Американская статуя свободы. Какой высоты статуя свободы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Статуя Свободы – вот уже больше века является одним из символов США. Но очень многие представления о ней неверны, а кое-что крайне мало известно. Давайте узнаем побольше об этом необычном памятнике.

Прежде всего, заметим, что официально она называется по-другому – «Озаряющая мир Свобода». Скульптура расположена на одноимённом острове в трёх километрах к юго-западу от Манхэттэна. Долгое время он именовался остров Беллоу. Памятник держит в правой руке факел (который как бы и «озаряет» мир, а в левой скрижаль с датой Декларации независимости США, записанной латинскими цифрами. Одна из ног «Озаряющей» попирает разорванные кандалы.

Семь лучей в увенчивающей статую короне символически обозначают моря и континенты. И всё-таки, из чего сделана статуя свободы в США? Казалось бы, она должна быть стальной или каменной, судя по восприятию.

Однако не всё так просто. Сталь там присутствует – 125 тонн. Использовали скульпторы и 31 тонну меди, которая покрывает её слоем чуть более двух с половиной миллиметров. Однако цифры и стали, и меди просто меркнут по сравнению с бетонным основанием, которое достигает двадцати семи тысяч тонн. Тонкие медные листы смонтированы поверх стального каркаса. Вместе с фундаментом и пьедесталом высота до верхней части факела достигает девяноста трёх метров.

Где была сделана статуя свободы?

Памятник, символизирующий США, на самом деле был сделан не в Америке и даже не в Западном полушарии!

Автором скульптуры является француз Фредерик Огюст Бартольди. Замысел состоял в том, чтобы преподнести её в дар к столетнему юбилею США. Интересно, что собирались установить её в египетском Порт-Саиде и называть «Свет Азии». Однако каирское правительство решило не тратиться на установку и перевозку.

Когда Франция и Америка заключили договор, предполагалось, что они сделают, соответственно – скульптуру и монтаж за счёт Парижа, а пьедестал за счёт Вашингтона. Но возникшие на обеих берегах океана материальные трудности тормозили дело.

Какой материал применялся для изготовления?

Вроде бы мы уже знаем ответ на этот вопрос. Но… не будем спешить. Медь для той самой статуи, была либо добыта в Башкирии, либо выплавлена в Нижнем Тагиле. Постамент под ней сделан из немецкого цемента.

Однако и это ещё не всё! Помимо самой скульптуры, существует немало её копий. Только в Париже их четыре; позолоченный вариант с фонарём вместо факела в Сен-Сир-сюр-Мер. Есть и многие другие версии – например, в одном из казино Лас-Вегаса, в Японии, отбитая голова некогда существовавшей «свободы» в Третьяковской галерее, в Днепропетровске, Львове, Будапеште, Риге.

После трагедии 11 сентября подлинная статуя свободы была закрыта для посещения. В настоящее время она доступна всем, но при условии тщательного досмотра, подобного проводимому в международных аэропортах. Следовательно, символ США – один из наиболее безопасных для туристов объектов в мире.

(Statue of Liberty , полное название - Свобода, озаряющая мир) - одна из самых знаменитых скульптур в США и в мире, часто называемая «символом Нью-Йорка и США», «символом свободы и демократии», «Леди Свобода». Это подарок французских граждан к столетию американской революции.

Статуя Свободы находится на острове Свободы (Liberty Island), примерно в 3 км на юго-запад от южной конечности Манхэттена, одного из районов Нью-Йорка. До 1956 года остров назывался «остров Бедлоу» Bedloe’s Island), хотя в народе его называли «островом Свободы» уже с начала XX века.

Богиня свободы держит факел в правой руке и табличку в левой. Надпись на табличке гласит «JULY IV MDCCLXXVI» («4 июля 1776 года»), дата подписания Декларации независимости . Одной ногой «Свобода» стоит на разбитых оковах.

Посетители проходят 354 ступени до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (западная географическая традиция насчитывает именно семь континентов).

Общий вес меди, использованной для отлива статуи - 31 тонна, а общий вес ее стальной конструкции - 125 тонн. Общий вес цементного основания - 27 000 тонн. Толщина медного покрытия статуи - 2,37 мм.

Высота от земли до кончика факела - 93 метра, включая основание и пьедестал. Высота самой статуи, от верха пьедестала до факела - 46 метров.

Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.

Обычно статуя открыта для посетителей, как правило, прибывающих на пароме. Из короны, в которую можно подняться по лестнице, открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань. В музее, расположенном в пьедестале (и доступном на лифте), находится выставка истории статуи.

Новый Колосс

В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс» (The New Colossus), посвященный статуе Свободы. 20 лет спустя, в 1903 году, он был выгравирован на бронзовой пластине и прикреплен на стене в музее, находящемся в пьедестале статуи. Знаменитые последние строки «Свободы» в русском переводе В. Лазаруса звучат так:

«Вам, земли древние, - кричит она, безмолвных
Губ не разжав, - жить в роскоши пустой,
А мне отдайте из глубин бездонных
Своих изгоев, люд забитый свой,
Пошлите мне отверженных, бездомных,
Я им свечу у двери золотой!»

Создание статуи свободы

Создать статую было поручено французскому скульптору Фредерику Огюсту Бартольди. Задумывалась она как подарок к столетнему юбилею Декларации Независимости в 1876 году. По одной из версий, у Бартольди даже была французская натурщица: красивая, недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Иссака Зингера, создателя и предпринимателя в области швейных машин. «Она освободилась от неловкого присутствия ее мужа, который оставил ее лишь с самыми предпочтительными в обществе атрибутами: состоянием и детьми. С самого начала своей карьеры в Париже она была общеизвестной личностью. Будучи красивой французской вдовой американского предпринимателя, она оказалась подходящей моделью для статуи Свободы Бартольди».

По взаимной договоренности Америка должна была построить пьедестал, а Франция - создать статую и установить ее в США. Однако нехватка денег ощущалась по обе стороны Атлантического океана. Во Франции благотворительные пожертвования наряду с различными увеселительными мероприятиями и лотереей позволили собрать 2,25 млн франков. В Соединенных Штатах для сбора средств проводились театральные представления, художественные выставки, аукционы и боксерские бои.

Тем временем во Франции Бартольди потребовалась помощь инженера для решения конструктивных вопросов, связанных с сооружением такой гигантской медной скульптуры. Гюставу Эйфелю (будущему создателю Эйфелевой башни) было поручено спроектировать массивную стальную опору и промежуточный поддерживающий каркас, который позволит медной оболочке статуи двигаться свободно, сохраняя при этом вертикальное положение. Детальные разработки Эйфель передал своему помощнику, опытному инженеру по строительным конструкциям, Морису Кехлину. Интересно, что медь для статуи имеет российское происхождение.

Место для статуи Свободы в нью-йоркской гавани, утвержденное Актом Конгресса 1877 года, было выбрано генералом Уильямом Шерманом, с учетом пожеланий самого Бартольди, на острове Бедлоу, где еще с начала XIX века стоял форт в форме звезды.

Сбор средств для пьедестала продвигался медленно, и Джозеф Пулитцер (известный по премии Пулитцера) в своей газете World выступил с призывом поддержать сбор средств в фонд проекта.

К августу 1885 года финансирование пьедестала, спроектированного американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом, было завершено, первый камень был заложен 5 августа. Строительство завершилось 22 апреля 1886 года. В массивную каменную кладку пьедестала встроены две квадратные перемычки из стальных брусьев; их соединяют стальные анкерные балки, уходящие вверх, чтобы там стать частью эйфелевского каркаса самой статуи. Таким образом статуя и пьедестал являются единым целым.

Статуя была завершена французами в июле 1884 года и доставлена в нью-йоркскую гавань 17 июня 1885 года на борту французского фрегата «Изере». Для перевозки статую разобрали на 350 частей и упаковали в 214 ящиков. (Ее правая рука с факелом, уже экспонировались на Всемирной выставке в Филадельфии в 1876 году, а затем в Мэдисон Сквере в Нью-Йорке.) Статую собрали на ее новом основании за четыре месяца. Торжественное открытие статуи Свободы, на котором выступил президент США Гровер Кливленд , состоялось 28 октября 1886 года в присутствии тысяч зрителей. Как французский подарок к столетней годовщине американской революции он опоздал на десять лет.

Статуя как маяк

Со дня своего открытия, статуя служила навигационным ориентиром и использовалась в качестве маяка. Три смотрителя в течение 16 лет по очереди поддерживали огонь в ее факеле.

Статуя как памятник культуры

История статуи Свободы и острова, на котором она стоит - это история перемен. Статуя была помещена на гранитный пьедестал внутри форта Вуд, построенного к войне 1812 года, стены которого выложены в форме звезды. Служба маяков США отвечала за обслуживание статуи до 1901 года. После 1901 года эта миссия была возложена на военный департамент. Президентским постановлением от 15 октября 1924 года форт Вуд (и статуя на его территории) был объявлен национальным памятником, границы которого совпадали с границами форта.

28 октября 1936 года, на 50-ти летнем юбилее открытия статуи, президент США Франклин Рузвельт сказал: «Свобода и мир - вещи живые. Чтобы они продолжали существовать, каждое поколение должно охранять их и вкладывать в них новую жизнь.»

В 1933 году обслуживание национального памятника было передано Службе национальных парков. 7 сентября 1937 года площадь национального памятника была увеличена и распространилась на весь остров Бедлоу, который в 1956 году был переименован в остров Свободы. 11 мая 1965 года остров Эллис был также передан Службе национальных парков и стал частью национального мемориала «Статуя Свободы». В мае 1982 года президент Рональд Рейган поручил Ли Якокка возглавить движение частного сектора по реставрации статуи Свободы. На реставрацию было собрано 87 млн долларов благодаря партнерству Службы национальных парков и корпорации «Статуя Свободы - остров Эллис», которое стало самым успешным сотрудничеством государственного и частного сектора в американской истории. В 1984 году, в начале работ по ее реставрации, статуя Свободы была внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 5 июля 1986 года отреставрированная статуя Свободы была вновь открыта для посетителей во время Уик-энда Свободы, посвященного ее столетию.

Статуя и безопасность

Статуя и остров были закрыты с 11 сентября 2001 года по 3 августа 2004 год вследствие террористической атаки на Всемирный торговый центр. 4 августа 2004 года памятник открыли, но сама статуя, включая корону, остается закрытой. Однако, в мае 2009 года секретарь внутренних дел США Кен Салазар объявил, что статуя будет вновь открыта для экскурсий с 4 июля 2009 года.

При подготовке материала использовались статьи из Википедии - свободной энциклопедии.

Самым известным символом Соединённых Штатов является монумент, возвышающийся над бухтой Нью-Йорка. Жители страны считают его не только знаком независимости своего государства, но и в некотором роде иконой демократии. Однако далеко не все помнят, кто подарил Америке статую Свободы и какого мифологического персонажа она олицетворяет.

Гигантская скульптура древнеримской богини Либертас была установлена на острове в нью-йоркской бухте после ста лет независимого существования Соединённых Штатов. Тот, кто подарил Америке статую Свободы, являлся давним союзником взбунтовавшейся британской колонии, ставшей первым в мире государством с демократической формой правления.

Дружба Франции и США

Упорное нежелание английского короля позволить жителям заокеанских территорий представлять свои интересы в парламенте метрополии привело к революции и вооружённой борьбе за независимость. Католическая Франция и протестантская Британия были соперниками как на европейском, так и на американском континенте. Обращение за помощью к Парижу являлось вполне логичным шагом со стороны восставших колоний. На первых порах Франция оказывала поддержку американской революционной армии тайно, а затем открыто заключила официальный союз с Соединёнными Штатами. Она стала первым государством, установившим дипломатические отношения с завоевавшими независимость колониями.

Принимая во внимание долгую историю дружбы, нетрудно догадаться, какая страна подарила статую Свободы Америке. В течение следующего века в США произошли серьёзные потрясения: отмена рабства и кровопролитная гражданская война между Севером и Югом. Молодое государство успешно выдержало испытания. Именно французский народ стал тем, кто подарил Америке статую Свободы в честь столетия независимости.

Зарождение идеи

План создания грандиозного монумента появился в 1865 году. Среди тех, кто подарил Америке статую Свободы, был французский писатель и политический деятель Эдуар де Лабулэ. Он являлся автором идеи создания памятника, символизирующего независимость Соединённых Штатов и дружбу между двумя странами. Эдуар де Лабулэ был пламенным идеологом демократии и считал североамериканское государство удачным примером её воплощения. Во время гражданской войны он всецело поддерживал сторонников отмены рабства.

Проектирование

Воплощением замысла занялся известный скульптор Фредерик Огюст Бартольди. В первую очередь он посетил Соединённые Штаты, для того чтобы определиться с местом установки статуи. Внимание Бартольди привлёк остров Бедлоу, расположенный в нью-йоркской бухте. Это место попадало в поле зрения всех кораблей, прибывающих на американский континент. Единственным недостатком острова являлись сильные ветры, характерные для побережья Атлантического океана. При установке скульптуры необходимо было учесть эту особенность. Конгресс США согласился с предложением Бартольди и официально утвердил место для возведения монумента.

В работе над созданием статуи принял участие легендарный французский архитектор и инженер Александр Гюстав Эйфель, автор всемирно известной Эйфелевой башни в Париже. Для воплощения грандиозного проекта требовался специалист по возведению прочных и надёжных высотных конструкций. Эйфель создал мощный стальной каркас, благодаря которому скульптура способна выдерживать ураганные атлантические ветра.

Сбор средств

С финансовой точки зрения вопрос о том, какая страна подарила статую Свободы Америке, не имеет однозначного ответа. С самого начала было принято решение о совместных инвестициях. Во Франции в процессе широкомасштабной кампании по сбору пожертвований, в которой принимали участие многие газеты, довольно быстро удалось получить сумму, необходимую для создания скульптуры богини Либертас. На Соединённые Штаты была возложена задача по финансированию постройки пьедестала.

Крупную сумму на этот проект пожертвовал знаменитый американский газетный магнат Джозеф Пулитцер, который через свои издания призывал других последовать его примеру.

В ходе кампаний по сбору средств было объявлено официальное название гигантского монумента - "Свобода, освещающая мир".

Процесс изготовления

В соответствии с макетом Бартольди, скульптуру отлили из меди во Франции. Жители страны, подарившей Америке статую Свободы, получили возможность в течение трёх месяцев любоваться на неё в Париже. Затем монумент разобрали на части и отправили на корабле в Соединённые Штаты. Высота статуи составляет 46 метров, вес - более 150 тонн. Она представляет собой фигуру женщины с короной на голове, которая в правой руке держит факел, в левой - скрижаль с написанной римскими цифрами датой принятия Декларации независимости.

Скульптуру доставили в Нью-Йорк в июне 1885 года. Французский подарок был приурочен не только к столетнему юбилею американской революции, но и к проходившей в Филадельфии Всемирной выставке искусств и промышленных изделий. В 1876 году Бартольди уже демонстрировал посетителям этой международной экспозиции гигантскую руку скульптуры, держащую факел. Спустя почти десять лет все части монумента воссоединились навсегда.

Пьедестал

Французский корабль, доставивший скульптуру, восторженно встречали тысячи жителей Нью-Йорка. Этот момент остался в истории как напоминание о том, кто подарил Соединённым Штатам Америки статую Свободы. Из-за проблем с финансированием пьедестал на острове Бедлоу ещё не был готов. Прибытие статуи подхлестнуло энтузиазм американцев, и поток пожертвований существенно возрос. Проектированием пьедестала занимался известный архитектор Ричард Моррис Хант. Фундамент скульптуры изготовили из бетона, его высота составляет 47 метров, общий вес - 27 тысяч тонн. Работы по возведению пьедестала были завершены в апреле 1886 года. Ещё четыре месяца ушло на сбор частей монумента на фундаменте, который являлся самой крупной в мире бетонной конструкцией того времени.

Открытие

Торжественная церемония состоялась 28 октября 1886 года. Тогдашний президент США Гровер Кливленд произнёс речь перед многотысячной толпой зрителей. Стоит отметить, что тот, кто подарил Америке знаменитую статую Свободы к столетнему юбилею независимости, опоздал на десять лет. Однако этот факт не уменьшил признательность народа Соединённых Штатов по отношению к Франции. Мечта писателя Эдуара де Лабулэ, изначального автора идеи, стала реальностью. Статуя Свободы превратилась в самый важный символ Америки и знак дружбы между двумя государствами, которые впоследствии сражались на одной стороне в мировых войнах.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Пожалуй, не только коренной американец, но и любой житель нашей планеты на вопрос, что является символом США, не задумываясь, ответит: статуя Свободы (Statue of Liberty). Неслучайно, именно этот памятник чаще других мы видим в американском кино, неслучайно, будучи туристами, скупаем в сувенирных лавках и везем домой именно копии статуи Свободы.

Подчеркивая величие монумента, статую Свободы нередко сравнивают с Колоссом Родосским, древнегреческой статуей, не дожившей до наших дней. Поэтесса Эмма Лазарус ко дню открытия статуи Свободы написала сонет «Новый Колосс». С 1903 года специальная табличка со строками этого произведения украшает пьедестал монумента.

Кстати, не все знают, что полное название статуи Свободы звучит как «Свобода, озаряющая мир» (Liberty Enlightening the World). 46-метровая (93-метровая с постаментом) статуя Свободы, гордо возвышающаяся на одноименном острове, является подарком, преподнесенным США от имени французского народа, некогда поддержавшего американцев в борьбе за независимость. Задумка создания статуи Свободы как символа независимости и демократии родилась в 1865 году и принадлежит знаменитому французскому ученому и юристу Эдуарду Рене Лефевр де Лабулайе. Концепция памятника была разработана французским скульптором Фредериком Огюстом Бартольди.

Оригинальный макет статуи Свободы был изготовлен Бартольди в 1870 году, сегодня эту первую копию легендарного монумента можно увидеть в Люксембургском саду близ Эйфелевой башни в Париже.

Место для статуи Свободы или интересный факт

В каком именно уголке американской земли будет возвышаться монумент, выбирал Бартольди. По его мнению, места, идеальнее острова Бедлоу, расположенного в 3 км к юго-западу от южной границы Манхеттена, найти было просто невозможно. Однако историки приподнимают занавес и открывают нам некоторые тайны.

Оказывается, свою гигантскую скульптуру Бартольди прекрасно представлял не только на острове близ Нью-Йорка, но и в Порт-Саиде, расположенном в Суэцком канале, соединяющем Красное и Средиземное моря. Проекту «Египет, несущий свет в Азию» не суждено было сбыться, однако труды Бартольди не пропали даром, свою задумку скульптор успешно воплотил в реальность на территории США, более того, строитель Суэцкого канала Лессенс был поставлен во главу комитета по созданию статуи Свободы в США.

Немного истории

Проект возведения монумента на острове Бедлоу был утвержден Конгрессом США лишь в 1877 году, и это несмотря на то что, согласно плану французов, необычный презент должен был быть готов к сотой годовщине подписания Декларации Независимости США, то есть к 4 июля 1876 года. Однако сбор средств затянулся, и к этому времени была готова лишь медная рука с факелом, которую до полного завершения работ над статуей приютили в Нью-Йорке на Мэдисон-Сквеа. К июлю 1878 года была готова голова Леди Свободы. Тогда же голова была представлена на выставке в Музее искусств и ремесел в Париже.

Стоит отметить, что средства на возведение памятника собирались всеми возможными способами: организовывались балы, спортивные соревнования, выставки и лотереи. Значительную помощь в деле финансирования строительства монумента оказал красноречивый Пулитцер, издатель газеты New-York World.

Первая презентация готовой статуи Свободы состоялась 4 июля 1884 года во Франции, после чего монумент был демонтирован и отправлен в США. В Нью-Йорк статуя Свободы прибыла 17 июля 1885 года. Сборка памятника длилась около 4 месяцев. Однако официальное открытие статуи Свободы в Нью-Йорке президентом США Гровером Кливлендом состоялось лишь 28 октября 1886 года. На торжественной церемонии открытия присутствовали только мужчины. И это притом, что статуя Свободы является символом демократии. В качестве исключения в тот день на острове разрешено было присутствовать только восьмилетней дочери Лессенса и жене Бартольди.

Кстати, остров Бедлоу официально был переименован в Остров Свободы лишь в 1956 году, хотя Бартольди предлагал это сделать еще в 19 веке, за 80 лет до свершившегося события.

Статуя Свободы изнутри и снаружи

Статуя Свободы представляет собой стальной каркас, общий вес которого 125 тонн. Для проектирования и строительства стальной конструкции был приглашен Густав Эйфель, его работу продолжил Морис Кехлин. Каркас сооружен таким образом, что внутри монумента можно спокойно передвигаться и даже подниматься по винтовым лестницам наверх. До главной смотровой площадки, расположенной в короне, 354 ступени. Оттуда, из 25 окон, символизирующих драгоценные камни, открывается удивительный вид на Нью-Йоркскую гавань. Кстати, семь лучей короны символизируют семь морей и семь континентов, как принято считать на Западе.

Сверху стальной скелет покрывают мастерски отчеканенные в деревянных формах медные листы толщиной всего 2,37 мм и общим весом 31 тонна. Срощенные между собой медные пластины образуют силуэт статуи. Кстати, медь поставлялась во Францию из России. Стоит отметить, что одна нога статуи стоит на разбитых оковах - так Бартольди символически показал обретение свободы. На табличке в левой руке статуи Свободы указана дата подписания Декларации Независимости 4 июля 1776: JULY IV MDCCLXXVI.

Постамент памятника был спроектирован американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом. Работы по его возведению были начаты летом 1885 года, а завершены в апреле 1886 года. Цементное основание статуи Свободы весит 27 тыс. тонн. Чтобы добраться до вершины пьедестала, необходимо преодолеть 192 ступени. Внутри постамента располагается музей, в который можно попасть на лифте.

В 1924 году статуя Свободы была причислена к национальным памятникам, в 30-е годы 20 века весь остров Бедлоу (Свободы) перешел в статус национального парка. В 1984 году ООН объявило остров Свободы и расположенный на нем легендарный монумент памятником мирового значения.

Статуя Свободы неоднократно реставрировалась, добавлялись новые элементы освещения. В настоящее время памятник оборудован лазерной подсветкой.

Кто она - «Леди Свобода»?

Кто же явился натурщицей Бартольди, чей лик озаряет мир? Кого на веки вечные запечатлел великий скульптор в образе Римской Богини Либертас? Наверняка, этими вопросами задаются и сами американцы, и гости со всего мира.

На этот счет существует два мнения. Кто-то считает, что Бартольди запечатлел в своей работе лицо француженки Изабеллы Бойер, вдовы Айзека Зингера. Другие придерживаются мнения, что статуя Свободы унаследовала образ матери скульптора - Шарлотты. Какое мнение является истинным, до сих пор остается загадкой, которую вряд ли когда-нибудь удастся разгадать.

Как добраться

Ежегодно статую Свободы посещают свыше 4 млн туристов со всего света. Вход в Национальный парк острова свободный, однако, чтобы добраться до него придется потратиться на паром, а также пройти тщательный досмотр на причалах.

Паромы отходят из Нью-Йорка. Можно отправиться в путешествие к статуе Свободы с причала Бэттери Парк, что находится на Манхэттене, или же с Либерти Стейт Парк, что расположен в Джерси-Сити. Вход на статую - бесплатный, за паром придется заплатить взрослым 25 USD, детям 4-12 лет - 15 USD. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

В день празднования на Западе сатанистского Хеллоуина мы поговорим об изваянии, ставшим символом новой Атлантиды, как называют некоторые Соединённые Штаты Америки. Статуя свободы официально была открыта в Нью-Йорке 28 октября 1886. Чему посвящена она и кого изображает?

Об этом наша статья.

Официальная история

Скульптура является подарком Франции к Всемирной выставке 1876 года и столетию американской независимости. Статуя держит факел в правой руке и скрижаль в левой. Надпись на скрижали гласит «англ. JULY IV MDCCLXXVI» (написанная римскими цифрами дата «4 июля 1776»), эта дата является днём принятия Декларации независимости США. Одной ногой «свобода» стоит на разбитых оковах.

Посетители проходят 356 ступеней до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (западная географическая традиция насчитывает именно семь континентов: Африка, Европа, Азия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия).

Статуя свободы в цифрах:


  • Высота от верхней части основания до факела 46,05 м

  • Высота от земли до вершины пьедестала 46,94 м

  • Высота от земли до верхушки факела 92,99 м

  • Рост статуи 33,86 м

  • Длина кисти руки 5,00 м

  • Длина указательного пальца 2,44 м

  • Голова от макушки до подбородка 5,26 м

  • Ширина лица 3,05 м

  • Длина глаза 0,76 м

  • Длина носа 1,37 м

  • Длина правой руки 12,80 м

  • Толщина правой руки 3,66 м

  • Толщина талии 10,67 м

  • Ширина рта 0,91 м

  • Высота таблички 7,19 м

  • Ширина таблички 4,14 м

  • Толщина таблички 0,61 м

  • Толщина медного покрытия статуи 2,57 мм.

  • Общий вес меди, использованной для отлива статуи31 тонна

  • Общий вес её стальной конструкции 125 тонн.

  • Общий вес бетонного основания 27 000 тонн.

Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.

Обычно статуя открыта для посетителей, как правило, прибывающих на пароме. Из короны, в которую можно подняться по лестнице, открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань. В музее, расположенном в пьедестале, находится выставка истории статуи. К музею можно подняться на лифте.

Территория острова Либерти (Свободы) первоначально относилась к штату Нью-Джерси, впоследствии находилась в управлении Нью-Йорка, а в настоящее время находится в федеральном управлении. До 1956 года остров назывался «остров Бедлоу» (англ. Bedloe’s Island), хотя его ещё называли «островом Свободы» уже с начала XX века.

В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс» (The New Colossus), посвящённый статуе свободы. 20 лет спустя, в 1903 году, он был выгравирован на бронзовой пластине и прикреплен на стене в музее, находящемся в пьедестале статуи. Знаменитые последние строки «Свободы»:

«Keep, ancient lands, your storied pomp!» cries she
With silent lips. «Give me your tired, your poor,
Your huddled masses yearning to breathe free,
The wretched refuse of your teeming shore.
Send these, the homeless, tempest-tossed to me,
I lift my lamp beside the golden door!»

В русском переводе В. Лазариса:

«Вам, земли древние, — кричит она, безмолвных
Губ не разжав, — жить в роскоши пустой,
А мне отдайте из глубин бездонных
Своих изгоев, люд забитый свой,
Пошлите мне отверженных, бездомных,
Я им свечу у двери золотой!»

В более близком к тексту переводе:

«Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!»
Взывает молча. «Дайте мне усталый ваш народ,
Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

Что на самом деле символизирует статуя свободы

Статуя свободы (да-да, с маленькой буквы), если посмотреть на неё без пропагандистской мишуры — эта гигантская женщина в короне с семью лучами, с книгой и факелом в руке… кто она? Очередная сказка об американской мечте и идеалах демократии, национальная гордость несуществующей американской нации?

О подлинном происхождении и мытарствах скульптуры, о её истоках, берущих начало в несовместимых культурах или о финансовой стороне существования «леди», говорить не принято. Басня о подарке в честь дружбы Франции и США путешествует по миру столь же традиционно, как и румяный Санта Клаус — ещё одно детище коммерции. А мы всё же перелистаем несколько страниц истории назад и посмотрим, как всё было на самом деле.

Идея создания статуи принадлежит Фредерику Огюсту Бартольди — если можно назвать идеей создание неоригинального монумента, могущего похвастаться только фрагментами классического искусства да гигантскими размерами. Бартольди родился в 1834 году в богатой еврейской семье и учился у знаменитых мастеров Парижа — без особого усердия, зато переполненный честолюбивыми планами. Чтобы выбиться в люди, Бартольди прибег к помощи влиятельных родственников, имевших непосредственное отношение к Вольным каменщикам.

О влиянии масонства на создание США известно довольно много, начиная от отцов-основателей, до символики доллара. Пирамиды, стелы, всевидящее око и т.п. также украшают различные правительственные здания в США. Напоним, что представители их братства 4 июля 1776 года подписали Декларацию независимости, открывшую путь к созданию независимого государства (об этом мы писали в статье «Что такое США или зачем создавалось данное государство? (Часть первая)» http://inance.ru/2015/10/usa-01/).

«Что такое США или зачем создавалось данное государство? (Часть первая)» http://inance.ru/2015/10/usa-01/

Однако, о самом главном символе США — статуе свободы — как правило, не делается никаких связей с масонством.

Египетские наброски

В 70-е годы XIX века под контролем Вольных каменщиков в Египте происходило строительство Суэцкого канала. Сюда приехал молодой амбициозный Бартольди, и его воображение поразили величественные монументы этого края, пережившие тысячелетия. Так родилась в его голове мысль создать нечто столь же колоссальное и впечатляющее, что навсегда увековечило бы его имя. Встретившись с главой строительства, Фердинандом Лессепсом, Фредерик убедил его походатайствать о его плане. Предложение выглядело так: установить гигантскую статую при входе в будущий канал — она должна была быть вдвое выше Большого Сфинкса и служить в качестве маяка.

Бартольди решил не ждать музы, а на скорую руку смастерить какой-нибудь макет для рассмотрения местным правительством (именно ему и приписывалось предполагаемое финансирование проекта). Да и придумывать ничего было не нужно — это уже сделали древние греки, создавшие около 280 года до нашей эры Колосса Родосского — одно из семи чудес света. Эта громадная статуя атлетичного юноши, устремившего взгляд в море, была возведена на входе в гавань острова Родос и впоследствии частично разрушена землетрясением.

Бартольди «приодел» макет в египетскую одежду, в руку поместил амфору, а голову увенчал венком. Но Лессепс посоветовал ему использовать атрибуты древнеиранского бога Митры — бога мира, согласия, а впоследствии солнца.

Заметки на полях

Митра — индоиранский бог света и солнца, близкий древнегреческому Гелиосу. Его обычными атрибутами были колесница и золотой трон. Со временем культ Митры проник в Малую Азию и существенно изменился. Митра стал богом дружбы, который объединял, примирял, защищал, обогащал людей. Изображали его юношей в короткой, развевающейся одежде и фригийском колпаке. Культ Митры в начале нашей эры распространился в Римской империи, пользовался покровительством императоров, позже был вытеснен христианством.

Особенное фото головы Статуи Свободы на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.

Когда в Древнем Риме распространился культ бога Митры, то о боге Солнца стали рассказывать следующие легенды. Он был рожден скалой на восходе Солнца. В одной руке он держал меч, в другой руке факел. Митра боролся с Солнцем, завоевал его и стал таким образом его союзником. После этого он подчинил себе быка (символ античной цивилизации), затащил его в свою пещеру и убил его там. Кровь быка удобрила почву, и всюду буйно разрослись растения, фрукты и маленькие звери.

Бог Солнца был почитаем во всей Римской империи. Об этом ещё сегодня свидетельствуют четыреста мест жертвоприношений, сохранившихся с тех времен. Особенно почитали бога Митру простые люди, которые совершали культовые обряды в его честь. Благодаря солдатам митраизм стал известным в пределах всего тогдашнего мира. Известные сегодня места этого культа существуют в основном как алтари в скалах.

Митра с лучами и с орлом, ставшим потом символом США

Наряду с многочисленными символами в них выгравированы знаки зодиака. Сам бог Митра на них всегда занимает место Солнца — центрального созвездия древних римлян.

Таким образом статуя получила факел и семилучевую корону от бога Митры, хотя есть и другое божество, выглядящее аналогично. Стали думать над названием: «Прогресс, несущий свет в Азию»? Или заменить «прогресс» на «Египет»? И тут вспомнили о популярной во Франции картине «Свобода на баррикадах» живописца-романтика Эжена Делакруа. Слово «свобода» уже заманчиво «клеилось» к проекту статуи, но правительство отказалось тратить деньги на исполинского истукана — так что Бартольди несолоно-хлебавши вернулся во Францию.

Французское воплощение

Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах»

Время создания статуи совпадает со вступлением Бартольди в масонскую ложу (Эльзасско-Лотарингский филиал) — это был 1875 год.

А близился 1876 год — столетний юбилей американской независимости. Услышав в политическом кружке жалобы на отсутствие в Америке подлинных шедевров искусства, посвящённых Свободе, французский сенатор и член всё того же ордена Вольных каменщиков Эдуард де Лабуле решил оживить провалившийся в Египте проект. Всё это, разумеется, нужно было правильно преподнести в массы: решено было «подарить» статую Штатам «в знак дружбы между народами двух стран».

Но «подарок» пришлось оплатить — как французским, так и заокеанским простым гражданам. Был экстренно учреждён целый Франко-Американский союз, возглавляемый Лабуле, а в обоих государствах организовали комитеты по организации сбора средств. Причём во главе французского штаба стал никто иной как наш старый знакомый — Фердинанд Лессепс! Кампанию по сбору средств в Штатах возглавил Джозеф Пулитцер, впоследствии известный как создатель самой престижной журналистской премии, а тогда ещё — издатель газеты «New York World». Он с пониманием всех тонкостей воздействия на массы критиковал жлобов и толстосумов, обращаясь к простым американцам (коммерсант был не промах — это значительно подняло тираж его газеты). Никто точно не скажет нам, сколько денег отмыли дружелюбные господа на этом благом деле, но только в США таким образом изъяли из оборота 100 000 долларов.

Основную работу по созданию статуи проделал известный французский инженер Александр Гюстав Эйфель (Боникхаузен), тогда известный своей авантюрой по присвоению огромных средств за фиктивные работы во время строительства Панамского канала, но прославившийся благодаря сооружению в центре Парижа.

Эйфель тоже состоял в масонской ложе, а выпутываться из панамской аферы ему помог ещё один брат по ложе, который на тот момент занимал пост премьер-министра Франции.

Французский инженер Густав Александр Эйфель (слева) и Огюст Бартольди (справа)

Эйфель сделал все расчёты, а также спроектировал железную опору монумента и поддерживающий каркас, который затем обшивался металлическими листами. Далее вновь за дело взялся Бартольди, и добавил несколько современных деталей: у ног статуи он поместил «разорванные цепи тирании», больше похожие на цепи, которыми скована сама статуя.

В левую руку вложил Книгу Законов (Декларацию независимости), облачил теперь уже «леди» в римскую одежду.

Некоторые считают, что Бартольди придал ей черты лица своей матери — Шарлотты Бейсер, хотя при этом натурщицей выступила недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Исаака Зингера, предпринимателя в области оборудования каналов и швейных машин, выступавшего спонсором еврейских социалистов вместе с Ротшильдом.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Жена сергея лаврова - министра иностранных дел Урок-лекция Зарождение квантовой физики Урок-лекция Зарождение квантовой физики Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии Сила равнодушия: как философия стоицизма помогает жить и работать Кто такие стоики в философии