вода и вещества органического типа.

Следует отметить очень важный факт: питательные компоненты попадают в ткани благодаря слюнным железа или посредством пульпы либо дентина, так что зуб в любом случае всегда будет получать необходимые витамины и кальций.

Эмаль не может возобновляться, ведь в ее составе отсутствуют клетки. При употреблении очень жесткой пищи, горячей или холодной она подвергается негативному влиянию и стирается, а, значит, дентин оголяется и поэтому в зубе может возникать болезненность. При гистологическом строении зуба следует подразумевать длительный процесс, начало которого основано на эмбриогенезе и завершается ближе к 25 годам.

Дентинно-эмалевое соединение – это специальные гребешки, соединенные в единую систему. Они помогают в разграничении дентина и эмали и прочно держатся на своем месте, так как имеют неровную форму.

Дентин представляет собой основу всего зуба. Он очень прочный, но одновременно с этим эластичный. Благодаря этому зубному составу можно отметить появление желтизны так характерной в стертых зонах.

Он состоит как органических, так и неорганических веществ, которые составляют большую часть и только на воду приходится всего 10 %. Его структура напоминает канальцевую, благодаря чему зуб насыщается полезными веществами способствующими дальнейшему обновлению, ведь правильное строение зависит от наличия нужных питательных веществ.

Предентин помогает в образовании пульпарной камеры. Именно в этой части можно отыскать зону, где растет дентин и проследить его развитие.

Цемент состоит из слоя ткани, которая помогает спрятать корень зуба. Большая часть этого зубного слоя состоит из неорганического слоя, все остальное органического и малую долю составляет только вода.

В чем уникальность строения зубов

Главная функция цемента представляет собой защиту от негативного влияния на развитие зуба извне. Этот слой полностью наполнен волокнами из коллагена, которые соединены между собой при помощи альвеолы. В цементном слое отсутствуют кровеносные сосуды, в связи с этим питание происходит благодаря периодонту.

Зуб, строение и его гистология – неразделимые понятия. Повышенной плотностью отличается верхушка зуба, так как именно в этой части наблюдается максимальное накопление цемента. Именно это вещество считается поддерживающим в зубном аппарате и его правильное развитие очень важно.

Пульпой считается соединительная ткань рыхлого вида, для которой характерным является наличие нервной сети и сосудистых образований. Ее основная функция состоит в том, чтобы питать дентин и активно реагировать на раздражители, то есть обезопасить зуб от негативного влияния извне.

Периодонт состоит из волокон коллагена, небольшого количества клеток, нервных окончаний и ткан соединительного типа. Он находится в стенках альвеолы и в районе цемента. Ширина этого слоя равна 0,25 мм. Основные функции, которые выполняет периодонт, заключаются в устранении чрезмерной нагрузки на эмаль зуба, ведь правильное его развитие способствует формированию нормального прикуса и красивой улыбки.

Благодаря тому, что строение зубного ряда они отличаются повышенной прочностью и стойкостью к внешним факторам, то ест ударам, резким температурным перепадам. Природа сделала все для того, чтобы человек жил полноценной и качественной жизнью, но и он, в свою, очередь должен делать все для того, чтобы сохранить красоту улыбки в идеальном состоянии, то есть следить за чистотой ротовой полости, пользоваться только качественными зубными пастами, ополаскивателями и нитью. При правильном уходе здоровые зубы и яркая улыбка станет визитной карточкой любого человека!

Основными источниками развития зубов являются эпителий слизистой оболочки ротовой полости (эктодерма) и мезенхима.

У человека различают две генерации зубов:

    молочные;

    постоянные.

Их развитие идет однотипно из одинаковых источников, но в разное время. Закладка молочных зубов происходит в конце второго месяца эмбриогенеза. При этом процесс развития зубов протекает стадийно. В нем выделяют три периода:

    период закладки зубных зачатков;

    период формирования и дифференцировки зубных зачатков;

    период гистогенеза тканей зуба.

I период — период закладки зубных зачатков включает 2 стадии:

    1 стадия — стадия образования зубной пластинки. Она начинается на 6-й неделе эмбриогенеза. В это время эпителий слизистой оболочки десны начинает врастать в подлежащую мезенхиму вдоль каждой из развивающихся челюстей. Так формируются эпителиальные зубные пластинки;

    2 стадия — стадия зубного шара (почки). В эту стадию клетки зубной пластинки размножаются в дистальной части и формируют на конце зубной пластинки зубные шары.
    II период — период формирования и дифференцировки зубных зачатков — характеризуется образованием эмалевого органа (зубного бокала). Он включает 2 стадии: стадию "шапочки"; стадию "колокольчика".

Во втором периоде мезенхимные клетки, лежащие под зубным шаром, начинают усиленно размножаться и создают здесь повышенное давление, а также индуцируют за счет растворимых индукторов перемещение клеток зубной почки, расположенных над ними. В результате нижние клетки зубной почки впячиваются внутрь, постепенно формируя двустенный зубной бокал. Вначале он имеет форму шапочки (стадия "шапочки"), а по мере смещения нижних клеток внутрь почки становится похожим на колокольчик (стадия "колокольчика").

В образовавшемся эмалевом органе различают три вида клеток: внутренние, промежуточные и наружные. Внутренние клетки усиленно размножаются и в дальнейшем служат источником для образования амелобластов — основных клеток эмалевого органа, вырабатывающих эмаль. Промежуточные клетки в результате накопления между ними жидкости приобретают строение, похожее на строение мезенхимы и формируют пульпу эмалевого органа, которая некоторое время осуществляет трофику амелобластов, а в дальнейшем является источником для образования кутикулы, зуба. Наружные клетки имеют уплощенную форму. На большем протяжении эмалевого органа они дегенерируют, а в его нижней части формируют эпителиальное корневое влагалище (влагалище Гертвига), которое индуцирует развитие корня зуба. Из мезенхимы, лежащей внутри зубного бокала, формируется зубной сосочек, а из мезенхимы, окружающей эмалевый органзубной мешочек. Второй период для молочных зубов полностью завершается к концу 4-го месяца эмбриогенеза.

III период — период гистогенеза тканей зуба. Из твердых тканей зуба наиболее рано образуется дентин. Прилегающие к внутренним клеткам эмалевого органа (будущим амелобластам) соединительнотканные клетки зубного сосочка под индуктивным влиянием со стороны последних превращаются в дентинобласты, которые располагаются в один ряд наподобие эпителия. Они начинают формировать межклеточное вещество дентина — коллагеновые волокна и основное вещество, а также синтезируют фермент щелочную фосфатазу. Этот фермент расщепляет глицерофосфаты крови с образованием фосфорной кислоты. В результате соединения последней с ионами кальция формируются кристаллы гидроксиапатитов, которые выделяются между коллагеновыми фибриллами в виде матриксных пузырьков, окруженных мембраной. Кристаллы гидроксиапатита увеличиваются в размерах. Постепенно происходит минерализация дентина.

Внутренние эмалевые клетки под индуктивным влиянием дентинобластов зубного сосочка превращаются в амелобласты. При этом во внутренних клетках происходит реверсия физиологической полярности: ядро и органеллы перемещаются из базальной части клетки в апикальную, которая с этого момента становится базальной частью клетки. На стороне клетки, обращенной к зубному сосочку, начинают формироваться кутикулоподобные структуры. Затем они подвергаются минерализации с отложением кристаллов гидроксиапатита и превращаются в эмалевые призмыосновные структуры эмали. В результате синтеза эмали амелобластами и дентина дентинобластами эти два вида клеток все больше удаляются друг от друга.

Зубной сосочек дифференцируется в пульпу зуба, которая содержит кровеносные сосуды, нервы и обеспечивает питание тканей зуба. Из мезенхимы зубного мешочка формируются цементобласты, которые продуцируют межклеточное вещество цемента и участвуют в его минерализации по тому же механизму, что и при минерализации дентина. Таким образом, в результате дифференцировки зачатка эмалевого органа происходит формирование основных тканей зуба: эмали, дентина, цемента, пульпы. Из зубного мешочка формируется также зубная связка — периодонт.

В дальнейшем развитии зуба можно выделить ряд стадий.

Стадия роста и прорезывания молочных зубов характеризуется ростом зубных закладок. При этом все ткани над ними постепенно подвергаются лизису. В результате зубы прорывают эти ткани и возвышаются над десной — прорезываются.

Стадия выпадения молочных зубов и замены их на постоянные. Закладка постоянных зубов образуется на 5-м месяце эмбриогенеза в результате отрастания эпителиальных тяжей от зубных пластинок. Постоянные зубы развиваются очень медленно, располагаясь рядом с молочными зубами, отделяясь от них костной перегородкой. К моменту смены молочных зубов (6-7 лет) остеокласты начинают разрушать костные перегородки и корни молочных зубов. В результате молочные зубы выпадают и заменяются быстро растущими в то время постоянными зубами.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии